Смысловое чтение доклад на педсовет

Обновлено: 02.07.2024

Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС . Ведущей целью общего образования является развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности учащегося в условиях системно-деятельностного подхода к организации обучения.

Глобальные процессы информатизации общества, увеличение с каждым годом количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки поставили теоретиков и практиков образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.

Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры.

В последние годы усиливается тенденция отказа детей от чтения книг и предпочтение других источников информации.

Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать, понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.

Читательская компетентность является необходимым условием освоения школьниками практически всех учебных дисциплин, поэтому работа по повышению ее уровня должна быть организована на всех учебных занятиях, где учащимся приходится взаимодействовать с текстами как источниками информации: на уроках, факультативных (элективных) курсах и пр.

ФГОС НОО и ООО включают в освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения.

Под смысловым чтением понимается:

● осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

● извлечение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров;

● определение основной и второстепенной информации;

● свободная ориентация в восприятии текстов художественного, научного; публицистического, юридического, исторического, социологического и официально-делового стилей;

● понимание и адекватная оценка языка СМИ. Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического мышления.

Владение навыками смыслового чтения способствует продуктивному обучению.

У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного - смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения.

Осмысленное чтение связано с пониманием

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

● осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

● определением основной и второстепенной информации;

● формулированием проблемы и главной идеи текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

● в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

● в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

● в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Следует отметить, что работая над формированием функционально грамотного читателя, следует учитывать современные условия, в которых живут наши ученики. Речь идет о технологизации всех сфер жизнедеятельности. Международные исследования показывают тесную связь между качеством чтения в электронной среде и качеством чтения текста, представленного на бумажном носителе. То есть если учащиеся показывают высокий или низкий уровень грамотности, читая на бумажном носителе, то они показывают аналогичные результаты, читая в электронной среде.

Тем не менее, обучение экранному чтению требует как теоретического переосмысления понятия чтения, так и создания новых методик обучения (новых технологий).

Чтение является важнейшим средством социализации учеников . Решающее влияние на качество чтения, по выводам экспертов, оказывает досуговое чтение. Учащиеся, которые читают каждый день для удовольствия, показывают значительно более высокие результаты по грамотности чтения, чем их нечитающие сверстники.

Решение обозначенных проблем возможно только через подъём читательской культуры, воспитание грамотного читателя. Не случайно среди задач модернизации системы российского образования чтению отводится особая роль: именно чтение во многом обеспечивает развитие умений, лежащих в основе информационной, коммуникативной и других ключевых компетенций, поскольку основной объем учебной информации школьники получают посредством этого вида деятельности. Но «для того чтобы научить школьников работе с текстом, необходимо знать, каким конкретным приёмам работы нужно обучать и как это делать.

Задачи смыслового чтения:

формирование у младшего школьника интереса к книге и потребности в систематическом чтении;

формирование понимания прочитанного;

развитие воображения ребенка;

формирование навыка чтения;

формирование техники чтения;

формирование познавательных интересов детей;

формирование умения извлекать необходимую информацию из прочитанных произведений

Необходимо сформировать правильную читательскую деятельность младшего школьника. Именно деятельность, а не отдельные действия читателя. Без удовлетворительного навыка чтения, которым овладевает младший школьник, нельзя успешно осуществлять дальнейшее обучение.

Учителю начальных классов при формировании читателя надо решать несколько задач одновременно:

Формирование и развитие мотива и цели чтения, слияния мотивов и изменяющихся целей чтения;

Создание развивающей образовательной среды, в которую входят информационно – художественные книжные и электронные ресурсы;

Выработка читательских умений, которые с помощью систематической практики, а также обсуждения прочитанного перерастут в читательскую компетентность, т.е. способность полноценно воспринимать любые тексты и расшифровывать закодированный в них смысл.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель владеет техникой чтения и приемами работы с текстом, понимает прочитанное и прослушанное произведение.

Мною используются различные приемы смыслового чтения, которые используют учащиеся для восприятия текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Приём: цитаты.

Цель: сформировать умение находить автора произведения по цитате…

Приём: следуйте за персонажем книги

Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса

Приём: кластер

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами и составлять кластер.

Приём: синквейн

Цель: развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Приём: развитие восприятия текста

Цель: развить скорость и эффективность чтения у младшего школьника

Приём: чтение с остановками

Цель: формирование процесса осмысления текста во время чтения.

Приём: словесное рисование картин

Цель: развитие выразительного чтения, глубокого анализа произведения,

выявление главной мысли, идеи произведения.

Приём: шесть шляп

Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации

Приём: интервью с писателем

Цель: формирование умений самостоятельно работать с текстом, запоминать информацию и воспроизводить её.

Приём: незаконченное предложение.

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как:

дискуссия и обсуждение,

моделирование и рисунок.

Применение технологии смыслового чтения, помогло приобщить детей к дополнительному чтению, выполнению творческих заданий. Смысловое чтение формирует у младшего школьника самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

Диагностика уровня сформированности навыков смыслового чтения

Для проверки уровня сформированности навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения проводится входная и итоговая диагностика. Начинается данная работа с 1 класса.

Группы метапредметных результатов

Уровень оценки (высокий, средний, низкий)

Поиск информации и понимание прочитанного

Умение определять тему и главную мысль текста

Умение составлять план текста

Умение восстановить последовательность событий

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

Преобразование и интерпретация информации

Умение формулировать несложные выводы

Умение объяснять новые (незнакомые) слова, опираясь на контекст

Умение устно выказывать своё отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

Итоговый мониторинг возможностей обучающихся 1-х классов при работе с тексами

Группы метапредметных результатов

Уровень оценки (высокий, средний, низкий)

Поиск информации и понимание прочитанного

Умение определять тему и главную мысль текста

Умение составлять план текста

Умение восстановить последовательность событий

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

Преобразование и интерпретация
информации

Умение формулировать несложные выводы

Умение объяснять новые (незнакомые) слова, опираясь на контекст

Умение устно выказывать своё отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

Результаты итогового мониторинга среди учеников 1-х классов показали, что дети достигли значительных успехов в усвоении литературного чтения: повысился уровень сформированности следующих умений: определять тему и главную мысль текста - на 20 %, восстанавливать последовательность событий - на 15 %, определять тип и стиль текста – на 15 %, объяснять новые слова, опираясь на контекст – на 20 %, устно высказывать своё отношение к тексту – на 15 %, умение составлять план текста на 25%.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики

Стратегии смыслового чтения:

- поиск информации и понимание прочитанного;

- преобразование и интерпретация информации;

Существует множество педагогических технологий, которые используют учителя на своих уроках и во внеурочной деятельности, одна из которых технология критического мышления.
Технология критического мышления:

формирует у учащихся образовательные мотивации: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала.

позволяет формировать и совершенствовать навыки смыслового чтения, умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц

В младшем школьном возрасте помогает учителю переключить ученика с внешней атрибутики на собственно учебную деятельность посредством вовлечения в процесс поиска знаний.

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:

подготовительный –стадия вызова;

восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);

присвоение информации – стадия рефлексии.

Применение приемов технологии развития критического мышления учащихся на уроках математики.

Прием “Ключевые слова”

Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Например, Закрепление знаний по опорным словам при изучении величин

( времени, массы, площади, длины).

Прием “Лови ошибку”

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Например: задачи с ошибками, с неверной информацией.

На стадии вызова наиболее часто используется приём

Например, при устном счете

- Произведение 0 и 9 равно 9;

- Сумма 36 и 14 больше 40;

- Разность 80 и 15 меньше разности 80 и 25.

На стадии рефлексии после изучения нового материала учитель снова возвращает детей к вопросам. Например, при введении понятия

- Через точку можно провести только одну прямую (нет).

- Прямоугольник - это замкнутая ломаная линия (да).

- Прямоугольник - это четырёхугольник, у которого все стороны равны (нет).

- Треугольник, у которого две стороны имеют равную длину, называется равнобедренным (да).

- Треугольник, у которого один угол острый, называется тупоугольным (нет).

- Площадь - это сумма длин сторон прямоугольника (нет)

Прием “Корзина идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

– не бояться записывать все, что приходит на ум.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Доклад. Смысл. чтение.doc.docx

Смысловое чтение: стратегии, технологии и приемы смыслового чтения
Слайд1
Глобальные процессы информатизации общества - увеличение с каждым годом количества текстовой информации, предъявление новых требований к её анализу, систематизации и скорости переработки поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению. Перед нами стоит задача подготовить учеников, способных к быстрому восприятию текста и обработке больших объемов информации, помочь им овладеть современными стратегиями, методами, технологиями. Залог успеха в умении извлекать необходимую информацию из различных источников и эффективно использовать, поэтому на сегодняшний день проблема обучения чтению становится актуальной в свете модернизации общего образования.

О пользе чтения книг гласит народная мудрость, которая отражается в пословицах и поговорках.
С книгой поведешься – ума наберешься.
Будешь книги читать - будешь все знать.
Книга подобна воде: дорогу пробьет везде.

Также трудно не согласиться со словами и великих людей, которые жили задолго до нас.

Слайд 3
Чтение – это фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.
Слайд 4

Слайд7
Сметанникова Наталья Николаевна . Кандидат психологических наук, профессор, директор учебно-методического центра БЕСТТ. Инициатор создания Русской ассоциации чтения и президент РАЧ. Представитель России в Европейском комитете Международной ассоциации чтения и Федерации европейских ассоциаций (IDEC/FELA).Является автором и разработчиком стратегиального подхода к обучению чтения на родном и иностранном языке.

По мнению Н.Н. Сметанниковой, стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой учащийся работает самостоятельно под руководством учителя. Обучение стратегиям чтения и последовательное их применение позволят учителю-предметнику изменить методику проведения урока, максимально дифференцировать, индивидуализировать и интенсифицировать процесс обучения, так как большая часть стратегий предусматривает индивидуальную, парную работу и работу в малых группах, в том числе и исследовательскую. Овладев набором приемов и стратегий ,обучающийся сможет успешно работать с текстовой информацией. Технология смыслового чтения текста по Сметанниковой проходит три этапа: предтекстовая,текстовая и послетекстовая, соответственно, со своими целями и задачами.

Профессор Сметанникова предлагает следующие виды стратегий д ля работы с информационным текстом:

стратегии предтекстовой деятельности

стратегии текстовой деятельности и

стратегии послетекстовой деятельности

стратегия развития словаря

стратегия компрессии текста

Стратегия текстовой деятельности.
На данном этапе идет работа с текстом. Целью стратегий текстовой деятельности является управление процессом чтения, которое часто осуществляется с помощью вопросов, развитие механизмов чтения, т.е. выдвижение гипотезы, её подтверждение или отклонение, размышление во время чтения.

Целью стратегии является проверка понимания читаемого вслух текста.

1. Учащиеся по очереди читают текст по абзацам. Задача читающего – читать с пониманием, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Имеется только одна копия текста, который передается следующему чтецу.

2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Цель стратегии – научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более усложняющиеся вопросы.

Учащиеся читают текст по абзацам про себя. После прочтения каждого абзаца учащиеся останавливаются и задают вопросы к прочитанному тексту. Сначала на вопросы к абзацу отвечают все члены группы, затем можно работать в парах: один задает вопросы, другой отвечает, и наоборот.

Цель данной стратегии –мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Читатель делает пометки на полях:
+понял - не понял ? надо обсудить

+согласен -не согласен !!требуется обсуждение
++соответствует тому, что я знаю
- - противоречит тому, что я знаю
?? не понятно, хотелось бы получить дополнительные сведения

Характер пометок определяется целями чтения. В первом случае это – проверка понимания текста, во втором – выяснение мнения читателя относительно текста, в третьем – его критическое осмысление

1. Названа основная мысль текста. (Да/Нет)

2. Названы главные мысли текста и основные детали. (Да/Нет)

3. Присутствует логико-смысловая структура текста. (Да/Нет)

4. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. (Да/Нет)

5. Содержание изложено собственными словами при сохранении лексических единиц авторского текста. (Да/Нет)

Она даёт учащимся инструмент, который учит их способам самостоятельной работы с новой информацией.

Итак, на сегодняшний день стратегий и тактик чтения разрабо-

тано около сотни. В реальном учебном процессе применяется примерно тридцать из них. Таким образом, формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом возможно на уроках и во внеурочной деятельности. А овладев навыками смыслового чтения, наши ученики смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать информацию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

· осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

· определением основной и второстепенной информации;

· формулированием проблемы и главной идеи текста.

Развитие навыков смыслового чтения

Развитие навыков смыслового чтения

Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….?

Кто. Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

Глоссарий Тип стратегии: Предтекстовая Класс / возраст: 5-9 кл. Цели стратегии: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. Подробный алгоритм реализации стратегии: Мы будем читать информационный текст Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом:…. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) и посмотрите на значение и употребление слов, использованных в тексте.

Рассечение вопроса

Чтение вслух (попеременное чтение)

Чтение про себя с вопросами

Экскурсия по книге

Знаю — Хочу узнать — Узнал (плюс)

Развитие словаря

  • Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.
  • Класс / возраст: 5-9 кл.
  • Цели стратегии: Обучение умению запоминать слова в контексте
  • Подробный алгоритм реализации стратегии:
  • Нам скоро встретится слово . Попробуем его угадать, расширяя контекст.
  • — Оно крепкое, серебряного цвета.
  • — Оно чаще всего изготавливается из железа.
  • — У него есть плоское основание для ноги.
  • — Оно находится на лошади.
  • Это предмет, в который всадник вставляет ногу, когда скачет на лошади.
  • Смысловое чтение, как универсальное действие формируется благодаря использованию учителем следующих технологий, форм работы:
  • технологии проблемного обучения;
  • интерактивных технологий;
  • технологии критического мышления.


-75%

Слайд 1 В современной системе образования технологии работы с текстом становятся одними из самых актуальных. Неслучайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах. Как учитель русского языка и литературы, работающий в основном в старших классах, могу утверждать, что без овладения технологией смыслового чтения невозможно полноценно подготовить учащихся к итоговой аттестации, так как и в ОГЭ, и в итоговом сочинении по литературе, и в ЕГЭ исходным для создания собственного текста является осмысление и понимание чужого текста художественной и научной направленности.

Слайд 2 Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Когда человек действительно осознанно читает, то у него обязательно включается в работу воображение. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная и более сложная ступень развития – речь письменная. Смысловое чтение отличается от любого другого тем, что при нём происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.

Слайд 3 Существуют различные способы смыслового чтения. Вот основные из них:

аналитический (структурный) способ. В этом случае читатель идет от целого к частному. Цель такого чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение;

синтетический (интерпретационный) способ. Здесь читатель движется от частного к целому. Цель этого способа – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их;

критический (оценочный) способ. Цель его – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним; определить собственное отношение к тексту, сформулировать его.

Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом.

Слайд 4 I этап. Работа с текстом до чтения.

Это антиципация (или предугадывание предстоящего чтения; определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт)

и постановка целей урока с учётом общей готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

В ней три момента: первичное чтение текста (самостоятельное чтение в классе, чтение-слушание, комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся; выявление первичного восприятия, совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста),

и анализ текста (п остановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части, беседа по содержанию текста, обобщение прочитанного, постановка к тексту обобщающих вопросов, обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста и выразительное чтение).

III этап. Работа с текстом после чтения.

В ней также несколько важных моментов: во-первых, концептуальная (смысловая) беседа по тексту (т.е. коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия; соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией; выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов).

Во-вторых, знакомство с писателем (это рассказ о писателе, беседа о его личности, работа с материалами учебника, дополнительными источниками).

Далее идёт работа с заглавием, иллюстрациями (обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым иллюстрациям и соотнесение видения художника с читательским представлением).

И в заключение третьего этапа - творческие задания , опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Для более полного восприятия и понимания текста серьезное внимание уделяется рассмотрению основных элементов текста, таких, как заголовок и ключевые понятия. Заголовок концентрирует основную идею, тему произведения, является ключом к его пониманию. Он позволяет осознать первоначальную перспективу, на которую нацеливается читательское понимание, и переосмыслить текст в соответствии с заложеннной в нем идеей.

Немаловажным в освоении технологии смыслового чтения становится изучение различных стратегий, приёмов, методов работы с текстом и практическое овладение ими, чему необходимо уделять внимание при работе с текстами уже в начальной школе (т.е. в старших классах заниматься такими приёмами не совсем продуктивно, т.к. это не соответствует возрасту, а вот если они уже освоены учащимися ранее – это, несомненно, принесёт положительные результаты в средних и старших классах).

Использование той или иной стратегии смыслового чтения зависит от текста, его структуры. Предлагаемые стратегии необходимо сочетать с традиционной методикой работы над содержанием текста. Каждую стратегию надо отрабатывать на уроках в ходе совместной деятельности учителя и учащихся, только тогда возможно самостоятельное использование.

Если объединить всё данное выше, то можно всю работу с текстом по технологии смыслового чтения представить в следующем кратком плане. Слайд 5

Первым и важным этапом становится определение типа и предмета книги ориентировочно по названию и титульному листу.

Затем нужно научиться находить основную мысль текста . Эффективным в данном случае является задание на передачу целостной сути текста в одном предложении или максимум в нескольких (в рамках краткого абзаца). Такое умение является показателем способности человека целостно воспринимать информацию. Но так как любая целостность представляет собой закономерную (логическую) взаимосвязь частей, необходимо предложить ученикам освоить следующее действие, являющееся естественным продолжением предыдущего: перечислите основные части книги (текста), покажите, как они организованы в одно целое, в каком порядке расположены относительно друг друга. Хорошие тексты, как правило, имеют четкую и очевидную структуру.

Смысловое чтение предполагает владение читателем ключевыми понятиями, каковыми, прежде всего, являются термины. Необходимо научиться находить ключевые слова, а затем – определять их точное значение именно в данном тексте. Поскольку ключевые слова, как правило, многозначны, нужно понять, в каком значении его употребляет автор. Как находить в тексте ключевые слова? Это те слова, которые важны и для автора, и для читателя и которые автор использует особым способом. Обычное обыденное их использование автору не подходит, поэтому он уделяет этим словам много места в тексте, описывая их, уточняя, сопоставляя с другими авторами, поясняя особенности их использования в разных ситуациях. Обычно, встречая ключевое слово, читатель испытывает затруднение в его понимании из-за его неоднозначности и важности. Эти слова требуют изучения, ради них собственно и пишется текст. У автора существует много способов выделения ключевых слов. Надо их знать и уметь использовать при чтении. Значение и смысл может рассматриваться прямо в тексте. Автор может выделить это слово через подчеркивание или шрифт, дав ему собственное конкретное определение. В этом случае полезно, особенно в старших классах, обратиться к интерпретации понятий другими авторами. Для этого также можно использовать словари, энциклопедии, справочную литературу.

Следующим способом смыслового чтения является выделение ключевых (наиболее важных) предложений в тексте и определение утверждений, которые они содержат. Затем выделение ключевых абзацев, как системы предложений, объединенных общими утверждениями (аргументами) по поводу сути текстовой информации. Первый и последний абзац содержат основной смысл текста и выводы. В оставшейся части содержатся, как правило, аргументы к утверждению. Начальные предложения абзацев, также как и ключевые слова, содержат основную информацию. Эти предложения помогают понять изменения в содержании текста: ставится ли новый вопрос, новая задача, разъясняется ли ранее описанное свойство явления, факты, события, подводятся ли итоги, делаются ли выводы?

Выделенные ключевые слова приводят читателя к предложениям, заслуживающим дальнейшего внимания, то есть к интерпретации. Один из лучших способов понимания утверждений автора – передача прочитанного утверждения своими словами. При этом свои слова – это не копия оригинала, а повторение авторской мысли в другой формулировке, которая будет являться рефлексией читателя на высказанные в тексте утверждения. Если человек владеет содержанием только в виде заученных формулировок, значит, он не осознал смысл прочитанного.

Неотъемлемым компонентом смыслового чтения является конструктивное обсуждение изучаемого текста . Одним из эффективных методов являются дискуссии, упражнения в мастерстве мышления и коммуникации. Для выделения основных мыслей можно использовать всевозможные схемы и диаграммы. Полезно подчеркивать ключевые слова и предложения по мере их появления в тексте, фиксировать противоречия, если таковые имеются в тексте.

Процесс чтения должен завершаться формированием собственного критического мнения . Критическое мнение не означает несогласие. Оно означает собственное отношение к содержанию текста, которое может, как совпадать с авторским, так и не совпадать. Обязательным условием критического отношения должно быть полное понимание текста с позиции автора. Там, где отсутствует понимание, бессмысленны и неумны будут любые утверждения и отрицания читателя.

Таким образом, у школьников формируются способности не просто пересказывать текст, но и выражать своё отношение к прочитанному, давать оценку той информации, которую они получили, оценивать героев произведения. Учащиеся, вступая в диалог с автором текста, спорят с ним или соглашаются с его мнением, строят свой, авторизованный текст. С этой целью им предлагается участие в дискуссии, в составлении характеристики героев, аннотации любимой книги.

Возвращаясь к началу статьи, где говорится о цели смыслового чтения, можно сказать, что постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете научит ребёнка максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами при работе на уроках по разным школьным предметам.

Адлер М. Как читать книги. – М.: 2011. – 344 с.

Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Гринева М.И. и др. Учим успешному чтению. – М.: Просвещение, 2011. – 88с.

Граник, Г.Г.Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М. : Педагогика, 1991. – 256 с.

Дерновский И. Инновационные педагогические технологии

Королева Г.В. Технология эффективного чтения. – Ростов-на-Дону: 2009. – 307 с.

Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005.

Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания лидеров чтения. / Н.Н. Сметанникова // Homo Legens. – 3 – М.: ШБ, 2006.

Читайте также: