Системы психологической науки доклад

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

От того , какое место отводится психологии в системе наук , во многом зависит понимание возможностей использования пси хологических данных в других науках и , наоборот , понимание того , в какой мере правомочна психология использовать их ре зультаты . Сле дует отметить , что в истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто , как психология . В настоящее время наиболее общепри нятой считается классификация , предложенная ака демиком Б . М . Кедровым . Предложенная схема имеет форму треугольника , вершины ко торого представляют науки естественные , социальные и фило софские . Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп наук с пред метом и методом психологии , ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треуголь ника .

Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том , что она , синтезируя достижения ряда других областей научного знания является , по выражению Б . Ф . Ломова , интегратором всех научных дисциплин , объектом исследования которой является человек .

Остановимся подробнее на описании харак теристик связи психологии с названным треугольником наук . Основной задачей психологии является изучение законов пси хической деятельности в ее развитии . Эти законы раскрывают , как объективный мир отражается в мозгу человека , как в силу этого регулируются его действия , развивается психическая дея тельность и формируются психические свойства личности . Пси хика , как известно , есть отражение объективной действитель ности , и потому изучение психологических законов означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека .

В то же время любая деятельность людей всегда закономер но зависит не только от объективных условий жизни человека , но и от соотношения их с субъективными моментами .

Таким образом , устанавливая закономерные зависимости пси хических явлений от объективных и субъективных условий жизни и деятельно сти человека , психология должна вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий . Следовательно , пси хология должна сохранять самую тесную связь с физиологией , и в частности , с физиологией высшей нервной деятельности .

Физиология занимается механизмами , осуществляющими те или иные функции организма , а физио логия высшей нервной деятельности — механизмами работы нервной системы . Можно увидеть , что для того чтобы психолог , изучив ший основные виды психической деятельности человека , не ог раничивался их простым описанием , а представлял , на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности , необходимы знания физиологии . Но для овладения основами психологической науки зна ния только физиологии совершенно недостаточно .

Превращению психологии в самостоятельную науку способ ствовал ее союз со всем естествознанием .

Психолог должен достаточно отчетливо представлять разли чия в существовании растений и животных . Нужно ясно пред ставлять , что именно меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных в однородной вводной среде к более сложным формам жизни многоклеточных . Нужно усвоить различия в прин ципах существования , между миром насекомых и высших по звоночных . Без таких знаний общих биологических принципов приспособления невозможно отчетливое понимание особенно стей поведения животных , а всякая попытка понять сложные формы психической деятельности человека потеряет свою био логическую основу . При этом надо всегда помнить , что факты , составляющие предмет психологической науки , ни в какой ме ре не могут быть сведены к фактам биологии .

Решающее значение для психологии имеет ее связь с обще ственными науками . Исследование процессов и явлений , изучаемых историей , экономикой , социологией , ис кусствоведением , юридической и другими общественными на уками , приводит к постановке проблем , по существу , психоло гических . Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о ме ханизмах индивидуального и группового поведения людей , за кономерностях формирования стереотипов поведения , привы чек , социальных установок и т . д . Ко ротко говоря : в исследованиях социальных процессов возника ет необходимость учета психологических факторов . Психологические факторы сами по себе не определяют социальных про цессов , и , напротив , сами они могут быть поняты только на основе анализа этих процессов . Основные формы психической деятельности человека возникают в условиях общественной ис тории , протекают в условиях сложившейся в истории предмет ной деятельности , опираются на те средства , которые сформи ровались в условиях труда , употребления орудий и языка .

Сказанное делает ясным , какое огромное значение для пси хологии имеет ее связь с общественными науками . Современная психологическая наука не может сделать ни одного шага без учета данных , полученных от общественных наук . Толь ко тщательный учет общественных условий , формирующих пси хическую деятельность человека , позволяет психологии обре сти прочную научную основу .

Особо следует остановиться на связи психологии с педаго гикой . КД . Ушинский говорил : “ Чтобы всесторонне воспитать человека , его на до всесторонне изучить ”. В том случае , если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений , она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой , способной по мочь учителю . В развитии всех областей педагогики возни кают проблемы , требующие психологического исследования . Знание закономерностей протекания психических процессов , динамики , формирования знаний , навыков и умений , природы способностей и мотивов , психического развития человека в це лом имеют существенное значение для решения педагогических проблем , таких , как определение содер жания образования на разных ступенях обучения , разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т . д .

В настоящее время накопилась масса проблем , которые вызывают острые дискуссии по вопросам : чему учить совре менного школьника ? что и как отбирать из огромной массы информации , которая накапливается наукой , для школы ? Именно психология должна определить , каковы возможно сти и резервы психического развития человека на разных воз растных ступенях и где их границы .

Не менее остро потребность в психологии обнаруживается , когда педагогика обращается к проблемам воспитания . Целью воспитания является формирование личности , соответствующей требованиям развивающегося общества . А достижение этой це ли предполагает изучение закономерностей формирования лич ности : ее направленности , способностей , потребностей , миро воззрения и т . д . Все сказанное свидетельствует о том , что современная психология находится на стыке наук . Она занима ет промежуточное положение между философскими науками , с одной стороны , естественными , с другой , и социальными , с третьей .

Гост

ГОСТ

Предмет общей психологии

Мир, окружающий человека, все время изменяется, а сам человек находится в постоянном развитии, но природа человека и его поведение остаются неизменными и подчиняются законам, существовавшим много веков назад, поэтому общая психология как наука сохраняет свою важность и актуальность. А это говорит о том, что для огромного количества ученых и специалистов объектом интересов выступает именно эта наука.

Общая психология занимается изучением возникновения и формирования познавательных процессов, состояния, закономерностей психики человека и их свойств. Она также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и понятия.

Занимаясь исследованием индивида, общая психология выделяет два основных направления – психология познавательных процессов и психология личности. С помощью таких познавательных процессов как:

  • Ощущения;
  • Восприятие;
  • Внимание;
  • Память;
  • Воображение;
  • Мышление;
  • Речь – человек получает и перерабатывает информацию о мире.

Эти же процессы принимают участие в формировании и преобразовании знаний. Любые дела и любые поступки человека определяются свойствами, которыми эта личность обладает. К ним относятся:

  • Эмоции;
  • Способности;
  • Установки;
  • Мотивация;
  • Темперамент;
  • Характер и воля.

Безусловно, все психические процессы и психические свойства личности имеют тесную связь между собой и не могут существовать обособленно, при этом они оказывают большое влияние друг на друга.

Таким образом, психика человека как форма взаимодействия живых существ с миром является объектом общей психологии, а закономерности психики как формы взаимодействия с окружающим миром являются её предметом.

Современная психология и её структура имеет разветвленную систему научных дисциплин, где выделяются фундаментальные дисциплины и прикладные. Фундаментальные психологические науки или по-другому базовые, общие, рассматривают психологию и поведение людей независимо от их профессиональной направленности, возраста, личностных особенностей и др. Они ставят и решают проблемы, которые являются важными для развития всех без исключения научных направлений.

В отличие от фундаментальных, специальные или прикладные отрасли выделяют для исследования те вопросы, которые представляют особый интерес для познания какого-либо одного явления или нескольких групп явлений. Все достижения этих отраслей, как правило, используются на практике. Фундаментальной основой развития всех отраслей и разделов психологической науки являются те исследования, которыми занимается общая психология. Без глубоких знаний основных понятий, рассматриваемых в курсе общей психологии, разобраться в материале специальных курсов психологии практически невозможно, поэтому естественно, что изучение психологических наук начинается именно с общей психологии.

Система психологических наук

Являясь фундаментом в системе наук, психология интегрирует социально-гуманитарные и естественнонаучные знания и оказывает на них свое влияние, становясь общей моделью человекознания. Миссия, которую выполняет психология в изучении человека, заключается в объединении естественных и общественных наук в единую концепцию, которая насчитывает не менее ста отраслей психологии. Общая психология, изучая наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики, является ядром современной психологии. Психика человека является предметом следующих отраслей психологии:

  • Генетическая психология, которая занимается изучением наследственных механизмов психики и поведения людей в зависимости от генотипа;
  • Психофизиология. Общая психофизиология рассматривает физиологические основы познавательных процессов, эмоционально-потребностную сферу и функциональные состояния человека;
  • Дифференциальная психология, занимается выявлением и описанием индивидуальных различий поведения людей, их способностей, деятельности, а также предпосылками этих различий и процессами их формирования;
  • Возрастная психология, имеющая целый ряд подотраслей: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого и пожилого человека, геронтопсихология. В целом возрастная психология занимается изучением онтогенеза различных психических процессов и психологических качеств личности;
  • Социальная психология. Знания социальной психологии необходимы для того, чтобы организовать психологически правильное воспитание, потому что предметом её изучения являются человеческие взаимоотношения в обществе – в группах разного рода, в семье, школе, в коллективе сверстников, учителей;
  • Медицинская психология. Здесь тоже объединяется целый ряд отраслей психологической науки, но они связаны с отклонениями в психике и поведении человека от нормы. Поэтому, естественно, что главная их задача заключается в объяснении причин возможных психических нарушений, а также в обосновании методов их предупреждения и лечения;
  • Патопсихология. Это практическая отрасль клинической психологии. На основании своих психологических методов она изучает расстройства психических процессов и состояний индивида;
  • Юридическая психология. Рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения;
  • Педагогическая психология. Изучает психологические закономерности обучения и воспитания. В структуре педагогической психологии выделяют разделы: психология обучения, психология воспитания, психология учителя, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми;
  • Психодиагностика. Рассматривает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации;
  • Психология труда. Включает множество самостоятельных разделов, которые связанны с психикой человека в условиях разнообразной трудовой деятельности;
  • Психометрия. Занимается вопросами математического моделирования психики, проблемами измерения в психологии, а также способами количественного анализа полученных результатов психологических исследований.

Спектр практического применения психологии исключительно широк, поэтому она является одной из фундаментальных и системообразующих научных дисциплин.

Таким образом, психология одновременно относится к очень старым и совсем молодым наукам. Место психологии есть везде, где задействован человек. Она вся в будущем, несмотря на свое тысячелетнее прошлое.

. Предмет психологии как науки и ее основные категории

.1 Психология как наука

.2 Объект и предмет психологии

.3 Основные категории психологии как науки

. Психология, ее основные отрасли и место в системе наук

.1 Место психологии в современном научном знании

.2 Общая психология

.3 Отраслевая психология

Список используемой литературы

Психология берёт свое начало в глубине тысячелетий. Термин "психология" - ( от греч. psyche - душа, и logos -наука) означает "учение о душе". Она возникла еще в древности, на рубеж.е VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.

Изучение психологии не может сводиться к простому перечислению проблем, идей и представлений различных психологических школ. Для того что бы разобраться в них, нужно уяснить их внутреннюю связь, единую логику становления психологии как науки.

Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология очень тесно связана со многими другими науками: точными, естественными, медицинскими, философскими и т.д. Она представляет собой весьма разветвленную систему наук, которая включает как фундаментальные отрасли психологии, объединяемые термином "общая психология", которая собственно и изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека. Она также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия, так и специальные психологические науки.

1. Предмет психологии как науки и ее основные категории

.1 Психология как наука

Психология, как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. В научном употреблении термин "психология " появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения . Позднее, в XVII-XIX вв.,сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название "психология" отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным , непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания . Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

1.2 Объект и предмет психологии

Для начала стоит ввести определения "предмет" и "объект".

Объект -часть окружающей действительности, на которую направлена деятельность человека.

Предмет - часть объекта интересующего исследователя.

Объектом психологии является психика.

В психологии, как науке сложилось два подхода к пониманию психики.

· Идеалистический, в нем психика рассматривается, как первичная реальность , существующая независимо от материального мира.

· Материалистический, в нем говорится, что психика это свойство головного мозга обеспечивать способность отражать предметы и явления окружающего мира.

Предмет психологии многогранен, так как включает в себя множество процессов, явлений, закономерностей.

Под предметом общей психологии предполагается закономерность развития и функционирования психики, а так же индивидуальные особенности ее проявления.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления.

С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие , внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками .

Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности , знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

1.3 Основные категории психологии как науки

Основными категориями психологии являются:

1.Психика - субъективный образ объективного мира, форм в процессе познания деятельности и общения.

В психике выделяют такие явления как (Рис 1):

Рис. 1 Виды психических явлений.

vПсихические процессы -это элементарные единицы, которые мы можем выделить в психической деятельности, ее "атомы".

ØОщущение (психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств)

ØВосприятие (психический процесс формирования образа предметов и явлений внешнего мира.)

ØМышление (способность к решению новых, экстренно возникающих задач в ситуациях, где прежние, уже известные решения не срабатывают.)

ØПредставление (процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.)

ØВоображение (это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.)

ØРечь (это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.)

ØПамять (способность запоминать, сохранять и в нужный момент доставать (воспроизводить) нужную информацию.)

ØЭмоции (быстрые и короткие элементы чувств, их ситуативное проявление.)

ØВоля (способность сохранять направленность своей деятельности несмотря на трудности, помехи, отвлечения.)

ØВнимание (сконцентрированная энергия сознания, направленная на тот или иной объект.)

ØНастроение (достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов.)

ØФрустрация (психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.)

ØАффект (эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.)

ØСтресс (состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.)

ØТемперамент (устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.)

ØХарактер (это совокупность основных черт личности, от которых зависят формы социального поведения, поступки человека, которые рассчитаны на оказание влияния на окружающих.)

ØНаправленность (установки, ставшие свойствами личности.)

ØСпособности (это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.)

2.Сознание - высший этап развития психики, результат всестороннего развития человека в процессе общения и труда.

.Бессознательная - форма отражающая действительность при которой человек не осознает ее источники, а отражаемая реальность сливается с переживаниями (сновидения).

.Поведение - внешнее проявление психической деятельности человека, его поступки и действия.

.Деятельность - система целей, задач, действий и операций направленных на реализацию потребностей и интересов человека.

2.Психология, ее основные отрасли и место в системе наук

.1 Место психологии в современном научном знании

Науки связанные с психологией:

ØФилософия является мировоззренческой и методологической основой психологии

ØЕстественные науки (биология, физика) помогают изучать физиологические процессы протекающие в нервной системе и мозге и раскрыть процессы, механизмы и функции психики.

ØМедицинские науки позволяют понять патологии психического развития и найти пути их решения (психотеропия).

ØИсторические науки, показывают, как развивалась психика на различных этапах эволюции общества.

ØСоциология, помогает решить задачи социальной психологии.

ØПедагогические науки, помогают в обучении, воспитании, формировании личности.

ØТочные науки (математические), дают количественные методы сбора и обработки данных.

ØТехнические науки, помогают в разработке технических средств исследования развития и коррекции психики.

ØКибернетика, помогает изучить процессы психической саморегуляции.

.2 Общая психология

Общая психология - это наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия.

Основным предметом изучения общей психологии являются такие формы психической активности, как память, характер, мышление, темперамент, восприятие, мотивации, эмоции, ощущения и другие процессы, которых мы более подробно коснёмся ниже. Они рассматриваются этой наукой в тесной связи с жизнью и деятельностью человека, а также с особыми характеристиками отдельных этнических групп и историческими предпосылками. Подробному изучению подлежат познавательные процессы, личность человека и её развитие внутри и вне общества, межличностные взаимоотношения в разных группах людей. Общая психология имеет огромнейшее значение для таких наук, как педагогика, социология, философия, искусствоведение, языкознание и др. А результаты проводимых в области общей психологии исследований можно считать отправной точкой для всех ответвлений психологической науки.

Методы изучения общей психологии.

vНаблюдение - это наиболее древний способ познания. Самая простая его форма - житейские наблюдения. Им пользуется в своей повседневной жизни каждый человек. В общей психологии выделяют такие виды наблюдения, как кратковременное, долговременное, выборочное, сплошное и специальное.

Стандартная процедура наблюдения состоит из нескольких этапов:

Ø Постановка целей и задач;

Ø Определение ситуации, предмета и объекта;

Ø Определение способов, которые будут оказывать на исследуемый объект наименьшее влияние, и обеспечивать получение необходимых данных;

Ø Определение способа ведения данных;

Ø Обработка полученных данных.

Внешнее наблюдение (посторонним человеком) считается объективным. Оно может быть прямым или косвенным. Также существует самонаблюдение . Оно может быть, как непосредственным- в текущем моменте, так и отсроченным, основывающимся на воспоминаниях, записях из дневников, мемуаров и т.п. В этом случае человек сам анализирует свои мысли, чувства и переживания.

Наблюдение является неотъемлемой частью двух других методов - беседы и эксперимента.

vБеседа как психологический метод предполагает прямой/косвенный, устный/письменный сбор сведений об изучаемом человеке и его деятельности, вследствие чего определяются характерные для него психологические явления. Существуют такие виды бесед, как сбор сведений о человеке и его жизни, интервью, опросники и разные виды анкет.

Лучше всего действует личная беседа исследователя и обследуемого человека. Двусторонняя беседа даёт наилучший результат и предоставляет больше информации, чем просто ответы на вопросы.

Но основным способом исследования является эксперимент.

vЭксперимент - это активное вмешательство специалиста в процесс деятельности обследуемого для того, чтобы создать определённые условия, при которых будет выявлен психологический факт.

Есть лабораторный эксперимент, протекающий в особых условиях с использованием специальной аппаратуры. Все действия испытуемого направляются инструкцией.

v Ещё один метод - тесты . Это испытания, служащие для установления у человека каких-либо психических качеств. Тесты представляют собой кратковременные и аналогичные для всех задания, по результатам, выполнения которых определяется наличие у испытуемых определённых психических качеств и уровень их развития. Разные тесты созданы для того, чтобы сделать какие-то прогнозы или же поставить диагноз. Они всегда должны иметь научное обоснование, а также должны быть надёжными и выявлять точные характеристики.

Предмет общей психологии - это сама психика, как форма взаимодействия живых существ с миром, которая выражается в их способности претворять в действительность свои побуждения и функционировать в мире на основе имеющейся информации. А психика человека, с точки зрения современной науки, выполняет функцию посредника между субъективным и объективным, а также реализует представления человека о внешнем и внутреннем, телесном и душевном.

Объект общей психологии - это закономерности психики, как формы взаимодействия человека с окружающим миром. Данная форма в связи со своей многогранностью подлежит исследованию в совершенно разных аспектах, которые исследуются разными ответвлениями психологической науки. В качестве объекта выступает развитие психики, нормы и патологии в ней, виды деятельности человека в жизни, а также его отношение к окружающему миру.

Благодаря масштабности предмета общей психологии и возможности выделять в её составе множество объектов для исследований в настоящее время в психологической науке существуют общие теории психологии, которые ориентируются на разные научные идеалы и саму психологическую практику, которая вырабатывает определённые психотехники для воздействия на сознание и его управления.

2.3Отраслевая психология

Отраслевая психология - отдельные разделы психологии, возникшие в процессе решения конкретных практических и теоретических задач.

Объект - далеко не весь предмет, а только тот аспект предмета, иногда совсем незначительный, который исследуется субъектом науки, т.е. ученым. Объект - это только аспект предмета, который включен в тот или иной процесс духовного освоения, в познавательную деятельность субъекта. Причем другая часть предмета, и нередко весьма значительная, неизбежно остается за пределами процесса познания.

Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

Они имеют в качестве своего объекта: нормы и патологию в психике человека; виды конкретной деятельности, развитие психики человека и животных; отношение человека к природе и обществу и др.

Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

Задачи психологии

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека).

Эта задача разрешается прежде всего общей психологией, изучающей самые общие закономерности психики как свойства мозга, выражающегося в субъективном отражении объективного мира.

При этом психология ставит перед собой следующие взаимно связанные задачи:

2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.

3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.

Генезис психологических знаний

Этапы развития психологии

I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, определяется от V — IV вв. до н.э. до начала XVIII в.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Согласно новому подходу, человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения.

III этап — психология как наука о поведении. Бихевиоризм оформился в конце XIX — начале XX в. в США. “Behaviour” по-английски — “поведение”. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Вместе с тем многие “традиционные” психологи высказывали серьезные возражения относительно некоторых исходных компонентов бихевиористского подхода. Поведение и психика — это хотя и связанные, но отнюдь не идентичные реальности. Так, при воздействии одного и того же стимула возможно наличие не одной реакции, а некоторого их набора и, наоборот, одинаковый ответ иногда получают при наличии различных стимулов. В психологии признается, например, что человек нередко смотрит на одно, а видит другое, думает об одном, переживает другое, говорит третье, делает четвертое.

IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Система психологических наук

Основные разделы психологии

Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда.

Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился .

Психология – это наука, изучающая закономерности формирования, развития и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности в процессе различных видов деятельности, а также принципы и закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Объекты научного исследования у разных дисциплин могут совпадать. Например, многие науки изучают человека, однако каждая из них рассматривает конкретный его аспект: биологический, социальный и т.д. Психология также изучает человека как носителя сознания, как существо, обладающее психикой. Именно поэтому психология обнаруживает связь с огромным количеством наук – естественных, социальных, гуманитарных и даже технических.

Группы научных дисциплин

Существует классификация научных дисциплин, которая подразделяет их на естественные, социальные, гуманитарные и технические. Каждая из этих групп имеет свои особенности.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Естественные науки изучают природу в ее материальном смысле. К ним относятся:
  • науки о космосе, его строении и развитии (астрономия, астрофизика, космология, космогония и т.д.);
  • о Земле (геология, геофизика, геохимия);
  • о физических, химических и биологических системах, процессах (физика, химия и пр.);
  • о человеке как биологическом виде (анатомия, антропология).
  1. Социальные (или общественные) науки – это науки об обществе. К ним относятся такие дисциплины, как социология, экономика, политология и т.д.
  2. Гуманитарные науки изучают духовный мир человека, человеческое сознание и поведение, его отношение к окружающему миру, обществу и другим людям. Гуманитарными являются такие научные дисциплины, как, например, психология, педагогика, конфликтология.
  3. Технические (или инженерные) науки фактически базируются на естествознании. Они изучают явления и процессы, имеющие большое значение для создания и развития техники, а также саму технику (техносферу). Это такие науки, как радиотехника, электротехника, механика, машиностроение и т.д.

Некоторые науки нельзя отнести только к одному виду, поскольку они совмещают в себе специфику разных групп: к примеру, медицина, экология, эргономика. В большей степени это касается социальных и гуманитарных наук, и в некоторых классификациях вместо двух групп выделяют одну – социально-гуманитарные науки.

Также существуют фундаментальные дисциплины (философия, математика, информатика и т.д.), которые занимают особое место в системе наук и не относятся ни к одной из групп, поскольку их достижения могут применяться в исследованиях любой направленности.

Связь психологии с другими науками

Как уже было сказано, психология в общем смысле изучает человека, и в этом она сближается с прочими науками, имеющими сходный объект исследования.

Итак, психология имеет тесную связь со следующими дисциплинами:

Помимо этого, в рамках психологии со временем ее развития образовалось множество вспомогательных дисциплин, изучающих различные сферы человеческой жизнедеятельности. Фактически психологии есть место везде, где так или иначе задействован человек.

Задачи психологии в системе наук

В общем смысле задачи психологии в системе наук можно свести к следующим:

  • синтез достижений других наук;
  • интеграция научных дисциплин;
  • интеграция данных о человеке на уровне научного познания.

Поскольку психология изучает человеческую психику, сознание и мышление, а также поведение и взаимодействие с другими людьми, ее исследования являются неотъемлемой частью любой науки, которая изучает человека в ином аспекте. В целом психология как наука выполняет роль сбора общих данных о человеке в связи с разными сферами его деятельности (в техническом аспекте, социологическом, историческом и т.д.) и производит интеграцию дисциплин в рамках психологических отраслей – социальная психология, экономическая психология, нейропсихология, психофизиология и пр. Используя данные о человеческой психике, психологи сумели даже произвести исследования психологии животных, что привело к появлению такой дисциплины, как зоопсихология.

Значение связи психологии с другими науками

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что психология занимает промежуточное место в структуре научных дисциплин между естественными, социальными, гуманитарными и техническими науками, а также философией. По мнению академика Б.М. Кедрова, психология занимает центральную позицию не только в качестве продукта прочих наук, но и в качестве возможного источника их формирования и развития.

Читайте также: