Симон ушаков доклад по изо

Обновлено: 05.07.2024

С именем С. Ф. Ушакова в истории древнерусской иконописи принято связывать представление о последнем периоде искусства Московской Руси. И его творчество, и сама его личность типичны для эпохи коренных изменений, происходивших во второй половине XVII в. Четко обозначившаяся ломка средневекового мировоззрения приводит к серьезным переменам в понимании и трактовке иконописного образа.

Ушаков Симон (Пимен) Федорович (1626-1686).

Иконописец, художник-монументалист, автор богословских сочинений, мыслитель, педагог.

С именем С. Ф. Ушакова в истории древнерусской иконописи принято связывать представление о последнем периоде искусства Московской Руси. И его творчество, и сама его личность типичны для эпохи коренных изменений, происходивших во второй половине XVII в. Четко обозначившаяся ломка средневекового мировоззрения приводит к серьезным переменам в понимании и трактовке иконописного образа.

Особенно отчетливо эти новшества выразились в деятельности мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. Здесь выполняется огромный объем работ, начиная от росписи храмов и жилых помещений Кремля и кончая украшением знамен, карет, различных бытовых предметов. В Оружейной палате более двадцати лет трудился Симон Ушаков.

Его работоспособность и энергия поразительны. Он расписывает стены храмов, пишет иконы и миниатюры, чертит карты, делает рисунки для знамен, монет, украшений на ружьях, гравюр и сам гравирует. Много пишет по заказам для храмов Москвы, Новгорода, Твери, Ростова, для Троице-Сергиева монастыря. Ушаков возглавляет иконописную мастерскую и оставляет множество учеников и последователей, среди которых особую известность получили Тихон Филатьев и Кирилл Уланов. Вслед за учителем они пытаются найти новые формы для создания иконописного образа.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

1660-е — Создание ряда гравюр на меди на богословские темы.

1666 — Принимает участие в росписи Архангельского собора Московского Кремля.

В центре иконы — образ Владимирской Божией Матери — святыни русских князей. Икона увита виноградной лозой, в ветвях которой Ушаков разместил образы русских святых, помогавших молитвой и личным участием мирному объединению русских земель.

Это был едва ли не первый на Руси опыт изображения на иконе простых мирян — царя и его семьи, хотя в Европе уже существовала традиция портретов заказчиков в церковной живописи.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Из дошедшего до наших дней его наследия наиболее известны иконы, хранящиеся ныне в ГТГ и ГРМ. Среди них — повторения прославленных русских святынь: образы Богоматери Владимирской (1652, 1662), Богоматери Донской, Богоматери Киккской (оба 1668) и др.


Русские Художники

Симон Федорович Ушаков — это один из известнейших православных иконописцев, который родился в 1626 году в Московской Руси. Основоположник русской графики, он именовался “царским жалованным иконописцем”. Это значит, что талант Симона признавался и при жизни. Но о жизни его в целом, к сожалению, известно не так много.

Биографические данные

Симон Ушаков — это один из немногих деятелей культуры XVII века, биографию которого можно установить по сохранившимся документам. Достоверно известно, что родился он в 1626 году в столице — Москве. При рождении мальчика назвали Пименом. Это доказывает характерная подпись художника — “Государев иконописец и дворянин московский грешный Пимин, по прозванию Симон Ушаков”.

Детство и юность

Точных данных о том, кем были родители Пимена, нет. Но можно предположить, что они были довольно обеспеченными посадскими людьми. С раннего детства мальчик занимался рисованием, но об имени его учителя нет никакой достоверной информации. Стоит думать, что им был один из лучших московских живописцев. Это доказывает то, что уже в 22 года он получил жалованный царем статус мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе.

Основные направления деятельности

Тайная Вечеря 1685 г.

Тайная Вечеря 1685 г.

Профессия обязывала художника зарисовывать ценные предметы обихода, находящиеся в царском дворце, расписывать воинские знамена и создавать новые задумки для узоров, вышивок. Также он чертил карты и планы разных территорий, руководил проведением художественных работ во дворцах, храмах. Все обязанности, которые легли на плечи мастера с началом государевой службы, позволили ему тесно познакомиться с культурой и традицией живописи своего времени.

Параллельно с этим Ушаков занимался иконописью. Именно иконопись и прославила мастера. Его работы можно было увидеть во всех главных церквях того исторического периода. Влияние и узнаваемость Симона Федоровича только выросли, когда в 1664 году его перевели в Оружейную палату. Тогда он стал руководить остальными царскими мастерами, лично реставрировать важные религиозные объекты.

Стоит отметить, что талант Ушакова открывался и в других искусствах, к примеру, в публицистике. Масштабное сочинение “Слово к люботщательному иконного писания” — это его реакция на первый отечественный теоретический трактат об искусстве Иосифа Владимирова. Значительная часть текста посвящена основной сфере интересов Симона Федоровича — иконам. Он довольно экспрессивно рассуждает о хуле священных изображений и об их восприятии человеком в целом.

Школа иконописцев

Растущее влияние при дворе позволило Симону Ушакову открыть свою школу иконописцев. Для того времени это было большим и смелым шагом: учеников он отбирал лично, предпочитая талантливых родовитым. Школа находилась под патронажем Алексея Михайловича Романова — царя, при правлении которого и творил иконописец. Лояльными к ней были и его потомки, царевич Федор Алексеевич и царевна Софья Алексеевна, в дальнейшем получившие власть.

Последние годы

В последние годы Симон Ушаков выполнял конкретные дворцовые поручения — основная работа ложилась на плечи его учеников, сам мастер занимался только наиболее важными заказами. Он скончался 25 июня 1686 года в Москве. По меркам XVII столетия Симон Федорович прожил довольно долгую и насыщенную жизнь. А наследие его — как материальное, так и идейное — значимо для любителей культуры восточного христианства по сей день.

Значение в истории русской иконописи

Христос — Великий Архиерей 1658 г.

Христос — Великий Архиерей 1658 г.

Работы Симона Федоровича Ушакова противоречивы. С одной стороны, он усиленно старался сохранить византийскую традицию иконописи. С другой же, он довольно смело привлекал новые тенденции, которые заимствовал и формировал на основе тех, что приходили из западноевропейских государств.

Легче всего осознать контрастность действий Ушакова через конкретные примеры. С одной стороны, он использовал намоленные в России первообразы религии. С другой, он позволял себе писать их не по канонам, а с помощью образов из реальной жизни. Так, считается, что на иконе 1676 года “Архангел Михаил, попирающий дьявола” он изобразил самого себя. Несмотря на то, что с себя Ушаков писал всего лишь человека, это немыслимо для иконописи XVII века.

Другая уникальность работ Симона Ушакова в том, что он стал использовать светотень. Еще совершенно неестественная, она стала впервые появляться на его иконах. Раньше экспозиция была совершенно другой — все как бы двигалось в противоположную сторону, показывая зрителю, что действие происходит в альтернативном мире, мире святых и Иисуса.

Ушаков отказался от этой идеи, как и его многочисленные московские ученики. С помощью своей игры со светом, который исходит не от самих ликов и фигур, а как бы извне, он стал сближать зрителя и высшие силы. Именно это сближение считается одной из главных заслуг художника.

Оценка икон Ушакова

Мнение о творчестве Симона Ушакова довольно спорное. Некоторые критики считают его человеком, который многое сделал для стирания границ между изобразительным искусством и иконописью. Так, историк Георгий Филимонов заявлял, что значение его художественной деятельности состоит в облегчении перехода от иконописи к живописи.

Полярного мнения придерживался другой известный отечественный искусствовед и критик — Игорь Грабарь. Он утверждал, что роль Ушакова недостаточна для полного отхода от самобытных русских иконописных традиций и формирования новых норм. Впрочем, такой же строгой критике подвергались все царские живописцы допетровской эпохи.

Похожего мнения придерживаются современные исследователи творчества Ушакова. Советский и российский историк древнерусского искусства Энгелина Смирнова считает, что произведения Симона Федоровича не являются свидетельством какого-либо серьезного шага к новой художественной культуре. Она видит в них сохранение иконописных правил позднего Средневековья, поэтому придерживается идеи, что иконы Ушакова и его учеников сильно переоценены.

Список работ

До наших дней сохранилось более пяти десятков работ Ушакова. Есть также иконы, которые приписывают ему на основе сходства стилей, цветовых решений. Но, вероятнее всего, это просто копии или подражания, создаваемые многочисленными учениками Симона Ушакова. Самыми известными подтвержденными искусствоведами работами автора являются:

  • “Богоматерь Казанская”, 1658 год. Одна из известнейших работ Ушакова, она была создана специально для хором царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра Великого и второй жены Алексея Михайловича;
  • “Богоматерь Донская”, 1668 год. Эта икона считается необычной из-за улыбки, которую автор изобразил и которую обычно избегали рисовать другие титулованные художники второй половины XVII столетия;
  • “Сергий Радонежский”, 1669 год. Работ, посвященных Радонежскому, у Пимина Ушакова было несколько. Считается, что это один из его любимейших святых, и этот лик Сергия вполне успешно доказывает теорию искусствоведов;
  • “Спас Нерукотворный”, 1669 год. На этом изображении особенно хорошо видны нестандартные творческие решения по построению света и тени на иконе. Выбиваются из стандартов и подсвеченные, детализированные волосы Христа.

Архангел Михаил попирающий дьявола 1676 г. Сергий Радонежский Спас Нерукотворный, написан для Троице-Сергиевой Лавры в 1658 году Тайная Вечеря 1685 г. Христос — Великий Архиерей 1658 г.


Настоящее имя художника Пимен Федорович Ушаков - мастер, вошедший в тройку самых именитых иконописцев XVII-XVIII столетия. Он известен как талантливый живописец, гравер и прекрасный реставратор. Впервые в Московии написал не лик святого, а портрет царя Алексея Михайловича. Произвел значительную реформу в русской иконописи. Стал автором первого учебного пособия по живописи.

Происхождение

Родился будущий художник в 1626 году, в Москве. Дата рождения, имена отца и матери, а также жены и детей доподлинно известны из церковного синодика. Историки полагают, что живописец был из посадской семьи, работал сам на себя. Хотя, на некоторых поздних работах Симон сам именует себя дворянином. По мнению Бориса Шеватова, исследователя творчества художника, Симон - потомок старинного московского дворянского рода. Только благодаря своему чину юноша смог получить соответствующее образование, а потом и поступить на царскую службу. Другие ученые склоняются к тому, что дворянский титул художник получил милостью царя, за свои "знамения". Родители мальчика отец Федор и мать Мария, рано заметили пристрастие мальчика к рисованию. Он был отдан в обучение к художнику.

Работа в Серебряном приказе

В двадцать два года Ушакова принимают на царскую службу. Он работает царским рисовальщиком в Серебряном приказе. Он занимается созданием эскизов для росписи дворцовой утвари из золота и серебра, предметов для церковных обрядов, черчением топографических карт и планов для строительства. Разрабатывает эскизы для изготовления знамен и хоругвей. Отсюда появилось название художественных работ - знамение.



В 1652 году появляется первая икона руки художника. Это лик Владимирской Богоматери. Написан он для храма в Овчинниках, в соответствии со всеми правилами, существовавшими тогда в русской иконописи. По образцу уже существовавшей иконы, привезенной в Москву из Византии. Икона подписана рукой самого Симона Ушакова, с указанием точной даты. Работами живописца заинтересовался царь Алексей Михайлович. Симону поступает предложение заняться обновлением фресок кремлевского дворца. В этот период одна за другой появляются работы художника: он пишет парсуну - портрет царя. А в 1657 году появляется икона "Архиерей великий", написанная совершенно в другой манере. Изображение патриарха уже имеет объемность и точность всех очертаний.



В 1658 году выходит трактат Иосифа Владимирова - современника Ушакова, с которым они вместе писали фрески в некоторых московских храмах. Он посвятил свою книгу новшествам в работе Ушакова. Владимиров считает, что подражание старым мастерам обезличивает образ. Автор поддерживает Ушакова и соглашается с ним, что изображения на иконах должны соответствовать реальности и быть живыми.



1658 год Икона "Спас Нерукотворный". Самое известное произведение.



В 1663 году появляется известнейшая работа мастера "Древо государства Российского" или "Похвала Владимирской иконе Божьей матери". Написана икона для храма в Никитниках. На ветвях дерева, растущего из стен Успенского собора, размещены лики 20 московских почитаемых святых. А в центре доски находится изображение Владимирской Богоматери. Все лица изображены в объемной технике, с соблюдением правил светотени. Лица царя и его семьи уже имеют сходство с реальными людьми.

В Оружейной палате

В шестидесятых годах художник Симон Ушаков приобретает известность как самый лучший иконописец Москвы. Он владеет всеми известными на то время техниками рисования, принимает участие в росписи всех храмов. С 1664 года, специальным указом он назначен на службу в Оружейную палату, где работали самые искусные мастера и художники. Ему было поручено общее руководство служилыми людьми на работах в царских покоях Кремля, и обновлении Грановитой палаты. К этому времени художник уже был женат, и имел двух детей.

Для воспитания нового поколения художников Симон Ушаков организует школу рисования. Начинает работу над созданием книжного пособия для начинающих - "Азбуки художеств". Появляются новые работы: иконы "Троица", "Благовещение", "Тайная вечеря".

Особая манера письма в западном (фряжском) стиле, применение многослойных мазков, выписывание всех мельчайших линий придавали изображениям объем. Появившаяся игра светотени придавала живость лицам. Переход от обезличенных изображений к более реальным превратили творчество Ушакова в художественные произведения. А его творчество стало переходным между иконописью и художественными полотнами. Всего известно около 50 работ мастера. Не стало художника в 1686 году.


Симон Ушаков – русский иконописец и график. Кроме икон он писал фрески, миниатюры. Изготавливал художник также гравюры на дереве. Первым из русских живописцев сделал свои произведения авторскими.

Содержание статьи

Симон Ушаков: биография, творчество, карьера, личная жизнь

  • Симон Ушаков: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Владимир Ушаков: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Симон Фуркад: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Одаренный многогранным талантом и признанный при дворе Пимен Федорович Ушаков в историю вошел под именем Симона. Два имени для его времени были нормой: первое предназначалось для жизни, а второе, потаенное, давалось при крещении и хранилось в тайне от посторонних. Неизвестны точные дата и год рождения художника, нет данных о его личной жизни. Однако известно о живописце довольно много.

Начало пути

Его биография началась в1626 году в Москве. Яркий представитель завершающего периода искусства Московской Руси немало сделал для развития живописи.

С момента возведения Кремля начался новый период в отечественной культуре. К изображению предметов подхоили в новаторскими приемами. Для русской архитектуры и живописи того времени характерны подходы различных школ, итальянской в том числе. Благодаря новым веяниям все виды творчества обрели большую декоративность, яркость красок и пластичность образов.

Главным представителем переходного к новому периода стал Ушаков. Мастерству живописи Симона обучали с ранних лет. Ни после него, ни до него на престижную должность знаменщика не принимали никого в возрасте 22 лет. Есть версии о посадском происхождении семьи художника. Однако подписи на его работах говорят о том, что автор – московский дворянин. Этот титул получен позднее как знак особого отличия.

По мнению одного из исследователей творчества Симона, дворянином мастер мог быть потомственным, потому сумел овладеть ремеслом, а после получения образования занять государственный пост с жалованием. В должностные обязанности входила создание эскизов для церковной утвари из драгоценных металлов и эмали. Кроме росписи знамен, Ушакову вменялось также разрабатывание рисунков и мотивов для вышивки.

Симон Ушаков: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Призвание

Несмотря на высокую загруженность Симон успевал писать образа, становясь известным иконописцем. Он расписывал стены храмов, выполнял на ружьях красивые насечки, искусно изготавливал карты.

Не ускользнули от внимания начальства поразительное трудолюбие и мастерство Симона. В 1644 парня перевели в Оружейную палату. Там он занял должность жалованного изографа. По мере совершенствования таланта Ушаков возглавил московских иконописцев.

Первой работой мастера в 1652 стал знаменитый образ Владимирской Божьей Матери. Пятью годами позже появился первый Спас нерукотворный авторства живописца.

Известность образу принесло нарушение привычных канонов письма. В работе заметна реалистичность черт, объемность и тщательность выписывания. Несмотря на присутствие ресниц, блеска в глазах, имитации слез, то есть новаторства, церковь приняла икону.

Симон Ушаков: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Всего написано несколько образов, однако первый признан программным. В поисках максимальной приближенности к убрусу с оставленным на нем ликом Христа, Ушаков постоянно совершенствовал работы. Он изменял черты, убирал либо добавлял надписи. И сам мастер, и его ученики стали первыми, равнявшимися на западных живописцев. В изображаемые лики вносились человеческие черты. Этот прием не использовался в старой иконописи.

Новаторство

Старообрядцы жестко критиковали представителей ушаковской школы. Нерукотворный Спас, написанный для Троицкого собора, разительно отличается от старообрядческих ликов. Жесткие каноны диктовали манеру письма, далекую от реальности. От красочных и светлых работ Симона они заметно отличались.

С их помощью формировался близкий к реальному оттенок кожи, придавалась округлость подбородку, подчеркивалась пухлость губ, тщательно прорисовывались глаза. За внедрения Ушаков получил прозвище российского Рафаэля. Первый выполненный мастером портрет, парсуна, демонстрировал новое в искусстве.

Симон Ушаков: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Портреты

Само произведение являет собой целую эпоху в истории. Древо государства сажают Иван Калита и митрополит Московский Петр. На ветвях находятся медальоны-портреты царей, святых. Присутствуют также патриархи и митрополиты как столпы православия. Не сохранилось, к сожалению, ни одного из заказываемых мастеру портретов царя Алексея Михайловича.

В связи с этим возрастает интерес к иконе-парсуне. Автор придал ей максимальное сходство с оригиналом. Он изобразил царскую семью на фоне Кремля. Атрибуты власти правителю передают ангелы. В центре – Лик Владимирской Божьей Матери с младенцем Иисусом на руках. Как и другие работы, эта подписана.

Симон Ушаков: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Читайте также: