Система государственного управления охраной труда в лнр доклад

Обновлено: 02.05.2024

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Система управления охраной труда – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Производственная деятельность – совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Требования охраны труда – государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Государственная экспертиза условий труда – оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Стандарты безопасности труда – правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Статья232.Основные направления государственной политики в области охраны труда

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов Луганской Народной Республики в области охраны труда, а также республиканских целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

республиканский государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;




государственная экспертиза условий труда;

установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Луганской Народной Республики и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

ГЛАВА34.ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Статья233.Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в законах и иных нормативных правовых актах Луганской Народной Республики, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Советом Министров Луганской Народной Республики с учетом мнения республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

2022 год, по инициативе Главы Луганской Народной Республики
Леонида Пасечника, объявлен Годом "Молодой гвардии"

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Территориальное отделение Государственного учреждения — Фонд социального страхования Луганской Народной Республики в городе Красный Луч призывает руководителей городских предприятий, учреждений, организаций всех видов собственности, соблюдать требования охраны труда.

С начала года на предприятиях города Красный Луч произошло 5 несчастных случаев, из которых: 1 несчастный случай со смертельным исходом, 1 случай смерти на производстве, 2 с временной потерей трудоспособности и 1 дорожно-транспортное происшествие с двумя пострадавшими. Основные причины – нарушение требований нормативных правовых актов по охране труда, как должностными лицами, так и самими пострадавшими.

Для создания условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности необходимо правильно организовать работу службы охраны труда. Для достижения этой цели необходимы совместные усилия работодателя, работников, профсоюза или других уполномоченных работниками органов.

Создание службы охраны труда на предприятиях (в учреждениях, организациях) определяется статьей 240 Трудового кодекса Луганской Народной Республики от 30.04.2015г. № 23-II (с изменениями), которая гласит:

«В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

В целях обеспечения единого порядка организации работы службы охраны труда разработано Типовое положение о службе охраны труда предприятия, учреждения, организации, утвержденное постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 05.06.2018 г. № 306/18.

В соответствии с данным нормативным правовым актом предприятие разрабатывает положение о службе охраны труда предприятия, с учетом специфики внутрихозяйственной деятельности и других особенностей.

Служба охраны труда комплектуется специалистами, имеющими высшее образование (техническое), производственный стаж работы на инженерно-технических должностях не менее трех лет и необходимые знания по профилю производства.

Основные разделы Положения о службе охраны труда предусматривают функции, обязанности, права и ответственность, а также взаимодействие с другими подразделениями предприятия, исполнительными органами государственной власти и Государственным учреждением — Фонд социального страхования Луганской Народной Республики.

Служба охраны труда решает следующие основные задачи:

— разработка системы управления охраной труда на предприятии, обеспечения эффективного контроля за безопасностью производственных процессов, безопасным выполнением работ на предприятии;

— организация и осуществление контроля за обеспечением работающих специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной и коллективной защиты;

— профилактика несчастных случаев на предприятии, производственных инцидентов и аварий;

— контроль проведения медицинских осмотров работников определенных категорий;

— профессиональная подготовка и повышения квалификации работников по вопросам охраны труда, пропаганды безопасных методов работы;

— выбор оптимальных режимов труда и отдыха работающих;

— профессиональный отбор исполнителей для определенных видов работ.

Создание службы охраны труда на предприятии важно не только для того, чтобы обеспечить соблюдение требований охраны труда, но и минимизировать риски ответственности работодателя за нарушение этих требований, осуществляя контроль за их выполнением, тем самым снижая степень травмирования работников предприятия, сохраняя им жизнь.

Если Вашему предприятию требуется реально действующая система управления охраной труда (далее – СУОТ), а не для отписки руководству – что крайне не приветствуется, советуем разрабатывать положение СУОТ в 5 этапов:

  1. Определение областей применения системы управления охраной труда;
  2. Составление базы нормативно-правовой документации;
  3. Разграничение обязанностей, полномочий и ответственности;
  4. Описание процедур, входящий в состав СУОТ;
  5. Взаимоувязка процедур СУОТ с локальной документацией по охране труда.

Шаг 1. Определите области применения СУОТ

Никто не знает Ваше предприятие лучше Вас. Но если даже какие-то моменты Вам не ясны, самое время в них разобраться. Составьте перечень работ, на которых заняты Ваши работники, и определите наиболее опасные моменты. Работают ли Ваши сотрудники на высоте, или работа связана с загрязнением? Если на момент того, как вы готовите положение СУОТ, у Вас проведена специальная оценка условий труда, Вы сможете определиться с необходимостью выдавать работникам спецодежду, СИЗ и обеспечивать предоставление прочих льгот. Если специальная оценка условий труда не проведена – её необходимо провести. Словом, проанализируйте деятельность организации на предмет опасных и вредных работ – именно вокруг них будет строиться Ваше положение СУОТ.

Шаг 2. Составьте и актуализируйте базу нормативно-правовой документации

Каждый из элементов положения СУОТ базируется на определённом нормативно-правовом или нормативно-техническом документе. Основываясь на выбранных областях применения СУОТ, изучите правовую сторону вопроса и выберите основные законы, положения и приказы, относящиеся к охране труда на Вашем предприятии. В первую очередь, мы рекомендуем вспомнить Вам про:

Они составят нормативно-правовую базу, на которой будет строиться не только положение СУОТ, но и вся система управления охраной труда. Не забывайте ежегодно актуализировать базу, постоянно проверяя изменения трудового законодательства.

Шаг 3. Распределите ответственность

В идеальной ситуации охраной труда занимается каждый работник на предприятии, в размере своих должностных обязанностей. Так грамотное распределение ответственности за охрану труда на предприятии ведёт к кратному снижению риска травматизма и профессиональных заболеваний. Распределение обязанностей и ответственности по охране труда заключено в одном из разделов положения СУОТ. Как правило, ответственность по охране труда распределяются между руководителем, специалистом или ответственным по охране труда (в зависимости от размера штата сотрудников), руководителями подразделений и работниками предприятия.

Шаг 4. Опишите процедуры СУОТ

Кратко изложите, каким образом будут организовано проведение обязательных мероприятий по охране труда. Порядок организации обучения по охране труда, проведения специальной оценки условий труда, медицинских осмотров, выдача и хранения средств индивидуальной защиты (и проч.) будет кратко содержаться в положении СУОТ. Заметьте, что далеко не все процедуры, включённые в Типовое положение, войдут в Ваше положение СУОТ: все зависит от специфики деятельности Вашей организации. Вместе с этим, то же самое Типовое положение содержит описание процедур, относящихся ко всем (без исключения), организациям:

  • политика работодателя в области охраны труда;
  • распределение обязанностей в сфере охраны труда
  • процедура подготовки работников по охране труда;
  • процедура организации и проведения оценки условий труда;
  • процедура управления профессиональными рисками;
  • процедура информирования работников об условиях труда;
  • процедура обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха;
  • планирование мероприятий по реализации процедур;
  • контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
  • планирование улучшений функционирования СУОТ;
  • реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
  • управление документами СУОТ.

Шаг 5. Позаботьтесь о целостности охраны труда всей организации

Важно не только заботиться о положении СУОТ, но и о целостности системы управления охраной труда. Прежде чем ставить точку с запятой на вопросе с положением, убедитесь, что:

  • каждая из процедур СУОТ, описанных в Положении, имеет однозначные и чёткие связи с другими процедурами;
  • из описания процедур СУОТ ясно, какие локальные документы по охране труда используются при организации и проведении соответствующих мероприятий;
  • предусмотрен порядок ежегодной проверки, корректировки и актуализации положения СУОТ.

И не забывайте, формирование положения — это лишь начало — впереди нелёгкий путь разработки и внедрения всей системы. Так или иначе, следуя нашей инструкции, Вы сможете составить собственное положение СУОТ, а в случае возникновения трудностей или вопросов мы будем рады Вам помочь.

Напоминаем, за консультативной помощью в вопросах охраны труда можно всегда обратиться в Территориальное отделение Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Луганской Народной Республики в городе Первомайске по адресу: ул. Киевская, 26, каб. 8 (1 этаж), или по тел. 4-60-08, 072-136-52-64 (Гайтюкевич Иван Андреевич – заведующий сектором – главный страховой эксперт по охране труда сектора профилактики, экспертизы страховых случаев и медико-социальной реабилитации территориального отделения Фонда в г. Первомайске).

Плавно подходит к концу первая полноценная учебная неделя в образовательных учреждениях, а значит, нужно еще раз напомнить об особенностях охраны труда во время учебного процесса.

В широком понимании охрана труда представляет собой систему мероприятий для сохранения жизни и здоровья участников производственного процесса. Охрана труда в учреждениях образования подразумевает ответственность за жизнь работающих и учащихся во время образовательного процесса и включает в себя правовые, организационно-технические, санитарно-гигиенические и другие мероприятия. Узкое понимание охраны труда подразумевает разработку и проведение комплекса мероприятий по отдельным направлениям. Отдельные направления сами по себе не обеспечивают безопасных и здоровых условий труда, а только в комплексе и при наличии всех компонентов охраны труда будут обеспечены безопасные условия труда и жизнедеятельности во время учебного процесса и трудовой деятельности в учебном учреждении.

Обеспечение охраны труда в широком понимании, установленном в законодательном порядке, возлагается на администрацию образовательного учреждения. Администрация обязана проводить инструктажи работников по технике безопасности и прочим правилам охраны труда. Инструктажи работников подразделяются на вводный, первичный, целевой, повторный, внеплановый. Со всеми работниками при приеме на работу проводится вводный инструктаж. Первичный инструктаж проводится на рабочем месте перед началом самостоятельной работы. Следует отметить, о необходимости проводить повторный инструктаж не реже 1 раза в 6 месяцев, а для работ с повышенной опасностью 1 раз в 3 месяца. Внеплановое инструктирование производится при замене оборудования, изменении правил техники безопасности и при наступлении несчастного случая. Целевой инструктаж проводится при проведении разовых работ, ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий. К целевому инструктажу относят также инструктаж для проведения внеклассных и внешкольных мероприятий, общественно полезного труда. Руководитель учреждения назначает ответственных лиц и проводит инструктаж, с записью в журнале. Лица, назначенные ответственными за охрану труда проводят инструктажи для всех участников мероприятия. Стоит уделить особое внимание и осторожность при работе и занятиях в специализированных кабинетах химии, физики, работах с реактивами и химическими веществами, а также при выполнении лабораторных работ связанных с электричеством.

Читайте также: