Музыка на мольберте 5 класс доклад кратко

Обновлено: 02.07.2024

Замечательная методическая разработка, которая не раз приносила мне победные места на кокурсах различного уровня. Проблемно-эвристический урок активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией. В процессе урока учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний, коллективно обсуждают результаты своей работы. На уроке используются индивидуальная, групповая и коллективная формы работы. Урок ориентирован на личностные, метапредметные и предметные результаты. Учащиеся формулируют тему и задачи урока, решают познавательные задачи в группах, участвуют в коллективном обсуждении проблем. Домашнее задание даётся дифференцированно, по выбору учащихся.

Выполнение исследований, решение творческих задач, проведение экспертиз, составление прогнозов, анализ произведений искусства, все это способствует созданию условий для самовыражения, признания, самоутверждения каждого ученика как личности.

ВложениеРазмер
razrabotka_uroka.docx 28.84 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Проблемно-эвристический урок активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией. В процессе урока учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний, коллективно обсуждают результаты своей работы. На уроке используются индивидуальная, групповая и коллективная формы работы. Урок ориентирован на личностные, метапредметные и предметные результаты. Учащиеся формулируют тему и задачи урока, решают познавательные задачи в группах, участвуют в коллективном обсуждении проблем. Домашнее задание даётся дифференцированно, по выбору учащихся.
Выполнение исследований, решение творческих задач, проведение экспертиз, составление прогнозов, анализ произведений искусства, все это способствует созданию условий для самовыражения, признания, самоутверждения каждого ученика как личности.

Раздел: Музыка и изобразительное искусство

Тема: Музыка на мольберте

Музыка: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, - М.: Просвещение, 2012. – 159с.: ил.

Время реализации занятия: 40 мин.

Авторский продукт учащихся: коллекция абстрактных рисунков музыкального произведения.

Цель урока: продолжить изучение взаимосвязи музыки и изобразительного искусства на основе фронтального эксперимента в форме активной деятельности учащихся и способствовать формированию у них творческих способностей и приемов логической деятельности.

  • познакомиться с художником-композитором;
  • продолжить формирование представления о связи музыки с изобразительным искусством;
  • познакомить со сходствами средств художественной выразительности в искусстве;
  • создать музыкальные картины;
  • продолжить формирование умений решать творческие задачи.
  • учебно-познавательные: самостоятельный поиск и получение информации из различных источников; аналитические навыки (анализ фактов и информации, сравнение и обобщение, поиск причинно-следственных связей); познавательную активность, зрительное и пространственное восприятие; способность выработки собственной позиции по рассматриваемым проблемам; умение формулировать и аргументировать свою точку зрения.
  • коммуникативные: умение работать в группе; навыки ведения дискуссии; навыки публичного выступления; навыки проведения простейшего социологического исследования.
  • продолжить приобщение к творчеству, дальнейшее формирование приемов логической деятельности.
  • отработка элементов дедуктивного метода познания. Развитие эмоций учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности, парадоксальности.
  • содействовать в ходе урока формированию идеи познаваемости мира.
  • продолжить формирование личностной позиции - воспитание самостоятельности в суждениях, чувство сопереживания друг за друга .

Можно ли научиться рисовать музыку?

Кто рисует музыку?

Как нарисовать музыку?

С помощью каких средств выразительности создают музыку к картинам и музыкальные картины?

Зачем рисовать музыку?

Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний

Форма урока: проблемно-эвристический урок-исследование

  • коллективная работа
  • индивидуальная работа
  • групповая работа

Межпредметные связи: изобразительное искусство.

План проведения урока

1. Организационный момент

2. Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового. (Вызов)

  • Выдвижение гипотезы
  • Постановка познавательной цели
  • Формулирование и выдвижение темы урока учащимися
  • Выбор учащимися проблемных вопросов (задач) урока
  • Коллективное обсуждение результатов под руководством учителя.
  • Работа в группах, учащиеся ищут информацию в учебнике, анализируют, выделяют главные факты и составляют рассказ о композиторе-художнике
  • Представление результатов работы групп
  • Экспертная оценка результатов (экспертная группа учащихся)

(плюс, минус, интересно).

8. Домашнее задание по выбору.

Развитие личностных качеств и психологических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового. (Вызов)

Постановка познавательной цели

Формулирование и выдвижение темы урока учащимися

Выбор учащимися проблемных вопросов (задач) урока

Коллективное обсуждение результатов под руководством учителя.

Способность определять причинно-следственные связи.

Умение слушать и слышать

Работа в группах, учащиеся ищут информацию в учебнике, анализируют, выделяют главные факты и составляют рассказ о композиторе-художнике

Представление результатов работы групп

Экспертная оценка результатов (экспертная группа учащихся)

Общие выводы. Понятие композитор-художник.

Работа в группах, учащиеся анализируют художественные средства выразительности и прогнозируют-предвосхищают музыкальные средства выразительности.

Работа в группах, учащиеся сопоставляют средства музыки и живописи и определяют предвосхищают соответствие определенной картине.

Экспертная оценка результатов (экспертная группа учащихся)

Точность, уместность, выразительность речи

Индивидуальная работа: экспериментальная работа.

Коллективное оформление выставки рисунков.

Коллективное обсуждение результатов под руководством учителя.

Оценка результатов экспертной группой

Восприимчивость к новому

Способность выделять причинно-следственные связи

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Обобщение изученного материала.

Способность выделять причинно-следственные связи

1. Организационный этап.

Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

2. Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового. ( Вызов)

Учитель: Вы знаете ребята, сегодня я сделала для себя открытие. Шла по улице и напевала песню:

Исполнение вместе с учителем 1 куплета

Учитель продолжает: Все люди умеют слушать, у всех есть зрение, но не все, могут, слушая – слышать, смотреть и видеть. А как вы думаете, можно ли на столько хорошо услышать, прочувствовать музыку, чтобы нарисовать ее? (Слайд №3)

Давайте проведем исследование и проверим ваше предположение сегодня на уроке.

  • Постановка познавательной задачи 1. «Определение учащимися темы урока и задач исследования исходя из предположения (гипотезы)

Учитель: Как же мы назовем наше исследование, ведь нам необходимо будет сегодня проверить, можно ли нарисовать музыку? (Слайд №4 воспроизведение по щелчку)

. Коллективное обсуждение, учащиеся самостоятельно определяют тему урока, над которой будут работать. Тема, сформулированная учащимися, выписывается на доске.

Учитель: помогите мне составить вопросы, которые помогут проверить наше предположение и разобраться в теме исследования. (Слайд №5)

С помощью каких средств….

Приблизительные вопросы, которыми зададутся учащиеся.

Кто создавал музыку на картинах?

Как нарисовать музыку?

С помощью каких средств создают музыку на рисунке?

Зачем рисуют (рисовать музыку) и др.

Сформулированные вопросы и записываются на доске (4 вопроса)

Учитель: Попробуем найти ответы на поставленные вопросы. У нас сегодня исследовать, будут три группы, а четвертая группа - выступит в роли экспертов, которые будут вам помогать, направлять вас в исследовании и оценивать.

Учитель: Вы все прекрасно знаете, что музыку придумывают …., а картины …. (Договаривают слова - композиторы, художники) . Кто же рисует музыку, объектом нашего исследования сейчас будет человек. Ознакомьтесь с информацией в учебнике; выберите самое главное и интересное и составьте рассказ о мастере. (Слайд №6)

(Распространенный ответ: Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис, литовский художник и композитор, он создавал живописную музыку и музыкальные картины и т.д.)

А задача экспертов будет оценить работу групп.

Представление результатов работы.

Эксперты оценивают ответы учащихся.

(Все ли справились с заданием? Какая группа отвечала активнее? У кого ответ был полным?.Какой рассказ был самым познавательным и интересным?)

(Слайд №6 воспроизведение по щелчку).

Учитель: Конечно различия между музыкой и ИЗО очевидны, они сразу бросаются в глаза, а вот существуют ли сходства между этими двумя видами искусства.

Предлагаю вам сыграть в интерактивную игру и поискать общие средства выразительности в музыке и изобразительном искусстве .

(Слайды с №7-13. Объекты активны, выделение и исчезновение по щелчку)

Представление результатов работы групп.

Ответы учащихся, коллективное обсуждение.

(Слайд №15, правильный ответ – активен, выделяется по щелчку)

Экспертная группа оценивает работу групп .

(Какая группа активнее отвечала? Какая группа правильнее справилась с заданиями? Ответы были более точными. Кто лучше анализировал средства музыкальной выразительности).

Учитель: А сейчас мы проведем опыт и попробуем сами нарисовать музыку.

Для этого нам необходимы краски и знания, которые получили на уроке. Создайте картину впечатление от прослушанной музыки с помощью мазков штрихов цвета.

Справка учителя об абстрактном искусстве. (Слайд №16)

Абстрактное искусство получило своё название от латинского - Abstrac-tus, что и означает абстрактный, то есть беспредметный. Это одно из направлений искусства, которое сознательно отрекается от изображения настоящего мира и предметов из реального мира. Основным каноном абстрактности является выражение чувств, эмоций, переживаний при помощи образов, символов, чувственным сочетанием цветов.

(Соответствуют ли рисунки музыке? Почему рисунки так подходят к музыке, созвучны с ней?)

(плюс, минус, интересно).

Учитель: Наше сегодняшнее занятие заканчивается. Подведем итоги.

Что вы сегодня нового узнали на уроке? Учитель подводит учащихся к задачам (вопросам) исследования, определенным в начале урока. Коллективное обсуждение, выводы. Подтверждение гипотезы.

Если вам хоть однажды довелось соприкоснуться с картинами Чюрлёниса, вы, несомненно, отметили на сколько они музыкальны. Чтобы убедиться в этом, достаточно провести параллель между трактовкой музыкальных терминов и тем, что несёт в себе живопись художника. И многое в его творениях сразу становится очевидным.

Наиболее характерной картиной Чюрлёниса для иллюстрации сказанного является ФУГА. Удивительный ритм ёлочек, нанизанных на изящную канву, символизирует ноты. Отражаясь вертикально, они аллигорически напоминают нам перекликающиеся в верхнем регистре темы-повторения. В музыке Средневековья форма фуги зарождалась именно из техники имитации, когда один и тот же мотив повторялся несколько раз, начинаясь от разных нот. Ниже — продолжение музыкального повествования, напоминающее своими тёмными волнами крепкий бас, созданный в поддержку всему многоголосию в нижнем регистре. Учитывая тот факт, что фуга была частью месс и ораторий, которые в свою очередь являлись именно литургическими произведениями, здесь можно разглядеть и символические очертания молящихся ангелов со свечами. Чюрлёнис, прекрасно владея техниками музыки и живописи, мастерски синтезирует эти два вида искусства. Уплотняя музыкальные звуки в живописные посредством пластических форм, он создаёт на полотне законченную гармонию — загадочную и утончённую.

Музыка на мольберте. Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор, фото № 1

Тема многоголосия, полифонии была очень близка Чюрлёнису. С самого раннего детства Кастукас освоил игру на органе и мог даже замещать своего отца во время воскресной службы. Его творческий путь начинался именно с музыки. После проявления ярких способностей, он был зачислен в школу князя Михаила Огинского — внука известного композитора, подарившего в 1794 году миру прекрасный Полонез "Прощание с Родиной". В этой школе и оркестре князя и развивалась профессиональная деятельность Чюрлёниса, как музыканта. Чуть позже он закончил Варшавский музыкальный институт и отправился в Лейпциг в консерваторию. Но, лишившись после смерти князя его стипендии, Чюрлёнис был вынужден вернуться в Варшаву.

С этого момента в его жизнь навсегда входит живопись, к которой он и раньше имел большую тягу. Работы Чюрлёниса после завершения им художественного училища получили одобрение, и ему была предоставлена "свобода в реализации своих замыслов". Для композитора-живописца, так часто меняющего разлинованную нотную бумагу на гладкие листы для рисования, синтез музыки и живописи стал частью жизни, выражением его миропонимания. И, скорее всего, к вагнеровской идее синтетического искусства литовский художник и композитор приблизился самостоятельно и чисто интуитивно. Таким образом, объединив две отдельные ветви искусства, Чюрлёнис поистине создал музыку на мольберте.

Музыка на мольберте. Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор, фото № 2

М.К.Чюрлёнис
(1875 - 1911)

Одной из наиболее живописных работ Чюрлёниса по праву считается СОНАТА МОРЯ. Это произведение состоит из трёх картин — Аллегро, Анданте, Финал. В музыке сонатами называют пьесы, в которых идёт противопоставление друг другу нескольких разнохарактерных тем. Обязательным атрибутом сонаты является деление её на 3 или 4 части. Выбрав вечно влекущее к себе море объектом для работы, Чюрлёнис верил в возможность создания сонаты, но иными средствами — кистью и красками. Его живописный триптих, написанный по всем канонам музыкальных форм, наполнен звуками и понятен без слов.
Allegro — переводится как бурно, радостно, весело. Именно такими словами можно охарактеризовать первую картину сонаты с её бурлящими волнами и стремительным потоком. Одна за другой волны напористо наступают на берег, искрясь и переливаясь на солнце. Из морских пучин поднялись и рассыпались в кружеве янтарь и жемчуг. Очертания холмистого берега легко потерять — так незаметно он сливается с гребнями дальних волн. На переднем плане органично прорисовывается силуэт чайки. Здесь нет борьбы — только жизнь — яркая, бурная, подвижная.

Музыка на мольберте. Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор, фото № 3

Аллегро (Соната моря), 1908

Следующая картина сонаты — Анданте. Взятый за основу горизонтальный ритм, даёт ощущение тишины, покоя, умиротворённости. Только два ярких луча освещают горизонт. Следуя взглядом по светящимся дорожкам, видно, как на дне спящего моря притаился целый город, где нашли приют затонувшие корабли. Добрая заботливая рука поднимает один из них и бережно опускает на водную гладь, даруя ему новую жизнь.

Музыка на мольберте. Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор, фото № 4


Анданте (Соната моря), 1908

Музыка на мольберте. Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор, фото № 5

Море в творчестве Чюрлёниса занимает центральное место. Увидев его однажды в Паланге, во время путешествия с оркестром князя Огинского, оно навсегда осталось в его помыслах. Грозная и величественная волна поднимается ввысь в Финале. Море выплёскивается мощным потоком, накрывая волной крошечные кораблики и затопляя своей прозрачной зеленью города. Но, какой бы страшной не казалась эта волна, корабли обязательно спасутся — творчество Чюрлёниса удивительно миролюбиво и созидательно.

Финал (Соната моря), 1908

Годом раньше, в 1907, художником была написана и другая соната — СОНАТА СОЛНЦА произведение из 4 картин — Аллегро, Анданте, Скерцо, Финал. Однако. давайте на минуточку остановимся и помолчим, ибо объяснять картины Чюрлёнис не любил: "Дело художника — выразить, дело зрителя — понять"…

Музыка на мольберте. Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор, фото № 6

Музыка на мольберте. Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор, фото № 7

Аллегро (Соната солнца), 1907

Музыка на мольберте. Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор, фото № 8

Анданте (Соната солнца), 1907

Музыка на мольберте. Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор, фото № 9

Скерцо (Соната солнца), 1907

Финал (Соната солнца), 1907

Этим же годом датируется и СОНАТА ВЕСНЫ — произведение из 4 картин, где наиболее яркой и любимой зрителями считается, пожалуй, вторая — Анданте. Здесь спокойный темп и двудольный размер художник ассоциирует с водной гладью и неторопливым размеренным ритмом крыльев мельницы. Что же касается музыки, Andante и означает темп, по характеру соответствующий неторопливому и спокойному шагу.

Музыка на мольберте. Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор, фото № 10

Аллегро (Соната весны), 1907

Музыка на мольберте. Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор, фото № 11

Анданте (Соната весны), 1907

Музыка на мольберте. Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор, фото № 12

Скерцо (Соната весны), 1907

Музыка на мольберте. Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор, фото № 13

Финал (Соната весны), 1907

Ещё одна серия музыкальных картин Чюрлёниса — СОНАТА ЛЕТА, где наиболее популярной считается третья — Скерцо.
Scherzo переводится как шутка. Первоначально в музыке — это небольшая инструментальная пьеса, входящая в состав симфонии или сонаты, позже скерцо стало развиваться и как самостоятельный жанр, демонстрируя всевозможные оттенки музыкального юмора. Сложился целый комплекс приёмов, способных передавать такого рода замыслы, как шутливые переклички мотивов, перебрасываемых из регистра в регистр или от одного инструмента к другому; всякого рода неожиданности, сюрпризы; подача каких-либо простых явлений в необычном ракурсе или же в виде излома, смещения, гротеска. Безусловно, Чюрлёнис знал все эти музыкальные тонкости и мастерски вплёл их в своё диковинное живописное полотно с его струящимся преображением мира, полётом ласточек и процветшими в небесах деревьями.

Музыка на мольберте. Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор, фото № 14

Аллегро (Соната лета), 1908

Музыка на мольберте. Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор, фото № 15

Анданте (Соната лета), 1908

Музыка на мольберте. Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор, фото № 16

Скерцо (Соната лета), 1908

Музыка на мольберте. Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор, фото № 17

Финал (Соната лета), 1908

Удивительной оказалась также серия картин СОНАТА ПИРАМИД, написанная художником в 1909 году. В своём творчестве Чюрлёнис создал своеобразную систему, синтезирующую принципы компановки музыки и живописи, основанную на соответствиях: громкости музыкального тона и интенсивности цвета и контура, музыкального темпа и пластического линейного ритма, музыкальной части произведения и циклической структуры картины. Все эти находки, принадлежащие художнику, стали важным свидетельством зарождающегося в литовском искусстве начала XX века модернизма.

Музыка на мольберте. Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор, фото № 18

Аллегро (Соната пирамид), 1909

Музыка на мольберте. Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор, фото № 19

Анданте (Соната пирамид), 1909

Музыка на мольберте. Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор, фото № 20

Скерцо (Соната пирамид), 1909

Одной из кульминационных картин, завершающих творчество Чюрлёниса, является СОНАТА ЗВЁЗД. Из таинственных, непознанных глубин космоса черпал он нездешние формы, наполняя их музыкой сфер и светом струящихся миров. "Соната звёзд" — философская вершина художественной мысли Чюрлёниса, где красной нитью проходит идея осознания человека как части Вселенной, взаимоотношение его с Абсолютом, божеством.

Музыка на мольберте. Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор, фото № 21

Аллегро (Соната звёзд), 1908

Прошло больше ста лет, но полотна Чюрлёниса с их сказочными названиями до сих пор дивят зрителя своей безграничной и непостижимой тайной. Он был из тех людей, для кого сказка с раннего детства и до последних дней оставалась жизненной необходимостью. Цель художника, взявшего за основу в своём творчестве синтез живописи и музыки, отразилась в его словах:

"ПРОЙТИ ДОРОГУ ТАК, ЧТОБЫ СТАТЬ ВЕСТНИКОМ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ИЗ ГРЯДУЩЕГО".

Слушая музыку Чюрлёниса — его замечательные Поэмы "В лесу" и "Море" — чувствуешь, чем он жил, что любил и насколько близок был к природе, что переливается в дивных звуках то потоками набегающих волн, то пением птиц и перешёптыванием сказочного леса. Творения Чюрлёниса наполнены романтикой и фантазией. И в этой прозрачной правдивости и небывалой искренности ощущаешь прилив новых сил. И, возможно, однажды мне доведётся воплотить в жизнь свою давнишнюю мечту — соткать в гобеленах величественный и прекрасный мир — мир, созданный Чюрлёнисом. Но это будет уже другая история.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Музыка на мольберте. Презентация на заданную тему содержит 15 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911) Литовский композитор и художник. "Вселенная представляется мне большой симфонией; люди - как ноты".

М. К. Чюрленис с женой Софией вскоре после свадьбы (фотография 1909 года) О Чюрлёнисе невозможно говорить бесцветно. Его музыка играет красками, а в картинах звучит музыка. Автор музыкальной живописи Микалоюс Константинас Чюрлёнис был музыкантом, художником, поэтом. Мечта о единении искусств (идея "синтеза искусств") нашла в Чюрлёнисе едва ли не лучшее по сей день воплощение. Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место. Лучшие его произведения волнуют именно своей "музыкальной живописью".

Импрессионизм – направление в живописи последней трети XIX века.

Живописная музыка – это музыка, в которой усилена изобразительность, она словно рисует картину.

Соната – инструментальный жанр музыки для одного инструмента.

Триптих – произведение из трёх картин, рисунков, объединённых одной идеей.

Полифония – вид многоголосия, которое основано на одновременном сочетании двух и более самостоятельных мелодий.

Фуга – наивысшая форма полифонического мастерства, в основе которой лежит тема, поочерёдно повторяющаяся во всех голосах.

Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединённых одним замыслом, программой.

Обязательная литература

Дополнительная литература

  1. Иллюстрированный словарь иностранных слов: около 5000 слов и словосочетаний: более 1200 ил. / автор-составитель Е. А. Гришина. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 319 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На протяжении многих лет люди мечтали объединить несколько видов искусств в единое целое. Воплощением этой идеи в реальность стали оперные театры, объединившие в себе различные виды искусств и, конечно, люди, имеющие одновременно выдающиеся способности к музыке, живописи, поэзии.

Прелюдия – вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса.

Фуга – наивысшая форма полифонического мастерства, в основе которой лежит тема, поочерёдно повторяющаяся во всех голосах.

Соната – жанр инструментальной музыки, состоящий из трёх частей.

В третьей заключительной части величественное и грозное море вновь накрывает мощной волной маленькие кораблики…

Микалоюс Чюрлёнис сочинил более 200 произведений для фортепиано, струнного квартета и органа. С 1965 года в Литве проводится международный конкурс пианистов и органистов имени Чюрлёниса. В 1913 году на острове Гукера в архипелаге Земля Франца-Иосифа именем композитора названа гора.

Художники вышли из своих мастерских на пленэр (на открытый воздух), чтобы отобразить на холсте окружающую жизнь, перестали смешивать цвета, получая нужный цвет путём правильного наложения красок, и постепенно отказывались от чёрного. Вследствие этого картины казались наполненными светом. Однако публика раскритиковала новые художественные методы, поэтому направление просуществовало всего десять лет. Впрочем, оно оказало значительное влияние на последующие течения в изобразительном искусстве, а полотна импрессионистов до сих пор ценятся во всём мире.

Клод Дебюсси известен как автор опер, балетов, кантат, поэм, ноктюрнов, сюит для симфонического оркестра. Но деятельность композитора неотрывно связана с фортепианной музыкой, к тому же он сам был прекрасным пианистом.

Примеры заданий из тренировочного модуля

№ 1. Из перечисленных авторов выберите композитора, который первым использовал джазовые ритмы в фортепианной музыке.

  • Джордж Гершвин;
  • Игорь Бутман;
  • Клод Дебюсси;
  • Алексей Козлов.

Все четыре музыканта имеют отношение к джазовой музыке.

Джордж Гершвин – основоположник симфоджаза, но о нём не было речи на уроке. Игорь Бутман – блестящий джазовый музыкант, саксофонист, продюсер. Он наш современник, поэтому первооткрывателем быть не может. На уроке шла речь в основном о творчестве И. С. Баха и о зарубежной культуре XIX и начала XX века, о современной отечественной культуре речь не шла.

А вот французский композитор, пианист и дирижёр Клод Дебюсси неохотно покорялся стандартам и пытался создать собственный стиль в музыке. Отход от традиций привёл его к формированию нового стиля в музыке – импрессионизму. Клод Дебюсси писал фортепианную музыку и сам был концертирующим пианистом. Именно он первым использовал джазовые ритмы, так как интерес к джазу возник в начале XX века, когда жил композитор.

№ 2. Установите соответствие между автором и названием произведения.

Читайте также: