Письменный доклад по монографии ученого

Обновлено: 05.07.2024

Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения:

Статья (книга, монография и т. п.) посвящена… (теме, вопросу, проблеме) …

Указывается, из скольких и из каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения:

Книга (статья) состоит из … (трех разделов и т. п.);

– " – включает в себя …;

– " – содержит … и т. п.

4. Основное содержание.

Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Используются следующие выражения:

Во введении указывается, что…;

– " – отмечается, что …;

В первой главе освещается …. Автор отмечает (указывает, делает вывод), что …;

Вторая глава посвящена (содержит) … По мнению автора, .; В третьей главе…;

В заключении указывается (отмечается), что … и т. п.

5. Наличие иллюстративного материала.

Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются выражения типа:

Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы… и т. п.

Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения:

Статья предназначена для специалистов в области …;

– " – представляет интерес для…(широкого круга читателей) и т. п.

Как можно заметить, основное композиционное отличие монографического реферата от аннотации состоит в том, что в реферате отражаются композиция источника и наличие иллюстративного материала. Содержательное же отличие между ними заключается в том, что реферат содержит конкретные сведения, выводы, идеи автора. В этом отношении реферат приближается к конспекту, однако отличается от него большим лаконизмом, поскольку включает только обобщенные и преимущественно новые, оригинальные выводы автора книги.

Особенность реферата заключается в его объективности: он не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, его оценки содержания. Требования к языку реферата аналогичны требованиям к аннотации: краткость, простота, ясность изложения и использование лексики книжного или нейтрального стилей речи.

Реферат(от лат. refere– докладывать, сообщать) – краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель реферата – ответ на вопрос о том, что именно говорится в статье (книге) нового, существенного.

Существует две основные разновидности рефератов: монографический и обзорный.

Монографический рефератсоставляется по одному источнику (статье, книге и т. п.). В зависимости от полноты отражения содержания монографические рефераты подразделяются на рефераты‑конспекты(краткое изложение всей информации, содержащейся в реферируемом источнике) и рефераты‑резюме(включающие информацию, тесно связанную с главной темой источника).

Обзорный реферат(или реферат‑обзор)составляется по нескольким источникам, посвященным одной теме.

Рассмотрение принципов составления реферата‑обзора выходит за рамки данного раздела, так как эта деятельность предполагает скорее развитие навыков письма. В данной части мы рассматриваем только принципы составления монографического реферата.

Структура монографического реферата

1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).

2. Тема статьи (книги).

Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения:

Статья (книга, монография и т. п.) посвящена… (теме, вопросу, проблеме) …

Указывается, из скольких и из каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения:

Книга (статья) состоит из … (трех разделов и т. п.);

" – включает в себя …;

" – содержит … и т. п.

4. Основное содержание.

Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Используются следующие выражения:

Во введении указывается, что…;

" – отмечается, что …;

В первой главе освещается …. Автор отмечает (указывает, делает вывод), что …;

Вторая глава посвящена (содержит) … По мнению автора, .; В третьей главе…;

В заключении указывается (отмечается), что … и т. п.

5. Наличие иллюстративного материала.

Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются выражения типа:

Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы… и т. п.

Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения:

Статья предназначена для специалистов в области …;

" – представляет интерес для…(широкого круга читателей) и т. п.

Как можно заметить, основное композиционное отличие монографического реферата от аннотации состоит в том, что в реферате отражаются композиция источника и наличие иллюстративного материала. Содержательное же отличие между ними заключается в том, что реферат содержит конкретные сведения, выводы, идеи автора. В этом отношении реферат приближается к конспекту, однако отличается от него большим лаконизмом, поскольку включает только обобщенные и преимущественно новые, оригинальные выводы автора книги.

Особенность реферата заключается в его объективности: он не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, его оценки содержания. Требования к языку реферата аналогичны требованиям к аннотации: краткость, простота, ясность изложения и использование лексики книжного или нейтрального стилей речи.

В качестве примера приведем реферат статьи.

ОБРАЗЕЦ МОНОГРАФИЧЕСКОГО РЕФЕРАТА (РЕФЕРАТ‑КОНСПЕКТ)

Осипов С. Прионы – невидимые убийцы // Аргументы и факты. – 1996.– № 8.

Статья посвящена защите человечества от вирусов и болезнетворных бактерий. Она состоит из введения и трех небольших разделов. Во введении автор отмечает, что в мире существует огромное количество микроорганизмов, некоторые из них являются полезными и необходимыми, а другие – болезнетворными.

Монографический реферат должен быть составлен таким образом, чтобы, прочитав его, человек получил полное представление о содержании статьи и о полезной информации, содержащейся в ней. Иногда при дефиците времени знакомство с рефератом‑резюме снимает необходимость обращения к статье‑источнику.

Составление аннотации

Аннотация(от лат. annotatio– замечание) – краткая характеристика статьи, книги и т. д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации – ответить на вопрос, о чем говорится в статье, т. е. дать общее представление о статье.

Структура аннотации:

1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).

2. Тема статьи (книги).

Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения:

Статья (книга, монография и т. п.) посвящена … (теме, вопросу, проблеме) …

Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в тексте. Используются следующие выражения:

В статье (книге) анализируются (освещаются, описываются, разбираются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы;

– " – дается анализ (характеристика, описание); –" – приводятся результаты;

– " – излагается теория (история, методика, проблема, вопрос);

– " – исследуется вопрос о (проблема, процесс, зависимость, свойства) и т. д.

Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения:

предназначена для специалистов в области …;

Статья представляет интерес для …(широкого круга читателей) и т. п.

Образцы аннотаций содержатся практически в любой книге на обороте титула. Обычно при знакомстве с книгой в первую очередь читают аннотацию к ней.

ОБРАЗЕЦ АННОТАЦИИ

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

Книга посвящена технике быстрого чтения. В ней рассказывается о том, как научиться быстро читать, глубже и полнее понимать прочитанное, разбираются причины медленного чтения и приемы освоения техники быстрого и эффективного чтения. Авторы приводят 10 бесед с упражнениями и контрольными заданиями, позволяющими самостоятельно или с помощью педагогов освоить метод быстрого чтения. К книге прилагается вкладыш с тренировочными таблицами. Книга адресована учащимся старших классов, а также может быть полезна широкому кругу читателей.

Язык аннотации должен быть литературным, лаконичным, простым и ясным. В ней не должно содержаться избыточной информации.

ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ планА

1.прочитайте статью, по ходу чтения определяя тему, подтемы (микротемы, которые раскрывают тему).

2. Разделите прочитанное на части.

3. Определите, с какой целью составляется план, и на основе этого решите, какой будет вид плана по форме выражения.

4. Дайте краткое наименование каждой части.

6. Определите, достаточно ли адекватно передает структуру и содержание исходного текста простой план. В случае необходимости объедините ряд частных пунктов, подобрав к ним общий заголовок и превратив таким образом простой план в сложный;

7. Соотнесите готовый план с исходным текстом, в случае необходимости дополните или сократите план.

Тезисы– это сжато сформулированные основные положения текста, в которых кратко и последовательно раскрываются его тема и основная мысль.

Тезисы представляют собой те мысли, которые автор или оратор раскрывает (или собирается развивать, доказывать, защищать / опровергать) в своём тексте, выступлении, и их обоснование.

Если в плане только называются рассматриваемые вопросы, то тезисы раскрывают их сущность (ср.: Понятие культуры речи и Культура речи – часть общей культуры человека, правильное и целесообразное употребление языковых средств). В отличие от плана, тезисы отражают ход размышлений автора, могут включать не только выводы, но и основные, значимые примеры, факты или ссылки на них. С помощью тезисов сжато, кратко передается то, что более подробно может быть зафиксировано в конспекте.

Что это такое?

Научный доклад – это научная работа в миниатюре, где автор полноценного исследовательского проекта кратко излагает суть: проблема, действия и результат. Здесь важен акцент на практику, освещать теорию можно очень кратко и емко или вовсе опустить данный фрагмент научного изыскания.

Научный доклад

Работа над докладом

Научный доклад может быть представлен в двух формах: устной – в виде выступления автора перед коллегами или комиссией, в письменной – в виде полноценного небольшого проекта. Независимо от формы представления проведенного исследования с помощью научного доклада автора должен показать три ключевых навыка: анализ информации и систематизация данных, грамотная интерпретация полученных результатов, а также готовность к дополнительным вопросам.

Миссия научного доклада заключается в кратком и емком представлении глобального исследования, отражении его сути и мастерства автора. Он необходим в определенных случаях: по требованию организаторов научно-исследовательского мероприятия (конференция, симпозиум и пр.), для защиты проекта на публике, для знакомства экзаменаторов с исследованием и пр.

Специфика выполнения научного доклада

Приступать к формированию научного доклада целесообразно и возможно только по мере проведения исследования, получения окончательных результатов и подведения итогов. Чаще всего создание этого документа начинается сразу же по мере формирования чернового или окончательного варианта научной работы, раньше подготовить текст для выступления не удастся.

В научном докладе особое место отводится практической части исследования. Теоретические аспекты доступны и известны всем, а вот результаты экспериментально-аналитической части могут быть уникальны и неординарны.

Специфика научного доклада

Особенности выполнения научного доклада

Несмотря на небольшой объем (в среднем около 2-6 страниц печатного текста), научный доклад должен соответствовать таким требованиям как:

  • Написание текста производится строго в рамках академического письма;
  • В докладе отмечается лишь суть исследования, с акцентом на цель, мероприятия и полученный результат;
  • Краткость и емкость изложения, читабельность и понятность, последовательность и логичность мыслей автора;
  • Возможно использование вводных конструкций и клише, отсутствие личных местоимений (обезличенная форма);
  • Наличие четкой структуры: титульник, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы;
  • Ключевые тенденции и закономерности, изменения целесообразно отмечать графически, чтобы упростит процесс внимания в информацию, отслеживание перемен и их воздействия на объект исследования.

Сам текст доклада (основная часть) – носит формальный характер и выполняется строго в научном стиле, но введение и заключение должно содержать и культурно-этические элементы: приветствие коллег и членов комиссии, благодарность за проявленное внимание и пр.

Немаловажную роль в оценке научного доклада и исследования в целом играет правильное оформление. Текст должен быть без ошибок и опечаток, структурирован логически и формально (главы, подпункты, абзацы), оформлен с учетом действующих норм (поля, шрифт, номер страницы, уникальность и пр.).

При оценке научного доклада эксперты уделяют особое внимание следующим моментам:

  • Логичное повествование хода исследования;
  • Анализ полученных результатов и аргументированные выводы автора;
  • Умение работать и обрабатывать информацию, преобразовывать ее в более сжатый и емкий вид, выделять исключительно важные моменты (суть) и грамотно ее преподносить;
  • Оформление, следование четким требованиям.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

От качества научного доклада и может зависеть успех автора научной работы. Поэтому к его написанию следует подойти с особым вниманием и ответственностью.

Инструкция по выполнению научного доклада

Важно отметить, что тема научного доклада изначально предопределена. Она полностью идентична с темой полномасштабного исследования: курсовой, дипломной, научной работы и т.д.

Инструкция по выполнению научного доклада

Схема выполнения научного доклада

Прежде, чем приступать к написанию научного доклада, автору необходимо подготовиться:

  • Еще раз изучить полноценную версию исследования и выделить основные моменты: цель и задачи, объект и предмет, методология и инструментарии, информационная база, новизна и значимость. Установление этих ориентиров облегчит подготовку введения доклада;
  • Определить основные термины, методики и кратко их отметить. Достаточно выделить наиболее распространенные приемы, актуальные методики и перечислить их с кратким описанием (что делать, в какой последовательности и пр.);
  • Отметить ключевые моменты практической части: последовательность действий и полученный результат на каждом этапе. Здесь важно сразу же предоставлять результаты анализа: о чем свидетельствуют те или иные тенденции и отклонения, на чем отражаются и что провоцирует их появление;
  • Подвести итог, обозначив актуальную проблему и предложив новый способ ее решения с учетом современных возможностей объекта. Притом все мероприятия по решению проблемы должны быть реалистичными, выполнимыми и достижимыми. Если имеются результаты апробации, то автору следует сразу же отметить степень эффективности предложенных мер, пояснить возможность использования полученных и проверенных результатов в перспективе (где, как уместны и пр.).

В научном докладе не нужно подробно расписывать каждый этап или мероприятие. Достаточно пронумеровать их, отметив: что было сделано (анализ деятельности ООО), что выявлено (какая проблема), что предпринято (что предлагает автора), что получено (результат новшеств).

В основу научного доклада должны лечь только достоверные, поверенные и обоснованные сведения, подтверждающие точность и верность результатов и рекомендаций автора.

Пример формирования научного доклада

  • Введение призвано очертить ключевые моменты и заинтересовать аудиторию;
  • Основная часть – раскрыть основные моменты и решить проблему;
  • Заключение – подвести итог, подчеркнуть самостоятельность и компетентность автора, эффективность решений.

Для формирования оглавления научного доклада достаточно взглянуть на оглавление научного изыскания и преобразовать его следующим образом: введение, теоретические аспекты по теме (краткий очерк, современные тенденции), характеристика объекта исследования диагностика проблемы и ее проявления, возможности объекта, рекомендации автора и оценка их эффективности (мероприятия, анализ результатов), заключение список литературы.

Титульный лист должен быть оформлен с учетом требований ГОСТ: образовательное учреждение, вид работы (доклад, научный доклад), тема, исполнитель, руководитель (преподаватель), дата защиты.

Титульный лист доклада

Как оформить титульный лист?

Оформление содержания доклада

Создаем оглавление

Основной текст доклада представлен в виде текстовой информации, которая кратко рассказывает об истории становления этики и риторики, их взаимосвязи и важности, проблемах, важности, основных факторах и тенденциях.

Что должно быть в научном докладе? Содержание научного доклада Основная часть научного доклада

Заключение подводит итог: зачем нужна риторика и этика, как она сказывается на общении и презентации личности, чем способствует (ее значимость) и пр.

Выводы в научном докладе

Заключительная часть доклада

Список литературы подчеркивает основу исследования (научные труды, данные и пр.).

Список литературы

Оформляем список литературы по всем требованиям и стандартам

По мере формирования научного доклада обязательно перечитайте его, проверьте на ошибки, логичность и последовательность ясность и читабельность, оформление.

Написание научного доклада представляет собой тщательную переработку проведенного исследования, поэтому он всегда получается уникальным.

Научный доклад облегчает защиту любого проекта независимо от уровня сложности, направления деятельности и темы. Он поможет как студенту при защите курсовой, дипломной работы, так и ученому на защите монографии, диссертации, на конференции и пр.

Притом обратите внимание, что комиссия чаще всего задает вопросы автору по тем моментам, которые он опустил в научном докладе, но указал в полномасштабной работе (термины, определения, формулы, промежуточные результаты, причина выбора конкретного мероприятия или метода и пр.). Поэтому у него есть шанс досконально подготовиться к ним, пометив их отдельно.

Для того чтобы понимать, что такое монография и как ее писать, нужно изучить требования ВАК и ГОСТов. Этот научный труд посвящен определенной теме, должен обладать определенной структурой и содержать список источников. В тексте обязательно отражаются результаты исследования и вывод. У работы может быть как один автор, так и несколько.

Требования к монографии

Основные сведения

Существует несколько определений монографии. Согласно Большому толковому словарю, под этим словом понимается научная работа, которая посвящена одной теме или вопросу. Согласно ГОСТУ 7.60−2003 монография — это научное издание, которое содержит исследование одной проблемы или темы. Такой труд может быть коллективным или принадлежать одному автору.

Необходимо понимать разницу между монографией и другими научными работами:

Что такое монография и как ее писать

  1. Автореферат — это реферат, который содержит информацию о проведенном исследовании. Предоставляет при соискании на научную степень.
  2. Сборник научных трудов — книга, содержащая исследовательские материалы авторов по разным темам.
  3. Материалы конференции — сборник, который содержит итоги конференции в виде докладов, решений, рекомендаций.

Требования к монографии формирует Высшая аттестационная комиссия (ВАК). Объем работы не регулируется, но согласно рекомендациям она должна быть не меньше 5 авторских листов — это примерно 110 страниц текста. Общий тираж моноиздания составляет не меньше 500 экземпляров.

Рецензия работы

Не стоит рассчитывать на получение прибыли от моноиздания. Такая литература рассчитана на очень узкий круг лиц, и продать ее по высокой цене не получится, так как она не будет популярной.

Работа должна получить не меньше двух рецензий от докторов наук по специальности исследования. Дополнительно автор должен взять рецензию у ведущей организации по профилю научной работы.

Текст монографии должен быть написан в научном стиле. Его характерные черты — это структурированное, четкое изложение фактов, наличие выводов, подробное описание проблемы. Не допускают эмоции, жаргонизмы, яркие подзаголовки.

Монография не является сборником цитат из разной научной литературы. Задача автора — провести анализ теории, которая относится к теме исследования, после чего уже идет изложение основной части работы.

Структура монографии

Название научной работы должно состоять из 5−6 слов, быть понятным и кратким. В отличие от диссертации, где название должно отражать предмет исследования, монография преследует другую цель — привлечение читателя.

Весь понятийный аппарат должен быть современным и отвечать стандартам научного общества. В научном труде делается оглавление, а не содержание. В оглавлении отражаются все главы, параграфы и другие части работы.

В предисловии монографии поясняются цели и особенности построения текста, иногда в нем указывается краткое содержание каждой главы. Во введении отражается проблематика научной работы.

Что такое монография

Структура монографии:

  1. Оглавление.
  2. Предисловие.
  3. Введение.
  4. Первая глава — обзор литературы и разных точек зрения ученых, которые уже занимались изучением темы научной работы.
  5. Основная часть — может состоять из разного количества глав и параграфов. Они должны охватить всю тему полностью.
  6. Заключение — в нем описывают итоги исследования и как их применять на практике.
  7. Список литературы.

При необходимости монографию дополняют приложениями, которые служат для размещения вспомогательных материалов. При объеме работы свыше 20 авторских листов делается предметный и именной указатель, он размещается перед списком литературы.

После окончания работы

Перед публикацией монография должна пройти два этапа редактирования. В первую очередь текст проверяется человеком, который разбирается в теме исследования. Это нужно для того, чтобы выявить фактические ошибки и проверить материал. Привлекать к этому лучше человека, который понимает специфику работы.

После монографию правит корректор. Он вычитывает материал, исправляет разные ошибки — грамматические, орфографические, стилистические и другие. Редактуру автор делает по своему желанию, так как услуги таких специалистов оплачиваются отдельно. Но лучше не пренебрегать этими этапами, так как документ важно не только правильно оформить, но и грамотно написать.

Монография это

Разного рода ошибки снизят ценность работы. Специальные программы для проверки на ошибки не гарантируют того, что текст будет правильно проработан. Поэтому лучше прибегнуть к услугам редактора и корректора.

Перед публикацией важно проверить оформление цитат, сносок, нумерацию таблиц и рисунков. Пример оформления монографии по ГОСТу позволит определить, правильно ли структурирована работа. Текст должен быть написан с использованием шрифта Times New Roman 14 кегля. Выдерживается межстрочный 1,5 интервал, отступ абзаца — 1,25.

Специалист издательства проверяет работу перед печатью на лишние пробелы между буквами и другие похожие ошибки.

Список литературы обязательно должен быть оформлен в соответствии с ГОСТом 7.1−2003. Если он большой, то его можно разбить на несколько тематических разделов. Предварительно можно посмотреть образец, так как это поможет понять особенности оформления.

Монография примеры

В аннотации к монографии дается краткая характеристика научного труда. Ее главная цель — не пересказать работу, а оценить ее. Поэтому во введении указывается информация об авторе, значение исследования и ценность труда, в базовой части акцентируется внимание на теме монографии и ее отличиях от других схожих работ.

В заключении аннотации необходимо написать о полезности материала, аргументировать это и описать, какому кругу читателей будет полезен материал. Эта часть текста должна давать читателю краткое представление об исследовании и привлекать его.

Некоторые советы

Перед написанием научной работы можно изучить примеры монографии — это позволит понять особенность текста и его структуру. Поэтому нужно составить предварительный план глав, который даст возможность лучше представлять части монографии.

Начинающие авторы могут иногда в тексте рассматривать несколько тем — это грубейшая ошибка. В монографии всегда рассматривается только одна тема или проблема, поэтому не нужно уклоняться от этого и пытаться охватить большую научную область.

Задача автора — принести новизну своей работой. Поэтому он не только проводит анализ уже имеющейся литературы, но и формулирует свою гипотезу.

Все цитаты из литературы лучше выписывать в отдельную тетрадь или делать ксерокопии, в таком случае листы лучше сразу вкладывать в отдельную мультифору. Обязательно нужно выписывать полные выходные данные книги или статьи. Все это позволит систематизировать материал, и в нем будет легко ориентироваться.

Оформление монографии по госту пример

Монография отличается от художественного произведения тем, что в ней допускается использование только специальной лексики. Научная работа посвящена узкому кругу лиц, и она содержит информацию, которая понятна только профессионалам.

Монография относится к жанру научной прозы. Поэтому в тексте автору нельзя эмоционально что-то описывать, использовать средства художественной выразительности и т. п. Он должен проводить анализ литературы по обозначенной теме, проводить исследования и формулировать выводы.

Вся информация должна подаваться четко, в сжатой форме. Монография — это серьезная работа и ее написать может не каждый человек. Поэтому при работе можно консультироваться у опытных людей, которые смогут указать на ошибки и слабые места.

Не стоит пытаться сразу написать весь текст, лучше создавать его по главам — это позволит быстро заниматься редактированием. В процессе может появиться несколько черновиков, которые будут служить основой для написания итоговой работы. Монографию не получится создать за пару недель, так как сбор материала и написание займет много времени.

Читайте также: