Системы престолонаследия в монархиях доклад

Обновлено: 05.07.2024

Как уже говорилось, в монархических государствах власть наследуется. В настоящее время существует несколько систем престолонаследия:

1) агначитеская система, восходящая к салической, когда престол наследуют только мужчины (как правило, старший сын, в крайнем случае, ближайший родственник по мужской линии). В настоящее время такая система встречается всё реже;

2) кастильская, когда дочери умершего монарха могут наследовать престол, но только в том случае, если у монарха нет сына. В настоящее время такая система существует в Великобритании, Испании, Дании, Люксембурге;

3) смешанные системы, например, женщины могут наследовать трон при условии, что во всех поколениях данной династии нет мужчин (такая система действовала в Австро-Венгрии, но находила применение лишь однажды). В Нидерландах женщины наследуют трон при условии отсутствия мужчин до определённой степени родства. Если у короля нет сына, ему наследует следующий по старшинству брат или племянник (сын брата), и лишь потом к наследованию могут призываться дочери;

4) система, действующая в Швеции с 1979 года. Престол наследует старший из детей короля, независимо от того, сын или дочь. Такой же закон с 1993 года введён в Бельгии, а с 2002 года - в Норвегии. Подобный вопрос возникает и в других странах;

5) в исламских государствах трон является собственностью не собственно монарха, а правящей семьи, которая решает, кто именно из родственников умершего монарха займёт трон;

6) племенная, когда король рассматривается как прежде всего главный вождь племенного союза, а его наследника определяет племенной совет. В Свазиленде мать короля возглавляет этот совет, в чём проявляется пережиток матриархата.

Особенности наследования престола существует в Непале, Бутане и некоторых других странах, когда трон хотя и наследуется определённой династией (в некоторых странах это записано в конституции), но король сам ещё при жизни определяет будущего наследника - не обязательно старшего сына. В Малайзии, как уже говорилось, король выборный.

После наследования престола предусмотрена особая церемония коронации. Этот торжественный акт происходит в присутствии высшего духовенства, высших должностных лиц, депутатов парламента, приближённых монарха, высшей знати (если в государстве существует знать или дворянство как сословие). В странах Африки подобный обряд (в том числе и для племенных монархов отдельных частей государства, имеющих на уровне федерации республиканскую форму правления) совершается в присутствии вождей племён. Коронация означает окончательное воцарение монарха. Иногда дата коронации устанавливается законом (в Японии - после первого праздника сбора урожая по прошествии года со дня смерти прежнего императора).

Если престол наследуется монархом до достижения совершеннолетия, то до этой даты назначается регент - один из родственников монарха или другое близкое к нему лицо с согласия семьи или по совету высших должностных лиц, иногда с утверждением парламента или по назначению правительства. В некоторых случаях создаётся регентский совет из нескольких человек. Регент и совет действуют от имени монарха. Если трон наследует женщина (как это сейчас в Великобритании, Дании и Нидерландах), то её муж не имеет участия в прерогативах монархия.

Пример готового реферата по предмету: Конституционное право

Содержание

1. Монархия: сущность и виды

2. Монарх как глава государства: понятие, виды, полномочия, ответственность

3. Системы престолонаследия

Выдержка из текста

Многие сотни лет существует такая форма государственного управления, как монархия. Даже в современном мире есть много стран, в которых правит монарх. И эти страны, похоже, дорожат данной формой правления, сохраняя тем самым свои традиции.

Прилагательное(история и современные состояние)

Периоды политических, социальных и экономических преобразований обостряют интерес широкой общественности к теоретическим моделям, которые связаны с реформированием системы государственной власти. В то же время важно изучить содержание этого государственно-политического явления для практического осуществления процесса демократизации государства, актуального для современного общества, что требует создания специального понятийного аппарата.Цель работы состоит в изучении авторитарного политического режима: история и современные формы.

Особенно важно переосмысление технологии управления персоналом в сбытовых организациях, большинство из которых функционирует в конкурентной среде. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, технологии управления персоналом и подход к формированию стратегии управления персоналом сбытовой организации имеют ряд существенных отличий от технологий управления персоналом производственных предприятий, а значит, в практике сбытовых структур применимы не в полной мере. Во-вторых, предпринимательские структуры — явление в российской экономике достаточно новое, а значит, даже сравнительно новые подходы управления человеческими ресурсами недостаточны в условиях усиления элементов неопределенности и непредсказуемости во внешней рыночной среде. Новая роль человека в организации и быстрые изменения в экономике, организационной культуре и технологии по-новому поставили такие задачи, как тщательный отбор, подготовка, оплата и правильное использование персонала. Решение этих задач в рамках традиционной работы с персоналом оказалось уже невозможным.

Теория дипломатии и современная дипломатическая система

Во введении дается краткая характеристика работы. Первая глава посвящена истории буддизма и его общей характеристике. Во второй главе идет анализ буддизма как образа жизни на основе работ Э. Фромма. В заключении представлены основные выводы по исследованию.

Для понимания современного состояния геополитических концепций необходимо выяснить предпосылки возникновении данной политической науки корни которой ведут к древним временам когда были совершены первые попытки изучить влияние географических факторов на формирование государств и народов их населяющих. На современном этапе геополитика является одной из наиболее актуальных политических наук, поскольку ее концепции используют при формировании политической повестки и для доказательства правильности принятия тех или иных решений.Целью данной работы является изучения истории и современного состояния геополитической науки.

Раскол 1054 года – одна из трагичных страниц в истории христианства. Если посмотреть на историю развития этой религии, то приходится отметить тот факт, что по существу она никогда не представляла собой единой религии, так как в многочисленных провинциях Римской империи, населенной огромным количеством племен, эта религия приобретала черты, свойственные прежним верования, традициям и обычаям.Постепенно экономические и политические, а позже и религиозные тенденции привели к тому, что некогда единая Римская империя развалилась на две части, поделив между собой Восток и Запад и образовав два новых типа религии – католицизм и православие.

Шекспир был не только поэтом, но и основателем театра, о котором стоит больше узнать в процессе выполнения работы, а именно историю и современное положение театра.Несмотря на огромный период времени от создания шедевров, тема литературных произведений Шекспира актуальна и сейчас, поэтому в работе отдельной главой будет рассмотрено нынешнее положение шекспировских постановок в театральной деятельности.

Деятельность ВООПИиК особенно важна в нынешнее время, когда ежегодно, по оценкам экспертов, мы теряем 150-200 памятников истории и культуры, важно также то, что в современных экономических условиях ВООПИиК находит новые формы работы по сохранению памятников истории и культуры, такие, как государственно-частное партнёрство, концессионные соглашения, доверительное управление.

Список литературы

1.Денисов С.А. Официальное и реальное государственное (конституционное) право // Конституционное и муниципальное право, № 20, 2007.

2.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2001. С. 30.

3.Конституционное право государств Европы: Учебное пособие / Отв. ред. Д.А. Ковачев. – М.: Волтерс Клувер, 2005.

4.Конституционное право зарубежных стран. Под ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. М.: Норма, 2004. — 832 с.

5.Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. М.: Юрист, 2009. — 536 стр.

6.Конституционное право Российской Федерации. Баглай М.В. — 7-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2010. — 784 с.

7.Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. — М.: Экзамен, 2005.

8.Осипян Б.А. Критерии правомерности типов и форм государств // История государства и права, № 18, 2007.

9.Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / отв. ред. А.Я. Сухарев – М: НОРМА, 2003.

10.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран – М.: Юристъ, 2008. – 352 с.

Престолонаследие - преемство верховной власти в монархиях. Различают 3 вида преемства: по избранию, по назначению предшественником и по закону - наследственная монархия.

Избрание короля - народом или определенной, предназначенною к тому комиссией - в настоящее время не существует ни в одном из цивилизованных государств. Примерами прежде существовавших избирательных монархий могут служить Польша, Священная Римская Империя, в средние века - Венгрия и Богемия, а также Шлезвиг-Голштинские герцогства и Дания; в последних государствах свобода выбора государственных членов была ограничена пределами царствующей династии. Избирательная борьба партий нередко приводила государство к самым тяжелым кризисам; монарх, обязанный властью партии, от которой в большинстве случаев будет зависеть и избрание преемника - а в его выборе из лиц, ему близких, заинтересован каждый государь - не может обладать ни независимостью, ни самостоятельностью. Вместе с тем пожизненное избрание безответственного монарха не доставляет государству и выгод, сопряженных со срочностью полномочий президентов республик. В настоящее время возможность избрания монарха и сам порядок этого избрания устанавливаются многими конституциями, но лишь на случай прекращения царствующей династии. В России по пресечении династии из рода Рюриковичей престол переходил несколько раз по выбору: в 1598 г. земским собором избран Борис Годунов; в 1606 г., боярами и народом - Василий Шуйский; в 1610 г. - польский королевич Владислав; в 1613 г. избран земским собором Михаил Федорович Романов. Затем в XVIII в. престол два раза доставался по избранию: в 1725 г. сенат, Синод и генералитет избрали Екатерину I, а в 1730 г. Верховный тайный совет - Анну Иоанновну [15, С.194].

Назначение монархом себе преемника путем завещания или специального закона представляет те же неудобства, что и избрание монарха, причем главным объектом происков становится сам монарх. Такая система существовала в императорском Риме; в настоящее время она нигде не практикуется, хотя и не исключается законодательствами некоторых стран, например Англии, где "король в парламенте" в силу принадлежащей ему неограниченной власти может назначить любое лицо наследником престола. Эта система, по-видимому, существовала в России в московский период нашей истории, хотя фактически престол переходил почти всегда от отца к сыну; обыкновенно князья и цари считали себя вольными давать царство, кому хотели, а сыновья видели основание своей власти не в факте своего происхождения, а в воле родителя, благословившего сына на царство. При наследовании по закону, принятому в настоящее время во всех монархиях, порядок преемства определяется или конституцией, или особым законом, не включаемым в конституцию и потому во всякое время подлежащим изменению (это сравнительно редкий случай; к таким государствам относится не имеющая писанной конституции Англия), или, наконец (в значительном числе государств с германскими династиями), особыми семейными договорами , устанавливающими права и взаимные отношения отдельных членов царствующего дома. Эти договоры при переходе полупатримониальных государств к современному строю обыкновенно в основных своих чертах включались в конституции; прежние семейные договоры являются в настоящее время главным материалом для толкования соответствующих постановлений конституции и восполнения их пробелов. Акт о порядке престолонаследия в России, составленный Павлом Петровичем, носит форму у нас совершенно необычную; он написан в форме договора между наследником престола и его супругой, утвержденного при короновании Павла, причем и само утверждение это совершено в форме, не употреблявшейся для санкции законов.

Подводя итог можно сказать, что строго семейному способу разработки, по содержанию и духу явно примыкающим к германским семейным договорам, акт этот исторически должен быть отнесен к группе семейных законов.

3.2 Порядок престолонаследия

Относительно вопроса, какие права на наследование престола сообщаются наследнику законом о порядке престолонаследия, старые писатели, вообще недостаточно различавшие принципы публичного и частного права, держались того взгляда, что наследник имеет лично ему принадлежащее право на престол и не может быть лишен этого права без своего согласия. В настоящее время под влиянием Англии установилось мнение, что закон, устанавливающий порядок престолонаследия, регулирует вопрос государственной важности, перед которым личные интересы наследника отступают на второй план. Пока наследник не вступил на престол, у него нет права на то, чтобы закон о престолонаследии не менялся. Термин престолонаследие сохранился от старых времен патримониального государства, и не соответствует современным отношениям. Преемство престола не есть наследование. До вступления на престол наследник есть только лицо, указанное законом как преемник царствующего государя. Когда последний умирает, наследник в силу самого закона становится государем. Права главы государства не могут войти в наследственную массу, оставшуюся по смерти данного монарха, уже потому, что права эти остались принадлежащими тому, кому принадлежали и раньше, - государству. Вступая на престол, государь не является правопреемником своего предшественника, не получает его прав. Умершему принадлежало право быть государем данной страны. Этого права наследовать никто не может; преемник в силу самого закона, определившего порядок престолонаследия, делается государем и управомочивается осуществлять права главы государства - права, которые до тех пор осуществлялись в соответствии с приложение Б.

Законы, определяющие порядок преемства престола, кладут в основание этого порядка весьма разнообразные принципы. Сеньорат - наследование престола старейшим представителем династии или царствующей линии. Майорат - наследование лицом, стоящим в ближайшей степени родства к последнему царствовавшему, причем из лиц, стоящих к нему в той же степени родства, призывается старейшее; таким образом, например, брат (вторая степень родства по боковой линии) исключает внука (вторая степень по прямой нисходящей линии), если только последний не старше первого. Начало первородства (примогенитура) - наследование старшего ребенка, обыкновенно соединяемое с исключением (хотя бы условными) женщин и сводящееся к переходу престола к старшему сыну. Секундогенитура, т. е. передача наследства второму сыну, - порядок, иногда устанавливавшийся для второстепенных земель какой-нибудь короны , чаще всего для какого-нибудь владетельного епископства. Тертиогенитура - переход престола или определенной части наследства третьему сыну и т. д. В настоящее время, с установлением начала единонаследия (в России оно установилось с Иоанна Грозного), не допускающего дробления государства, и начала первородства, наследственные права младших сыновей потеряли практическое значение; по принципам секундогенитуры и тертиогенитуры переходят лишь некоторые почетные титулы членов царствующих домов (титул герцога Эдинбургского - ко второму сыну английского короля, герцога Кентского - к третьему сыну и т. п.). Кроме перехода наследства по степеням родства, существует в настоящее время повсеместно принятая система наследования в порядке линий. Линией данного лица называется совокупность потомков, от него происходящих.

Итак, подводим итог, что правило действовало и для аллодов княжеских домов. Вообще, для аллодов установилось правило, что когнаты и когнатки, представители старшей линии, исключают хотя бы агнатическую младшую. На почве этих обычаев, сложившихся еще в конце средних веков, создались и современные системы - так называемая салическая, не допускающая перехода престола к женщинам и в женские линии.

Таким образом, можно сделать следующие выводы, из трех существующих видов престолонаследия (по избранию, по назначению предшественником и по закону - наследственная монархия) в настоящее время прогрессивной считается наследственная монархия. Законы, определяющие порядок преемства престола, кладут в основание этого порядка весьма разнообразные принципы и для каждой страны с монархической формой правления они различны.

Итак, сделаем выводы, относительно задач поставленных во введении. Монархия - форма государственного правления, при которой глава государства - монарх и получает власть в порядке престолонаследия.

Монархическая форма правления обладает рядом существенных признаков:

- пожизненным и единоличным пользованием властью в качестве главы государства- императора, царя, короля шаха;

- концентрацией в руках монарха всей полноты законодательной, исполнительной и судебной власти, которая по своей природе суверенна и верховна;

- осуществлением монархом правления с помощью министров, чиновников, советников, ответственных перед ним;

- передачей верховной власти по наследству;

- осуществлением монархом власти по собственному праву, а не в порядке делегации или поручительства от народа;

- юридической безответственностью главы государства, согласно которой монарх не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления.

Монархическая форма правления делится на абсолютную и конституционную, а конституционная монархия в свою очередь на дуалистическую и парламентскую.

Существенные признаки абсолютной монархии в том, что в руках монарха концентрируется все ветви государственной власти, отсутствует контроль за верховной властью со стороны общества, народ не участвует в управлении государством, он абсолютно бесправен. А в конституционной монархии власть монарха ограничена представительным органом- парламентом. Ограничение власти монарха фиксируется в конституции, которую принимал парламент и не вправе был изменить монарх.

Престолонаследие - преемство верховной власти в монархиях. Различают 3 вида преемства: по избранию, по назначению предшественником и по закону - наследственная монархия. Из трех существующих видов престолонаследия (по избранию, по назначению предшественником и по закону - наследственная монархия) в настоящее время прогрессивной считается наследственная монархия. Законы, определяющие порядок преемства престола, кладут в основание этого порядка весьма разнообразные принципы и для каждой страны с монархической формой правления они различны.

Изучив монархическую форму правления, напрашивается лишь одно заключение, что в настоящее время в нашей стране неприемлемо правление монарха. За последние годы при правлении президента в России ощутимо ожила экономика, промышленность и другие отрасли. Еще совсем недавно этого нельзя было представить, конечно, не все так радужно, как хотелось бы, но сдвиги есть, появилась стабильность и хрупкая уверенность. Ясно одно, для того чтобы поднять страну на высокий уровень требуется сильный и преданный государству лидер и ему не обязательно быть монархом.

Список использованных источников

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 // СЗ РФ. – 2008. - №7. (С изм. и доп. на от 30 декабря 2008), Ст. 1113

Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 октября 1994. №51 – ФЗ // CЗ РФ – 2009. (С изм. и доп. на 5 мая 2009 № 93-ФЗ.) Ст. 2283.

Кодекс об Административных Правонарушениях Российской Федерации от 20 декабря 2001. - №41 – ФЗ // СЗ РФ. – 2010. - №1. (С изм. и доп. на 4 января 2010.), Ст.1.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996. № 63-ФКЗ // СЗ РФ. – 2010. - № 9 (С изм. и доп. на 1 марта 2010. № 16-ФЗ), Ст. 899.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12. 2001. № 174-ФЗ // СЗ РФ – 2010 (С изм. и доп. на 9 марта 2010.№ 20-ФЗ), Ст. 1169.

Научная и обзорная литература

Гущин В.В. Теория государства и права вопрос - ответ.- М.: Право и закон, 2006.-128с.

Клименко С.В. Основы государства и права, пособие для поступающих в юридические вузы, МГУ, Юрид. фак.- М.: Зерцало 2006.- 427 с.

Козбаненко В.А. Правовые основы государственного управления. Общая часть: учебное и научно - практ. Пособие.- М.: Эксмо, 2006-320 с.

Комаров С.А. Общая теория государства и права, учебник для вузов.- Спб.: Питер 2006.- 510с.

Лазарев В.В. Теория государства и права учебник для вузов.- М.: Спарк, 2006.-551с.

Любашиц В.Я. Теория государства и права, учебник.- Ростов н/Д: Феникс 2005.- 510 с.

Малько А.В., Теория государства и права, пособие для средн. спец. учеб. Заведений.- М.: Юристъ 2006.- 302 с.

Нерсесянц В.С. Теория права и государства краткий учебный курс.-М.: Норма, 2007.-272 с.

Общая теория государства и права учебник, под ред. В.В. Лазарева.- М.: Юристъ 2007.-517 с.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права, учебник.-М.: Проспект 2004.-360 с.

Теория государства и права, учебник для вузов, отв. Ред. В.Д. Перевалов.-М.: Норма 2006.-484 с

Теория государства и права учеб. пособие для вузов под ред. А. Косарева.- М.: Юнити: Закон и право, 2005.-207с

Червонюк В.И. Теория государства и права учебник для вузов.- М.: Инфра-М 2007.-703 с.

Чиркин В.Е. Государствоведение.- М.: Юристъ, 2006.-400 с.

Материалы судебной практики

Определение Верховного Суда РФ от 11.04.2007 N 1-Г07-7 "Об оставлении без изменения решения Архангельского областного суда от 24.01.2007, которым удовлетворено заявление о признании недействующей статьи 11.3 Закона Архангельской области "Об административных правонарушениях" от 03.06.2003 N 172-22-ОЗ.//ВКС РФ.-2007.№56-А-50.С.7-8

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 33084
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 0

Монархия (гр. monarchia - единовластие) наряду с республикой является одной из двух форм правления, известных теории государства и права. При монархической форме правления главой государства является единоличный правитель - монарх; власть монарха, как правило, является пожизненой и передается в порядке престолонаследия . Особая разновидность монархии - выборная (или избирательная ), сочетающая элементы монархии и республики. Такая М. существует ныне только в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

В отличие от монархии для республиканской формы правления характерна выборность и сменяемость главы государства. Монархия и республика являются одинаково древними формами правления, однако можно с полным правом утверждать, что вплоть до начала XIXвека монархия была правилом для всех государственно-организованных народов, а республика - скорее исключением. С начала прошлого времени соотношение неуклонно изменяется. Сейчас уже абсолютное большинство государств мира является республиками, а монархия (все еще достаточно распространенная) рассматривается как пережиток прошлого, иногда даже просто как дань традиции (в Европе, Японии, странах Содружества). Безусловно, монархическая форма правления плохо согласуется с господствующими в современном мире идеями народного суверенитета и равноправия людей.

Центральной фигурой для монархической формы правления является монарх - единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. За редким исключением власть монарха является пожизненной и передается по наследству. Во всех монархических странах монарх является по закону неприкосновенной особой и никакой ответственности не подлежит. В разных странах монарх носит различные названия: король - в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии, султан - в Малайзии, Брунее, Омане, эмир - в Кувейте, ОАЭ, великий герцог - в Люксембурге, князь - в Лихтенштейне.

Одним из основных элементов монархической системы правления является престолонаследие , означающее переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии ) к другому в установленном законом порядке. В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия. Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция). Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания). Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.

В ряде арабских стран существует особая форма престолонаследия, т.н. "клановая", когда наследника избирает правящая семья через семейный совет (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар).

Другим важным институтом монархической формы правления является регентство (от лат. regere - управлять) - временное коллегиальное (регентским советом ) или единоличное (регентом ) осуществление полномочий главы государства в монархиях в случае вакантности престола, малолетства, продолжительной болезни или временного отсутствия монарха.

2. ВИДЫ МОНАРХИЙ

С большими оговорками можно выстроить следующую схему развития монархической формы правления от ее зарождения до наших дней. Исторически первой была раннефеодальная монархия, за ней следовала монархия сословно-представительная, превратившаяся затем в монархию абсолютную. В результате буржуазно-демократических революций абсолютная монархия была ликвидирована и заменена монархией конституционной (также называемой ограниченной). Конституционная монархия, в свою очередь, прошла две фазы развития: от дуалистической монархии до парламентской. Парламентская монархия является заключительной стадией развития этого института.

Раннефеодальная монархия в настоящее время исчезла бесследно, поэтому мы не будем подробно останавливаться на этом виде.

Сословно-представительная монархия также уже не существует, однако в отдельных странах сохранились ее реликты (пережитки), закрепленные государственным правом. Сословное представительство представляет собой принцип организации представительной власти, в соответствии с которым депутаты представительных учреждений представляют не все население страны или ее отдельные территориальной части, а закрытые социальные группы - сословия , от которых эти депутаты непосредственно избираются (или назначаются). Сословное представительство было исторически первой системой представительства (в Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII в.) и просуществовало во многих государствах Европы вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступило место национальному представительству . В настоящее время рудиментом сословного представительства является, например, Палата Лордов парламента Великобритании, где заседают наследственные и личные духовные и светские лорды, т.е. представители духовенства и дворянства.

В современном мире сохраняются два исторических типа монархии - абсолютная и конституционная. Конституционная монархия, как уже говорилось выше, существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха: дуалистической и парламентарноймонархии. Абсолютная монархия также существует ныне в двух формах - светской и теократической (Ватикан).

Итак, абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха (по формуле Петровского Воинского устава — “ самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен”).. В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В некоторых из этих стран в последние десятилетия были сделаны первые шаги по переходу к конституционной монархии. В частности, в Кувейте (в 1962 г.), ОАЭ (в 1971 г.), Катаре (в 1972 г.), Бахрейне (в 1973) были приняты конституции, а в Кувейте и Бахрейне также проведены выборы в законосовещательные парламенты (впоследствии распущенные). Однако эти реформы пока не изменили абсолютного характера монархий. В Саудовской Аравии и Омане конституции отсутствуют, а соответствующие отношения регулируют отдельные государственно-правовые акты (в Саудовской Аравии конституцией страны официально считается коран ), Согласно конституциям и другим государственно-правовым актам в абсолютных монархиях монарх осуществляет исполнительную власть совместно с правительством, а законодательную - при помощи разного рода законосовещательных органов (выборных или назначаемых) Законосовещательные органы - особая категория государственных органов, основную функцию которых составляет рассмотрение законопроектов без права их принятия. Однако по порядку формирования и процедуре деятельности они могут напоминать парламентские учреждения.

Особую разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия - особая форма организации государственной. власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером такой монархии. является Государство-город Ватикан. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе , пожизненно избираемому коллегией кардиналов. От теократической монархии следует отличать т.н. клерикальное государство.

Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией , имеется выборный законодательный орган - парламент и независимые суды. Конституционная (ограниченная) монархиявпервые возникла в Великобритании в конце ХVII в. в результате буржуазной революции. Характерными институтами данного вида монархии являются т.н. контрассигнатура и цивильный лист.

Контрассигнатура(контрассигнация) представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. К. формально объясняется тем, что монарх как глава государства неответственен за свои действия. Фактически же контрассигнатура была введена в Англии в начале XVIII века как эффективное средство ограничения власти короля. Именно появление контрассигнатуры можно считать моментом окончательной победы конституционной монархии в Англии, как и в других странах.

Цивильный лист - сумма денег, ежегодно выделяемая на содержание монарха в конституционных монархиях. Размер этой суммы устанавливается законом в начале каждого царствования и в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен.

Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. При дуалистической монархии власть монарха ограничена конституцией , но монарх и формально (т.е. в силу конституционных норм) и еще больше фактически (в силу слабости. неразвитости демократических институтов) сохраняет обширные властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного государства. Так, при дуалистической монархии правительство несет формально двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха. Именно как дуалистическую монархия можно охарактеризовать форму правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918). В настоящее время Д.м. существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии.

Парламентарная монархия - более прогрессивный вид конституционной монархии . Характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как напр., в Нидерландах, Дании), он в силу конституционно-правового обычая не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящии от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Щвеция) монарх по конституции даже формально не имеет сколько-нибудь значительных полномочий. Правительство при парламентарной монархии формально и фактически ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежит формальное верховенство среди др. органов государства.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1) Хропанюк. В.Н. “Теория государства и права” Москва 1993г.

2) “Общая теория права” Учебник Москва 1993г.

3) “Государственное право буржуазных и освободившихся стран”

Учебник Москва 1988г.

4) “Общая теория права и государства” Учебник Москва 1994г.

5) Государственное (конституционное) право. Справочнки. Под ред. В.И.Лафитского. - М., Юристъ. 1995 г.

6) Иностранное конституционное право. Под ред.В.В.Маклакова. М., Юристъ, 1996 г.

7). Государственное право буржуазных и развивающихся стран. Учебник. - М., Юрид.лит., 1989 г.

Читайте также: