Система источников экологического права доклад кратко

Обновлено: 19.05.2024

О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.

2.2. Система источников экологического права

Логическим итогом систематизации норм и актов, объединяемых тематикой является система источников экологического права. В этих нормах и правовых актах применяются как публично-правовые, так и частноправовые средства воздействия, которые в совокупности с содержанием образуют систему комплексного экологического права, обеспечивающего управление природоохранными и природоресурсными отношениями в соответствии с нормами Конституции.

Важнейшим основополагающим источником экологического права, содержащим базовые исходные нормы и принципы, является Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 23.12.1993.

Конституционные нормы, относящиеся к сфере общественных экологических отношений, как правило подразделяются на нормы общего характера и специально экологические (например, в ч. 1 ст. 9 Конституции устанавливается базовый принцип, носящий абсолютный характер, содержащий оценку значения земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, устанавливаются два типа отношений в сфере взаимодействия общества с окружающей средой; ч. 1 ст. 36 устанавливает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; ст. 41 – финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию; право граждан на благоприятную окружающую среду корреспондируется с обязанностью граждан сохранятьприроду и окружающую среду, бережно относиться к ее богатствам – ст. 58 и др.).

Особое место в системе источников экологического права занимают международные договоры РФ и общепризнанные принципы международного права. К ним относятся общеохранительные международные договоры и соглашения (Декларация ООН по охране окружающей человека среде (1972), Всемирная хартия природы (1982), Всемирная стратегия охраны природы (1980) и др.) и специальные международные договоры и соглашения, которые подразделяются на следующие группы:

1. Международные договоры и соглашения по природным ресурсам и объектам, находящимся по национальной юрисдикцией государства (например, на основании Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия (г. Париж, 16.11.1972) статус территорий Всемирного природного наследия в России имеют девственные леса Коми, озеро Байкал, вулканы Камчатки и ряд других уникальных природных комплексов и объектов.

3. Международные договоры и соглашения, направленные на решение:

– определенной глобальной экологической проблемы (например, Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., в рамках, которой государства-участники обязуются ограничивать и уменьшать трансграничное загрязнение воздуха, обмениваться информацией, проводить консультации по возникающим проблемам и мониторинг качества воздуха; Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. содержит обязательства сторон по систематическим наблюдениям, исследованиям и обмену информацией о состоянии озонового слоя, а Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 г. ввел существенные ограничения на производство и использование хлорфторуглеродов. На парниковые газы, не предусмотренные Монреальским протоколом, распространяется Рамочная конвенция об изменении климата 1992 г. и др.);

– на охрану конкретного природного ресурса (например, Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) 1973 г.,целью которой является предотвращение чрезмерной эксплуатации флоры и фауны посредством введения контроля за торговлей этими видами через систему экспортно-импортных разрешений; Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946г.,Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение 1971 г. и др.).

Федеральные конституционные законы занимают особое место в системе источников экологического права. К ним, следует отнести:

Федеральные законы, регулирующие общественные отношения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Их можно подразделить следующим образом:

– дифференцированные: Земельный кодекс Российской Федерации от 25.102001 № 136-ФЗ, Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ, Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ и др.;

– экологизированные законы: Гражданский кодекс Российской Федерациичасть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ, часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ и часть четвертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ, Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996№ 63-ФЗ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ и др.

Каждая отрасль права выступает регулятором общественных отношений. Не являются исключением и правоотношения, которые возникают в области взаимодействия общества и природы. Воздействие на участников общественных экологических отношений оказывается через источники экологического права.

Понятие и особенности источников экологического права

Юридическая доктрина понимает под источниками экологического права нормативные акты, которые были приняты уполномоченными на то государственными органами в установленной форме и процедуре, содержащие в себе общеобязательную волю законодателя в области природопользования. Другими словами - это официальная форма выражения и закрепления норм экологического права.

Источники экологического права обладают всеми характерными признаками, свойственными источникам права, однако, имеют и свои особенности.

Так, исходя из того, что законодательство о недрах, об охране окружающей среды, а также водное, лесное, земельное законодательство Конституцией РФ отнесено как к предметам ведения Российской Федерации, так и к предметам ведения ее субъектов, то нормы, которые составляют институт источников экологического права, устанавливаются на двух уровнях – федеральном и региональном.

Также нормы экологического права, помимо специальных актов, содержатся в актах других отраслей права. Так, наряду с законодательством об окружающей среде, источники экологического права содержатся и в актах уголовного, конституционного, земельного, гражданского права.

Законодательством к источникам экологического права предъявлен ряд требований.

Во-первых, нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды и природопользования не должны противоречить высшему закону государства - Конституции РФ.

Во-вторых, акты должны быть приняты исключительно уполномоченными на то органами.

В-третьих, форма актов должна соответствовать статусу органов, которыми они были приняты. Например, Государственная Дума не вправе издавать указы и распоряжения, а Правительство РФ - законы. В случае нарушения этого требования, принятый нормативный правовой акт должен быть признан неправомерным.

Классификация источников экологического права

Законодательство не выделяет какого-либо критерия для разграничения источников. Однако, классификация позволяет упорядочить виды источников экологического права. Поэтому в юридической литературе выделены несколько классификаций, наиболее популярные из которых приведены ниже.

В зависимости от предмета правового регулирования, источники подразделяются на общие и специальные. Первые характеризуются обширной спецификой правового регулирования, то есть предмет их регулирования включает в себя как экологические, так и иные общественные отношения. Специальные источники - это акты, главной задачей которых является урегулирование отношений в сфере взаимодействия субъектов экологического права и природы с целью сохранения природной среды и ее улучшения.

По юридической силе источники экологического права принято классифицировать на законы и подзаконные акты. К законам относятся все нормативные акты, касающиеся сферы действия экологического права, принимаемые законодательными органами государственной власти. К подзаконным актам относятся акты Президента РФ, Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, министерств и ведомств, а также органов местного самоуправления.

По характеру источники экологического права условно подразделяются на кодифицированные и некодифицированные. Основной особенностью, отличающий кодифицированный нормативный акт от некодифицированного, является систематизация, которая происходит в процессе правотворчества. Целью такой систематизации является повышение эффективности реализации права в ходе правоприменительной деятельности.

В зависимости от характера правового регулирования источники делятся на материальные и процессуальные. Акты материального характера содержат в себе материально-правовые нормы права и устанавливают права, обязанности и ответственность субъектов экологических отношений. Процессуальные - регулируют соответствующие правоотношения в сфере пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды. При этом, в большинстве случаев, в одном источнике содержатся нормы как материального, так и процессуального права. В связи с этим, в данной классификации выделяется третий вид источников – смешанные.

Система источников экологического права в России

Особое место среди источников экологического права занимают источники международного экологического права. К данному виду источников относят международные договоры, конвенции, обычаи, общие принципы международного права, акты рекомендательного характера международных организаций. Важной особенностью данного вида источников является необходимость согласия РФ на применения таких актов (ратификация).

Главенствующую роль среди национального законодательства занимает Конституция РФ. Обладая высшей юридической силой, обязательностью применения и прямым действием на всей территории, Конституция РФ провозглашает основные начала взаимодействия субъектов экологического права и природы, пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды. Помимо этого, конституционные основы экологического права играют основополагающую роль для всей системы права.

Конституцией РФ установлен приоритет международных актов над национальными. Так, если в международном договоре содержатся иные правила, чем те, которые установлены в национальном законодательстве РФ, то применяются нормы международного права. Однако, обязательным условием такого договора является его ратификация.

По вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, принимаются федеральные конституционные законы. Роль таких законов заключается в прямой реализации конституционных положений и урегулировании наиболее важных сфер деятельности. Именно поэтому по юридической силе федеральные конституционные законы выше федеральных законов.

Следующее звено системы - федеральные законы в области экологического права. Основной целью таких источников права является сохранение и санация природной среды, осуществление единой экологической политики, выработка принципа повсеместного участия граждан в охране окружающей среды.

В системе источников права подзаконные нормативные правовые акты выступают в форме волеизъявления Президента РФ, Правительства РФ, федеральных ведомств и министерств. Цель таких актов заключается в конкретизации уже имеющихся положений законов.

Следующим элементом системы источников являются законотворчество субъектов РФ. Субъекты РФ осуществляют самостоятельное правовое регулирование, включающее в себя принятие законов и иных результатов нормотворчества, не нарушая при этом конституционные основы экологического права, а также иное федеральное законодательство.

Заключительный уровень в системе источников экологического права РФ представляют акты органов местного самоуправления. Такие акты регулируют вопросы местного значения, которые отнесены к ведению органов местного самоуправления.

Стоит отметить, что, помимо основных источников экологического права, в науке выделяются вспомогательные. К таким источникам относятся решения судов высших инстанций. Хоть напрямую суды не вправе издавать общеобязательные нормы, но решения вышестоящих судов все же влияют на правоприменительную практику в целом. Дополнительную роль в развитии правоприменительной деятельности играют и специальные стандарты (ГОСТ). Целью таких стандартов является уточнение содержания нормативных актов и предотвращение возможных ошибочных суждений в правоприменительной практике.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Строение права имеет системную структуру, что предопределяет необходимость рассмотрения вопроса о системе экологического права. Эколого-правовые нормы в зависимости от круга регулируемых общественных отношений объединены в правовые институты, которые, в свою очередь, формируют экологическое право в целом.

Под институтом экологического права понимается совокупность правовых норм, регулирующих узкий круг однородных общественных отношений, входящих в сферу государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Институты экологического права, содержащие нормы различного содержания, формируют систему экологического права.

Система экологического права — это совокупность последовательно расположенных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (правовых институтов), которые образуют его содержание.

Система экологического права:

  • Общая часть;
  • Особенная часть;
  • Специальная часть.

Общая часть экологического права содержит:

  • общие положения (понятие, предмет, метод, цели, задачи, принципы, система и источники экологического права);
  • право собственности физических и юридических лиц на природные ресурсы;
  • управление природопользованием и охраной окружающей среды;
  • правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды (экологическое управление и контроль, нормирование качества окружающей среды, экологический мониторинг и экологическая экспертиза);
  • экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды (плата за природопользование, загрязнение, экологическое лицензирование, сертификация, страхование);
  • юридическую ответственность за экологические правонарушения.

Особенная часть экологического права содержит:

  • правовые режимы использования и охраны каждого вида природных ресурсов (земель, недр, вод, объектов животного и растительного мира);
  • правовую охрану атмосферного воздуха и озонового слоя;
  • правовой режим особо охраняемых природных территорий (государственных природных заповедников, национальных парков и т.п.);
  • правовой режим экологически неблагоприятных территорий;
  • правовой режим обращения с опасными, радиоактивными веществами и отходами.

Специальная часть экологического права содержит:

  • общие принципы международного сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
  • международные экологические организации;
  • международное эколого-правовое регулирование.

Необходимым условием правового регулирования общественных отношений является наличие объективно выраженных правовых предписаний, т.е. источников права.

Источники экологического права — это внешняя форма выражения обязательных правил поведения, регулирующих общественные отношения, входящие в сферу эколого-правового регулирования. Источники права могут носить кодифицированный характер, а могут быть и некодифицированными.

Источники экологического права могут быть классифицированы:

по юридической силе:

  • федеральные законы;
  • законы субъектов РФ;
  • подзаконные нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ:
  • ведомственные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;
  • подзаконные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ;
  • нормативные акты органов местного самоуправления;

по направленности правового регулирования:

  • общие нормативные акты, объектами регулирования которых является окружающая среда и деятельность по ее охране и обеспечению безопасности в целом;
  • специальные нормативные акты, объектами регулирования которых являются отдельные компоненты окружающей среды или деятельности по ее охране и обеспечению безопасности.

Важнейшим источником экологического права является Конституция РФ, которая устанавливает:

  • конституционные экологические права и обязанности граждан (каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, каждый обязан бережно относиться к природным богатствам);
  • разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ (в частности, к предмету совместного ведения России и ее субъектов относятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры, законодательство об охране окружающей среды);
  • основные приоритеты организации и деятельности государственных органов, в том числе в области природопользования и охраны окружающей среды:
  • формы собственности на природные ресурсы, режим пользования ими и способы защиты от противоправных посягательств.

Экологическое законодательство отличается большим разнообразием, динамикой развития, что в первую очередь связано с предметом его правового регулирования, в который входят следующие элементы:

  • общие положения;
  • основы управления в области охраны окружающей среды;
  • права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
  • экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
  • нормирование в области охраны окружающей среды;
  • оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
  • требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
  • природные объекты, находящиеся под особой охраной;
  • государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
  • контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
  • научные исследования в области охраны окружающей среды;
  • основы формирования экологической культуры;
  • ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды;
  • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;
  • заключительные положения.

Важным источником экологического права являются постановления Правительства РФ, значение которых выражается в следующем:

Наличие развитой системы источников экологического права – существенное условие для выделения совокупности эколого – правовых норм в отдельную отрасль в системе российского права.


Под источниками экологического права понимаются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы, т. е. экологические отношения.

Чтобы служить источниками экологического права, нормативный правовой акт должен отвечать определенным требованиям:

– иметь объективно выраженную форму – закон, указ Президента, постановление Правительства, приказ или инструкция министерства, решение органов местного самоуправления;

– должен быть принят уполномоченным органом;

– должен иметь предусмотренную законом форму;

– должен быть официально опубликован. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Вопрос об источниках экологического права представляет собой значительную трудность, так как издается огромное количество нормативных правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей призвана служить классификация нормативных правовых актов в области природопользования и охраны окружающей среды.

Такая классификация может быть проведена по ряду оснований.

По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты:

– законы – нормативные правовые акты, принимаемые представительными (законодательными) органами государственной власти;

– все иные нормативные правовые акты, относящиеся к подзаконным. Это – акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления.

По предмету регулирования источники экологического права можно классифицировать на общие и специальные.

Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения. К таким актам относится, в частности, Конституция РФ.

По характеру правового регулирования нормативные правовые акты можно подразделить на материальные и процессуальные.

Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Значительная часть материальных норм экологического права может быть реализована лишь посредством осуществления и, соответственно, регулирования последовательного ряда процессуальных действий. Они касаются, например, предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических прав и интересов и т. д. Акты процессуального характера – АПК РФ; ГПК РФ; УПК РФ; Положение о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков, утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 916; Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 698, и др. Материальные и процессуальные нормы в сфере природопользования и охраны окружающей среды часто предусматриваются в одних и тех же актах.

Систему источников экологического права образуют:

Федеративный договор от 31 марта 1992 г.;

международные договоры Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права;

нормативные правовые акты Президента РФ;

нормативные правовые акты Правительства РФ;

нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов Федерации;

нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

локальные нормативные правовые акты;

Таким образом, обычай как источник права применяется в практике, но он опосредован в установленных нормах права.

Читайте также: