Психологическое образование в вузе доклад

Обновлено: 30.06.2024

История преподавания психологии, рассматриваемая в рамках российского высшего образования, включает несколько периодов. В XVIII—XIX веках высшее психологическое образование люди могли получать в университетах (институтах), уставы которых многократно менялись, что находило отражение в составе преподаваемых предметов и программ. Психологию, как и философию, порой исключали из программы на много лет, вновь восстанавливая через определенное время. Естественно, за прошедшие годы происходила потеря кадров, терялся опыт преподавания психологии.

В светских учебных заведениях преподавание психологии долго находилось под воздействием традиций, сформированных системой богословского образования. В духовной школе обучение психологии в качестве учебного предмета было введено почти на целое столетие раньше, чем в светских школах, при этом процесс преподавания характеризовался большей стабильностью. Духовные академии предусматривали подготовку психологов в качестве преподавателей.

Преподавание психологии в рамках других дисциплин

В среднем, только в XVII в. психология формируется отдельно от богословия, становясь предметом для преподавания в Киево-Могилянской и Славяно-греко- латинской академиях. Были обнаружены рукописи психологических курсов, которые читались в Киевской академии, включая:

Высшее психологическое образование можно было получить в Первом Московском университете (рис. 1). Его учредили 12 января 1755 года, в нем было 3 отделения (факультета): философский, юридический, медицинский.

На факультете философии преподавали 4 учителя: профессор философии, преподававший студентам метафизику, логику, нравоучения; профессор физики, обучающий теории и практике физики; профессор красноречия, преподававший ораторское искусство и стихотворчество; профессор всеобщей и русской истории. Психология не являлась отдельным предметом в цикле философского факультета рассматриваемого университета.

Преподавание психологии в рамках других дисциплин

Рисунок 1. Московский университет

Особенности психологического образования в ранний период развития

Научную дисциплину (учебную дисциплину) можно считать областью научных знаний, которые объединяются с помощью сходства изучаемого предмета и его содержания. На раннем этапе развития науки (XVIII—XIX века) ученые и студенты изучали философию, математику, логику, риторику, географию, астрономию и медицину.

В отличие от современных методик преподавания психологии в РФ, содержание курсов философии и психологии в XVIII—XIX века было далеким от жизни. По этой причине было не много желающих изучать эти дисциплины, а тем более не многие желали готовиться к их преподаванию в вузах. Например, в Казанском университете лекции первого преподавателя философии К. К. Фойгта слушали только 5 студентов. Его преемник А. С. Лубкин преподавал для 41 слушателя, из которых постоянно курс посещали только 14 человек.

В последнее время нередко высказывается мнение о том, что XXI в. будет веком психологии. Действительно, мы видим, что популярность психологии как науки и практической профессиональной деятельности быстро росла во второй половине XX в. В то же время психология стала популярным предметом для изучения во многих странах, причем не только для студентов-психологов. Многие университеты, институты, колледжи сообщают, что психология обычно занимает место среди 3 или 4 наиболее популярных учебных дисциплин для изучения в университетах. Студенты многих других специальностей, а также школьники склонны изучать психологию. Поэтому есть все основания полагать, что XXI в. может стать веком психологического образования.

Цели обучения психологии как учебного предмета и его содержание всегда взаимосвязаны. Цели обучения психологии опосредованы особенностями ее содержания как гуманитарной дисциплины, с одной стороны, и как науки социально-исторической, что не исключает в ее арсенале естественно-научных методов исследования, с другой.

Гуманитарное познание – особый тип научного познания, предполагающий иное отношение познающего субъекта к объекту исследования, чем то, которое свойственно естественно-научным дисциплинам, потому что в центре гуманитарного познания – личность, отношения субъект-субъект. По мнению М.М. Бахтина, суть отношений познающего субъекта и познаваемого – в диалоге, который предполагает раскрытие не только конкретных значений, но и смыслов, бесконечно многообразных, поэтому диалог неисчерпаем, ибо полное понимание исторично и персонифицировано.

Еще одно свойство гуманитарного познания, важное в понимании особенностей изучения психологии,– это то, что психологическое познание предполагает научно-теоретическое, понятийно-знаковое, логическое мышление, мышление образное, художественное, наглядно-действенное, наконец, созерцание, основанное на символическом сознании, символизации, интерпретации символов, с помощью которой психолог проникает в область бессознательного. Все это приводит к необходимости расширения предмета изучения психологии за рамки собственно научной дисциплины в область междисциплинарных связей как главного условия гуманизации изучения психологии.

Обучение психологии направлено не только на овладение способами понимания и преобразования условий, определяющих образ мыслей и образ действий других людей, но и на преобразование условий собственной жизнедеятельности и сознания. Основными принципами отбора содержания психологического образования могут и должны стать: принцип целостности в подходе к изучению психических явлений; принцип соответствия потребностям студента с учетом зон его актуального и ближайшего развития.

Сложность достижения цели освоения психологических знаний как раз и заключается в особом совмещении способов познания и преобразования, познавательного отношения и личностно-преобразующего отношения.

Изучение студентами любой науки подчинено одной цели – научиться подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам с научных позиций, т. е. со знанием дела, изученного всесторонне. Применительно к психологии это означает, что студенту ее нужно изучать с целью получения научной ориентировки в психологии человека, чтобы понимать и объяснять особенности ее проявлений в действиях, поступках, поведении реальных людей и на этой основе научиться правильно взаимодействовать с ними в повседневной практике.

Изучая психологию, каждый студент независимо от его будущей профессии должен научиться мыслить психологически при анализе и оценке человеческих действий и поступков, при выявлении особенностей характера и способностей, темперамента и других свойств личности, социально-психологических явлений в обществе, коллективе, личном общении с другими людьми и т. д.

Таким образом, цель изучения студентом психологии в формировании у студента умения практически руководствоваться научными психологическими знаниями при реальном взаимодействии с другими людьми, что, в свою очередь, как раз и предполагает формирование умения мыслить психологически.

Таким образом, общей целью изучения психологии студентами является формирование у них умения психологически мыслить, применяя свои психологические знания для научного объяснения фактов и явлений психики, а также для преобразования психики человека в интересах развития его личности (обучения и воспитания, формирования коллектива, психологической коррекции отклоняющегося поведения или психотерапевтического лечения нервно-психических расстройств и т. п.).

По мнению Е.А. Климова, психологическая подготовленность – это, прежде всего, ясные представления о специфической реальности, сопровождаемые положительным аффективным тоном, связанные с не насыщаемым интересом к ней и с готовностью напрямую контактировать с ней в межличностном общении.

Психологическое образование должно предусматривать не только психологическую грамотность будущих специалистов, но и развитие их психологической, внутренней культуры.

• когнитивного – знания о фактах и закономерностях, характеризующих субъективный мир человека, знания правил и норм в сфере общения, знание и понимание себя и окружающих;

• операционально-деятельностного – от владения элементами психологического познания и элементарных умений саморегуляции и взаимодействия с другими людьми до творческого создания личных психологических техник посредством перестройки субъективного жизненного опыта;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Данные компоненты не существуют изолированно друг от друга, они разделены лишь условно. Взаимосвязи могут проявиться между всеми компонентами: организация личностной рефлексии, которая входит в мотивационно-ценностную составляющую, позволяет повышать психологическую грамотность (когнитивная составляющая), влияя на психологическую компетентность (оперционально-деятельностная составляющая).

Необходимость психологического образования вытекает непосредственно из потребностей современной общественной жизни, отвечает интересам как всего общества, так и каждого из его граждан. Все провозглашаемые обществом нравственные ценности (гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность, диалогичность и пр.) основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей, на психологических особенностях их личности и индивидуальности. Но отсутствие психологической культуры в нашем обществе тормозит полноценную реализацию этих принципов в жизни. Психология – это единственный учебный предмет, органически сочетающий научность с гуманистической личностной направленностью. Реализовать потенциал психологии сложно, но необходимо.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / ПЕДАГОГИКА / ПСИХОЛОГИЯ / ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ / ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / HIGHER EDUCATION / QUALITY OF TRAINING ОF SPECIALISTS / PEDAGOGY / PSYCHOLOGY / TRAINING OF TEACHING STAFF / EDUCATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Розов Николай Христович

В статье ставится вопрос о необходимости включения в учебные планы естественнонаучных и инженерно-технических специальностей основ психологии и педагогики как необходимого условия содействия повышению качества специалистов для работы в современных условиях.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Розов Николай Христович

Подготовка современного учителя в условиях реализации непедагогических направлений подготовки бакалавра в классическом вузе

The importance of psychology and pedagogy for training of high-quality graduates of higher school

The article raises the question about the need to include the foundations of psychology and pedagogy in curricula of natural sciences and engineering specialties as a necessary condition for the promoting of quality of specialists for work in modern conditions.

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2017. №2

Значение психологии и педагогики для подготовки высококачественных выпускников высшей школы

В статье ставится вопрос о необходимости включения в учебные планы естественнонаучных и инженерно-технических специальностей основ психологии и педагогики как необходимого условия содействия повышению качества специалистов для работы в современных условиях.

Ключевые слова: высшее образование, качество подготовки специалистов, педагогика, психология, подготовка преподавательских кадров, воспитание студентов.

Таким образом, современная реалистично ориентированная система высшего образования должна выполнять двуединую задачу. Она должна тщательно формировать профессиональную компетентность будущего специалиста - вооружать его глубокими знаниями по его специальности и прививать ему навыки и умения профессиональной деятельности . И в то же время она должна максимально тесно увязывать его профессиональную компетентность с требованиями работы в современных условиях, готовить его к тому, чтобы он оказался приспособленным к сложной и противоречивой трудовой жизни

скажите, положа руку на сердце: попав на операционный стол, вы будете беспокоиться об уровне профессионализма хирурга или думать о том, досконально ли изучил он древнегреческих философов?

На наш взгляд, реально и эффективно содействовать выполнению этих задач должно введение в учебные планы естественнонаучных и инженерно-технических направлений ориентированных курсов психологии и педагогики специально определённого объёма и тщательно разработанного содержания.

Процесс приобщения к знаниям студенческой аудитории, разнородной по интеллектуальному потенциалу и задаткам, по профессиональной

На преподавательскую работу приходят, в основном, молодые люди, успешно завершившие аспирантуру . Они получили богатый багаж знаний по специальности, являются зачастую перспективными учёными Однако они не имеют должных представлений о педагогике и психологии учебного процесса и взаимоотношениях людей, практически не знакомы с общими принципами, современными методами и эффективными технологиями преподавания . А ведь перед каждым поколением молодых преподавателей встают извечные педагогико-личностные проблемы . Как проведение коллективного учебного процесса разумно сочеталось с задатками и возможностями конкретного обучаемого? Как требования единой общей программы согласовать с личными интересами, профессиональными пристрастиями и жизненными устремлениями каждого студента?

Подготовка аспирантов к педагогической деятельности должна квалифицироваться как важнейшая и к тому же системообразующая функция высших учебных заведений, обеспечивающая дальнейшее развитие как науки, так и высшей школы.

Все прекрасно понимают, что хорошие кадры специалистов для науки и техники нужно начинать готовить ещё в школе, под руководством отличных учителей Поэтому поговорим сейчас о школьных учителях

предметные знания, главным образом, в специализированных и профильных школах и классах

Мы обязаны продумать меры для того, чтобы помочь таким студентам с максимальной пользой для них и для дела Опыт свидетельствует, что многие из них проявляют серьезный интерес к преподаванию и с охотой готовы этим профессионально заниматься в средней школе . Развитие системы психолого-педагогической подготовки в непедагогических вузах открывает для них реальную возможность найти в будущем работу, которая соответствует их желаниям и уровню квалификации и принесет несомненную пользу развитию системы образования в стране

Мы все время говорили о роли психолого-педагогического образования в плане профессиональной и преподавательской деятельности . Но такие познания необходимы и просто неоценимы на каждом шагу! Общение с друзьями . Семейные отношения и коллизии . Воспитание собственных детей . Поддержание собственного комфортного психологического уровня . Эти и многие другие общечеловеческие проблемы и вопросы окружают нас со всех сторон . Чем глубже мы захотим вникнуть в психологию и педагогику, тем легче нам будет работать, тем увереннее мы будем понимать жизнь.

ТнЕ IMPORTANCE OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY FOR TRAINING OF HIGH -QUALITY GRADUATES OF HIGHER SCHOOL

The article raises the question about the need to include the foundations of psychology and pedagogy in curricula of natural sciences and engineering specialties as a necessary condition for the promoting of quality of specialists for work in modern conditions.

Key words: higher education, quality of training of specialists, pedagogy, psychology, training of teaching staff, education of students.

Субъекты и объекты образовательного процесса в высшем учебном заведении. Основы организации и самоорганизации учебной деятельности студента-психолога. Правила подготовки к зачетам и экзаменам. Проблема равноправной дискуссии студента с преподавателем.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.01.2011
Размер файла 44,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Субъекты и объекты образовательного процесса в высшем профессиональном учебном заведении

Основы организации и самоорганизации учебной деятельности студента-психолога

Если вы в чем-то не согласны или у вас возникают вопросы, совсем не обязательно тут же перебивать преподавателя и тем более спешить обнародовать собственные представления, даже если они и кажутся вам верными. Перебивать преподавателя на полуслове -- проявление невоспитанности. А вопросы следует задавать либо после занятий (для этого их надо кратко записать, чтобы не забыть), либо, выбрав момент, когда преподаватель сделал хотя бы небольшую паузу, и обязательно извинившись. Неужели не приятно выглядеть воспитанным человеком, да еще в глазах целой аудитории?

Причем сам такой перечень должен быть систематизированным:

1) что необходимо для семинаров;

2) что -- для экзаменов;

3) что пригодится для написания курсовых и дипломных работ;

4) что вас интересует за рамками официальной учебной деятельности, т. е. что может расширить вашу общую культуру.

Обязательно выписывайте все выходные данные каждой книги (при написании курсовых и дипломных работ это позволит сэкономить время).

Затем следует разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие -- просто просмотреть.

При составлении перечней литературы посоветуйтесь с преподавателями и научными руководителями (или даже с более подготовленными и эрудированными сокурсниками) -- они помогут вам сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время.

Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать все подряд: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).

Правила подготовки к зачетам и экзаменам и корректного поведения при их сдаче преподавателям

Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинаре), чтобы вы точно знали, где что у вас записано; эта работа может занять много времени, но все остальное -- это уже технические детали (главное -- это ориентировка в материале!).

Когда речь идет о написании научных текстов (рефератов, курсовых и дипломных работ), то нужно иметь в виду соответствую щие правила:

Объем текста и различные оформительские требования во многом зависят от принятых в конкретном учебном заведении порядков.

Особенности вузовского обучения психологов. Социально-организационная специфика обучения в вузе

Само возникновение системы образования еще в глубокой древности связано с обращением к сложнейшим проблемам душевной жизни человека. Заметим, что основатели великих мировых религий (Магомет, Христос, Будда), а также основатели влиятельных идеологических течений (Конфуций и др.) были также и странствующими Учителями. Таким образом, изначально психология была связана с важнейшими мировоззренческими проблемами и развивалась (а следовательно, и преподавалась) в рамках философии.

В дальнейшем многим университетам, включая и российские, приходилось отчаянно бороться за свою автономию, за право профессоров и преподавателей быть независимыми в своих рассуждениях, за доступность высшего образования для большинства населения, за развитие самоуправления студентов.

Особенность вузовского обучения предполагает существенное переструктурирование всей мыслительной деятельности студента.

Читайте также: