Соблюдение режима как одно из условий сохранения здоровья учащихся доклад

Обновлено: 05.07.2024

Определить значение соблюдения режима дня учащихся с учётом хронотипа для сохранения здоровья школьника и повышения успеваемости.

Описание
Соблюдение режима дня важно в повседневной жизни школьника. Определение хронотипа человека позволяет добиться эффективного использования внутренних ресурсов для продуктивной работы и отдыха.

Задачи

1. Определить значение биологических ритмов в жизнедеятельности организма человека.

2. Доказать необходимость соблюдения режима дня.

4. Сравнить полученные результаты с литературными источниками.

Биологические ритмы человека − периодически повторяющиеся изменения в ходе биологических процессов в организме. По связи с естественными ритмами окружающей среды биоритмы подразделяются на физиологические и экологические.

Хронотип − термин, используемый для обозначения индивидуальных особенностей суточных ритмов организма человека и животных. Хронотип человека определяет организацию физиологических функций организма и его способность к адаптации, может использоваться как универсальный критерий общего функционального состояния организма.

На первом этапе исследования, используя тест-опросник А.А. Путилова и тест Хорна-Остберга, провели тестирование обучащиюхся 9–10 классов ГБОУ Школы № 1420 в количестве 172 человек в целях определения их хронотипа.

Следующим этапом исследования был анализ данных о состоянии здоровья тестируемых учащихся.

В первом случае учащимся было предложено ответить на вопросы в целях оценки состояния своего здоровья.

Во втором варианте было проанализировано количество пропущенных уроков по причине болезни или плохого самочувствия в исследуемых группах за первую четверть.

Полученные данные были оформлены в форме диаграмм и схем.

Результаты

Полученные данные определения хронотипа у группы обучающихся девятых и десятых классов с учётом погрешностей соответствуют исследованиям немецкого физиолога Р. Хашппа о соотношении хронотипов человека.

Анализ анкетирования показал:

1) чаще всего головные боли испытывают учащиеся, которые не соблюдают режим дня;

2) почти все учащиеся, которые не соблюдают режим дня, испытывают сложность в том, чтобы сосредоточиться на первых уроках;

3) 10 % учащихся, не соблюдающих режим дня, имеют заболевания желудочно-кишечного тракта; предположительно, причиной этих заболеваний может быть отсутствие режима питания;

4) пропуски уроков по причине болезни или плохого самочувствия в группе, где не соблюдается режим дня, выше в два раза по сравнению с двумя другими группами;


На основании полученных данных были составлены рекомендации для обучающихся по соблюдению режима дня с учтётом хронотипа.

Перспективы использования результатов работы

Результаты работы могут быть использованы для пропаганды здорового образа жизни среди обучающихся и педагогов.

Особое мнение


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Режим дня и его влияние на организм


Автор работы награжден дипломом победителя I степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная жизнь диктует ребёнку активный образ жизни. Всё более усложняющаяся школьная программа, эксперименты взрослых по улучшению образования увеличивают нагрузку на детей. Дополнительные занятия: плавание, танцы, музыка, рисование и другие занимают много времени. Человек из последних сил старается всё успеть, не спит ночами, днями и получает результат – снижается иммунитет, начинаются частые заболевания. В последние годы состояние здоровья учащихся ухудшается. Растёт число хронических заболевания, стрессовых и депрессивных состояний, физических отклонений подростков. Эти негативные процессы могут быть обусловлены нарушениями режима дня. При соблюдении режима дня образуются условные рефлексы. Например: установленное время пребывания ребенка на свежем воздухе создает у него привычку гулять именно в эти часы, привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению. Актуальность темы обусловлена тем, что состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость ребёнка в школе зависит от того, насколько правильно организован режим дня школьника.

Цель исследования - выяснить значение режима дня младшего школьника для поддержания здоровья и работоспособности.

Задачи: - сформировать представления о режиме дня и его компонентах;

- развивать познавательное отношение и интерес к изучаемой теме;

- воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

Объект исследования - режим дня.

Предмет исследования – отношение младших школьников к режиму дня.

Методы исследования:

1. Обработка литературных источников.

2. Анкетирование учащихся.

3. Статистическая обработка результатов.

Глава 1. Режим дня, как один из элементов здорового образа жизни и его влияние на организм.

Основные элементы здорового образа жизни.

Многим кажется, что здоровье будет постоянно, что оно будет всегда. Большая часть людей пользуется своим здоровьем, а не производит и поддерживает его, негативное влияние вносит также и загрязнение окружающей среды, и высокие уровни стрессовых состояний. Однако общеизвестно, что главной и самой серьёзной причиной являются нерациональный образ жизни, неоптимальное использование достижений в науках о человеке, о его резервах, физических возможностях.

Здоровье человека зависит от:

- состояния медицины – на 10%;

- влияния экологических факторов – на 20-25%;

- генетических факторов – на 20%;

- условий и образа жизни – на 50%.

Здоровый образ жизни усиливает адаптацию возможностей организма, способствует восстановлению, поддержанию и развитию его резервов, а так же выполнению нагрузок.

Одним из факторов, влияющих на среднюю продолжительность жизни человека, считается уровень культуры и благосостояния общества, а физическая культура - часть общей культуры.

Важнейшим правилом сохранения здоровья – является соблюдение правильно организованного режима дня!

Режим дня и биоритмы человека.

Современная жизнь диктует человеку активный образ жизни, несмотря на то, что в его организме заложена собственная программа жизни – биологические ритмы. Распорядок дня для здорового образа жизни связан с этим явлением. Всё живое на земле подвержено влиянию биоритмов.

обеспечивающие развитие и гармонию жизни в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды.

Между ритмом жизни и здоровьем прямая и тесная связь. Ритм – это бодрость и высокая работоспособность, нарушение ритма – потеря здоровья. Можно увидеть колебания биоритмов в течение суток и года.

Суточные ритмы человека

Время суток, ч.

Состояние человека

Фаза замедления биоритмов.

Повышение психической активности, сердце работает с полной нагрузкой.

Повышение активности, период мобилизации всех сил.

Энергетический спад, организм нуждается в отдыхе.

Время подъёма активности, максимальная частота сердечных сокращений.

Психическая стабильность на нуле, скорость реакции организма минимальная.

Время нормализации психического состояния, продуктивного запоминания текстов, обострения памяти.

Организм готовится к отдыху, работа по восстановлению клеток.

В течение суток: динамика работоспособности формируется физиологией.

Исследования показали, что: 8.00-12.00 - наибольшая работоспособность у человека, с 2.00 до 16.00 – период наименьшей работоспособности. Кроме того, суточные биоритмы сказываются на отдельных сторонах работоспособности. Например, выяснилось, что в первой половине дня (до 13.00) лучше удаются действия, связанные с выносливостью, с запоминанием бессмысленной информации, во второй (до 21.00) - с гибкостью. При этом время 13.00 и 21.00 - это критические точки, когда физическая нагрузка становится вредной для системы кровообращения.

Изменение работоспособности в течение суток представлено на рисунке 1.

Соблюдение режима дня позволяет рационально планировать свои дела максимально приблизив их к биологическим возможностям организма.

Режим дня – это правильное распределение времени на работу и отдых или можно сказать - это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток.

Рисунок 1. Динамика работоспособности.

Соблюдение режима дня и последствия его нарушения.

Чтоб здоровье сохранить

Организм свой укрепить

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня!

Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. Необходимо приучаться соблюдать режим дня. Это понятие включает в себя следующие моменты:

1) достаточный и полноценный сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну;

2) рациональное питание в одни и те же часы;

3) определенное время для приготовления уроков, отдыха на свежем воздухе, занятий физическими упражнениями, свободных занятий и помощи семье.

Соблюдение режима дня способствует:

- нормальному росту и развитию детей;

- восстановлению нервной системы;

- бодрое состояние в течение длительного времени;

-помогает выработать полезные привычки и навыки;

- способствует укреплению воли.

Несоблюдение режима дня приводит к:

- отставанию в физическом и умственном развитии;

- заболеваниям сердечно-сосудистой системы;

Отсутствие четкого, строго соблюдаемого режима самым неблагоприятным образом влияет на организм. Работоспособность уменьшается, успеваемость снижается, а с течением времени появляются и признаки расстройства здоровья. Соблюдая режим дня – мы формируем условные рефлексы следования здоровому образу жизни и внутренне готовим организм к выполнению определённых видов работы.

Например, если мы в одно и то же время делаем уроки, организм привыкает и к этому времени вырабатывает способность собраться, сконцентрироваться, происходит не только психологический, но физиологический настрой – усиливается дыхание, кровообращение, активность мозга, это позволяет быстрее и лучше выполнить необходимое задание.

Если питаемся в одно и то же время, происходит интенсивное выделение пищеварительного сока, повышается перистальтика кишечника, что повышает эффективность пищеварения. Усвоение питательных веществ, в данном случае максимальное, что особенно важно для растущего организма. Если человек ежедневно, в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры, что вырабатывает рефлекс на время, этих действия формируют динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.

Важна последовательная повторяемость действий в определённое время. Таковы биологические и физиологические основы режима дня.

Нужно помнить, что состояние организма зависит от колебательных ритмических явлений внешней среды – смены света и темноты, метеофакторов, смены времени года, солнечной активности на примере магнитного поля земли.

1.4. Определение и структура рационального режима дня.

Необходимо учитывать вышеперечисленные факторы и соблюдать простые, но необходимые требования:

- выполнение различных видов деятельности строго в определенное время;

- рациональное чередование работы и отдыха;

- регулярное и полноценное питание, не менее 3 раз в день и в одни и те же часы;

- занятия целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее 6 часов в неделю;

- пребывание на чистом воздухе, не менее 2-3 часов в день;

- строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 часов в сутки, желательно ночной сон в одно и то же время.

В таблице 1. представлена примерная структура режима дня для школьников разной возрастной категории.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Научное общество учащихся

« Влияние режима дня на состояние

Выполнила: Коршунова Маша,

ученица 8 класса

учитель физической культуры

1.Здоровье школьника

1.1 Теоретический анализ проблемы здоровья учащихся школы ….4стр.

2. Соблюдение режима дня как основа сохранения здоровья ……. 6стр.

2.1 Утренняя гигиеническая гимнастика …………………………. 11стр.

2.2 Режим труда и отдыха …………………………………………. 14стр.

3. Данные опроса учащихся 1…………………………………………. 16 стр.

4 . Влияние режима дня на состояние здоровья школьников ………21 стр.

Список используемой литературы ………………………………….23 стр.

За последние два десятилетия произошли значительные изменения в состоянии здоровья детей и подростков, характеризующиеся ростом распространённости функциональных расстройств и хронических болезней, изменением структуры выявляемых нарушений, ухудшением показателей физического развития и физической подготовленности, увеличением распространённости поведенческих факторов риска. Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей в дальнейшем приводят к таким негативным социальным последствиям как:

неготовность к школьному обучению;

ограничения профессиональной пригодности;

нарушения формирования и реализации репродуктивного потенциала;

рождение нездорового поколения и др.

К основным школьно-обусловленным факторам риска сохранения здоровья школьников относятся неполноценное питание, гипокинезия школьников, несоблюдение гигиенических нормативов режима учёбы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Одним из благоприятных факторов, влияющих на сохранение здоровья, является соблюдение здорового образа жизни. Режим дня входит в слагаемые здорового образа жизни. Правильное чередование разных видов деятельности, рациональное питание, достаточный сон, регулярный отдых на свежем отдыхе – все это способствует нормальному развитию нервной системы, обеспечивает школьнику хорошую работоспособность, а также способствует установлению физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляется воспитание и обучение.

Я решила выяснить влияет ли соблюдение режима дня на состояние здоровья и успешность в обучении учащихся.

Провести мониторинг состояния здоровья восьмиклассников по итогам медицинского осмотра 2016 года

Сопоставить результаты мониторинга и итоги медицинского осмотра

1 . ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА

1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ

Проблема сохранения здоровья школьника в процессе обучения за все годы в школе на сегодняшний день очень актуальна. Влияние школы на формирование здоровья учащихся длительное и непрерывное, так как в образовательном учреждении дети проводят не менее 1/3 суток, выполняя интенсивную умственную работу в определённых эколого-гигиенических условиях. По данным Института возрастной физиологии РАО около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, половина школьников страдает теми или иными невротическими синдромами. 30 – 35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания, 10% выпускников выходят из школ здоровыми. Понятие “здоровье” определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов. Смысл этого слова перекликается с представлением о силе, об устойчивости человека, о его способности приспособиться к самым разнообразным условиям жизни и ситуациям. Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье школьников представляется комплексным критерием качества современного образования. Наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены . Чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее будет протекать адаптация к условиям среды. Подготовить учащихся к самостоятельной жизни - это значит сформировать у них адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности, готовность к самостоятельному позитивному жизнепроживанию.

По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно - сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д. Правильно организованный и строго соблюденный режим является залогом укрепления здоровья, обеспечивает выработку определенного ритма работы организма. Режим приучает к организованности и дисциплине, учит рационально распределять свое время, способствует продуктивности труда и отдыха. Режим дня необходимо соблюдать всем – и взрослым, и детям, так как отсутствие постоянного режима или частое изменение сложившегося стереотипа ухудшает работоспособность и отрицательно сказывается на здоровье. Режим дня — неотъемлемая часть здорового образа жизни. Он должен включать строгое чередование труда и отдыха. Естественно, каждый сам выбирает себе тот или иной распорядок, наиболее удобный для него в зависимости от характера своей работы, бытовых условий, привычек и склонностей.

Говоря о распорядке дня, не следует иметь в виду строгие графики с поминутно рассчитанным временем для каждого дела на каждый день, однако он может служить неким ориентиром для проведения будничных и выходных дней, что позволит более рационально распределять нагрузку на организм.

hello_html_m231a48e2.jpg

2. СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ КАК ОСНОВА СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Но никогда не поздно и в зрелом возрасте попытаться сделать это, тем более что уже примерно через месяц трудно будет отказаться от установленного, ритмично организованного режима дня. Если человек выработал для себя правильный режим и строго его соблюдает, то каким бы видом физической или умственной деятельности он ни занимался, возможности его многократно возрастают.
Если регулярно – дома и на работе заниматься гимнастикой, ежедневные занятия войдут в привычку, и тогда можно считать, что активный отдых стал составной частью режима дня.

Проанализировав специальную литературу по данному вопросу, мы для себя подчеркнула, что режим дня это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Основной его целью служит обеспечить высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования. Правильно организованный режим дня оказывает большое положительное воздействие на здоровье, физическое развитие и работоспособность детей, воспитывает у них силу воли, организованность, дисциплинированность. При правильном соблюдении режима дня учащиеся быстрее втягиваются в работу, успешнее выполняют различные виды учебных заданий, у них отмечается хороший аппетит и нормальное пищеварение, они быстро засыпают и сон их глубже.

В специальной литературе я подчеркнула, что для школьного возраста составляется единый режим на основе органического единства его жизни и деятельности в семье, в школе и внешкольных учреждениях. Составить правильный распорядок дня помогает знание примерной продолжительности основных режимных моментов (Приложение 1) .

Режим дня способствует нормальному развитию ребенка, укреплению здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине. Составляют режим дня с учетом состояния здоровья, возрастных анатомо-физиологических и индивидуальных особенностей ребенка. Режим дня предусматривает определенную продолжительность различных занятий, сна, отдыха, регулярное питание, выполнение правил личной гигиены.
Приучать ребенка к соблюдению режима необходимо с первого его жизни: определенное время сна и бодрствования, кормления, прогулок. Это не только облегчает уход за ребенком, но и постепенно с возрастом приучает его к порядку, опрятности

Исследованиями физиологов и гигиенистов установлено, что организм ребенка обладает наивысшей трудоспособностью в утренние часы. Поэтому в это время с детьми дошкольного возраста следует проводить наиболее трудоемкие занятия – рисование, лепка, работа с ножницами.
Во второй половине дня время занятий следует сократить, а время отдыха увеличить. Пребыванию на воздухе отводится 4 часа. В режим дня дошкольников обязательно должны входить утренняя зарядка, подвижные игры, физические упражнения, направленные на развитие основных движений – ходьба, бег, лазание.
Необходимо прививать ребенку гигиенические навыки; приучать самостоятельно умываться, чистить зубы и др. До 6 лет ребенок спит днем один раз. Родители должны постепенно готовить ребенка ко сну, успокоить его после игры, проследить за вечерним туалетом.
Поступление в школу переломный момент в жизни ребенка. Превышение допустимого уровня учебной нагрузки, отсутствие режима учебной работы, полноценного отдыха, физического труда, достаточно двигательной активности ведут к истощению нервной системы школьника, к переутомлению и ослаблению организма, к снижению его сопротивляемости различным инфекциям. Важно научить ребенка правильно регламентировать время учебной работы дома: чередовать виды занятий по различным предметам, делать перерыв между занятиями в 10 – 15 минут, во время которых снижается напряжение, отдыхают глаза.
Начинать приготовление уроков следует с письменных работ, а затем переходить к устным. Следует правильно организовать отдых школьников на воздухе. Прогулки, игры должны продолжаться не менее 3 часов в день, причем половина этого времени падает на перерыв между занятиями в школе и дома.
Большое внимание в режиме дня школьника должно быть уделено питанию. Правильно организованный режим питания(4 – 5 – кратный прием пищи) имеет большое значение для его нормального физического и нервно – психического развития. Ужинать ребенок должен за 1 – 1,5 часа до сна.
Каждое утро школьник должен делать зарядку, это должно войти у него в привычку. Серьезного внимания требует от родителей организация выходного дня и каникул школьника. Основные элементы режима дня (сон, еда, и т. д.) должны оставаться такими же, как и в обычные дни, но при этом максимум времени надо отвести пребыванию на воздухе, участию в походах и экскурсиях, посещению музеев, театров. В выходные дни необходимо дать ребенку выспаться.
Приступая к составлению режима дня в первую очередь необходимо учитывать такие факторы, как продолжительность учебного дня в школе, индивидуальные внеклассные или внешкольные занятия, установить время подъёма и отхода ко сну, определить время питания. В промежутках между указанными элементами режима распределяются такие виды деятельности учащихся, как приготовление уроков дома, общественно полезный труд, игры и развлечения на открытом воздухе, творческая деятельность и т.п. Физкультурные мероприятия занимают значительное место в режиме дня учащихся (Приложения 2) .

Движение – насущная потребность растущего детского организма. Недостаток движений приводит к возникновению целого ряда заболеваний и непропорциональному физическому развитию детского организма. Чтобы обеспечить необходимый объём движений, предусматривается целый комплекс мероприятий в режиме дня школьника. К мероприятиям по физической культуре и спорту, проводимым в семье, относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки во время выполнения домашних заданий и самостоятельные физкультурные занятия.

В режиме дня школы проводятся в первой половине дня уроки по физической культуре, во второй – внеклассные мероприятия (секции, группы О. Ф.П., тренажёрный зал). Перечисленные формы работы по физическому воспитанию в режиме дня позволяют детям проявить до 60% и более требуемого для них суточного числа движений. Остальная часть среднесуточной потребности в движении удовлетворяется за счёт бытовых форм двигательной деятельности.

Организация и руководство мероприятиями по физической культуре ложатся на родителей. Они должны активно участвовать в физическом воспитании детей, быть в курсе их достижений в области физической подготовленности, знать данные их состояния здоровья и физического развития. Для этого необходимо поддерживать постоянный контакт со школьным врачом, с педиатром из детской поликлиники по месту жительства, с учителем физической культуры, которые, учитывая физические возможности и физическое состояние здоровья детей, посоветуют, как правильно организовать с детьми физкультурные мероприятия.

Правильно спланированная и организованная работа по физическому воспитанию в режиме дня школьника является одной из важных форм активного отдыха и культурного досуга, помогает воспитывать и укреплять детский коллектив, способствует прочному внедрению занятий физической культурой в быт учащихся.

В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии. Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня. Этому основному положению должны быть подчинены все элементы режима.
Режим дня школьника строится с учетом возрастных особенностей и прежде всего с учетом возрастных особенностей деятельности нервной системы. По мере роста и развития школьника совершенствуется его нервная система, повышается ее выносливость к большей нагрузке, организм привыкает к выполнению большей работы без утомления. Поэтому обычная для школьников среднего или старшего школьного возраста нагрузка является чрезмерной, непосильной для младших школьников

hello_html_62719719.jpg

2.1 Утренняя гигиеническая гимнастика.

Утренняя гигиеническая гимнастика проводится ежедневно сразу же после сна, до утреннего туалета и уборки постели. Её основная задача состоит в том, чтобы помочь организму быстрее перейти от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию. При ежедневных занятиях гимнастикой в течение 10 – 15 мин. она способствует улучшению физического развития, совершенствованию силы, выносливости, ловкости школьника, приобретению правильной осанки. Школьник, привыкший заниматься утренними гимнастическими упражнениями, легко просыпается в установленное время, не залёживается в постели и сразу же начинает свой рабочий день по режиму.

Физические упражнения для гимнастики простые и доступные. Они подбираются так, чтобы последовательно воздействовать на все основные мышечные группы и внутренние органы. Начинать гимнастику следует всегда с упражнения общего воздействия, например с ходьбы. Затем выполняется упражнение в потягивании, способствующее углублению дыхания, улучшению кровообращения, нормализации осанки. В дальнейшем, чередуя нагрузку на одни мышцы с отдыхом других, не вызывая утомления, нужно воздействовать на все основные мышечные группы. В заключение проводятся дыхательные упражнения, позволяющие привести организм ребёнка в относительно спокойное состояние. Комплекс утренней гимнастики состоит из 6-9 упражнений, каждое из которых выполняется от 8 до 12-16 раз. Делая гимнастику, первое время следует отдыхать по 10-15 сек. после каждого упражнения; в дальнейшем упражнения можно выполнять одно за другим без пауз. Движения нужно выполнять чётко, энергично, дышать ровно и глубоко через нос. Для составления комплекса зарядки, пользуясь схемой последовательности, выбирают из каждой группы по одному упражнению с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся .

Утренняя гимнастика является хорошим средством формирования у школьников правильной осанки, если в неё включать специальные упражнения. Кроме того, с помощью упражнений утренней гимнастики можно устранить отклонения от правильной осанки. Например, при намечающейся сутулости и круглой спине следует включать в утреннюю гимнастику разгибание туловища стоя и лёжа на животе; при выступающих лопатках – разгибание туловища стоя и лёжа, разведение рук в стороны, отведение их назад, круговые движения с гимнастической палкой. При чрезмерном выраженном поясничном изгибе позвоночника, лёжа на спине, сгибать ноги к животу, поднимать их вверх или сгибать туловище вперёд и т. д.

Начинать занятия гимнастикой лучше всего в тёплое время года. Это позволяет проводить утреннюю гимнастику на открытом воздухе. Зимой гимнастика проводится в хорошо проветренном помещении. Проветривание осуществляется самим ребёнком или родителями до снижения температуры воздуха в комнате на 2-3о. Со временем зарядку следует проводить при открытой форточке, а затем и при открытом окне, особенно весной и осенью. При выполнении гимнастики на открытом воздухе ребёнок должен быть одет в тренировочный костюм, в помещении он одевает лёгкою одежду, не стесняющую движения. В утренней гимнастике многие упражнения проводятся в положении сидя и лёжа, с предметами. Поэтому необходимо иметь спортивный инвентарь: гимнастическую палку, обруч, мяч, скакалку, гантели, коврик.

Сразу после гимнастики нужно делать обтирание (обливание, душ). Нельзя начинать сразу обтирание холодной водой из-под крана. В первые дни вода должна быть слегка подогрета (до 25-28о). Постепенно, через каждую неделю понижая температуру на 1-2о, можно приучить себя обтираться водой из-под крана. Слегка намочив конец полотенца, обтирание нужно проводить в такой последовательности: сначала руки, затем шею, грудь, живот, спину и ноги. После этого надо сухим полотенцем в той же последовательности растирать тело, пока кожа не покраснеет и не появится приятное ощущение тепла. Обтирание, обливание и душ являются прекрасным средством закаливания организма ребёнка, но они принесут пользу лишь в том случае, если будут проводиться систематически, каждое утро, при соблюдении основных гигиенических требований к водным процедурам. Следовательно, утренний туалет, кроме гигиенического значения, имеет и закаливающее действие, укрепляет здоровье, повышает сопротивляемость простудным заболеваниям. Весь утренний туалет должен занимать не более 30 минут. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами подготавливает организм школьника к трудовому дню . ( Приложение 3)

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий – то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка. Режим дня – это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма. Ученые подтвердили, что для того, чтобы у детей было хорошее самочувствие, эмоциональное благополучие, правильно протекало физическое, психологическое и социальное развитие, в семье и ДОУ должны быть созданы условия для :

- увлекательной творческой деятельности детей;

- развития у детей жизнерадостности, веры в себя, свои силы и возможности;

- соблюдение режима дня, питания, жизнедеятельности детей.

Режим всегда был и остаётся основой полноценного физического развития детей.

Не случайно замечено воспитателями детских садов – самые нервозные, трудные дети бывают по понедельникам. Это можно объяснить адаптацией ребёнка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Выдающийся педагог А. С. Макаренко считал, что режим – это средство воспитания. Правильный режим должен отличаться определённостью, точностью и не допускать исключений. Так, правильно организованная трудовая и учебная деятельность, включающая разнообразные посильные нагрузки в рациональном сочетании с отдыхом, не только обеспечивают сохранение устойчивой работоспособности и высокую продуктивность занятий, усидчивость, стремление к знаниям, любознательность, но и эмоциональный комфорт. Регулярность питания благоприятствует хорошему аппетиту, так как у ребёнка через определённый промежуток времени появляется потребность в пище, а это способствует полноценному усвоению всех её компонентов. Дневной и ночной сон, организованный в одни и те же часы формирует у ребёнка привычку засыпать быстро, без каких – либо дополнительных воздействий, что является одним из важнейших условий спокойного, глубокого сна, в процессе которого происходит восстановление сил и последующей активности ребёнка. При нарушении режима у детей наблюдается сильное волнение, возбуждение, утомление, возникает избыточное напряжение. Ребёнок начинает нервничать, что приводит к напряжению разных групп мышц и способствует возникновению заболеваний (неврозы, гипертония, сердечные недуги и т. д.). А также он начинает испытывать чувство тревоги, одиночества, окружающие воспринимаются, как источник возможной опасности, что сказывается на формировании межличностных связей, нарушается способность достаточно критически подходить к оценке себя, как личности. Соблюдение режима дня поможет расслабиться, а расслабление создаст условия для нормальной работы всего организма.

Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, снимает напряжение со всех органов, восстанавливает силы, здоровье и эмоциональное состояние. Самое важное – создать условия, приводящие к тому, чтобы ребёнок был спокойным, с эмоциональным положительным настроем. А так как режим предполагает смену деятельности с активной на более спокойную, то это предотвращает переутомление, нарушение эмоционального настроя ребёнка, способствует формированию норм здорового образа жизни.

Итак, рациональный режим дня, построенный в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями дошкольника, включающий разумное распределение часов, отведённых для приёма пищи, сна, правильное чередование физических, умственных и эмоциональных проявлений в жизнедеятельности детей обеспечивает условия для оптимальной ритмичности процессов в растущем организме, способствует всестороннему и гармоничному развитию здорового ребёнка, его эмоциональному благополучию.

Театрализованные игры для укрепления здоровья Целью здоровьесберегающих технологий. широко применяемых в ДОУ, является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование.

Формирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизни

Формирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизни Доклад на тему: "Формирование у детей старшей группы знаний о себе и своем организме в направлении здоровья и здорового образа жизни. " Воспитатель.

Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей. МБДОУ Детский сад комбинированного вида №2 "Солнышко. " Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья.

Читайте также: