Служба в органах внутренних дел доклад

Обновлено: 15.05.2024

Аннотация. Автор в статье рассматривает понятие и основные направления государственной службы в Российской федерации. Государственная служба в органах внутренних дел – это вид государственной службы, который занимает особое место в механизме государственной власти, обладает специфическими средствами укрепления порядка и законности, противодействия преступности и правонарушений, обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Вследствие этого государственная служба в органах внутренних дел должна быть урегулирована нормами права, проверенными наукой и практикой и при этом отвечать потребностям общества.

Одним из направлений государственной политики, проводимой в рамках административной реформы, является реформирование силовых структур, направленное на создание условий, при которых личность, общество и государство будут надежно защищены как от преступных посягательств, так и от внешней угрозы. Органы внутренних дел, как система государственных органов, призваны решать задачи последовательного перехода от традиционного для России, главным образом, репрессивного типа деятельности правоохранительных органов к модели деятельности, характеризующейся служением обществу и людям. Такая модель обеспечивает тесное взаимодействие между полицией и гражданами, их активное и, самое главное, результативное сотрудничество.

Государственная служба в органах внутренних дел – это вид государственной службы, который занимает особое место в механизме государственной власти, обладает специфическими средствами укрепления порядка и законности, противодействия преступности и правонарушений, обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Вследствие этого государственная служба в органах внутренних дел должна быть урегулирована нормами права, проверенными наукой и практикой и при этом отвечать потребностям общества.

В современных реалиях вопросы государственной службы в органах внутренних дел имеют большое значение не только для юридической науки в целом, но и для совершенствования правоприменительной деятельности правоохранительных органов.

Одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека, а также общества и государства является служба. Это понятие употребляется по-разному: как вид деятельности человека, как социально-правовой институт, как система специальных органов государства, как духовная деятельность и т.д. Служба состоит в управлении, осуществлении государственной деятельности, обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей.

Особым видом службы является государственная служба. Понятие государственной службы можно сформулировать в широком и узком смыслах.

В широком смысле государственная служба – это форма трудовой деятельности людей, которая выражается в осуществлении административных (организаторских, управленческих), социально-культурных и воспитательных функций.

В узком смысле государственная служба – это профессиональная деятельность граждан, состоящих на руководящих либо исполнительских должностях в качестве соответствующих специалистов, в аппарате государственных органов, в органах управления государственных учреждений предприятий, наряду с вспомогательным персоналом либо техническими исполнителями [1] .

- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

- субъектов Российской Федерации;

- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Из приведенного определения можно выделить виды полномочий , исполнение которых обеспечивается государственными служащими:

1) полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации – соответствующий субъект Российской Федерации);

2) полномочия органов государственной власти, иных государственных органов:

- органы государственной власти – органы законодательной, исполнительной и судебной власти;

- иные государственные органы – органы, не относящиеся ни к одной из ветвей власти (прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации и др.);

3) полномочия лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

- государственная гражданская служба;

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Федеральная государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Сегодняшнее состояние правопорядка в обществе и государстве требуют мобилизации усилий правоохранительных органов и, прежде всего, органов внутренних дел в целях отпора криминалитету, обеспечения общественной безопасности и защиты прав граждан. Успешное решение указанных задач во многом зависит от всестороннего правового обеспечения государственной службы в органах внутренних дел и состояния их кадрового потенциала.

На современном этапе необходима выверенная, научно-обоснованная стратегия всестороннего совершенствования кадровой политики органов внутренних дел – отраслевой модификации государственной кадровой политики и развития института государственной службы в органах внутренних дел. Это требует расширения теоретических основ данного вида государственной службы и внесения обоснованных предложений по совершенствованию его правового обеспечения.

При этом, конституционно-правовые основы кадровой политики и государственной службы в органах внутренних дел составляют базовый уровень системы их правового обеспечения, заключая в себе важные общие признаки всех ее элементов. Изучение конституционного законодательства в связи с проблемами правового регулирования государственно-служебных отношений позволяет точнее определить пути совершенствования последнего.

1. Бобров А.М. Поступление на государственную службу в органы внутренних дел Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. Саратов, 2011.

2. Бялт В.С. Институт дисциплинарной ответственности сотрудников полиции: Монография: Международное изд-во LAMBERT Academic Publishing, 2011.

3. Манукян А.Р. Проблемы противодействия терроризму и экстремизму на территории Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. – 2015. – № 2. – С. 194-197.

4. Манукян А.Р. Некоторые аспекты внедрения экстремизма в молодежную среду // Новое слово в науке: перспективы развития. – 2015. – № 4 (6). – С. 120-123.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Порядок прохождения службы в органах внутренних дел

План курсовой работы

  • 1.1. Понятие и сущность государственной службы в органах внутренних дел.
  • 1.2. Порядок и условия прохождения государственной службы в Органах Внутренних Дел.
  • 1.3. Правовые основы в органах внутренних дел.
  • 2.1. Прием на службу в органы внутренних дел.
  • 2.2. Прохождение государственной службы в органах внутренних дел.
  • 2.3. Прекращение службы.
  • 3.1. Социальная защита и права сотрудника Органов Внутренних Дел.
  • 3.2. Поощрение и ответственность государственных служащих и сотрудников Органов Внутренних Дел.

Введение

Служба в органах внутренних дел– это напряженная, но важная и очень нужная людям работа, требующая мужества и отваги, выносливости и хорошей физической подготовки, умения логически мыслить и сопереживать, потому что цена этой работы – человеческая жизнь. Служба в МВД требует от сотрудника проявления самых лучших его качеств: честности, порядочности, желания и готовности прийти на помощь людям.

Служба в органах внутренних дел является федеральной государственной службой, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел РФ, а также на должностях, которые не относятся к должностям органов внутренних дел. Служба в органах внутренних дел имеет определенную специфику по сравнению с государственной гражданской и военной службой. Особенности службы в органах внутренних дел обусловлены теми задачами и функциями, которые стоят перед МВД России.

Полицейская профессия, появившись на свет в ответ на определенные общественные потребности, приняла на себя тяжелую и нередко опасную заботу о физическом и духовном благополучии человека, причем человека, зачастую преступившего закон.

Основное и бесценное богатство любой службы МВД – это ее сотрудники, каждый из которых противостоит на своем посту многообразным и весьма опасным противоправным проявлениям.

История МВД насчитывает бесчисленное количество примеров высокого профессионализма, героизма, мужества и благородства личного состава полицейских подразделений.

Сегодня основная задача органов внутренних дел состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, защите законных интересов. С целью эффективного выполнения указанных задач кадры ор-ганов внутренних дел должны быть соответствующе подготовлены. Особое внимание уделяется личным качествам каждого из работ¬ников: моральным, уровнем общего и специального образования в зависимости от выполняемых конкретных задач по должности, физическим данным. Вследствие этого государственная служба в органах внутренних дел должна быть урегулирована нормами права, проверенными наукой и практикой и при этом отвечать потребностям общества. Таким образом, актуальность вопроса правоохранительной службы в органах внутренних дел определяется необходимостью теоретического осмысления правовых и организационных основ государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных понятий государственной службы в органах внутренних дел, условий поступления на службу, порядка прохождения службы в органах внутренних дел, а также ее прекращения с учетом действующей нормативно-правовой базы.

  • 1. Осветить особенности поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации как элемент прохождения государственной правоохранительной службы;
  • 2. Выявить организационные основы и принципы государственной службы и проблемы оценки эффективности деятельности органов внутренних дел;
  • 3. Проанализировать теоретические и практические проблемы реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при прохождении государственной службы в органах внутренних дел.

В качестве предмета исследования выступает организационно-правовая основа деятельности органов внутренних дел.

1) Государственная служба: состояние и понятие
2) Государственная служба в органах внутренних дел в системе государственной службы Российской Федерации
3) Цели, функции государственной службы. Принципы государственной службы в ОВД РФ
4) Должности в органах внутренних дел
5) Зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение органа внутренних дел
6) Временное отстранение сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей

Прикрепленные файлы: 1 файл

Lektsia_1-3.doc

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России)

Врио начальника кафедры

Дисциплина: Государственная служба в органах внутренних дел

Специальность: 40.05.02 – Правоохранительная деятельность

Объем времени, отводимого на занятие 2 ч.

Вид лекции: академическая

Автор лекции _____________________Т.А. Малыхина

Обсуждена на заседании ПМС гражданско-правовых дисциплин

Познавательная: привить слушателям глубокие знания по вопросам понятия и сущности государственной службы как в целом, так и в органах внутренних дел. Определить основные цели и задачи, стоящие перед слушателями при изучении данной дисциплины. Познакомить слушателей с предметом и системой курса, с законодательством о государственной службе в органах внутренних дел, с задачами, функциями, принципами государственной службы в ОВД РФ

Развивающая: обучение умению думать и размышлять

Воспитательная: воспитание уважения к закону и своей профессии.

2. Основные вопросы

1) Государственная служба: состояние и понятие

2) Государственная служба в органах внутренних дел в системе государственной службы Российской Федерации

3) Цели, функции государственной службы. Принципы государственной службы в ОВД РФ

4) Должности в органах внутренних дел

5) Зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение органа внутренних дел

6) Временное отстранение сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей

4. Рекомендуемая литература

5. Задание для самостоятельной работы

6. Учебное оборудование и ТСО

При характеристике настоящего и будущего социально-правового института государственной службы Российской Федерации нельзя обойтись, хотя бы в общей постановке, без метода ретроспективного анализа формирования государственной службы.

За все время ее существования практически отсутствовало законодательство, специально посвященное государственной службе. Широкое распространение получило следующее ее понимание: государственная служба является одной из форм трудовой деятельности людей, специфика которой состоит не в создании непосредственным физическим трудом материальных ценностей или в оказании тех или иных производственно-хозяйственных услуг, а в осуществлении административных (организаторских, управленческих), социально-культурных и воспитательных функций. В таком широком понимании государственная служба сводилась, по существу, к работе в любого рода государственных организациях, т.е. в государственных органах, государственных учреждениях (школы, больницы, вузы, культурно-просветительные учреждения и др.), на государственных предприятиях (руководители, инженерно-технический персонал и др.). Не трудно заметить, что в подобном понимании государственная служба как бы противопоставлялась другой основной форме трудовой деятельности людей, т.е. труду рабочих и крестьян. При этом главным признаком, позволяющим отнести того или иного работника к числу государственных служащих, являлся источник его денежного содержания: государственная служба во всех ее проявлениях содержалась за счет государственно-бюджетных средств.

Наряду со столь широким пониманием государственной службы существовала ее трактовка в узком смысле. Государственной службой считалось не любое выполнение непроизводственных функций в той или иной государственной организации, а только деятельность людей, входящих в аппарат государственных органов, в состав администрации государственных предприятий и учреждений. Применительно к сфере государственного управления это означало, что государственная служба представляет собой деятельность административно- управленческого персонала государственных организаций, т.е. таких работников, которые являются непосредственными участниками в той или иной форме процесса реализации функций исполнительно - распорядительного (государственно- управленческого) характера. В порядке осуществления государственной службы в узком (управленческом) смысле происходит и руководство поведением государственных служащих в широком смысле (например, ректор вуза и его профессорско-преподавательский состав, заведующий поликлиникой и лечащие врачи).

1. Государственная служба: состояние и понятие

Государственная служба – вид трудовой деятельности, заключающийся в практическом осуществлении государственных функций работниками государственного аппарата, занимающими должности в государственных учреждениях и получающими от государства вознаграждение за свой труд. Как правовой институт государственная служба – комплекс правовых норм, определяющих ее цели и задачи, правовое положение служащих, условия и порядок поступления на службу и ее прохождение, их ответственность, формы поощрения, порядок увольнения со службы.

Вторая концепция рассматривает государственную службу как профессию, которая предполагает определённый социальный статус и привилегии государственных служащих.

Служба как вид общественно полезной деятельности людей занимает особое место среди других её видов. Термин “служба” в литературе и практической деятельности имеет несколько значений и употребляется как вид деятельности человека, социально-правовой институт, система специальных органов государства, духовная деятельность и т.д. Служба - один из видов платной общественно полезной деятельности. Она состоит в управлении (делопроизводственном, техническом и др.) или социально-культурном обслуживании людей.

Деятельность людей как служебная проявляется в различных организациях, обладающих как государственными, так и негосударственными полномочиями. Специфика их труда состоит в следующем:

а) непосредственно материальных ценностей они не создают, но обеспечивают условия для их производства;

б) обладают особым предметом труда - информацией, которая в то же время выступает средством их воздействия на управляемых (обслуживаемых). Служащие, как правило, собирают, обрабатывают, передают, хранят, создают информацию;

в) воздействуют на людей, обслуживают их;

г) обычно заняты умственным трудом;

д) работают возмездно, получают заработную плату;

е) занимают должности в государственных, общественных, частных или иных организациях3.

Российское законодательство пошло по второму пути.

- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов);

- субъектов Российской Федерации;

- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

1) государственная гражданская служба;

2) военная служба;

3) правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. В настоящее время данный вид службы регулируется Федеральным законом N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины (определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе, принятие которого все время откладывается).

В юридической литературе нет единства мнений о том, какие именно федеральные государственные органы осуществляют в настоящее время правоохранительные функции и, следовательно, в штатном расписании должны иметь должности правоохранительной службы.

Анализ действующего законодательства РФ показывает, что правоохранительные функции осуществляют: Министерство внутренних дел РФ и его Федеральная миграционная служба, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Министерство юстиции РФ и подведомственная ему Федеральная служба исполнения наказаний, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в состав которого входит федеральная противопожарная служба, Федеральная таможенная служба, прокуратура РФ (схема 1)4.

Из положений об этих органах и иных нормативных правовых актов видно, что выполнение правоохранительных функций представляет собой либо основное содержание деятельности органа, либо часть его работы, возложенной на подразделения правоохранительной службы.

Схема 1. Федеральные государственные органы, в которых осуществляется правоохранительная служба

Функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина, согласно действующему законодательству РФ, осуществляют:

Министерство внутренних дел РФ

Федеральная миграционная служба

Федеральная служба безопасности РФ

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков

Министерство юстиции РФ

Министерство РФ по делам

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Особенности службы в органах внутренних дел и полиции

Рассмотрим особенности службы в органах внутренних дел и полиции .

Служба в органах внутренних дел и полиции — особый вид государственной службы, отличающийся рядом специфических особенностей, которые получили отражение и юридическое закрепление в специальном Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Можно выделить четыре основные характерные особенности службы в органах внутренних дел и полиции как разновидности государственной службы:

— особенности в поступлении на службу и увольнении со службы,

— особенности в прохождении службы,

— наличие социально-экономических и правовых льгот и гарантий,

— предоставление сотрудникам полиции и военнослужащим внутренних войск определенных административных полномочий в процессе осуществления их служебной деятельности.

Особенности поступления на службу и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел РФ проявляются прежде всего в условиях приема на службу в органы внутренних дел и предъявляемых при этом повышенных требованиях.

На службу в органы внутренних дел принимаются в добровольном порядке российские граждане не моложе 18 и не старше 40 лет, а на службу в полицию — не старше 35 лет, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности.

На должности рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел принимаются граждане, имеющие образование не ниже среднего, а на должности среднего и старшего начальствующего состава — имеющие соответствующее среднее специальное или высшее образование. При этом российский гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел, если он имел или имеет судимость.

Особенности прохождения службы в органах внутренних дел заключаются в том, что их сотрудники принимают присягу, им присваиваются специальные звания по всем должностям рядового и начальствующего состава, а главная особенность — в повышенных требованиях к профессиональной подготовке и дисциплине всех сотрудников органов внутренних дел. В необходимых случаях сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни.

В целях укомплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами МВД РФ осуществляет профессиональную подготовку своих сотрудников, которая включает в себя специальное первоначальное обучение, периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Организация и содержание профессиональной подготовки определяются Министерством внутренних дел РФ.

Правовые и социально-экономические гарантии и льготы для сотрудников органов внутренних дел также являются особенностью службы в органах внутренних дел по сравнению с гражданскими государственными служащими.

При исполнении служебных обязанностей сотрудник органов внутренних дел находится под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его деятельность.

Отмена или изменение решения, принятого сотрудником органов внутренних дел при осуществлении служебных обязанностей, сами по себе не влекут его ответственности, если они не явились результатом преднамеренного нарушения закона.

За образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудников органов внутренних дел предусматриваются различные виды поощрений, в том числе и такие специфические, как награждение нагрудным знаком, именным оружием, досрочное присвоение очередного специального звания, которые не применяются в системе государственной гражданской службы.

Для добросовестного и активного отношения сотрудников органов внутренних дел к выполнению своих обязанностей в долгосрочном плане Положение о службе в органах внутренних дел предусматривает применение различных мер стимулирования:

— государственное личное и дополнительное социальное страхование;

— льготы, гарантии и компенсации;

— денежные компенсации расходов по оплате жилой (общей) площади, коммунальных услуг, абонентской платы за пользование телефоном.

Особенности службы в органах внутренних дел и полиции

Рассмотрим особенности службы в органах внутренних дел и полиции .

Служба в органах внутренних дел и полиции — особый вид государственной службы, отличающийся рядом специфических особенностей, которые получили отражение и юридическое закрепление в специальном Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Можно выделить четыре основные характерные особенности службы в органах внутренних дел и полиции как разновидности государственной службы:

— особенности в поступлении на службу и увольнении со службы,

— особенности в прохождении службы,

— наличие социально-экономических и правовых льгот и гарантий,

— предоставление сотрудникам полиции и военнослужащим внутренних войск определенных административных полномочий в процессе осуществления их служебной деятельности.

Особенности поступления на службу и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел РФ проявляются прежде всего в условиях приема на службу в органы внутренних дел и предъявляемых при этом повышенных требованиях.

На службу в органы внутренних дел принимаются в добровольном порядке российские граждане не моложе 18 и не старше 40 лет, а на службу в полицию — не старше 35 лет, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности.

На должности рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел принимаются граждане, имеющие образование не ниже среднего, а на должности среднего и старшего начальствующего состава — имеющие соответствующее среднее специальное или высшее образование. При этом российский гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел, если он имел или имеет судимость.

Особенности прохождения службы в органах внутренних дел заключаются в том, что их сотрудники принимают присягу, им присваиваются специальные звания по всем должностям рядового и начальствующего состава, а главная особенность — в повышенных требованиях к профессиональной подготовке и дисциплине всех сотрудников органов внутренних дел. В необходимых случаях сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни.

В целях укомплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами МВД РФ осуществляет профессиональную подготовку своих сотрудников, которая включает в себя специальное первоначальное обучение, периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Организация и содержание профессиональной подготовки определяются Министерством внутренних дел РФ.

Правовые и социально-экономические гарантии и льготы для сотрудников органов внутренних дел также являются особенностью службы в органах внутренних дел по сравнению с гражданскими государственными служащими.

При исполнении служебных обязанностей сотрудник органов внутренних дел находится под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его деятельность.

Отмена или изменение решения, принятого сотрудником органов внутренних дел при осуществлении служебных обязанностей, сами по себе не влекут его ответственности, если они не явились результатом преднамеренного нарушения закона.

За образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудников органов внутренних дел предусматриваются различные виды поощрений, в том числе и такие специфические, как награждение нагрудным знаком, именным оружием, досрочное присвоение очередного специального звания, которые не применяются в системе государственной гражданской службы.

Для добросовестного и активного отношения сотрудников органов внутренних дел к выполнению своих обязанностей в долгосрочном плане Положение о службе в органах внутренних дел предусматривает применение различных мер стимулирования:

— государственное личное и дополнительное социальное страхование;

— льготы, гарантии и компенсации;

— денежные компенсации расходов по оплате жилой (общей) площади, коммунальных услуг, абонентской платы за пользование телефоном.

Читайте также: