Ценностные идеалы сотрудника полиции философия доклад

Обновлено: 30.06.2024

Этика - наука о нравственной жизни человека, вобравшая в себя исторический опыт моральной культуры многих поколений, особенности этических традиций, народной педагогики.

На современном этапе развития российского общества, когда порой нередко теряются, либо деформируются идейные (идеологические) и моральные ориентиры личности, огромную роль играют нравственный облик сотрудников органов внутренних дел, их нравственная чистоплотность, надежность, порядочность. Это тем более значимо потому, что органы правопорядка являются одним из важнейших гарантов стабильности любого государства. Поэтому личные представления каждого сотрудника о добре и зле, благородстве и подлости, верности и предательстве выступают делом государственной важности. 200-летняя история российской полиции со всей очевидностью убеждает нас в этом.

В системе ценностей любого работника правоохранительных органов особое место занимают проблемы профессиональной этики. Это обусловлено рядом объективных причин. Во-первых, борьба с преступностью и иными правонарушениями - это не только правовая, но и моральная проблема, поскольку нельзя вести борьбу с преступностью и причинами ее порождающими, не укрепляя моральные устои общества, а без борьбы с преступностью невозможно обеспечить всемерное развитие и проявление морального фактора в его конструктивной, созидательной роли.

Во-вторых, сотрудникам органов внутренних дел приходится иметь дело, как правило, не с лучшей частью общества, что, с одной стороны, весьма неблагоприятно воздействует на их моральный облик и способно при определенных условиях привести к моральной деформации, а с другой стороны, служебная этика обязывает каждого сотрудника проявлять такт, выдержку, морально воздействовать на задержанного, арестованного, осужденного. К тому же, как показывает практика и исследования, нравственная культура сотрудников органов внутренних дел оказывает заметное дисциплинирующее, воспитательное воздействие на граждан. Не секрет также, что в условиях демократизации и гуманизации общества, расширения гласности о деятельности правоохранительных органов значение профессиональной морали их сотрудников заметно возрастает.

Профессиональная этика - это прикладная отрасль философской науки этики, объектом изучения которой является мораль: ее сущность, происхождение, функционирование, а также проблемы нравственности в обществе.

Вместе с тем сотрудник не может позволить себе совершить поступки, которые противоречат его пониманию профессионального долга, достоинства, чести [6] .

Профессиональное достоинство, с одной стороны, отражает отношение других людей к данному сотруднику как к специалисту, профессионалу, а с другой стороны, свидетельствует об отношении человека к самому себе как к работнику, об осознании им своих заслуг, профессиональных качеств. Профессиональное достоинство есть во многом следствие достойной профессии, т.е. определяется общественной значимостью данной профессии, ее престижем, сложившимся общественным мнением. Однако нельзя не учитывать и личного, индивидуального отношения человека к своей профессии, которое отнюдь не всегда совпадает с объективным положением в обществе людей данной профессии.

Профессиональное достоинство личности тесно связано с ее конкретным положением в служебном коллективе, ее личными заслугами и соответствующей им мерой уважения и почета, т.е. связано с честью сотрудника как представителя данной профессии, конкретного коллектива, всего милицейского корпуса. Честь сотрудника органов внутренних дел, с одной стороны, выступает как результат его личных заслуг и достоинств как гражданина и как работника, а с другой стороны, она является следствием заслуг перед обществом, народом всех блюстителей правопорядка, сотрудников всех поколений и служб. Таким образом, надев погоны сотрудника органа внутренних дел, работник как бы авансом получает частицу почета и славы всего корпуса достойных работников, стоявших на страже правопорядка. Это, естественно, накладывает на каждого сотрудника органов внутренних дел особую ответственность за поддержание его чести не только как конкретной личности, но и как представителя всего рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Не секрет, что и население, общество оценивают работников правопорядка не только как конкретных представителей власти, но и обобщенно, перенося на человека в мундире добрую или недобрую славу других сотрудников органов внутренних дел.

Профессиональная честь требует от сотрудника поддерживать репутацию, авторитет той профессиональной группы, к которой он принадлежит и принадлежностью к которой он дорожит. По этому честь - не только признание прошлых заслуг человека и его сегодняшних добродетелей, достоинств, но и хороший стимул его дальнейшего морального совершенствования, залог успехов в служебной деятельности. Важно при этом заметить, что честь сотрудника органов внутренних дел определяется не его служебным или материальным положением, специальным званием, образованием, а только его личными качествами (моральными, деловыми, политическими, интеллектуальными и иными) как гражданина, как работника, как представителя органов внутренних дел.

Как показывает опыт и научные исследования, чем выше развито у сотрудника чувство личного и служебного достоинства, чем больше он дорожит своей профессиональной честью, тем значимее его социальная ценность, если они сочетаются с высокой нравственной зрелостью, культурой сотрудника, необходимыми моральными качествами.

Конечно, правовая эстетика не может требовать от сотрудников быть внешне красивыми, статными, физически мощными, но она обязывает уважительно относиться к форме, строго соблюдать установленные требования о дисциплине, о вежливости и отдании чести, побуждает сотрудника быть внимательным к своему внешнему виду, помнить о своем влиянии на окружающих.

Таким образом, профессиональная этика в органах внутренних и содержит такие правила поведения, которые являются нравственными по содержанию, эстетическими по форме и правовыми по характеру их применения. В этом их жизненность и стимулирующая роль.

Профессиональная деятельность сотрудников ОВД протекает в настоящее время в условиях, которые предъявляют повышенные требования к правовой и нравственной сферам его личности. Негативные проявления в правоохранительной деятельности, трудности в решении задач борьбы с преступностью непосредственно связаны с размыванием нравственного смысла деятельности: нравственность перестает быть стимулятором и регулятором повседневного выполнения служебных обязанностей. Выполнение профессиональных обязанностей в ситуациях, когда оплата труда снижает мотивацию, унижает чувство собственного достоинства профессионала, не способствует престижу профессии, ведет к коррумпированности сотрудников на всех уровнях - все это понижает нравственную устойчивость работников правоохранительных органов. К этому добавляется необходимость постоянного общения с лицами, нарушающими моральные и правовые нормы, непосредственное взаимодействие с криминальной и аморальной средой.

Высокий уровень духовно-нравственной культуры сотрудника правопорядка позволяет осуществлять эффективное исполнение служебных полномочий на основе сформированных убеждений в необходимости стремления к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.

Сущность и содержание гражданского долга сотрудника органов внутренних дел.

Каждый гражданин Российской Федерации, вступающий в ряды сотрудников органов внутренних дел, посвящает свою жизнь исполнению Долга беззаветного служения Отечеству и защиты благородных общественных идеалов: свободы, демократии, торжества законности и правопорядка.

Долг - та общественная необходимость, которая выраженна в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. В категории долга силен обязательный побудительный момент. Долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер: зовет, требует, настаивает на ее претворении в жизнь. Быть человеком долга значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.

Гражданский долг - совокупность законодательно установленных и моральных обязанностей лица по отношению к другим лицам, группам, социальным общностям и обществу в целом.

Гражданский долг сотрудника правоохранительных органов есть составная часть общественного долга. Он является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению высоких задач: защите прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга проявляются в том случае, если они дополняются нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

Специфика требований долга сотрудников правоохранительных органов обусловлена характером задач, особенностям организации, своеобразием условий, в которых протекает их деятельность.

В силу специфики организации правоохранительных органов нравственные отношения в них регламентированы нормами права более детально, чем в других сферах. Поэтому долг не столько пожелание, сколько требование государства и общества. Нравственное содержание долга подкрепляется правовыми требованиями, имеющими силу закона. Через нравственную основу долга раскрываются высокие качества - исполнительность, разумная инициатива, самоотверженность и мужество, достоинство и честь.

В правоохранительных органах придается первостепенное внимание долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников.

Служба в органах внутренних дел предъявляет высокие профессиональные и этические требования к моральному облику ее сотрудников независимо от занимаемого служебного положения и специального звания.

Таким образом, высшим нравственным смыслом служебной деятельности сотрудника является защита человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод.

Служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел осуществляется в соответствии с нравственными принципами: гуманизма, провозглашающего человека, его жизнь и здоровье высшими ценностями, защита которых составляет смысл и нравственное содержание правоохранительной деятельности; законности, определяющей признание сотрудником верховенства закона; объективности, выражающейся в беспристрастности и отсутствии предвзятости при принятии служебных решений; справедливости, означающей соответствие меры наказания характеру и тяжести проступка или правонарушения; толерантности, заключающейся в уважительном, терпимом отношении к людям с учетом социально-исторических, религиозных, этнических традиций и обычаев.

Высший нравственный смысл служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел по защите человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод.

Высшим нравственным смыслом служебной деятельности сотрудника является защита человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод.

Нравственные обязательства сотрудника органов внутренних дел:

- относиться нетерпимо к любым действиям, оскорбляющим человеческое достоинство, причиняющим боль и страдания, представляющим собой пытки или другие жестокие, бесчеловечные либо унижающие достоинство виды обращения и наказания;

- быть мужественным и неустрашимым перед лицом опасности при пресечении правонарушений, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, а также в любой обстановке, требующей спасения жизни и здоровья людей; проявлять твердость и непримиримость в борьбе с преступниками, применяя для достижения поставленных целей только законные и высоконравственные средства;

- в ситуациях морального выбора следовать этическому принципу: человек всегда является нравственной целью, но никогда - средством;

Смысл и содержание основополагающих нравственных ценностей службы в органах внутренних дел.

Сотрудник органов внутренних дел, сознавая личную ответственность за историческую судьбу Отечества, считает своим долгом беречь и приумножать основополагающие нравственные ценности: гражданственность - как преданность Российской Федерации, осознание единства прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; государственность - как утверждение идеи правового, демократического, сильного, неделимого Российского государства; патриотизм - как глубокое и возвышенное чувство любви к Родине, верность Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, избранной профессии и служебному долгу.

В обобщенном виде нравственные обязательства и этические требования к сотруднику органов внутренних дел сводятся к следующему:

• Отношение к человеку как к высшей ценности, уважение прав, свобод, интересов и человеческого достоинства в соответствии с международными и российскими правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали.

• Глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого профессионализма, своей ответственности перед обществом и государством как сотрудника ОВД, от которого зависят общественная безопасность, защита жизни, здоровья, правовая защищенность населения, граждан.

• Разумное и гуманное использование предоставленных законом сотруднику ОВД прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга.

• Принципиальность, мужество, бескомпромиссность, самоотверженность в борьбе с преступностью, объективность и непредвзятость в принятии решений.

• Не допускать злоупотреблений служебным положением, фактов коррупции, всемерно препятствовать таким явлениям.

• Самоотверженно и неуклонно всеми правовыми мерами оберегать невинных от беззакония и обмана, слабых от запугивания, мирных от насилия и беспорядка, в экстремальной обстановке не оставлять беззащитных женщин, стариков и детей, больных и инвалидов, не допускать попустительства злу и безнаказанности.

• Сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная солидарность, взаимопомощь, поддержка, смелость и морально-психологическая готовность к действиям в нестандартных, экстремальных условиях.

• Постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области служебной этики, этикета и такта, повышение общей культуры, расширение интеллекта, креативное (творческое) освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта.

Перечисленные требования дают достаточно полное и глубокое представление о тех нравственных качествах, которыми должен обладать не только сотрудник органов внутренних дел, но и все работники правоохранительных органов, способные в своей деятельности проявить гуманность, терпимость, справедливость, чувство долга, смелость, мужество, выдержку, бескорыстие, честность, патриотизм, беспристрастность, скромность, профессионализм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый гражданин Российской Федерации, вступающий в ряды сотрудников органов внутренних дел, посвящает свою жизнь исполнению Долга беззаветного служения Отечеству и защиты благородных общественных идеалов: свободы, демократии, торжества законности и правопорядка.

Высшим нравственным смыслом служебной деятельности сотрудника является защита человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод.

Сотрудник органов внутренних дел, сознавая личную ответственность за историческую судьбу Отечества, считает своим долгом беречь и приумножать основополагающие нравственные ценности:

Нравственные ценности составляют основу морального духа сотрудника, воплощающего осознание причастности к благородному делу защиты правопорядка, героической истории органов внутренних дел, победам, достижениям, успехам предыдущих поколений.

Место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и ее развитии. Динамика ценностных ориентаций в процессах личностного развития. Общественное сознание, а также психологические факторы развития системы ценностных ориентаций личности.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 30.06.2012
Размер файла 44,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Ценностные ориентации личности сотрудников полиции

1. Место и роль системы ценностных ориентации в структуре личности и ее развитии

В то же время ряд авторов полагают, что ценностные образования, напротив, являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В. Франклу, человек обретает смысл жизни, переживая определенные ценности. Ф.Е. Василюк пишет, что смысл является пограничным образованием, в котором сходятся идеальное и реальное, жизненные ценности и возможности их реализации. Смысл, как целостная совокупность жизненных отношений, у Ф.Е. Василюка является своего рода продуктом ценностной системы личности. Аналогичную точку зрения в своем исследовании отстаивает и А.В. Серый. Развитие и функционирование систем личностных смыслов и ценностных ориентации носит взаимосвязанный и взаимодетерминирующий характер. Как справедливо замечает Д.А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов [10].

- истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;

- влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;

- общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

- все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

- ценности организованы в системы.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включенное в систему [7].

2. Динамика ценностных ориентаций в процессах личностного развития

Основной задачей постоянно осуществляющегося процесса адаптации является поддержание состояния гомеостаза. Поддержание равновесия в системе человек - среда может осуществляться на физиологическом, психологическом или же социально-психологическом уровнях единой функциональной системы адаптации. По мнению Ф.Б. Березина, у человека в этом ряду решающую роль играет собственно психическая адаптация, в значительной мере оказывая влияние на адаптационные процессы, осуществляющиеся на иных уровнях. При этом психический гомеостаз определяется как состояние, в котором удовлетворяется вся система первичных и приобретенных потребностей. Это дает основание полагать, что состояние, возникающее при изменении сбалансированности системы человек - среда, сопровождается нарушением удовлетворения актуальных потребностей, рассогласованием самих потребностей или возможностью блокады удовлетворения их в будущем. Поэтому на психологическом уровне состояние, возникающее при нарушении взаимодействия человека и среды, может быть описано с использованием следующих ключевых понятий: стресс, фрустрация и конфликт, общим проявлением которых является тревога [18].

Л.Н. Собчик объединяет перечисленные механизмы адаптивного поведения в два основных типа реагирования: стенический (ведущие пики профиля MMPI - импульсивность, ригидность и оптимистичность), а также гипостенический (пессимистичность, тревожность и социальная интроверсия). Адаптация, соответственно, может быть достигнута либо путем удовлетворения потребности в самореализации, достижении успеха в противодействии ограничивающим средовым факторам, либо путем повышения самоконтроля с отказом от достижения сиюминутных потребностей ради сохранения конгруэнтных отношений с окружением [17].

И.С. Кон выделяет несколько относительно автономных психологических механизмов социализации в семье: подкрепление - выработка привычки к соблюдению норм посредством поощрения либо наказания; идентификация, отождествляемая им с подражанием; понимание, связанное с формированием самосознания. По нашему мнению, данные механизмы скорее являются возрастными стадиями процесса формирования системы ценностных ориентации личности. Большинство зарубежных и отечественных авторов в качестве основного механизма социализации описывают прежде всего идентификацию, которая, по словам В.С. Мухиной, является центральным механизмом структурирования самосознания.

3. Общественное сознание и ценностные ориентации личности

Система ценностных ориентации личности формируется в конкретных социально-исторических условиях, отражая актуальные ценности определенного общества, которые, в свою очередь, связаны с общим экономическим и культурным уровнем его развития. Поскольку нормы социума являются одним из важнейших источников формирования ценностных ориентации, последние, в отличие от многих других личностных характеристик, в значительной степени определяются индивидуальными представлениями человека о социальной желательности. Поэтому индивидуальные ценности должны рассматриваться только в контексте ценностных предпочтений социокультурного окружения. В этой связи для корректного описания уровней и типов индивидуальных ценностных систем необходимо соотнесение данных, полученных в ходе психологического исследования, с результатами исследований ценностных предпочтений макросоциальной среды [27].

Достичь полноты отражения базовых ценностей, не опираясь на заданный извне, ограниченный, пусть и достаточно широкий их перечень, в рамках социологического и социально-психологического исследования позволяют качественные методы. По словам Н.Н. Богомоловой и Т.В. Фоломеевой, качественные методы социально-психологического исследования предоставляют возможность «открыть мотивационные аспекты поведения человека, его ожидания, представления, аттитюды, ценности и т.п.

4. Психологические факторы развития системы ценностных ориентации личности

личность психологический полиция сотрудник

Согласно общепринятому мнению, наибольшее влияние на формирование системы ценностей личности оказывает семья. Родительская семья выступает в качестве важнейшего источника критериев оценки, лежащих в основе формирования ценностных представлений на протяжении всей жизни человека. Исследованию семейных факторов развития личности, в том числе и ее ценностной сферы, посвящен чрезвычайно обширный круг источников. На основании теоретического анализа работ Л.С. Выготского, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, Е.Ф. Рыбалко, А.Е. Личко, И.С. Кона, К. Роджерса, П. Массена, Г. Крайга и других можно выделить следующие основные факторы, определяющие влияние семьи на формирование ценностной системы личности: структура семьи (полный или неполный состав, наличие братьев и сестер, старших родителей); типы воспитания и стили родительского поведения; конфликтный или неконфликтный характер взаимоотношений между родителями; социальный статус, уровень образования и доходов родителей; социокультурные, религиозные и этнические корни семьи.

В теории А.Н. Леонтьева и его последователей иерархия деятельностей представляет собой основания личности, являющиеся возрастными формами проявления ее активности. В процессе индивидуального развития человека основные виды деятельности - игровая, учебная и трудовая - последовательно сменяют друг друга.

Цель занятия: ознакомить слушателей с моралью как способом регулирования сознания и поведения людей, золотым правилом нравственности, сущностью и содержанием гражданского долга сотрудника органов внутренних дел, смыслом и содержанием основополагающих нравственных ценностей службы в органах внутренних дел: гражданственностью, государственностью, патриотизмом.

Количество часов:2 часа

Вид занятия:Урок

Место проведения: учебный кабинет

Литература: Приложение 1

Учебные вопросы:

1. Основополагающие нравственные ценности службы в органах внутренних дел: гражданственность, государственность, патриотизм.

2. Мораль как способ регулирования сознания и поведения людей.Основные функции морали.

3. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих - как свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения сотрудников ОВД.

I. Вводная часть

II. Основная часть

Изложение нового материала.

Вопрос № 1. Основополагающие нравственные ценности службы в органах внутренних дел: гражданственность, государственность, патриотизм.

Современные социальные, экономические, политические, правовые и духовные преобразования, расширение демократических начал в жизни нашего общества сопровождаются расширением различных форм собственности, появлением капиталов, денежных и имущественных накоплений, повлекших за собой радикальное изменение криминогенной обстановки, резкий рост преступности и иных правонарушений, упадок духовности среди значительной части граждан, возрастание проявлений правового и нравственного нигилизма, неуважения к законам, что в конечном счете привело к обострению социальной напряженности.

Преступная среда в этих условиях получила благоприятную возможность для накопления ресурсного и функционального потенциала. Возрастает ее масштабность, организованность и профессионализм. Преступные действия приобретают характер исключительной общественной опасности и цинизма. Все это выдвигает перед правоохранительными органами новые задачи, порождающие, в свою очередь, необходимость выбора иных приоритетных направлений как в служебно-оперативной деятельности, так и в подготовке кадров, обеспечения готовности к принятию нестандартных решений. В частности, это относится и к проблеме повышения нравственных качеств и культурного уровня сотрудников, которые в современных условиях становятся важнейшими элементами их профессиональной компетентности.

Деятельность правоохранительных органов всегда находилась под пристальным вниманием общества, поскольку она в той или иной мере затрагивает интересы всех его членов и ее результаты самым непосредственным образом сказываются на обеспечении безопасности личности, общества и государства, реализации их законных интересов. Работа правоохранительных органов сопряжена со множеством нравственных проблем, порожденных спецификой целей, содержания, форм, методов и средств их деятельности. Уже одно то, что обеспечивать правопорядок, спокойную жизнь граждан, защиту их прав, свобод и собственности приходится с использованием мер принуждения и ограничения прав личности, вызывает целый комплекс противоречий как в общественном, так и индивидуальном сознании.

При этом особое значение приобретает четкая постановка обществом задач, стоящих перед правоохранительными органами, определение их функций и полномочий, возможных и допустимых средств борьбы с правонарушениями. Предоставление обществом сотрудникам органов внутренних дел не только правовой, но и моральной санкции на проведение соответствующей деятельности по охране и защите прав граждан с использованием властных полномочий налагает на этих сотрудников высокую ответственность за строгое и точное соблюдение законности, с одной стороны, и, с другой стороны - границ допустимости действий, связанных с выполнением служебных обязанностей. И в том, и в другом случае речь идет о нравственных требованиях к поведению сотрудников правоохранительных органов, иначе говоря, о профессиональной этике.

Для правоохранительных органов России эта проблема приобрела в последние годы особое значение. Как в условиях роста преступности сохранить и повысить нравственный потенциал сотрудников этих органов? Как на фоне сложных процессов, происходящих в обществе, добиться осознания каждым борцом за правопорядок своего профессионального и гражданского долга?

Чтобы успешно выполнять свой служебный и гражданский долг, сотрудник ОВД должен быть широко образованным, высококультурным человеком, обладающим глубокими профессиональными знаниями и умениями в области социологии, политики, права, экономики, этики, психологии и педагогики. Важнейшим качеством личности сотрудника ОВД является высокая профессиональная этика.

Каждый гражданин Российской Федерации, вступающий в ряды сотрудников органов внутренних дел, посвящает свою жизнь исполнению Долга беззаветного служения Отечеству и защиты благородных общественных идеалов: свободы, демократии, торжества законности и правопорядка.

Аннотация: Статья представляет собой теоретический обзор существующих представлений о психологическом содержании ценностных ориентаций, на основе которых автор предлагает свое определение профессионально-важных ценностных ориентаций сотрудника полиции и выделяет проблемные аспекты их формирования у действующих сотрудников МВД в процессе повышения квалификации (возрастной фактор, профессиональная деформация, изменение системы ценностей в социуме). Описаны основные профессионально-важные нравственные ценности сотрудника полиции. Особое внимание уделяется определению возможных мер по оптимизации процесса профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции, проходящих повышение квалификации в образовательных организациях системы МВД России (расширение области профессионально-этических познаний обучающихся, обращение к эмоциональной сфере слушателей, использование интерактивных технологий обучения, дифференциация и распределение обучающихся по учебным группам с учетом возрастного признака и длительности трудового стажа в полиции).
Ключевые слова: ценностные ориентации, нравственные ценности, сотрудник полиции, нравственное воспитание, личность, мировоззрение, направленность личности

Problems of the formation of professionally important value orientations of police officers undergoing advanced training in educational organizations of the system of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

Abstract: The article is a theoretical review of the existing ideas about the psychological content of value orientations, on the basis of which the author offers his own definition of professionally important value orientations of a police officer and highlights the problematic aspects of their formation among current employees of the Ministry of Internal Affairs in the process of advanced training (age factor, professional deformation, change of value system in society). The basic professional moral values of a police officer are described. Special attention is paid to identifying possible measures to optimize the process of professional and moral education of police officers undergoing advanced training in educational institutions of the system of the Ministry of the Interior of the Russian Federation (expanding the field of professional and ethical knowledge of students, addressing the emotional sphere of students, the use of interactive learning technologies, differentiation and distribution of students into study groups, taking into account the age indication and duration of seniority in the police).
Keywords: value orientations, moral values, police officer, moral education, personality, world view, personality orientation

Проблема формирования ценностных ориентаций личности на протяжении долгих лет интересовала отечественных и зарубежных исследователей. В нашей стране значимый вклад в исследование данной проблемы внесли Б.Г. Ананьев (1968), В.А. Ядов (1970), В.С. Мухина (1985), Л.И. Анцыферова (1989), К.А. Абульханова-Славская (1991), Д.А. Леонтьев (1993) и многие другие.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, мы можем следующим образом определить данное понятие: профессионально-важные ценностные ориентации сотрудника полиции – это сложная, иерархически организованная система нравственных ценностей его личности, обуславливающих её направленность на профессионально-важные цели (защита жизни, здоровья, прав и свобод человека; служение обществу и закону) и на определенные способы их достижения, выражающиеся в неукоснительном соблюдении норм и правил профессиональной этики.

Рассмотрим подробнее, какие же нравственные ценности можно назвать профессионально-важными для сотрудников полиции. Поступив на службу в полицию, сотрудник обязан неуклонно соблюдать как общечеловеческие нравственные нормы, так и правила профессиональной этики поведения. Исследование, проведенное И.А. Светиковым (2016), показало, что основными разделяемыми смысложизненными ценностями для сотрудников полиции выступают: Родина, справедливость, любовь, добро, правда [11]. К числу профессионально-важных ценностных ориентаций сотрудника полиции, несомненно, следует отнести гражданственность, государственность и патриотизм. В сложную систему профессионально-важных ценностных ориентаций сотрудника полиции должны входить и такие нравственные ценности, как гуманизм, мужество, честность. Помня о высшем нравственном смысле своей служебной деятельности, сотрудник полиции должен проявлять доброту, отзывчивость, уважение к гражданам.

Представляется вполне очевидным тот факт, что формирование системы ценностных ориентаций личности как одного из системообразующих элементов её мировоззрения – это сложный процесс. Поэтому профессионально-нравственное воспитание сотрудника полиции осуществляется целенаправленно и непрерывно в течение всей его службы, включая и те периоды, когда сотрудник проходит повышение квалификации в образовательных организациях системы МВД России. Это время – интересный этап в жизни сотрудника полиции, так как он получает возможность существенно расширить круг своих профессиональных компетенций. Но вместе с повышением образовательного уровня подготовки сотрудника, углублением его эрудиции синхронно осуществляется и воспитательное воздействие на его личность с целью развития гуманистических мировоззренческих установок. В период обучения происходит погружение в специфическую образовательную среду, оказывающую положительное влияние на развитие профессионально-важных ценностных ориентаций сотрудников полиции. Однако, в ходе проведения занятий в рамках программ повышения квалификации действующих сотрудников полиции, преподаватели, решая задачи профессионально-нравственного воспитания, иногда сталкиваются с рядом трудностей, обусловленных объективными причинами. Рассмотрим наиболее типичные из них.

По нашему мнению, в первую очередь следует отметить те особенности формирования ценностных ориентаций личности, которые связаны с возрастом данной категории обучающихся. Общеизвестно, что в процессе своего становления мировоззрение проходит несколько этапов, важнейшим из которых является юность. Однако повышение квалификации в основном проходят сотрудники, которые находятся в возрастном периоде взрослости. Поэтому мы можем констатировать, что повышение квалификации в образовательных организациях системы МВД России – это процесс обучения и воспитания личностей, мировоззрение которых уже сложилось в своих основных чертах, и здесь нужно говорить скорее не о формировании, а о коррекции их ценностных ориентаций с учетом возрастных особенностей психики.

В то же время хочется обратить внимание на несомненную важность организации целенаправленного психолого-педагогического воздействия на обучающихся в целях успешного развития и актуализации профессионально-важных ценностных ориентаций. Формирование мировоззренческих основ поведения сотрудников полиции – вопрос эффективности их дальнейшей службы на благо обществу и закону. По нашему мнению, необходима интенсивная и многоплановая работа в области профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции. При разработке возможных путей его оптимизации при проведении занятий по программам повышения квалификации сотрудников полиции следует учитывать ряд психологических закономерностей.

Если проанализировать познавательную составляющую ценностных ориентаций, то понятно, что базой для их формирования, а также и всего мировоззрения человека в целом, являются теоретические знания. Исходя из этого, можно предложить увеличение количества учебных часов занятий по психолого-педагогической тематике, так как необходимо расширить область профессионально-этических познаний обучающихся, провести углубленный анализ имеющихся случаев как негативного, так и положительного в нравственном отношении поведения сотрудников полиции.

Учитывая эмоциональный компонент структуры ценностных ориентаций личности, можно порекомендовать в процессе проведения учебных занятий широко использовать все формы обучения, активизирующие эмоциональную сферу слушателей, так как только знания, окрашенные оттенками человеческих эмоций, приобретают личностный характер.

Опираясь на поведенческий компонент, следует широко использовать при проведении занятий все виды интерактивных технологий обучения, и в первую очередь занятия-тренинги, так как мировоззрение и его элементы формируются в практической деятельности человека.

Также возможной мерой оптимизации образовательного и воспитательного процесса при проведении занятий в рамках реализации программ повышения квалификации действующих сотрудников полиции может быть дифференциация и распределение слушателей по учебным группам с учетом возрастного признака и длительности трудового стажа в полиции, в связи с существующими возрастными особенностями формирования системы профессионально-важных ценностных ориентаций и имеющейся степенью профессиональной деформации обучающихся.

Таким образом, мы определили профессионально-важные ценностные ориентации сотрудника полиции как сложную и иерархически организованную систему нравственных ценностей, которая детерминирует направленность его личности на профессионально-важные цели, а также на определенные способы их достижения, проявляющиеся в четком соблюдении норм и правил профессиональной этики.

Возможными проблемами, которые могут осложнять деятельность преподавателя при осуществлении работы по профессионально-нравственному воспитанию сотрудника полиции в период прохождения им повышения квалификации в образовательных организациях системы МВД России, являются: во-первых, возрастные особенности формирования ценностных ориентаций как одного из системообразующих элементов мировоззрения личности; во-вторых, наличие профессиональной деформации в структуре личности сотрудников полиции; в-третьих, качественное изменение системы нравственных ценностей, превалирующих в современном обществе.

В то же время хочется акцентировать внимание на высокой степени актуальности эффективного осуществления воспитательной деятельности преподавателей образовательных организаций системы МВД России в целях формирования комплекса необходимых профессионально-важных ценностных ориентаций у обучающихся сотрудников полиции, так как этот сложный и многогранный процесс обусловлен необходимостью удовлетворять постоянно возрастающие потребности современного общества в высококвалифицированных специалистах правоохранительных органов, способных успешно выполнять возложенные на них служебные задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, а также служению обществу и закону.

Следующая статья →Подходы к оцениванию и тестированию в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе

Читайте также: