Особенности становления политических партий в россии доклад

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Средняя общеобразовательная школа № 3, филиал

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Работа экстерна 10 класса

Олейникова Олега Олеговича

Козлов Евгений Алексеевич

Подпись руководителя проекта _________/_______________/

ГЛАВА I. Политические партии РФ

1.1. Понятие политическая партия . 3

1.2. Правовое регулирование партий…………………..………………. 3

1.3. Требование к политическим партиям. 3

1.4. Основные цели политических партий………………………….….4

ГЛАВА II. История развития политический партий в современной России ……………………………………………………….…. 5

ГЛАВА III. Лидирующие политические партии РФ

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………… ……….14

Разнообразие интересов, ценностей, являющееся основополагающей характеристикой любого сложного и жизнеспособного общества, неизбежно обусловливает разные социально-философские и идейно-политические установки.

Люди с одинаковыми интересами и воззрениями в конечном итоге объединяются между собой для достижения общих целей совокупными силами.

Признание законности существования соперничающих фракций неизбежно привело к признанию законности политических инструментов, которые представляли эти интересы и фракции в системе власти. Такими инструментами, в конечном счете, и оказались партии, формировавшиеся путем приведения к общему знаменателю разнородных интересов и позиций, основных социально-политических сил общества.

Предметом данного проекта являются - политические партии современной России.

Целью данного проекта является – информирование о развитии политических партий в современной России.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

дать понятие политической партии;

рассмотреть основные функции и признаки партий;

проследить процесс становления и развития политических партий в современной России;

проинформировать о лидирующих политических партиях в Российской Федерации;

I . ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Понятие политическая партия

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления .

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Это означает, что в России на определенных законом основаниях могут созда­ваться, регистрироваться и осуществлять свою деятельность раз­личные общественные политические объединения.

Государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.

1.2. Правовое регулирование партий

Деятельность политических партий в Российской Федерации основывается на Конституции.

1.3. Требование к политическим партиям

руководящие и иные органы политической партии должны находиться на территории России.

действовать на основании Устава и в соответствии с ним

иметь программу, определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач.

политическая партия должна состоять не менее чем из 500 членов, а для регистрации регионального отделения - 5 человек.

иметь региональное отделение не менее чем в половине субъектов РФ; сами партии

своим уставом могут определять минимальную численность региональных отделений;

1.4. Основные цели политических партий

создание общественного мнения;

повышение политической грамотности населения;

выражение мнений населения, затрагивающих вопросы общественной жизни, оповещение властей о вопросах, которые беспокоят граждан;

выдвижение кандидатов (списков кандидатов) Партии на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

II. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Наиболее активный процесс образования партий в России наблюдался в конце 80-х — начале 90-х годов. Данный краткий, но бурный период отечественной политической истории стал первым этапом формирования многопартийности в стране.

Этот процесс был обусловлен рядом социально-экономических и политических обстоятельств. Одно из них — глубокое политическое отчуждение, назревшее в обществе по отношению к Коммунистической Партии Советского Союза (КПСС), которая как партия в единственном числе доминировала на советской политической сцене.

Так, по данным Центра социологических исследований, в ноябре 1989 г. доля населения, разуверившегося в прогрессивной общественной роли КПСС, значительно превышала долю верящих в ее способность вывести страну из экономического тупика и политического кризиса. Не только большинство населения, но и 37% опрошенных членов КПСС высказались в пользу создания в стране многопартийной политической системы. Иначе говоря, монопольное положение КПСС в политической жизни было утрачено.

В октябре 1990 года был принят закон СССР "Об общественных объединениях", признавший наличие в стране многопартийности.

12 декабря 1993 года состоялись Выборы депутатов Государственной думы Российской Федерации I созыва одновременно с выборами в Совет Федерации и принятием проекта новой Конституции России, по которой и учреждалась Государственная дума.

Второй этап развития многопартийности охватывает период 1992—2000 гг., характеризуется как в значительном количественном умножении партий и политических движений, так и в стремлении многих из них обрести социальную базу в различных слоях населения.

создание предпосылок для формирования сильных политических партий, усиления объединительных тенденций в партийном строительстве, стимулирование укрепления позиций федеральных партий на региональном уровне;

преодоление гипертрофированного состояния российской партийной системы, решение вопроса о статусе партий, фактически прекративших осуществление уставной деятельности;

ориентирование политических партий на участие в выборах и работе органов государственной власти и местного самоуправления как на важнейшую задачу их уставной деятельности.

Концепция закона отражала стремление к более четкому определению роли политических партий и их места в системе политических институтов современной России. В основу президентского законопроекта были положены следующие принципиальные позиции:

закрепление права на участие в выборах за политическими партиями, создание партий исключительно на общероссийском уровне.

установление рамочных требований к уставам политических партий (выборность и сменяемость их руководящих органов, демократическую процедуру выдвижения кандидатов в ходе проведения выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления).

введение государственного финансирования политических партий.

ужесточение требований, предъявляемых к партиям при создании и государственной регистрации, возможность ликвидации политических партий, в течение пяти лет не принимающих участия в выборах. Одновременно определялись четкие критерии участия партии в выборах.

с 1 января 2004 партии могли выдвигать кандидатов на выборах. Всем остальным политическим общественным объединениям было разрешено за оставшиеся 2 года преобразоваться в партии. В противном случае они теряли статус политических.

В конце 2004г. минимальная численность партии была повышена в 5 раз — до 50 тысяч человек. При этом в половине регионов она должна была иметь отделения по 500 человек (вместо прежних 100), а в остальных регионах — по 250 человек (вместо 50).

На выборах 2007 года политическая партия должна была перешагнуть 7%-ный барьер вместо ранее имеющегося 5%-ого. 7%-ный барьер – это достаточно высокая планка. Однако это должно стимулировать политические партии к активной работе и объединению .

Весной 2009 года было решено постепенно смягчить требования к численности партии: 1 января 2010 планка должна была опуститься до 45 тысяч (вместо 50 тысяч) членов партии при региональных отделениях по 450 (вместо 500) человек в половине регионов и по 200 (вместо 250) человек — в остальных, а 1 января 2012 — до 40 тысяч, 400 и 150 человек соответственно.

Кроме того, новое законодательство значительно облегчает саму процедуру регистрации партий, упрощает обязательную отчетность и предусматривает другие новшества, значительно облегчающие деятельность политических партий.

В связи с этим число новых политических партий в Российской Федерации начало стремительно расти: возрождаются прежде расформированные партии, регистрируются

новые. На июль 2012 года их насчитывается 35 партий. К концу 2013 года их численность составляла уже 65.

Существование множества партий ведет к появлению политической борьбы. Политическая борьба – это одна из важнейших сторон политической жизни, заключающаяся во взаимодействии различных политических сил между собой во имя достижения определенных политических целей. Объектом этой борьбы, в конечном счете, являются отношения власти, поскольку ее цель – достижение прочных позиций в политической системе общества и реализациями его воли. В основном политическую борьбу выигрывают более развитые партии, отражающие интересы широких масс населения.
Из всех действующих политических партий на территории Российской Федерации в 2021 году можно выделить 4 лидирующие партии, они имеют наибольшее количество членов в Государственной Думе, региональных парламентах и количества последователей.

III . ЛИДИРУЮЩИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лидер партии : с мая 2012 года – Медведев Дмитрий Анатольевич

Основными целями партии являются :

обеспечение соответствия государственной политики, решений, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, интересам большинства населения Российской Федерации .

политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности, органов государственной власти и органов местного самоуправления и влияние на формирование их политической воли, выражаемой ими в голосовании на выборах и референдумах.

Основополагающие ценности партии: благополучие человека, единство и суверенитет страны.

Реализуются приоритетные национальные проекты в области здравоохранения, образования, сельского хозяйства и жилищного строительства.

Является правящей партией - находится на первом месте в Государственной Думе, определяет государственную политику страны, партия оказывает решающее воздействие на принятие и исполнение законов.

Общая численность : свыше двух миллионов человек.

Государственной Думе РФ VII созыва - 343 места из 450.

В региональных парламентах - 2957 мест из 3982

Партия образована на II чрезвычайном съезде коммунистов России (13—14 февраля 1993 года) как восстановленная Коммунистическая партия Российской Советской Федеративной Социалистической Республики . Позиционирует себя как преемник К оммунистической партии Советского Союза на территории Российской Федерации.

Лидер партии : Зюганов Геннадий Андреевич

Идеология : марксизм-ленинизм, социализм, патриотизм

Основными целями партии являются :

гарантии свободного волеизъявления граждан, контроль избирателей над избранными представителями власти

проведения в целях мирного разрешения политического кризиса в стране досрочных выборов президента РФ и создания правительства национального спасения

восстановления дружбы и сотрудничества народов

поэтапного восстановления на добровольной основе единого союзного государства

возрождение традиций общинности и коллективизма, уважения к русскому языку и культуре, к языкам и культурам народов России.

Основополагающие ценности партии : единство, целостность и независимость Отечества, благополучие и безопасность, нравственное и физическое здоровье граждан, народовластие.

Является одной из трёх партий, участвовавших во всех выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания РФ , и одной из двух партий, которые были представлены во всех семи созывах Государственной Думы .

Набирает наибольшее количество голосов, находится на втором месте в Государственной Думе.

Общая численность : свыше ста шестидесяти двух тысяч человек .

Государственной Думе РФ VII созыва - 43 места из 450.

В региональных парламентах - 449 мест из 3982.

Оппозиционная парламентская партия политическая партия имеет полное наименование: Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России. С окращенное (краткое) наименование: ЛДПР.

Партия является прямой наследницей Либерально-демократической партии Советского Союза , созданной 13 декабря 1989 года. 18 апреля 1992 года преобразована из Либерально-демократической партии Советского Союза в Либерально-демократическую партию России на III съезде политической партии. 13 декабря 2001 года решением XIII съезда партии ЛДПР реорганизована из общероссийской общественно-политической партии в политическую партию.

Лидер партии : Жириновский Владимир Владимирович

Основными целями партии являются :

формирование общественного мнения;

политическое образование и воспитание граждан;

выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

Основополагающие ценности партии: благосостояние народа, процветание страны, защита интересов людей.

Партия находится на третьем месте в Государственной Думе .

Общая численность : свыше трехсот тысяч человек.

Государственной Думе РФ VII созыва - 39 мест из 450.

В региональных парламентах - 320 мест из 3982.

Левоцентристская оппозиционная парламентская партия. Полное наименование Партии – Социалистическая политическая партия "Справедливая Россия — Патриоты — За правду . Сокращенное (краткое) наименование Партии – партия "Справедливая Россия — За правду"

Лидер партии : Миронов Сергей Михайлович

Идеология: социал-демократи я, модернизированный социализм . Это проект последовательного, эволюционного строительства справедливого, свободного и солидарного общества, где интересы людей находятся на первом месте.

Основными целями партии являются :

строительство в России справедливого, свободного и солидарного общества;

содействие реализации стратегических задач развития страны – созданию достойного уровня жизни граждан Российской Федерации и формированию социального и эффективного государства;

обеспечение для граждан Российской Федерации социальной безопасности;

участие в формировании ответственной перед народом государственной власти;

содействие формированию институтов гражданского общества и культуры гражданственности в России;

Основополагающие ценности партии: справедливость, свобода и солидарность должны стать основой экономической политики. Эффективная экономическая политика сможет гарантировать социальную безопасность всем гражданам России.

Партия является самым активным депутатским объединением в Государственной Думе по количеству вносимых законопроектов. За период работы Госдумы 5 созыва фракция внесла более 250 законопроектов.

Партия находится на четвертом месте в Государственной Думе .

Общая численность : свыше 150 тысяч человек.

Государственной Думе РФ VII созыва - 23 места из 450.

В региональных парламентах - 230 мест из 3982.

Партии являются основным элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством.

Задача партий - превратить множество частных интересов отдельных граждан, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация участия граждан в политической жизни.

Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической жизни, принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или оказывают опосредованное влияние на него.

Немаловажной чертой деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры. Партия должна побуждать к движению вперед. Ей необходимо хорошо осмыслить и определить интересы социальной группы, которую она представляет, она обязана четко представлять формы и методы движения к осуществлению этих интересов.

Партии должны постоянно обновляться. Они должны быть привлекательными для молодежи, воспитывать кадры, которые хорошо понимают и представляют требования и нужды людей, а также самостоятельно оценивать изменения в политике и принимать соответствующие решения. Партия должна не только уметь прислушиваться к выражаемым требованиям, но и активно действовать, чтобы выявить и защищать эти требования ее сторонников расширять их ряды.

Деятельность политических партий является реальным показателем процесса становления гражданского общества, демократизации политической системы. И чем результативней становиться их работа, тем прочнее становиться гражданское общество.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

(дата обращения 07.12.2020). Режим доступа: свободный

Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для вузов. 2-е изд. - М., 1997. - С. 207

В последнее время события, происходящие на российской политической арене, вызывают особый интерес. Наша страна переживает очень противоречивый, но судьбоносный период свой истории. Вновь воссозданная многопартийность, свобода вероисповедания, слова и печати сегодня открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности. Однако наряду с этим, возникает и ряд трудно разрешимых проблем, главной среди которых выступает проблема участия населения в политической жизни страны.

Содержание

Введение
Понятие политической партии и подходы к её определению
Функции политических партий
Типология политических партий
Создание политических партий в РФ
Особенности формирования и возникновения партий в нашей стране (1989 г.- нынешнее время)
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

doc.1.docx

  1. Введение
  2. Понятие политической партии и подходы к её определению
    1. Функции политических партий
    2. Типология политических партий

    Одним из важнейших субъектов политических отношений в обществе являются партии. Они дают нам ключ к пониманию основополагающих принципов демократии, представительства, политического плюрализма, выборности должностных лиц, а также политики в целом.

    В последнее время события, происходящие на российской политической арене, вызывают особый интерес. Наша страна переживает очень противоречивый, но судьбоносный период свой истории. Вновь воссозданная многопартийность, свобода вероисповедания, слова и печати сегодня открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности. Однако наряду с этим, возникает и ряд трудно разрешимых проблем, главной среди которых выступает проблема участия населения в политической жизни страны. Таким образом, рассматриваемая тема на мой взгляд очень важна, особенно применительно к Российской Федерации, когда каждый гражданин должен ясно представлять роль партий в политическом процессе, когда и при каких обстоятельствах она образовывалась, поскольку в противном случае он не сможет сделать для себя правильный вывод о том, какую позицию по отношению к государственной власти он занимает и о том, что бы он желал в ней изменить.

    В своей курсовой работе я попытался дать понятие “политической партии”, дать некоторые характеристики присущие политическим партиям, показать их функции, типы, формы. Я подробно остановился на юридических аспектах возникновения партий и на исторические факты, связанные с этим процессом.

    Цель моей работы заключается в том, чтобы понять и рассмотреть ряд уникальных особенности возникновения партий в нашей стране.

    1. Понятие политической партии и подходы к её определению.

    Существует много различных подходов к определению сущности партии. Среди них можно выделить три основных:

    Очевидно, что большинство подходов определяют партию исходя из целого ряда важнейших отличительных черт и связанных между собой критериев. Один из авторитетнейших американских политологов Дж. Ла Паломбара попытался выделить четыре наиболее важных из них 1 :

    • Во-первых, идеологического порядка - всякая партия есть носитель идеологии или, по меньшей мере, особого видения мира и человека.
    • Во-вторых, партия - это структурно оформленная организация, т. е. относительно продолжительное по времени объединение людей, на самых разных уровнях политики от местного до международного. Это объединение единомышленников.
    • В-третьих, основной целью создания и функционирования политической партии является борьба за завоевание и осуществление власти.
    • В-четвертых, каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа - от голосования до активного членства, стремятся к расширению связей с массами, борется за политическое влияние в них.

    Итак, резюмируя, можно считать, что политическая партия является добровольным, долговременным союзом на идеологической основе, направленным на получение государственной власти либо участие в ней, преимущественно через избирательный процесс, причем власть для этого союза являться инструментом реализации политической программы.

    2.1. Функции политических партий.

    Функции партии, которые наиболее ярко демонстрируют ее место в политической системе, выражают необходимость решения двух групп задач: внутренних и внешних.

    К внутренним функциям можно отнести:

    • Организацию структуры партии и налаживание необходимых отношений между первичными организациями, а также между ними и вышестоящими партийными инстанциями.
    • Функцию политического рекрутирования, т.е. пополнения рядов партии за счет новых членов.
    • Решение финансовых проблем (контроль за положением партийной кассы).
    • Подготовку из числа членов партии политических лидеров и лиц, обладающих знаниями государственного руководства для других структур политической системы, в том числе и для выдвижения кандидатов в представительные органы власти.

    Внешние функции имеют более сложную структуру:

    Социальные Идеологические Политические Управленческие

    1. Социальные функции – одни из важнейших, так как партии являются ведущей частью системы социального представительства. Социальные интересы обретают форму политических целей, задач, решая которые, партии осуществляют связь различных социальных слоев, групп, как между собой, так и с государством и другими политическими институтами, способствуя при этом интеграции (или дезинтеграции) этих слоев и групп в существующую политическую систему. Таким образом, социальные функции включают в себя:

    • Работу партии с массами с целью расширения своих сторонников - будущих избирателей;
    • Разъяснение массам политической и социально – экономической ситуации, в которой живет общество, предложение платформы действий.
    • Социально – политическое просвещение и сплочение граждан на основе общности интересов;
    • Политическое воспитание (социализацию) граждан. Работу с молодежью с целью вовлечения ее в активную политическую деятельность, для обеспечения стабильности и преемственности в развитии общества.

    2. Идеологические функции - связаны с разработкой партийной идеологии, программных документов, а также с осуществлением партийной пропаганды.

    Современные крупные партии имеют свои научные центры, осуществляют социологические исследования, проводят эксперименты, определяют перспективы развития.

    3. Политические функции - в первую очередь связаны с:

    • Борьбой партии за политическую власть в обществе и ее осуществление на основе своих программных установок;
    • Организацией различных форм участия в политической деятельности;
    • Организацией оппозиции государственным органам, давлением на них, если их политика не отражает интересов тех слоев, которые представляет партия.
    • Налаживание контактов с другими политическими организациями и движениями как внутри страны, так и на международной арене.

    При подготовке к выборам партии осуществляют и электоральные функции (организация избирательной кампании), а после выборов они, как правило, реализуют парламентские функции через деятельность своих депутатов, объединенных в парламентские группы и фракции.

    4. Управленческие функции – осуществляются после победы на выборах, когда партии участвуют в формировании правительства или берут на себя ответственность по управлению государством, которая выражается в ответственности за деятельность лиц, выдвинутых ею. Поэтому партия должна контролировать деятельность своих лидеров независимо от надзора политических институтов.

    Полнота реализации всех этих функций, как внешних, так и внутренних, в том или ином обществе различна. Она зависит главным образом от уровня развития конкретного общества, социально – классовой сущности партии, а также от профессиональных качеств ее лидеров.

    2.2. Типология политических партий.

    Мир политических партий многообразен и изменчив: одни из них доминируют на политической сцене, другие только обозначают своё присутствие на ней; одни партии включают в свои ряды миллионы граждан, другие довольствуются несколькими тысячами членов. Никакая типология не может исчерпать всего богатства данного явления. Однако осмысление природы партий обусловило попытки их классифицировать и систематизировать. Переход от описательности на уровень теоретических обобщений позволил глубже проникнуть в природу партий и выявить их наиболее характерные признаки.

    В политической науке существуют различные системы классификации партий. В качестве основания типологизации используются различные факторы – функции, идеология, социальная база, методы деятельности и т.д. Так, сторонники институционального подхода пользуются организационным критерием; для либеральной традиции главной считается классификация с точки зрения характера идеологической связи; марксисты основную роль при классификации отводят классовому критерию.

    Не все типологии однако имеют одинаковое познавательное значение, но они отражают разные стороны политической действительности и помогают определить характер, место и роль в политической жизни общества конкретных партий. Исходя из этого, все многообразие классификаций политических партий можно представить в следующем схематичном виде:

    История создания политических партий в России

    Россия в конце XIX - начале XX вв.в политическом отношении представляла собой монархию с неограниченным самодержавным царем. О свободе слова, собраний, печати не было и речи. Что же касается политических партии и организаций, то они могли возникать и существовать лишь нелегально, подвергаясь всяческим гонениям со стороны властей.

    Нетрудно понять и некоторые особенности процесса формирования политических партий в России. Он шел с явным запозданием по сравнению с западноевропейскими странами.

    Все политические партии начала XX в. в соответствии с их видением будущего России можно разделить на три группы: социалистические, либеральные, монархические.

    Первые политические партии появились еще до начала революции. Причем это были партии, как правило, национальной и социалистической ориентации. Либеральные и монархические партии образовались лишь в ходе революции.

    Революционные партии закономерно стали возникать в России раньше либеральных и консервативных. Что касается законопослушных либералов, то они предпочитали использовать земства, научные общества (типа Вольного экономического, Географического и др.), различные культурно-просветительские организации, печать. Консерваторы же долгое время вообще не чувствовали потребности в создании собственных политических организаций, поскольку на них работали вся самодержавно-бюрократическая система и ее идеологический аппарат, а также церковь, дворянские корпоративные организации, культурно-просветительское Русское собрание (1900) и т.д. Как известно, переломным для них стал только 1905 г. Не будет преувеличением сказать, что процесс партийного строительства в России был тесно связан с ростом освободительного движения, вступившего в начале XX в. в новый и чрезвычайно важный этап своего развития. При этом большое значение имели такие факторы, как уровень социально-экономического развития страны в целом и каждого региона в отдельности, степень остроты национального вопроса, традиции борьбы с самодержавием на предыдущих исторических этапах, масштабы массовых социальных движений и прежде всего движения промышленного пролетариата, на которое в первую очередь делали теперь ставку российские марксисты.

    Поэтому состав не только руководящего ядра политических партий, но зачастую и рядовых членов был по преимуществу интеллигентским.

    1. Взрыв многопартийности

    В начале 1900-х годов в России впервые сложилась реальная предреволюционная ситуация. Налицо были и глубокое недовольство народных масс, и постоянно подогревавшие его революционные и оппозиционные движения и организации, и признаки явной неспособности власти контролировать обстановку в стране. Неудачная для России война с Японией 1904-1905 гг. еще больше дискредитировала царизм в глазах собственного народа и на международной арене.

    Переломным в настроении крестьянства стал1902 г., когда против помещиков поднялись сельские труженики 14 губерний Украины, Центральной России и Поволжья. Усилилось брожение на национальной почве в Закавказье, Финляндии, Царстве Польском. В 1899-1902 и в 1904 гг. произошли сильные студенческие волнения, явившиеся ответом на репрессивные меры правительства в отношении учащейся молодежи.

    Революция создала в России новую политическую атмосферу. Страна словно стремилась выговориться после многовекового молчания. Ослабление цензуры, появление сотен новых газет и журналов, созыв весной 1906 г. Государственной думы, публичное обсуждение самых острых политических вопросов, - все это способствовало стремительной политизации российского общества и готовило благодатную почву для образования все новых и новых политических партий.

    Последнее обещание можно было истолковать как завуалированное разрешение на создание не только разного рода профессиональных и профессионально-политических союзов, которые стихийно стали возникать после начала революции, но и политических партий, хотя никакого закона о них ни тогда, ни позже в России принято не было.

    В последние месяцы 1905 г. и в 1906 г. процессы партийного строительства проходили в России очень бурно. В октябре 1905г. родились Конституционно-демократическая партия (кадеты) и Партия правового порядка, в ноябре - Союз русского народа и Торгово-промышленная партия, в декабре - Партия демократических реформ, в феврале 1906 г. прошел I съезд Союза 17 октября (октябристов). Происходили определенные организационные подвижки и в существующих партиях. Так, весной 1906 г. объединились большевики, меньшевики, польские, литовские и латышские социал-демократы, а несколько позже к ним присоединился Бунд. У эсеров, наоборот, от основного ядра партии откололся в 1906 г. левацкий Союз эсеров-максималистов, возникла более умеренная Народно-социалистическая партия реформистского толка (энесы).

    Наконец, нельзя не учитывать специфику той обстановки, которая сложилась в России в 1905-1907 гг. и была связана с резким переходом от полного отсутствия политической свободы к некой полусвободе, когда у многих возникало вполне объяснимое желание как-то обозначить себя в политическом пространстве, найти свою нишу, завербовать сторонников, завести печатный орган. Причем если раньше путь от скромного политического кружка или группы до оформления партии растягивался на многие годы, то в обстановке революции он занимал часто месяцы и даже недели.

    При этом самыми крупными, массовыми политическими партиями в период первой российской революции были следующие пять: Союз русского народа, Союз 17 октября (октябристы), Конституционно-демократическая партия (кадеты), Партия социалистов-революционеров (эсеры) и Российская социал-демократическая рабочая партия, в которой были две фракции - большевики и меньшевики.

    большевистский меньшевистский революционный раскол

    2. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)

    Сторонники Ленина оказались в большинстве и при выборах в руководящий орган партии - ЦК. После этих выборов их и стали называть большевиками, а их противников внутри партии - меньшевиками.

    В 1905 году идейные разногласия привели и к организационному расколу - образовались две самостоятельные партии большевиков и меньшевиков. Меньшевики так и не создали для себя прочной социальной основы, большевики же под руководством В.И. Ленина превратились в чрезвычайно сплоченную, дисциплинированную и способную к самой активной деятельности партию. Эта организация очень успешно налаживала контакты с пролетарской средой и превращалась в опасную для царизма серьезную силу.

    Решающую роль в рождении большевизма сыграл его лидер и главный идеолог В.И. Ульянов (Ленин), пользовавшийся у своих единомышленников непререкаемым авторитетом. Его мощный интеллект, несомненный талант теоретика, искренняя убежденность в своей конечной правоте и способность заражать ею окружающих, помноженные на неординарные организаторские качества, силу воли и твердость характера, сделали Ленина признанным руководителем профессиональных революционеров-большевиков. Создание сильной подпольной партии, подготовка революции в России стали всепоглощающей страстью Ленина, обладавшего к тому же поистине магнетической способностью притягивать к себе сторонников и соратников.

    На первый план Лениным выдвигалась задача создания организации профессиональных революционеров, овладевших основами марксистской теории и умело ведущих конспиративную работу. При деспотическом самодержавном режиме, писал он, чем малочисленнее и дисциплинированнее организация, тем сложнее ее выследить, тем труднее арестовать ее членов. Социал-демократы обязаны смело проникать в массы рабочих, вербовать там своих сторонников, пропагандировать идеи Маркса, объединять все демократически настроенные элементы общества для участия в активных политических выступлениях, готовить их к всенародному восстанию.

    Это несколько странное для политического течения название закрепилось за частью российских марксистов после раскола, который произошел на II съезде РСДРП летом 1903 г.

    Сыграл свою роль в предыстории меньшевизма и оформившийся в 1897 г. еврейский Бунд. Однако рождение меньшевизма как особого течения в рабочем и социал-демократическом движении России было связано уже с новой полосой массовой революционной борьбы с царским самодержавием и буржуазией, начавшейся в первые годы двадцатого столетия.

    Именно тогда в России вырабатывалась принципиально новая модель нелегальной социал-демократической партии, нацеленной на подготовку и проведение демократической революции нового типа, которая должна была соединить антифеодальные, антибуржуазные и национально-освободительные черты и проходить при доминирующей роли городского пролетариата. При этом если большевики-ленинцы выступали носителями новых, более радикальных и близких к российской революционной традиции XIX в. тенденций, то меньшевики изначально тяготели к организационным нормам и тактике принятым во II Интернационале, хотя учитывали в какой-то мере и национальную специфику России.

    Основную часть меньшевиков составляли радикально настроенная интеллигенция (врачи, журналисты, учителя, адвокаты и др.), студенты, служащие. То, что мы знаем сегодня о меньшевистской интеллигенции, оставляет двойственное впечатление: с одной стороны, ее отличали высокие моральные качества, бескорыстие, самоотверженность, здравый смысл, неплохое знание марксистской теории; с другой - повышенная амбициозность, личное соперничество, быстрая смена настроений, определенный разрыв между словом и делом. Эти противоречивые черты во многом определяли и лицо меньшевизма в целом, который в своей практической политической деятельности заметно уступал большевизму, отличавшемуся неизмеримо большей сплоченностью, идеологической монолитностью, дисциплинированностью, умением учитывать настроения рабочих и крестьянских масс и разжигать их бунтарские инстинкты.

    Революция 1905-1907 гг. подняла деятельность меньшевиков на качественно новый уровень, позволив им выйти из подполья и принять активное участие в руководстве массовым движением, а также советами рабочих депутатов, в деятельности Государственной думы, многих профсоюзов и других легальных организаций.

    В целом работа меньшевиков шла достаточно успешно, и по ряду позиций они не уступали большевикам. Что же касается думской арены, то здесь тон задавали именно меньшевики, в первую очередь представители Грузии (И.Г.Церетели и др.). Сильны были позиции меньшевиков и в профсоюзном движении. Главным объектом своего воздействия меньшевики считали городской пролетариат. Большое внимание уделяли они руководству забастовочным движениям, включая и стачки на экономической почве, приносившие быстрые и ощутимые результаты в улучшении материального положения рабочих и условий их труда.

    . Различие большевистской и меньшевистской идеологий

    Споры меньшевиков с большевиками шли сначала по вопросам партийного строительства (вспомним хотя бы широко известную дискуссию, развернувшуюся на II съезде РСДРП вокруг формулировок первого параграфа устава, которые предложили Ленин и Мартов), затем распространились в 1904 - 1907 гг. на вопросы стратегии и тактики, а потом приняли уже интегральный идеологический и политический характер.

    И меньшевики, и большевики были сторонниками демократического централизма с ударением на второй части этого понятия. Но если большевики тяготели к строго дисциплинированной партии с единоличным лидером, построенной по принципу безоговорочного подчинения каждой нижестоящей организации вышестоящей и чем-то напоминающей духовно-рыцарские ордена средневековья, то идеалом меньшевиков были социалистические партии II Интернационала. В 1905 г. обе фракции РСДРП встали на путь демократизации своих уставных норм, причем меньшевики расширили права местных организаций значительно больше, чем ленинцы. Характерно, что после объединения в 1906 г. большевики и меньшевики стали руководствоваться новым партийным уставом, первый параграф которого с перечнем обязанностей члена партии был сформулирован теперь в ленинском духе, т.е. требовал личного участия каждого партийца в работе той или иной партийной организации. В уставе 1903 г. по предложению Мартова было записано, что каждый член партии должен оказывать ей регулярное личное содействие под руководством одной из ее организаций.

    В отличие от большевиков меньшевики гораздо терпимее относились к различным оттенкам взглядов в своих рядах. У них не было единоличного лидера, и внутри фракции всегда существовало несколько течений и группировок, которые вели между собой достаточно острую полемику.

    Многопартийность была ликвидирована в советской России в конце 1917-го - начале 20-х годов отнюдь не в результате политического краха, внутреннего распада и самороспуска всех иных политических партий, кроме большевистской, как утверждала советская официальная историческая наука, а из-за невозможности их существования в условиях большевистской диктатуры.

    Тоталитарная власть партии-государства (РКП(б) - ВКП(б) - КПСС) охватывала и определяла все стороны жизни общества.

    Список использованной литературы

    . Политические партии России : история и современность / Под ред. проф. А.И.Зевелева, проф. Ю. П. Свириденко, проф. В. В. Шелохаева.- М.:Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),2000

    . Политические партии России в контексте ее истории: учеб. пособие / Коллектив авторов. Рук. авт. коллект. С.М. Смагина.- Ростов-на-Дону,1998

    . Политические партии России, конец XIX - первая треть XX в.: Энциклопедия.- М.,1996

    . Тютюкин, С.В. Политическое пробуждение России на рубеже XIX - XX веков // Политические партии России: история и современность.- М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000.

    Традиционным является определение политической партии как наиболее активной и организованной части класса, которая выражает и отстаивает его интересы посредством политической борьбы. Однако это определение страдает односторонностью. Знакомство с программами партий показывает, что в них содержатся требования, защищающие интересы не только того класса, которому принадлежит партия. Например, требования по рабочему, аграрному и национальному вопросам содержались в программах всех партий независимо от классовой принадлежности.

    Процесс возникновения политических партий в России начался в неблагоприятных социально-экономических условиях и происходил под влиянием следующих факторов:

    - отсутствием политических свобод;

    - спецификой экономического строя [4].

    Нужно отметить следующие особенности формирования политических партий в России:

    - ни одна страна в мире не имела такого количества партий, как Россия. Если в конце XIX в. было создано всего три политические партии, то только за первые шесть лет XX в. - свыше 50, а в 1917-1920 гг. - около 90. Это объясняется, прежде всего, многонациональным составом населения и разновременностью созревания самосознания различных слоев населения;

    - как и в других странах, в России партии не появились сразу в готовом виде. Вначале в передовых группах класса или даже классов возникали определенные идейно-политические настроения. Они чаще всего закреплялись созданием кружков. Затем оформлялись направления общественно-политической мысли, представители которых группировались вокруг журналов или газет. Среди этих аморфных образований как в области мировоззрения, так и в организации постепенно происходило классовое и политическое размежевание, и чаще всего образовывалась не одна, а несколько партий.

    Все это замедлило процессы классовой консолидации в России. Формирование в ней политических партий началось в конце XIX века, а завершилось в период первой российской революции 1905-1907 гг. [2].

    В отечественной истории принята следующая классификация партий:

    - всероссийские – отражали интересы класса (слоя) в целом, независимо от национальной принадлежности;

    - национальные – выражали интересы класса (слоя) определенной нации.

    2) по категориям:

    3) Деревянко А.П. предложил следующую классификацию партий в зависимости от политических целей, средств и методов достижения целей партии:

    - левые [социал-демократическая - меньшевики; социалистическая (пролетарская) - большевики; неонародническая (социалисты-революционеры) - эсеры, трудовики и др.];

    - либеральные [кадеты (конституционные демократы)];

    - консервативные [октябристы (Союз 17 октября)];

    - анархические [> 20 групп, разделявших идеи П.А.Кропоткина, М.А.Бакунина] [2].

    Рассмотрим основные партии, сформировавшиеся в России в начале XX века:

    1). Партия российских социал-демократов – сформировалась до начла революции.

    Первая попытка создания социал-демократической партии в России была предпринята в марте 1898 г. на I съезде в Минске, но она не имела успеха (ни программа, ни устав не были приняты) - делегаты съезда были арестованы.

    В программе предусматривалось два этапа революции. На первом - программа-минимум - реализация буржуазно-демократических требований: ликвидация самодержавия, ограничение рабочего дня 8 часами; введение всеобщего, равного, прямого избирательного права и других демократических свобод; возвращение крестьянам отрезков и предоставление им права свободного распоряжения землей; отмена выкупных платежей, возвращение крестьянам сумм, взятых в форме выкупных и оброчных платежей. На втором - программа-максимум - осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата.

    Однако идейные (программные) и организационные разногласия раскололи партию на большевиков (сторонников Ленина) и меньшевиков (сторонников Л. Мартова):

    - большевики стремились превратить партию в узкую организацию профессиональных революционеров и были за введение в программу идеи диктатуры пролетариата (установление политической власти рабочих для построения социализма и в будущем бесклассового общества);

    - меньшевики не считали Россию готовой к социалистической революции, выступали против диктатуры пролетариата и предполагали возможность сотрудничества со всеми оппозиционными силами.

    Несмотря на раскол, РСДРП взяла курс на разжигание рабоче-крестьянского движения и подготовку революции [9].

    2) Партия социалистов-революционеров (эсеров) – возникла до начала революции.

    В 1902 г. было провозглашено создание партии. Ее руководителями были В.М.Чернов, А.Р.Гоц, М.А.Натансон, Е.К.Брешко-Брешковская и др. В партию входили учителя, агрономы, инженеры, представители рабочего класса и крестьянства.

    В качестве действенного средства борьбы с властями эсеры признавали индивидуальный террор. За 1905-1907 гг. эсеры провели 204 террористических акта. Но к террористическим актам были причастны не только эсеры, но и другие политические партии. Приведем пример. Из наиболее крупных террористических актов можно назвать убийство 2 февраля 1905 г. в Москве эсеровским боевиком И.П. Каляевым великого князя Сергея Александровича. В этом же году 28 июня убит московский градоначальник граф П.П. Шувалов. Убийство совершил эсер П.А. Куликовский. 7 августа 1905 г. в Ростове-на-Дону боевики РСДРП зверски убили начальника Ростовского отделения Владикавказского жандармского полицейского управления железных дорог подполковника И.В. Иванова. 22 ноября в Саратове эсерка А.А. Биценко в упор застрелила генерала В.В. Сахарова. Одно из самых громких убийств 1906 г. - это убийство 16 января советника Тамбовского губернского правления Г.Н. Луженовского на станции Борисоглебск. Советника застрелила в упор эсерка М.А. Спиридонова. В этот же день в центре Тифлиса грузинский меньшевик А.П. Джорджияшвили (Джиошвили) бросил бомбу в коляску начальника Закавказского генерального штаба Ф.Ф. Грязнова. Генерал от сильных ранений погиб на месте. 25 марта эсер В.В. Чекальдин бросил бомбу в экипаж тверского губернатора П.А. Слепцова. Губернатор был разорван на куски. 1 июля в Петергофе был застрелен эсерами генерал-майор С.В. Козлов. Его убили, приняв за петербургского градоначальника Д.Ф. Трепова. 7 августа эсеры-максималисты совершили взрыв на служебной даче премьера Столыпина. Столыпин не пострадал, но погибло 30 человек, в том числе посетители, среди них дети, старики и одна беременная женщина. 21 декабря эсеры убили петербургского градоначальника В.Ф. фон-дер-Лауница, когда он присутствовал на открытии клиники накожных болезней. 25 января 1907 г. в театре отравленными пулями из револьвера убит пензенский губернатор Н.В. Александровский.

    Поразительно, что очень часто убийства сопровождались грабежами, к которым причастны все революционные партии (основные деньги шли партиям именно от грабежей банков, почтовых вагонов, пароходов, различных лавочек и магазинов и просто частных лиц).

    Многочисленные жертвы терроризма и грабежей точно не подсчитаны до сих пор. В основном гибли плохо вооруженные городовые, полицейские и сторожа. В источниках о количестве жертв можно встретить разные цифры. По некоторым сведениям, только правительственных служащих погибло до 5 тыс. человек [1].

    3) Монархические партии – свое развитие получили в ходе революции.

    Возникновение традиционалистских монархических партий и групп было связано с усилением оппозиции самодержавию. Своей главной задачей они считали защиту существующих в стране порядков. Были созданы следующие партии:

    Основные положения программ монархических партий:

    - сохранение самодержавной формы правления как исконной и единственно возможной;

    - сохранение единой и неделимой России: по мнению монархистов, федерализм мог привести только к расколу и гибели страны;

    - критика бюрократических порядков в стране как компрометирующих самодержавие;

    - предоставление крестьянам права приобретать землю в частную собственность при сохранении общинных порядков;

    - в отношении Государственной думы часть монархистов считали, что она должна быть только законосовещательным органом, другие - что законодательным.

    Значительное внимание черносотенцы уделяли борьбе с хаосом и анархией в стране и наведению в ней жесткого порядка. По данным прессы, только за осень 1905 г. от рук черносотенцев погибло около 4 тыс. человек, в том числе большевики Н. Э. Бауман и Ф. А. Афанасьев. Около 10 тыс. было искалечено.

    В I и II Государственных думах представительство черносотенцев было незначительным, однако в III и IV Думах они были представлены достаточно широко [2].

    4) Либеральное движение в России – возникло и оформилось во время революции.

    - превращение России в демократическое государство, в котором гарантированы равенство всех граждан перед законом и основные демократические права и свободы (совести, слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенность личности и жилища);

    - государственное устройство - демократическая избирательная система и законодательные полномочия Государственной думы;

    - в аграрном вопросе: обязательная продажа сдаваемой помещиками в аренду земли и формирование специального фонда земель для передачи малоземельным крестьянам;

    В целом программа партии кадетов была рассчитана на развитие России по капиталистическому пути западного образца и по сравнению с политикой правительственного лагеря была прогрессивна. В годы первой российской революции влияние партии кадетов среди определенных социальных слоев по сравнению с другими партиями было значительным [4].

    - сильная, пользующаяся доверием народа власть;

    - единство и неделимость Российского государства;

    - конституционный строй и демократические права для граждан России;

    - основа экономики - частная собственность;

    - уравнение крестьян в правах с другими сословиями, переселенческая политика, продажа крестьянам государственных и удельных земель, в крайнем случае - частичное отчуждение помещичьей земли за выкуп.

    Октябристы выражали готовность к диалогу с властью и надеялись, что монархия пойдет на более тесный союз с предпринимательскими и финансовыми кругами, передав им часть властных полномочий [11].

    Таким образом, к началу первой русской революции в стране были созданы или находились в процессе формирования политические партии, представлявшие интересы различных социальных слоев общества. Особенности системы политических партий России в начале XX в. были следующими:

    - не было правительственной партии, поскольку Совет министров назначался не Думой, а лично царем и все российские партии в той или иной мере находились в оппозиции правительству, критикуя его политику либо слева, либо справа;

    - ни одна российская политическая партия до февраля 1917 г. не прошла испытания властью;

    - слабым местом политической системы России начала XX в. был механизм функционирования многих партий (нелегальный или полулегальный);

    - в Государственной думе были представлены далеко не все партии;

    Однако, несмотря на специфику образования как общероссийских, так и национальных политических организаций, партии возникали и развивались в русле общих закономерностей. Тем самым было положено начало многопартийности в России [2].

    1.4 Основные предпосылки революции и ее задачи

    Сложный и противоречивый характер социально-экономического и политического развития страны обусловил возникновение революционного кризиса. Исходя из рассмотренного выше материала, в числе предпосылок революции можно выделить:

    - противоречие между начавшейся в стране капиталистической модернизацией и сохранением докапиталистических форм хозяйства (помещичье землевладение, община, малоземелье; аграрное перенаселение, кустарная промышленность);

    - мировой экономический кризис начала XX в., сказавшийся на экономике России.

    2 социальные - комплекс противоречий, сложившихся в обществе как вследствие развития капитализма, так и вследствие его незрелости (помещики - крестьяне, буржуазия - рабочие, кулаки - бедняки, власть - народ, власть - интеллигенция - народ);

    - обострение социально-политической обстановки в стране вследствие поражения в Русско-японской войне 1904—1905 гг.;

    - полное политическое бесправие, отсутствие демократических свобод и высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций.

    Расстановка социально-политических сил накануне революции была представлена тремя основными направлениями:

    1) консервативное, правительственное направление, основу которого составляли представители значительной части дворянства и высшего чиновничества. Существовало несколько течений - от реакционного до умеренно- или либерально-консервативного. Программа: сохранение в России самодержавной монархии, создание представительного органа с законосовещательными функциями, защита интересов дворянства, расширение социальной опоры самодержавия за счет крупной буржуазии и крестьянства;

    3) радикально-демократическое направление, представленное радикальной интеллигенцией, стремившейся выражать интересы рабочего класса и крестьянства. Программа: уничтожение самодержавия и помещичьего землевладения, созыв Учредительного собрания, провозглашение демократической республики, решение аграрного, рабочего и национального вопросов радикально-демократическим путем.

    Основные задачи, которые были поставлены перед революцией:

    - свержение самодержавия и установление демократической республики;

    - ликвидация сословного неравноправия;

    - введение свободы слова, собраний, партий и объединений;

    - уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей;

    - сокращение продолжительности рабочего дня до 8 ч;

    - признание права рабочих на стачки и создание профессиональных союзов;

    - установление равенства народов России.

    В осуществлении этих задач были заинтересованы широкие слои населения. В революции участвовали: большая часть средней и мелкой буржуазии, интеллигенция, рабочие, крестьяне, солдаты, матросы и др. Поэтому она была общенародной по целям и составу участников и имела буржуазно-демократический характер [2].

    Читайте также: