Система технических регламентов и стандартов в сфере охраны окружающей среды доклад

Обновлено: 08.07.2024

Экологическое законодательство РФ составляют:

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, являющуюся основой жизни на Земле.

Особенностью правового регулирования экологических отношений является преобладание административно-правового метода воздействия. Характерным моментом его является не юридическое равенство сторон (присущее гражданско-правовому методу), а отношение власти и подчинения. Властными полномочиями при этом обладают природоохранные органы, осуществляющие эту деятельность в соответствии с законодательством и стоящие на страже интересов общества и граждан.

В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный, общественный надзор и контроль в области охраны окружающей среды. Государственный надзор осуществляют специальные государственные органы и инспекции, которые в своей деятельности не зависят от администрации контролирующих предприятий. Это Прокуратура РФ, Федеральная служба лесного хозяйства РФ, Госкомитет РФ по земельной политике, Министерство природных ресурсов России, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Росгидромет, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России), Министерство РФ по атомной энергии и др.

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в лице государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.

За неисполнение экологического (природоохранного) законодательства виновные несут ответственность, которая зависит от вида экологических правонарушений.


Экологическое правонарушение — это противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Признаками экологического правонарушения являются действие или бездействие лица, противоречащее экологическому законодательству, противоправное действие.

Виновные в экологических правонарушениях граждане несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Различные виды ответственности за экологические правонарушения приведены в таблице. Предприятия, организации и учреждения за совершенные экологические правонарушения несут административную и гражданско-правовую ответственность.

Экологическим преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;
  • нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами;
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;
  • нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;
  • загрязнение вод;
  • загрязнение атмосферы;
  • загрязнение морской среды;
  • нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;
  • порча земли;
  • нарушение правил охраны и использования недр;
  • незаконная добыча водных животных и растений;
  • нарушение правил охраны рыбных запасов;
  • незаконная охота;
  • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу;
  • незаконная порубка деревьев и кустарников;
  • уничтожение или повреждение лесов;
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;
  • экоцид.

Экоцид сравнительно новое понятие, оно впервые введено в УК РФ как новый вид преступных деяний. Экоцид — массовое уничтожение растительного, животного мира (в том числе людей), отравление атмосферы или водных ресурсов, а также другие действия, которые могут привести к экологической катастрофе. Совершение экоцида наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

За совершение экологических преступлений предусмотрены различные виды уголовной ответственности: лишение свободы, исправительно-трудовые работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности, штрафы.

Экологическая безопасность – состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства, от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. (например, на территории биосферных заповедников). Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др. международных организаций.

Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляется на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (Объединенной Европы, СНГ, Союз африканских государств и т.д.).

На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:

  • экологизацию экономики;
  • создание и внедрение новых экологически безопасных технологий;
  • выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества ОС и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администраций отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

Экологический мониторинг

С целью измерения, оценки и прогноза антропогенных изменений абиотической составляющей биосферы (в первую очередь загрязнений) и ответной реакции биоты на эти изменения, а также последующих изменений в экосистемах в результате антропогенных воздействий была создана информационная система экологического мониторинга.

Мониторинг включает в себя следующие основные практические направления:

  • наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, воздействующими на нее;
  • оценку фактического состояния окружающей среды и, уровня ее загрязнения;
  • прогноз состояния окружающей среды в результате возможных загрязнений и оценку этого состояния.

По объектам наблюдения различают: атмосферный, воздушный, водный, почвенный, климатический мониторинг, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения и т.д.


По масштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным.

По характеру обобщения информации различают следующие системы мониторинга:

  • глобальный — слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты, и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;
  • базовый (фоновый) — слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний;
  • национальный — мониторинг в масштабах страны;
  • региональный — слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерной для всей биосферы;
  • локальный — мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;
  • импактный —мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.

Классификация систем мониторинга может основываться на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим, биологическим показателям, дистанционный мониторинг).

Химический мониторинг —это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения), атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ.

Физический мониторинг— система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду (наводнения, вулканизм, землетрясения, цунами, засухи, эрозия почв и т.д.).

Биологический мониторинг —мониторинг, осуществляемый с помощью биоиндикаторов (т. е. таких организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде). В биологическом мониторинге могут быть использованы не только биологические, но и любые другие методы, например, химический анализ содержания загрязняющих веществ в живых организмах.

Экобиохимический мониторинг —мониторинг, базирующийся на оценке двух составляющих окружающей среды (химической и биологической).

Дистанционный мониторинг —в основном, авиационный, космический мониторинг с применением летательных аппаратов, оснащенных радиометрической аппаратурой, способной осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и регистрацию опытных данных.

Экологический менеджмент и экологический аудит на предприятии.

Экологический менеджмент– это система управления природопользованием и охраной окружающей среды, основанная на комплексном учете экологических факторов, с целью сочетания рационального, ресурсосберегающего природопользования и устойчивого экономического развития.

Экологическим менеджментом называется безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностями объекта управления, так и социально-экономическими возможностями управляющего.

Предметом ЭМ является процесс управления современным производством, которое обеспечивает сочетание эффективного производства с охраной ОС и рациональным использованием природных ресурсов.

Экологический менеджмент на предприятии– это система управленческих рычагов, обеспечивающая эффект в области допустимых темпов экономического развития в рамках допустимого давления на ОС.

Экологический аудит включает в себя проверку следующих видов деятельности:

  • выполнение экологических нормативов в соответствии с законодательством и внутрифирменными требованиями;
  • определение уровня экологичности компании;
  • функционирование систем экоуправления;
  • получение экологического сертификата;
  • выполнение финансовых обязательств и выплата долгов;
  • составление экологической декларации и отчетов компании об экологической деятельности.

Экологический аудит представляет собой комплексный, документированный верификационный процесс объективного выявления и оценки сведений для определения соответствия критериям проверки конкретных экологических мероприятий, видов деятельности, условий, управленческих систем или информации о них и информирования потребителя о полученных в ходе указанного процесса результатах.

Экозащитная техника и технологии

Экозащитная техника и технологии направлены на максимальное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения количества отходов, комплексной переработки природных ресурсов и использования методов биотехнологии.

Биотехнологиипредставляют собой совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов. Общим подходом для них являются искусственное создание условий для биогеохимических процессов на Земле в виде характерных биореакторов, реализующихся с большими скоростями, оставаясь совместимыми по своим продуктам с окружающей природной средой.

Биотехнология переработки твердых отходов позволяет утилизировать биогаз, снизить энергетический дефицит и в значительной степени уменьшить количество соединений, способствующих парниковому эффекту. Общим подходом к биотехнологии утилизации отходов с энергетическими целями является их анаэробная деструкция (т.е. разложение без доступа воздуха). При проведении такого процесса образуется биогаз, состоящий из 65% метана, 30% углекислого газа, остальное – водород, сероводород и аммиак. Средняя теплота сгорания биогаза 22-24 МДж/м. Возможными путями его утилизации являются: использование в котельных для обогрева, получение электроэнергии посредством газогенераторных установок; сжижение и использование в качестве автомобильного топлива или бытового балонного газа.

Биотехнологии защиты атмосферы создаются с целью удаления из воздуха дурно пахнущих загрязняющих веществ (меркаптаны, масляная кислота, тиофенол и др.). Очистка атмосферного воздуха осуществляется путем его пропускания через сухие или мокрые биореакторы, содержащие сорбирующий материал.

Очень важным направлением является создание биотехнологий, позволяющих рекультивировать почвы на территориях, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.

Биологическая очистка природных и сточных вод в настоящее время является достаточно изученным и широко применяемым методом, значение и роль которого со временем будет только возрастать в связи с требованиями экологичности и экономичности современных видов производств.

Экологическая экспертиза.

Содержанием экологической экспертизы является выявление комплекса факторов, негативно воздействующих на окружающую среду и здоровье человека, и сопоставление на этой основе альтернатив с целью выбора оптимального варианта проекта.

Главная цель экологической экспертизы — предупреждение негативных последствий хозяйственной деятельности, проверка соответствия намечаемой деятельности требованиям экологической безопасности общества и рационального использования природных ресурсов.

Собственно экспертная — оценочно-аналитическая — работа состоит из ряда стадий, включающих два основных элемента: проектный и послепроектный анализ объекта. Эти элементы представляют собой два типа экологической экспертизы, различающихся по объекту анализа: проектную и послепроектную экспертизу.

Проектная экспертиза — это экспертиза проекта сооружения, нормативно-технических документов на новую технику, технологию, материалы, а также проектов административных актов и законов.

Послепроектная экспертиза (экологический аудит) — это экспертиза действующего оборудования, предприятия и сооружения, а также применяемого законодательства. Главным итогом проектной экспертизы является экспертное заключение, без которого не выдается разрешение на строительство проектируемого объекта (производства).

В экспертном заключении отражено следующее:

  • исходные данные, характеризующие состояние окружающей среды до начала реализации проекта, технические особенности проекта;
  • перечень воздействий проектируемого объекта на окружающую среду, в том числе первичных, вторичных и долговременных эффектов, необратимых и неизбежных последствий; при этом воздействия характеризуются количественными и качественными показателями;
  • данные о воздействии различных вариантов проектируемого сооружения на исходное состояние окружающей среды;
  • компенсационные меры, включая технические и/или финансовые, предусматривающие уменьшение негативных экологических воздействий.

Главной задачей послепроектной экспертизы является оценка воздействия работающих предприятий и сооружений на окружающую среду и определение степени риска для здоровья людей и качества окружающей среды (оценка последствий функционирования объекта). Тем самым осуществляется проверка соответствия параметров и характеристик работы объектов: 1) требованиям природоохранного законодательства, стандартам качества окружающей среды и 2) положениям и выводам заключения проектной экологической экспертизы.

Инициатором экологической экспертизы могут быть как государство, ведомство, так и общественность и общественные организации.

Международно-правовая охрана природной среды на планете Земля является одной из функций международного сообщества и представляет собой форму межгосударственного, общегуманистического официального сотрудничества человечества в рамках международного экологического права.

Межгосударственное сотрудничество в сфере экологической безопасности осуществляется в рамках деятельности ряда международных организаций. В зависимости от характера и направлений деятельности, целей и задач их можно дифференцировать по нескольким группам:

Озабоченность человечества безопасностью своего существования является предпосылкой качественно нового социоприродного развития. Общество оказалось перед альтернативой: либо сохранить сложившийся тип деятельности – и погибнуть в экологической катастрофе, – либо кардинально изменить его и сохранить природу для жизни последующих поколений.

По современным научным представлениям о реальных процессах, происходящих в объектах окружающей природной среды под влиянием антропогенных воздействий, само по себе соблюдение нормативов качества никоим образом не гарантирует экологическую безопасность человека.

Нормативное соответствие – это общепринятый и законодательно одобренный, но все же не единственный критерий оценки истинного состояния природных объектов с точки зрения их факторной роли в формировании среды, благоприятной для жизни и здоровья. Так, за рубежом в различных целях успешно используются результаты оценок степени экологических рисков, а на уровне научных исследований ведутся работы и в нашей стране.

1. Общая характеристика нормирования в области охраны окружающей среды

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Разработка нормативов в области охраны окружающей среды включает в себя:

– проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды;

– проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке;

– установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды;

– осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды;

– формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды;

– оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.

Закон вносит определенность в круг субъектов, чья деятельность подлежит нормированию: нормативы допустимого воздействия на окружающую среду устанавливаются для юридических и физических лиц – природопользователей (ст. 22). Действующие подзаконные нормативные акты говорят о предприятиях, учреждениях и организациях–природопользователях; индивидуальных предпринимателях и юридических лицах. Известно, что граждане пока не рассматриваются в качестве субъектов отношений платности за загрязнение ими окружающей среды.

Особый практический интерес в связи с тенденциями децентрализации управления представляет компетенция региональных органов власти в сфере нормирования.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами на основании методических указаний Министерства природных ресурсов Российской Федерации разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Министерства.

2. Классификация экологических нормативов в сфере охраны окружающей среды

Нормативы в области охраны окружающей среды – установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Нормативы качества окружающей среды – нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.[1]

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

– нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;

– нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

– нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

– иные нормативы качества окружающей среды.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду – нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

– нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов – нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

– нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

– нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий) – нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

– нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды – нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации;

– нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду- – нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

– нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

Он рассматривается как вид нормативов допустимого воздействия (ч. 1 ст. 22) и в этом своем качестве устанавливается хозяйствующим субъектам (ч. 1 ст. 27). Но одновременно с тем нормативы допустимой антропогенной нагрузки наряду с нормативами качества и технологическими нормативами служат исходными (данными) при установлении нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (ч. 1 ст. 23).

Кроме того, нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях (ч. 2 ст. 27) – и в этой трактовке нормативы уже отрываются от конкретных хозяйствующих субъектов и привязываются к территориям.

Практический интерес представляет также введение технологических нормативов, которые рассматриваются в качестве исходных при установлении нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду наряду с нормативами допустимой антропогенной нагрузки и нормативами качества окружающей среды (ч. 1 ст. 23).

Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов (ч. 2 ст. 23).

В то же время, технологический норматив – норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции (ст. 1).

Соответствующие разрешения действуют только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Введен новый вид нормативов – нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26), которые определяются природноресурсовым законодательством. Включение данного положения в природоохранный Закон объясняется необходимостью подчеркнуть, что такие нормативы устанавливаются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Если сравнивать виды нормативов по действующему и по старому законам, то новый не регулирует такие, например нормативы, как: предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, предельно допустимые остаточные количества химических веществ в продуктах питания; нормативы санитарных и защитных зон.

Но исключение этих показателей из числа нормативов выглядит логично в структуре главы V настоящего Закона, поскольку они должны регулироваться другим законодательством – санитарным, о безопасном применении пестицидов и агрохимикатов и т.п. Заинтересованные региональные органы могут проанализировать, какие же именно нормативы из числа природоохранных остались за рамками Закона, и установить их самостоятельно.[4]

3. Стандартизация, как правовое средство охраны окружающей среды

4. Правовые основы экологической сертификации

Производство и использование на территории Российской Федерации технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов.

Обеспечение работ по сертификации возложено на Министерство природных ресурсов РФ (подпункт 18 пункта 6 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации), которое и должно подготовить проекты соответствующих нормативных правовых актов – о внесении дополнений в данный Закон и постановления Правительства РФ о порядке проведения сертификации по экологическим требованиям. [6]

Заключение

Однако отсутствие подобных оснований не исключает региональные инициативы, поскольку полномочия по нормированию предоставлены органам власти субъектов Федерации федеральным законом.

В основе системы нормирования два вида нормативов: качества окружающей среды и допустимого воздействия на окружающую среду.

Литература

1. Конституция Российской Федерации.

2. Земельный Кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года №136-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21. 07. 2005 №111ФЗ).

3. Лесной Кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 года №22-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 №111-ФЗ).

6. Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Утверждены постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 №461.

8. Колесников С.И. Экология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

9. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

11. Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

[1] Благоприятная окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов

[3] п. 10 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. – утв. постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 №461

[4] Васильева М.И. Указ. соч. С. 28.

[6] Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004

Технический регламент – это документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в т.ч. зданиям, строениям, сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), в отличие от ИСО, ГОСТ, ТУ и др. стандартов, имеющих добровольное применение.

Технические регламенты применяются в целях:

· защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

· охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

· предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

· Обеспечения энергетической эффективности.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Тех. регламент должен содержать: перечень и/или описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения тех. регламента. Так же должен содержать правила и формы оценки соответствия.

Требования всех регламентов имеют прямое действие на территории РФ и могут быть изменены только путем внесения в них изменений. Тех. регламенты применяются в равной степени к продукции, ввозимой в РФ. Тех. регламент принимается нормативно-правовым актом и вступает в силу не ранее чем через 6 месяцев после опубликования.

Национальные стандарты. Это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг.

Цели нац. стандартов = цели тех. регламентов.

- добровольного применения стандартов;

- максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

- применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям РФ, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

- недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

- обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Стандарт организации представляет собой, по сути, локальные нормативные правовые акты, обязательные для применения всеми работниками организации, их утвердившей. При этом порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно.

Национальный стандарт - это стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метеорологии). Название "национальный", а не "государственный" стандарт означает статус этого документа. Это означает, что стандарт носит необязательный характер, но применяется на всей территории России.



Технический регламент – это документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в т.ч. зданиям, строениям, сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), в отличие от ИСО, ГОСТ, ТУ и др. стандартов, имеющих добровольное применение.

Технические регламенты применяются в целях:

· защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

· охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

· предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

· Обеспечения энергетической эффективности.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Тех. регламент должен содержать: перечень и/или описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения тех. регламента. Так же должен содержать правила и формы оценки соответствия.

Требования всех регламентов имеют прямое действие на территории РФ и могут быть изменены только путем внесения в них изменений. Тех. регламенты применяются в равной степени к продукции, ввозимой в РФ. Тех. регламент принимается нормативно-правовым актом и вступает в силу не ранее чем через 6 месяцев после опубликования.

Национальные стандарты. Это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг.

Цели нац. стандартов = цели тех. регламентов.

- добровольного применения стандартов;

- максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

- применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям РФ, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

- недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

- обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Стандарт организации представляет собой, по сути, локальные нормативные правовые акты, обязательные для применения всеми работниками организации, их утвердившей. При этом порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно.

Национальный стандарт - это стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метеорологии). Название "национальный", а не "государственный" стандарт означает статус этого документа. Это означает, что стандарт носит необязательный характер, но применяется на всей территории России.

Основные механизмы экологического нормирования включают:

  • исследование обоснования нормативов в контексте природоохранной деятельности;
  • установление условий разработки нормативов;
  • проведение экспертизы на утверждение нормативов;
  • контроль за применением нормативов;
  • формирование информационной нормативной базы;
  • прогнозирование экологических, экономических и социальных последствий применения утвержденных нормативов.

Субъектами, деятельность которых подлежит нормированию, являются природопользователи – физические и юридические лица.

Экологическое нормирование представляет собой ряд законодательных предписаний, призванных организовать рациональное и уважительное отношение человека к природе. В основе каждого документа лежат:

Регламентирование экологических правил в процессе взаимодействия с окружающей средой включает в себя:

  • научное обоснование заявленных законом нормативов;
  • соответствие установленных норм условиям их разработки;
  • экспертизу, подтверждающую правомерность Закона о природоохране;
  • систему контроля за выполнением статей ФЗ №7;
  • информационное обеспечение законодательных инициатив;
  • составление прогнозов на последствия применения положений закона в экологической, экономической и социальной сфере для юридических и физических лиц, чья деятельность связана со строительством или эксплуатацией природных объектов.

Направления экологического нормирования

Среди направлений экологического нормирования главные:

  • Выработка санитарно-гигиенических правил безопасности жизни человека;
  • Контроль над ресурсной и производственной базой в данном регионе;
  • Штрафные санкции к предприятиям, негативно влияющим на окружающую среду;
  • Охрана, рациональное использование и восстановление природных ресурсов;
  • создание благоприятных условий для развития и функционирования безвредных производств.

Экологическое и санитарно-гигиеническое нормирование включает в себя систему проверки качества окружающей среды, к которым относятся:

  • исследовательские работы по совершенствованию и уточнению задачи экологического нормирования в области природоохранны;
  • условия, необходимые для утверждения выработанных правил;
  • экспертиза норм, принятых в законном порядке;
  • контролирующие действия административных органов над предприятиями;
  • прогнозы на оздоровление экологии регионов;
  • информационная база о физических и юридических субъектах, имеющих производства, загрязняющие среду обитания человека.

С помощью экологического нормирования антропогенной нагрузки удаётся ограничить негативное влияние человеческого фактора на окружающее пространство и рационально размещать опасные для природы объекты на территории регионов.

Механизмы экологического нормирования

При формировании основных механизмов экологического нормирования учитываются следующие факторы:

  • существование у производства вредных отходов, представляющих опасность;
  • возможность снижения ядовитых выбросов до приемлемых уровней с помощью специальных фильтров;
  • вероятность техногенных аварий на предприятии;
  • способы контроля подотчётных производств.

Этапы реализации экологического нормирования:

  1. Выявление загрязняющих атмосферу и водоёмы предприятий;
  2. Предупреждение владельцев о необходимости соблюдения экологических норм;
  3. Наложение штрафа на администрацию.
  4. В случаях тяжёлых последствий для людей и окружающей среды —привлечение к уголовной ответственности.

Правовые основы экологического нормирования

Экологическая экспертиза начинается с выезда на объект — наши сотрудники проводят необходимые исследования и изучают особенности работы конкретного предприятия. После разрабатывается план экологических мероприятий и проводится квалифицированное консультирование. Мы анализируем, прогнозируем, обосновываем и планируем. Все это направлено для достижения гарантий полной безопасности Вашего бизнеса — контролирующие органы больше не будут мешать производственному процессу и беспокоить дополнительными проверками.

Система технического регулирования в сфере охраны окружающей среды должна создаваться на основе действующей нормативной правовой и нормативно-технической базы в области охраны окружающей среды. Следует отметить основные принципиальные различия между объектами охраны окружающей среды и объектами технического регулирования.

Объектами охраны окружающей среды являются природные объекты, а объектами технического регулирования - продукция и процессы, связанные с требованиями к продукции.

Природоохранные требования ориентированы в основном на предотвращение (снижение) негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, то есть на процессы, а требования в области технического регулирования - на качество продукции.

Экологические требования, в т.ч. нормативы, устанавливаются с учетом экологических характеристик конкретных территорий, а требования технических регламентов, напротив, связываются исключительно с объектами технического регулирования и устанавливаются для всей территории Российской Федерации.

Проведенный анализ действующей нормативной правовой и нормативно-технической базы в области охраны окружающей среды позволяет сделать следующие выводы:

1. Законодательство в области охраны окружающей среды, как правило, носит общий характер и не содержит норм прямого действия, в том числе технического характера.

2. Требования в области охраны окружающей среды направлены на сохранение и повышение качества окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, при этом требования к продукции, как правило, не устанавливаются.

3. Совокупность природоохранных требований не систематизирована, часто недоступна как для организаций и граждан, так и для органов государственной власти, неудобна для применения. Система правового природоохранного регулирования не соответствует практике развитых стран и не стимулирует развитие и внедрение природоохранных и ресурсосберегающих технологий.

3. Конкретные технические нормы в области охраны окружающей среды должны содержаться в экологических (природоохранных) нормативах, которые в настоящее время практически отсутствуют. Для расчета экологических нормативов до настоящего времени в природоохранной практике широко применяются санитарно-гигиенические и/или рыбохозяйственные – для водных объектов) нормативы, выведенные в соответствии с изменениями законодательства из системы технического регулирования.

4. Существенным недостатком системы стандартов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов является отсутствие четко определенных объектов нормирования, которые и определяют направление развития природоохранного нормативного обеспечения. Не определена взаимосвязь системы стандартов в области охраны окружающей среды с другими существующими системами нормативных документов, в частности, с гигиеническими, строительными нормативами, а также документами Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) при проведении инструментальных эколого-аналитических измерений.

5. Более 50 % стандартов в области охраны окружающей среды требует пересмотра. Вместе с тем работа по совершенствованию природоохранных стандартов фактически не проводится. Из 279 утвержденных за период с 1 января 2005 г . по 1 февраля 2006 г . национальных стандартов (ГОСТов) только один в какой-то мере относится к техническому регулированию в сфере охраны окружающей среды

При существующих темпах пересмотра национальных стандартов в области охраны окружающей среды потребуется, по крайней мере, 40 лет, чтобы привести их в соответствие с современными требованиями. Из вновь вводимых стандартов только 24% соответствуют международным аналогам.

6. Существующая нормативно-техническая база в области технического регулирования (государственные и отраслевые стандарты) не содержат конкретных технических требований и не может быть использованы при установлении требований к объектам технического регулирования.

7. Установление завышенных (заниженных) по сравнению с международными аналогами, а также избыточного количества установленных предельно допустимых концентраций (ПДК) для целого ряда веществ происходит практически без учета реальной степени экологической опасности и масштабов распространения этих веществ в окружающей среде. Многие современные перечни веществ, подлежащих контролю и ограничению поступления в окружающую среду, разработаны без учета возможностей современной контрольной химико-аналитической базы, что существенно снижает природоохранный эффект и качество контрольных мероприятий.

Субъекты системы технического регулирования в сфере охраны окружающей среды

Субъектами системы технического регулирования в сфере охраны окружающей среды являются:

- органы государственной власти, в том числе органы государственного контроля (надзора);

- разработчики отраслевых систем технического регулирования и технических регламентов;

- производители, поставщики и продавцы продукции, работ и услуг; - приобретатели.

Объекты технического регулирования в сфере охраны окружающей среды

Объектами технического регулирования в сфере охраны окружающей среды являются:

- связанные с требованиями к продукции процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

- процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг.

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

- загрязнение недр, почв;

- размещение отходов производства и потребления;

- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.

Таким образом, можно выделить следующие основные экологические характеристики продукции на всех этапах ее жизненного цикла:

- сбросы и выбросы загрязняющих веществ;

- образование и размещение отходов производства и потребления;

- воздействие физических факторов на окружающую среду.

Другой важной характеристикой негативного воздействия на окружающую среду является потребление природных ресурсов, в том числе энергетических.

Межотраслевой характер Системы предполагает охват ею объектов технического регулирования, относящихся к различным отраслям экономики. Учитывая отсутствие на настоящее время единого перечня объектов, относящихся к разным отраслям, для описания совокупности объектов технического регулирования в сфере охраны окружающей среды целесообразно руководствоваться действующими общероссийскими классификаторами.

Для предварительной классификации объектов технического регулирования, к которым устанавливаются обязательные требования, используется Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (ОКП) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г . № 301) При этом процессы, связанные с требованиями к экологическим характеристикам продукции, могут рассматриваться как этапы ее жизненного цикла. Таким образом, под объектами технического регулирования, к которым устанавливаются обязательные требования экологической безопасности, понимается продукция, на различных этапах жизненного цикла которой оказывается негативное воздействие на окружающую среду. Конкретные перечни объектов технического регулирования в сфере охраны окружающей среды приводятся в отраслевых системах технического регулирования.

Требования к объектам технического регулирования в сфере охраны окружающей среды

К объектам технического регулирования в сфере охраны окружающей среды устанавливаются обязательные и добровольные требования. Обязательные требования включаются в технические регламенты и устанавливаются к характеристикам продукции или к связанным с указанными характеристикам процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. В случаях, когда из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей технического регулирования, в технические регламенты включаются и требования к конструкции и исполнению.

Добровольные требования содержатся в национальных и стандартах организаций и устанавливаются к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг.

а) снижение риска негативного воздействия на окружающую среду путем определения и установления требований безопасности, в том числе и экологической;

б) соблюдение в период жизненного цикла продукции нормативов качества окружающей среды;

в) применение только тех технических средств, технологических процессов и технологий, с помощью которых достигается необходимый уровень безопасности.

Учитывая, что требования устанавливаются к характеристикам объектов технического регулирования, изменение которых влияет на качество окружающей среды, то целесообразно выделить основные требования экологической безопасности на всех этапах жизненного цикла продукции:

1. Снижение (предотвращение) негативного воздействия на атмосферный воздух (на единицу продукции).

2. Снижение (предотвращение) негативного воздействия на поверхностные и подземные воды (на единицу продукции).

3. Снижение (предупреждение) количества образования отходов (на единицу продукции).

4. Снижение потребления природных ресурсов, включая энергетические (на единицу продукции).

5. Снижение (предотвращение) содержания опасных веществ в единице продукции.

Снижение общего количества и содержания отдельных загрязняющих веществ в продукции, в выбросах, сбросах и отходов, образующихся в процессе ее производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации напрямую связано со значительными экономическими затратами и уровнем развития науки и техники. Кроме того, при выборе приоритетных для контроля и учета загрязняющих веществ необходимо учитывать возможности химико-аналитической базы.

Ниже приводится перечень загрязняющих веществ, представляющих наибольшую опасность для окружающей среды (в соответствии с Директивой Совета Европейского Союза 96/61/EC от 24 сентября 1996 г .):

1) Для атмосферы:

- сернистый газ и иные серные соединения;

- окислы азота и иные азотистые соединения;

- летучие органические соединения;

- металлы и их соединения;

- асбест (взвешенные частицы, волокна);

- хлор и его соединения;

- фтор и его соединения;

- мышьяк и его соединения;

- вещества и препараты, о которых достоверно известно, что они обладают канцерогенными или мутагенными свойствами или свойствами, которые могут оказать отрицательное воздействие на воспроизводство при поступлении через воздушную среду;

- полихлорированные дибензодиоксины и полихлорированные дибензофураны.

2) Для водной среды:

- органогалогенные соединения и вещества, которые могут образовывать такие соединения в водной среде;

- вещества и препараты, о которых достоверно известно, что они обладают канцерогенными или мутагенными свойствами или свойствами, которые могут оказать отрицательное воздействие на воспроизводство в водной среде или через нее;

- стойкие углеводороды и стойкие и биоаккумулируемые органические токсические вещества;

- металлы и их соединения;

- мышьяк и его соединения;

- биоциды и препараты для защиты растений;

- материалы во взвешенном состоянии;

- вещества, способствующие эвтрофикации (в особенности, нитраты и фосфаты);

- вещества, оказывающие неблагоприятное воздействие на баланс кислорода (и которые могут измеряться с использованием таких параметров как БПК, ХПК и т.д.).

В приведенные перечни включены как отдельные химические соединения, так и целые группы соединений, сформированных по химическому составу, по функциональному назначению и/или последствиям для окружающей среды и человека. Поэтому приведенные перечни необходимо детализировать для однозначной трактовки.

При подготовке отраслевых перечней специфических загрязняющих веществ можно также использовать положительный отечественный опыт, Например, на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации, используется следующий перечень загрязняющих веществ, подлежащих экологическому контролю:

Читайте также: