Система управления промышленной безопасностью доклад

Обновлено: 18.05.2024

1 Тема доклада: КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ (СУПБ) Солодовников Александр Владимирович Доцент кафедры ПБиОТ, к.т.н. Уфимский государственный нефтяной технический университет

2 Создание и функционирование системы управления ПБ ОПО I, II класса опасности Что такое Система управления промышленной безопасностью? ". Система управления промышленной безопасностью - комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, локализации и ликвидации последствий таких аварий. " Источник: Федеральный закон от N 116-ФЗ (с изменениями) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Потеря контроля Последствия ВЗРЫВ Опасность Потенциально может нанести вред Реализация опасного фактора ПОЖАР ОБЛАКО ТОКСИЧНОГО ГАЗА

4 Выдержка из OHSAS 18001:2007 Управление документами (п.4.4.5) Должно быть обеспечено управление документами, требуемыми системой менеджмента OH&S и данным Стандартом OHSAS. Управление записями, которые представляют собой особый тип документов,: OHSAS 18001:2007 Системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья Организация должна установить, внедрить и выполнять процедуру(ы) для: a) утверждения документов, подтверждающего адекватность перед их выпуском; b) анализа и обновления при необходимости, а также повторного утверждения; c) обеспечения идентификации изменений и текущего статуса пересмотра документов; d) обеспечения того, чтобы действующие издания соответствующих документов были на местах их использования; e) обеспечения сохранения четкости документов и простоты идентификации; f) обеспечения идентификации документов внешнего происхождения, определенных организацией как необходимые для планирования и функционирования системы менеджмента OH&S, и управления их распространением, и g) предотвращения непреднамеренного использования устаревших документов, и применения соответствующей их идентификации, если они сохраняются для каких-либо целей.

5 Об объектах и классах опасности

7 Об идентификации и регистрации ОПО Приказ Ростехнадзора от N 495 "Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов«приказ Ростехнадзора от N 494 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов"

9 Сведения об организации системы управления промышленной безопасностью

10 Сведения о производственном контроле Эксплуатирующая организация Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года Служба производственного контроля Ростехнадзор Требования к форме представления организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору Приказ Ростехнадзора от N 25 10

11 За последние 10 лет на объектах нефтегазового комплекса достигнута позитивная тенденция абсолютных показателей аварийности и травматизма. Показатель аварийности снижен на 36%, а смертельного травматизма на 48%. По материалам Жулиной С.А. (от , 21 Ежегодная конференция Ростехнадзора)

13 Применение риск-ориентированного подхода 13 Статья 8.1. Применение рискориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) Федеральный закон от N 294- ФЗ (ред. от ) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" 1. В целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством Российской Федерации, применяют риск-ориентированный подход.

14 Риск-ориентированный подход при организации государственного контроля (надзора) Много инспекторов Тотальный контроль Много ОПО Мало инспекторов Много ОПО Выборочный контроль Внесение с г. в Федеральный закон от ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" наличие определенного уровня риска причинения вреда основание для проведения плановых и внеплановых мероприятий государственного контроля и надзора.

15 Порядок использования системы риск-ориентированного подхода Методика расчета значений показателей, используемых для оценки вероятности возникновения потенциальных негативных последствий несоблюдения требований в области промышленной безопасности (утв. Приказом Ростехнадзора от )

17 О разработке способа определения уровня промышленной безопасности опасных производственных объектов ИНФОРМИРОВАННОСТЬ: КСИ Ростехнадзора (59 %) Внутренние базы данных (9 %) Инспектор Ростехнадзора* (32 %) 1. Разработан максимально возможный перечень факторов, влияющих на промышленную безопасность (110 факторов).

19 О разработке способа определения уровня промышленной безопасности опасных производственных объектов. 10. Оцениваем показатели групп факторов и РОИП ПБ через лингвистические переменные.

20 О разработке способа определения уровня промышленной безопасности опасных производственных объектов

21 Опыт: Показатели, применяемые для оценки состояния промышленной безопасности Основные показатели 1 Количество выявленных нарушений промышленной безопасности, всего, в том числе, связанных с: 1.1 Ведением оперативной и исполнительной документации 1.2 Эксплуатации оборудования объекта 1.3 Соблюдением технологической дисциплины, мер безопасности при выполнении работ 1.4 Эксплуатацией вспомогательных систем 1.5 Организацией производственного контроля. 1.6 Аттестацией персонала 2 Количество запрещенных объектов, работ 2.1 Причины запрещения объектов, работ: отсутствие разрешительных документов на проведение работ 3 Количество отстраненного от работы персонала 4 Количество лиц, привлеченных к ответственности по приказу за нарушения промышленной безопасности. 5 Количество не устраненных в срок нарушений промышленной безопасности, том числе Количество аварий 7 Количество инцидентов

22 Выдержка из OHSAS 18001:2007 Ресурсы, роли, обязанности, ответственность и полномочия (п.4.4.1) Высшее руководство должно взять на себя полную ответственность в области OH&S и систему менеджмента OH&S. OHSAS 18001:2007 Системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья Высшее руководство должно демонстрировать свою ответственность путем: a) обеспечения доступности ресурсов, достаточных для установления, внедрения, функционирования и улучшения системы менеджмента OH&S. b) определения ролей, распределения ответственности и подотчетности, делегирования полномочий для облегчения результативного системы менеджмента OH&S; роли, обязанности, ответственность и полномочия должны быть документированы и доведены до сведения. ПРИМЕЧАНИЕ 1 Ресурсы включают человеческие ресурсы и специализированные навыки, организационную инфраструктуру, технологию и финансовые ресурсы.

24 Анализ актов производственного контроля ( гг) Локальные нормативные акты Правила противопожарного режима ПУЭ ПТЭЭП ПБ ПБ ФНП ПБ ПС ФНП ПБ ГАЗ ФНП ПБ Котлонадзор ФНП ПБ ОПВБ ФНП ПБ НГП Общие требования промышленной безопасности Не возможно идентифицировать нарушения требований НПА Не используются правила безопасности при осуществлении контроля

25 Вид несоответствия Анализ актов производственного контроля ( гг) Несвоевремнное оформление и ведение технической документации 40 Несоответствие требований к организации эксплуатации 404 Несоответствие требований к процедурам эксплуатации (несоответствие технических регламентов) и ведения работ Несоответствие требований к работникам, их компетентности, условиям и характеру их труда Несоответствие технических решений и технического состояния технических устройств Виды нарушений Несоответствие ОПО проектным решениям Технические Количество нарушений 455 Организационные

26 О повторяющихся нарушениях 8% 6% 2% 4% 1% 2% 3% 14% 7% 8% 3% 3% 14% 4% 6% 15% Знаки безопасности Покраска Предупредительные надписи Заземление Защита от коррозии Манометры Подтеки жидкостей Фланцевые соединения Сроки Ограждения Запорные устройства Коррозия Информационные щиты Механическая защита кабелей Герметизирующее покрытие Указатели направления вращения Оценку результативности работы производственного контроля по снижению производственного риска предложено осуществлять по критериям. Динамику повторов нарушений требований безопасности оценивать с помощью коэффициента повторяемости (К повт ), оперативность устранения нарушений - с помощью коэффициента устраняемости (К устр.).

27 О работе 1 Разработана программа комплексной проверки осуществления производственного контроля на соответствие требованиям промышленной безопасности 2 2 Разработаны Формы карт контроля проверки соблюдения требований промышленной безопасности Место контроля Составляющая объекта Перечень возможных несоответствий (характер возможных нарушений требований промышленной безопасности) Нормативные документы и их пункты 1 Объект Площадка.. организационные мероприятия, для реализации которых требуется участие персонала объекта; технические мероприятия, которые могут предотвратить нежелательное событие или снизить тяжесть его последствий без непосредственного участия персонала.

28 О работе 3 3 Разработаны Формы планов мероприятий по обеспечению промышленной безопасности для объектов Наименование карты контроля Объект проверки указанный в карте контроля п/п Место контроля Составляющая объекта Перечень возможных несоответствий (характер возможных нарушений требований промышленной безопасности) Нормативные документы и их пункты Мероприятия по устранению нарушения Отметка (+/-/о) 1 Объект Площадка.. Мероприятия (барьеры безопасности): организационные мероприятия, для реализации которых требуется участие персонала объекта; технические мероприятия, которые могут предотвратить нежелательное событие или снизить тяжесть его последствий без непосредственного участия персонала.

29 Информация о картах контроля 1 Сосуды и аппараты, работающие под давлением, в т.ч.: сосуды, работающие под давлением свыше 0,07 МПа; сосуды, работающие под давлением до 0,07 МПа. 2 Аппараты воздушного охлаждения; 3 Насосно-компрессорное оборудование; 4 Трубопроводы: технологические трубопроводы; трубопроводы пара и горячей воды. 5 Запорно-регулирующая арматура; 6 Технологические печи; 7 Резервуары вертикальные стальные; 8 Грузоподъемные машины и механизмы: стационарные грузоподъемные машины и механизмы; грузоподъемные машины: краны-манипуляторы и подъемники. 9 Факельные системы; 10 Промышленная вентиляция. Итог: 1 Разработаны карты контроля, направленные на повышение информированности персонала о действующих требованиях промышленной безопасности

30 О критериях и показателях результативности функционирования системы управления промышленной безопасностью (СУПБ)


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (1):

1.docx

Управление безопасностью современного производства – сложная задача, требующая комплексного системного подхода. Данная задача не может быть решена в отрыве от общей системы управления предприятием и должна учитывать:

применяемые на производстве технологии;

тип и состояние оборудования ипроизводственных помещений;

квалификацию и навыки персонала.

Промышленность во всем мире развивается быстрыми темпами и вслед за этим также интенсивно изменяется нормативно-правовая база в области промышленной безопасности, – разрабатываются технические регламенты, выходят в свет новые директивы. Вопросы промышленной безопасности становятся все более актуальными в свете возрастающего числа экологических и техногенных катастроф.

Функционирование подавляющего большинства промышленных объектов, будь то нефтеперерабатывающий завод или теплоцентраль, представляет опасность для окружающей среды и населения. Поэтому вопросы обеспечения промышленной безопасности во всем мире подлежат государственному контролю и регулированию.

В России в этой области также существует обширная система нормативов и законодательно обусловленных требований. К ним относятся предельно допустимые нормы концентрации опасных веществ на производственных площадях и в окружающей среде, требования по установке необходимых устройств контроля за технологическими процессами, систем взрыво- и пожарозащиты, требования по уровню подготовки персонала, правила техники безопасности и многие другие аспекты. Во исполнение данных требований отраслевые министерства и промышленные предприятия разрабатывают собственные нормативно-технические и инструктивные материалы, регламентирующие их деятельность в этой сфере.

Однако, предприятия не должны ограничиваться вопросами обеспечения безопасности производства только лишь в рамках законодательных требований. Полномасштабная стратегия управления рисками промышленного предприятия должна охватывать более широкий круг проблем, чем просто соблюдение ряда норм и правил. Существующие риски следует рассматривать не только с технической, но и с экономической, политической, правовой и экологической точек зрения.

^ ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИИ

Видами деятельности, на которые распространяются требования промышленной безопасности являются:

проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта;

транспортирование опасных веществ организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты;

проведение маркшейдеских и геологоразведочных работ, в том числе работ по доразведкеместорождений полезных ископаемых и геофизических работ;

организация горноспасательных, газоспасательных, противофонтанных и других работ по предупреждению, локализации и ликвидации аварий на опасных производственных объектах;

проектирование, изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт оборудования, работающего под избыточным давлением 0,07 мегапаскаля (паровых котлов, сосудов, работающих под давлениемпара или газа, трубопроводов пара) или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия (водогрейных котлов, сосудов, трубопроводов горячей воды), а также подъемных сооружений (грузоподъемных кранов, кранов-манипуляторов, кранов-трубоукладчиков, лифтов, подвесных канатных дорог, фуникулеров, подъемников (вышек), строительных подъемников, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов, съемных грузозахватных органов и приспособлений), регистрируемых в органах Госгортехнадзора России;

изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте [5].

строительству, приемке в эксплуатацию и эксплуатации опасных производственных объектов [6].

Независимо от того, необходимо ли конкретному предприятию представлять в органы государственного контроля декларацию, данная методика может быть принята за основу для создания системы сбора информации и управления риском любого предприятия. Декларация состоит из следующих основных разделов: общая информация, анализ безопасности и риска, обеспечение готовности промышленного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, информирование общественности.

Раздел общей информации должен содержать следующие сведения о промышленном объекте:краткое описание объекта [4]:

описание месторасположения объекта;

данные о персонале и проживающем вблизи населении;

обоснование идентификации особо опасных производств;

общие меры безопасности;

Краткое описание объекта – это наименование предприятия, сведения о руководстве, ведомственном подчинении, почтовый адрес и средства связи, профиль предприятия, краткую характеристику производимой продукции и другие сведения. Информация о его месторасположении включает в себя: размеры и границы тер

ритории, наличие и границы запретных и санитарно-защитных зон, данные о топографии района расположения и сведения о природно-климатических условиях.


  • численность и размещение персонала;

  • численность персонала на окружающих объектах и организациях, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов при аварии на промышленном объекте;

  • наличие и вместимость находящихся на окружающей территории мест массового скопления людей (больницы, детские сады, стадионы, вокзалы).

  • перечень необходимых и (или) действующих лицензий на осуществление на промышленном объекте видов деятельности, связанных с промышленной опасностью;

  • характеристику системы контроля за безопасностью, сведения об организации служб технического надзора и техники безопасности, противоаварийных сил и аварийно-спасательных служб;

  • характеристику системы мероприятий по проведению сбора данных о травматизме, аварийности на промышленном объекте, а также осуществлению анализа их основных причин;

  • 

  • характеристику профессиональной и противоаварийной подготовки персонала с указанием порядка допуска персонала к работе и регулярности проверки знаний норм и правил безопасности;

  • мероприятия по обучению персонала способам защиты и действиям при аварии;

  • перечень планируемых мероприятий, направленных на повышение промышленной безопасности;

  • перечень основных нормативных документов, регламентирующих требования по безопасному ведению работ.

Данные о технологиях и аппаратурном оформлении включают: характеристику опасных веществ, описание технологий и технических решений, направленных на обеспечение безопасности, характеристику пунктов управления.

Описание каждой технологии содержит следующие сведения: принципиальную технологическую схему с обозначением основного оборудования и кратким описанием технологического процесса; план размещения основного технологического оборудования, в котором обращается опасное вещество; перечень оборудования, в котором обращается опасное вещество; данные о распределении опасных веществ.


  • по исключению разгерметизации оборудования и предупреждению аварийных выбросов опасных веществ;

  • направленные на предупреждение развития промышленных аварий и локализации выбросов опасных веществ;

  • по обеспечению взрыво- и пожаробезопасности;

  • 

  • по описанию систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций.

  • данные об авариях и отказах на объекте, имевших место в прошлом;

  • данные об авариях и отказах, имевших место на других объектах аналогичного назначения или использующих аналогичные опасные вещества;

  • выявление возможных причин возникновения и развития аварийных ситуаций с учетом отказов и неполадок оборудования, возможных ошибочных действий персонала, внешних воздействий природного и техногенного характера;

  • определение сценариев возможных аварий;

  • оценку количества опасных веществ, способных участвовать в аварии;

  • обоснование применяемых для оценки опасности физико-математических моделей и методов расчета.

  • определение возможных последствий аварий и чрезвычайных ситуаций с учетом их вероятности;

  • определение зон действия основных поражающих факторов при различных сценариях аварии;

  • оценку возможного числа пострадавших, с учетом смертельно пораженных среди персонала и населения в случае аварии;

  • 

  • оценку величины возможного имущественного ущерба физическим и юридическим лицам в случае аварии.

Описание системы оповещения о чрезвычайных ситуациях включает в себя: сведения о создании и поддержании в готовности локальной системы оповещения персонала и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций, схемы и порядок оповещения о чрезвычайных ситуациях, требования к передаваемой при опове


  • характеристику мероприятий по созданию на объекте и поддержанию в готовности сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по обучению работников предприятия способам защиты и действиям при аварии, по защите персонала объекта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

  • порядок действий сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • сведения о необходимых объемах и номенклатуре материальных и финансовых резервов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

^ ПОСТРОЕНИЕ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


  • повышение рыночной стоимости предприятия;

  • обеспечение заданного уровня безопасности;

  • уменьшение воздействия на окружающую природную среду;

  • соблюдение требований технических нормативов;

  • достижение заданного уровня коэффициента использования мощности.

Стратегия управления рисками промышленного предприятия должна разрабатываться исходя из объема собственных рисков и с учетом законодательных требований в области промышленной безопасности [1].

Постановка системы управления рисками на предприятии включает в себя два этапа:

1 этап.Формирование стратегии системы управления рисками:обеспечение соблюдениязаконодательных норм в области промышленной безопасности;разработка декларации безопасности, снижение риска до требуемых пределов, осуществление мер по ограничению размеров возможного ущерба в случае аварии, формирование резервов на случай возникновения неблагоприятной ситуации, страхование ответственности в требуемых законодательством пределах.

2 этап.Организация процесса управления рисками: осуществление дополнительных мероприятий по управлению риском исходя из объема рисков и возможностей предприятия:создание полномасштабного фонда риска, личное страхование персонала предприятий, страхование имущества предприятий, финансовых и коммерческих рисков [6].

Концепция управления рисками заключается в определении ключевых рисков и разработки методов их оптимальной минимизации в зависимости от выбранных 

стратегических целей. Тем самым достигается минимизация затрат достижения приемлемого уровня стратегической цели.


  • снижение производственных, профессиональных и экологических рисков;

  • соответствие передовым международным стандартам по обеспечению промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды;

  • повышение гибкости, адаптивности к изменениям организационной структуры управления и национального законодательства;

  • повышение эффективности производственного контроля;

  • создание эффективных предпосылок для автоматизации бизнес-процессов в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды.

  • выявление и идентификация рисков;

  • оценка рисков, определение стратегии рисков (приемлемый уровень рисков, запрещенные риски, план развития и контроля рисков);

  • разработка и реализация программы управления рисками (страхование, резервирование);

  • мониторинг рисков (базы данных, отчеты, управленческие решения).

минимизации рисков в зависимости от выбранной стратегической цели (ключевого риска).

В процессе управления рисками возможно как снижение уровня рисков, так и повышение уровня риска, то есть – управление качеством риска.

Основой нормативной базы управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды предприятия являются корпоративные стандарты. В соответствии с принципами стандартизации, организации самостоятельно, исходя из необходимости, могут разрабатывать и утверждать собственные (корпоративные) стандарты, обеспечивающие наиболее рациональное достижение требований, определенных техническими регламентами, устанавливая в этих стандартах собственные требования, призванные обеспечить надлежащее качество продукции, совершенствование производства и безопасности, обеспечивая при этом оптимизацию расходов на достижение поставленных задач, вне зависимости от страны и места происхождения продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Создание системы собственных стандартов, определяющих соответствующие процедуры управления, позволяет организации на легитимной основе сформулировать локальные требования к реализации процедур обеспечения промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды.


  • стандартизации процедур управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды в рамках общей административной системы управления предприятием;

  • использования при разработке нормативных документов, систем управления, методов проектирования бизнес-процессов международных стандартов бизнес-моделирования;

  • для задач конкретного проекта возможна разработка специализированного программного обеспечения поддержки процедур идентификации, оценки, учета и управления рисками.

Правильно разработанная стратегия управления рисками предоставляет предприятию ряд возможностей и преимуществ: управление затратами на промышленную безопасность и охрану труда в рамках единой инвестиционно-финансовой стратегии; доверие клиентов, партнеров, акционеров и общественности; благоприятный имидж на рынке; улучшение отношений с официальными органами власти.


В современных условиях многие российские предприятия в целях улучшения управляемости, повышения прозрачности, увеличения своей конкурентоспособности на российском и международных рынках принимают решения о разработке отдельных или интегрированных систем управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды.


  • соблюдать положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;

  • иметь лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;

  • обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

  • допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

  • обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

Безусловно, что грамотные руководители и специалисты хотят максимально обезопасить себя от аварий, конфликтных ситуаций с надзорными органами, экологических и прочих рисков, связанных с эксплуатациейопасных объектов.

Как правило, руководству большинства предприятий необходимо делать упор на совершенствование уже имеющихся управленческих решений относительно промышленной безопасности. При этом необходимо умело увязать существующую на предприятии схему организации работ с требованиями, предъявляемыми международными стандартами.


^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Ветошкин, А.Г., Таранцева, К.Р. Техногенный риск и безопасность. [Текст] – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2008. – 171 с.

О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 1 июля 1995 г. № 675// КонсультантПлюс: справочно-правовая система.

О порядке разработки декларации безо

пасности промышленного объекта Российской Федерации [Электронный ресурс]: совместный приказ МЧС РФ № 222 и Госгортехнадзора РФ № 59 от 4 апреля 1996 г. // КонсультантПлюс: справочно-правовая система.

О промышленной безопасности опасных производственных объектов [Электронный ресурс]: [федер. закон: от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ] // КонсультантПлюс: справочно-правовая система.

^ Хохлов, Н.В. Управление риском: Учеб.пособие для вузов [Текст] – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 239 с.


Тенденция последних десятилетий — применение комплексного подхода в обеспечении безопасности на производственных объектах и предприятиях в целом, вне зависимости от отрасли и вида деятельности организации. Это выражается, в первую очередь, в создании системы совокупно взаимосвязанных элементов управления бизнесом, в том числе организационной структуры, технологии, процедуры, ресурсов и комплекса мер, направленных на:

  • предупреждение травматизма и профессиональных заболеваний;
  • предотвращение негативного воздействия на природную и социальную среду,
  • обеспечение соблюдения законодательных и других требований в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, транспортной безопасности, электробезопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, которые компания приняла на себя обязательства соблюдать (например, международные стандарты, стандарты международных финансовых систем и т. п.);
  • предотвращение любых видов происшествий и ущерба репутации компании;
  • повышение производственной эффективности за счет высокого уровня культуры безопасности производств.

Таким образом, это единая система, позволяющая проактивно управлять безопасностью и оперативно реагировать на все изменения на предприятии, напрямую или косвенно влияющие на безопасность и здоровье людей.

В качестве примера можно привести основные элементы, входящие в систему управления производственной безопасностью (далее — СУПБ) (рисунок 1).


На практике это реализуется при помощи качественного планирования, постоянном мониторинга и управления всеми протекающих в организации изменениями, связанными так или иначе с вопросами безопасности.

Этап 1. Оценить и распределить ресурсы

Для начала нужно правильно оценить и распределить ресурсы, провести оценку проектных рисков и понять, как приоритизировать задачи по построению СУПБ. Иными словами, в первую очередь необходимо заняться планированием, а именно: определить и четко прописать лидирующую роль руководства компании во всех вопросах, связанных с безопасностью. Как правило, это делается в политике компании по вопросам ПБОТОСиГЗ, где кратко и емко декларируется позиция и роль руководства. Также хорошей практикой является утверждение антиалкогольной/антинаркотической политики, политики транспортной безопасности, политики равных возможностей, антикоррупционной политики, политики о вмешательстве в опасные ситуации и т. д.

ПРИМЕР

На крупном производственном предприятии за последние несколько лет участились случаи смертельного травматизма. Руководитель компании обратился с конкретным запросом: ему важно было:

1) выявить коренные причины происходящих несчастных случаев;
2) определить эффективные методы по снижению травматизма;
3) провести комплексную оценку рисков и анализ эффективности всей системы управления производственной безопасности, внедренной на предприятии.

Учитывая наш опыт в подобных непростых задачах, на первом этапе мы провели 15 встреч с руководством и представителями различных производственных участков организации, сделали выборку необходимых для анализа документов и разработали программу выездной диагностики по проекту.

Уже первый этап анализа показал руководству компании, что:
1) существуют систематические несоответствия в работе СУПБ, что приведет к пересмотру основных процедур системы;
2) требуется пересмотр технологических процессов;
3) необходимы существенные изменения в управлении персоналом.

Проблемы, описанные в примере, существовали по причинам неэффективного управления персоналом, неправильной передачи информации, слабого контроля за пересмотром процедур СУПБ и нерегулярного анализа работы системы управления со стороны руководства.

Этап 2. Провести комплексную оценку рисков и внедрить методологию по управлению рисками

Концепцию методологии управления рисками и концепцию методологии оценки рисковможно показать схематично (рисунок 2, рисунок 3).



В ходе диагностики было выявлено порядка 600 рисков, актуальных для данной компании. Основные группы рисков:
1) в компании высокий травматизм при использовании корпоративного или личного транспорта;
2) высокий уровень травматизма при работах на высоте;
3) некоторые технологические процессы устарели;
4) низкий уровень компетенции субподрядных организаций.

Наши эксперты обратили внимание работодателя на следующие действия:
1) нужно уделить внимание регулированию политики транспортной безопасности, дополнительному обучению сотрудников по данному вопросу, оборудованию транспортных средств компании системами контроля скорости;
2) требуется пересмотреть концепцию обучения сотрудников, выполняющих данные работы, а также провести полную проверку всего оборудования, заменить ветхое и неисправное оборудование и провести анализ более современных строп и блокирующих устройств;
3) следует пересмотреть весь технологический процесс, в котором были выявлены устаревшие технологии, для разработки более альтернативных способов реализации технологии;
4) необходимо разработать более эффективную систему мер контроля за подрядными и субподрядными организациями, сделать эту систему встроенной в общую систему управлению производственной безопасностью.

Этап 3. Составить бизнес-план

После того как выявлены основные риски, составляется бизнес-план или ежегодная программа с конкретными целями по вопросам ПБОТОСиГЗ и мероприятиями по разработке и внедрению тех или иных процессов.

Часть этих мероприятий могут быть рутинными, то есть повторяться из года в год, а часть — вновь разработанными или инновационными (схема).


Разумеется, очень важны компетенции всех руководителей и персонала. Поэтому важно, помимо обязательного согласно российскому законодательству обучения для руководителей и специалистов по охране труда и пожарно-техническому минимуму, а также гражданской защите, вовлечь руководителей в сам процесс становления СУПБ и обучить их требующимся лидерским качествам. Здесь хорошо помогут специализированные тренинги по лидерскому поведенческому аудиту безопасности и другим схожим тематикам, демонстрирующим важность приверженности руководства вопросам безопасности.

Этап 4. Вовлечь всех сотрудников

Если целью компании является создание устойчивой и работающей системы, обучение не должно ограничиваться только руководящим персоналом или же только обязательным по законодательству обучением. Очень полезны и эффективны общие тренинги для всех категорий работников (например, по защитному вождению, оказанию первой доврачебной помощи), различные внутренние обучающие модули, информирующие всех работников о том, что такое система управления, как именно она работает и для чего нужна, как сами работники могут повлиять на вопросы безопасности и т. д.

Одним из хороших инструментов вовлеченности и информированности работников являются, например, молнии безопасности (фото 1, фото 2), рассылаемые всем сотрудникам при возникновении какой-либо опасной ситуации или произошедшем несчастном случае, а также информирующих о каких-либо изменениях в процедурах по ПБОТОСиГЗ.


Фото 1
Молния безопасности (пример 1)


Фото 2
Молния безопасности (пример 2)

Рекомендации по вовлекающим мероприятиям

Важно также, чтобы все процедуры, описывающие вопросы ПБОТОСиГЗ, были четко задокументированы. Все изменения, вносимые в процедуры, должны также быть централизованно зафиксированы (делается рассылка с оповещением о том, что в такой-то процедуре произошли такие-то изменения и указываться, где с этими изменениями сотрудники могут ознакомиться). При крупных изменениях или внедрении нового документа необходимо проводить несколько информационных сессий (презентаций), где подробно будет рассказано обо всех вносимых изменениях.

Контроль деятельности по вопросам производственной безопасности, как правило, осуществляется комитетом по охране труда, куда входят линейные руководители, ответственные за свои процессы, а также представители блока ПБОТОСиГЗ и высшего руководства компании. Если в компании организован профсоюз, то его представитель тоже может входить в состав комитета.

Совещания комитета проходят ежеквартально, а при необходимости решения каких-либо остро стоящих вопросов — ежемесячно или даже еженедельно. На них рассматриваются все пункты ежегодной программы с подтверждением текущего статуса выполнения, а также могут решаться какие-либо дополнительные задачи, появляющиеся вне данной программы (экстренные ситуации, введение нового оборудования и т. д.).

Предвидь. Действуй. Упреждай

Крайне важна для всей системы управления подготовка к реагированию на чрезвычайные ситуации и несчастные случаи. Это касается не только крупных производственных компаний, но и административного персонала. Поэтому особое внимание всегда стоит уделять вопросу взаимодействия между всеми вовлеченными службами при реагировании на нештатную ситуацию.

Одна из эффективных мировых практик — создание команды по управлению кризисными ситуациями (CrisisManagementTeam), состав которой, как правило, дублирует состав комитета по охране труда и может варьироваться в зависимости от возникшей ситуации. Эта команда формирует некий оперативный центр.

Оперативный центр действует по заранее разработанной процедуре в зависимости от сценария чрезвычайной ситуации (классическими сценариями являются авария на производстве, несчастный и/или групповой несчастный случай, экстренная эвакуация пострадавшего/ших, стихийное бедствие, взрыв или угроза террористического акта в районе нахождения помещений компании, угроза при транспортных перевозках и т. д.).

Для каждого из сценариев должна быть разработана своя четкая блок-схема действий и коммуникаций, распределены роли для всех участников команды. Также должны проводиться регулярные отработки (тренировочные учения). Обычно у участников команды предполагается наличие специальных дежурных телефонов, по которым любой сотрудник может сообщить о происшествии и инициировать сбор команды в случае необходимости экстренного реагирования. Физически команда должна быть оснащена всем необходимым оборудованием, бесперебойно работающей сотовой связью, запасными ноутбуками, что также является частью процедуры реагирования на чрезвычайную ситуацию.

В течение выполнения программы регулярно проводится мониторинг деятельности по вопросам ПБОТОСиГЗ. Сюда входит анализ карт безопасности, статистическая отчетность по всем возможным происшествиям (пирамида происшествий), результаты обходов рабочих мест, протоколы совещаний комитета по охране труда, статистика молний безопасности и другие измеряемые показатели деятельности, а также проведение ежегодного внутреннего аудита системы управления производственной безопасности. Результаты данного аудита рассматриваются в конце календарного года высшим руководством для определения эффективности работы системы, внесения необходимых изменений и корректировок и разработки программы на следующий год.

Хороший пример информирования и вовлечения работников в процесс — доведение результатов данного анализа со стороны руководства на ежегодном общем собрании сотрудников, где представители высшего руководства компании озвучивают данные результаты и декларируют основные направления работы по вопросам производственной безопасности на следующий год.
Таким образом, соблюдается принцип непрерывного улучшения и системного подхода к вопросам безопасности, что значительно поднимает уровень компании в данной сфере, снижает травматизм и улучшает условия труда.

В частности, в компании, где постепенно внедрялась данная система, был снижен травматизм до уровня 0 травм с временной потерей трудоспособности в год, а показатели по внедрению мероприятий по программе в течение пяти лет держались на уровне более 90 % реализации, что является крайне высоким результатом.

Автор:

Рафаэль Рафкатович Усманов,
генеральный директор,
Союз Специалистов Промышленной и Экологической Безопасности (ССПЭБ)

СУПБ.jpg

Система управления промышленной безопасностью (СУ ПБ) – это комплекс управленческих решений, норм, правил и мероприятий, с помощью которых производится и совершенствуется деятельность организации, имеющей в своей структуре ОПО. Эта деятельность направлена на повышение уровня безопасности сотрудников, сокращение количества полученных травм, профилактику аварий и происшествий, а также выполнение ключевых требований ПБ.

Успешная работа системы управления гарантируется:

  • планомерным увеличением уровня промышленной безопасности, установлением первоочередных задач;
  • своевременным обнаружением и устранением факторов, что негативно влияют на безопасность;
  • прогнозированием возникновения опасностей и явлений, что негативно влияют на промышленную безопасность ОПО;
  • произведением производственного контроля, направленностью всех усилий на предупреждение аварий и инцидентов, снижение количества травм;
  • регулярным обучением и подготовкой сотрудников;
  • установлением экономических регуляторов для обеспечения функционирования системы безопасности ОПО;
  • объективным оцениванием работы всех служб и подразделений, согласно с требованиями системы управления;
  • стимулированием сотрудников к выполнению работы.

Основными обязанностями руководителя и всех сотрудников опасного производственного объекта являются:

  • предоставление информации, подготовка документов, взаимодействие с подрядной организацией в вопросах промышленной безопасности;
  • планирование мер и контроль над выполнением правил промышленной безопасности;
  • обучение и регулярная аттестация сотрудников;
  • определение опасностей и оценка степени риска происхождения аварий;
  • подготовка источников финансирования для выполнения требований промышленной безопасности.

Положение о системе управления промышленной безопасностью – документ организации, что эксплуатирует объекты первого или второго класса опасности, подлежащий обязательному утверждению руководителем. Положение о СУ ПБ — это нормативный документ, определяющий состав, структуру, организацию и регламент функционирования системы управления промышленной безопасностью в организации. Оно устанавливает права и обязанности, а также ответственность организации и всех ее подразделений в сфере ПБ.

Положение о системе управления промышленной безопасностью устанавливает:

  • функции руководства и сотрудников организации;
  • предоставление информации, подготовку документов и взаимодействие с подрядными организациями в сфере промышленной безопасности;
  • правила планирования и контроля над выполнением требований промышленной безопасности;
  • процедуру обучения и аттестации сотрудников;
  • план выявления опасностей и оценивания степени риска для безопасности промышленного объекта;
  • источники финансирования для выполнения требований промышленной безопасности;
  • ежегодное проведение анализа функционирования системы управления и оформление отчета.

Для каких объектов устанавливается СУПБ

К объектам І класса опасности (чрезвычайно опасные) относятся организации по уничтожению химического оружия и специальной химии – участков по разбору и утилизации вооружения, топлива, взрывчатых веществ и т.д.

Объектами ІІ класса опасности (высокоопасными) считаются объекты, на которых возможны выбросы сульфида и сернистого водорода с более чем 6% концентрацией опасных веществ. К этой группе относятся нефтегазовые комплексы, которые занимаются добычей и бурением скважин.

Предприятия, которые эксплуатируют ОПО І и ІІ классов опасности, категорируются по ГО. По этой причине в положение о системе управления промышленной безопасностью нужно включить информацию о порядке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации или в режиме военного времени. Также нужно предоставить сведения о технических ресурсах, средствах индивидуальной защиты в случае взрыва газа или выброса кислоты. Для этого необходимо провести анализ рисков по наиболее пессимистичному сценарию.

Менеджеры компании с радостью ответят на ваши вопросы, произведут расчет стоимости услуг и подготовят индивидуальное коммерческое предложение.

- Быстрый и полный ответ на вопрос клиента
- Четкие сроки выдачи документа
- Приемлемые цены

Читайте также: