Доклад разработка сор и соч

Обновлено: 08.07.2024


Карантинный режим пандемии заставил нас перестроиться и найти более современные и удобные для нас и для учащихся формы работы, и в том числе, контроля знаний.

Содержимое разработки

Августовская конференция 2020-2021

Августовская конференция 2020-2021

Организация и проведение СОР и СОЧ в онлайн режиме Учитель химии и биологии ОСШГ №2 Филиппович Елена Анатольевна

Организация и проведение СОР и СОЧ в онлайн режиме

С чего я начала?

П О Ч Т А.

Как это работает?

Как создать тест? https :// videouroki.net/tests/add

Как создать тест?

Раздать тест

раздавая только ссылку:

результат будет тот же, но без деления на классы, общим списком.


Результат теста

Результат теста

Анализ ошибок

За создание теста вы получаете свидетельство

За создание теста вы получаете свидетельство

Приятный момент

Приятный момент


-75%

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Когда мы рассуждаем
В жизни нередко возникают спорные
ситуации, когда каждый считает
правильным свое мнение. И тогда
очень важно уметь доказать
правильность своей точки зрения или
установить истину. Для этого
существует особый тип речи-
РАССУЖДЕНИЕ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки
заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

За раздел/сквозную тему

Задания СОР составляются
самостоятельно учителем

Охватывает цели обучения за
пройденный раздел/ сквозную
тему

Проводится в течение 15-20
минут

Баллы выставляются согласно
дескрипторам

По итогам СОР модерация не
проводится

Влияет на оценку за четверть
(50%)

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Необходимо информировать обучающихся и родителей о результатах СОЧ в любой доступной и удобной для родителей и учащихся информации

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

РАЗРАБОТКА ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ

Может ли учащийся вспомнить информацию?
Например, составлять список; определять термины, даты, формулы; называть понятия; маркировать список; излагать теорему.

Может ли учащийся объяснить идеи или концепцию?
Например, классифицировать понятия; обобщать материал; описывать действия; сравнивать рассуждения, описания.

Может ли учащийся использовать информацию в знакомой ситуации или новом контексте?
Например, использовать принцип; выполнить или внедрить процедуру.

Может ли учащийся разделить представленную объемную информацию на составные её части и определить суть каждой части, или как составная часть соотносится с каждой частью.
Например, исследовать порядок, предсказывать результаты.

Может ли учащийся обосновать мнение, решение или ход решения?
Например, охарактеризовать выбор, решение, выводы; проверить оценку, действие; выбрать альтернативу, основное, отличительное.

Может ли учащийся генерировать новые идеи, подходы, продукты или взгляды?
Например, разрабатывать исследование, идею, теорию; предлагать возможность; изобретать другие идеи.

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

На что необходимо обратить внимание при разработке заданий?

Применение заданий с соблюдением выделенного времени и условиями

Анализ качества заданий, пересмотр материалов, внесений изменений

Определение целей и задач разработки, документов, определяющих разработку

Обзор результатов, сбор отзывов, внесение
изменений

Использование спецификаций, учебной программы, определение критерий оценивания, составление заданий

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Задания могут быть закрытого или открытого типов. Каждый вид задания актуален и необходим для достижения определенных целей обучения. Задания закрытого типа - самые распространенные в педагогике и психологии. Они сравнительно легко формируются, легче понимаются учащимися.

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

В коде первое число означает класс, второе и третье числа – подраздел, четвертое число показывает нумерацию учебной цели

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Задания могут быть закрытого или открытого типов. Каждый вид задания актуален и необходим для достижения определенных целей обучения. Задания закрытого типа - самые распространенные в педагогике и психологии. Они сравнительно легко формируются, легче понимаются учащимися.

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Задания могут быть закрытого или открытого типов. Каждый вид задания актуален и необходим для достижения определенных целей обучения. Задания закрытого типа - самые распространенные в педагогике и психологии. Они сравнительно легко формируются, легче понимаются учащимися.

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

1. Определите, сколько времени потребуется для скачивания файла размером 125 Мбайт, скачали за 50 секунд за сколько секунд скачают файл размером 80Мбайт.
A) не более 30 секунд
B) не менее 28 секунд
C) не менее 32 секунд
D) не менее 34 секунд

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Задания могут быть закрытого или открытого типов. Каждый вид задания актуален и необходим для достижения определенных целей обучения. Задания закрытого типа - самые распространенные в педагогике и психологии. Они сравнительно легко формируются, легче понимаются учащимися.

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Задания могут быть закрытого или открытого типов. Каждый вид задания актуален и необходим для достижения определенных целей обучения. Задания закрытого типа - самые распространенные в педагогике и психологии. Они сравнительно легко формируются, легче понимаются учащимися.

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Форматирование элементов электронных таблиц
Автоматическое заполнение таблиц
Графическое представление табличных данных

7.2.2.2 Форматировать элементы электронной таблицы
7.2.2.4Использовать условное форматирование в электронной таблице
7.2.2.5 Использовать автоматическое заполнение в электронной таблице

Умеет форматировать элементыэлектронной таблицы
Знает функции в электронной таблице
Использует формулы в электронной таблице
Использует условное форматирование в электронной таблице

Уровень мыслительных навыков

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ


1. Напишите алгоритм создания шахматного поля 8х8, которое при вводе число
1 в ячейку А1 будет пустым, при вводе числа 2 закрасятся как на рисунке 2,
и вводе числа 3 будет менять окрашивание как на рисунке 3

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Указывает форматирование данных

определяет первый фрагмент

Определяет пиктограммы в электронной таблице

определяет первый элемент

определяет второй элемент

определяет третий элемент

определяет четвертый элемент

Использует формулы в электронной таблице

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Задания могут быть закрытого или открытого типов. Каждый вид задания актуален и необходим для достижения определенных целей обучения. Задания закрытого типа - самые распространенные в педагогике и психологии. Они сравнительно легко формируются, легче понимаются учащимися.

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Задания открытого типа предназначены для проверки когнитивных навыков высокого порядка, умений аргументировать, излагать собственную точку зрения, критически мыслить и др. Ответы на задания открытого типа могут отличаться по длине (объему) и варьироваться от одного или нескольких слов (краткий ответ) до целого аргументированного суждения (развернутый ответ).
Для заданий, требующих краткого ответа, учащийся должен предоставить краткие конкретные ответы на вопросы, используя несколько слов, одно предложение, простой чертеж или формулу.
Задания, требующие развернутого ответа необходимо выполнять, используя несколько предложений, объяснение, чертеж или доказательство, состоящее из нескольких этапов.
Одним из вариантов заданий, требующих развернутого ответа, является эссе.

Задание открытого типа – это указание возможных вариантов ответа, предлагается самостоятельно указать правильный ответ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Общие рекомендации для разработчиков заданий
Ясность разработанного задания – это ключевой фактор минимизации субъективизма. Для оценивания в критериальном подходе необходимо знать, понимать и уметь разрабатывать рубрики, основными элементами которого являются критерии и дескрипторы.
Рубрика – это перечень критериев оценивания знаний учащихся по изучаемой теме. Она определяется целями изучения какой-либо темы и содержательно определяется критериями.
Критерий – признаки, на основании которых производится оценка учебных достижений обучающихся.
Дескриптор - характеристика, описывающая конкретные шаги для выполнения заданий.

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Рекомендации при разработке СОР и СОЧ:

язык формулировки утверждений или вопросов должен быть максимально простым и понятным для учащихся;
используйте относительно небольшое количество слов. Чрезвычайно длинные или сложные утверждения будут занимать время на прочтение и проверять навык чтения, а не знание самого контента;
все утверждения в заданиях должны быть равной длины;

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Для контроля разработанных заданий необходимо придерживаться утвержденных государственных общеобязательных стандартов образования

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

Особенности разработки заданий СОР и СОЧ

составляйте вопросы так, чтобы неправильный ответ был более правдоподобным или привлекательным для учащихся;
выражайте утверждение по возможности как можно проще;
каждое задание должно выражать одну идею;
включите достаточный объем информации, чтобы способствовать правильному пониманию учащихся;
избегайте таких фраз: все, всегда, каждый, никогда, никто, большинство, обычно, часто, редко, несколько и т.д.;
избегайте использования цитат из текста, лекций или других материалов;
избегайте использования негативных заявлений и информации;
избегайте использования незнакомой лексики.


Полное внедрение системы должны завершить в 2020-21 учебном году.

Все школы Казахстана поэтапно переходят на обновлённое содержание образования: в 2016 году – 1 классы, в 2017 – 2, 5, 7 классы, в 2018 году – 3, 6, 8 классы. Параллельно с внедрением новой программы в школах изменяется и система оценивания учащихся. Так называемая критериальная система построена на сравнении достижений учащихся с описанными критериями, которые позволяют определить, насколько успешно освоен материал и сформированы практические навыки.

Однако многие родители и учителя, привыкшие к традиционной пятибалльной шкале, не готовы принять новую реальность. Одни считают, что такие срезы вводят школьника в депрессию, вторые, соответственно, просто не успевают физически проводить и проверять такое количество контрольных одновременно. Informburo.kz разобрался, почему новая система вызывает столько нареканий со стороны общества, и может ли замена отметок на баллы поднять уровень образования в стране.

СОР и СОЧ: что это такое и для чего их придумали?

Новая система представлена в виде СОР (суммативного оценивания за раздел) и СОЧ (суммативного оценивания за четверть). Срезы проводятся по итогам каждого раздела и каждой четверти. Итого около 3-4 раз за четверть школьники сдают СОРы и СОЧи в виде вопросов, тестов, контрольных и так далее. Итоговая оценка за четверть и год выводится по специальной формуле.

Как объяснила эксперт в области образования, педагог Асем Дитч, СОЧ и СОР основываются на критериальном оценивании знаний, умений и навыков, что исключает субъективный подход со стороны оценивающего.

"Критерий – это составляющая стандарта. Если ученик знает критерий, он знает, как достичь стандарта темы, раздела. Критерии, в свою очередь, расшифровываются дескрипторами, прописанными в каждой суммативной работе. При грамотно составленной СОЧ и СОР ребёнок может самостоятельно оценить качество своей работы, что является одной из целей современного подхода к обучению. Любой результат промежуточного оценивания – это рекомендация, какой критерий нужно подтянуть. Своего рода обратная связь. Чем конкретнее представлены критерии оценивания, тем лучше учащийся будет понимать, что ему нужно сделать для успешного выполнения задания", – пояснила она.

Обновлённое содержание образования нужно для развития функциональной грамотности, чтобы ребёнок мог применить полученные знания, в том числе и во время этих контрольных работ. "Он не должен готовиться, заучивать – это противоречит программе", – считает заместитель директора департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Зейнеп Максутова.

Несмотря на то, что ученик оценивается только посредством СОР и СОЧ, учителя продолжают ежедневно вести работу, поощряя успехи учеников смайликами и бабочками.

"Педагог каждый день смотрит, наблюдает за развитием ребёнка, за тем сколько знаний он получил, как он ориентируется на уроке. То есть итоги подводятся после каждого урока. Это не влияет на СОР И СОЧ, это для учителя и ученика, для того чтобы они знали к чему они пришли и к чему нужно стремиться", – объяснила Зейнеп Максутова.

За правильную организацию и проведение СОР и СОЧ учитель несёт непосредственную ответственность, потому что именно учитель планирует свой урок.

"Никакого рейтинга школ нет. Мы стараемся сделать всё, чтобы разгрузить максимально учителей, чтобы они занимались только учебным процессом", – подчеркнула Зейнеп Максутова.


Новая система оценивания позволяет формировать у обучающихся способность контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей, считает заместитель директора департамента дошкольного и среднего образования.

По данным МОН, проведение СОР и СОЧ на психическое и эмоциональное состояние детей не влияет. "Видимо, родители сами входят в депрессию, потому что больше вмешиваются, не понимают. Они не обучались по этой программе им тяжело. Дети больше знают и воспринимают", – отмечает Зейнеп Максутова.

Успешность внедрения обновленного содержания образования и критериального оценивания подтверждают данные диагностического тестирования обучающихся первых классов в 30 пилотных (обучающихся и оценивающийся по новой системе) и 16 контрольных школ (по старой) отметили в Министерстве образования и науки РК.

Тестирование проводилось в начале учебного года и по его окончании. Учитывая то, что обучение и оценивание учеников пилотных и контрольных школ проводилось по разным методикам, все итоги срезов для успешного сравнения были переведены в баллы, уточнили в ведомстве.

"В начале года средний балл учеников пилотных школ составил 112,6, что на 5,9 баллов ниже среднего балла учеников, обучающихся по старой программе (118,5 балла). По итогам учебного года средний балл обучающихся пилотных школ составил 137,7 балла, что на 7,3 балла выше среднего балла обучающихся контрольных школ (130,4). При этом учащиеся пилотных школ по итогам года показали более значимый прогресс среднего балла (+24,8 балла), чем обучающиеся контрольных школ (+11,9 балла)", – уточняется в отчёте мониторинга.

Результаты учеников третьих классов пилотных школ также значительно преобладают над результатами контрольных. Так, по итогам учебного года учащиеся 3 класса показали более значимый прогресс среднего балла (+38,5 балла), что в два раза превышает показатели контрольных школ (+19,7 балла). Такое преобладание отмечается в разрезе всех показателей: язык обучения, типы школ, местности и другое.

Почему критериальной системой оценивания недовольны родители и учителя?

По мнению депутата Мажилиса Парламента РК, почётного работника образования РК Ирины Смирновой, введённые СОЧи и СОРы не до конца продуманы. Одна из недоработок МОН РК в том, что контрольные работы могут проводиться в один день по всем предметам.

"Любое оценивание, тем более, когда все привыкли к тому, что оценка решает очень многое, ведёт к тому, что все зацикливаются, а что ты там получил. Ребёнок находится в стрессе, когда у него постоянно идут СОЧи и СОРы. Это сложно не только для ребёнка, но и для понимания родителей. Они не понимают, для чего нужно домашнее задание, если оно не оценивается, никуда не вносится", – отметила она.

Помимо этого, проверка большого количество работ, а иногда, по словам Ирины Смирновой, из-за совпадения срезов их бывает по 200 сразу, учитель перегружен.

"Из-за маленькой заработной платы, учитель вынужден брать как минимум 1,5 ставки, чтоб просто выжить. А когда у него 1,5 ставки, то соответственно очень много проверок СОЧ и СОР. Он должен выставить результаты СОЧ и СОР в тот же день, как он их провёл. Но если у него в день семь параллелей, где в каждом классе по 30 человек в лучшем случае, это 200 тетрадей. Он будет днём и ночью проверять эти работы, потом их выставлять, он сможет там написать в чём проблема у этого ребёнка? Что он не усвоил? Не сможет физически", – считает депутат.

Ещё один пробел в работе новой системы СОРов и СОЧей – оценивание отсутствующих на контрольных учащихся. По словам Ирины Смирновой, из 200 человек аттестуемых вполне возможно, что 12 болеет. Однако пробелов в системе быть не должно и учитель вынужден бегать за школьником, пока тот не сдаст все экзамены.

"В СОЧ и СОР не должно быть дырок, должны быть выставлены оценки, знания каждого ребёнка должны быть изучены. Учитель должен встретиться с этими 12 отсутствующими учениками, а на этих учеников, когда они пришли в школу набрасываются все учителя всех предметов, для того чтобы сдать СОЧ и СОР. Теперь учителя вместе с этими детьми составляют расписание, когда эти дети могут написать СОЧ и СОР. Эти 12 человек встречаются с каждым учителем по согласованному расписанию, и эта деятельность учителю не оплачивается", – пояснила она.

Несмотря на то, что Министерство образования и науки требует своевременного заполнения электронного журнала "Кунделик", неполадки на сайте не всегда позволяют уложиться в срок. В ведомстве не учли, что при одновременном заполнении "Кунделик" начинает зависать.


"Оценки за СОЧ и СОР нужно выставлять в "Кунделик" в тот же день, когда была проведена контрольная. Если вдруг учитель не успеет, то в программе будет пробел, и этот урок не будет засчитан при начислении заработной платы. Учителя утверждают, что "Кунделик" очень часто виснет потому, что все учителя заполняют СОЧ и СОР практически в одно время. Помимо этого, в некоторых школах интернет и вовсе отсутствует", – подчеркнула Ирина Смирнова.

Все эти моменты вызывают протест у учителей, родителей и школьников. Однако депутат считает, что, несмотря на все недопонимания, предлагаемая новая система оценки, когда оцениваются функциональные знание учащихся, применение на практике, возможность анализировать, способность к синтезу и анализу – это хорошее движение.

"Министерство должно увидеть в учителях, в родителях и детях своих добрых друзей и услышать их голос, не как голос критиков, которые хотят убрать и избавиться. МОН РК должно понять, что нужно сделать для того, чтобы работа шла комфортно и всем было понятно, что делать", – отметила она.

По мнению эксперта Асем Дитч, новая система оценивания, безусловно, лучше старой пятибалльной системы. Однако, по её мнению, для казахстанского общества сейчас СОР и СОЧ проблема.

"Проблема прежде всего от неготовности учителей и родителей принять новую реальность. Ведь не секрет, что не все педагоги осмыслили суть суммативного и формативного оценивания, некоторые даже умудрились превратить эти два мощных инструмента помощи детям в жёсткий экзамен. Уже более пяти лет МОН РК организовывает курсы повышения квалификации учителей, где отрабатываются самые мощные педагогические методики мира, например, Кембриджского университета. Я считаю, что необходимо вводить подобные курсы для родителей. Пока сознание казахстанского общества сфокусировано на оценке как приоритете в образовании, пока мы будем с тоской вспоминать старые учебники и вздыхать о диктантах, наши дети не станут более подготовленными к жизни", – сказала она.

Пятибалльная система оценивания: что с ней не так?

В МОН считают, что пятибалльная система оценивания, традиционная в Казахстане, уже не соответствует современным запросам и системам образования.

Недостатки пятибалльной системы оценивания:

  • достижения школьников сравниваются с результатами других учащихся;
  • школьники и родители не понимают, по каким критериям оцениваются учебные достижения;
  • пятибалльная система не даёт точного представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы;
  • нет обратной связи между учителем и учеником.

"Почему-то все наши родители, общество привыкли работать на оценки и заранее своего ребёнка настраивают на то, что он должен принести какую-то отметку. Родители судорожно за этим следят, на самом деле это неправильно. Новая обновлённая программа направлена на получение знаний, а не оценок", – пояснила заместитель директора департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Зейнеп Максутова.

Пятибалльная система не всегда была объективной и разрушала мотивацию к дальнейшей учёбе, призналась она. Депутат Ирина Смирнова также считает пятибалльную систему оценивания несовершенной.

"Когда мы привыкли в течение длительного времени к одной форме оценки и когда вводится другая, совершенно противоположная, конечно, это воспринимается в штыки. Когда мы оценивали баллами от 1 до 5, то два бала мы практически не использовали это 1 и 2. По сути мы все знания учащихся оценивали тремя оценками 3,4,5. Когда ввели ЕНТ, это было около 14 лет назад, то весь перекос образования пошёл в ту сторону, что всё надо вызубрить, не надо ни о чём думать, просто вызубрить. Поэтому во главу угла стала зубрёжка, что сегодня просто неприемлемо, сегодня вызубрить всё невозможно. Сегодня всё надо понимать", – отметила она.


СОРы и СОЧи в основном тяжело даются тем детям, которые раньше получали хорошие оценки с помощью заучивания, отмечают учителя и директора школ. Вместе с тем троечники и хорошисты при новом подходе оценивания зарабатывают хорошие баллы. Депутат Смирнова считает, что снова возвращаться к старой системе оценивания – это неправильно.

"Тремя баллами оценить всё достаточно сложно, там нужно либо бальную шкалу увеличивать до 10-15, чтоб как-то оценивать, либо другие формы. Вот другая форма нам предложена", – отметила она.

По словам Зейнеп Максутовой, в Казахстане была выбрана система оценивания, которая уже была апробирована в Назарбаев интеллектуальных школах совместно с Международным экзаменационным советом Кембриджского университета. Также система была апробирована в 30 пилотных школах страны. Сторонники новой системы оценки знаний выделяют у неё следующие плюсы?

  • соответствует предметным учебным целям и не зависит от настроения учителя, предоставляет чётко сформулированные уровни достижения;
  • делает оценивание более прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей);
  • способствует развитию навыков самооценивания;
  • воспитывает ответственность учащихся за результат своего труда;
  • способствует росту мотивации к обучению и повышает качество образования.

"Внедрение системы критериального оценивания учебных достижений направлено на развитие обучающегося, повышение его интереса и мотивации к обучению. В современной школе пятибалльная система оценивания не позволяет проследить объективности отметок", – отметила Зейнеп Максутова.

Что будет с новой системой критериального оценивания в Казахстане?

В 2020-21 учебном году в Казахстане завершат полный переход на обновлённое содержание и на новую систему оценивания. По словам заместителя директора департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Зейнеп Максутовой, возможно, система будет совершенствоваться с учётом замечаний, но точно не изменится кардинально.

"Систему оценивания можно усовершенствовать, сделать многофункциональной, но принцип и механизм должны остаться прежними. Новая система должна давать возможность определить, насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практические навыки; показывать динамику успехов учащихся в различных сферах познавательной деятельности; иметь в основе механизм поощряющий, развивающий, способствующий самооцениванию учащихся; предусмотреть связи "учитель – ученик", "родитель – классный руководитель", "администрация – педагогический коллектив". Это обеспечит системный подход к формированию учебного процесса, а, значит, и его целостность", – пояснила она.

Аттестация школьников в Казахстане: все, что нужно знать о СОР и СОЧ


СОР и СОЧ: что это за система?

СОР ‒ суммативное оценивание за раздел пройденного материала, а СОЧ ‒ суммативное оценивание за всю четверть. По сути, это обыкновенные срезы знаний. СОР проводится после прохождения нескольких тем (раздела). Допустим, за одну четверть может быть 2-3 СОР по одному предмету. Ну а СОЧ проводится раз в четверть по прохождению всех необходимых по программе разделов.

Что это дает и зачем вводится?

Основные принципы СОР и СОЧ

По всем ли предметам предусмотрены СОР и СОЧ?

  • музыка;
  • физкультура;
  • труд;
  • самопознание.

В чем преимущества СОР и СОЧ? Мнение учителей и родителей

Когда только начали вводить суммарное оценивание в 2016-м году, то это спровоцировало целый шквал негодования со стороны учителей и родителей. Да и удивляться не стоит, ведь так устроен человек, что во всем новом он видит некоторую враждебность. Необходимо время, чтобы все проверить, просчитать, привыкнуть и действительно увидеть положительные сдвиги. Конечно же, поначалу многие отрицали эффективность этой системы. Якобы, что может быть лучше проверенного вдоль и поперек традиционного оценивания? Но с каждым годом постепенно и учителя, и родители, и ученики привыкли к СОР и СОЧ, успев изменить свое мнение касаемо процесса.

Главные преимущества суммативного оценивания:

Мнение учителей про СОР и СОЧ

Далеко не все учителя радужно восприняли СОР и СОЧ изначально, так как у них появилось больше обязанностей. Многих педагогов одолело возмущение: если постоянно писать в журнал комментарии, выставлять на каждом уроке формативные оценки и так часто писать СОР, то не остается времени на изучение программы. Нужно отметить, что в Министерстве образования приняли во внимание эти жалобы и уменьшили количество обязательных СОР до 2-3 в четверть. За несколько лет учителя постепенно начинают привыкать и уже видят смысл в своих действиях касаемо регулярных отметок в электронном журнале. Дети на уроке ведут себя более креативно, начинают охотнее отвечать и не боятся делать свои предположения. Все это ведет к правильному выстраиванию диалога между учеником и учителем.

Мнение родителей

Не все родители восприняли систему радостно уже с самых первых дней. Многие из них понимали, что это определенный шаг в неизвестность, поэтому и боялись, что их отличник останется не замеченным, а троечник все также будет испытывать проблемы с учебой. Однако, с течением времени родители начали радостнее отзываться о таком оценивании в соцсетях и на форумах. Ключевыми преимуществами для них стали:



Недостатки СОР и СОЧ

Несмотря на все вышеописанные преимущества, существуют и недостатки. А как же без них?

  1. Во-первых, некоторым детям даются сложновато частые срезы знаний. И если раньше ребенок мог проявить себя на уроке, устно показать, что отлично понимает предмет, то сейчас оценивание его знаний будет происходить по критериям, которые предусмотрены для всех.
  2. Во-вторых, СОР и СОЧ нельзя будет пропустить ни при каких обстоятельствах. Должна быть уважительная причина. Если вы пропустили, то в течении 2-х недель должны обязательно написать срез знаний.
  3. В-третьих, если родители систематически не следят за успеваемостью ученика, то будут возникать проблемы с отслеживанием пробелов в успеваемости. СОР и СОЧ ‒ это комплексная работа учителя, ученика и родителей.

Позитивные трансформации в системе образования Республики Казахстан всячески способствуют развитию гармоничной личности. Уже со школьной парты дети тренируют в себе навыки осознанного обучения, учатся прислушиваться к собственным талантам, начинают искать причинно-следственные связи в получении хороших и плохих оценок. Все это позволяет им еще до поступления в университет научиться брать ответственность за свои оценки, распределять время на обучение, отдых и хобби, контролировать собственные успехи и поражения. Ну а самое главное ‒ учиться самообразованию, поиску и структурированию знаний из разных источников!

Читайте также: