Система бюджетного права доклад

Обновлено: 17.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА: Бюджетное право РФ. Бюджетные отношения.

Принципы бюджетной системы

1. Понятие бюджета дано в ст. 6 БК РФ.

Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет обеспечивает выполнение государством своих функций, развитие образования, медицинского обслуживания, обороны страны, охраны природы и т.д. Бюджет в РФ создаётся на трёх уровнях власти. Бюджет можно рассматривать в трёх аспектах :

Как экономическая категория : через бюджет происходит распределение и перераспределение в денежной форме валового внутреннего продукта страны между отраслями производства и непроизводственной сферой.

Как материальная категория : бюджет выступает в виде государственного (муниципального) централизованного фонда денежных средств.

Как правовая категория : Бюджет является основным финансовым планом соответствующей территории, который ежегодно утверждается в форме закона или в форме решения представительного органа местного самоуправления.

Бюджет принимается на очередной финансовый год и на плановый период 2 года.

Финансовый год в РФ длится с 1 января по 31 декабря.

Текущий финансовый год – это год, в котором осуществляется исполнение бюджета, а также составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год.

Плановый период – это два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.

По соотношению расходов и доходов бюджет может быть:

Профицитным (доходы больше расходов),

Дефицитным (доходы меньше расходов),

Сбалансированным (доходы равны расходам).

2. Бюджетное право

Бюджетное право является подотраслью ФП и занимает в нём центральное место, т.к. бюджеты занимают центральное место в финансовой системе государства. Все институты ФП связаны с бюджетным правом, особенно институт государственных и муниципальных доходов и институт государственных и муниципальных расходов; а также институт государственного и муниц. кредита, институт государственных внебюджетных фондов.

Бюджетное право регулирует отношения:

1) по поводу бюджетного устройства ( по поводу формирования бюджетной системы РФ, определения её принципов, установления классификации доходов и расходов бюджетов и т.д.);

2) по поводу установления структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределения их между бюджетами разных уровней бюджетной системы ;

3) по поводу бюджетного процесса (по поводу составления проектов бюджетов; рассмотрения и утверждения проектов бюджетов; исполнения бюджетов; подготовки и утверждения отчета об исполнении бюджета).

Составной частью всех названных отношений являются бюджетно-контрольные отношения.

Субъекты бюджетного права :

1) Публично-правовые образования, т.е. РФ, субъекты РФ и муниципальные образования;

2) органы государственной власти и местного самоуправления, а также ЦБ РФ;

3) бюджетные учреждения.

На основе норм бюджетного права возникают бюджетные правоотношения . Их особенности :

урезанный субъектный состав (физ. лица и частные организации не явл. субъектами);

уникальный объект – закон о бюджете на текущий год, проект бюджета;

цикличность (каждый год принимается новый бюджет, исполняется, контролируется и так по бесконечному кругу).

Источники бюджетного права:

* ФКЗ, например, ФКЗ от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве РФ"

* Бюджетный кодекс РФ (принят 17 июля 1998 г. и вступ. в силу с 1 января 2000 г.)

* ФЗ и законы субъектов РФ: ФЗ о федеральном бюджете, законы о бюджете субъектов РФ

* НПА органов местного самоуправления (постановление о бюджете муницип. образования)

* Подзаконные НПА: Указы Президента, постановления Правительства, акты Минфина РФ.

3. Бюджетная система делится на уровни, соответствующие уровням власти в РФ:

бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ (ПФР, ФСС, ФФОМС);

бюджеты субъектов Российской Федерации

бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (ТФОМС);

местные бюджеты. Этот уровень включает два подуровня:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты муниципальных округов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригород. районов.

4. Консолидированный бюджет

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (не учитываются бюджеты гос. внебюжд. фондов). Консолидированный бюджет показывает общее количество денежных средств, собранных в бюджетные фонды на данной территории, уровень богатства этой территории.

Консолидированный бюджет РФ вкл. федер. бюджет и все бюджеты субъектов РФ.

Консолидированный бюджет субъекта РФ вкл. бюджет субъекта РФ и бюджеты входящих в него муниц. районов.

Консолидированный бюджет муниц. района вкл. бюджет муниц. района и бюджеты входящих в него городских и сельских поселений.

5. Принципы бюджетной системы перечислены в ст. 28 БК РФ, их расшифровка – в ст. 29-38.2 БК РФ.

принцип единства бюджетной системы Российской Федерации:

единство бюдж. законодательства, принципов, форм бюджетной документации и отчетности.

разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

НДС – в федер. бюджет, налога на имущество организаций – в регион. бюджет, налог на имущество физических лиц – в местный бюджет (ст. 50, 56, 61 БК РФ).

право органов власти самостоятельно утверждать свой бюджет, определять направления расходования средств бюджета, право устанавливать опред. налоги и т.д.

равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований:

единые принципы и требования в вопросах бюджетного процесса.

полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов:

все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах

объем расходов = объем доходов + объем источников финансирования дефицита бюджета

эффективности использования бюджетных средств:

необходимо достигать результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) или достигать наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов:

расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета

открытость для общества и СМИ проектов бюджетов

реалистичность расчета доходов и расходов бюджета

адресности и целевого характера бюджетных средств:

бюджетные средства доводятся до получателей с указанием цели их использования

подведомственности расходов бюджетов:

получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (воинская часть – только от Минобороны)

существует единый счет бюджета, управляемый Фед. казначейством и обслуживаемый Центральным Банком РФ.

Краткое описание документа:

Лекция на тему: "Бюджетное право"
План:

  • 1. Понятие бюджета.
  • 2. Бюджетное право.
  • 3. Бюджетная система.
  • 4. Консолидированный бюджет
  • 5. Принципы бюджетной системы

Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет обеспечивает выполнение государством своих функций, развитие образования, медицинского обслуживания, обороны страны, охраны природы и т.д. Бюджет в РФ создаётся на трёх уровнях власти. Бюджет можно рассматривать в трёх аспектах:

· Как экономическая категория: через бюджет происходит распределение и перераспределение в денежной форме валового внутреннего продукта страны между отраслями производства и непроизводственной сферой.

· Как материальная категория: бюджет выступает в виде государственного (муниципального) централизованного фонда денежных средств.

· Как правовая категория: Бюджет является основным финансовым планом соответствующей территории, который ежегодно утверждается в форме закона или в форме решения представительного органа местного самоуправления.

Бюджет принимается на очередной финансовый год и на плановый период 2 года.

Финансовый год в РФ длится с 1 января по 31 декабря.

Текущий финансовый год – это год, в котором осуществляется исполнение бюджета, а также составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год.

Плановый период – это два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.

Бюджетное право как подотрасль финансового права РФ — это совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:

  1. формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
  2. осуществления государственных и муниципальных заимствований;
  3. регулирования государственного и муниципального долга;
  4. составления, рассмотрения, утверждения бюджетной отчетности;
  5. привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Бюджетное право, будучи основной подотраслью финансового права, представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения в бюджетной сфере, главным образом, императивным методом.

Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере, а именно при:

  1. формировании доходов бюджетов;
  2. расходах бюджетов;
  3. осуществлении бюджетного процесса, т.е. при составлении проектов бюджетов и их рассмотрении, утверждении бюджетов и их исполнении, а также при составлении и утверждении отчета об исполнении бюджетов;
  4. проведении бюджетного контроля;
  5. применении мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Источниками бюджетного права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие бюджетные отношения. Это – Конституция РФ (ст.ст. 57,71, 72,75), Бюджетный Кодекс, законы РФ (об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства финансов РФ.

Бюджетный кодекс РФ как источник бюджетного права.

Бюджетный кодекс РФ - впервые принятый в России (31 июля 1998 г.) кодифицированный федеральный законодательный акт, регулирующий бюджетные отношения в стране. Кодекс введен в действие с 1 января 2000 г. Впоследствии в него неоднократно вносились изменения и дополнения.

В соответствии с преамбулой, БК РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Кодекс призван сыграть важную роль в обеспечении бюджетных отношений необходимой правовой основой, оказать воздействие на формирование непротиворечивого бюджетного законодательства субъектов РФ и системы нормативных бюджетно-правовых актов ОМСУ.

В БК РФ входят сл. части:

1 - Общие положения (содержит правила о бюджетном законодательстве РФ и бюджетных полномочиях всех уровней публичной власти);

2 - Бюджетная система РФ (содержит разделы, регулирующие бюджетное устройство РФ, доходы и расходы бюджетов, их сбалансированность);

3 - Бюджетный процесс в РФ (содержит разделы, предметом регулирования которых выступают участники бюджетного процесса, их полномочия; составление проектов бюджетов; рассмотрение и утверждение бюджетов; их последующее исполнение; кроме того, составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности; государственный и муниципальный фин. контроль);

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ (данная Часть содержит правила о мерах принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ и основаниях их применения к нарушителям; полномочия органов, исполняющих бюджеты в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства; конкретные виды правонарушений в области бюджетного права);

5 - Заключительные положения.

Бюджетное право как подотрасль финансового права РФ — это совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:

  1. формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
  2. осуществления государственных и муниципальных заимствований;
  3. регулирования государственного и муниципального долга;
  4. составления, рассмотрения, утверждения бюджетной отчетности;
  5. привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Бюджетное право, будучи основной подотраслью финансового права, представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения в бюджетной сфере, главным образом, императивным методом.




Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере, а именно при:

  1. формировании доходов бюджетов;
  2. расходах бюджетов;
  3. осуществлении бюджетного процесса, т.е. при составлении проектов бюджетов и их рассмотрении, утверждении бюджетов и их исполнении, а также при составлении и утверждении отчета об исполнении бюджетов;
  4. проведении бюджетного контроля;
  5. применении мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Источниками бюджетного права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие бюджетные отношения. Это – Конституция РФ (ст.ст. 57,71, 72,75), Бюджетный Кодекс, законы РФ (об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства финансов РФ.

Бюджетный кодекс РФ как источник бюджетного права.

Бюджетный кодекс РФ - впервые принятый в России (31 июля 1998 г.) кодифицированный федеральный законодательный акт, регулирующий бюджетные отношения в стране. Кодекс введен в действие с 1 января 2000 г. Впоследствии в него неоднократно вносились изменения и дополнения.

В соответствии с преамбулой, БК РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Кодекс призван сыграть важную роль в обеспечении бюджетных отношений необходимой правовой основой, оказать воздействие на формирование непротиворечивого бюджетного законодательства субъектов РФ и системы нормативных бюджетно-правовых актов ОМСУ.

В БК РФ входят сл. части:

1 - Общие положения (содержит правила о бюджетном законодательстве РФ и бюджетных полномочиях всех уровней публичной власти);

2 - Бюджетная система РФ (содержит разделы, регулирующие бюджетное устройство РФ, доходы и расходы бюджетов, их сбалансированность);

3 - Бюджетный процесс в РФ (содержит разделы, предметом регулирования которых выступают участники бюджетного процесса, их полномочия; составление проектов бюджетов; рассмотрение и утверждение бюджетов; их последующее исполнение; кроме того, составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности; государственный и муниципальный фин. контроль);

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ (данная Часть содержит правила о мерах принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ и основаниях их применения к нарушителям; полномочия органов, исполняющих бюджеты в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства; конкретные виды правонарушений в области бюджетного права);

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА: Бюджетное право РФ. Бюджетные отношения.

Принципы бюджетной системы

1. Понятие бюджета дано в ст. 6 БК РФ.

Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет обеспечивает выполнение государством своих функций, развитие образования, медицинского обслуживания, обороны страны, охраны природы и т.д. Бюджет в РФ создаётся на трёх уровнях власти. Бюджет можно рассматривать в трёх аспектах :

Как экономическая категория : через бюджет происходит распределение и перераспределение в денежной форме валового внутреннего продукта страны между отраслями производства и непроизводственной сферой.

Как материальная категория : бюджет выступает в виде государственного (муниципального) централизованного фонда денежных средств.

Как правовая категория : Бюджет является основным финансовым планом соответствующей территории, который ежегодно утверждается в форме закона или в форме решения представительного органа местного самоуправления.

Бюджет принимается на очередной финансовый год и на плановый период 2 года.

Финансовый год в РФ длится с 1 января по 31 декабря.

Текущий финансовый год – это год, в котором осуществляется исполнение бюджета, а также составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год.

Плановый период – это два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.

По соотношению расходов и доходов бюджет может быть:

Профицитным (доходы больше расходов),

Дефицитным (доходы меньше расходов),

Сбалансированным (доходы равны расходам).

2. Бюджетное право

Бюджетное право является подотраслью ФП и занимает в нём центральное место, т.к. бюджеты занимают центральное место в финансовой системе государства. Все институты ФП связаны с бюджетным правом, особенно институт государственных и муниципальных доходов и институт государственных и муниципальных расходов; а также институт государственного и муниц. кредита, институт государственных внебюджетных фондов.

Бюджетное право регулирует отношения:

1) по поводу бюджетного устройства ( по поводу формирования бюджетной системы РФ, определения её принципов, установления классификации доходов и расходов бюджетов и т.д.);

2) по поводу установления структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределения их между бюджетами разных уровней бюджетной системы ;

3) по поводу бюджетного процесса (по поводу составления проектов бюджетов; рассмотрения и утверждения проектов бюджетов; исполнения бюджетов; подготовки и утверждения отчета об исполнении бюджета).

Составной частью всех названных отношений являются бюджетно-контрольные отношения.

Субъекты бюджетного права :

1) Публично-правовые образования, т.е. РФ, субъекты РФ и муниципальные образования;

2) органы государственной власти и местного самоуправления, а также ЦБ РФ;

3) бюджетные учреждения.

На основе норм бюджетного права возникают бюджетные правоотношения . Их особенности :

урезанный субъектный состав (физ. лица и частные организации не явл. субъектами);

уникальный объект – закон о бюджете на текущий год, проект бюджета;

цикличность (каждый год принимается новый бюджет, исполняется, контролируется и так по бесконечному кругу).

Источники бюджетного права:

* ФКЗ, например, ФКЗ от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве РФ"

* Бюджетный кодекс РФ (принят 17 июля 1998 г. и вступ. в силу с 1 января 2000 г.)

* ФЗ и законы субъектов РФ: ФЗ о федеральном бюджете, законы о бюджете субъектов РФ

* НПА органов местного самоуправления (постановление о бюджете муницип. образования)

* Подзаконные НПА: Указы Президента, постановления Правительства, акты Минфина РФ.

3. Бюджетная система делится на уровни, соответствующие уровням власти в РФ:

бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ (ПФР, ФСС, ФФОМС);

бюджеты субъектов Российской Федерации

бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (ТФОМС);

местные бюджеты. Этот уровень включает два подуровня:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты муниципальных округов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригород. районов.

4. Консолидированный бюджет

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (не учитываются бюджеты гос. внебюжд. фондов). Консолидированный бюджет показывает общее количество денежных средств, собранных в бюджетные фонды на данной территории, уровень богатства этой территории.

Консолидированный бюджет РФ вкл. федер. бюджет и все бюджеты субъектов РФ.

Консолидированный бюджет субъекта РФ вкл. бюджет субъекта РФ и бюджеты входящих в него муниц. районов.

Консолидированный бюджет муниц. района вкл. бюджет муниц. района и бюджеты входящих в него городских и сельских поселений.

5. Принципы бюджетной системы перечислены в ст. 28 БК РФ, их расшифровка – в ст. 29-38.2 БК РФ.

принцип единства бюджетной системы Российской Федерации:

единство бюдж. законодательства, принципов, форм бюджетной документации и отчетности.

разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

НДС – в федер. бюджет, налога на имущество организаций – в регион. бюджет, налог на имущество физических лиц – в местный бюджет (ст. 50, 56, 61 БК РФ).

право органов власти самостоятельно утверждать свой бюджет, определять направления расходования средств бюджета, право устанавливать опред. налоги и т.д.

равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований:

единые принципы и требования в вопросах бюджетного процесса.

полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов:

все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах

объем расходов = объем доходов + объем источников финансирования дефицита бюджета

эффективности использования бюджетных средств:

необходимо достигать результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) или достигать наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов:

расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета

открытость для общества и СМИ проектов бюджетов

реалистичность расчета доходов и расходов бюджета

адресности и целевого характера бюджетных средств:

бюджетные средства доводятся до получателей с указанием цели их использования

подведомственности расходов бюджетов:

получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (воинская часть – только от Минобороны)

существует единый счет бюджета, управляемый Фед. казначейством и обслуживаемый Центральным Банком РФ.

Краткое описание документа:

Лекция на тему: "Бюджетное право"
План:

  • 1. Понятие бюджета.
  • 2. Бюджетное право.
  • 3. Бюджетная система.
  • 4. Консолидированный бюджет
  • 5. Принципы бюджетной системы

Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет обеспечивает выполнение государством своих функций, развитие образования, медицинского обслуживания, обороны страны, охраны природы и т.д. Бюджет в РФ создаётся на трёх уровнях власти. Бюджет можно рассматривать в трёх аспектах:

· Как экономическая категория: через бюджет происходит распределение и перераспределение в денежной форме валового внутреннего продукта страны между отраслями производства и непроизводственной сферой.

· Как материальная категория: бюджет выступает в виде государственного (муниципального) централизованного фонда денежных средств.

· Как правовая категория: Бюджет является основным финансовым планом соответствующей территории, который ежегодно утверждается в форме закона или в форме решения представительного органа местного самоуправления.

Бюджет принимается на очередной финансовый год и на плановый период 2 года.

Финансовый год в РФ длится с 1 января по 31 декабря.

Текущий финансовый год – это год, в котором осуществляется исполнение бюджета, а также составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год.

Плановый период – это два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.

Разработка, утверждение и исполнение бюджетов основывается на системе единых принципов бюджетной системы, обязательных к реализации на всех уровнях – федеральном, региональном и местном.

Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено 13 принципов бюджетной системы:

Принцип

Содержание

Единство бюджетной системы

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает:

единство бюджетного законодательства Российской Федерации,

в части принципов:

  • организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации,
  • форм бюджетной документации и бюджетной отчетности,
  • бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации,
  • бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации,
  • установления и исполнения расходных обязательств,
  • формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,
  • ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений,
  • исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Самостоятельность бюджетов

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

  • право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
  • право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);
  • недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
  • недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
  • недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает:

  • определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,
  • установление и исполнение расходных обязательств,
  • формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов,
  • определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Сбалансированность бюджета

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Эффективность использования бюджетных средств

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

  • субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
  • добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;
  • расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;
  • расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;
  • отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года;
  • расходов бюджета, осуществляемых в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов.

Прозрачность (открытость)

Принцип прозрачности (открытости) означает:

Достоверность бюджета

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Адресность и целевой характер бюджетных средств

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Подведомственность расходов бюджетов

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств.

Единство кассы

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Читайте также: