Руководитель в роли медиатора доклад

Обновлено: 28.06.2024

Определение термина "медиатор", его помощь при разрешении различных споров. Поиск компромисса между сторонами и всестороннее урегулирование возникшего конфликта. Основные законодательные требования для доступа к осуществлению деятельности медиатора.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 28.10.2016
Размер файла 1,2 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

Выполнила: студентка 6 курса, группы 1131з

Проверила: старший преподаватель

Медиатор - специалист, призванный разрешать конфликты с помощью медиации. Он участвует в процедуре медиации как третья, нейтральная, незаинтересованная сторона. В процессе переговоров медиатор помогает конфликтующим сторонам понять интересы свои и противника, определить занимаемые позиции. Также медиатор подводит стороны к поиску конструктивного решения спора, приемлемого для обеих сторон и помогает сторонам найти то решение, которое бы устроило всех участников конфликта.

Сегодня во всем мире люди стали все чаще прибегать к помощи медиаторов при разрешении различных споров, и статистика показывает, что в 80% случаев медиатор разрешает спор успешно, а исполняемость решения, вынесенного по спору, в 2 раза выше, чем в суде.

К примеру, в судебной системе при рассмотрении спора оценивается правомочность претензий сторон и определяет, какая из сторон права и какие действия исходя из этого надлежит сделать другой стороне.

Процедура медиации, напротив, направлена на поиск компромисса между сторонами и всестороннее урегулирование возникшего конфликта. При этом медиатор, обладая особыми навыками и владея медиативной технологией, организует конструктивное общение, обеспечивая достижение этой цели.

Каждый Медиатор осуществляет свою деятельность индивидуально, а также в составе организаций, обеспечивающих проведение медиации.

Сведения о медиаторах и организациях, обеспечивающих проведение медиации, включаются в государственные Реестры, ведение которых осуществляет Министерство юстиции.

Данное лицо участвует в переговорах сторон в качестве нейтрального и беспристрастного посредника. Основная функция медиатора заключается в обеспечении конструктивного ведения переговоров сторон с целью выработки взаимовыгодного решения, разрешающего конфликт. Медиатор не мирит стороны, он не вправе предлагать сторонам варианты разрешения конфликта или склонять стороны к принятию какого-либо решения и не несет ответственности за выработанное сторонами соглашение. По мимо этого, он еще и способствует разрешению конфликта путем переключения внимания сторон с эмоциональной составляющей конфликта на совместный поиск путей выхода из конфликтной ситуации.

В своей деятельности медиатор руководствуется:

ь Законом "О медиации",

ь Правилами проведения медиации, а также

ь Правилами этики медиатора.

Центр медиации и переговоров - первая организация в Беларуси, обучающая медиации. Его программы позволяют получить комплексные знания о структуре и динамике конфликта, развить коммуникативные навыки, научиться эффективно вести переговоры, управлять конфликтами и успешно разрешать их, а также свести к минимуму риск повторения конфликтных ситуаций в будущем.

Обучение проходит в форме интерактивных семинаров-тренингов с использованием деловых игр, презентаций, видео- и раздаточных материалов.

· наличие высшего образования;

· прохождение обучения по программам подготовки медиаторов, утверждаемым Министерством юстиции Республики Беларусь, либо стаж работы не менее двух лет в качестве примирителя;

· наличие свидетельства медиатора, выдаваемого Министерством юстиции Республики Беларусь.

Порядок подготовки медиаторов определен постановлением Министерства юстиции "О некоторых вопросах подготовки в сфере медиации". Постановлением установлено, что подготовку медиаторов могут осуществлять учреждения дополнительного образования взрослых и иные организации, созданные в форме учреждения, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Подготовка медиаторов осуществляется по образовательным программам обучающих курсов в сфере медиации.

Общий объем учебных часов для лиц с высшим юридическим образованием составляет 140 часов, для специалистов с иным высшим образованием - 170 часов. Прохождение обучения в сфере медиации подтверждается справкой об обучении государственного образца, которая в свою очередь является основанием для обращения в Квалификационную комиссию по вопросам медиации при Министерстве юстиции с заявлением о выдаче свидетельства медиатора и включении в Реестр медиаторов. С момента включения в Реестр медиаторов и выдачи ему свидетельства медиатора, лицо получает право осуществлять деятельность медиатора на территории Беларуси.

ь добросовестности, равноправия и сотрудничества сторон;

ь беспристрастности и независимости медиатора;

Своим участием в медиации он способствует созданию атмосферы доверия, уверенности, безопасности и равноправия сторон.

Медиатор при проведении медиации обязан соблюдать определенные законодателем требования:

§ способствовать созданию в ходе переговоров атмосферы доверия, уверенности, безопасности и равноправия сторон, взаимного уважения;

§ воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать его самого, дискредитировать институт медиации и его основные принципы;

§ проявлять терпение, уважение и вежливость в отношении сторон, их представителей, иных участников медиации;

§ внимательно и активно слушать стороны, анализировать и обобщать информацию, управлять переговорным процессом, мотивировать стороны на поиск взаимоприемлемых вариантов урегулирования спора;

§ не выражать каким-либо способом (словом, жестом, мимикой, эмоциональным состоянием) свое отношение к сторонам;

§ проявлять добросовестное отношение к исполнению своих обязанностей, обязательность и пунктуальность, обеспечивать оптимальную организацию своего труда;

§ при исполнении обязанностей соблюдать деловую манеру в общении, деловой стиль одежды.

Дабы спор был рас смотрен всесторонне и правильно, медиатор вправе:

ь знакомиться с материалами спора;

ь изучать документы, представленные сторонами;

ь предлагать сторонам в случае необходимости представить дополнительные документы;

ь получать необходимые консультации у специалистов;

ь проводить индивидуальные переговоры с каждой из сторон;

ь предлагать сторонам выработать и обсудить несколько вариантов урегулирования спора (наилучший, приемлемый, нежелательный);

ь при завершении медиации разъяснить сторонам последствия заключения медиативного соглашения, а также не достижения соглашения;

ь отказаться от проведения медиации, если сторона (стороны) соглашения не выполняет (не выполняют) своих обязательств.

Медиатор в свою очередь обязан:

ь удостоверяться в полномочиях представителей сторон на участие в проведении медиации и заключение медиативного соглашения;

ь сообщить сторонам обо всех известных ему имеющихся или потенциальных конфликтах интересов в этом деле.

Медиатор со своей стороны имеет право:

ь вносить сторонам свои предложения об урегулировании спора, а также, если стороны не договорились об ином, выступать третейским судьей по спору, который являлся или является предметом медиации;

По мимо всего есть ограничения. Не может быть медиатором лицо:

· являющееся государственным служащим, в том числе судьей;

· не обладающее полной дееспособностью;

· полномочия, которого в качестве государственного служащего, нотариуса или адвоката были прекращены в связи с поступками, несовместимыми с профессиональной деятельностью;

· в отношении которого принято решение о прекращении действия свидетельства медиатора в связи с нарушением Правил этики медиатора, утвержденных Министерством юстиции Республики Беларусь.

Действия медиатора, противоречащие законодательству и нарушающие права, и законные интересы третьих лиц, могут быть обжалованы в судебном порядке. Нарушение медиатором дважды в течение 12 месяцев подряд настоящих Правил влечет прекращение действия свидетельства медиатора. Решение о прекращении действия свидетельства медиатора принимается Министерством юстиции.

Для того, чтобы сделать правильный выбор медиатора, необходимо обратить внимание на следующие критерии:

· Наличие документов, подтверждающих квалификацию медиатора

· Одним из обязательных требований для получения доступа к осуществлению деятельности медиатора является прохождение обучения по программе обучающих курсов в сфере медиации. Квалификация медиатора и наличие соответствующего образования подтверждается свидетельством, выдаваемым Министерством юстиции Республики Беларусь на основании решения Квалификационной комиссии по вопросам медиации.

Для того чтобы правильно выбрать медиатора, важно иметь информацию о том, на разрешении каких видов конфликтов специализируется медиатор. Специалист по семейной медиации не всегда сможет эффективно провести медиацию по коммерческому спору, и наоборот. Сведения о специализации медиаторов включаются в государственный Реестр медиаторов, а также в списки медиаторов организаций, обеспечивающих проведение медиации.

Практический опыт медиатора можно определить по стажу медиатора, количеству медиаций, проведенных медиатором, и проценту их успешности. Эту информацию можно уточнить у самого медиатора или в организации, обеспечивающей проведение медиации.

Рекомендация друзей, коллег, партнеров. Если кто-либо из ваших родственников, друзей, коллег, партнеров - тех, кому вы действительно доверяете - уже имел опыт участия в медиации, попросите их порекомендовать вам медиатора. Рекомендации людей, участвовавших в медиации, позволят вам сделать осознанный выбор медиатора, основанный не только на документальных данных, но и на их практическом опыте участия в медиации.

Личное впечатление о медиаторе. Всегда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Выбирая медиатора, полезно не только изучить документальные данные, но и лично пообщаться с медиатором. Договоритесь о встрече с медиатором, задайте ему интересующие вас вопросы. Ответьте себе на вопрос, вызывает ли медиатор у вас доверие? Доверие - это одна из основ медиации, поэтому полезно еще до начала медиации иметь сложившееся впечатление о медиаторе, с которым вам предстоит работать.

медиатор урегулирование конфликт компромисс

Далее приведен список медиаторов для ознакомления и лучшего представления того.

Как медиация превращает проблему в решение

Кто должен вмешаться, если менеджеры не слышат друга? Руководитель! Узнайте, как увидеть ситуацию под другим углом зрения и объединить разобщенные мнения.

Управленческая роль понятнее: она подкреплена организационными правилами и регламентами. У управленца всегда наготове решение любой проблемы: быстрое, конкретное и… возможно, неверное. Роль медиатора более вариативная и менее определенная. Медиатор может гарантировать участникам результат сессии, но он не всегда знает, каким этот результат будет. При этом ошибки руководителя в роли медиатора будут очевидны многим, что рикошетом ударит по роли управленца. Роль медиатора требует особых навыков и личностных ресурсов. О них мы и поговорим в этой статье.

Кто такой, по-вашему, медиатор?

Вариант 1_____________________________________

Вариант 2_____________________________________

Вариант 3_____________________________________

Теперь проведем сверку. Я буду рада, если наши смыслы совпадут.

1. В роли медиатора руководитель всегда немножко философ

2. В роли медиатора руководитель всегда немножко креатор

Мы основываем свою практику на так называемой аксиоме образа: образ мыслей определяет образ действий. Это работает, потому что люди мыслят образами. И если медиатору надо совместить образ действий участников проблемной ситуации, то стоит создать у них единую картину. Идеально, если в этой картине каждый может найти свою правду (свой ракурс) и узнать, что оппонент может видеть ее по-другому. Это наглядно и просто для восприятия. Но это сложно для того, кто создает картинку. Примеры? Пожалуйста!



Через шесть минут мы попросили участников групп вывесить свои творения. Было весело. Теперь можно было перейти к несерьезным вопросам: какая группа справилась быстрее и почему; рисунок какой группы был точнее и за счет чего?

3. В роли медиатора руководитель всегда немножко спортсмен-канатоходец

4. В роли медиатора руководитель всегда немножко модельер-настройщик

Резюме: медиатор всегда немного волшебник

Уметь менять роли – отдельное волшебство, которому каждый руководитель учится по-своему.

Управление конфликтами в организации. Конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Конфликт - это столкновение противоположных интересов на почве соперничества, сопереживания, противоборства. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Существует четыре основных типа конфликта:

Внутриличностный конфликт. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Межличностный конфликт. Самый распространенный тип конфликта. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Может проявляться как столкновение личностей. Конфликт между личностью и группой. Может возникнуть, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. Межгрупповой конфликт. Частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом.

Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации. Основными причинами конфликта являются: 1. Распределение ресурсов. 2.Взаимозависимость задач. 3.Различия в целях. 4.Различия в представлениях и ценностях. . Неудовлетворительные коммуникации. И т.д.

Структурные методы разрешения конфликтов: 1.Разъяснение требований к работе 2. Координационные и интеграционные механизмы. Один из самых распространенных механизмов - цепь команд. 3. Структура системы вознаграждений. 4.Уклонение. Человек старается уйти от конфликта. И т.д. Методика разрешения конфликта через решение проблемы.Определите проблему в категориях целей, а не решений. После определите решения, которые приемлемы для обеих сторон. Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны. Создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией. Во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнения другой стороны, а также сводя к минимуму гнев и угрозы Неразрешенные и неуправляемые конфликты часто приводят к стрессам. Медиация является в настоящее время одной из самых перспективных технологий конструктивного разрешения конфликтов с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном споре стороны — медиатора. Основополагающими принципами медиации являются добровольность, равноправие сторон, конфиденциальность, независимость и беспристрастность медиатора, конструктивный характер переговоров. Есть пять ролей руководителя в разрешении конфликтаРуководитель может выбрать одну из пяти традиционных ролей медиатора в разрешении конфликта: "третейский судья" - обладает максимальными возможностями для решения проблемы. Он изучает проблему всесторонне и его решение не обжалуется; "арбитр" - то же самое, но стороны могут не согласиться с его решением и обратиться к другому; "посредник" - нейтральная роль. Обладает специальными знаниями и обеспечивает конструктивное разрешение конфликта. Но окончательное решение принадлежит оппонентам; "помощник" - организует встречу, но не участвует в обсуждении; "наблюдатель" - своим присутствием в зоне конфликта смягчает его течение. Два подхода в понимании роли руководителя в конфликте

1) объективно оценить сложившуюся ситуацию, и если это действительно так, признать наличие конфликта.; 2) отличить повод конфликта от его предмета — непосредственной причины, которая часто объективно или субъективно маскируется; 3) определить вид конфликта, его стадию, выявить предмет конфликта, цели основных участников конфликта; 4) установить, в какой мере предмет разногласий касается организации производства, труда и управления, а в какой—особенностей деловых и личностных отношений конфликтующих сторон; 5) выяснить субъективные мотивы вступления людей в конфликт. Для этого нужно хорошо знать своих подчиненных, их жизнь, взгляды, интересы, что позволит предвидеть результат конфликта, выбрать наиболее эффективные способы воздействия на конфликт.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Ключевые слова: менеджмент, конфликт, медиация, конфликтная компетентность, эмоциональные компетенции, поведенческие компетенции, когнитивные компетенции

Аннотация

Управление конфликтом является одной из задач менеджмента. Для разрешения конфликта руководитель может выступить в роли медиатора, используя идеологию и техники медиативного подхода. В статье предложена модель конф ликтной компетентности менеджера, проведено исследование этой компетентности, сделаны выводы о возможностях использования медиативного подхода в управлении.

Библиографическая ссылка: печать / интернет

1. Анцупов А.В., Шипилов А.И. Конфликтология: Учеб. для вузов. — СПб.: Питер, 2015.

2. Асадов А.Н. Конфликтология: Учебное пособие. — СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2003.

3. Булатецкая А.Ю. Социальные технологии формирования конфликтологической компетентности менеджеров в условиях трансформации управленческих отношений в современной России: Автореферат дисс. к. с. н. — Подробнее .

4. Ватцке Э. Вполне возможно, эта история не имеет к вам никакого отношения: истории, метафоры, крылатые выражения и афоризмы в медиации. — М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2009.

5. Егидес А.П. Психология конфликта: Учебное пособие. — М.: Синергия, 2013.

6. Изард К.Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2012.

7. Клок К. Конфликты на работе. Искусство преодоления разногласий. — М.: Претекст, 2013.

8. Козлов В., Козлова А. Конфликт. Участвовать или создавать. — М.: Эксмо, 2011.

9. Козлов А.С. Конфликтология социальных групп и организаций. — М.: Ленанд, 2015.

10. Кроули Дж., Грэм К. Медиация для менеджеров: разрешение конфликтов и восстановление рабочих отношений. — М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010.

11. Лаврова Н., Лавров В. Медиация. Принятие ответственных решений. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2013.

12. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. — М.: Дело ЛТД, 2010.

13. Оболонский Ю., Зазыкин В. Психологическая реальность конфликта. — М.: Психотерапия, 2013.

16. Фишер Р., Юри У. Переговоры без поражения. Гарвардский метод. — М.: МиФ, 2012.

17. Фон Хертель А. Профессиональное разрешение конфликтов. Медиативная компетенция в вашей жизни. — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007.

18. Цветков В.Л. Психология конфликта. От теории к практике: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

19. Цой Л. Современные образовательные технологии в обучении HR-менеджеров: путь к конфликтологической компетенции. — Подробнее .

20. Чеглова И.А. Медиативная компетентность руководителя как инновационный инструмент организационного лидерства. — Подробнее .

21. Чеглова И.А. Медиация как профессия и медиативная компетентность как новое качество жизни. — Подробнее .

22. Чумиков А. Переговоры — фасилитация — медиация: Учебное пособие. — М.: Аспект-Пресс, 2014.

23. Шамликашвили Ц.А. Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров: что необходимо знать судье, чтобы компетентно предложить сторонам обращение к процедуре медиации. — М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010.

24. Шамликашвили Ц.А. Медиация как метод внесудебного разрешения споров. — М.: Межрегиональный центр управленческого и по-литического консультирования, 2006.

25. Шамликашвили Ц.А. Основы медиации как процедуры урегулирования споров: Учебное пособие. — М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2013.

26. Goleman D. (1995). Emotional Intelligence. New York: Bantam.

27. Goleman D., Boytzis R.E., McKee A. (2002). Primal Leadership. Harvard Business School Press, Boston, MA.

Читайте также: