Сложное синтаксическое целое и абзац доклад

Обновлено: 16.05.2024

ССЦ – группа предложений, объединенных по смыслу и грамматически и выражающих более или менее законченную мысль. Это синтаксическая единица, большая, чем предложение. Это языковая единица, как слово и предложение, но более сложная по устройству.

От сложного предложения (в том числе и многочленного) сложное синтаксическое целое отличается менее тесной связью между частями, их формально-синтаксической самостоятельностью.

В научной литературе эту единицу называют по-разному: сверхфразовое единство (СФЕ), компонент текста, прозаическая строфа.

Зачин сложного синтаксического целого – первая (обычно) фраза, структурно организующая ССЦ, самодостаточная в смысловом отношении, задающая микротему ССЦ.

Композиционно-смысловая структура ССЦ.

1) Начало ССЦ –начало мысли.

2) Средняя часть – развитие мысли-микротемы.

3) Концовка –подведение итога в развитии микротемы

Основное средство связи предложений в ССЦ – структурно-смысловая соотнесенность, также важно учитывать единство временных форм сказуемых в ССЦ.

Могут быть: Однородного состава. Параллельная связь между предложениями. Предложения автосемантичны, т.е. сами по себе знаменательны, самостоятельно оформлены без лексико-грамматической связи с предшествующими предложениями. Неоднородного состава. Цепная (последовательная) связь. Предложения синсемантичны, (тесно спаянные предложения, которые, будучи изолированными, лишаются способности самостоятельного употребления, поскольку в них есть лексико-грамматические показатели связи с предшествующими предложениями).

Тематическая прогрессия – абстрактная модель развития темы, лежащая в основе построения ССЦ /текста (линейная, константная, производная, с расщеплением темы, веерная, параллельная, ематический скачок).

1) Отступ в начале строки, красная строка.

2) 2 отрезок текста между двумя такими отступами

Предмет синтаксиса – 2-ое значение

Членение теста на абзацы связано с функционально-стилистическими особенностями текста, а также с индивидуальной авторской манерой.

Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Абзац и сложное синтаксическое целое - это единицы разных уровней членения, так как основания их организации различны (абзац не имеет особого синтаксического оформления в отличие от сложного синтаксического целого), однако это единицы перекрещивающиеся, функционально соприкасающиеся, поскольку обе они играют семантико-стилистическую роль. Именно поэтому абзац и сложное синтаксическое целое могут в своих частных проявлениях совпадать, соответствовать друг другу. Такое совпадение не случайно, но не обязательно!

· Как пунктуационный знак – отступ в начале строки; и отрезок текста между двумя такими отступами

· Как предмет синтаксиса может состоять из 1 предложения, из 1 ССЦ, включать несколько ССЦ

Основные причины, заставляющие пишущего пользоваться абзацным членением, следующие: 1) новизна информации, новая микротема; 2) важность информации в рамках данного текста; 3) эмоциональное выделение детали; 4) невозможность дальнейшего представления информации без нарушения смысла и логичности (в результате линейной несовместимости фраз).

Поскольку абзац может подчеркнуть эмоционально-экспрессивные качества текста, он способен разорвать единое сложное синтаксическое целое.

Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Абзац отличается от сложного синтаксического целого тем, что он не является единицей синтаксического уровня. Абзац - это средство членения связного текста на основе композиционно-стилистической. Абзац принципиально не синтаксичен.
Абзац рассматривается в данном случае только в связи с выявлением и характеристикой сложного синтаксического целого: с целью разграничения этих понятий, поскольку они часто смешиваются (см. сноску 277).
Однако есть и другие мнения относительно абзаца как единицы текста: его считают то синтаксической единицей, то логической, то стилистической.
Для А.М. Пешковского, например, абзац - это интонационно-синтаксическая единица (см.: Русский синтаксис в научном освещении. С. 459). Л.М. Лосева считает абзац семантико-стилистической категорией (см.: К изучению межфразовой связи: Абзац и сложное синтаксическое целое. С. 92), то же находим и у М.П. Сенкевич (см.: Литературное редактирование научных произведений. - М., 1970. С. 102). Для А.Г. Руднева это синтаксическая единица (см.: Синтаксис современного русского языка. С. 307). Последнее представляется абсолютно неприемлемым.
Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи - для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. В частности, средний объем абзацев часто зависит от манеры письма.

Эта работа вам не подошла?

В нашей компании вы можете заказать консультацию по любой учебной работе от 300 руб.
Оформите заказ, а договор и кассовый чек послужат вам гарантией сохранности ваших средств. Кроме того, вы можете изменить план текущей работы на свой, а наши авторы переработают основное содержание под ваши требования

05.03.2021 | Статья. Корпоративная культура предприятия и ее использование в стратегическом управлении
В исследовании проводится анализ возможностей использования корпоративной культуры предприятия

01.09.2019 | Статья. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Особенности воспитания патриотических чувств у дошкольников

17.09.2018 | Адаптация ребенка в детском саду
Исследование особенностей адаптации детей к детскому саду

© 2012-2022 Dagdiplom (с)
Все права защищены. All rights reserved.
Зачем идти к другим, когда есть Мы!
При копировании обратная ссылка обязательна

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Сложное синтаксическое целое и абзац. Период. Презентация на заданную тему содержит 23 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Понятие ССЦ - это группа взаимосвязанных предложений, высказываний, объединённых общей темой, связанных не только смыслом, но и различными грамматическими средствами, структурными показателями.

Основные черты ССЦ и средства связи Тематическое единство. Наличие зачина, развития, концовки. Повторение слов из предшествующего предложения. Употребление личных и указательных местоимений, наречий (затем, потом, тогда, там, так и т. д.) Союзное (зато, однако, так что и др.) Вводные слова (итак, следовательно, во-первых). Порядок слов в предложениях. Интонация частей и целого и т. д.

ССЦ Предложения в ССЦ связаны не только по смыслу, но и структурно, а также с помощью лексико-стилистических средств и особенностей интонации. Особенности интонации обеспечивают ритмико-мелодическое единство ССЦ и проявляются в интонационном сходстве предложений, равномерности распределения пауз, соразмерности логических ударений.

ССЦ Структурное единство ССЦ обеспечивается строением предложений. Сюда можно отнести единство видо-временных форм сказуемых, наличие сочинительных союзов, смысловой или структурной неполноты предложений

Например: Из освещённого места трудно разглядеть, что делается в потёмках, и потому вблизи всё казалось задёрнутым почти чёрной завесой; но далее к небосклону длинными пятнами смутно виднелись холмы и леса. Тёмное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума… Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснёт большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной… Одни огоньки тихонько потрескивали. (И. Тургенев)

ССЦ Лексико-стилистическое единство связано с особенностями языковых единиц: выбором лексических и вариантов синтаксических конструкций, обусловленных стилем и жанром; наличием синонимов, антонимов, лексических повторов, местоимений, соотносимых со словами других частей речи; тематической общностью лексики

ССЦ Средства ритмико-мелодического и структурного единства организуют параллельный тип связи предложений. Средства лексико-стилистического единства организуют цепную (последовательную) связь между предложениями в тексте

Цепной тип связи предложений В тексте предложения могут быть связаны по смыслу последовательно, как бы по цепочке: второе - с первым, третье - со вторым и т. д. Такую связь называют цепной (последовательной). Например: Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. (В.А.Сухомлинский).

Параллельный тип связи предложений Предложения в тексте могут связываться без сцепляющих слов. При этом все предложения, начиная со второго, и по смыслу и по грамматике связано с первым. Порядок главных членов в них обычно такой же, как и первом предложении. Такая связь предложений в тексте называется параллельной.

Параллельный тип связи предложений В лесу было нарядно и тихо. Ёлки густо зеленели. В берёзках светились светло-золотые искорки.

Абзац Абзац - отступ в начале строки; это отрезок текста от одной красной строки до другой; это часть связного текста, которая состоит из нескольких предложений и характеризуется единством и относительной законченностью содержания. Сложное синтаксическое целое и абзац могут совпадать, но часто не совпадают.

Основные функции абзаца Отделяет речь автора от речи персонажа. Отделяет речь одного персонажа от речи другого персонажа. Разделяет монологическую речь на смысловые отрезки. Основная функция абзаца – разделительная!

Способы оформления в абзац ССЦ Абзац равен ССЦ с единой микротемой. Абзац равен зачину ССЦ, в следующий абзац входит остальная часть ССЦ. Абзац равен концовке ССЦ, если в ней содержится обобщение, вывод, причина, которые одинаково относятся ко всем предложениям ССЦ. Абзац равен нескольким ССЦ, если их микротемы подчинены единой теме.

Период Среди сильно распространённых предложений, обычно сложных, при стилистическом анализе текста могут быть выделены периоды. В произношении каждый период делится на две смысловые части: на первой части периода голос постепенно повышается, а на второй (после паузы) - понижается. Первая часть периода называется повышением, а вторая - понижением.

Например: Когда же с мирною семьёй Черкес в отеческом жилище Сидит ненастною порой, И тлеют угли в пепелище; И, спрыгнув с верного коня, В горах пустынных запоздалый, К нему войдёт пришлец усталый И робко сядет у огня, - Тогда хозяин благосклонный С приветом ласково встаёт И гостю в чаше благовонной Чихирь отрадный подаёт. (А. С. Пушкин)

Со стороны содержания период представляет собой как бы маленькое сочинение, написанное на определённую тему. Так тема периода в нашем примере - гостеприимство черкесов. Она раскрыта довольно полно; показывается: 1) черкес у себя дома в ненастную пору, 2) приезд запоздалого путника, 3) угощение незнакомца чихирём.

Период Если содержание периода сложно, повышение и понижение в свою очередь могут подразделяться на более мелкие части, которые отделяют друг от друга в произношении паузами. Каждая такая часть называется членом периода. В нашем примере повышение состоит из двух членов, а понижение из одного члена.

Период Со стороны синтаксический период не представляет ничего нового: чаще всего это сильно развитое сложное предложение. Смысловые отношения между повышением и понижением те же самые, что между частями сложноподчинённого или сложносочинённого предложения или между обособленным членом и остальной частью предложения, как-то: временные, причинные, условные и пр. В нашем примере в повышении мы находим три придаточных времени, а в понижении - главную часть.

Между повышением и понижением тона в периоде на месте паузы ставится тире. Если в этом месте в соответствии с построением предложения должна стоять запятая, она остаётся (перед тире). Между повышением и понижением тона в периоде на месте паузы ставится тире. Если в этом месте в соответствии с построением предложения должна стоять запятая, она остаётся (перед тире). Члены периода внутри его частей, если они сильно распространены, могут отделяться друг от друга точкой с запятой. (Пример смотрите выше).

Абзац и сложное синтаксическое целое - это единицы разных уровней членения, так как основания их организации различны (абзац не имеет особого синтаксического оформления в отличие от сложного синтаксического целого), однако это единицы перекрещивающиеся, функционально соприкасающиеся, поскольку обе они играют семантико-стилистическую роль. Именно поэтому абзац и сложное синтаксическое целое могут в своих частных проявлениях совпадать, соответствовать друг другу. Например: Мы взобрались на насыпь и с ее высоты взглянули на землю. В саженях пятидесяти от нас, там, где ухабы, ямы и кучи сливались всплошную с ночною мглой, мигал тусклый огонек. За ним светился другой огонь, за этим третий, потом, отступая шагов сто, светились рядом два красных глаза - вероятно, окна какого-нибудь барака - и длинный ряд таких огней, становясь все гуще и тусклее, тянулся по линии до самого горизонта, потом полукругом поворачивал влево и исчезал в далекой мгле. Огни были неподвижны. В них, в ночной тишине и в унылой песне телеграфа чувствовалось что-то общее. Казалось, какая-то важная тайна была зарыта под насыпью, и о ней знали только огни, ночь и проволоки. (Ч.); Дождь в течение всего лета шел некрупный и теплый. Сначала люди остерегались его, сидели дома, а потом началась нормальная жизнь под дождем, как если бы его и не было. Люди в этом случае действовали подобно курам, ибо существует точная примета предсказания длительности дождя: если во время дождя куры прячутся в укрытие - значит дождь скоро перестанет. Если куры, как ни в чем не бывало бродят по улице, по дороге, по зеленым лужайкам - значит дождь зарядил надолго, по всей вероятности на несколько дней (Сол.).

Такое совпадение хотя и не случайно, но отнюдь не обязательно. Не случайно, потому что абзацное членение текста подчинено прежде всего его смысловому членению, а сложное синтаксическое целое, хотя и является синтаксической единицей, свои формальные показатели объединенности отдельных компонентов приобретает тоже на основе их семантической спаянности. Но совпадение это не обязательно потому, что абзац композиционно организует текст, он выполняет не только логико-смысловую функцию, но и выделительную, акцентную, эмоционально-экспрессивную. Кроме того, абзацное членение в большей мере субъективно, нежели синтаксическое.

Это значит, что абзац может разорвать единое сложное синтаксическое целое. Особенно это свойственно художественным текстам в отличие от научных, где совпадений между сложным синтаксическим целым и абзацем гораздо больше, так как они всецело ориентированы на логическую организацию речи.

Границы абзаца и сложного синтаксического целого могут не совпадать: в абзац может быть вынесено одно предложение (и даже часть предложения, например в официально-деловой литературе: в текстах законов, уставов, дипломатических документов и т.д.), а сложное синтаксическое целое - это, как минимум, два предложения (чаще - больше двух); в одном абзаце может быть два и более сложных синтаксических целых, когда отдельные микротемы связываются друг с другом. Например:

1) сложное синтаксическое целое разорвано абзацем:

Надо бы остановиться, войти в избу, увидеть сумрак смущенных глаз - и снова ехать дальше в шуме сосен, в дрожании осенних осин, в шорохе крупного песка, сыплющегося в колею. И смотреть на птичьи стаи, что тянут в небесной мгле над Полесьем к темному югу. И сладко тосковать от ощущения своей полной родственности, своей близости этому дремучему краю (Пауст.);

2) в одном абзаце - три сложных синтаксических целых:

Ночь была августовская, звездная, но темная. Оттого, что раньше я никогда в жизни не находился при такой исключительной обстановке, в какую попал случайно теперь, эта звездная ночь казалась мне глухой, неприветливой и темнее, чем она была на самом деле. // Я был на линии железной дороги, которая еще только строилась. Высокая, наполовину готовая насыпь, кучи песку, глины и щебня, бараки, ямы, разбросанные кое-где тачки, плоские возвышения над землянками, в которых жили рабочие, - весь этот ералаш, выкрашенный потемками в один цвет, придавал земле какую-то странную, дикую физиономию, напоминавшую о временах хаоса. Во всем, что лежало передо мной, было до того мало порядка, что среди безобразно изрытой, ни на что не похожей земли как-то странно было видеть силуэты людей и стройные телеграфные столбы, те и другие портили ансамбль картины и казались не от мира сего. // Было тихо, и только слышалось, как над нашими головами, где-то очень высоко, телеграф гудел свою скучную песню (Ч.).

360.

Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как.

Читайте также: