Малый средний и крупный бизнес доклад

Обновлено: 25.06.2024

Если вы планируете открыть собственное дело, то для начала было бы здорово разобраться в существующих формах предпринимательства. Такое знание облегчит не только задачу регистрации бизнеса, но и процесс создания бизнес-плана.

Категории бизнеса

Итак. Существуют 4 формы предпринимательства: микро, малый, средний и крупный бизнес. А чем они отличаются, а также достоинства и недостатки каждой формы, рассмотрим в этой статье.

Средними называют предприятия, штат которых составляет от ста одного до двухсот пятидесяти сотрудников, а доходы не превышают 2 млрд. рублей в год.

Здесь обычно встречаются небольшие сети предприятий, которые распространяют свою продукцию, не ограничиваясь одним городом или даже регионом.

Те же предприятия, в которых штат сотрудников превышает двести пятьдесят человек, а доходы за год начинаются от 2 млрд. рублей относятся уже к крупному бизнесу. Часто такие организации работают не только в масштабах целой страны, но и на международном рынке.

Финансовый анализ малого и среднего бизнеса:

Организации, в которых работников менее 16 человек, а годовой доход не превышает 60 млн. рублей называются микробизнесом. Но, такую форму организации предприятия в рамках данной статьи мы рассматривать не станем.

Достоинства различных форм бизнеса

У любой из этих форм организации бизнеса есть как недостатки, так и преимущества.

К положительным качествам малого бизнеса можно отнести:

  • простота открытия и управления;
  • отсутствие необходимости в крупных финансовых вложениях;
  • гибкость;
  • высокий уровень сервиса.

Главными достоинствами среднего бизнеса являются:

  • способность к быстрой адаптации;
  • сравнительная простота в системе управления и принятии решений;
  • достаточная гибкость, в связи с отсутствием масштабных программ развития в долгосрочной перспективе;
  • относительно невысокие операционные расходы и небольшой первоначальный капитал.

К плюсам крупного бизнеса относятся такие факторы, как:

  • высокая конкурентоспособность;
  • возможность проведения масштабных рекламных акций;
  • огромный рынок;
  • способность поглощать маленькие предприятия;
  • использование самых современных технологий;
  • возможность использовать самые дешевые ресурсы.

Недостатки различных форм бизнеса

Недостатками малого бизнеса считаются:

  • ограниченный капитал;
  • низкая конкурентоспособность в сравнении с более масштабными формами бизнеса;
  • сложности с получением разрешений на определенные виды деятельности;
  • слабая устойчивость к кризисным моментам в экономике.

К минусам среднего бизнеса можно отнести:

  • сложности в получении кредитов;
  • серьезная конкурентная борьба с крупными предприятиями;
  • зависимость от колебаний спроса на продукцию, особенно во время кризиса.

Сложности крупного бизнеса:

  • обязательный ежегодный аудит финансово-экономической деятельности, бухгалтерского учета, проверки налоговых органов;
  • относительно небольшая мобильность и негибкость.

Условия для успешного развития

Успех малого предприятия преимущественно зависит от компетентности сотрудников и качества предоставляемого сервиса.

Тогда как предприятия более крупного размера, чаще ориентированы на повышение качества производимой продукции, и для успешного развития такого предприятия на первое место выходит профессионализм управляющего звена.

Развитие крупного предприятия больше зависит от наличия тщательно продуманной стратегии, учитывающей различные нюансы деятельности в долгосрочной перспективе, в том числе и в кризисных ситуациях.

Стратегическое планирование, на самом деле, может стать основой успешного развития для предприятий любой величины – от микро до крупного бизнеса, так как, по сути, планирование – это выбор направления движения для дальнейшего развития вашего бизнеса и определения точек роста.

МСП – что это

В законодательстве Российской Федерации малое и среднее предпринимательство объединено в единое понятие МСП. Когда предприятию присваивается статус МСП, оно сразу получает целый ряд льгот и преимуществ:

Благодаря федеральной программе, действующей до 2020 года, предприятиям, подпадающим под категории малого и среднего бизнеса выделяются субсидии, безвозмездные пособия и различные гранты.


Субъекты малого и среднего бизнеса.

Кроме того, предприятия МСП могут воспользоваться положенными им налоговыми льготами.

Почему российский бизнес отличается от зарубежного

В нашей стране очень распространено мнение, что в сравнении с европейскими странами или США малый бизнес у нас развит мало. Действительно, если посмотреть на статистику, то в большинстве, так называемых, развитых стран, доля малого бизнеса составляет не менее 40%. В то время как в России эта цифра не превышает показателя в 17-20%.

Но здесь нужно принять во внимание различия в критериях, согласно которым предприятие подпадает под категорию малого, среднего или крупного бизнеса. Так, в США малым бизнесом называются все предприятия вне зависимости от их доходности, если численность сотрудников предприятия не превышает 500 человек.

В то время как в Российской Федерации, предприятие со штатом сотрудников в 251 человек уже подпадает под категорию крупного бизнеса.

Бесспорно, что преобладание крупного бизнеса в экономике страны имеет ряд недостатков, таких как:

  • предпосылки к монополизации ниши;
  • нездоровая конкурентная среда.

Именно поэтому для малых форм бизнеса так важна поддержка государства, проведение антимонопольных мероприятий. Но в то же время недооценивать вклад крупных предприятий в развитие экономики невозможно. Ведь во многих отраслях производства в буквальном смысле выжить могут только бизнес-гиганты. Сюда можно отнести нефтедобывающую, нефтеперерабатывающую, космическую, энергетическую отрасли и т.д.

Каждая третья американская семья владеет малым или средним предприятием. При таком количестве бизнесменов вокруг, возникает особая среда предпринимательства, в которой владение бизнесом становится просто образом жизни. По статистике в штатах ежегодно появляется приблизительно 600 тысяч новых субъектов малого бизнеса, а около 500 тысяч закрывается в этот же период.


И происходит вовсе не потому, что все эти предприятия прогорают, а потому, что заметив новую прибыльную нишу, среднестатистический американец сворачивает свой бизнес и открывает новый. Именно поэтому малый бизнес занимает такой обширный сектор экономики США. Малые и средние предприятия успешно развиваются и в торговле, и в производстве, и в финансовых и консалтинговых секторах, и в сфере инноваций, и даже в области социальных услуг.

Нормативная база

В настоящее время деятельность любых форм бизнеса регулируется:

Читайте также: