Смертная казнь с точки зрения этики и права доклад

Обновлено: 02.07.2024

Речь здесь идет об этических, моральных аргументах, учитывая которые смертную казнь можно считать оправданной, не просто принимаемой вынужденно, возможной. Ключевыми из таких аргументов являются следующие.

1. Смертная казнь – это справедливая расплата, она является нравственным актом, так как применяется как наказание за совершенное убийство.

Этот аргумент имеет самое большое распространение. Он, казалось бы, является очень сильным и убедительным, так как справедливость и в самом деле здесь основана на позиции эквивалента. Но как раз принцип эквивалента в этом случае и не соблюдается.

Убийство, за которое наказывают смертной казнью, квалифицируется здесь как преступление. А сама смертная казнь является актом государственной деятельности. Выходит, что преступление приравнивают к акту государственной деятельности.

Смертная казнь превосходит другие формы убийства по критерию психологическому. Осужденный знает о смерти заранее, ее ожидает, расстается с родными, это и многое другое делает убийство путем смертной казни психологически, несомненно, более тяжелым, чем в большинстве прочих случаев.

2. Смертная казнь, возможно, и несправедлива по отношению к тому человеку, к кому ее должны применить, но тем не менее она оправдана, так как своим устрашающим действием способствует предотвращению совершения таких же преступлений другими.

Этот аргумент при более глубоком подходе легко опровергается. Смерть преступника в смысле устрашения других менее эффективна, чем его длительное, безысходно мучительное существование вне свободы. Смертная казнь как наказание действительно может произвести очень сильное впечатление, но это впечатление не сохраняется в памяти человека долго.

3. Смертная казнь несет благо обществу тем, что освобождает его от очень опасных преступников.

На это можно возразить, что общество могло бы обезопасить себя от них и путем пожизненной тюремной изоляции. Если уж говорить о благе общества, оно должно состоять в том, чтобы возместить ущерб, нанесенный преступником. А смертная казнь как раз ничего не возмещает.

4. Смертную казнь можно оправдать гуманными соображениями по отношению к самому человеку, совершившему преступление, так как пожизненное, беспроглядное, нестерпимо тяжелое заключение в одиночной камере гораздо хуже, чем быстрая смерть.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Пытки и казни

Пытки и казни Вызвать подозрение, а еще страшнее — гнев господина было для наложницы или жены равносильно подписанию смертного приговора. «Кто знает, сколько крови и слез утекло уже за непроницаемыми двойными стенами и сколько безвинных душ было принесено в жертву

Казни

Казни Как нам известно, прошло всего восемь дней после кончины любимой жены Анастасии, а Иван уже принял решение о новом браке. С этого времени во дворце пошло веселье. Сначала царя забавляли шутками и беседами, потом начались пиры, говорили, что вино радует сердце,

Пример изощренной казни

Пример изощренной казни Объявив изменниками знатнейших бояр, которых он заподозрил в связи с епископами и другими священнослужителями, посягающими на его власть, Иван вновь приговорил к казням множество невиновных людей, потому что улики, как всегда, были ложные.Иногда

Стрелецкие казни

Стрелецкие казни Массовая казнь стрельцов состоялась 30 сентября. У всех ворот Белого города расставили виселицы. Толпы народа собрались посмотреть на преступников. Патриарх Адриан по обычаю предков с иконой Богородицы пришел к Петру просить милости осужденным, но Петр,

Правосудие и казни

Правосудие и казни Тяжкие преступления при Петре наказывались сожжением. Для этого строили небольшой деревянный сарайчик, обкладывали его соломой снаружи и изнутри и поджигали. Преступник задыхался в дыму и сгорал. Преступникам также рубили головы и вешали.Де Бруин[220]

Репрессии и казни

Репрессии и казни Как известно, Алексей бежал от гнева отца за границу, но, запуганный Толстым и Румянцевым, посланных со специальной миссией Петром, согласился вернуться при условии, что ему позволят жениться на Евфросиньи и жить в деревне. Петр дал такое согласие, и

Глава 24. О суде и о казни грешникам

Глава 24. О суде и о казни грешникам Во всех делах смотри на конец, смотри, как станешь пред строгим Судьею, от Кого ничто не скрыто: Его не умилостивишь дарами, и извинений Он не принимает, но по правде будет судить. О, жалкий и безумный грешник, какой дашь ты ответ Богу,

Национальные казни

Национальные казни 25. XII.66. Проснувшись ночью после польской водки у пана Пилевского в Сочельник — Рождества Христова, куда меня Бог послал вчера к вакантному прибору на столе, так что мой приход им подарил четное число — 6, значит, радость на весь год (подумайте! Ищешь,

1. Исторические предпосылки возникновения смертной казни

1. Исторические предпосылки возникновения смертной казни Сегодня наиболее актуальными стали вопросы о практике применения смертной казни. Сторонники и противники ее выдвигают свои аргументы. Какова же этическая сторона этой проблемы?Смертная казнь прежде всего – это

3. Этические аргументы против смертной казни

3. Этические аргументы против смертной казни Хотя рассмотрение исторической динамики проблемы смертной казни показывает, что она все больше утрачивает этическую санкцию, теряет поддержку общества и постепенно вытесняется из юридической практики, тем не менее

49. Исторические предпосылки возникновения смертной казни

49. Исторические предпосылки возникновения смертной казни Сегодня наиболее актуальными стали вопросы о практике применения смертной казни. Сторонники и противники ее выдвигают свои аргументы. Какова же этическая сторона этой проблемы?Смертная казнь прежде всего – это

52. Аргументы против смертной казни

52. Аргументы против смертной казни Рассмотрим же этические аргументы против смертной казни.1. Смертная казнь имеет нравственно—развращающее действие на человеческое общество.Она оказывает прямое влияние непосредственно через людей, которые причастны к ней, и

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ: ЗА И ПРОТИВ

В первую очередь, в современной демократии наказание должно быть не только карательным, но и должно стараться перевоспитать преступника, чтобы дать ему возможность жить в обществе с другими людьми. Но в то время, как данный аргумент является безоговорочным, те, кто наслышан о современных тюрьмах, признают, что многие обитатели тюрем невосприимчивы к перевоспитанию, что является фактом, который невозможно объяснить одними лишь условиями содержания.

Противники смертной казни также полагаются на утилитарные аргументы. Смертная казнь необратима. Если преступник оказывается невиновным, то отменить приговор уже невозможно.

Криминологи подтвердили статистикой, что в тех американских штатах, где разрешена смертная казнь, количество серьезных преступлений не уменьшилось. Другие криминологи, однако, утверждают, что такое заключение, если оно имеет достаточные обоснования, должно применяться ко всему уголовному праву: каждый день совершаются правонарушения; тем не менее, если бы у нас не было подобных запрещающих норм, то количество преступлений было бы еще больше. С их точки зрения высшая мера наказания служит, по крайней мере, для того, чтобы ограничить склонность людей к мыслям об убийстве.

С точки зрения последовательного христианско-религиозного подхода смертная казнь должна быть признана абсолютно недопустимой, поскольку представляет собой предельное насилие над личностью и дерзость окончательного приговора человеку в его метафизическом плане[2] . Эти суждения, однако, нуждаются в корректировке.

Итак, дебаты о смертной казни сводятся к конфликту этической и утилитарной точек зрения. Но мы не должны праздно сидеть и воздерживаться от выбора позиции.

Независимо от того, выступаете Вы против смертной казни или поддерживаете ее, из дискуссии можно исключить два важных урока.

Второй урок заключается в том, что дискуссии о смертной казни не должны привлекать к себе все наше внимание. Если мы намерены отменить виселицу, то должны бороться и за предотвращение совершений преступлений, а так же против жестокости во многих тюрьмах. В конце концов, в чем смысл предлагать заключение в качестве альтернативы электрическому стулу, если заключенные подвергаются жестокому и унизительному обращению?

Как можно игнорировать тот факт, что огромное количество заключенных совершают самоубийства – применяя к себе самому высшую меру наказания – чтобы избежать жестокости заключения? Как можно игнорировать тот факт, что многие государства сегодня убивают не только в соответствии с юридическим наказанием, но и совершают убийства и истребляют народ в международных и гражданских войнах, или допуская голод? Короче говоря, оппозиция смертной казни сама по себе не может являться конечным этапом, поскольку это лишь один элемент более общей борьбы за человеческое достоинство.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Проблемы смертной казни в законодательстве России……………. 4
2. Неприемлемость смертной казни с точки зрения этики……………..7
3. Смертная казнь: за или против……………………………………. …9
Заключение……………………………………………………………..…11
Список использованной литературы………………………………..…..12

Работа содержит 1 файл

Смертная казнь в России этический и правовой аспект проблемы.docx

1. Проблемы смертной казни в законодательстве России……………. 4

2. Неприемлемость смертной казни с точки зрения этики……………..7

3. Смертная казнь: за или против……………………………………. …9

Список использованной литературы………………………………..…..12

Одной из проблем, существующих в современном обществе и в уголовном праве, волнующей огромное количество людей, вызывающей множество дискуссий, споров и дебатов была и остается проблема смертной казни. Актуальность темы контрольной работы связана также и с тем, что сейчас многие государства идут на смягчение законодательства, при этом отменяя и смертную казнь. В связи с этим возникает вопрос о правомерности и допустимости применения смертной казни, а также об этических сторонах данной проблемы.

В пристальном интересе людей к этой мере есть, вероятно, нечто сакральное, с давних времен связанное с парадоксальным и в наше время непостижимым желанием людей наблюдать казнь себе подобных. И в психологическом плане, и исторически такое отношение людей к смертной казни обусловлено тем, что в основе ее применения лежит принцип возмездия - древнейший обычай отмщения, часто связываемый с принципом талиона. А уж по способам лишения жизни себе подобных человечество издавна проявляло особую выдумку, размах и изобретательность - не зря казни всегда собирали толпы людей.

Проблема смертной казни – многоаспектная, каждый подход к ее разрешению –политический, нравственный, правовой, религиозный – вскрывает различные пласты общественного сознания, использует свою собственную цель аргументации.

  1. Проблемы смертной казни в законодательстве России

2. Неприемлемость смертной казни с точки зрения этики

Надо признать тот факт, что государство имеет право на применение смертной казни, как и на распоряжение жизнью своих граждан в иных формах (призыв на военную службу с последующим участием в боевых действиях). Другое дело, что государство должно при этом мыслиться не как безответственная и чуждая для граждан сила, а как высшее выражение воли и жизни народа, как политически-правовая реализация Родины. Жизнь не составляет блага, даруемого человеку государством, поэтому государство и не имеет законного права отнимать эту жизнь. Таким образом, государство, самовластно прекращает человеческую жизнь, присваивает себе непренадлежащее ему право.

Как указывает Загарина А.И. сторонники применения смертной казни, в большинстве своем, ссылались на необходимость ее применения для устрашения потенциально опасных субъектов общества и предотвращения роста преступности, многие ученые указывали на правовой характер данной санкции, который, по их мнению, вытекал из нарушения преступником множества прав и свобод индивидов, а следовательно, означал утрату преступником своего права на защиту главной ценности со стороны государства 7 .

Общество, в котором смертная казнь используется, или только имеется ее возможность, воспитывает убийц, если содержит и воспитывает палачей. Смертные приговоры выполняют люди, которые становятся по воле государства и общества штатными убийцами. Даже смертные казни через дозы наркотиков и снотворных, в которых, по видимости нет страданий жертвы, имеют своих исполнителей – палачей, как бы их не пытались оправдать либеральные нравы. Палач есть палач. И это другой человек. Он, во-первых, сам для себя иная личность – изгой, а во-вторых, и для общества он пария.

Достоинство человека есть достояние государства. Только при соблюдении этого правила можно рассчитывать, что каждый из нас станет добрым гражданином. И не заслуживает уважения государство, даже самое могучее, если в нем унижен, незащищен человек.

Поскольку каждый человек, в том числе и самый тяжкий преступник, является человеческой личностью, смертная казнь обесценивает человеческую жизнь и умаляет человеческое достоинство. Смертная казнь лишает человека его неотъемлемых человеческих прав, поскольку после ее исполнения человек перестает быть человеком.

3. Смертная казнь: за или против

28 января 2010 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в Москве представил данные 8 о том, как россияне считают нужным решить вопрос о применении смертной казни в России и какого мнения об этом наказании придерживаются наши сограждане.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 23-24 января 2010 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Вопрос применения смертной казни в России волнует большинство наших сограждан (73%). Важным его считают, в первую очередь, столичные жители (82%) и малообеспеченные россияне (76%). Впрочем, каждый пятый респондент не придает значения этой проблеме (20%). Индифферентны к этой теме, в основном, жители малых городов (24%) и обеспеченные россияне (26%) (см. таблицу 1).

В то время, как малообеспеченные россияне склонны выступать за применение смертной казни (52%), россияне с высокой самооценкой материального положения чаще поддерживают продление моратория на нее или полную отмену этой меры наказания (35 и 22% соответственно).

Проблема смертной казни оценивается россиянам достаточно противоречиво. Так, большинство опрошенных считают, что существуют злостные преступники, для которых возможно применение такой меры наказания (69%), а также допускают существование таких преступлений, после совершения, которых человек лишается морального права на жизнь (64%). В то же время, наши сограждане склонны признавать вероятность судебной ошибки, влекущей за собой наказание невиновного человека (59%). Кроме того, респонденты полагают, что никто не вправе лишать человека жизни (51%) и что пожизненное заключение является более суровым наказанием, нежели смертная казнь (49%). Спорную оценку получил тезис о том, что содержание в исправительных учреждениях большого количества преступников дорого обходится государству и поэтому смертную казнь можно применять к некоторым из них - 41% согласны с этим утверждением, 43% опровергают его.

Результаты опроса важности применения смертной казни. Таблица 1.

Насколько для Вас лично важно, будет ли в России применяться смертная казнь или нет? (закрытый вопрос, один ответ)

Блюменштейн Елена Геннадьевна

Ученица посде занятий на элективном курсе заинтересовалась этической стороной смертной казни. Изучив историю вопроса и статистику по стране, автор исследует отношение жителей муниципального района к данной проблеме. Исследование строится на основе социологического и математического методов.

ВложениеРазмер
issledovanie_lednik_.doc 182 КБ
prilozhenie_ii_rezultaty_anketirovaniya_po_probleme_smertnoy_kazni11.xls 29.5 КБ

Предварительный просмотр:

как проблема прикладной этики

Автор: Ледник Дарья Александровна,

Омской области, 11 класс

Руководитель: Блюменштейн Елена Геннадьевна,

учитель литературы и истории

Глава 1 Основные термины и понятия

Этика. Прикладная этика. Проблемы прикладной этики__________5

Прикладная этика. Проблемы прикладной этики________________6

Глава 2 Понятие смертной казни

2.1 Смертная казнь. Признаки смертной казни. Виды смертной казни__7

2.2 Международные тенденции в области применения смертной казни_10

2.3 Применение смертной казни в современных государствах_________11

2.4 Международное право о смертной казни_______________________13

2.5 Смертная казнь в истории России

2.5.1 Смертная казнь в истории России до 1917 года________________14

2.5.2 Смертная казнь в СССР____________________________________15

2.5.3 Смертная казнь в РФ______________________________________16

2.6 Практика смертной казни____________________________________18

Глава 3 Смертная казнь как этическая проблема____________________21

3.1 Этические аргументы в пользу смертной казни__________________21

3.2 Этические аргументы против смертной казни___________________23

Глава 4. Исследование вопроса об отношении граждан к проблеме смертной казни________________________________________________________26

Смертная казнь… У одних эти два слова вызывают чувство ужаса и содрогания, недоумение, у других смертная казнь как вид уголовного наказания ассоциируется с официально узаконенным лишением жизни другого человека.

Если подойти к проблеме смертной казни исторически, то можно убедиться в том, что каждая эпоха выражает всегда два направления, существующих в общественном мнении, - противников и сторонников смертной казни.

Дальнейший ход истории дает нам бесчисленное количество примеров, когда гуманные соображения уступали место необдуманной жестокости, превращающейся в кровавую расправу. В настоящее время вопрос об отмене смертной казни является одним из самых актуальных вопросов. Этой проблеме посвящены сотни трудов различных авторов, которые придерживаются прямо противоположных точек зрения. Этот неоднозначный вопрос заинтересовал и нас, поэтому в своей работе мы излагаем понятие смертной казни, ее основные признаки, историю развития исключительной меры наказания в России, исполнение наказания в виде смертной казни по действующему законодательству, а также предлагаю вашему вниманию результаты статистического исследования об отношении к проблеме смертной казни.

Объект исследования: смертная казнь.

Цель исследования: исследовать смертную казнь как проблему прикладной этики; создать условия для дискуссии о допустимости смертной казни и осуществления определенного морального выбора.

дать определение основным терминам и понятиям по теме исследования;

сделать обзор литературы по теме исследования;

выяснить историю применения и практику смертной казни в России;

сформулировать этические аргументы в пользу смертной казни и против нее;

провести исследование отношения к проблеме смертной казни жителей с. Маяк Оконешниковского района Омской области.

Глава 1 Основные термины и понятия

1.1 Этика. Прикладная этика. Проблемы прикладной этики

Этика – это общая нормативная наука, изучающая мораль, нравственность, добродетель. Этика представляет собой систему знания об определенной области человеческой жизни. Этику можно назвать дочерью философии, также ее называют практической философией.

Этика является составной частью фундамента общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля. Все свои проблемы этика черпает в реальной повседневной жизни. Отвлеченные понятия и категории этики являются лишь средством для понимания жизненных реальностей в их взаимодействии, полноте, глубине и противоречивости (7, 453).

В современных условиях общественно значимый характер приобрела моральная жизнь не только в ее особенных формах, но и в индивидуальных, единичных проявлениях. Это явилось следствием многих факторов, среди которых наиболее важными являются:

Изменение реального статуса индивида в обществе, выражающегося в том, что общество в целом, в том числе и государство, гарантированно обеспечивает его основные человеческие права, особенно оберегая их в тех случаях, когда индивид принадлежит к разного рода меньшинствам. Не только большая социальная группа или общность – народ, сословие, семья, профессия и т.д., но и личность сама по себе становится средоточием, фокусом общественной жизни.

Новое качественное состояние техники и технологии деятельности. Усложнились коммуникации и вся система организации социального пространства, в результате чего сбой в одном звене сказывается на состоянии системы в целом. Появились столь дорогостоящие технологические возможности, направленные на поддержание благополучия человека, его жизни и здоровья, что каждый случай их применения становится общественно значимым событием (7, 454).

Эти изменения имели одним из своих следствий интенсивное развитие прикладной этики.

1.2 Прикладная этика. Проблемы прикладной этики

Прикладная этика не просто приложение результатов теоретической этики к практике. Она является особой стадией развития и морали, и этики, знаменуя собой одновременно новую, более глубокую и конкретную форму их синтеза. Прикладная этика – это особая форма теоретизирования, теоретизирование, непосредственно включенное в жизненный процесс; это особая форма принятия ответственных решений, самой человеческой практики, когда последняя поднимается до теоретически осмысленного уровня.

● техногенез и пути выхода из экологического кризиса;

● медицинские опыты на человеке и др. (7, 454)

Глава 2 Понятие смертной казни

2.1 Смертная казнь. Признаки смертной казни. Виды смертной казни

Уже долгие годы среди ученых и общественных деятелей не смолкают споры по поводу того, имеет ли право на существование такое наказание как смертная казнь. Видимо, эта дискуссия закончится еще не скоро. Несмотря на то, что по поводу смертной казни написано много, в теоретической разработке этой проблемы еще немало неясных моментов. В частности, не рассмотрен и вопрос о понятии смертной казни. На первый взгляд кажется ясным, что такое смертная казнь. Это лишение жизни человека. Между тем, человек может быть лишен жизни по разным причинам. Даже если оставить в стороне случаи естественной смерти (от болезни, от старости), можно назвать немало причин и насильственной смерти. Много людей гибнет в результате действия сил природы (наводнение, оползни, грозы и т.д.), от голода, холода, несчастных случаев в быту и на производстве, в силу общественной неосторожности. Много жизней уносят самоубийства. Люди погибают от различных преступлений, от неосторожных действий, таких как нарушение правил техники безопасности, дорожного движения, обращения с различными опасными предметами и веществами и т.д. Люди беспощадно убивают друг друга на войне, во время межнациональных конфликтов, на почве кровной мести. Но все эти случаи лишения жизни в социальном и юридическом отношении не имеют ничего общего со смертной казнью. Что же такое смертная казнь? Каковы признаки этой исключительной меры наказания?

Говоря о страданиях, которые вызывает осуждение к смертной казни, следует иметь в виду также страдания родных и близких приговоренного .

Смертная казнь является самым суровым наказанием . Это в первую очередь предопределяется тем, что осужденный лишается самого ценного блага - жизни.

Как и всякое наказание, она является принуждением , применяется независимо и, как правило, вопреки желанию осужденного.

Она применяется от имени государства . Это значит, что государство своей властью санкционирует приговор, выносимый от его имени надлежаще уполномоченным судом.

Она может быть назначена только за преступление , т.е. за деяние, предусмотренное в Уголовном кодексе.

Она может назначаться только лицу, признанному виновным в совершении преступления судом.

Смертная казнь направлена на достижение цели частной превенции , она должна не допустить совершения новых преступлений самим осужденным. Поэтому осужденный надежно изолируется до исполнения приговора.

Статья 59 Уголовного кодекса называет ее исключительной мерой наказания. Она является временной мерой, но самым суровым наказанием, назначается за очень узкий круг наиболее тяжких умышленных преступлений, применяется достаточно редко, еще реже приводится в исполнение вследствие помилования весьма значительной части осужденных (6, 14-15).

Виды смертной казни. Существует деление смертной казни на квалифицированную и неквалифицированную. При квалифицированной смертной казни за разные преступления могут назначаться разные ее виды, при неквалифицированной – законодательство предусматривает один вид смертной казни для всех преступлений, за которые может быть вынесен смертный приговор.

Читайте также: