Социалистическая правовая семья доклад

Обновлено: 16.05.2024

Социалистическая правовая семья в недалеком прошлом составляла третью по распространенности в мире правовую семью. К ней принадлежали правовые системы СССР, а также стран, составлявших социалистический лагерь в Европе, Азии и Латинской Америке. При значительном сходстве с континентальным правом данная правовая семья имела существенные особенности, во многом обусловленные ее явно выраженным классовым характером. Она сформировалась на основе марксистско-ленинской теории о новом типе права, которое должно быть тесно связано с государственной политикой и служить орудием государственной власти.

Для данной правовой семьи было характерно:

господство публичного права над частным;

подчиненное положение закона в правовой системе по отношению к партийно-административным решениям;

отрицание возможности суда выступать в роли создателя правовых норм.

В то же время социалистическим правом была воспринята, хотя и в несколько модифицированном виде, отраслевая классификация, использовались формы и приемы кодификации, свойственные романо-германской правовой семье, издаваемые правотворческими органами нормы права носили обобщенный характер. Произошедший распад СССР и последовавшие за ним изменения в политической сфере повлекли за собой отказ от использования ряда принципов социалистического права и реформу правовой системы России. В настоящее время эта реформа продолжается, и в научных кругах обсуждаются несколько ее вариантов. Одним из них является “возвращение” национальной правовой системы России в лоно континентального права, ее сближение с романо-германской правовой семьей как наиболее родственной. Собственно, такое сближение уже началось. О нем свидетельствует признание главенствующей роли Конституции РФ среди иных источников права, принципа верховенства закона, ведущей роли частного права по отношению к праву публичному и др. Аналогичные изменения происходят и в национальных правовых системах бывших социалистических стран. Однако в некоторых из них (Китай, Северная Корея) социалистическое право сохраняется и по настоящее время.

1.4 Мусульманская правовая семья

Мусульманская правовая семья охватывает более 50 государств, расположенных от западной оконечности Африки до тихоокеанских островов, где проживают около 900 млн. человек, исповедующих ислам (Алжир, Египет, Иран, Марокко, ОАЭ, Турция и др.). Мусульманское (исламское) право представляет собой совокупность норм религиозного характера, основанных на исламе. Согласно исламу право дано людям Аллахом через пророка Мухаммеда - раз и навсегда. Однако оно нуждается в разъяснениях и толкованиях. Вот почему основными источниками мусульманского права являются:

1) Коран - священная книга ислама. По мусульманским поверьям считается, что Коран - это речь самого бога, с которой он обратился к Мухаммеду на чистейшем арабском языке;

2) Сунна - сборник преданий (хадисов) о жизни пророка Мухаммеда;

3) Иджма - сводный комментарий средневековых правоведов -знатоков ислама;

4) Кияс - правила применения шариата к новым жизненным ситуациям по аналогии.

Мусульманское право представляет собой яркий пример “права юристов”, созданного учеными-богословами и учеными-юристами на основе неполных предписаний Корана и казуистических положений Сунны. В случае если предписания Корана или Сунны являются слишком общими или в них существует пробел относительно правил поведения в данной конкретной ситуации, то поиск таких правил осуществляется на основе рационального толкования предписаний ислама - иджтихада. Его имеют право давать только специальные мусульманские правоведы, облеченные правом на иджтихад, - муджтахиды. Суть иджтихада заключается в том, чтобы на не имеющий готового решения вопрос найти такой ответ, который бы соответствовал шариату. При этом муджтахид не создает нового правила поведения, а лишь ищет и извлекает его, обнаруживает изначально содержащееся в шариате - если не в его точных положениях, то в многозначных предписаниях или общих принципах. Выработанные муджтахидом оценки не могут противоречить однозначным предписаниям Корана и Сунны. Судьи же при рассмотрении дела обычно не обращаются к Корану или Сунне, а ссылаются на мнение муджтахида. Мусульманское право отличают архаичность многих правовых институтов, казуистичность норм, отсутствие деления права на частное и публичное. Однако начиная со 2-й половины XIX в. наблюдается тенденция сближения мусульманской правовой семьи с европейскими. В частности, это выражается в усилении роли закона как источника права и принятии рядом стран Ближнего Востока кодексов западного образца. Стоит особо отметить проведенную в 1869-1877 гг. кодификацию ряда отраслей и институтов мусульманского права, итогом которой стало издание Маджаллы -своего рода гражданского и процессуального кодекса Османской империи. Маджалла стала первым и пока единственным нормативно-правовым актом, закрепившим в широких масштабах нормы мусульманского права в виде закона. В некоторых странах Арабского Востока (Ливане, Иордании, Кувейте) отдельные нормы Маджаллы применяются и в настоящее время.

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 66972
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Говоря о социалистическом праве, мы, прежде всего, имеем в виду советское право. Это обусловлено тем, что СССР оказало сильное влияние на развитие права в других европейских странах, которые строили свои правовые модели по модели СССР.

История создания и развития Социалистического права.

Возникновение социалистических систем законодательства связано с появлением в XX в. социалистических стран и соответствующего законодательства - сперва в России, после Октябрьского переворота 1917г., а после Второй мировой войны и в целом ряде стран Восточной Европы, Азии и Латинской Америки.

Однако следует признать, что существуют фундаментальные различия между структурой, институтами, образом мысли и мышления социалистических и несоциалистических стран.

Развитие советского права с 1917г. включает три главных этапа. Первый (от Октябрьской революции до принятия Конституции СССР 1936г.) - построение социализма. Второй (начиная с 1936г. и до 1985г.) должен был быть периодом развития социалистического права к коммунизму, но оказался периодом стагнации. Третий период - Перестройка.

Итогами первого периода стали: прекращение эксплуатация человека человеком; производственные силы отданы в распоряжение общества и эксплуатируются в интересах всех; многонациональное государство разрешило конфликты между народами; впервые в мире построено социалистическое государство, создана социалистическая правовая система и открыт путь к построению коммунизма.

Второй период не принес желаемых результатов. СССР не удалось достичь коммунистической стадии, на которой государство заменится самоуправлением. Советское право также не отмерло, оно стало более обширно императивно.

В результате Перестройки было разрушены все основы, построенные коммунистической партией. Были проведены политическая и экономическая реформа. В 1991г. СССР прекратил свое существование.

В итоге Второй мировой страны восемь государств в Европе стали под разными названиями социалистическими республиками. По своим главным направлениям развитие европейских социалистических стран шло по тому же пути, что и Советский Союз.

В этих странах были отменены нормы, отражавшие классовый характер права. В целом же старое право сохранилось. Благодаря исторической традиции в этих странах существовало демократическое сознание, которого не было в СССР. Это демократическое сознание после распада Советского Союза ведет эти страны к возвращению в Романо-германскую правовую семью.

Система советского права по внешнему виду с некоторыми оговорками остается такой же, как и система права Романо-германского типа.

Конституционное право. Характерны две черты конституционного права: ведущая роль, отведенная коммунистической партии, и осуществление власти и управления Советами всех уровней. Если отсутствует одна из этих черт, то такая страна не может быть отнесена к социалистическим.

Административное право. Советского юриста интересует прежде всего те большие новые проблемы, которые выдвигаются в административном праве. Здесь на первый план выступает социалистическая собственность. Право стремится умножить формы контроля за рациональным использованием собственности в процессе управления ею и формы охраны от всякого рода расхищений и присвоений.

Гражданское право. Центральным в гражданском праве являются новое понятие социалистической собственности, ее различные формы, правовой режим, гарантии. Регламентация личной собственности отодвинута на второй план.

Собственность. Для советского права институт собственности - это совокупность норм, которые определяют не только порядок присвоения материальных благ и переход права собственности на имущества, но также порядок управления имуществом и относящиеся к нему юридические действия.

Единству режима собственности в странах романской системы советское право противопоставляет три различных режима - личной собственности, кооперативной собственности и государственной собственности.

Частная собственность переименована в личную собственность, чтобы подчеркнуть, что собственность может быть использована исключительно для удовлетворения потребностей лица в соответствии с назначением объекта собственности, но не для извлечения доходов или спекуляции.

Примером кооперативной собственности является колхозная собственность. Эту форму собственности нельзя рассматривать ни как расчленение собственности, ни как подлинно вещное право. Право пользования является бессрочным.

Еще более своеобразна социалистическая собственность в области промышленного производства и сельского хозяйства (совхозы). Социалистическая собственность охватывает две категории имущества, режим которых весьма отличен друг от друга. Это основные средства и оборотные средства, или, более конкретно, земля, здания, сооружения, с одной стороны, сырье и готовая продукция - с другой. Первые предназначены для постоянного использования, а вторые специально предназначены для отчуждения. Субъектами права государственной собственности является государство (народ, нация).

Договоры. Советское право дает договору точно такое же определение, какое принято в Романо-германской правовой системе. Однако их функции различны.

Под источником права советский юрист понимает, прежде всего, экономический строй общества, который, согласно марксистской доктрине, обуславливает и определяет правовую систему данной конкретной страны. В этом смысле основной источник советского права образует соединение двух факторов: обобществления средств производства и установление в стране власти народа. И только во вторую очередь говорят о формах права, называя источниками права те технические приемы, с помощью которых в данной стране и в данный период создают, находят или уточняют юридические нормы.

Очевидно и неоспоримо, что закон в широком смысле слова представляет собой основной источник советского права. В социалистических странах первенство закона связано с тем, что в нем видят наиболее естественный способ создания права, которое при этом отождествляется с волей правящих.

Советский Союз. Закон в формальном смысле - это всякий акт, принятый парламентом и промульгированный исполнительной властью; закон в материальном смысле - это акт, который не исходит обязательно от законодательной власти, но содержит в себе нормы общего значения, устанавливающие определенные правила поведения.

Законодательная власть в стране осуществлялась исключительно Верховным Советом СССР и Верховными Советами союзных республик. При этом право законодательной инициативы принадлежит широкому кругу субъектов: Верховному Суду СССР, Генеральному прокурору СССР и др. Для применения изложенного принципа использовалась практика постоянного делегирования функций Верховного Совета на период между сессиями его органу - Президиуму. Таким образом, законотворчество осуществлялось преимущественно Президиумом, решения которого затем одобрялись Верховным Советом. Контроля за конституционностью законов не существовало, и, кроме того, Верховный Совет мог беспрепятственно менять Конституцию. Однако к принятию законов Верховным Советом прибегают тогда, когда хотят придать закону особую значимость; практически чаще всего используется форма указа, издаваемого Президиумом Верховного Совета.

Толкование законов советскими судьями должно быть не грамматическим, а логическим, направленным на то, чтобы увидеть в тексте закона его подлинный смысл с учетом всей системы действующего права и основных принципов государственной политики.

Другие страны Восточной Европы. Как и в СССР, во всех европейских социалистических государствах основной источник права - закон. И здесь государственная власть сконцентрирована в парламенте, который один лишь правомочен определять политику страны и издавать законы. Однако, имеются и отличия. Так в Югославии в 1963г. создан Конституционный суд, правомочный просить парламент вновь рассмотреть принятый им закон, который суд считает неконституционным.

Толкование законов мало чем отличается от принятого в СССР. Оно должно быть строгим, что неоднократно подчеркивалось в юридической литературе этих стран.

Для судебной практики исключается возможность выступать в роли создателя норм права, и она строго ограничена ролью интерпретатора права. Суды не призваны ни создавать право, ни развивать его, приспосабливая к обстоятельствам. От судей требуется только применение права.

Тем не менее, роль судебной практики весьма значительна. Ссылки на судебные решения помогают более живо и конкретно разъяснить предписания закона. Судьи уточняют, как следует понимать конкретный закон, восполняют пробелы в законодательстве.

В других социалистических странах судебная практика играла несколько большую роль, чем в СССР. Это подтверждает сравнение сборников судебной практики, издаваемых в СССР и других странах социалистического права.

В советском праве обычаю отводят весьма ограниченную роль. Обычай сохранял в СССР некоторую значимость лишь в той мере, в какой он необходим или полезен для толкования и применения закона, или в тех немногочисленных случаях, когда сам закон отсылает к обычаю, отводя ему определенную сферу.

Относительно доктрины можно сделать некоторые замечания, связанные с особенностями советской правовой системы. Говоря о доктрине и ее роли в советском праве, то имеют в виду не только юридические работы, опубликованные в стране. Прежде всего, требуют внимания документы, которые достаточно авторитетно формулируют марксистско-ленинскую доктрину. Право в СССР рассматривается как реализация этой доктрины: она служит и основой государственной политики.

Такого рода документы, как партийные программы и решения, не образуют право в собственном смысле этого слова. Однако их доктринальное значение неоспоримо, ибо в этих документах содержится изложение марксистско-ленинской теории в ее современном звучании по самым разным вопросам.

Юристы других социалистических стран, более приверженные к западной концепции интеллектуальной свободы и сохранившие более тесные связи с Западной Европой, не столь доктринальны, как советские авторы.

Характерным признаком социалистической правовой семьи можно назвать выраженную составляющую социалистической идеологии. Примером для формирования правовых систем данной семьи выступила советская правовая система. Какими же были ее главные особенности? Эта правовая система была в значительной степени идеологизированной; именно право декларировало, а также на формальном уровне закрепляло власть народа, равенство и справедливость на социальном уровне. Роль государства в подобной системе можно назвать всеобъемлющей.

На реальной практике в государствах социалистической правовой семьи утверждается явный монополизм единственной партии, избирательная система, а также процесс принятия конкретных законов начинают, соответственно, заниматься обслуживанием интересов партийно-государственного аппарата.

Наиболее важные для жизни вопросы нередко регулируются не столько законами, сколько подзаконными актами, инструкциями, нередко полусекретными либо же секретными.

Социалистическое право никак не воспринимало идеи естественных прав индивида; к богатым людям, к примеру, оно допускало применение наиболее жестких и при этом не в полной мере справедливых мер. Законность, если требовал случай, подменялась целесообразностью, что приводило к системному, а также сознательному нарушению государством и его представителями правовых норм.

Публичность права в социалистическом обществе

Полностью все право в социалистическом обществе обычно является строго публичным; при этом большинство институтов гражданского права, в частности, институт собственности, получили публично-правовой характер.

Это вполне ясно: ведь преобладающая доля собственности является государственной собственностью, и именно ей отдается приоритет.

Разделение властей никак не признавалось. Абсолютно все ветви власти, по сути, находились в услужении у власти исполнительного характера. Логично, что не существовало независимого парламента, а также независимого суда. Конституционный суд не существовал; не существовало практики контроля над конституционностью имевшихся законов. Права, которые были декларированы конституцией, нередко становились фикцией.

В наши дни большая часть правовых систем, ранее входивших в социалистическую правовую семью, после некоторых изменений вошли в правовую семью романо-германского права.

Стоит также заметить, что в большей части европейских государств социалистические, а также социал-демократические партии по итогу выборов усиливают свое присутствие в парламентах; иногда лидеры подобных партий становятся никем иным, как главой государства. С помощью парламентов проводятся законы касательно расширения государственного присутствия в экономике, увеличении социального характера государства. В этом случае повсеместно применяется исторический опыт, а также социальная практика СССР и других социалистических государств.

Понятие обычно-правовой семьи

Система обычного права, которую нередко именуют традиционным правом, основывается на государственном признании существующих у населения страны обычаев, а также традиций.

К примеру, африканское государство Республика Гана – это президентская республика. Но, в то же время, на государственную и социальную жизнь республики довольно значительно влияют традиционные родоплеменные отношения. Страна делится на регионы, в которых фактическим влиянием наделены главы местных аристократических семей (то есть вожди). Без прямого одобрения вождя нельзя получить место в структуре власти республики.

Санкционирование существующих местных обычаев является очевидным признаком обычно-правовой семьи. При этом в реалиях современной глобализации в подобных государствах поэтапно происходит систематизация обычаев в нормативных актах. В одно и то же время проходят процессы заимствования современного законодательства у более развитых государств, обычно в привязке к бывшим государствам-метрополиям.

На зачаточном уровне находятся в странах подобного права и судебная система, и судебный процесс. Европейская судебная традиция предполагает разрешение спора между независимыми участниками для того чтобы доказать право одного либо другого индивида. В африканских странах любой из жителей считается частью узкой социальной группы, в которой конфликты разрешаются с помощью примирения индивидов.

По сути, можно сказать, что обычно-правовая семья на данный момент находится в некоем переходном положении, при котором осуществляется ее взаимодействие с романо-германской и прецедентной правовыми системами, и дальнейшая трансформация в одну из подобных семей.

Понятия славянской и русской правовых семей

Стоит отметить, что российскими учеными было выдвинуто предположение касательно существования семьи славянского права, которая основывается на культурно-исторических особенностях славян. Они полагали, что к славянской правовой семье стоит причислить правовые системы таких стран, как Россия, Белоруссия, Украина, а также отдельные страны Восточной Европы – Серию, Болгарию и проч. Выделялись следующие особенности черт славянского права:

Славянское право представляется основанным на законодательных традициях, присущих романо-германской правовой семье, а также византийских корнях. Считалось, что доктрина славянской правовой семьи даст возможность славянским народам самоидентифицироваться в дополнительном признаке, а славянскому праву позволит получить конкретное место в глобальной правовой системе.

Нередко славянское право понималось как некая переходная стадия на пути к абсолютному слиянию с романо-германским правом. Вместо концепции славянского права часто говорят об идее евразийской правовой семьи.

Если развивать идею славянской правовой семьи, то на данный момент стоит говорить в большей мере именно о русской правовой семье как о части именно русского (или российского) цивилизационного пространства. Но также стоит учитывать, что корни древнерусского права выходили из византийского права. Правовому сознанию и менталитету русского общества присущи некоторые черты и восточного, а не лишь западного менталитета и правосознания.

В статье рассматривается правовая система Советского государства. Автор отмечает, что правовая система являлась разновидностью социалистической семьи, особенность которой заключалась в классовом понимании права и сущностном различии всех правовых явлений социалистического и капиталистического мира.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рассказов Леонид Павлович

LEGAL SYSTEM OF THE SOVIET STATE AS A KIND OF A SOCIALIST LEGAL FAMILY

The author examines the legal system of the Soviet state . The conclusion is that the legal system is a kind of socialist family, the fundamental difference from other legal families consisted of a class understanding of law and, as a consequence of all the essential difference in the legal phenomena of the socialist and the capitalist world.

стальное внимание на ценности естественного права, преломляемые в правовых законах - существенной основе обеспечения прав и свобод человека и гражданина. В-третьих, должный уровень правосознания и правовой культуры личности усиливает ее социальную и правовую активность в плане достижения приоритетных интересов, прав и свобод. На правовую активность личности влияют такие ее позитивные психологические качества, как широта мышления, склонность к самокритике, толерантность, уважительное отношение к мнению других людей, умение избавляться от предрассудков и устаревших (вредных) стереотипов, открытость, способность к самоанализу, умение принимать рациональные решения в критических ситуациях.

1. Мухина Т. А. Проблема соотношения естественного и позитивного права: дис. . канд. юрид. наук. Уфа, 2006.

2. Алексеев С. С. Основы правовой политики в России: курс лекций. М., 1995.

3. Чиркин В. Е. Современная модель конституции: прежние и новые приоритеты // Правоведение. 2003. № 2.

4. Цыбулевская О. И. Нравственные основания современного российского права / под ред. Н. И. Матузова. Саратов, 2004.

5. Вопленко Н. Н. Право в системе социальных норм: учебное пособие. Волгоград, 2003.

6. Основы философии права: корни современного российского и западноевропейского права: сравнительный анализ. М., 1999. Вып. 2.

7. Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991.

8. Кабышев В. Т. Человек и власть: конституционные признаки взаимоотношений // Личность и власть (конституционные вопросы): межвузовский сборник научных работ. Ростов н/Д; Саратов, 1995.

9. Крыгина И. А. Правовая культура и правовая социализация личности // Сборник научных трудов преподавателей РИБИП. Ростов н/Д, 2003.

10. Разумовская Т. В. Становление правовой личности в условиях современного государства: ав-тореф. дис. . канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004.

11. Тойнби Д. Постижение истории. М., 1996.

© 2014 г. Л. П. Рассказов

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ

В статье рассматривается правовая система Советского государства. Автор отмечает, что правовая система являлась разновидностью социалистической семьи, особенность которой заключалась в классовом понимании права и сущностном различии всех правовых явлений социалистического и капиталистического мира.

Ключевые слова: правовая система, социалистическая правовая семья, классовый характер, институт аналогии.

В советский период развития Российского государства отечественные исследователи делили все правовые системы на две антагонистические правовые семьи: социалистическую и буржуазную. Последняя в свою очередь подразделялась на ро-мано-германскую и англосаксонскую. В основу такой классификации было положено марксистское понятие о праве, о его классовой сущности.

В буржуазной правовой семье, по мнению марксистов, господствующий класс использует право для поддержания своего господства. Эта сущностная характеристика права и определяет характер буржуазной правовой семьи, в которой существует диктатура меньшинства над большинством, диктатура экономически и политически господствующего класса.

В Советском государстве право, с точки зре-

ния последователей марксизма, меняет свою сущность. После Октября 1917 года, когда к власти пришли большевики, ситуация в юридической науке изменилась кардинально. Появились новые теоретические постулаты о праве, которые якобы исходили из марксистского учения.

Все эти взгляды советских теоретиков права отражали принципиальные особенности права Советского государства в первые годы его существования, сводившиеся к следующему.

1. Право носило ярко выраженный классовый характер. Это последовательно выражалось в законодательстве. Представители имущего класса лишались избирательных прав. Принадлежность к имущему сословию усугубляла юридическую ответственность, а нередко являлась единственным основанием для ее применения.

2. Законодательно закреплялось преимущество рабочего класса и перед крестьянством. Так,

Конституция РСФСР 1918 года норму представительства на Всероссийском съезде Советов устанавливала из расчета: один депутат на 25 000 городских жителей и один депутат на 125 000 сельских жителей.

3. Отрицалась преемственность с дореволюционным русским правом. Первые декреты советской власти показали, что партия и пролетариат намерены создать свое принципиально иное право. Имевшее место восприятие старых юридических положений считалось временной мерой.

4. Вместе с реакционными правовыми положениями отменялись те институты, которые могли принести пользу народу. К ним, например, относились присяжные заседатели, судебные следователи и так далее.

Следует отметить, что с течением времени взгляды советских теоретиков права эволюционировали в сторону этатического позитивизма. Особенно наглядно это проявилось на примере эволюции взглядов одного из виднейших теоретиков права Е. В. Пашуканиса.

К этому времени в теории права одержала победу школа этатического позитивизма, приспособленная к сложившейся административно-командной системе [1, с. 202-203]. Новое представление о праве определялось дефиницией, предложенной

- в основу понятия права закладывалось тоталитарное государство, устанавливающее и санкционирующее правовые нормы, обеспечивающее их принудительное исполнение;

- роль общества в формировании права была сведена на нет;

- право становилось инструментом утверждения мощи государственного аппарата, средством государственного принуждения;

- приказы и предписания тоталитарной диктатуры признавались самым прогрессивным социалистическим правом;

Следует отметить, что некоторые авторы

Итак, в Советском государстве, по мнению многих отечественных и зарубежных ученых, правовая система являлась разновидностью социалистической семьи, своеобразие которой заключалось в классовом понимании права и сущностном многообразии всех правовых явлений социалистического и капиталистического мира.

1. Рассказов Л. П. Теория государства и права. М., 2010.

2. Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное правоведение). М., 1967.

© 2014 г. З. X. Саболирова

О СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ К ПРОБЛЕМАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье предпринимается попытка системного подхода к раскрытию содержания проблем обеспечения национальной безопасности. Проводится анализ доктринальных документов, определяющих основные принципы и направления деятельности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: национальная безопасность, система национальной безопасности, концепция национальной безопасности, стратегия национальной безопасности.

Вопросы национальной безопасности принадле- вание государств. В России с ними связана одна из жат к числу наиболее острых, поскольку от этого главных проблем - отношений государства и об-зависят перспективы развития, а нередко и выжи- щества в стандартных и критических ситуациях.

Читайте также: