Государственная служба иных видов доклад

Обновлено: 02.07.2024

Государственная служба в Российской Федерации регламентируется:

правовые и организационные основы системы государственной службы в Российской Федерации,

в том числе определяет систему управления государственной службой РФ.

профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов,

органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ, а также

Система государственной службы в РФ

Система государственной службы в РФ включает в себя:

государственную гражданскую службу,

военную службу и

государственную службу иных видов.

В свою очередь, государственная гражданская служба подразделяется:

на федеральную государственную гражданскую службу и

государственную гражданскую службу субъекта РФ.

Государственная служба иных видов

из перечня видов государственной службы была исключена правоохранительная служба как отдельный вид государственной службы и

предусмотрено, что система государственной службы будет состоять из государственной гражданской службы, военной службы и иных видов государственной службы, которые устанавливаются федеральными законами.

Правоохранительная служба:

была первоначально включена в систему государственной службы и

определялась как вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы.

что указанное определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы может применяться со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе (данная норма утратила силу);

В законодательстве РФ:

также не поименованы государственные органы, которые являются правоохранительными органами.

  • государственная служба иных видов устанавливается федеральными законами и является видом федеральной государственной службы;
  • перечни типовых должностей федеральной государственной службы иных видов утверждаются Президентом РФ.

Пока такой перечень не составлен. Предполагается, что в такой перечень войдут должности в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Военная служба

Военная служба относится к видам федеральной государственной службы.

Военная служба:

особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства:

в Вооруженных Силах РФ;

в войсках национальной гвардии РФ;

в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

Службе внешней разведки РФ;

органах федеральной службы безопасности;

органах государственной охраны;

органах военной прокуратуры;

военных следственных органах Следственного комитета РФ;

федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ;

воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях;

а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах РФ и воинских формированиях;

таким гражданам присваиваются воинские звания.

Прохождение военной службы осуществляется:

в добровольном порядке (по контракту);

по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ и воинских формированиях.

Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу:

являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 16.10.2019) "О статусе военнослужащих";

сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном Положением о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 (в ред. от 9 октября 2019 г.).

Федеральная государственная служба

Федеральная государственная служба:

профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также

полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.

Государственная гражданская служба

Государственная гражданская служба:

вид государственной службы,

представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий:

федеральных государственных органов,

государственных органов субъектов РФ,

лиц, замещающих государственные должности РФ,

и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

Федеральная государственная гражданская служба:

профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и

лиц, замещающих государственные должности РФ.

Государственная гражданская служба субъекта РФ:

профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также

полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы установлены:

  • Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В государственных органах могут быть учреждены:

должности государственной службы различных видов, а также

должности, не являющиеся должностями государственной службы. К последним относятся должности по техническому обслуживанию деятельности государственного органа, по охране и обслуживанию зданий и помещений и т.д.

В настоящее время соотносимость должностей государственной службы различных видов, воинских званий, классных чинов и специальных званий и размера оплаты труда устанавливается принятием на уровне указов Президента РФ табелей соответствия, например:

Указ Президента РФ от 09.06.2006 № 577 "О классных чинах федеральных государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов";

Указ Президента РФ от 19.11.2007 № 1554 (ред. от 10.11.2018, с изм. от 19.09.2019) "О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции".

Кокарева Марина Евгеньевна 1 , Торопова Анастасия Игоревна 1 , Шамина Екатерина Максимовна 1 , Мочалова Анастасия Сергеевна 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент


Аннотация
Данная статья рассматривает изменения, произошедшие в законодательстве по поводу организации государственной службы. Кроме гражданской и военной служб в законодательстве теперь возник новый вид – государственная служба иных видов.

1) в пункте 3 той же статьи данного закона определяет государственную службу иных видов как одну из видов федеральной государственной службы;

2) в пункте 2 статьи 8 этого же федерального закона перечислены должности, осуществляющие федеральную государственную службу иных видов;

3) в пункте 1 статьи 9 сложилось то, что реестр должностей федеральной государственной службы содержит перечень типовых должностей федеральной государственной службы иных видов. [1]

К ключевым признакам государственной правоохранительной деятельности относят:

1) защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также государства от противомерных действий;

2) осуществление деятельности в соответствии с законом в соответствующей форме, последовательности и порядке;

3) осуществление специальными субъектами, наделёнными соответствующими полномочиями и др.

Исходя из перечисленных признаков, перечень государственных органов, связанных с правоохранительной деятельностью, включает немалое количество государственных органов. В этих органах правоохранительную деятельность осуществляют:

1) лица, которые замещают должности федеральной государственной службы, то есть судьи;

2) военнослужащие, к которым относят ФСБ;

Для того, чтобы раскрыть каждый вид федеральной государственной службы, основанных на правоохранительной деятельности, необходимо исследовать каждый федеральный закон об государственных органах правоохранительной деятельности. Причем значение имеет их правовой статус, наименование органов и должностей.

К органам, осуществляющим государственную службу иных видов, относятся:

2) следственный комитет РФ. Сюда следует отнести сотрудников Следственного комитета, которые имеют специальные звание, представленные в Федеральном законе “О Следственном комитете Российской Федерации;

4) органы таможенной службы. Три группы лиц двигаются по службе в рассматриваемых органах: сотрудники таможенной службы, федеральные гражданские служащие, а также работники по трудовому договору. Перечень званий находится в федеральном законе № 114 [3];

5) органы уголовно-исполнительной системы. Здесь ситуация аналогична предыдущей. Прохождение службы регулируется федеральным законом № 5473.

6) органы противопожарной службы, осуществляющие деятельность согласно федеральному закону №141. Статья 8 того же закона представляет перечень званий для проходящих противопожарную службу.

7) органы в войсках национальной гвардии. В состав данных войск, согласно федеральному закону № 226, входят органы управления, объединения, воинские части, подразделения, а также образовательные организации высшего образования и другие [4].

Таким образом, государственная служба иных видов создана для защиты прав и свобод граждан и юридических лиц, обеспечения общественной безопасности, а также для ведения борьбы с правомерными действиями и преступлениями.

  1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 262-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона “О таможенном регулировании в российской федерации”;
  2. Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации” от 17.01.1992 № 2202-1 (последняя редакция);
  3. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ “О службе в таможенных органах Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями);
  4. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ “О войсках национальной гвардии Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями).


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ИНЫХ ВИДОВ / ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ИНЫХ ВИДОВ / СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ИНЫХ ВИДОВ / SYSTEM OF GOVERNMENT SERVICE / GOVERNMENT SERVICE OF OTHER TYPES / SIGNS OF GOVERNMENT SERVICE OF OTHER TYPES / THE STRUCTURE OF GOVERNMENT SERVICE OF OTHER TYPES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Телегин А.С.

В статье рассматривается внутренняя структура государственной службы российской Федерации. Отмечается, что государственная служба иных видов характерна для органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. Раскрываются основные особенности присущие государственной службе данного вида.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Телегин А.С.

Правовая культура государственной правоохранительной службы в Республике Беларусь: деятельностный и ценностно-нормативный аспекты

TO THE QUESTION OF OTHER GOVERNMENT SERVICE TYPES

The internal structure of the government service of the Russian Federation is discussed in the article. It is noted that the government service of other types is typical for bodies that carry out law enforcement activities. The main features of the public service of this type are disclosed.

3. Гаджиев Х.И. Оказание лицам, заключенным под стражу, медицинской помощи надлежащего качества // Прецеденты Европейского Суда по правам человека № 8 (44). М., 2017. С. 4.

4. Ибрагимова Ю.Э., Мехтиев М.Г. Эволютивное толкование норм, регулирующих международные финансовые механизмы в практике международных судебных органов // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения № 2 (63). М.: Норма, 2017. С. 127-133.

5. Лазарев В.В. О суверенитете суда // Государственный суверенитет и верховенство права: международное и национальное измерения. Материалы круглых столов. М.: Проспект, 2015. С. 7-13.

7. Implementation of the European Convention on Human Rights and the Judgments of the ECtHR in national case-law. Comparative analysis. Ed. by Gerards J., Fleuren J. Cambridge, 2014. Pp. 1-6

К вопросу об иных видах государственной службы

В статье рассматривается внутренняя структура государственной службы российской Федерации. Отмечается, что государственная служба иных видов характерна для органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. Раскрываются основные особенности присущие государственной службе данного вида.

Ключевые слова: система государственной службы, государственная служба иных видов, признаки государственной службы иных видов, структура государственной службы иных видов.

Perm State University, Perm

To THE question of other government service types

The internal structure of the government service of the Russian Federation is discussed in the article. It is noted that the government service of other types is typical for bodies that carry out law enforcement activities. The main features of the public service of this type are disclosed.

Keywords: System of government service, Government service of other types, Signs of government service of other types, The structure of government service of other types.

Совершенствование механизма государственного управления России предполагает и реформирование системы государственной службы. На это неоднократно обращалось внимание в посланиях президента Российской Федерации Федеральному Собранию1. Подтверждает актуальность проблемы и практика законодательной деятельности.

В научной литературе также нет единого мнения по этому поводу. Некоторые авторы полагают, что это служба в правоохранительных органах, к числу которых относятся: органы внутренних дел, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, таможенные органы, органы прокуратуры2. Другие включают в эту группу также федеральную службу судебных приставов и др.3

Поскольку и в законодательстве, и в научной литературе отсутствует единый перечень правоохранительных органов представляется, что наиболее общим отличием государственной службы иных видов от об-

1 Российская газета. 2016. 2 дек.

2 Музафарова Л.Ш. Служба в правоохранительных органах как вид государственной службы // Молодой ученый. 2016. № 1 (105).

Под правоохранительной деятельностью следует понимать деятельность по обеспечению функционирования правовой системы государства, по поддержанию правопорядка. В том числе по предупреждению и пресечению правонарушений различного характера1. Эта деятельность в той или иной степени осуществляется также, помимо названных ранее, такими органами как Следственный комитет России, органами государственной противопожарной службы МЧС России, войск национальной гвардии. Служба в указанных органах и учреждениях обладает рядом особенностей, которые обусловлены спецификой выполняемых задач2.

1 Гулягин А.Ю. Правоохранительная деятельность: основные правовые характеристики // Административное право и процесс. 2011. № 6.

2 Телегин А. С. Служба в органах внутренних дел — особый вид государственной службы Российской Федерации // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: Сб. науч. трудов Краснодарского университета МВД России. Краснодар, 2012. С. 166.

Особенности государственных функций, возложенных на органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, определяют специфику правового положения их сотрудников1. Поэтому предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, морально — психологическим качествам, а нередко и к уровню физической подготовки лиц, поступающих на службу. Если по общему правилу на государственную гражданскую службу могут быть приняты граждане в возрасте от 18 до 65 лет, то на службу в органы внутренних дел — в возрасте от 18 до 35 лет, службу судебных приставов — не моложе 21 года, на отдельные должности в органах прокуратуры и Следственного комитета — не моложе 25 (27) или 30 лет. При этом не могут быть приняты на службу лица, имеющие либо имевшие судимость, а некоторых случаях (ОВД, ФСИН, Следственный комитет) и лица, которые были освобождены от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности, вследствие акта амнистии, в связи с примирением сторон, в связи с деятельным раскаянием. Кроме того может проводиться психофизиологическое исследование, тестирование в отношении наличия алкогольной, наркотической и иной токсической зависимости.

Одной из особенностей службы, связанной с осуществлением правоохранительной деятельности, является принятие сотрудниками присяги. Только с приведением к присяге сотрудник приобретает полный объем служебных прав, на него в полном объеме возлагаются служебные обязанности, в том числе он может быть привлечен к выполнению задач, связанных с риском для его жизни и здоровья. Строгое соблюдение требований присяги считается нравственной и юридической обязанностью, нарушение присяги влечет за собой дисциплинарную ответственность.

Сотрудникам названных органов присваиваются классные чины (прокуратура, служба судебных приставов) либо специальные звания, назначение которых состоит в том, чтобы обеспечить ясность и стройность во взаимоотношениях между сотрудниками. Система классных чинов и специальных званий отражает служебный стаж и заслуги, уровень квалификации, служебное положение и авторитет каждого сотрудника.

Классные чины и специальные звания оказывают существенное влияние также на условия прохождения службы соответствующими категориями сотрудников, на объем их служебных прав.

Лишить сотрудника специального звания можно только на основании вступившего в силу приговора суда.

1 См., напр., Майоров В.И., Севрюгин В.Е. Противодействие преступности на основе современных концепций взаимодействия полиции и обществ: опыт зарубежных стран и России // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. № 1(35).

Особенностью государственной службы иных видов является наличие специальных правил, устанавливающих служебную дисциплину.

Она обязывает всех сотрудников безупречно соблюдать правила, установленные российским законодательством, ведомственными нормативными правовыми актами, не только при непосредственном исполнении служебных функций, но и вне службы. Дисциплина в органах, осуществляющих правоохранительную деятельность, предполагает применение более широкого круга, по сравнению с гражданской службой, мер поощрения и дисциплинарных взысканий, а также оснований для их наложения. Сотрудники некоторых названных органов в особом порядке несут и административную ответственность.

Значительная часть сотрудников, состоящих на государственной службе иных видов, обладают специальными полномочиями по применению оружия и специальных средств. Применение названных мер принуждения возможно не только с целью самозащиты (например, сотрудниками прокуратуры), но и для защиты жизни и здоровья граждан, пресечения преступлений, преодоления противодействия законным требованиям сотрудников, при исполнении ими служебных обязанностей.

Учитывая большую общественную значимость задач, решаемых сотрудниками органов, связанных с правоохранительной деятельностью, предусмотрены специальные правовые гарантии, направленные на обеспечение их нормальной деятельности. Например, административным законодательством установлена ответственность за воспрепятствование законной деятельности прокурора, следователя, судебного пристава, сотрудника органов внутренних дел и др. (ст. с. 17.7.17.8, 19.3 КоАП РФ), уголовным кодексом РФ установлена ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство сотрудников органов, осуществляющих правоохранительную деятельность (ст. 317—319).

Однако анализ практики работы аппарата судов свидетельствует, что какие-либо особенности, характерные для службы в органах, связанных с правоохранительной деятельностью, в данном случае отсутствуют. Нет их и в названном проекте закона и, следовательно, принимать данный законопроект вряд ли целесообразно.

1. Гулягин А.Ю. Правоохранительная деятельность: основные правовые характеристики // Административное право и процесс. 2011. № 6. С. 7-9.

2. Зенков М.Ю. Государственная и муниципальная служба. Новосибирск. М.: Изд-во СибАГС. 2015. 352 с.

3. Майоров В.И., Севрюгин В.Е. Противодействие преступности на основе современных концепций взаимодействия полиции и обществ: опыт зарубежных стран и России.// Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. № 1(35). С. 95-106. 127 с.

4. Музафарова Л.Ш. Служба в правоохранительных органах как вид государственной службы // Молодой ученый. 2016. № 1 (105). 823-825.

5. Телегин А.С. Служба в органах внутренних дел — особый вид государственной службы Российской Федерации // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: Сб. науч. трудов Краснодарского университета МВД России. Краснодар, 2012. С. 166.

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Пермский филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет

Международное и национальное право: некоторые проблемы соотношения и взаимодействия в историко-ПРАВовоМ, теоретико-правовом И ПРАКТИЧЕСКоМ АСПЕКТАХ

Статья посвящена исследованию вопросов соотношения международного и национального права и выявлению существующих проблем в различных аспектах: историко-правовом, теоретико-правовом и практичес-

Государственная служба РФ - это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Система государственной службы включает в себя следующие виды:

- правоохранительная служба - это также один из видов федеральной государственной службы, т.е. деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, а военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Государственная служба построена на следующих принципах:

- федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина;

- равный доступ граждан к государственной службе;

- единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

- взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

- открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

- профессионализм и компетентность государственных служащих;

- защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Государственная гражданская служба - это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. В свою очередь, государственная гражданская служба субъекта РФ - это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

Различия между государственной гражданской службой РФ или субъекта РФ заключается в осуществляемой российским гражданином трудовой функции в интересах РФ в целом или отдельного региона. Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, а должности государственной гражданской службы субъектов РФ - их законами или иными подзаконными нормативно-правовыми актами в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Классификация должностей государственной гражданской службы:

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий;

Наиболее заметной стала отмена трехвидовой структуры построения системы государственной службы, разделенной на военную, гражданскую и правоохранительную. В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 262-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу ч. 19 ст. 323 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" был упразднен вид правоохранительной службы за счет исключения одноименного понятия и вместо него введены так называемые иные виды[2]. Таким образом, с 1 января 2016 г., т.е. с даты вступления указанных изменений в силу, система государственной службы Российской Федерации стала состоять из неопределенного числа видов, поскольку, помимо военной и гражданской, ее образуют также и иные виды.

Столь кардинальное отступление от Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г.[7] (далее — Концепция), было связано прежде всего с проблемой применения понятия "правоохранительная служба". Впервые данное понятие было предложено в результате научного обоснования системы и структуры видов государственной службы в целях ее совершенствования на принципах единства организационных и правовых основ построения и функционирования. Поскольку Концепция явилась отправной точкой формирования системы государственной службы и последовавшего ее законодательного закрепления, целесообразно проанализировать положения, касающиеся правоохранительной службы.

Концепция исходила из констатации "отсутствия целостной системы государственной службы", которая "на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации осуществляется как служба в отдельном органе государственной власти". Концептуальной целью в ряду основных задач преодоления недостатков виделось "определение видов государственной службы и их законодательное регулирование", "создание комплексного нормативного правового регулирования госслужбы на базе Федерального закона о системе государственной службы, федеральных законов прямого действия". При этом концептуально предусматривалось, что отдельные виды федеральной государственной службы устанавливаются федеральными законами исходя из специфики вида службы, особенностей ее функциональных признаков, порядка и условий прохождения. В разделе Концепции о нормативном правовом регулировании системы госслужбы намечалось принятие федерального закона о дипломатической службе и федеральных законов, регламентирующих особенности прохождения службы в органах внутренних дел, юстиции, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, а также внесение изменений в действующие Федеральные законы о воинской обязанности и военной службе, о прокуратуре, о таможенной службе и др. Прохождение государственной службы в правоохранительных органах предусматривалось на должностях правоохранительной службы.

На протяжении 10 лет велась работа над таким законопроектом[8]. В итоге он появился, но не был согласован по причинам отсутствия консенсуса между заинтересованными государственными органами. Прежде всего из-за неурегулированных разногласий между правоохранительными органами и Генпрокуратурой России по вопросам правового положения правоохранительных служащих, унификации условий, порядка и процедур прохождения ими своей служебной деятельности безотносительно статутарных особенностей различных федеральных госорганов, неизбежного нивелирования социальных гарантий и материально-технического обеспечения, структуры денежного содержания и по другим подобным вопросам. Проектом закона о правоохранительной службе предусматривалось также установление должностей и присваиваемых по ним классных чинов правоохранительной службы, единых для всех служащих правоохранительных органов. Данные положения были отражены и в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в редакции ч. 12 ст. 11 и п. 1 ч. 1 ст. 54, действовавшей до внесенных изменений. Вокруг этих принципиальных положений в основном и сосредоточивалась межведомственная полемика, позиции правоохранительных органов здесь не пришли к общему знаменателю.

Другой проблемой явилось отсутствие легального определения понятий "правоохранительные органы" и "правоохранительная деятельность". При этом оба понятия применяются в российском законодательстве и подзаконных нормативных правовых актах. Однако действующее законодательство не дает перечня правоохранительных органов, нет в позитивном праве и определения понятия "правоохранительная деятельность". Их трактовки в научной и иной литературе в полной мере соответствуют правовой доктрине, воспринятой различными отраслями российского права и законодательства, прежде всего административного и уголовного.

Существующие в российской юриспруденции доктринальные разработки предлагают набор критериальных признаков, по которым обобщенно характеризуются отличительные черты правоохранительных органов и правоохранительной деятельности[9]. В соответствии с ними правоохранительные органы — это учрежденные и финансируемые государством организационные структуры, наделенные специальными публично-властными полномочиями, реализуемыми в строгом соответствии с законом в целях охраны прав и свобод, законных интересов личности, общества и государства; правоохранительная деятельность — это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами в тех же целях. В узком смысле правоохранительные органы осуществляют правоохранительную деятельность с применением мер государственного принуждения. Соответственно, правоохранительная деятельность в том же узком смысле осуществляется правоохранительными органами. В широком смысле ее субъектами являются адвокатура; нотариат; уполномоченные по правам человека, по правам детей, по сферам — бизнеса, финансов, информационной; общественные организации, содействующие охране правопорядка (например, добровольные народные дружины); частные охранные предприятия и детективные агентства; третейские суды; административные комиссии при органах местного самоуправления и т.д.[10]

Между тем терминологическая неопределенность может привести к затруднениям в применении мер административной и уголовной ответственности. Статьями Особенной части УК РФ устанавливаются составы некоторых преступлений, потерпевшими от которых признаются сотрудники и должностные лица правоохранительных органов, а также их близкие. Таковы посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317) и разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного органа или контролирующего органа (ст. 320). В примечании к ст. 318 УК РФ, в определении представителя власти, также используется понятие "правоохранительные органы". Но ему нигде не дается определения, хотя бы для целей применения соответствующих статей[11]. Возникает вполне правомерный вопрос об опасности совершенно неприемлемого в уголовном праве расширительного толкования понятия правоохранительного органа на основе усмотрения дознавателя, следователя, прокурора или судейского усмотрения. К примеру, Минюст России, в центральном аппарате и территориальных органах которого преобладающее большинство гражданских служащих, замещающих должности от заместителя министра до обеспечивающего специалиста. Является он правоохранительным органом или нет? Вместе с тем Минюст имеет контрольные полномочия в отношении адвокатуры и нотариата. Может ли он признаваться контролирующим органом по смыслу ст. 320 УК РФ? В данном случае от ответа на подобные вопросы зависит, могут ли его должностные лица и сотрудники быть потерпевшими от посягательств, предусмотренных специальными составами преступлений. Только в ст. 1 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" определено, что таможенные органы входят в систему правоохранительных органов Российской Федерации, а в соответствии со ст. 3 данного Закона и ст. 9 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" должностными лицами таможенных органов являются их сотрудники, которым присваиваются специальные звания, а равно и федеральные государственные гражданские служащие, проходящие службу на должностях в этих органах. Но ни одним законодательным или подзаконным актом система правоохранительных органов Российской Федерации не установлена и не определяется. Ни в каком другом федеральном законе об особенностях прохождения службы в каком-либо органе или в системе органа он не определяется как правоохранительный, как нет и прямого указания на его связь с правоохранительной деятельностью.

Другим органом, где осуществляется госслужба иных видов (иного вида), является Следственный комитет РФ, где согласно Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" проходят службу сотрудники, военнослужащие военных следственных органов, а также федеральные гражданские служащие[13]. К лицам, проходящим федеральную госслужбу иных видов (иного вида), следует отнести сотрудников СК РФ, имеющих специальные звания, перечень которых устанавливается ст. 20 Федерального закона N 403-ФЗ.

Служба в органах внутренних дел — федеральная государственная служба на должностях в этих органах, на условиях, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ. Она регламентируется Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по которому также осуществляется прохождение службы в полиции. Действие данного Закона распространяется (за рядом исключений) на лиц, имеющих специальные звания и проходящих службу в Росгвардии. Сотрудниками полиции являются граждане, которые осуществляют служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которым в установленном порядке присвоены специальные звания, предусмотренные ст. 26 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"[14]. Сотрудники органов внутренних дел — граждане, взявшие на себя обязательства по прохождению на условиях контракта федеральной госслужбы в органах внутренних дел рядового и начальствующего состава, которым в установленном порядке присваиваются специальные звания. На них распространяются ограничения, запреты и обязательства, установленные для государственных гражданских служащих, а также положения законодательства о коррупции, кроме препятствующих оперативно-розыскной деятельности. В органах внутренних дел и полиции отдельные должности могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими. Госслужбу иных видов (иного вида) проходят сотрудники органов внутренних дел и полиции, имеющие специальные звания.

В таможенных органах по Федеральному закону "О службе в таможенных органах Российской Федерации" службу проходят две группы лиц: сотрудники, которым присваиваются специальные звания, и федеральные гражданские служащие. Их отношения являются служебными и оформляются по контракту. Работники таможенных органов, должности которых предусмотрены в штатном расписании для технического обеспечения, оформляют свои трудовые отношения трудовым договором. На настоящий момент данный Закон является единственным в ряду федеральных законов, предметом регулирования которого охватываются вопросы не военной и не гражданской государственной службы, где содержится прямое указание на то, что служба в таможенных органах является особым видом государственной службы[15]. Оставаясь при этом никак не названной, служба в таможенных органах соответственно может быть отнесена к иным видам, а госслужащими данного неопределенного "особого" вида здесь являются сотрудники, которым присваиваются специальные звания, предусмотренные Законом о службе в этих органах.

Также рекомендуется Вам:

Госслужбу иных видов проходят также граждане по контракту на должностях в органах исполнения уголовных наказаний, которым присваиваются установленные для них специальные звания, в отличие от военнослужащих и гражданских служащих. Подобный подход получил концептуальное одобрение законодателя. На текущий момент проект Федерального закона N 99041910-2 "О службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Минюста Российской Федерации" принят Госдумой в первом чтении 29 марта 2018 г.

Войска национальной гвардии, в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", являются военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина[16]. В этих войсках предусмотрены три вида государственной службы: военная, в войсках национальной гвардии и гражданская. Соответственно, граждане здесь проходят военную службу по призыву или на условиях добровольного поступления — военнослужащие; на условиях добровольного поступления на службу в войсках национальной гвардии — сотрудники; а федеральные государственные гражданские служащие и работники по трудовому договору признаются лицами гражданского персонала. При этом все эти категории относятся к личному составу войск национальной гвардии. Исходя из положений данного Закона иным видом службы следует признать службу в войсках национальной гвардии, которую проходят граждане путем добровольного поступления на условиях заключения с ними контракта и которым присваиваются специальные звания.

Изменения в части госслужбы иных видов затронули и противопожарную службу в связи с принятием Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"[17]. Правовое регулирование статуса сотрудников федеральной противопожарной службы на должностях в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области пожарной безопасности, аналогично тому, которое установлено в отношении сотрудников органов внутренних дел. При этом также предусматривается взаимосвязь государственной службы иных видов и муниципальной службы.

Таким образом, проведенный анализ федерального законодательства об особенностях иных видов государственной службы позволяет выявить общие признаки, характеризующие особенности ее прохождения и правового положения (статуса) государственных служащих. Государственные служащие, которые проходят службу иных видов, являются федеральными и именуются сотрудниками, служебные отношения которых оформляются контрактом, по замещаемым должностям им присваиваются специальные звания или классные чины, на них распространяется в полном объеме весь комплекс запретов, ограничений и обязательств, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"[18]. Профессиональная служебная деятельность таких граждан осуществляется на должностях в федеральных государственных органах, основные функции которых состоят в защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечении безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью.

После упразднения правоохранительной службы прошло уже три года, но все остается по-прежнему. Реестр должностей федеральной государственной службы, включающий перечни типовых должностей федеральной государственной службы иных видов, так и не утвержден Президентом РФ.

Хотелось бы обратить внимание и на то, что с точки зрения законодательства о госслужбе именование прокуроров прокурорскими работниками, а полицейских — сотрудниками полиции является некорректным. Дело в том, что эта терминология происходит из советского понимания правовой доктрины, воплощенной в советском трудовом праве и законодательстве, под которое подпадали все советские служащие — и чиновники, и преподаватели, и врачи, и инженерно-технические специалисты — без различия органов власти (включая партийные), организаций (включая комсомольские и профсоюзные), учреждений, предприятий. Терминология "работники" преобладала в правовом регулировании деятельности лиц, проходивших службу в органах советской власти. В современных условиях развития общества и государства в юридической доктрине и по смыслу закона государственная служба представляет собой публично-правовой институт, призванный обеспечивать функционирование системы государственного управления. Весь новейший период реформирования и развития государственной службы, ее законодательного оформления проходил в неуклонной тенденции публично-правового вытеснения частноправовых начал.

Государственно-служебные отношения гражданина с государством по природе своей публично-правовые, в отличие от трудовых отношений, имеющих договорную природу. Отсюда и различия в оформлении такого рода отношений. По контракту — служащие, по трудовому договору — работники. Вместо анахроничной терминологии "прокурорский работник" надо перейти к "прокурорский служащий", вместо "работники органов прокуратуры" — "служащие органов прокуратуры". Соответственно, вместо "сотрудник органа внутренних дел" — "служащий органа внутренних дел", "сотрудник полиции" — "полицейский, служащий полиции". И так далее. Поэтому подобную частноправовую терминологию, какой бы прочно укоренившейся в сознании она ни была, ее инерцию, дошедшую до наших дней, необходимо преодолеть с целью исключения ее влияния на единообразное толкование и применение административно-правовых норм, что неминуемо приводит к противоречиям в законотворчестве и самом законодательстве, а значит, и сказывается на правоприменении. Причем преодолеть так же решительно, как и переименование милиции в полицию. Ко всему прочему хотелось бы обратить внимание и на то немаловажное обстоятельство, что "военнослужащий" звучит почетно, "гражданский служащий" — достойно. А как прикажете именовать всех остальных? "Иной служащий"? Уничижительно звучащее обращение, разумеется, неприемлемо и вряд ли понравится кому бы то ни было из прокуроров, следователей, полицейских, гвардейцев.

Библиография

1. Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" / Под ред. В.А. Козбаненко (председатель ред. совета Д.А. Медведев). СПб.: Питер, 2008.

2. Каким быть закону о государственной гражданской службе? Парламентские слушания в Государственной Думе 16 ноября 2001 г.: Сборник материалов. Екатеринбург, 2001.

Читайте также: