Малый средний и крупный бизнес доклад
Обновлено: 25.06.2024
Если вы планируете открыть собственное дело, то для начала было бы здорово разобраться в существующих формах предпринимательства. Такое знание облегчит не только задачу регистрации бизнеса, но и процесс создания бизнес-плана.
Категории бизнеса
Итак. Существуют 4 формы предпринимательства: микро, малый, средний и крупный бизнес. А чем они отличаются, а также достоинства и недостатки каждой формы, рассмотрим в этой статье.
Средними называют предприятия, штат которых составляет от ста одного до двухсот пятидесяти сотрудников, а доходы не превышают 2 млрд. рублей в год.
Здесь обычно встречаются небольшие сети предприятий, которые распространяют свою продукцию, не ограничиваясь одним городом или даже регионом.
Те же предприятия, в которых штат сотрудников превышает двести пятьдесят человек, а доходы за год начинаются от 2 млрд. рублей относятся уже к крупному бизнесу. Часто такие организации работают не только в масштабах целой страны, но и на международном рынке.
Финансовый анализ малого и среднего бизнеса:
Организации, в которых работников менее 16 человек, а годовой доход не превышает 60 млн. рублей называются микробизнесом. Но, такую форму организации предприятия в рамках данной статьи мы рассматривать не станем.
Достоинства различных форм бизнеса
У любой из этих форм организации бизнеса есть как недостатки, так и преимущества.
К положительным качествам малого бизнеса можно отнести:
- простота открытия и управления;
- отсутствие необходимости в крупных финансовых вложениях;
- гибкость;
- высокий уровень сервиса.
Главными достоинствами среднего бизнеса являются:
- способность к быстрой адаптации;
- сравнительная простота в системе управления и принятии решений;
- достаточная гибкость, в связи с отсутствием масштабных программ развития в долгосрочной перспективе;
- относительно невысокие операционные расходы и небольшой первоначальный капитал.
К плюсам крупного бизнеса относятся такие факторы, как:
- высокая конкурентоспособность;
- возможность проведения масштабных рекламных акций;
- огромный рынок;
- способность поглощать маленькие предприятия;
- использование самых современных технологий;
- возможность использовать самые дешевые ресурсы.
Недостатки различных форм бизнеса
Недостатками малого бизнеса считаются:
- ограниченный капитал;
- низкая конкурентоспособность в сравнении с более масштабными формами бизнеса;
- сложности с получением разрешений на определенные виды деятельности;
- слабая устойчивость к кризисным моментам в экономике.
К минусам среднего бизнеса можно отнести:
- сложности в получении кредитов;
- серьезная конкурентная борьба с крупными предприятиями;
- зависимость от колебаний спроса на продукцию, особенно во время кризиса.
Сложности крупного бизнеса:
- обязательный ежегодный аудит финансово-экономической деятельности, бухгалтерского учета, проверки налоговых органов;
- относительно небольшая мобильность и негибкость.
Условия для успешного развития
Успех малого предприятия преимущественно зависит от компетентности сотрудников и качества предоставляемого сервиса.
Тогда как предприятия более крупного размера, чаще ориентированы на повышение качества производимой продукции, и для успешного развития такого предприятия на первое место выходит профессионализм управляющего звена.
Развитие крупного предприятия больше зависит от наличия тщательно продуманной стратегии, учитывающей различные нюансы деятельности в долгосрочной перспективе, в том числе и в кризисных ситуациях.
Стратегическое планирование, на самом деле, может стать основой успешного развития для предприятий любой величины – от микро до крупного бизнеса, так как, по сути, планирование – это выбор направления движения для дальнейшего развития вашего бизнеса и определения точек роста.
МСП – что это
В законодательстве Российской Федерации малое и среднее предпринимательство объединено в единое понятие МСП. Когда предприятию присваивается статус МСП, оно сразу получает целый ряд льгот и преимуществ:
Благодаря федеральной программе, действующей до 2020 года, предприятиям, подпадающим под категории малого и среднего бизнеса выделяются субсидии, безвозмездные пособия и различные гранты.
Субъекты малого и среднего бизнеса.
Кроме того, предприятия МСП могут воспользоваться положенными им налоговыми льготами.
Почему российский бизнес отличается от зарубежного
В нашей стране очень распространено мнение, что в сравнении с европейскими странами или США малый бизнес у нас развит мало. Действительно, если посмотреть на статистику, то в большинстве, так называемых, развитых стран, доля малого бизнеса составляет не менее 40%. В то время как в России эта цифра не превышает показателя в 17-20%.
Но здесь нужно принять во внимание различия в критериях, согласно которым предприятие подпадает под категорию малого, среднего или крупного бизнеса. Так, в США малым бизнесом называются все предприятия вне зависимости от их доходности, если численность сотрудников предприятия не превышает 500 человек.
В то время как в Российской Федерации, предприятие со штатом сотрудников в 251 человек уже подпадает под категорию крупного бизнеса.
Бесспорно, что преобладание крупного бизнеса в экономике страны имеет ряд недостатков, таких как:
- предпосылки к монополизации ниши;
- нездоровая конкурентная среда.
Именно поэтому для малых форм бизнеса так важна поддержка государства, проведение антимонопольных мероприятий. Но в то же время недооценивать вклад крупных предприятий в развитие экономики невозможно. Ведь во многих отраслях производства в буквальном смысле выжить могут только бизнес-гиганты. Сюда можно отнести нефтедобывающую, нефтеперерабатывающую, космическую, энергетическую отрасли и т.д.
Каждая третья американская семья владеет малым или средним предприятием. При таком количестве бизнесменов вокруг, возникает особая среда предпринимательства, в которой владение бизнесом становится просто образом жизни. По статистике в штатах ежегодно появляется приблизительно 600 тысяч новых субъектов малого бизнеса, а около 500 тысяч закрывается в этот же период.
И происходит вовсе не потому, что все эти предприятия прогорают, а потому, что заметив новую прибыльную нишу, среднестатистический американец сворачивает свой бизнес и открывает новый. Именно поэтому малый бизнес занимает такой обширный сектор экономики США. Малые и средние предприятия успешно развиваются и в торговле, и в производстве, и в финансовых и консалтинговых секторах, и в сфере инноваций, и даже в области социальных услуг.
Нормативная база
В настоящее время деятельность любых форм бизнеса регулируется:
Читайте также: