Статус москвы как столицы российской федерации доклад по географии

Обновлено: 19.05.2024

Если городу присвоен столичный статус, то это означает, что в нём находится резиденция главы государства, а также высшие законодательные и исполнительные органы. В некоторых странах президент, парламент и правительство находятся в разных городах, но в России все без исключения высшие органы власти сосредоточены в Москве. Так было ещё в те годы, когда город являлся столицей княжества, а затем Московского царства.[1]

Так, данным Законом установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации столицей Российской Федерации является город Москва. Столица Российской Федерации - место нахождения федеральных органов государственной власти Российской Федерации, представительств республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации. Территорией столицы Российской Федерации является территория города Москвы.

Под статусом столицы Российской Федерации понимается правовое положение города Москвы, обусловленное установленными Законом особенностями прав и обязанностей федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти города Москвы в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации.

Федеральные органы государственной власти Российской Федерации по соглашению с органами государственной власти города Москвы, а также органы государственной власти города Москвы по соглашению с федеральными органами государственной власти Российской Федерации, могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий, установленных Законом.

Не урегулированные настоящим Законом отношения между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города Москвы, возникающие в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации, регулируются договорами, заключаемыми между указанными органами.[3]

В Москве находится резиденция Президента России, здесь работают Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации, высшие федеральные органы судебной власти, центральные отраслевые органы исполнительной власти. Генеральная прокуратура России, Центральный банк. В столице могут находиться представительства республик в составе Российской Федерации, краев, областей, города Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов. Столица является местом пребывания дипломатических представительств иностранных государств в России.[4]

В связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации органы государственной власти города Москвы:

· предоставляют в установленном законом порядке федеральным органам государственной власти Российской Федерации, представительствам республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги;

· обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий;

· участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития города Москвы - столицы Российской Федерации;

· участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории города Москвы;

· согласовывают проект генерального плана развития города Москвы с федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

Здания, строения, сооружения, находящиеся на территории города Москвы, и помещения, в которых размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации находятся в федеральной собственности.

Земельные участки, на которых расположены указанные здания, строения, сооружения, а также земельные участки, которые расположены на территории города Москвы и право собственности Российской Федерации на которые признано федеральными законами или возникло при разграничении государственной собственности на землю либо которые приобретены Российской Федерацией по предусмотренным гражданским законодательством основаниям, также находятся в федеральной собственности

Устав города Москвы - столицы Российской Федерации принимается Советом народных депутатов города Москвы. Проект устава в части осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации согласовывается с Верховным Советом Российской Федерации и Президентом Российской Федерации. Порядок этого согласования устанавливается Верховным Советом Российской Федерации. В том же порядке в Устав вносятся изменения и дополнения.

Установление и изменение структуры администрации города Москвы и компетенции ее структурных подразделений производятся Советом народных депутатов города Москвы по представлению администрации города Москвы.

Территория города Москвы может включать в себя территории районов в городе (муниципальных районов), других административно-территориальных единиц, а также внутригородские территории административного управления.

Правовое положение указанных административно-территориальных единиц и территорий регулируется Уставом города Москвы.[5]

2. История закона о статусе столицы РФ.

· разграничения государственной собственности на федеральную собственность, собственность города Москвы и собственность Московской области;

· формирования перечня объектов, необходимых для выполнения полномочий федеральных органов государственной власти;

· установления границ земельных участков, находящихся в ведении федеральных органов и представительств республик в составе Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга.

Ни одно из этих требований до 2003 г. выполнено не было. Соответственно, не была создана соответствующая база для определения столичных функций Москвы.

3. Проблемы закона о статусе столицы РФ.

Москва — город федерального значения, субъект Российской Федерации. Ее статус в этом качестве определен Уставом — Основным Законом города Москвы, принятым Московской городской Думой 28 июня 1995г.[7]

Таким образом, Конституция 1993 г. закрепила федеративное устройство России, и с этих пор Москва является, во-первых, столицей России, во-вторых, городом федерального значения, и в-третьих, самостоятельным субъектом в составе Российской Федерации.

Конституция не предусматривает возможность выделения особого федерального столичного округа вне территории субъектов Российской Федерации. Вместе с тем Конституция и не запрещает создания территорий с особым режимом управления. В городе Москве возможно сформировать территории, например, в ее центре, которые должны управляться федеральными органами государственной власти. Президент и федеральные органы государственной власти России обязаны играть в столице ключевую роль. Подчинение федеральных властных структур городской мэрии или равноправные между ними отношения следует исключить.

Закон о статусе обеспечивает монополию одного из субъектов Федерации на федеральную столицу и указывает, какое имущество мэрия Москвы может передавать в федеральную собственность, на основе разработанного мэрией же Генерального плана.

Закон не содержит разделов, определяющих статус федеральной столицы:

· о полномочиях Президента РФ в столице страны;

· о полномочиях Федерального собрания; о предметах ведения и полномочиях Правительства РФ;

· о правах субъектов РФ;

· о правах Московской области в главном городе области;

· о правах местного самоуправления в столице.

Монопольные полномочия мэрии привели за эти годы к произволу в развитии столицы и в застройке центральных районов. Это вызывает массовые протесты жителей и сотни судебных исков к мэрии в связи с ухудшением условий жизни, параличом движения транспорта, нарушением мэрией федеральных санитарно-гигиенических норм. Авторитет местной власти падает, и жители все чаще обращаются за помощью в суд или к Президенту РФ. СМИ публикуют призывы о введении прямого президентского правления в столице.

Правительство Москвы до согласования с федеральным Правительством Генплана утвердило Градостроительный план развития Центрального административного округа столицы, где на 7 % территории города сосредоточено до 90 % объектов федерального и международного уровня.

4. Нарушение статуса столицы РФ московским правительством.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

4. Крылов А.В. Публично-властный статус Москвы в системе городов РФ: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. юрид. наук. – М., 2006

5. Лебедев А.Н. Статус субъекта РФ. – М.: Институт государства и права РАН, 1999. – 194 с.

8. Панаитов Д.П. Особенности правового статуса города Москвы: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. юрид. наук. – М., 2006

Если городу присвоен столичный статус, то это означает, что в нём находится резиденция главы государства, а также высшие законодательные и исполнительные органы. В некоторых странах президент, парламент и правительство находятся в разных городах, но в России все без исключения высшие органы власти сосредоточены в Москве. Так было ещё в те годы, когда город являлся столицей княжества, а затем Московского царства.[1]

Так, данным Законом установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации столицей Российской Федерации является город Москва. Столица Российской Федерации - место нахождения федеральных органов государственной власти Российской Федерации, представительств республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации. Территорией столицы Российской Федерации является территория города Москвы.

Под статусом столицы Российской Федерации понимается правовое положение города Москвы, обусловленное установленными Законом особенностями прав и обязанностей федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти города Москвы в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации.

Федеральные органы государственной власти Российской Федерации по соглашению с органами государственной власти города Москвы, а также органы государственной власти города Москвы по соглашению с федеральными органами государственной власти Российской Федерации, могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий, установленных Законом.

Не урегулированные настоящим Законом отношения между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города Москвы, возникающие в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации, регулируются договорами, заключаемыми между указанными органами.[3]

В Москве находится резиденция Президента России, здесь работают Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации, высшие федеральные органы судебной власти, центральные отраслевые органы исполнительной власти. Генеральная прокуратура России, Центральный банк. В столице могут находиться представительства республик в составе Российской Федерации, краев, областей, города Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов. Столица является местом пребывания дипломатических представительств иностранных государств в России.[4]

В связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации органы государственной власти города Москвы:

· предоставляют в установленном законом порядке федеральным органам государственной власти Российской Федерации, представительствам республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги;

· обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий;

· участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития города Москвы - столицы Российской Федерации;

· участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории города Москвы;

· согласовывают проект генерального плана развития города Москвы с федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

Здания, строения, сооружения, находящиеся на территории города Москвы, и помещения, в которых размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации находятся в федеральной собственности.

Земельные участки, на которых расположены указанные здания, строения, сооружения, а также земельные участки, которые расположены на территории города Москвы и право собственности Российской Федерации на которые признано федеральными законами или возникло при разграничении государственной собственности на землю либо которые приобретены Российской Федерацией по предусмотренным гражданским законодательством основаниям, также находятся в федеральной собственности

Устав города Москвы - столицы Российской Федерации принимается Советом народных депутатов города Москвы. Проект устава в части осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации согласовывается с Верховным Советом Российской Федерации и Президентом Российской Федерации. Порядок этого согласования устанавливается Верховным Советом Российской Федерации. В том же порядке в Устав вносятся изменения и дополнения.

Установление и изменение структуры администрации города Москвы и компетенции ее структурных подразделений производятся Советом народных депутатов города Москвы по представлению администрации города Москвы.

Территория города Москвы может включать в себя территории районов в городе (муниципальных районов), других административно-территориальных единиц, а также внутригородские территории административного управления.

Правовое положение указанных административно-территориальных единиц и территорий регулируется Уставом города Москвы.[5]

2. История закона о статусе столицы РФ.

База данных "Законодательство Российской Федерации" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Москва - столица Российской Федерации

Москва — столица Российской Федерации, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и центр Московской области, в состав которой не входит. Крупнейший по численности населения город России (население на 1 января 2012 года — 11 612 943 человек ), второй по величине город Европы, входит в десятку крупнейших городов мира. Центр Московской городской агломерации.

Историческая столица Великого княжества Московского, Русского царства, Советской России и СССР. Город-герой. В Москве находятся федеральные органы государственной власти Российской Федерации (за исключением Конституционного суда), органы местного самоуправления, посольства иностранных государств, штаб-квартиры большинства крупнейших российских коммерческих организаций и общественных объединений. Журнал Foreign Policy ставит Москву в 2010 году на 25 место глобальных городов, вносящих значительный вклад в развитие мировой цивилизации.

Расположена на реке Москве в центре Восточно-Европейской равнины, в междуречье Оки и Волги, приблизительно на одной широте с городами: Красноярск, Омск, Челябинск, Казань, Калининград, Копенгаген, Глазго.

Географическое положение

Москва находится в центре европейской части России, в междуречье Оки и Волги, на стыке Смоленско-Московской возвышенности (на западе), Москворецко-Окской равнины (на востоке) и Мещёрской низменности (на юго-востоке). Территория города на 2010 год составляет 1081 км2, что делает его самым маленьким по площади субъектом Российской Федерации. Основная часть (877 км2) находится внутри кольцевой автомагистрали (МКАД), остальные 204 км2 — за кольцевой автодорогой.

Средняя высота над уровнем моря составляет 156 м. Наивысшая точка находится на Теплостанской возвышенности и составляет 255 м, самая низкая точка — вблизи Бесединских мостов, где река Москва покидает город, высота этой точки над уровнем моря составляет 114,2 м. Протяжённость Москвы (без учёта чересполосных участков) с севера на юг в пределах МКАД — 38 км, за пределами МКАД — 51,7 км, с запада на восток — 39,7 км.

Город располагается на обоих берегах реки Москвы в её среднем течении. Помимо этой реки, на территории города протекает несколько десятков других рек, наиболее крупные из которых — притоки Москвы, в частности Сходня, Химка, Пресня, Неглинная, Яуза и Нищенка (левые), а также Сетунь, Котловка и Городня (правые). Многие малые реки (Неглинная, Пресня и др.) в пределах города протекают в коллекторах. В Москве много и других водоёмов: более 400 прудов и несколько озёр.

Часовой пояс

Москва находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как Moscow Time Zone (MSK). Смещение относительно Всемирного координированного времени UTC составляет +3:00.

С 27 марта 2011 года, после введения постоянного летнего времени, и с учётом действующего с 1930 года декретного времени, время в Москве отличается от поясного на два часа.

Климат Москвы

Климат Москвы умеренно-континентальный: сильные морозы и палящий зной здесь довольно редки, но отклонения от нормы бывают часто. Самым холодным месяцем года является январь (его средняя температура составляет -9,3 градуса), а самым теплым июль (средняя температура +18,2 градусов). За год в Москве и прилегающей к ней территории выпадает от 582 до 620 мм атмосферных осадков. Нередким явлением на территории Москвы являются туманы. Свои особенности имеет воздушный режим Москвы: воздушные потоки как бы стекаются в центральную часть города, принося с собой атмосферные осадки или зной.

Авторы: А. А. Попов (Природа, Население, Хозяйство); А. А. Тишков (Физико-географический очерк); А. Н. Прокинова (Здравоохранение); Л. А. Беляев, Н. А. Кренке, Б. Е. Янишевский (Археология), И. А. Бондаренко (Градостроительство и архитектура до сер. 18 в.), Ю. Г. Клименко (сер. 18 – сер. 19 вв.), И. Е. Печёнкин (сер. 19 в. – 1917), Н. Н. Броновицкая, А. Ю. Броновицкая (после 1917), А. С. Виноградова (Музыка); Л. М. Старикова, Н. Э. Корсакова (Цирк) /2012/. А. А. Попов (Население, хозяйство); А. А. Тишков (Физико-географический очерк); А. Н. Прокинова (Здравоохранение); В. В. Селевёрстов (Средства массовой информации); Л. А. Беляев, Н. А. Кренке, Б. Е. Янишевский (Археология), И. А. Бондаренко (Градостроительство и архитектура до сер. 18 в.), Ю. Г. Клименко (сер. 18 – сер. 19 вв.), И. Е. Печёнкин (сер. 19 в. – 1917), Н. Н. Броновицкая, А. Ю. Броновицкая (после 1917), А. С. Виноградова (Музыка); Л. М. Старикова, Н. Э. Корсакова (Цирк) /2018/. Актуализация: редакция БРЭ /2020/ Авторы: А. А. Попов (Природа, Население, Хозяйство); А. А. Тишков (Физико-географический очерк); А. Н. Прокинова (Здравоохранение); Л. А. Беляев, Н. А. Кренке; >>








Читайте также: