Система права и систематизация законодательства доклад

Обновлено: 17.06.2024

Система права – это внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия – объяснить одновременно интегрирование и деление нормативного массива на отрасли и институты, дать системную характеристику позитивного права в целом.

Последнее, будучи нормативным ядром правовой системы конкретного общества, обладает такими качествами, как целостность и автономность, стабильность и динамизм, взаимосвязь и структурированность содержания и формы, имеет собственное содержание и источники развития.

Системно-структурный подход обозначает пространственное, определенным образом упорядоченное расположение норм права. Упорядоченность, согласованность, взаимосвязанность и дифференцированность комбинаций юридических норм обусловлены структурированностью общественных отношений и целенаправленностью их правового опосредования.

Структурные образования в системе права отличаются друг от друга по сложности строения (горизонтальное, вертикальное, линейное, матричное), по степени жесткости связанности элементов и др.

Структура системы права

В определенные периоды развития общества и права на передний план выступает наиболее оптимальная структура, включающая в себя правовые нормы, институты, отрасли права.

Правовая норма

Правовая норма – это первичный и конечный структурный элемент права. Она первая испытывает на себе изменения, в ней происходящие. Благодаря своему универсальному сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.

Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону (грань) общественного отношения. Для правового регламентирования отношения в целом зачастую требуется взаимодействие комплекса норм (материальных, процессуальных, дефинитивных, оперативных).

Институт права

Институт права – это обособленная группа правовых норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно назвать институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве, институт избирательного права и нормы, регулирующие статус депутата, в конституционном праве.

Институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными).

Отрасль права

Отрасль права представляет собой обособленную совокупность правовых норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью.

Отрасли подразделяются на материальные и процессуальные. К первым относятся, например, гражданское, трудовое, уголовное, земельное право. Вторую группу составляют гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и административно-процессуальное право.

Система права и система законодательства

Предмет правового регулирования

Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании (общественные отношения). Круг их весьма широк и разнообразен: трудовые, административные, хозяйственные, земельные, семейные и др.

Им присущи следующие черты:

  • жизненно важные для человека и его объединений отношения;
  • волевые, целенаправленные (разумные) отношения;
  • устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения;
  • отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами).

Метод правового регулирования

Метод правового регулирования – это совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения.

Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – на вопрос, как регулирует. Метод объединяет объективные и субъективные моменты и носит по отношению к предмету дополнительный (процессуальный) характер.

Система права и система законодательства

Система законодательства

Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.

Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах-документах. Однако совпадение между системами права и законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.

Структура системы законодательства

Система законодательства формируется в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право – конституционное законодательство, трудовое право – трудовое законодательство, гражданское процессуальное право – гражданское процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе.

Систематизация законодательства

В ходе общественного развития государство активно осуществляет правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативно-правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и систематизации.

Систематизация законодательства – это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях.

Целями систематизации являются:

  • создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами;
  • устранение устаревших и неэффективных норм права;
  • разрешение юридических коллизий;
  • ликвидация пробелов и обновление законодательства.

Виды систематизации законодательства

Юридической науке известны три основных вида систематизации законодательства: инкорпорация, кодификация и консолидация.

Инкорпорация

Инкорпорация – вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических норм (правил поведения) не подвергается изменению.

Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу (т.е. по предмету регулирования) или по годам издания нормативных актов (т.е. по хронологическому принципу).

Кодификация

Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, основах законодательства и др.).

Кодификация – это систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпорация, так как в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы.

Нормативный материал приводится законодателем в стройную, внутреннюю согласованную правовую систему. На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативных документов приходит новый единый сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании.

Консолидация

Консолидация нормативных правовых актов – вид систематизации нормативных правовых актов, осуществляемой путем объединения в один нормативный правовой акт нескольких нормативных правовых актов по одному и тому же вопросу.

Система права—строение права, деление его на взаимодействующие части и элементы.

Система права характеризуются:

— единством и согласованностью норм, ее составляющих;

— разделением на взаимосвязанные отрасли и институты права;

Система права включает в себя:

— правовой институт — совокупность относительно обособленных юридических норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений;

— подотрасль права — совокупность относительно обособленных юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенную разновидность общественных отношений;

— отрасль права — совокупность относительно обособленных юридических норм, подотраслей и правовых институтов, регулирующих обособленную и относительно однородную область общественных отношений своим особым методом.

Юридические критерии деления права на элементы:

— предмет правового регулирования, т.е. определенная сфера общественных отношений, на которую направлено правовое регулирование;

— метод правового регулирования, т.е. система определенных приемов (средств), при помощи которых регулируются общественные отношения.

Методы правового регулирования:

–– императивный (метод властных предписаний, субординации);

–– диспозитивный (метод равноправия сторон, координации);

Законодательство:

— совокупность нормативно-правовых актов, действующих в государстве (в широком понимании);

— совокупность нормативно-правовых актов, принятых высшими органами государственной власти (в узком понимании).

Система законодательства —совокупность нормативно-правовых актов, расположенных в соответствии с системой права и целями (потребностями) государственного управления в той или иной сфере общественной жизни.

Соотношение системы права и системы законодательства:

— если система права — это внутреннее строение права, то система законодательства — внешняя форма его выражения;

— право не может существовать вне законодательства, законодательство же не может существовать вне права.

Система законодательства делится:

— отраслевое законодательство (государственное, уголовное, гражданское, административное, земельное и т.д.);

— внутриотраслевое законодательство (авторское, наследственное право как части гражданского законодательства);

— межотраслевое законодательство (милицейское, хозяйственное, экологическое, военное и др.);

— федеральное и республиканское законодательство;

— конституционное и текущее законодательство.

Система законодательства совершенствуется при помощи:

— систематизации, т.е. проводимой органами государства деятельности по упорядочению действующего законодательства, приведения его в определенную систему.

Основные цели систематизации законодательства:

— устранение противоречий между различными отраслями законодательства;

— обеспечение верховенства Конституции, законов государства над подзаконными нормативно-правовыми актами;

— исключение дублирования в процессе регулирования общественных отношений;

— восполнение пробелов в законодательном регулировании общественных отношений;

— создание более удобных условий для пользователей, правоприменителей.

Формы систематизации:

1. Учет нормативно-правовых актов, т. е. сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и т. д. действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение.

Виды учета законодательства:

— ведение контрольных текстов действующих нормативно-правовых актов.

2. Инкорпорация, т. е. подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативно-правовых актов.

Виды инкорпорации:

По юридической силе издаваемых сборников:

По характеру расположения материала:

По объему охватываемого нормативного материала:

3. Консолидация, т. е. объединение нормативно-правовых актов, изданных по одному вопросу в один укрупненный акт.

4. Кодификация, т. е. коренная переработка действующих нормативных актов в определенной сфере общественных отношений.

— отраслевая (Уголовный, Гражданский);

— специальная (комплексная) (Налоговый, Лесной, Таможенный кодексы).

Виды кодификационных актов:

1.основы законодательства — акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов. (Основы лесного законодательства, Основы законодательства о культуре и др.);

2. кодекс — крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению (отраслевые и комплексные (межотраслевые));

3. уставы — комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение определенных органов или сферу хозяйственной деятельности (Устав железных дорог, Устав внутреннего водного транспорта), либо определяющие правовой статус субъекта федерации;

4. положения — регламентируют правовое положение, задачи и компетенцию определенного органа или группы однородных органов и учреждений (Положение о службе в органах внутренних дел РФ и др.);

5. правила — содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности.

Читайте также: