Доклад на тему межнациональные конфликты

Обновлено: 04.07.2024

Многонациональная среда — типичная черта и условие жизни современного человека. Народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют друг с другом. Почти все современные государства многонациональны. Многонациональны все столицы мира, крупные города, и даже сёла. И вот именно поэтому, сегодня как никогда, нужно быть корректным и внимательным как в словах, так и в действиях. Иначе можно оказаться вовлечённым в совершенно неожиданные и необоснованные перипетии, а иногда даже в чётко образовавшийся межнациональный конфликт.

Межнациональный конфликт — это осложнение отношений между нациями и народами вплоть до прямых военных действий. Как правило, межнациональные конфликты могут происходить на двух уровнях межнациональных отношений. Так один из них связан с межличностными и семейно- бытовыми отношениями, в то время как другой реализуется через взаимодействие федеральных конституционно- правовых органов и субъектов Федерации, политических партий и движений.

ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ

Межнациональные конфликты как социальное явление есть столкновение интересов разного уровня и содержания, и представляет собой проявление сложных глубинных процессов в отношениях между отдельными этническими общностями, группами людей, протекающих под влиянием множества социально-экономических, политических, исторических, психологических, территориальных, сепаратистских, языково-культурных, религиозных и иных факторов.

Факторы, оказывающие влияние на межнациональные конфликты:

1. национальный состав региона конфликта (выше его вероятность в смешанных регионах);

2. тип поселения (вероятность выше в большом городе);

4. социальное положение (выше вероятность конфликта при наличии маргиналов);

5. уровень образования (корни конфликта гнездятся в массе невысокого уровня образования, однако, следует помнить, что идеологами его всегда выступают отдельные представители интеллигенции);

6. политические взгляды (конфликты значительно выше у радикалов).

Какими бы причинами ни вызывались межэтнические конфликты, они приводят к массовому нарушению законов и прав граждан. Объективными причинами обострения межэтнической напряженности могут быть:

во-первых, последствия серьёзных деформаций национальной политики, накопившаяся за долгие десятилетия неудовлетворенность, выплеснувшаяся наружу в условиях гласности и демократизации;

во-вторых, результат серьёзного ухудшения экономического положения в стране, которое также порождает недовольство и вражду у различных слоёв населения, причём эти негативные настроения канализируются, прежде всего, в сфере межнациональных отношений;

в-третьих, следствие закостеневшей структуры государственного устройства, ослабления тех основ, на которых создавалась свободная федерация советских народов.

Немаловажны и факторы субъективного порядка.

Межнациональные конфликты по причине и характеру происхождения могут быть:

● социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, не позволяющие большинству граждан удовлетворять необходимые потребности, монополия представителей одного из этносов в какой-либо сфере услуг или отраслей народного хозяйства, и т. д.);

● культурно-языковыми (связанными с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и гарантированных прав национальных меньшинств);

● этнодемографическими (сравнительно быстрое изменение соотношения численности населения, т.е. увеличения доли пришлого, иноэтнического населения в связи с миграцией вынужденных переселенцев, беженцев);

●этнотерриториально-статусными (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, требование малых народов о расширении или приобретении нового статуса);

● межрелигиозными и межконфессиональными (включая различия в уровне современного религиозного населения);

Причиной возникновения межэтнических конфликтов могут стать и любые необдуманные или заведомо провокационные заявления политиков, национальных лидеров, представителей духовенства, СМИ, происшествия бытового характера, случаи

Конфликты по поводу национальных ценностей, важнейших жизненных установок в сфере межнациональных отношений входят в число наиболее сложно разрешаемых, именно здесь наиболее остро может стоять проблема обеспечения и защиты гражданских, социально-культурных прав индивидов, представителей тех или иных этнических групп.

По мнению А.Г. Здравомыслова, и сточником конфликта является мера и форма распределения властных полномочий и позиций, имеющихся в иерархии властных и управленческих структур.

ФОРМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Существуют цивилизованные и нецивилизованные формы межнациональных конфликтов:

а) локальные войны (гражданские, сепаратистские);

б) массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, грубыми и многочисленными нарушениями прав и свобод личности;

в) религиозный фундаментализм.

В зависимости от мотивов (причин), особенностей субъективного состава, межнациональные конфликты могут быть представлены следующим образом:

2) конфликты, связанные со стремлением национальных меньшинств реализовать право на самоопределение;

3) конфликты, источником которых является стремление депортированных народов восстановить свои права;

4) конфликты, основанные на столкновении правящих национальных элит в экономической и политической сферах;

5) конфликты, связанные с дискриминацией какой-либо нации, этноса, нарушением её прав либо прав, свобод и законных интересов её представителей;

6) конфликты, обусловленные принадлежностью (по национальному признаку) к разным религиозным общинам, течениям, т. е. на конфессиональной почве;

7) конфликты, имеющие в своей основе расхождения и столкновения национальных ценностей (правовых, лингвистических, культурных и др.)1 .

О важности исследования и предотвращения конфликтов на этнической, межнациональной основе свидетельствуют и такие цифры: по некоторым неофициальным источникам, в период с 1991 по 1999 г. число погибших в межнациональных конфликтах на постсоветском пространстве составило более одного миллиона человек.

ПУТИ РЕШЕНИЙ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Межнациональные конфликты это одни из тех видов конфликтов, для которых невозможно найти стандартного подхода или пути решения, так как для каждого из них существует своя особенность, основа. Мировой опыт показывает, что такие ситуации лучше урегулировать только мирными способами. Так к наиболее известным из них относятся:

1. деконсолидация ( разъединение) сил, участвующих в конфликте, которая, как правило, достигается с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам.

2. прерыв конфликта — способ, который позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию, и в результате которого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей.

4. участие в переговорах посредников или медиаторов. В особо сложных ситуациях подтверждение законности договоренностям придает участие представителей международных организаций.

Конфликт — это всегда противостояние двух (или более) сторон, не приносящее с собой ничего кроме дискомфорта. Данное явление обычно не проходит в стороне, а с каждым последующим разом приобретает характер массовости. Именно по такому же принципу действует и межнациональный конфликт. Из всех видов конфликтов он поистине является одним из самых масштабных. Так как по истечении времени людей, принимающих в нём участие, лишь только увеличивается, недовольство возрастает, а объём ущерба и потерь становится только внушительней.

Проделав большую работу над рефератом, я лишний раз убедилась и пришла к выводу, что:

1)межнациональный конфликт — это явление нежелательное и крайне разрушительное в жизни общества, которое является своего рода тормозом в решении проблем общественной жизни людей различных национальностей.

2) В основе межнационального конфликта лежат как объективные, так и субъективные противоречия.

3)Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться месяцы, годы; затухать, затем разгораться с новой силой.

4)Негативные последствия межнациональных конфликтов не исчерпываются прямыми потерями. Так как возникают массовые перемещения мигрантов, что существенно изменяет количественный состав населения.

5)Избежать межнациональный конфликт крайне трудно, так как в составе каждой нации всегда есть группы, заинтересованные в утверждении своей нации и при этом грубо нарушающие принципы справедливости, равенства прав, суверенитета других. Правда, в одних странах такие группы нередко определяют основное направление межнациональных отношений; в других — всегда получают решительный отпор. Сейчас мыслители, прогрессивные политики ведут напряжённый поиск путей выхода из многочисленных современных этнических кризисов. Передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит, в добровольном поиске согласия, в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном развитии демократии. Правовых начал в жизни общества. Обеспечение прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности, есть условие свободы любого народа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1997, с.90-92.

3. Тутинас Е.В. Права личности и межнациональные конфликты. Монография. Ростов-на-Дону, РЮИ МВД России. 2000, с.20

4. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в России// Общественные науки и современность. 1996, №2, стр. 153- 164

6. Д. ист. н., проф, К.У.Тайсаев: курс лекций по социальной антропологии.

Многонациональная среда стала типичной чертой и условием жизни современного общества. Представители различных народностей соседствуют и взаимодействуют друг с другом, поэтому неудивительно, что часто возникают межнациональные конфликты, которые могут приводить к развязыванию вооруженных конфликтов и кровопролитным войнам. С такими проблемами сталкиваются многие государства, но каждое из них решает возникшие сложности по-разному.

Межнациональные конфликты

Основные понятия

Осложнение отношений между народами

При межнациональных столкновениях на первый план выходят сложные глубинные процессы отношений различных этнических групп и общностей. Влияние на развитие таких ситуаций могут оказывать разные факторы, в том числе религиозная сфера, культурные, территориальные, исторические и политические проблемы. Решение межнационального конфликта будет отличаться с учётом его причины, а также особенностей народности или группы людей, проживающей на определённой территории.

Факторы развития

В каждом случае факторы и причины межнациональных конфликтов отличаются. Проблемы могут появляться буквально на пустом месте или назревать десятилетиями, когда у соседствующих национальностей имеются культурные различия или территориальные претензии. К факторам, оказывающим влияние на развитие межнациональных конфликтов, относят:

  • тип поселения;
  • национальный состав в регионе;
  • возраст социально активной группы;
  • социальное положение;
  • история взаимоотношений;
  • политические взгляды;
  • уровень образования.

Развитие межэтнических конфликтов

Вне зависимости от факторов, которые приводят к развитию межэтнических конфликтов, в итоге происходит массовое нарушение прав граждан и действующих законов. При отсутствии должного контроля со стороны государства это может привести к этническим чисткам и полноценной войне. Подобное отмечалось в бывшей Югославии, где федеральный центр всеми силами стремился сохранить быстро распадающееся многонациональное государство. В результате отмечались этнические чистки в различных регионах Сербии.

То же относится и к африканским странам, где межэтнические конфликты стали повседневной частью жизни местного населения. На черном континенте постоянно вспыхивают вооруженные столкновения между различными племенами, при этом их причиной является не только возможный раздел территории и природных ресурсов, но и копившаяся годами ненависть между кланами.

Возможные предпосылки

Успешность разрешения имеющихся конфликтов будет во многом зависеть от правильности определения причины их возникновения. Чаще всего это серьёзная деформация в национальной политике, а также копившаяся в течение многих десятилетий неудовлетворенность положением нации или группы людей. Бывает достаточно даже малейшей искры, чтобы разразился кровопролитный конфликт, решить который в последующем будет крайне сложно.

Обычно межэтнические конфликты проявляются на фоне ухудшения экономической ситуации в стране, специалисты даже стоят графики и таблицы прямой зависимости роста напряженности от состояния домашних хозяйств. Это приводит к социальной неудовлетворённости, когда одна группа или нация получает определенные привилегии от государства, а другая общность вынуждена выносить тяготы и лишения нищеты. Классическим примером межнациональных конфликтов являются войны в Африке, которые возникают на фоне депрессивной экономики и бедности населения.

Войны в Африке

В постсоветских странах причинами конфликтов являются искусственность создания отдельных государств, закостенелость структуры управления, а также нежелание видеть и решать проблемы, которые могут привести к многочисленным национальным или этническим стычкам и общей напряженности.

Еще одной причиной развития межнациональных государственных конфликтов является исторический фактор. В прошлом различные этносы могли воевать за территорию, находились в зависимости друг от друга, что приводило к ограничению в правах, ущемлению национальных интересов, традиций, культуры и языка. Сегодня же, когда такие нации оказались в условиях одной страны и компактного проживания, исторические взаимоотношения и былые проблемы не забыты, они постепенно тлеют, а малейшего повода бывает достаточно для развития столкновения или даже полномасштабной войны.

Формы конфликтов

Существует несколько основных цивилизованных и нецивилизованных форм конфликтов. Это могут быть как дискриминации по национальному признаку или вероисповеданию, так и открытые столкновения, приводящее к массовым беспорядкам и локальным войнам. Принято выделять следующие формы и типы межнациональных конфликтов:

  • локальные сепаратистские и гражданские войны;
  • массовые беспорядки с грубым нарушением прав личности;
  • религиозный фундаментализм.

Массовые беспорядки

Последний наиболее опасен, так как на почве расхождений в вероисповедании часто отмечаются массовые беспорядки и этнические чистки. В последующем решить подобные проблемы и примирить враждующие нации бывает крайне сложно, а зачастую даже невозможно.

Пути преодоления проблемы

Сложность урегулирования межнациональных и расовых проблем состоит в том, что универсальных подходов в подобном случае попросту не существует. Мировой опыт показывает, что такие ситуации проще и эффективнее урегулировать мирными способами. Силовое решение будет лишь эффективно до тех пор, пока в регион введены войска, обеспечивающие полную безопасность в городе или в отдельной области. Но как только силы правопорядка покинут мятежный проблемный регион, конфликт вновь вспыхнет с прежней силой.

Проведение переговоров

Одним из вариантов решения проблемы является разделение, то есть деконсолидация сил. В рамках такой работы отсекают радикальные группы и элементы, поддерживая стороны, которые склонны к переговорам и компромиссам. Делаются попытки прервать конфликт, подписав временное перемирие враждующих сторон. Это позволяет снизить накал страстей и уменьшить эмоциональный фон противостояния.

Для предупреждения межнациональных и международных конфликтов проводят мирные переговоры, в которых могут участвовать как противоборствующие стороны, так и третьи силы, выступающие гарантом исполнения всех достигнутых договоренностей.

Первоначально обговариваются жизненно важные потребности, а в последующем на переговорном процессе затрагиваются уже социальные, экономические и бытовые вопросы. Только таким способом можно преодолеть обострение и решить возможные проблемы.

Лишь комплексным подходом к предотвращению межнациональных конфликтов, пути решения и план которого утвержден всеми сторонами, можно будет избежать массовых беспорядков, развития религиозного фундаментализма и локальных войн. При этом выработанное решение должно учитывать интересы всех замешанных сторон. В будущем уже после достижения консенсуса и мира часто требуется полный пересмотр нормативно-правовых актов и законодательства, которое регулирует вопросы жизни граждан, вовлеченных в межэтнические столкновения в России и Европе.

Межнациональный (межэтнический) конфликт – это любая форма проявления противоречий между национальными общностями, этносами, выражающаяся в их противостоянии, противоборстве. Его возникновение обусловлено столкновением интересов, побуждений, взглядов, действий и отсутствием своевременного решения, удовлетворяющего все стороны.


Характеристика

Для создания конфликтной ситуации нужны повод, причина, наличие предмета противостояния. Причины межнациональных конфликтов:

  • территориальные противоречия;
  • борьба за природные ресурсы;
  • исторически сложившаяся напряженность;
  • притеснения народов и наций по социальному, языковому, конфессиональному признаку;
  • сепаратизм – стремление отдельного народа выйти из состава многонационального государства и создать собственное.

Исходя из характера взаимных претензий различают следующие виды межнациональных конфликтов:

  • государственно-правовой – возникает в результате стремления нации к самоопределению, собственной государственности;
  • этнотерриториальный – его причиной становится спор по поводу принадлежности тех или иных территорий;
  • этнодемографический – связан с опасениями ассимиляции этноса, сопровождается требованиями по защите прав коренного народа и его социокультурного статуса;
  • социально-экономический – является следствием неудовлетворенности этнической группы своим статусом, связан с требованиями социального равенства;
  • социально-психологический – возникает между коренным населением и мигрантами на фоне нарушения традиционного уклада жизни.


Межнациональные конфликты часто служат усилителем или заслоном в политическом или экономическом противостоянии. Средствами противоборства служат:

Развитие межнационального конфликта всегда происходит по определенному сценарию, знание которого может помочь сторонам контролировать ситуацию, направлять ее в нужное русло. Фазы межнационального конфликта:

  1. Латентная – проявляется в скрытой межэтнической напряженности, отсутствии толерантности в межнациональных отношениях;
  2. Предконфликтная – характеризуется формированием враждебных взаимоотношений, увеличением числа бытовых конфликтов на национальной почве;
  3. Конфликт – кульминация, самый острый момент в развитии неблагоприятных межнациональных отношений;
  4. Развязка – разрешение конфликта или его усугубление.
  5. Спад – замораживание или угасание конфликта.

Конфликтные ситуации внутри страны или на мировой арене подрывают национальную и международную безопасность, тормозят положительные изменения в международных отношениях

Пути разрешения и предотвращения межнациональных конфликтов

Лучший способ решения конфликта – не допустить его возникновения, поэтому главной целью национальной политики любого государства должно быть сохранение стабильных межнациональных отношений. Эта цель достигается посредством:

  • обеспечения равноправия всех наций, удовлетворения их национально-культурных, религиозных и иных потребностей;
  • создания условий для сохранения этнической культуры малых народов: финансирования преподавания и телерадиовещания на их родном языке;
  • предоставления компактно проживающим меньшинствам широкой автономии в решении собственных дел, делегирования властных полномочий на местный уровень;
  • пропаганды межнациональной толерантности, взаимного уважения, неприемлемости насилия.

В решении национальных конфликтов, возникающих на межгосударственном уровне эффективно создание международных структур: комиссий, комитетов, советов.


В случаях, когда конфликтная ситуация уже существует и требует урегулирования, действенными являются следующие средства:

  • Нейтрализация конфликта – перевод его в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности насильственных действий любой из сторон.
  • Избегание – игнорирование противника, отсутствие реакции на поступки противоположной стороны.
  • Откладывание – уход от противоборства, перерыв конфликта, ожидание смены обстоятельств и снижения эмоционального накала.
  • Переговоры– совместная деятельность сторон по поиску взаимоприемлемого решения проблемы.
  • Третейское разбирательство – процедура мирного урегулирования конфликта с участием третьей стороны, которая выступает посредником или арбитром.
  • Разделение проблемы на ряд отдельных задач и последовательное их решение.
  • Примирение – сближение позиций и интересов конфликтующих сторон.

Стремление сторон прийти к взаимному пониманию, найти компромиссное решение – важнейшее условие урегулирования конфликта.

Заключение

Межнациональные конфликты не возникают внезапно, они формируются в течение длительного времени. Многие из них имеют многовековую историю противостояния, обострений и затуханий. Из опыта человечества также известно, что любое, даже самое жестокое противостояние рано или поздно завершается примирением. Поэтому высшей ценностью многонационального общества является поддержание равновесия интересов различных этнических групп.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Региональная научно-практическая конференция

Смеянов Владимир Александрович

О сновная часть

1. Понятие и виды межэтнических конфликтов

2. Пути предупреждения и урегулирования межэтнических конфликтов

Список используемой литературы

Актуальность темы. Проблематика межэтнических конфликтов занимает одно из приоритетных мест в современном социальном познании. Сложные процессы глобального общественного развития, противоречия во взаимодействии народов с разными культурами, переживающих резкие социальные, политические и экономические изменения, нередко проявляются в обострении межэтнических конфликтов. Значимость этих явлений для полиэтничных регионов во всем мире обусловливает необходимость исследовать истоки и причины этнической мобилизации, само этническое сознание, которое нередко используется с целью коллективного действия, в том числе и насильственного. Очевидна необходимость разработки мер раннего предупреждения и быстрого нивелирования возможных последствий конфликтов на межэтнической почве.

В силу этих обстоятельств исследование межэтнических конфликтов представляется актуальной научной проблемой, имеющей концептуальное и практическое значение, и в современных условиях развития общества -приковывает пристальное внимание исследователей, побуждает к разработке эффективных способов прогнозирования и урегулирования.

При этом сосредоточенность авторов на конкретных описываемых событиях и частных аспектах региональной проблематики не позволяет расширить концептуально-методологический базис проводимых исследований. Несмотря на огромную литературу, посвященную этносам и конфликтам, сама природа и сущность этничности остается в общем - социально-философском плане - не раскрытой, а реальная динамика межэтнических конфликтов еще не получила адекватного теоретического объяснения.

Проблема исследования заключается в социально-философском осмыслении природы этноса и этничности в связи с межэтническими взаимодействиями, а также в раскрытии основных причинных факторов и способов разрешения межэтнических конфликтов.

Цель работы состоит в социально-философском анализе межэтнических конфликтов, а также в изучении способов их предупреждения и разрешения.

Для выполнения цели поставлены следующие задачи :

1) определить содержание понятия "межэтнический конфликт" для дальнейшего использования этого понятия в данном исследовании;

2) изучить сущность межнациональных отношений, этносоциальных конфликтов, их виды, пути их разрешения и предотвращения.

Гипотеза: проведение работы по анализу существующей ситуации, прогнозирование возможных конфликтов, примерное выявление косвенных и прямых участников.

Основная часть

1. Понятие и виды межэтнических конфликтов

Межэтнический конфликт - специфическая форма проявления социального конфликта, где стороны (или одна из сторон) мобилизуются, действуют или притесняются по этническому признаку.

Изучением конфликтов занимаются различные отрасли науки, и каждая из них предлагает свои способы решения. Первостепенной причиной так внимания со стороны научного сообщества, является их трудно разрешимость, ведь каждый конфликт имеет свою специфику, а, следовательно, и определенную “формулу решения”, вот только эта формула не всегда быстро приходит на ум, да и не всегда ??а правильная. В нашей стране в последние 20 лет сформировалось уже достаточно большое сообщество ученых-кофликтологов, открываются центры по изучению конфликтов.

Большинство ученых, утверждают, что этнический конфликт, является, чуть ли не самой опасной внутренней угрозой государству, т.к. дестабилизирует общество, тормозит социально-экономическое развитие.

Таким образом, приходим к выводу, что целью данной работы является рассмотрение причин возникновения, типов и форм межэтнических конфликтов, для предложения оптимальных способов их урегулирования.

Самой общей классификацией служит деление этнических конфликтов на два вида по особенностям противостоящих сторон:

1. Конфликты между этнической группой (группами) и государством. Примером могут служить события в Чечне, Абхазии или в Нагорном Карабахе, результатом чего явилось создание там самопровозглашенных и де-факто независимых государств при полном вытеснении из местных органов власти соответственно русских, грузин и азербайджанцев.

2. Конфликты между этническими группами (ассоциациями групп). Примерами могут служить события еще советского времени в Фергане - погромы турок-месхетинцев узбеками или в Ошской области - столкновения киргизов и узбеков.

Эти два вида конфликтов ученые часто обобщенно называют межнациональными, понимая под ними любые противоборства между государствами и субгосударственными территориальными образованиями, причиной которых является необходимость защитить интересы и права соответствующих наций, народов или этносов.

Кроме того, возможна классификация этнических конфликтов по приоритетным целям, сформулированным организациями одной из сторон, а, следовательно, и по возможным последствиям для полиэтничного социума, в котором они развиваются.

В связи с этим обычно различают:

Чрезвычайно остро они протекают в местах насильственного переселения депортированных народов и на их исторической Родине при реализации права на возвращение прежних территорий (конфликты между ингушами и осетинами за Пригородный район, крымско-татарский, нагорно-карабахский, в пограничных районах среднеазиатских государств, России и Казахстана, Украины и Молдовы, - всего таких спорных территорий в бывшем СССР специалисты насчитывали около 100).

По формам проявления этнические конфликты могут быть насильственными (депортация, геноцид, террор, погромы и массовые беспорядки) и ненасильственными (национальные движения, стихийные шествия, митинги, эмиграция), а по времени - долговременными и кратковременными.

Этнические конфликты носят уникальный характер. Они являются следствием распада или дезинтеграции социума, дискриминации одной нации другой, нарушением соглашений, разрыва социальных отношений и связей между людьми В межэтнических конфликтах особое место занимают так называемые этнокультурные конфликты.

Этнокультурный конфликт - это конфликт старых и новых культурных норм и ориентации; старых, присущих этнофору как представителю того этноса, территорию, которого он покинул, и новых, свойственных тому этносу, на территорию которого он прибыл. Иначе говоря, этнокультурный конфликт - это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания.

Виды этнических конфликтов выделяют по следующим критериям: интенсивность проявления, масштабы проявления и цель борьбы между конфликтующими сторонами

К основным видам этнических конфликтов относятся:

по интенсивности проявлений:

- те, протекающих вяло

по масштабам проявления:

по целям, которые ставят перед собой конфликтующие стороны в борьбе:

- социально-экономические (выдвигаются требования общественной равенства);

- культурно-языковые (выдвигается требование сохранения или возрождения функций языка и культуры этнических общностей);

- политические (этнические меньшинства добиваются политических прав - автономии);

- территориальные (на основе изменения границ, присоединения к другим государствам)

Заметим, что при определенных условиях одни виды конфликтов могут переходить в другие

Почти везде существуют противоречия между этническими общностями, т.е. межэтническая напряженность Эта напряженность является наиболее выраженной в полиэтнических сообществах

Кроме открытых есть скрытые межнациональные конфликты, которые еще не переросли в открытое противостояние. Так, между доминантной этнической общностью и этническим меньшинством конфликтные действия могут протекать как в Откуда крытой, так и в скрытой форме или в форме социальной конкуренции (тлеющий конфликт).

Конфликтные действия возникают в тех условиях, если противодействующие стороны осознали несовместимость своих интересов и имеют соответствующую мотивацию, то есть конфликт находится на стадии осознания и эмоционального созревания .

Если объективная конфликтная ситуация осознана, то даже случайные события с присущей им эмоциональностью, а иногда иррациональностью, могут привести к конфликтной взаимодействия. На этой стадии межэтнический конфликт имеет тенденцию к эскалации (самосозростання) - от массовых действий гражданского неповиновения в кровавых столкновений, или даже до этнополитических воен.

Выделяют следующие стадии этнических конфликтов:

- собственно кризисных проявлений (пик кризиса);

Длительность каждой стадии может отличаться, что обусловлено спецификой данной кризисной ситуации На второй стадии могут использоваться такие тактики: митинги, манифестации, акции \"гражданского неповиновения ры \", нередко со столкновениями и военными конфликтовконфліктами.

Конфликты чаще всего возникают в связи с противоречиями в таких видах отношений, как: политические и социально-политические; экономические и социально-экономические; территориальные; межэтнические; языковые; религиозные

2. Пути урегулирования этнических конфликтов

По мнению немецкого социолога Ральфа Дарендорфа, конфликты в принципе не устранимы из общественной жизни, они вездесущи. "Разрешение конфликтов невозможно, возможно только их регулирование". Дарендорф выделяет следующий порядок регулирования конфликта: 1. переговоры для создания органа по решению конфликта. Если безрезультатно - привлечение третьей стороны; 2. наиболее мягкая форма участия третьего лица - посредничество. Предложение решения конфликта не является обязательным; 3. арбитраж - исполнение решения является добровольным. Обязательным - приглашение третьей стороны; 4. обязательный арбитраж - находится на грани между регулированием и подавлением (необходимо для сохранения государственного правления и обеспечения мира). Решение обязательно. Конфликты не исчезают путем их регулирования. Где существует общество, существуют конфликты. Цель урегулирования этнических конфликтов заключается в нахождении нового, компромиссного и приемлемого для всех основных политических сил баланса властных полномочий в том полиэтничном обществе, где он возник и развивался. Существуют некоторые основные правила предупреждения и регулирования уже эскалировавшихся этнических конфликтов. Чтобы вовремя спрогнозировать возможное этническое столкновение необходимо исследовать миграционные потоки. Уровень миграции особенно велик, когда она осуществляется как результат этнических конфликтов или их угрозы. В результате мощного миграционного потока в какой-либо регион в некоторых его районах создаётся критическая нагрузка на инфраструктуру (школы, больницы, транспорт, сфера обслуживания), следовательно, обостряется ресурсная проблема. В случае, когда среди мигрантов значительна доля лиц тех национальностей, которые имеют собственную государственность, это вызывает непонимание среди местного населения, испытывающего неудобства из-за притока беженцев. Это вызывает этническую напряженность и создает конфликтную почву. Непременным условием предупреждения межнациональных конфликтов должен быть учёт состояния массового сознания, сложившихся в нём представлений о проблемах в сфере межнациональных отношений, реальных ожиданий масс, их ориентации на традиции и правила поведения. В межнациональных конфликтах имеют место не только неадекватное отражение реальности, но и элементы иррационального, стихийно поворота событий. Предвидеть это невозможно, не изучая состояния массового сознания. Средства массовой информации существенно влияют на формирование самосознания личности в современном мире, поэтому с целью предотвращения национальных конфликтов, в печати, на телевидении важно определить на правовой основе приоритеты в информировании населения, выделять деньги на распространение социальной рекламы, пропагандировать ценности терпимости к другим народам, дружбы, взаимопомощи и другие нравственные идеалы. Немаловажную роль в урегулировании межнациональных конфликтов играет религия. Религиозные организации располагают большими возможностями для сглаживания этнополитических противоречий, формирования толерантности. С целью эффективного использования этих возможностей необходимо в первую очередь добиваться устранения межконфессиональной нетерпимости и взаимодействия между вероисповедными сообществами.

Строго говоря, у государств существует два пути к принципиальному решению проблем сглаживания и снижения межэтнических конфликтов. Первый заключается в том, чтобы не делить людей по этническому принципу и на нем не строить государственность, а создавать государство на неком всеобщем идеале или на каких-то более высоких ценностях, чем культура и традиции одной народности. Так, этничность как бы выводится из сферы политики, и всякие межэтнические проблемы подавляются официальным провозглашением равенства всех людей независимо от национальности, расы, вероисповедания и культуры перед законом, который обеспечивает все права человека и гражданина. Такая попытка предпринята в США. Сторонник этого пути, Рыбаков С.Е., видит выход в "выведении" этничности из политики, считает, что это позволит стабилизировать структурированность социосферы в пользу гражданственности и, следовательно, избежать политики этнического радикализма. Для решения этой проблемы он предлагает, во-первых, перенести властные функции "наверх", в округа. С его точки зрения, "…целесообразно было бы обязательно сопровождать эти меры параллельным укреплением местного самоуправления на уровне населенных пунктов и расширением прав соответствующих органов власти, с тем, чтобы сделать реальной альтернативой псевдоэтническим "удельным княжествам" местный властный уровень, который вполне способен самостоятельно решать основную массу проблем, действительно актуальных для этноса". Такой подход кажется наиболее эффективным. Противоположный (второй) путь решения этнического вопроса стал уже классикой. Всем известный А. Лейпхарт стоит на позиции необходимости "введения" этничности в политику посредством принципа представительства во властной элите интересов различных этнических меньшинств. В своей работе "Демократия в многосоставном обществе" классик выделил несколько институтов, которые смогли бы обеспечить стабильность демократии в полиэтническом государстве. К таким институтам он отнес многопартийность, пропорциональное представительство, политическую децентрализацию и законодательное закрепление прав этнических меньшинств. Для того, чтобы эти институты работали эффективно, в состав правящей элиты должны входить представители всех этнических сообществ. "Каждое сообщество должно обладать правом налагать вето на решения, затрагивающие его интересы; и каждый народ должен иметь возможность самостоятельно вести собственные дела". Идея консоциальной демократии была разработана Лейпхартом для довольно устоявшихся западноевропейских систем, прежде всего для такой маленькой страны как Нидерланды. В связи с этим необходимо заметить, что идею Лейпхарта будет весьма трудно применить к большинству полиэтнических стран Восточной Европы и Евразии. У них совершенно другие исторические, культурные и политические традиции, поэтому идею сообщественной демократии нельзя назвать универсальной. Доцент факультета политических наук одного из американских университетов Вики Л. Хесли предлагает "…любому режиму…выработать программу управления межэтническим конфликтом и его разрешения. Эта программа должна включать в себя, наряду с прочим, набор мер (или законодательных актов), направленных на разделение полномочий и ресурсов внутри системы. Необходимо также найти пути обеспечения меньшинствам доступа к политическому влиянию. В частности, каждому этносу должно быть предоставлено право создавать общественные организации, которые могли бы оказывать влияние на систему. Неограниченное, свободное участие в организациях, т.е. плюрализм, - одна из главных заповедей демократии" . Каждая страна выбирает свою дорогу на пути к демократии, стабильности и процветанию, конечно, в зависимости от политической и национальной культуры, исторических устоев и существующих в данном государстве ценностей.

Регулирование и прекращение межэтнических конфликтов является жизненно важным условием существования любого полиэтнического общества. Конфликтные межэтнические отношения, характер и тенденции их развития всегда негативно сказываются на основных процессах социально-экономического, культурного и политического развития любого государства. Они не просто задерживают и нарушают ход общественного развития, но и способны изменить его ориентацию, породить новые негативные тенденции, то есть закладывает основу для будущих конфликтов других поколений.

Межнациональные (этносоциальные) конфликты — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооружённых столкновений, открытых войн.

Международный конфликт – открытое политическое столкновение двух и более государств на основе несовпадения или противоречия их интересов.

Основной причиной конфликтов между представителями разных национальностей выступает этноцентризм — совокупностъ предубеждений одной нации по отношению к другой, уверенность в правоте собственной культуры, склонность отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные.

↑ Причины межнациональных (международных) конфликтов

  • соперничество государств;
  • напряженность в отношениях между этническим большинством и этническим меньшинством;
  • несовпадение национальных интересов;
  • территориальные споры, несовпадением государственных или административных границ с границами расселения народов
  • неравенство в уровне жизни, различное представительство этносов в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти
  • неравномерное распределение в мире природных ресурсов;
  • недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни)
  • исторические (исторически сложившаяся традиция: войны в прошлом, былое соотношения господства-подчинения и др.)
  • принадлежность к различным религиям и конфессиям, различиями в уровне современной религиозности населения
  • дискриминация – ограничение в правах, лишение равноправия какого-либо государства или группы населения и др.

Причиной возникновения межэтнических конфликтов могут стать также любые необдуманные или провокационные заявления политиков, национальных лидеров, представителей духовенства, СМИ, происшествия бытового характера.

↑ Виды международных конфликтов

  • Государственно-правовой конфлик т
  • Этнотерриториальный конфликт
  • Этнодемографический конфликт
  • Социально-психологический конфликт
  • глобальные конфликты (международные конфликты, которые не имеют пространственных границ, от исхода которых зависят судьбы практически всех государств, например, Первая и Вторая мировые войны);
  • региональные конфликты (конфликты, которые затрагивают международные отношения в пределах одного региона);
  • локальные конфликты (развиваются на местном уровне)

↑ Предотвращение/решение межнациональных конфликтов

  • отказ от насилия и принуждения;
  • поиск согласия (консенсуса);
  • признание прав и свобод человека важнейшим принципом;
  • готовность к мирному урегулированию спорных проблем.
  • Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики;
  • Обеспечение равенства всех народов и недопустимость дискриминации;
  • Расширение культурных связей с целью знакомства с культурами других народов (дни дружбы народов, фестиваль национальной кухни, гастроли национальных ансамблей и др.)
  • Материальная поддержка национальных культур (финансирование народных театров, краеведческих музеев, книгоиздания на национальных языках и др.
  • Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры (национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры);
  • Информационная работа по пропаганде взаимного уважения культур, воспитание в духе толерантности и т.п.
  • Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.
  • Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.
  • Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважение самобытности их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.
  • Отказ от насилия, следование гуманистическим принципам, переговоры.
  1. прекращение вооруженного насилия;
  2. установление личных контактов между конфликтующими сторонами;
  3. переговоры;
  4. реализация достигнутых договоренностей.

При разрешении международных конфликтов в качестве третьей стороны могут выступать другие суверенные государства и международные межправительственные организации.

Средства, которые может использовать третья сторона, можно разделить на две группы.

мирные меры: посредничество, наблюдение за ходом переговоров, наблюдение за соблюдением достигнутых соглашений, осуществление арбитража.

меры принудительного характера: применение санкций, принуждение к миру, миротворческие операции.

Читайте также: