Права человека и инвалидность доклад комиссии по правам человека оон

Обновлено: 02.07.2024

В течение первых пятидесяти лет существования Организации Объединенных Наций инвалиды предпринимали все более активные действия, доказывая свой потенциал и вселяя уверенность в их способности вести самостоятельную и независимую жизнь. Ниже представлены краткие сведения о деятельности Организации Объединенных Наций по поддержке усилий инвалидов.

Организация Объединенных Наций основана на принципе равенства для всех. В преамбуле Устава Организации Объединенных Наций говорится о достоинстве и ценности каждого человека и уделяется первоочередное внимание обеспечению социальной справедливости. Инвалиды de facto обладают всеми основными правами человека, подтвержденными Уставом и другими документами по правам человека.

Другие принципы недопущения дискриминации были утверждены в таких документах по правам человека, как Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, которые вступили в силу в 1966 году. Вместе они образуют наиболее полный международный свод норм в области прав человека, имеющих обязательную силу. В двух указанных пактах развиваются и дополняются положения Всеобщей декларации; в сочетании эти три документа составляют так называемую Международную хартию прав человека.

Хронология событий 1945 – по настоящее время

Годы

—Секретариат Организации Объединенных Наций и Экономический и Социальный Совет являются главными органами Организации Объединенных Наций, которые занимаются вопросами инвалидности, уделяя основное внимание обеспечению прав людей с физическими недостатками, а также реализации проектов в области предотвращения инвалидности и восстановления трудоспособности.

Год

— Социальной комиссии, вспомогательному органу ООН, поручено заниматься социальными вопросами. На своей первой сессии она учреждает Временный комитет по социальному попечению.

Год

Годы

— при рассмотрении вопросов инвалидности в конце 1950-х годов Организация Объединенных Наций перенесла акцент с мероприятий по улучшению бытовых условий на деятельность в сфере социального обеспечения.

Год

Год

— на своей седьмой сессии Социальная комиссия сосредоточивается на проблемах социальной реабилитации инвалидов, обращая внимание на вопросы адаптации и реабилитации в контексте единой концепции.

Год

— на восьмой сессии Социальной комиссии обсуждается вопрос международной реабилитации лиц с физическими недостатками. Программы, утвержденные Организацией Объединенных Наций, МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и МОБ, разбиты на десять категорий: новый подход к рассмотрению проблемы инвалидности, формирование общественного мнения, программа полной реабилитации, развитие реабилитационных услуг, обучение реабилитационного персонала, организация и финансирование реабилитационных служб, вклад Организации Объединенных Наций и специализированных учреждений, вклад неправительственных организаций, а также методы координации соответствующей деятельности.

Год

— девятая сессия Социальной комиссии проявляет интерес к программам развития услуг для инвалидов, в рамках которых подчеркивается их независимость и продуктивная роль в обществе.

Год

Е годы

— Социальная комиссия начинает разрабатывать механизмы мониторинга для различных реабилитационных программ Организации Объединенных Наций, специализированных учреждений, правительственных и неправительственных организаций. Проведены исследование и обзор административных и юридических аспектов программ реабилитации и условий для обучения персонала методам восстановления трудоспособности. Повышается информированность о важности новых стратегий реабилитации.

Год

— Генеральная Ассамблея принимает Декларацию социального прогресса и развития, подтверждая, среди прочего, основные свободы и принципы мира, провозглашенные в Уставе Организации Объединенных Наций. Статья 19 гласит, что медицинское обслуживание, социальное обеспечение и социальное попечительство должны быть доступными для всех лиц; указанные положения направлены на реабилитацию лиц с умственными и физическими недостаткам с целью содействия их интеграции в общество.

Е годы

— 1970-е годы ознаменовались принятием нового подхода к проблемам инвалидности. Ориентированная на инвалидов концепция прав человека начала завоевывать международное признание.

Год

— на межучрежденческой встрече, в которой принимают участие МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ, ЮНИСЕФ и Совет всемирных организаций, Социальная комиссия выступает за новую программу сотрудничества в целях поддержки развивающихся стран в их усилиях по реабилитации инвалидов. МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ, ЮНИСЕФ, Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Всемирный фонд реабилитации разрабатывают программу увеличения фондов для оказания технической помощи в сфере реабилитации инвалидов; эксперты по реабилитации направляются во все регионы мира.

Год

— 20 декабря Генеральная Ассамблея провозглашает Декларацию о правах умственно отсталых лиц и просит принять меры в национальном и международном плане, с тем чтобы Декларация служила общепризнанной основой и руководством для защиты прав инвалидов.

Год

— Административный комитет по координации рассматривает рекомендации, содержащиеся в докладе о проведении специального заседания по вопросам реабилитации инвалидов. В соответствии с одной из рекомендаций услуги по реабилитации должны быть включены в основные программы в области оказания медицинской помощи, обучения и развития профессиональных навыков.

Год

— с 26 по 28 ноября в Женеве проводится специальное Межучрежденческое совещание по восстановлению трудоспособности инвалидов, на котором присутствуют представители Организации Объединенных Наций, ПРООН, Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН), ЮНИСЕФ, МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ, Совета всемирных организаций, заинтересованных в оказании помощи инвалидам, и Международной ассоциации социального обеспечения. Было предложено усилить координацию действий и процесс составления планов в области реабилитации инвалидов. Наряду с этим Организации Объединенных Наций было предложено увеличить число инвалидов, принимаемых на работу в Организацию.

Год

— на своей двадцать четвертой сессии Комиссия социального развития рекомендует устранить физические и структурные барьеры, препятствующие полной социальной интеграции инвалидов. 6 мая Экономический и Социальный Совет принимает резолюцию 1921 (LVIII) о предупреждении потери трудоспособности и восстановлении трудоспособности инвалидов.

Год

— в декабре Генеральная Ассамблея принимает Декларацию о правах инвалидов, в которой говорится, что все инвалиды могут пользоваться оговоренными правами независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора.

Год

– Генеральная Ассамблея рекомендует всем государствам-членам принимать во внимание рекомендации, изложенные в Декларации о правах инвалидов, при разработке своей политики, планов и программ. Она также объявляет 1981 год Международным годом инвалидов, подчеркивая, что он должен быть посвящен полному вовлечению инвалидов в жизнь общества и поощрению соответствующих научно-исследовательских проектов в целях ознакомления общественности с правами инвалидов. Генеральный секретарь учреждает целевой фонд, в который будут поступать взносы государств-членов для проведения Международного года инвалидов.

Год

– Генеральный секретарь учреждает межправительственный Консультативный комитет для Международного года инвалидов.

Е годы

— в рамках рассмотрения вопросов существа и проведения пропагандистских мероприятий на национальном и международном уровнях предпринимаются многочисленные попытки улучшить положение инвалидов в целях содействия их интеграции в общество, а также их физической и психологической адаптации внутри своих общин. Начато осуществление программ, ориентированных на восстановление трудоспособности и предупреждение инвалидности. В 141 стране и территории созданы национальные комитеты для улучшения ситуации в следующих областях: социально-экономическое положение инвалидов, разработка и реализация программ, проведение научных исследований, определение политики и принятие решений, законотворчество, децентрализация и передача функций национальных учреждений местным организациям, а также оказание помощи развивающимся странам.

Год

— эксперты по вопросам инвалидности встречаются на нескольких симпозиумах и конференциях:

· Международный симпозиум по проблемам инвалидов, 27 сентября — 4 октября, Триполи, Ливийская Арабская Джамахирия;

· Международный симпозиум экспертов по вопросам технического сотрудничества между развивающимися странами и технического содействия в деле предотвращения инвалидности и реабилитации инвалидов, 12–23 октября, Вена, Австрия;

· Всемирная конференция, посвященная действиям и стратегии в области обучения, предупреждения инвалидности и вовлечения инвалидов в жизнь общества, Торремолинос, Испания (проводится совместно с ЮНЕСКО).

Год

— принимаются меры для расширения доступа инвалидов в Центральные учреждения Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и отделения Организации Объединенных Наций в Женеве и Вене. Подразделения общественной информации Организации Объединенных Наций готовят фотовыставки, фильмы, теле- и радиопрограммы по данной тематике.

В целях снижения вероятности заражения болезнями, вызывающими инвалидность, ЮНИСЕФ расширяет масштабы вакцинации, стремясь охватить свыше 5 млн. детей.

Год

Год

— с 30 ноября по 6 декабря международные неправительственные организации в рамках Международного года инвалидов участвуют в проводимом в Сингапуре первом учредительном конгрессе Международной организации инвалидов (МОИ).

Год

— Генеральная Ассамблея принимает Всемирную программу действий в отношении инвалидов. Теперь политика в сфере инвалидности подразделяется на три основные области: предупреждение инвалидности, восстановление трудоспособности и создание равных возможностей.

Год

— 3 декабря Генеральная Ассамблея выносит рекомендации по осуществлению Всемирной программы, включающие рекомендации Консультативного комитета для Международного года инвалидов. В той же резолюции она провозглашает период 1983–1992 годов Десятилетием инвалидов Организации Объединенных Наций.

Годы

— после провозглашения Десятилетия инвалидов Организации Объединенных Наций (1983–1992 годы) Генеральная Ассамблея рекомендует государствам-членам использовать Десятилетие для осуществления Всемирной программы действий.

Год

— Генеральный секретарь объявляет о публикации доклада по вопросу о мерах в области предупреждения инвалидности. В нем говорится, что многих видов инвалидности можно избежать на основе определения мер по борьбе с недоеданием, загрязнением окружающей среды, несоблюдением гигиенических норм, отсутствием надлежащего медицинского ухода в период беременности и после рождения ребенка и болезнями, передающимися через воду, а также мер по предупреждению несчастных случаев. ПРООН, ЮНИСЕФ и ВОЗ учреждают международную программу с целью применения проверенных методов предупреждения инвалидности и лечения инвалидов в рамках программ общего оздоровления в Нью-Дели.

Год

— Генеральный секретарь сообщает, что 20–25 процентов населения развивающихся стран затронуты проблемой инвалидности и примерно 350–500 млн. инвалидов проживают в местах с недостаточно развитой сферой услуг. В докладе приводятся примеры, свидетельствующие о том, что помощь семьям и общинам все чаще оказывается через соответствующие программы, а не через существующие учреждения.

Августа 1984 года

— г-н Леандро Деспуи (Аргентина) назначен Подкомиссией по поощрению и защите прав человека Специальным докладчиком, в задачи которого входит изучение причинной связи между нарушениями прав человека и фундаментальных свобод и инвалидностью.

Год

— создана международная инициатива, направленная на оказание содействия в деле предупреждения инвалидности и эффективной реабилитации на национальном и региональном уровнях. Целевой фонд Организации Объединенных Наций для Международного года инвалидов переименован в Добровольный фонд для Десятилетия инвалидов Организации Объединенных Наций.

Год

— Генеральный секретарь представляет доклад, в котором отмечается значительный прогресс, достигнутый в области повышения осведомленности о значимости проблемы инвалидности и ее гуманитарных последствий, однако указывается, что многое еще предстоит сделать.

Год

— в августе Генеральный секретарь созывает международное совещание экспертов с целью оценки хода осуществления Всемирной программы действий. Вынесенные рекомендации касаются разработки международной конвенции о ликвидации дискриминации в отношении инвалидов, организации кампании по информированию общественности и представления материалов Организации Объединенных Наций в доступных для инвалидов форматах.

Год

— Генеральная Ассамблея призывает государства-члены приложить особые усилия в целях обеспечения равных возможностей для инвалидов.

Год

— Генеральная Ассамблея просит Генерального секретаря довести до сведения государств-членов Таллинские руководящие принципы для деятельности в области развития людских ресурсов применительно к инвалидам. В Руководящих принципах инвалиды признаются лицами, самостоятельно распоряжающимися своей судьбой, а не лицами, которые находятся в зависимости от государства, и преследуется цель полной реализации потенциала и возможностей каждого человека. Трудоустройство рассматривается как средство, позволяющее инвалидам эффективно осуществлять свои гражданские права в полном объеме. В Руководящих принципах указано, что инвалиды должны иметь право на получение профессиональной подготовки и трудоустройство на равных условиях с другими членами общества.

Е годы

Год

— Специальный докладчик, готовящий для Подкомиссии двухгодичные доклады о положении в области прав человека инвалидов, представляет ей свой последний доклад. В нем он рекомендует учредить пост международного омбудсмена.

Год

— Генеральная Ассамблея принимает Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи. 25 принципов определяют основные права и свободы лиц, страдающих умственными расстройствами.

Год

— окончание Десятилетия инвалидов Генеральная Ассамблея отмечает объявлением 3 декабря Международным днем инвалидов. Наряду с этим она обобщает цели Организации Объединенных Наций в сфере решения проблем инвалидности, в очередной раз подчеркивая важность полной интеграции инвалидов в общество и приветствуя обсуждение вопросов инвалидности на будущих конференциях Организации Объединенных Наций. Экономический и Социальный Совет приветствует решение Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана провозгласить десятилетие 1993–2002 годов Азиатско-тихоокеанским десятилетием инвалидов.

— Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию отмечает взаимозависимость устойчивого социального развития и улучшения окружающей среды, подчеркивая интеграцию всех социальных групп, включая инвалидов, в общую схему развития.

Год

— Генеральная Ассамблея утверждает Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. В Правилах обобщаются идеи Всемирной программы действий и излагаются предпосылки для создания равных возможностей. В них также указываются целевые области для обеспечения равного участия и определяются меры по осуществлению и механизмы контроля.

Год

— Всемирная конференция по правам человека пересматривает общепризнанные документы по правам человека в свете современных проблем и принимает Венскую декларацию и Программу действий. Участники Конференции признают, что все права человека и основные свободы являются универсальными и тем самым, безусловно, охватывают инвалидов.

Год

— в Каире проходит Международная конференция по народонаселению и развитию. На ней признается важность создания равных возможностей для инвалидов.

Год

— в марте в Копенгагене проводится Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития. На ней принимается Копенгагенская декларация о социальном развитии и Программа действий Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития.

Год

— 4–15 сентября на проходящей в Пекине четвертой Всемирной конференции по положению женщин основное внимание уделяется гендерным вопросам в общей схеме развития. В Пекинской декларации и Платформе действий высказывается обеспокоенность проблемами инвалидности и признается тот факт, что женщины сталкиваются с препятствиями на пути к полному равенству и улучшению их положения вследствие таких факторов, как инвалидность. 7 декабря 1995 года в рамках программы Международного дня инвалидов проводится межучрежденческое совещание Организации Объединенных Наций, в ходе которого различные учреждения, работающие с инвалидами, представляют реализуемые ими проекты. Совещание проводится совместными усилиями Департамента по координации политики и устойчивому развитию и Департамента общественной информации Секретариата Организации Объединенных Наций.

Год

— Подготовительный комитет Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам, состоявшейся в июне 1996 года в Стамбуле, Турция, представляет проект заявления о принципах и обязательствах и глобальный план действий, в котором уделяется особое внимание инвалидам, которые могут воспользоваться государственной поддержкой, обеспечиваемой за счет позитивных действий.

Первая декада нового тысячелетия — обсуждение и принятие Конвенции о правах инвалидов.

Год

— в декабре на заседании Генеральной Ассамблеи Мексика предлагает создать Специальный комитет для рассмотрения предложений относительно всеобъемлющей единой международной конвенции о поощрении и защите прав и достоинства инвалидов.

Комитет ООН по правам инвалидов опубликовал предварительные рекомендации по итогам доклада, который был представлен замглавы Минтруда РФ Григорием Лекаревым на 19-й сессии Комитета в Женеве. В частности, эксперты ООН рекомендуют России ратифицировать Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов, чтобы люди с инвалидностью в России могли подавать в ООН жалобы на нарушения своих прав.

В документе, размещенном на сайте Координационного совета по делам инвалидов при Общественной палате РФ, перечислены наиболее распространенные нарушения прав инвалидов в России и рекомендации по их устранению. Россия, как государство, подписавшее Конвенцию о правах инвалидов, должна будет представить отчет о выполнении требований и рекомендаций Комитету ООН по правам инвалидов.

Эксперты ООН отметили, что в России есть положительные сдвиги в защите прав инвалидов. В законодательстве есть прямое запрещение дискриминации по признаку инвалидности. В настоящее время в стране принята и реализуется государственная программа "Доступная среда", которая продлена до 2025 года. В последние голы значительно увеличилось число детей-инвалидов в системе инклюзивного образования. Россия также присоединилась к Марракешскому договору, облегчающему доступ незрячих и слабовидящих людей к печатной информации.

Однако в Комитете ООН по правам инвалидов указали и на многочисленные проблемные вопросы, связанные с нарушением прав людей с инвалидностью в стране. Прежде всего, в документе указано, что в России, как и прежде, упорно придерживаются медицинской модели в реабилитации инвалидов и основное внимание акцентируется на создании специализированных служб, что приводит к сегрегации людей с инвалидностью. Кроме того, законодательство страны не в полной мере соответствует требованиям Конвенции ООН о правах инвалидов. Эксперты рекомендуют при принятии новых законов и нормативных актов активно задействовать самих людей с инвалидностью и независимые организации, занимающиеся защитой их прав.

Среди других нарушений прав инвалидов в России и наиболее частых случаев их дискриминации эксперты Комитета ООН по правам инвалидов выделили следующие:

  • Низкие размеры штрафов за дискриминацию инвалидов в различных сферах жизни.
  • Несоблюдение прав женщин-инвалидов и отсутствие эффективных механизмов их защиты от дискриминации, включая доступ к правосудию.
  • Значительное число детей-инвалидов и взрослых инвалидов, проживающих в интернатах и других учреждениях закрытого типа.
  • Программа "Доступная среда" реализуется далеко не во всех населенных пунктах, что особенно заметно в отдаленных районах страны и сельской местности.
  • Отсутствие полноценного доступа людей с нарушениями слуха к государственным услугам и информационным службам (112 и др.).
  • Нехватка подготовленных сурдопереводчиков для участия в судебных разбирательствах и представления людей с нарушениями слуха в других процедурах, обеспечивающих защиту их прав.
  • Проблемы с доступом для людей с инвалидностью к парковочным местам на автостоянках.
  • Отсутствие государственной политики, позволяющей людям с инвалидностью становится полноправными участниками системы правосудия, как прямыми, так и косвенными.
  • Ограничение прав и свобод ментальных инвалидов, которые не защищены от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
  • Неоднократные случаи физического и психологического насилия в отношении лиц с умственными недостатками, включая лиц с аутизмом.
  • Случаи принудительной стерилизации инвалидов, особенно женщин и девочек с умственными и психосоциальными нарушениями.
  • Отсутствие равного доступа к техническим средствам реабилитации и качественному оборудованию для реабилитации.
  • Отсутствие финансовых ресурсов и механизмов для обеспечения равных условий и поддержки инвалидов в системе общего образования, гарантированных федеральным законодательством.
  • Недостаточный и неравный доступ к качественному медицинскому обслуживанию и услугам по реабилитации.
  • Отсутствие достаточной информации о "специальных должностях" и программах на рынке труда для инвалидов, а также о профессиональной подготовке и помощи размещении инвалидов на рабочих местах.
  • Отсутствие всеобъемлющего и обязывающего законодательства, гарантирующего осуществление избирательных прав инвалидов.
  • Отсутствие информации о качестве и доступности предоставляемых услуг для лиц с различными формами инвалидности после создания Федерального реестра инвалидов.
  • Недостаточное участие российских организаций инвалидов в области международного сотрудничества.
  • Недостаточное участие представителей организаций инвалидов в осуществлении контроля за осуществлением Конвенции ООН о правах инвалидов.

Комитет ООН по правам инвалидов также рекомендует России ратифицировать Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов, чтобы люди с инвалидностью в России могли подавать в ООН жалобы на нарушения своих прав. Кроме того, в документе указано, что термин "инвалид", официально использующийся в России, не отражает модели прав человека и его рекомендовано изменить.

Ранее мы сообщали, что заместитель министра труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев на 19-й сессии Комитета ООН по правам инвалидов в Женеве доложил о выполнении Россией положений Конвенции ООН о правах инвалидов. По его словам, сейчас в России система льгот и пособий дополняется новыми правовыми возможностями для обеспечения людям с инвалидностью возможности участвовать в общественной жизни наравне с другими.

  • Статья 1. Цель
  • Статья 2. Определения
  • Статья 3. Общие принципы
  • Статья 4. Общие обязательства
  • Статья 5. Равенство и недискриминация
  • Статья 6. Женщины-инвалиды
  • Статья 7. Дети-инвалиды
  • Статья 8. Просветительно-воспитательная работа
  • Статья 9. Доступность
  • Статья 10. Право на жизнь
  • Статья 11. Ситуации риска и чрезвычайные гуманитарные ситуации
  • Статья 12. Равенство перед законом
  • Статья 13. Доступ к правосудию
  • Статья 14. Свобода и личная неприкосновенность
  • Статья 15. Свобода от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания
  • Статья 16. Свобода от эксплуатации, насилия и надругательства
  • Статья 17. Защита личной целостности
  • Статья 18. Свобода передвижения и гражданство
  • Статья 19. Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество
  • Статья 20. Индивидуальная мобильность
  • Статья 21. Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации
  • Статья 22. Неприкосновенность частной жизни
  • Статья 23. Уважение дома и семьи
  • Статья 24. Образование
  • Статья 25. Здоровье
  • Статья 26. Абилитация и реабилитация
  • Статья 27. Труд и занятость
  • Статья 28. Достаточный жизненный уровень и социальная защита
  • Статья 29. Участие в политической и общественной жизни
  • Статья 30. Участие в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом
  • Статья 31. Статистика и сбор данных
  • Статья 32. Международное сотрудничество
  • Статья 33. Национальное осуществление и мониторинг
  • Статья 34. Комитет по правам инвалидов
  • Статья 35. Доклады государств-участников
  • Статья 36. Рассмотрение докладов
  • Статья 37. Сотрудничество между государствами-участниками и Комитетом
  • Статья 38. Отношения Комитета с другими органами
  • Статья 39. Доклад Комитета
  • Статья 40. Конференция государств-участников
  • Статья 41. Депозитарий
  • Статья 42. Подписание
  • Статья 43. Согласие на обязательность
  • Статья 44. Организации региональной интеграции
  • Статья 45. Вступление в силу
  • Статья 46. Оговорки
  • Статья 47. Поправки
  • Статья 48. Денонсация
  • Статья 49. Доступный формат
  • Статья 50. Аутентичные тексты
  • Приложение II. Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов
    • Статья 1
    • Статья 2
    • Статья 3
    • Статья 4
    • Статья 5
    • Статья 6
    • Статья 7
    • Статья 8
    • Статья 9
    • Статья 10
    • Статья 11
    • Статья 12
    • Статья 13
    • Статья 14
    • Статья 15
    • Статья 16
    • Статья 17
    • Статья 18

    Конвенция
    о правах инвалидов
    (от 13 декабря 2006 г.)

    ГАРАНТ:

    См. статус настоящей Конвенции

    Государства - участники настоящей Конвенции,

    a) напоминая о провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций принципах, в которых достоинство и ценность, присущие всем членам человеческой семьи, и равные и неотъемлемые права их признаются за основу свободы, справедливости и всеобщего мира,

    b) признавая, что Организация Объединенных Наций провозгласила и закрепила во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека, что каждый человек обладает всеми предусмотренными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия,

    c) подтверждая всеобщность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность всех прав человека и основных свобод, а также необходимость гарантировать инвалидам полное пользование ими без дискриминации,

    d) ссылаясь на Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенцию о правах ребенка и Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей,

    e) признавая, что инвалидность - это эволюционирующее понятие и что инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими,

    f) признавая важность, которую принципы и руководящие ориентиры, содержащиеся во Всемирной программе действий в отношении инвалидов и в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, имеют с точки зрения влияния на поощрение, формулирование и оценку стратегий, планов, программ и мероприятий на национальном, региональном и международном уровнях для дальнейшего обеспечения инвалидам равных возможностей,

    g) подчеркивая важность актуализации проблем инвалидности как составной части соответствующих стратегий устойчивого развития,

    h) признавая также, что дискриминация в отношении любого лица по признаку инвалидности представляет собой ущемление достоинства и ценности, присущих человеческой личности,

    i) признавая далее многообразие инвалидов,

    j) признавая необходимость поощрять и защищать права человека всех инвалидов, в том числе нуждающихся в более активной поддержке,

    k) будучи озабочены тем, что, несмотря на эти различные документы и начинания, инвалиды продолжают сталкиваться с барьерами на пути их участия в жизни общества в качестве равноправных членов и с нарушениями их прав человека во всех частях мира,

    l) признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни инвалидов в каждой стране, особенно в развивающихся странах,

    m) признавая ценный нынешний и потенциальный вклад инвалидов в общее благосостояние и многообразие их местных сообществ и то обстоятельство, что содействие полному осуществлению инвалидами своих прав человека и основных свобод, а также полноценному участию инвалидов позволит укрепить у них ощущение причастности и добиться значительных успехов в человеческом, социальном и экономическом развитии общества и искоренении нищеты,

    n) признавая, что для инвалидов важна их личная самостоятельность и независимость, включая свободу делать свой собственный выбор,

    o) считая, что инвалиды должны иметь возможность активной вовлеченности в процессы принятия решений относительно стратегий и программ, в том числе тех, которые их прямо касаются,

    p) будучи озабочены трудными условиями, с которыми сталкиваются инвалиды, подвергающиеся множественным или обостренным формам дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического, аборигенного или социального происхождения, имущественного положения, рождения, возраста или иного обстоятельства,

    q) признавая, что женщины-инвалиды и девочки-инвалиды как дома, так и вне его нередко подвергаются большему риску насилия, травмирования или надругательства, небрежного или пренебрежительного отношения, плохого обращения или эксплуатации,

    r) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами - участниками Конвенции о правах ребенка,

    s) подчеркивая необходимость учета гендерного аспекта во всех усилиях по содействию полному осуществлению инвалидами прав человека и основных свобод,

    t) подчеркивая тот факт, что большинство инвалидов живет в условиях нищеты, и признавая в этой связи острую необходимость заниматься проблемой отрицательного воздействия нищеты на инвалидов,

    u) принимая во внимание, что обстановка мира и безопасности, основанная на полном уважении целей и принципов, изложенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и на соблюдении применимых договоров в области прав человека, является непременным условием для полной защиты инвалидов, в частности во время вооруженных конфликтов и иностранной оккупации,

    v) признавая, что важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами,

    w) принимая во внимание, что каждый отдельный человек, имея обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит, должен добиваться поощрения и соблюдения прав, признаваемых в Международном билле о правах человека,

    x) будучи убеждены в том, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства и что инвалиды и члены их семей должны получать необходимую защиту и помощь, позволяющие семьям вносить вклад в дело полного и равного пользования правами инвалидов,

    y) будучи убеждены в том, что всеобъемлющая и единая международная конвенция о поощрении и защите прав и достоинства инвалидов явится важным вкладом в преодоление глубоко неблагоприятного социального положения инвалидов и в расширение их участия в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни при равных возможностях - как в развитых, так и в развивающихся странах,

    согласились о нижеследующем:

    Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.

    Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. N 61/106

    Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 г.

    Российская Федерация подписала Конвенцию 24 сентября 2008 г., ратифицировала Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ


    Комитет ООН по правам инвалидов опубликовал предварительные рекомендации по итогам доклада, который был представлен замглавы Минтруда РФ Григорием Лекаревым на 19-й сессии Комитета в Женеве. В частности, эксперты ООН рекомендуют России ратифицировать Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов, чтобы люди с инвалидностью в России могли подавать в ООН жалобы на нарушения своих прав.

    В документе, размещенном на сайте Координационного совета по делам инвалидов при Общественной палате РФ, перечислены наиболее распространенные нарушения прав инвалидов в России и рекомендации по их устранению. Россия, как государство, подписавшее Конвенцию о правах инвалидов, должна будет представить отчет о выполнении требований и рекомендаций Комитету ООН по правам инвалидов.

    Бесплатная юридическая помощь инвалидам. Где ее получить?

    Однако в Комитете ООН по правам инвалидов указали и на многочисленные проблемные вопросы, связанные с нарушением прав людей с инвалидностью в стране. Прежде всего, в документе указано, что в России, как и прежде, упорно придерживаются медицинской модели в реабилитации инвалидов и основное внимание акцентируется на создании специализированных служб, что приводит к сегрегации людей с инвалидностью. Кроме того, законодательство страны не в полной мере соответствует требованиям Конвенции ООН о правах инвалидов. Эксперты рекомендуют при принятии новых законов и нормативных актов активно задействовать самих людей с инвалидностью и независимые организации, занимающиеся защитой их прав.

    Среди других нарушений прав инвалидов в России и наиболее частых случаев их дискриминации эксперты Комитета ООН по правам инвалидов выделили следующие:

    Ранее мы сообщали, что заместитель министра труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев на 19-й сессии Комитета ООН по правам инвалидов в Женеве доложил о выполнении Россией положений Конвенции ООН о правах инвалидов. По его словам, сейчас в России система льгот и пособий дополняется новыми правовыми возможностями для обеспечения людям с инвалидностью возможности участвовать в общественной жизни наравне с другими.

    Читайте также: