Психология поведения подсудимого доклад

Обновлено: 13.05.2024

§ 2. Психологические особенности допроса подсудимого

Специфика допроса подсудимых обусловлена целым рядом обстоятельств, отличающих допрос подсудимого в суде от допроса обвиняемого на предварительном следствии. Одним из таких обстоятельств является психология подсудимого, его психологичес­кие особенности.

Характеризуя психологические особенности подсудимого, А. Р. Ратинов отмечает, что они "обусловлены близостью оконча­тельного решения дела, гласностью допроса, наличием веских ули­чающих доказательств, знакомством обвиняемого со всеми матери­алами предварительного расследования, которые в его присутствии и с его участием проверяются на суде, большей подготовленностью к защите. Действие этих факторов весьма многообразно и подчас противоречиво" 1 .

Психология поведения подсудимого во многом определяется отрицательными психическими состояниями — стрессом и фруст­рацией, которые он постоянно испытывает. Сочетание указанных состояний, переживаемых подсудимым, удачно выразил А. Ф. Кони: "Нельзя забывать, что подсудимый почти никогда не находится в спокойном состоянии. Естественное волнение после долгих, тяже­лых недель и месяцев ожидания, иногда в полном одиночестве тю­ремного заключения, страх перед приговором, стыд за себя или за близких и раздражающее чувство выставленности "напоказ" пред холодно любопытными взорами публики — подавляющим или бо­лезненно возбуждающим образом действует на сидящего на ска­мье подсудимых" 2 .

Поведение подсудимого в суде характеризуется более основа­тельной продуманностью своей позиции. Всем ходом предваритель­ного расследования он подготовлен к восприятию особенностей про­цессуальной формы судопроизводства. Тем не менее сильными фак­торами воздействия на подсудимого всегда является присутствие в зале судебного заседания большого числа лиц, сам процесс суда.

Поведение обвиняемого один на один со следователем иное, чем в суде, где присутствует публика, которая или сковывает его дей­ствия и поведение, или заставляет держаться более развязно, что­бы скрыть робость, подчеркнуть свою независимость и т. д. Боль­шая аудитория иногда подавляет подсудимого, а в ряде случаев и поддерживает, если он ощущает, что она относится к нему сочув­ственно. В присутствии единомышленников он будет держать себя более уверенно.

Определенную уверенность подсудимому придает участие в деле адвоката, который оказывает своему подзащитному существен­ную помощь в определении избираемой защитительной позиции, учете возможных негативных обстоятельств, возникающих в про­цессе судебного разбирательства. Все это вносит определенную ус­покоенность в психическое состояние подсудимого накануне его допроса в суде.

Допрос подсудимого является одним из средств установления судом обстоятельств рассматриваемого дела. Вместе с тем допрос подсудимого и дача им показаний по существу предъявленного об­винения выступает в качестве важного средства защиты им своих интересов. Используя право давать показания в суде, подсудимый в зависимости от избранной им позиции может путем дачи правди­вых показаний способствовать суду в установлении истинных об­стоятельств события, но он может стремиться и к тому, чтобы пу­тем дачи ложных показаний препятствовать или во всяком случае затруднять выяснение этих обстоятельств.

Получение правдивых показаний от подсудимого облегчает процесс познания истинных обстоятельств, сокращает усилия суда, направленные на отыскание истины. Отсюда понятно стремление суда к получению от подсудимого таких показаний, которые содер­жали бы правдивую информацию по интересующим суд вопросам.

Подсудимый ранее уже допрашивался по предъявленному ему обвинению. Для суда важно не простое повторение показаний, дан­ных подсудимым на предварительном следствии. Показания, дан­ные в свое время следователю, могут быть правдивыми, а могут и не быть таковыми. В связи с этим нельзя признать оправданным еще имеющее место в судебной практике стремление судьи или уча­ствующего в судебном процессе прокурора повлиять на подсуди­мого в ходе его допроса таким образом, чтобы в любом случае до­биться от него подтверждения показаний, данных на предваритель­ном следствии.

Важно не то, чтобы подсудимый подтвердил свои показания, данные на предварительном следствии, важно, чтобы он на суде дал правильные показания. Правильность этих показаний опреде­ляется не их соответствием показаниям, данным на предваритель­ном следствии, а соответствием обстоятельствам дела, объектив­ной истине. Если же в ходе допроса у судей возникает предполо­жение, что подсудимый дает заведомо ложные показания, то они не только могут, но и должны оказать на него необходимое психо­логическое воздействие для получения правдивых показаний.

В условиях судебного допроса оказание со стороны суда пси­хологического воздействия на подсудимого возможно при наличии соответствующих условий. Одним из таких условий является уста­новление психологического контакта между судом и подсудимым. "Установление такого контакта, — отмечает В. А. Пантелеев, — в условиях открытого судебного заседания представляет определен­ные трудности. Многие приемы, используемые в стадии расследо­вания следователем для установления психологического контакта с обвиняемым, здесь невозможны. В условиях открытого и гласного процесса сама обстановка судебного разбирательства, его общий на­строй должны быть такими, которые способствовали бы выяснению действительных обстоятельств дела, содействовали бы тому, чтобы как подсудимый, так и остальные допрашиваемые лица былисклонны помочь суду в установлении истины. В создании подобной атмосферы судебного разбирательства многое зависит от самого суда, и в первую очередь от председательствующего. Ведение су­дебного процесса на основе строгой объективности, без какой бы то ни было предвзятости, с выяснением обстоятельств как против под­судимого, так и в пользу его, правильное разрешение судом заяв­ленных, в том числе подсудимым и адвокатом, ходатайств, тактич­ное поведение в процессе самих судей и т. д.— все это создает бла­гоприятную психологическую обстановку, способствующую даче под­судимым, равно как и другими допрашиваемыми лицами, правди­вых показаний" 3 .

Установлению контакта способствует и индивидуальный под­ход к подсудимому. Еще в процессе подготовки к допросу из мате­риалов дела нужно получить такие сведения о чертах характера подсудимого, его привычках, склонностях, его роли в совершении преступления, использование которых при допросе может помочь получить точные, правдивые показания.

Чтобы вызвать доверие у допрашиваемого, судьям, прокурору необходимо в самом начале допроса выяснить не только отрица­тельные моменты в биографии подсудимого (прежняя судимость, взыскания, приводы в милицию и т. п.), но и положительные (на­грады, поощрения, состав семьи и т. д.).

Эффективность допроса зависит и от взаимоотношений меж­ду прокурором и защитником. В ходе допроса подсудимого госу­дарственным обвинителем и защитником не должны допускаться в отношении друг друга неэтичные, нетактичные заявления и реп­лики. Показания подсудимого могут не удовлетворять прокурора или защитника, однако это не дает права ни одному из них вести себя раздраженно, бестактно.

По одному делу прокурор во время допроса подсудимого по­ставил ему ряд вопросов. Подсудимый, ранее отрицавший свое уча стие в одном из эпизодов хищения, дал ответы, в которых признал участие и в этом эпизоде. Защитник решил создать впечатление, что это признание не является правдивым. "Ну, допрос прокуро­ром окончен, теперь расскажите правду". Нет нужды доказывать этическую несостоятельность такого высказывания.

Осуществляя руководство допросом, председательствующий следит, чтобы участники процесса ставили подсудимому вопросы в четких, кратких и понятных формулировках, в корректном тоне и только относящиеся к делу. Если кто-либо из допрашивающих по­пытается поставить наводящие вопросы, суд обязан их отвести. При допросе судьям и участникам процесса не следует относиться к подсудимому тенденциозно. Нельзя выражать свое негативное от­ношение к подсудимому, его показаниям, демонстрировать пренеб­режение, игнорировать его заявления. Нередко это приводит к ос­ложнению в допросе, подсудимый убеждается в бесполезности сво­их объяснений, замыкается в себе и даже отказывается от дачи показаний.

Неуместны и вопросы, не учитывающие того, что показывает подсудимый. Так, по одному делу подсудимый категорически отри­цал свою вину. Судья же ему поставил вопрос в такой формули­ровке: "Нам ясно, что преступление Вы совершили, скажите, поче­му Вы это сделали?" 4 В данном случае судья абсолютно необосно­ванно высказал свое мнение, которое должно было бы окончатель­но формулироваться в совещательной комнате, и задал вопрос, ко­торый игнорировал показания подсудимого.

В ходе судебного допроса используются различные тактичес­кие приемы, характер и содержание которых зависят от позиции, избранной подсудимым. Совершенно очевидно, что приемы допро­са подсудимого, признающего или отрицающего свою вину, подсу­димого, на предварительном следствии признававшего себя винов­ным, а в суде отрицающего свою вину, будут различными.

Общая тактическая схема допроса подсудимого может быть представлена следующим образом: от нейтральных фактов к ос­новным обстоятельствам дела. Допрос по поводу нейтральных фак­тов позволяет установить определенный контакт с подсудимым, что облегчает последующий допрос по основным обстоятельствам дела. Вместе с тем иногда целесообразно чередовать постановку вопро­сов по нейтральным и основным обстоятельствам. Этим самым бу­дет периодически сниматься напряжение в допросе, и он окажется более эффективным.

1. Для допроса подсудимого, признающего себя виновным, це­лесообразно избирать тактические приемы, обеспечивающие пол­ное, всестороннее и объективное выяснение всех обстоятельств дела. Несмотря на признание подсудимым своей вины, зная его желание смягчить ее, необходимо вести допрос таким образом, чтобы детально выяснить обстоятельства совершенного преступления, его мотивы, круг соучастников и т. д. Выяснение этих данных необходимо, что­бы проверить другими доказательствами показания подсудимого, а также для установления, нет ли самооговора. Детализация показа­ний, получение максимума фактических данных при допросе — наи­более характерная черта допроса подсудимого, который признает себя виновным.

Допрашивая подсудимого, признающего себя виновным, сле­дует выяснять причины совершения преступления, обстоятельства, которые подсудимый использовал для этого. Такие сведения криминологического характера помогают установить условия форми­рования преступного умысла у подсудимого, его психологию.

2. Тактические приемы допроса подсудимого, не признающего себя виновным, должны быть направлены на выяснение и сопос­тавление отдельных фактов в его показаниях, которые в конечном счете в совокупности с другими доказательствами убедят суд в ви­новности или невиновности подсудимого.

Допрашивая такого подсудимого, необходимо детализировать, уточнять его показания и сопоставлять их в процессе допроса с другими доказательствами по делу. "Сопоставлять показания, — пишет Л. Е. Ароцкер, — данные подсудимым во время допроса, нуж­но только с достоверными доказательствами. В противном случае допрашивающий не изобличит подсудимого, а укрепит его ложную позицию. Нельзя переоценивать доказательственное значение фак­тов, с которыми сопоставляются ответы подсудимого во время доп­роса. Например, не следует подсудимому, отрицающему факт под­делки документа, говорить, что он дает неправильные показания, так как положительные выводы эксперта, сделанные в форме пред­положения, свидетельствуют об обратном. Предположительный вывод эксперта не является тем достоверным фактом, в сопостав­лении с которым можно убедиться, что подсудимый дает ложные показания. Другое дело, если бы заключение эксперта было катего-рическим" 5 . Тогда бы суд, используя выводы эксперта, мог бы спро­сить подсудимого, почему он отрицает факты, достоверно установ­ленные экспертизой, чем он может объяснить противоречие между его показаниями и заключением эксперта.

Как известно, допрос подсудимого ведется в форме перекрес­тного допроса. Психика подсудимого в ходе такого допроса испыты­вает особенно сильную нагрузку. Знание материалов дела, профес­сиональный и житейский опыт судей, прокурора позволяют им при наличии противоречий в показаниях подсудимого использовать в ходе перекрестного допроса приемы, которые помогают получить от него соответствующие сведения и проверить сообщаемые факты. Постановка перед подсудимым неожиданных вопросов, вопросов "издалека", по форме кажущихся несущественными, но все дальше и глубже заводящих подсудимого в "ловушку", пока он не окажется в затруднении в силу противоречивости данных им же самим пока­заний, — эти и другие приемы, часто применяемые судьями, про­курором, позволяют вскрыть ложность даваемых показаний и из­менить свою позицию в части освещения тех или иных обстоятельств рассматриваемого дела. Постановка перед подсудимым вопросов, ответы на которые не были ни им, ни его защитником заранее про­думаны, вопросов, направленность которых ему не ясна, затрудня­ет быстрое ориентирование подсудимого как в имеющихся матери­алах дела, так и в тех, которые могут быть получены в ходе даль­нейшего судебного следствия, не позволяет должным образом про­думать и дать выгодный для себя ответ. Это усиливает напряжен­ность подсудимого, ибо он понимает, что уклонение от ответа на поставленные вопросы может поколебать убедительность его пока­заний, а "неудачные" ответы могут изобличить его во лжи.

Подсудимый очень внимателен к поведению судей. Он стремит­ся определить, убеждают ли судей его показания, ответы на вопро­сы или его расчет на продолжение "вранья" не оправдывается. "Если подсудимый, — пишет В. А. Пантелеев, — сам чувствует шаткость и противоречивость своих объяснений, он хочет предугадать, как могут быть восприняты судьями изменения с его стороны показаний, к каким последствиям это может привести. Он нередко готов изме­нить свои ранее данные ложные показания, целиком или частично, если подобный шаг встретит понимание суда, и это будет как-то учтено последним при определении его дальнейшей судьбы" 6 .

Полезным тактическим приемом допроса подсудимого, не при­знающего вину, является допрос его по мере рассмотрения отдель­ных обстоятельств дела. Данный прием позволяет более подробно допросить подсудимого и сразу же сопоставить его показания с рассмотренными обстоятельствами дела.

3. Определенную специфику представляет тактика допроса подсудимого, который на предварительном следствии признавал себя виновным, а в суде стал вину отрицать. В таких случаях прежде всего необходимо выяснить причину изменения показаний и опре­делить, в чем конкретно это изменение состоит. Не зная подлинной причины изменения показаний, нельзя избрать и эффективные так­тические приемы допроса.

Изменение показаний подсудимых может быть вызвано раз­ными причинами: желанием избежать ответственности, стремле­нием смягчить свою вину, оговорить кого-нибудь и т. п. Для право­судия одинаково опасны две еще наблюдающиеся в практике тен­денции: слепое доверие к показаниям в суде и игнорирование по­казаний, данных на предварительном следствии, огульное недове­рие к показаниям в суде и преувеличение значимости показаний, данных на предварительном следствии.

Допрашивая подсудимого, изменившего свои показания в суде, необходимо тщательно конкретизировать и детализировать его но­вые показания. Сопоставляя их затем с показаниями, данными сле­дователю, необходимо особое внимание обратить на такие детали, которые могли быть известны только подсудимому как участнику преступления.

Отказавшегося от своих показаний подсудимого целесообраз­но подвергнуть перекрестному или шахматному допросу или про­вести очную ставку между ним и другими подсудимыми, свидете­лями, потерпевшими.

Существует ряд тактических приемов исследования судом из­мененных показаний подсудимого 7 .

Первым таким приемом является сопоставление измененного показания с другими доказательствами. Подсудимому, изменивше­му показания, в процессе судебного допроса предъявляются дока­зательства, согласующиеся с его показаниями на предварительном следствии, такие, как вещественные и письменные доказательства, заключения криминалистической, судебно-медицинской, биологи­ческой экспертиз и т. д.

Вторым тактическим приемом является последовательное ис­следование измененного показания: подсудимому постепенно, по частям оглашаются его показания на предварительном следствии, чтобы выяснить, подтверждает ли он оглашенную часть показаний, а если отрицает либо несколько изменяет, то по каким причинам.

Данный прием позволяет проверить обоснованность изменения по­казаний подсудимым.

Третий тактический прием — сопоставление показаний меж­ду собой — состоит в том, что суд, допрашивая подсудимого, сопо­ставляет показания, данные им на предварительном следствии, и выясняет, нет ли противоречий между ними, а также между новы­ми показаниями подсудимого и указанными показаниями. Исполь­зуя данный тактический прием, суд может установить, что обвиня­емый сообщал в своих показаниях детали совершения преступле­ния, которые до этого не были известны следователю, и поэтому его ссылка, в частности, на неверные записи в протоколе допроса не может считаться убедительной.

Использование в следственной и судебной практике киносъемки и магнитофонной записи позволяет в случаях, когда подсудимый отказывается от показаний, данных на предварительном следствии, воспроизвести в ходе допроса кинофильм, снятый следователем, или магнитофонную запись показаний на предварительном следствии. По одному делу подсудимый стал отрицать свою вину, изменил показания, данные на предварительном следствии, и заявил, что результаты проверки его показаний на месте являются недосто­верными. Тогда по ходатайству прокурора допрос был прерван и участники процесса просмотрели фильм, фиксирующий процесс про­ведения этого действия, и прослушали магнитофонную запись по­казаний подсудимого. Последний был вынужден вновь изменить свои показания и рассказать правду.

4. Определенную специфику представляет допрос несовершен­нолетнего подсудимого.

После выяснения анкетных данных подсудимого, круга его увлечений, интересов председательствующий спрашивает, признает ли подсудимый себя виновным, и предлагает ему дать показания по поводу предъявленного обвинения. После свободного рассказа суд и участники процесса задают вопросы. Весьма важно, чтобы вопросы были краткими, четкими и ясными, ни в коем случае они не должны быть наводящими. Если подсудимый признает себя ви­новным, нужно поставить ему уточняющие, детализирующие и кон­трольные вопросы, позволяющие получить фактические данные для проверки показаний.

Иногда несовершеннолетние подсудимые признают себя винов­ными в преступлениях, которые они не совершали, чтобы скрыть истинную роль взрослых преступников. Поэтому вопросы должны быть направлены на выяснение таких деталей преступления, кото­рые может сообщить только человек, действительно его совершив­ший.

Когда подсудимый не признает себя виновным, после свобод­ного рассказа ему необходимо задать конкретизирующие и уточ­няющие вопросы. Председательствующий должен терпеливо разъяс­нить подсудимому, почему он должен дать правдивые показания. Если это не помогает, суд может использовать рассмотренные выше тактические приемы разоблачения ложных показаний, даваемых несовершеннолетними подсудимыми.

1 Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. С. 216.

2 Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Избр. произв. в двух томах. Т. 1. С. 45.

3 Пантелеев В. А. Психология судебного разбирательства по уголовным делам. М., 1980. С. 76—77.

Характерные особенности участников досудебного следствия, приемы и методы установления психологического контакта с ними следователя. Защитная доминанта как характерная особенность психологии обвиняемого. Особенности психологии потерпевшего и свидетелей.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.04.2009
Размер файла 13,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

Тема: « ПСИХОЛОГИЯ ОБВИНЯЕМЫХ, ПОТЕРПЕВШИХ, СВИДЕТЕЛЕЙ”

1. Психология обвиняемых

2. Психология потерпевших

3. Психология свидетелей

ВВЕДЕНИЕ

В целях объективного, полного и всестороннего расследования, получения адекватной информации о расследуемом событии следователь должен осуществлять эффективную коммуникативную деятельность. В ряде случаев следователь сталкивается с противодействием участников досудебного расследования. Оптимальность следственных решений зависит от уровня рефлексивности следователя, от его способности информационного взаимодействия с проходящими по делу лицами. Для успешного осуществления предварительного следствия следователю необходимо хорошо ориентироваться в личностных особенностях проходящих по делу лиц, главными из которых являются обвиняемый (или подозреваемый), потерпевший и свидетели.

Основная цель данной работы определить характерные особенности проходящих по делу лиц, знание которых следователем будет способствовать установлению истины.

1. Психология обвиняемых

Для успешного проведения предварительного следствия необходимо хорошо ориентироваться в личностных особенностях проходящих по делу лиц и особенно обвиняемого и подозреваемого. Следователю необходимо иметь сведения об образе жизни обвиняемого, его социальных связях, круге знакомств, бытовых условиях.

Особенно важно знать этапные факторы формирования личности обвиняемого, существенные биографические данные. Необходимо обратить внимание на поведенческие установки и стереотипы обвиняемого лица, его адапционные и коммуникативные возможности, способы поведения в конфликтных ситуациях.

Особенности психического состояния обвиняемого (подозреваемого) в значительной степени определяются его отношение к событию преступления и правосудию. Существенное значение имеют социально-ценностные личностные позиции, а также рефлексия обвиняемым (подозреваемым) степени доказанности преступления, состояния его расследования.

В зависимости от этих обстоятельств могут возникнуть две разные стратегии поведения обвиняемого, связанные или со стремлением избежать суда и справедливого назначения, или с осознанием неизбежности суда.

Эта защитная тактика может быть активной (дача ложных показаний, уничтожение вещественных доказательств, создание ложных доказательств, влияние на свидетелей и др.), и пассивной (отказ от сотрудничества со следователем без использования активных средств противодействия).

Защитные механизмы возможного противодействия следователю начинают формироваться уже при возникновении преступного умысла, а затем в ходе совершения преступления и при сокрытии его следов. Преступник делает все возможное, чтобы скрыть следы преступления, затруднить расследование, ввести следствие в затруднение, а следователя в заблуждение. Опытные преступники заранее планируют линию поведения и в случаен раскрытия преступления.

Защитная доминанта обвиняемого определяет направленность его психической деятельности, повышенную чувствительность ко всему тому, что охраняется сложившимися защитными позициями. Но в этом и основная слабость защитной доминанты. Каждое слово следователя, его действия непроизвольно соотносятся обвиняемым со всем тем, что охраняется этой доминантой. При этом возникает тенденция к преувеличению информационной вооруженности следователя, переоценке угрожающих воздействий.

Большинство преступников не относят себя к типичному образу преступников, они выводят себя за рамки социальной ответственности, формируя механизм психологической защиты. В связи с этим они становятся малочувствительными к информации, противоречащей их личностным установкам (механизм психологического вытеснения), изыскивают доводы для своего оправдания (механизм самооправдательной рационализации), изыскивают всевозможные личностно утверждающие компенсации, гипертрофируют личностно-положительные самооценки.

Изложение обвиняемым фактических обстоятельств дела должно подвергаться психологическому анализу, т.е. выяснению, чего обвиняемый избегает, чему придает большое значение, что тормозится или доминирует в его сознании.

2. Психология потерпевшего

Потерпевший - одна из центральных фигур предварительного следствия. Конкретные обстоятельства, причины и условия преступления не могут быть раскрыты полностью, если во внимание не берется личность потерпевшего.

Показания потерпевшего - средство защиты его интересов, как индивидуальных, так и как члена общества. Формирование показаний потерпевшего имеют свои особенности, связанные с их специфическими переживаниями, которые вызваны осуществленными по отношению к ним преступных последствий. Психические переживания потерпевших, особенно в тех случаях, когда преступное деяние в той или иной степени направлено против жизни, здоровья, достоинства личности. Как объекты преступного посягательства, потерпевшие воспринимают картину осуществленного преступления, ощущая на себе его непосредственное влияние. Поэтому у них при переработке и сохранении пережитой во время преступления информации, достаточно часто значительную роль играют эмоциональные проявления переживания, связанные с психическим, физическими и социально-бытовыми последствиями преступления.

Наиболее характерной реакцией потерпевших на ситуацию нападения является состояние страха. Как эмоциональное отражение опасности страх обусловлен неверием в свои силы, отсутствием информации о благоприятном выходе из сложившейся ситуации. В состоянии страха потерпевший зачастую преувеличивает опасность, неверно воспринимает события, сохраняя их в памяти в гипертрофированном виде (жертва увеличивает количество нападавших, их силы, использование подручных и других средств и т.д.).

В условиях борьбы, потерпевшие нередко плохо или неправильно запоминают приметы преступника, у них не откладывается в памяти последовательность и отдельные моменты события. Если преступников несколько, то потерпевший может не помнить, кто из них первым и какие насильственные действия совершил.

Следователь должен учитывать динамику психического состояния потерпевших. Повторно пересматривая случившееся, они активно реконструируют прошедшие события под влиянием чувства стыда, обиды, унижения, мести, а иногда и агрессивности.

У потерпевших от полового насилия возникает чувство депрессии, апатии, обреченности, усугубляющееся представлениями о возможной беременности и заражения венерическими заболеваниями. Нередко показания этой категории потерпевших умышленно искажаются с целью сокрытия их неблаговидных поступков.

Для многих потерпевших характерно состояние повышенного уровня тревожности и как следствие этого - дестабилизация личной психической интегрированности, нарушение социальной адаптированности.

Нередко потерпевшим приходится участвовать в многочисленных допросах и очных ставках, неоднократно выезжать на место происшествия, опознавать участников преступления. В этих условиях у потерпевших непроизвольно может сформироваться механизм психической защиты от повторных психотравмирующих воздействий. Интенсивные процессы торможения могут значительно затруднить получение от потерпевшего нужных для расследования сведений.

Стремление выйти из сферы следствия может привести к поспешным конформным показаниям, согласию с предположением следователя. Следует учитывать и возможное воздействие на потерпевшего со стороны обвиняемого.

Следователю необходимо чутко улавливать динамику настроения потерпевшего. Особенно тщательному анализу должны подвергаться просьбы потерпевшего о прекращении дела, которые зачастую вызываются психическим давлением со стороны заинтересованных лиц.

О переходе потерпевшего от правдивых показаний к ложным свидетельствуют, как правило, его психическая напряженность, замкнутость, формальность речевых построений. В таких ситуациях следователь должен понять, кто и каким образом мог оказать психическое давление на потерпевшего. В необходимых случаях следователь преодолевает негативное психическое воздействие на потерпевшего со стороны заинтересованных лиц, предупреждая об уголовной ответственности за подстрекательство потерпевшего к даче ложных показаний или о понуждении к даче ложных показаний.

3. Психология свидетелей

Показания свидетелей играют важную роль в деятельности следователей и судей, защитников и адвокатов, прокуроров и инспекторов. Они способствуют восстановлению обстоятельств подготовки или совершения преступления, выявлению лиц, которые совершили преступление, мотивов их преступных деяний, установлению социально-психологических данных, которые характеризуют личность обвиняемого или потерпевшего.

В психологическом плане показания свидетелей - это воспроизведение ранее сформированных впечатлений, актуализация образов, действий, которые произошли. При этом очень важным является насколько правильно, адекватно происходил процесс восприятия у данного свидетеля, какие особенности сохранения и реконструкции сформированных образов в памяти данного человека.

Погрешности и ошибки в показаниях свидетелей (неполнота, неточность, лишние собственные домыслы и т.д.) - обычное, а не исключительное явление. Поэтому следователь должен выявить противоречивость в показаниях свидетелей и уяснить причину неправдивости свидетельских показаний. Когда свидетель говорит неправду, то обычно он утрачивает хладнокровность, начинает делать лишние телодвижения, часто меняет позу, меняет мимику, движения глаз.

Мотивами обманных показаний свидетеля могут быть: родственные обязанности, неправильное понимание чувства дружбы; личная заинтересованность свидетеля (зависть, ненависть, мстительность, корысть и пр.); чувство сочувствия к обвиняемому или потерпевшему; угрозы со стороны заинтересованных лиц и пр.

Цель следственной деятельности - правовая охрана основных социальных ценностей общества, установление истины при расследовании правонарушений. Исходная, стартовая база следственной деятельности - проблемная следственно-поисковая ситуация - совокупность обстоятельств происшествия со значительными информационными пробелами, ликвидация которых требует от следователя хорошего знания психологии основных участников расследования: обвиняемого (подозреваемого), потерпевшего и свидетелей преступного события.

Характерной особенностью психологии обвиняемого (подозреваемого) является защитная доминанта. Под влиянием доминанты, преступник стремится вести себя так, чтобы гарантировать себе безопасность, избежать раскрытия преступления и следующего за ним наказания. Другими словами, поведение преступника в ходе расследования носит защитный характер. Стремление скрыть свою причастность к преступлению, необходимость выглядеть спокойным и уверенным в себе, маскировать свои истинные чувства (страх, неуверенность) приводит к усилению торможения в клетках головного мозга. После чего начинает преобладать процесс возбуждения, который проявляется в активности человека, стремлении выговориться. Фиксация таких состояний подозреваемого следователем, способствует получению правдивых показаний и раскрытию преступления.

Психология потерпевшего характеризуется специфическими переживаниями, которые проявляются вследствие претерпевания им угрозы жизни, здоровью или достоинства (страх, боль, физические страдания и психическое перенапряжение). Такое состояние потерпевшего может оказывать влияние на показания, которые они дают в ходе следствия. Показания их могут быть умышленно и неумышленно искажены. Причинами первых могут быть широкий диапазон тревожных состояний, а вторых - угрозы со стороны заинтересованных лиц и обвиняемого.

Показания свидетелей зависят от направленности восприятия события и оценочной позицией воспринимаемого лица, уровнем его психического, интеллектуального и нравственного развития. Давая свидетельские показания, человек дает свои оценки освещаемым фактам, о чем-то умалчивает, допускает недомолвки или дает неправдивые показания, что может быть связано с его родственными обязанностями, боязнью мести, жалостью к потерпевшему или обвиняемому.

Для успешного расследования дела и установления истины, следователь должен быть хорошо ознакомлен с психологическими особенностями участников досудебного следствия и знать приемы и методы установления психологического контакта с ними.

1. Бедь В.В. Юридична психологія: Навчальний посібник.- К.: Каравела, 202.-376с.

2. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. Краткий курс.-СПб.: Питер, 2005.-С.320.

3. Живанов А.А. Человек как носитель криминалистически значимой информации.- М.: Юридическая литература, 1993.- 168с.

4. Шахриманьян И.К. Психологические основы отдельных следственных действий.- М.: Юридическая литература, 1872.- 225с.

Подобные документы

Характеристика коммуникативной деятельности следователя, которая связана с его непосредственным взаимодействием с участниками уголовного процесса. Психологические личностные особенности проходящих по делу лиц - свидетелей, обвиняемого и подозреваемого.

реферат [35,1 K], добавлен 20.04.2010

Общая психологическая характеристика судебного процесса. Регламентация деятельности судьи. Особенности деятельности прокурора. Принципы психологической деятельности адвоката. Психологическая характеристика обвиняемого. Портрет потерпевшего и свидетелей.

реферат [21,2 K], добавлен 10.05.2012

Определение предмета, метода и исследование истории развития юридической психологии. Характеристика основ следственной деятельности, психологии опознания, допроса и очной ставки. Особенности психологии преступной деятельности, потерпевшего и свидетеля.

учебное пособие [713,5 K], добавлен 28.09.2011

Определение предмета, задач, системы и метода юридической психологии при обозначении места и роли личности. Изучение психологии юридического труда, преступной группы, правонарушения и психологии потерпевшего. Психология предварительного расследования.

курс лекций [203,2 K], добавлен 15.02.2011

Происхождение слова "психология" и её история. Задача психологии - исследование психических явлений. Явления, изучаемые психологией. Проблемы психологии. Методы исследования в психологии. Отрасли психологии. Человек как предмет общей психологии.

курсовая работа [56,0 K], добавлен 02.12.2002

Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии. Методология и методы социально-психологического исследования. Проблема группы в социальной психологии.

книга [199,5 K], добавлен 10.02.2009

Методические особенности преподавания прикладной психологии, формирование психологического мышления. Задачи юридической психологии. Методические особенности преподавания юридической психологии, система вопросов, заданий и задач для практических занятий.

Специфика допроса подсудимых обусловлена целым рядом обстоятельств, отличающих допрос подсудимого в суде от допроса обвиняемого на предварительном следствии. Одним из таких обстоятельств является психология подсудимого, его психологические особенности, которые обусловлены близостью окончательного решения дела, гласностью допроса, наличием веских уличающих доказательств, знакомством обвиняемого со всеми материалами предварительного расследования, которые в его присутствии и с его участием проверяются на суде, большей подготовленностью к защите. Действие этих факторов весьма многообразно и подчас противоречиво.

Поведение подсудимого в суде характеризуется более основательной продуманностью своей позиции. Всем ходом предварительного расследования он подготовлен к восприятию особенностей процессуальной формы судопроизводства. Тем не менее, сильными факторами воздействия на подсу­димого всегда является присутствие в зале судебного заседания большого числа лиц, сам процесс суда. Поведение обвиняемого один на один со следователем иное, чем в суде, где присутствует публика, которая или сковывает его действия и поведение, или заставляет держаться более развязно, чтобы скрыть робость, подчеркнуть свою независимость и т.д.

Допрос подсудимого является одним из средств установления судом обстоятельств рассматриваемого дела. Вместе с тем допрос подсудимого и дача им показаний по существу предъявленного обвинения выступает в качестве важного средства защиты им своих интересов. Используя право давать показания в суде, подсудимый в зависимости от избранной им позиции может путем дачи правдивых показаний способствовать суду в установлении истинных обстоятельств события, но он может стремиться и к тому, чтобы путем дачи ложных показаний препятствовать или во всяком случае затруднять выяснение этих обстоятельств.

Получение правдивых показаний от подсудимого облегчает процесс познания истинных обстоятельств, сокращает усилия суда, направленные на отыскание истины. Отсюда понятно стремление суда к получению от подсудимого таких показаний, которые содержали бы правдивую информацию по интересующим суд вопросам.

В условиях судебного допроса оказание со стороны суда психологического воздействия на подсудимого возможно при наличии соответствующих условий. Одним из таких условий является установление психологического контакта между судом и подсудимым. Многие приемы, используемые в стадии расследования следователем для установления психологического контакта с обвиняемым, здесь невозможны. Чтобы вызвать доверие у допрашиваемого, судьям, прокурору необходимо в самом начале допроса выяснить не только отрицательные моменты в биографии подсудимого (прежняя судимость, взыскания, приводы в милицию и т.п.), но и положительные (награды, поощрения, состав семьи и т.д.).

В ходе судебного допроса используются различные тактические приемы, характер и содержание которых зависят от позиции, избранной подсудимым.

Общая тактическая схема допроса подсудимого может быть представлена следующим образом: от нейтральных фактов к основным обстоятельствам дела. Допрос по поводу нейтральных фактов позволяет установить определенный контакт с подсудимым, что облегчает последующий допрос по ос­новным обстоятельствам дела. Вместе с тем иногда целесообразно чередовать постановку вопросов по нейтральным и основным обстоятельствам. Этим самым будет периодически сниматься напряжение в допросе, и он окажется более Эффективным.

Существует ряд тактических приемов исследования судом измененных показаний подсудимого.

Первым таким приемом является сопоставление измененного показания с другими доказательствами. Подсудимому, изменившему показания, в процессе судебного допроса предъявляются доказательства, согласующиеся с его показаниями на предварительном следствии, такие, как

/ вещественные и письменные доказательства, заключения криминалистической, судебно-медицинской, биологической экспертиз и т.д.

Вторым тактическим приемом является последовательное исследование измененного показания: подсудимому постепенно, по частям оглашаются его показания на предварительном следствии, чтобы выяснить, подтверждает ли он оглашенную часть показаний, а если отрицает либо несколько изменяет, то по каким причинам. Данный прием позволяет проверить обоснованность изменения показаний подсудимым.




Третий тактический прием - сопоставление показаний между собой -состоит в том, что суд, допрашивая подсудимого, сопоставляет показания, данные им на предварительном следствии, и выясняет, нет ли противоречий между ними, а также между новыми показаниями подсудимого и указанными показаниями. Используя данный тактический прием, суд может установить, что обвиняемый сообщал в своих показаниях детали совершения преступления, которые до этого не были известны следователю, и поэтому его ссылка, в частности, на неверные записи в протоколе допроса не может считаться убедительной.

Специфика допроса подсудимых обусловлена целым рядом обстоятельств, отличающих допрос подсудимого в суде от допроса обвиняемого на предварительном следствии. Одним из таких обстоятельств является психология подсудимого, его психологические особенности, которые обусловлены близостью окончательного решения дела, гласностью допроса, наличием веских уличающих доказательств, знакомством обвиняемого со всеми материалами предварительного расследования, которые в его присутствии и с его участием проверяются на суде, большей подготовленностью к защите. Действие этих факторов весьма многообразно и подчас противоречиво.

Поведение подсудимого в суде характеризуется более основательной продуманностью своей позиции. Всем ходом предварительного расследования он подготовлен к восприятию особенностей процессуальной формы судопроизводства. Тем не менее, сильными факторами воздействия на подсу­димого всегда является присутствие в зале судебного заседания большого числа лиц, сам процесс суда. Поведение обвиняемого один на один со следователем иное, чем в суде, где присутствует публика, которая или сковывает его действия и поведение, или заставляет держаться более развязно, чтобы скрыть робость, подчеркнуть свою независимость и т.д.

Допрос подсудимого является одним из средств установления судом обстоятельств рассматриваемого дела. Вместе с тем допрос подсудимого и дача им показаний по существу предъявленного обвинения выступает в качестве важного средства защиты им своих интересов. Используя право давать показания в суде, подсудимый в зависимости от избранной им позиции может путем дачи правдивых показаний способствовать суду в установлении истинных обстоятельств события, но он может стремиться и к тому, чтобы путем дачи ложных показаний препятствовать или во всяком случае затруднять выяснение этих обстоятельств.

Получение правдивых показаний от подсудимого облегчает процесс познания истинных обстоятельств, сокращает усилия суда, направленные на отыскание истины. Отсюда понятно стремление суда к получению от подсудимого таких показаний, которые содержали бы правдивую информацию по интересующим суд вопросам.

В условиях судебного допроса оказание со стороны суда психологического воздействия на подсудимого возможно при наличии соответствующих условий. Одним из таких условий является установление психологического контакта между судом и подсудимым. Многие приемы, используемые в стадии расследования следователем для установления психологического контакта с обвиняемым, здесь невозможны. Чтобы вызвать доверие у допрашиваемого, судьям, прокурору необходимо в самом начале допроса выяснить не только отрицательные моменты в биографии подсудимого (прежняя судимость, взыскания, приводы в милицию и т.п.), но и положительные (награды, поощрения, состав семьи и т.д.).

В ходе судебного допроса используются различные тактические приемы, характер и содержание которых зависят от позиции, избранной подсудимым.

Общая тактическая схема допроса подсудимого может быть представлена следующим образом: от нейтральных фактов к основным обстоятельствам дела. Допрос по поводу нейтральных фактов позволяет установить определенный контакт с подсудимым, что облегчает последующий допрос по ос­новным обстоятельствам дела. Вместе с тем иногда целесообразно чередовать постановку вопросов по нейтральным и основным обстоятельствам. Этим самым будет периодически сниматься напряжение в допросе, и он окажется более Эффективным.

Существует ряд тактических приемов исследования судом измененных показаний подсудимого.

Первым таким приемом является сопоставление измененного показания с другими доказательствами. Подсудимому, изменившему показания, в процессе судебного допроса предъявляются доказательства, согласующиеся с его показаниями на предварительном следствии, такие, как

/ вещественные и письменные доказательства, заключения криминалистической, судебно-медицинской, биологической экспертиз и т.д.

Вторым тактическим приемом является последовательное исследование измененного показания: подсудимому постепенно, по частям оглашаются его показания на предварительном следствии, чтобы выяснить, подтверждает ли он оглашенную часть показаний, а если отрицает либо несколько изменяет, то по каким причинам. Данный прием позволяет проверить обоснованность изменения показаний подсудимым.

Третий тактический прием - сопоставление показаний между собой -состоит в том, что суд, допрашивая подсудимого, сопоставляет показания, данные им на предварительном следствии, и выясняет, нет ли противоречий между ними, а также между новыми показаниями подсудимого и указанными показаниями. Используя данный тактический прием, суд может установить, что обвиняемый сообщал в своих показаниях детали совершения преступления, которые до этого не были известны следователю, и поэтому его ссылка, в частности, на неверные записи в протоколе допроса не может считаться убедительной.

Подсудимого поведения психология. Обвиняемый с момента его предания суду и до вступления приговора в законную силу или оправдания. Психологические особенности подсудимого на суде обусловлены близостью окончательного решения дела, гласностью допроса, наличием веских уличающих доказательств, знакомством со всеми материалами предварительного расследования, которые в его присутствии и с его участием проверяются на суде, большей подготовленностью к защите, большей продуманностью своей позиции. Вместе с тем, действие этих факторов весьма многообразно и подчас противоречиво. Несмотря на общую подготовленность к восприятию особенностей про­цессуальной формы судопроизводства, подсудимому свойственны отрицательные психические состояния - стресс, фрустрация, нарастание подозрительности, страх, тяжелое аффективное состояние.

Поведение обвиняемого один на один со следователем иное, чем в суде, где присутствует публика, которая или сковывает его действия и поведение, или заставляет держаться более развязно, чтобы скрыть робость, подчеркнуть свою независимость. Аудитория не всегда подавляюще действуют на подсудимого. В ряде случаев она поддерживает, если подсудимый ощущает, что аудитория относится к нему сочувственно. Определенную уверенность подсудимому придает участие в деле адвоката, который оказывает своему подзащитному существенную помощь в определении избираемой защитительной пози­ции, учете возможных негативных обстоятельств, возникающих в процессе судебного разбирательства.

По мнению Еникеева М.И., в душе большинства подсудимых, проис­ходит интенсивная ценностная акцентуация. В отдельных случаях это искреннее, чистосердечное раскаяние, а в некоторых случаях - ук­репление озлобления против всего общества. Однако, в обеих случаях, у подсудимого очень сильна надежда на снисхождение. Его самооправ­дательная тенденция взывает к резкому смягчению наказания.

Литература: Пантелеев В.А. Психология судебного разбирательства по уголовным делам. - М.,1980; Законы зла. СПб., 1892. С. 46

Психологическое значение ПСП. состоит в том, чтобы суд удалился в совещательную комнату под самым последним, непосредственным впечатлением от его доводов, отношения к содеянно­му, проявленного раскаяния и покаяния.

Раскаяние и покаяние - сложная духовная деятельность, пропорциональная тяжести совершенного преступления, духовное перерождение личности, ее самонаказание, обретение ею нового смысла жизни, соотнесение ее с вновь осознанными социальными ценностями, самооправдания себя чистыми помыслами на будущее, принятие твердого решения о самоизменении. Данная стадия для большинства подсудимых, по мнению Еникеева М.И., может протекать на фоне психического потрясения, состояния самоочищения (катарсиса) - стратегической переориентации поведения в будущем. В отдельных случаях – укрепления озлобленности против общества, отказа от акта покаяния (нераскаянность).

Литература: Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. – М., 1996; Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Избр. произведения в 2 томах. Т.1. – М., 1959; В.В. Романов Юридическая психология. М., 1998; Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. – М., 1998.

Постановление приговора (психологическая характеристика). Заверщающая часть судебного разбиратель­ства, предназначенная для формирования истинного и обоснованного кол­лективного решения суда, в которой наряду с принятием судейского решения учитывается весь комплекс социально-пси­хологических явлений, имевших место непосредственно в судебном разбирательстве - позиция прокурора и защитников, поведение по­терпевшего, отдельных свидетелей и подсудимого, настроение всех присутствующих в зале судебного заседания.

Процессуальный порядок ПП четко регламентирован. Приговор является единствен­ным процессуальным актом о признании лица виновным (невинов­ным) в совершении преступления и назначении ему уголовного нака­зания или оправдания. Порядок совещания судей предусмотрен ст. 306 УПК РСФСР. Председательствую­щий ставит на разрешение суда вопросы в той последовательности, в какой они изложены в ст. 303 УПК. Каждый вопрос должен быть поставлен в ясной и понятной форме, чтобы на него можно было получить либо утвердительный, либо отрицательный.

ПП осуществляется в связи с окончатель­ным формированием достоверной модели состава пре­ступления, всего того, что по закону входит в предмет доказывания. При этом решаются вопросы (Еникеев М.И.): а) какие конкретные жизненные ус­ловия повлияли на совершение преступления; б) каковы обстоятельства, предусмотренные законом в качестве смягчающих и отягчающих ответственность; в) каким способом совершено преступление, до какой степени оно доведено (стадии приготовления, покушения или окончательного преступления); г) какую роль виновный выполнял виновный в структуре группового преступления; д) какие антисоциальные качества личности преступ­ника проявились в совершенном общественно опасном деянии; е) на­сколько глубока антисоциальная пораженность личности преступника и какая мера наказания может быть избрана для него и в карательном отношении, и в отношении задач его ресоциализации.

Чтобы мнение председательствующего (профессионального юриста) не оказывало влияния на остальных членов суда, закон обязывает его высказывать свое мне­ние последним. Такой порядок обусловлен тем, что в ходе совместного решения вопросов остальные члены груп­пы (не профессионалы) склонны соглашаться с мнением специалиста. По итогам обсуждения в совещатель­ной комнате решение принимается простым большинством голосов.

Совещание судей начинается с выявления председательствующим мнений заседателей. Выслушав их, пред­седатель суда высказывает собственное убеждение по разрешае­мому вопросу. Если личные мнения, убеждения каж­дого из судей совпадают, то коллективное мнение, убеждение суда формируется в процессе их выявления. В таких случаях совещание состоит из двух частей: вначале ставятся вопросы и выслушиваются ответы заседателей, то есть формируется коллективное убеждение, а затем принимается ре­шение на основе этого убеждения. В случаях, когда мнения судей разделяются, организуется широкое обсуждение разрешаемого вопроса и тех обстоятельств дела, которые влияют на его разреше­ние. Вы­являются те доказательства, на основании которых формировались у судей личные убеждения. Председательствующий предлагает заседателям обосновать свои выводы исследованными доказательствами, а затем делает это сам. Каждый из участников совещания излагает те выводы, на основании которых у него сложилось убеж­дение в истинности предложенного им решения по рассматривае­мому вопросу. Оценивая накопленные знания заново, судьи анализируют не только убеждение одного судьи, но и всего состава суда. После того как будет тщательно оценено каждое доказательство, судьи приступают к оценке их в совокупности. Это дает возмож­ность выявить конкретные различия в оценках отдельных доказа­тельств или их совокупности.

Выработка коллективного убеждения свидетельствует о том, что у всего состава суда или у его большинства сложилось опреде­ленное отношение к истинности исследованных обстоятельств дела. Данное психологическое состояние, отличающееся сознательностью и окончательностью, создает предпосылки для принятия коллек­тивного решения по рассматриваемому делу. Оно принимается в совещательной комнате и влечет за собой или осуждение подсуди­мого, или оправдание его, или направление дела на дополнительное расследование.

При вынесении и написании приго­вора судья всегда должен помнить, что всякий приговор должен всегда удовлетворять нравственному чувству людей, в том числе и самого подсудимого. Воспитательное воздей­ствие приговора будет достигнуто в том случае, если он будет по­нят всеми присутствующими, если он отвечает их нравственному убеждению, основанному на правосознании.

Потерпевшего поведение на суде. Участник судебного разбирательства, которому в результате преступления причинен моральный, физический или имущественный урон. П. и обвиняемый в судебном процес­се образуют взаимосвязанную систему. Суд выявляет юридически значимые признаки поведения потерпевшего. К этим признакам относятся: признаки, характеризующие личность потерпевшего; тяжесть телесных повреждений, обнаруженных у П.; беспомощное, опасное для жизни и болезненное состояние П.; социальные признаки личности П. (материальное по­ложение, социальный статус и др.); правомерность-неправомерность поведения П., степень виктимности (провокационность поведения); взаимоотношения П. (отношения род­ства, служебная, материальная и иная зависимость).

Поведение П. может быть при­знано правомерным и неправомерным, моральным и аморальным. Оно влияет на квалификацию преступления, совершенного подсудимым. Недопустимо вмешательство в личную жизнь П., не оправданное инте­ресами правосудия.

Суду следует тщательно проверять показания П., зафиксированных на предварительном следствии, учитывая, что временная близость события преступления может вызвать состояние крайнего психического напряжения лица, воспроизводящего стрессогенное событие и ограничить его возможности. Напротив, во время судебного допроса возможно явление реми­нисценции — более полное воспроизведение событий.

Определенную уверенность П. может придавать не только сочувствие аудитории, но и участие в деле его адвоката, который имеет право заявлять отводы, ходатайства, предъявлять доказательства и участвовать в их исследовании.

Литература: Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. - М., 1998; .Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. - М., 1996; В.В. Романов Юридическая психология. - М., 1998; Соркин В.С. Стратегия и тактика защиты по уголовным делам. - Гродно, 1997.

Прений судебных психологических особенности. Часть судебного разбирательства, в которой каждое участвующее в деле лицо излагает свою точку зрения на обстоятельства дела и предстоящие раз­решению вопросы на основе доказательств, проверенных в ходе су­дебного следствия. В ПС участвуют государственный и обществен­ный обвинители, защитник и подсудимый (если защитник в судебном заседании не участвует). По делам частного обвинения, о при­чинении легкого телесного повреждения, побоях, клевете без отягчаю­щих обстоятельств, оскорблении в судебных прениях участвуют также потерпевший и его представитель. Последовательность выступлений обвинителей и защитника устанавливается судом. Продолжительность ПС не ограничивается. Однако председательствующий вправе останавливать участников ПС, если они касаются обстоятельств, не имеющих отношения к делу или ссылаются на исключенные из разбирательства доказательства. После произнесения речи лицо может выступить еще один раз с репликой. Право последней реп­лики принадлежит защитнику и подсудимому.

Доказательность, как основное требование к изложению позиции защитника и обвинителя, дос­тигается соблюдением следующих полемических правил (Еникеев М.И.): лучшее орудия спора - доводы по существу дела; апелляция к личности оппонента - свидетельство слабости позиции оратора; во всем, что определяется для произнесения в р. с. необходимо четко выделять; полезное следует предельно усиливать, раз­вивать приемом ступенчатой градации — усиливающимся повтором; не следует доказывать очевидное, ломиться в открытые двери (не доказывать событие преступления, если на трупе обнаружено мно­жество прижизненно нанесенных смертельных ранений); не следует доказывать больше, чем нужно; следует обеспечивать эффектное преподнесение основного до­казательства или основного тезиса, подготовить аудиторию к его вос­приятию; следует отказаться от всех сомнительных, ненадежных доводов, не стремиться сказать много - важно качество, а не количество, до­казательств должно быть не много, а достаточно; нагромождая дово­дов больше, чем нужно, мы проявляем свою неуверенность в их убе­дительности; не следует возражать против правильных, обоснованных выводов оппонента; соглашайтесь с его второстепенными утверждениями — это делает судебного оратора беспристрастным в глазах судей; если прямые улики весомы, следует тщательно анализировать каждую из них, если улики незначительны, следует их преподнести в общей связке; их качественная недостаточность компенсируется еди­ной целенаправленностью; при наличии косвенных и прямых улик следует начинать с пер­вых и окончательно усилить свою позицию прямыми уликами; никогда не пытайтесь объяснить то, что плохо понимаете сами — внимание слушателей особенно сильно привлекается ваши­ми слабыми местами; любые противоречия в речи равно­сильны ее провалу.

Соответствующие рекомендации имеются и для опровергающего оратора (Еникеев М.И.): изыскивайте неправомерные обобщения, допущенные оппо­нентом; не слишком напрягайтесь, отвечая противнику, делайте это легко и как бы мимоходом, как нечто хорошо понятное всем слушателям; для возражения противнику используйте его же доводы; противопоставляйте словам факты; отрицайте то, что невозможно доказать; не оставляйте без ответа ни одного весомого аргумента против­ника; не возражайте против обоснованных доказательств; найдите им такое объяснение, которое примирило бы их с вашей позицией; не опровергайте того, невероятность чего очевидна для всех - не боритесь с ветряными мельницами; если неопровержимая улика обойдена оппонентом — подчер­кните ее неопровержимость, но никогда не опускайтесь до личных нападок.

Литература: Бохан В. Ф. Формирование убеждений суда. - Минск, 1973. С. 121; Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. – М., 1996; Плевако Ф.М. Избранные речи. – М., 1993; В.В. Романов Юридическая психология. М., 1998; Соркин В.С. Стратегия и тактика защиты по уголовным делам. – Гродно, 1997; Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. – М., 1998.

Приемы изучения судом из­мененных показаний подсудимого. Позволяют суду выявить факты самооговора и его причины, мотивы (см. Выявление мотивации изменения показаний обвиняемых и подсудимых с помощью судебно-психологической экспертизы). Эффективны следующие тактическо-психологические приемы:

а) сопоставление измененного показания с другими доказательствами. Подсудимому, изменивше­му показания, в процессе судебного допроса предъявляются дока­зательства, согласующиеся с его показаниями на предварительном следствии (вещественные и письменные доказательства, заключения криминалистической, судебно-медицинской, биологи­ческой, психологической экспертиз и т.д.);

б) последовательное исследование измененного показания. Подсудимому по частям оглашаются его показания на предварительном следствии, чтобы выяснить, подтверждает ли он оглашенную часть показаний, если отрицает либо несколько изменяет, то по каким причинам. Этот прием позволяет проверить обоснованность изменения по­казаний подсудимым;

в) сопоставление показаний меж­ду собой. Суд, допрашивая подсудимого, сопос­тавляет показания, данные им на предварительном следствии, и выясняет, нет ли противоречий между ними, а также между новы­ми показаниями подсудимого и указанными показаниями. Исполь­зуя данный тактический прием, суд может установить, что обви­няемый сообщал в своих показаниях детали совершения преступ­ления, которые до этого не были известны следователю, и поэтому его ссылка, в частности, на неверные записи в протоколе допроса не может считаться убедительной;

г) использование видеосъемки и аудиозаписи. В случаях, когда подсудимый отказывается от показаний, данных на предварительном следст­вии, необходимо воспроизвести (публично продемонстрировать) в ходе допроса видеофильм, снятый следовате­лем, или магнитофонную запись показаний на предварительном следствии, что может сломить сопротивление допрашиваемого и др.

Литература: Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. – М., 1998. С. 281-287.

Прокурора психология деятельности в уголовном судопроизводстве). Государственный обвинитель, призванный выявить разнообразные фактические обстоятельства, события, содер­жащего признаки правонарушения; установить и доказать состав правонарушения материального либо процессуального законодательства; жестко регламентированным способом отреагировать на выявленные и доказанные правонарушения, при необходи­мости используя имеющиеся властные полномочия.

Психологические особенности деятельности П. при рассмотрении уголовных дел в суде обусловлены спецификой этого важнейшего направления правоприменительной деятельно­сти. В настоящее время в России с участием П. рассматривается около половины всех дел, проходящих через суды. В нашей стране принято в П. видеть правоведа, предосте­регающего суд от возможных ошибок, имеющего беспристрастный взгляд на фактическую сторону рассматриваемого преступления. Поэтому деятельность го­сударственного обвинителя в суде оценивается участниками процесса и при­сутствующими с особой взыскательностью. Осуждению подлежат как пас­сивность П., незнание им материалов дела, так и его излишняя агрес­сивность, не свидетельствующая об объективности.

В структурном отношении деятельность П. включает такие психологические компоненты: а) по­знавательный – выявление разнообразных фактические обстоятельства события, содер­жащие признаки правонарушения; установление и доказывание состава правонарушения жестко регламентированным способом при необходи­мости, используя властные полномочия; б) коммуникативный - сдержанность в слове, обдуманность, справедливость в выводах; недопустимость насмешек, издевательского тона по поводу человеческих неудач, несчастья; фразерства. При выступлении с обвинительной речью П. должен проявить ораторское искусство, построить свою речь логично и последовательно, убедительно и достаточно понятно для присутствую­щей в зале аудитории (см. Речь прокурора); в) конструктивный - четкая ориентировка в деле, внесение при необходимости изменений в планы и наметки в связи с тем или иными осложнениями или изменениями в процессе; г) организаторский - четкая реализация индивидуального стиля обвинения, выбор наиболее эффективных приемов, методов обвинения, выработанных практикой прокурорской работы, профессиональным опытом; д) этический – ответственность за обеспечение прав личности, за ограждение невиновных от ответственности; е) воспитательно-предупредительный - создание в судебном заседании морально-психологической атмосферы, настроения неотвратимости наказания; правильная уголовно-правовая оценка деяния; укрепление чувства законности. П. должен дать не только юридическую оценку содеянному, но и морально-психологическую характеристику подсудимому, обосновать необходимость применения судом конкретной меры наказания;

В суде государственный обвинитель обладает полной самостоятельно­стью в выборе позиции и принятии решения. Для суда заявленные ходатайства П. не имеют обязательной силы. Однако если государственный обви­нитель демонстрирует знание закона и рассматриваемого дела, обладает целе­устремленностью и последовательностью в своих профессиональных действи­ях, то его доводы суд не может оставить без внимания. Являясь представителем государства при поддержании обвинения в уголовном суде, П. обязан демонстрировать государственную мудрость и справедли­вость, хорошее знание закона, психологии, высокую культуру поведения и др. личностные качества (см. Прокурора профессиограмма).

Литература: Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб., 1998. С. 247-264; Заикин Н.П. Об этико-психологической культуре практических работников // Социалистическая законность. 1984. № 11. С.42-45.

Читайте также: