Силовая тренировка в двигательной рекреации доклад

Обновлено: 04.07.2024

В статье исследуются физические упражнения как средство физической рекреации. Автор приводит два комплекса физических упражнений, один из которых подходит для беременных женщин. Применение комплексов физических упражнений позволит повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним воздействиям и укрепить здоровье.

Здоровье – качество жизнедеятельности человека, характеризующееся совершенной адаптацией к воздействию на организм факторов естественной среды обитания, способностью к деторождению с учетом возраста и адекватностью психического развития, обеспечиваемое нормальным функционированием всех органов и физиологических систем организма при отсутствии прогрессирующих нарушений структуры органов и проявляющееся состоянием физического и духовного благополучия индивида при различных видах его активной, в частности трудовой деятельности [2, с. 9].

Здоровье сохраняется и укрепляется с помощью физической культуры. Физическая культура – сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный быстрый ритм жизни оставляет совсем немного времени для поддержания здоровья. В настоящее время необходимо уметь совмещать труд, физическую культуру и отдых.

Средствами физической рекреации являются любые физические упражнения, игры, развлечения, а также рекреационный спорт, который удовлетворяет потребности человека [2, с.7].

Л. М. Пиотровский, Ю. Е. Рыжкин, С. Н. Реховская, А. Г. Фурманов основным средством физической рекреации считают физические упражнения. [1, с. 72].

Для поддержания здоровья необходимо выполнять комплекс физических упражнений, который можно выполнять как на улице, так и в помещении, для этого понадобятся всего лишь кровать (стул, коврик) и шарик (губка).

Приведем комплекс физических упражнений.

Упражнения, выполняемые лежа на спине.

1. Поднять руки вверх – сделать вдох, опустить руки вниз, выдох. Повторить 3-4 раза.

3. Ноги врозь, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулак. Выполнять круговые движения кистями и стопами. Повторить 10-16 раз.

4. Ноги согнуты в коленях, руки вытянуть вдоль корпуса. Поднять таз вверх, опираясь на руки и ноги, сделать вдох, опустить – выдох. Повторить 4-6 раз.

5. Руки вдоль туловища, ноги вытянуть. Сгибать пальцы ног и рук. Повторить 15 раз.

6. Ноги врозь, руки в сторону. Делать повороты корпуса. Вправо, касаясь левой рукой правой кисти. То же самое в другую сторону. Повторить 4-6 раз.

7. Ноги согнуть в коленях. Развести руки в стороны, вдох, подтянуть колено к груди, обхватив его руками, выдох. То же самое другой ногой. Повторить 6-8 раз.

8. Ноги согнуть в коленях. Делать перекаты поочередно каждой стопой с носка на пятку. Дыхание произвольное. Повторить 12-16 раз.

9. Отвести ногу и руку в сторону – вдох. Вернуть в исходное положение – выдох. Повторить 6-8 раз.

10. Ноги согнуть в коленях, стопы развести. Правым коленом коснуться левой пятки. То же самое другой ногой. Повторить 6-8 раз.

11. Поочередно поднимать ноги и руки вверх – вдох, вернуться в исходное положение – выдох. Повторить 6-8 раз.

12. Подтянуться руками вверх – вдох, сесть, пальцами рук коснуться носков – выдох. Повторить 3-4 раза.

Упражнения, выполняемые сидя на стуле.

13. Отвести правую руку в сторону с поворотом корпуса – вдох. Сделать наклон вперед, касаясь левого носка пальцами рук – выдох. Повторить 4-6 раз.

14. Кисти к плечам. Выполнять круговые движения в плечевом суставе. Повторить 4-6 раз.

15. Сгибать и разгибать лучезапястные суставы на краю стола.

16. Выполнять круговые движения в лучезапястном суставе, сжимая ладонью шарик или губку.

Преимущество приведенного комплекса в том, что его можно выполнять в положении лежа и сидя, что намного легче, чем выполнять упражнения стоя. Некоторые студенты из-за усталости, вызванной учебным процессом, неохотно ходят на занятия по физической культуре. Комплекс позволят выполнять упражнения с меньшей нагрузкой на организм, соответственно студенты с большим интересом будут ходить на занятия.

Беременным женщинам можно предложить выполнять следующий комплекс физических упражнений.

1. Ходьба по кругу. Повторить 3 раза.

2. Ходьба по кругу, руки в сторону – вдох, опускаем руки вниз – выдох. Повторить 3 раза.

3. Ходьба по кругу на цыпочках. Повторить 3 раза.

4. Ходьба по кругу на пятках. Повторить 3 раза.

5. Ходьба по кругу с перекатом с пятки на носок. Повторить 3 раза.

6. Наклон туловища назад, смыкая лопатки – вдох, наклон туловища вперед – выдох. Повторить 5 раз.

7. Руки на плечах, круговые движения руками. Когда руки опускаются вниз – вдох, когда руки поднимаются наверх – выдох. Такие же круговые движения только назад. Повторить 3 раза.

8. Руки на талии. Наклоны туловища в бок. При наклоне туловища в правую сторону левую руку тянем в правую сторону через голову, при наклоне туловища в левую сторону правую руку тянем в левую сторону через голову. Повторить 6 раз.

Упражнения, сидя на кровати ил стуле.

9. Опираемся руками об кровать или стул, зависит от того, на чем мы сидим. Вдох – наклон правой рукой к левой ноге, возвращаем руку на кровать или стул – выдох. Вдох – наклон левой рукой к правой ноге, возвращаем руку на кровать или стул – выдох. Повторить 6-8 раз.

10. Сводим колени вместе, ноги оставляем на месте, разводим колени, потом опять сводим колени вместе и разводим. Повторить 6-10 раз.

11. Опираемся руками об кровать или стул, ноги впереди вытянуты. Вдох – тянем носочки, выдох – исходное положение. Повторить 6-8 раз.

Упражнения в положении лежа на кровати:

12. Правую руку ложем на живот, левую на грудь. Дышим только животом 3 раза, дышим только грудью 3 раза. Повторить 6 раз.

13. Правую руку поднимаем по кругу – вдох, опускаем руку вниз – выдох. То же и самое повторить с левой рукой.

Весь комплекс упражнений надо повторять 10-15 минут, если появятся жалобы – прекратить упражнения и обратиться к врачу.

Таким образом, выполнение вышеназванных комплексов физических упражнений позволит повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним воздействиям, улучшить настроение и укрепить здоровье.

Раскрытие понятия рекреации. Рассмотрение аспектов двигательной деятельности, которые включает в себя физическая рекреация, физических упражнений как ее средства. Изучение структуры внерабочего и рекреационного времени, принципов рекреационной тренировки.

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 28.11.2016
Размер файла 32,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Предмет физической рекреации

Признаки и формы двигательной рекреации

Принципы рекреационной тренировки

Цель и задачи физической рекреации

Средства двигательной рекреации

Предмет физической рекреации

рекреация физический упражнение тренировка

Физическая рекреация (рекреация - отдых, развлечение) - использование любых видов двигательной активности (физические упражнения, игры, физический труд и т.п.) в целях физического развития и укрепления здоровья. Особенностью ее является полное подчинение интересам, вкусам, наклонностям данного человека или группы людей, в связи с этим - полная свобода выбора вида и характера занятий, их периодичности и продолжительности, времени суток, содержания, средств, методов и форм организации. Здесь человек сам конструктор и архитектор, методист и тренер, контролер и ответчик. Все это как раз и является одним из критериев и показателей его общей и физической культуры.

В научной литературе термин рекреация появился в США в конце 90-х годов ХIХ века в связи с введением нормированного рабочего дня, 2-го выходного дня и летних отпусков.

Рекреация понималась как восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. В последние годы наблюдается переход к новому видению рекреации.

Рекреация понималась как восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. В последние годы наблюдается переход к новому видению рекреации.

1) расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека;

2) любая игра, развлечение, использованные для восстановления физических и умственных сил;

3) сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе (уик - энд)

4) перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды;

5) цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристическими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями (В.А. Квартальнов, 2000).

Физическая рекреация включает следующие аспекты двигательной деятельности:

1. Удовлетворение биологических потребностей в двигательной активности.

2. Потребность в развлечении, получении удовольствия, наслаждения.

3. Переключение с одного на другой вид деятельности.

4. Активизация деятельности организма с помощью движения.

5. Профилактика неблагоприятных воздействий на организм людей.

6. Восстановление сниженных или временно утраченных функций организма.

Признаки и формы физ. рекреации

Признаками, составляющими основное содержание физической рекреации, являются:

- основными средствами служат физические упражнения;

- занятия проводятся в свободное, либо специально выделенное время;

- включает культурно-ценностные аспекты;

- содержит интеллектуальные, эмоциональные и физические составляющие;

- осуществляется на добровольных, самодеятельных началах;

- оказывает оптимизирующее влияние на организм человека;

- включает образовательно-воспитательные составляющие;

- носит в большей степени развлекательный (гедонистический) характер;

- характеризуется наличием определенных рекреационных услуг;

- осуществляется в большей степени в природных условиях;

- имеет определенную научно-методическую базу.

Согласно такому обилию признаков в физической рекреации выделяются различные её формы: рекреационная физическая культура, рекреативная физическая культура, рекреация спорта, рекреация туризма, оздоровительная физическая рекреация, физкультурно-производственная рекреация и др.

Из всех признаков рекреации главными, определяющими её сущность, принято считать следующие: осуществляется в свободное время, носит деятельный характер и построена на добровольной, самодеятельной основе. Это три важнейших признака рекреации, без них она теряет свое значение. Остальные же её признаки рассматриваются как производные, сопутствующие.

Основная мысль предлагаемой концепции заключается в рассмотрении физической рекреации как органической, имманентной части физической культуры, системообразующим фактором которой служит конечный результат - создание рационального физического состояния, обеспечивающего обычное функционирование человеческого организма. В данной концепции основной упор делается на биологическую сторону физической рекреации - воздействии на организм человека. Остальные же стороны: познавательная, культурологическая, коммуникативная, - рассматриваются как сопутствующие решению главной задачи.

Специалисты Центра исследований политики национального туризма США дали несколько специфичное определение рекреации: рекреация - это деятельность людей, занимающихся созиданием и персональным использованием свободного времени.

В связи с этим в научный оборот необходимо ввести еще одно важное понятие - свободное время. Одно из важнейших свойств времени - это его иерархичность. Иерархию времени можно отобразить следующим образом: социальное время (24 часа) = рабочее время (8 часов) + внерабочее время (16 часов).

Внерабочее время состоит из времени:

1) для удовлетворения насущных потребностей (сон, питание, личная гигиена);

2) для домашнего труда и бытовых потребностей;

3) свободное время:

а) досуг или время для отдыха;

б) время для более возвышенной деятельности (культурные занятия, чтение литературы).

Таким образом, свободное время (по Т.В. Николаенко, 1998) - часть внерабочего времени, несвязанная с удовлетворением естественных потребностей и с использованием деятельности нетрудового характера (например, перемещение в пространстве).

Свободное время - это время, свободное от труда и непреложных занятий, которым субъект располагает самостоятельно (В.А. Квартальный, И.В. Зорин, 2000).

Количество свободного времени само по себе никакого реального влияния на развитие рекреационной деятельности не оказывает.

Рекреационное время - 1) время реализации рекреационной функции деятельности человека (расширенное воспроизводство живых сил человека); 2) часть социального времени личности, группы, общества, специально организованное для сохранения, восстановления и развития физического, духовного здоровья и интеллектуального совершенствования.

Рекреационное время имеет определенную структуру:

1) инклюзивное время ( в течении рабочего дня используется для простого компенсаторного восстановления сил); 3%

2) ежедневное время (после работы используется для компенсаторно - расширенного восстановления); 40%

3) уик-энд (в конце рабочей недели используется для расширенно- компенсаторного восстановления); 35%

4) отпускное (расширенное восстановление); 7%

5) пенсионное 15% (рис.)

Согласно структуре рекреационного времени выделяют соответствующие типы рекреации:

1. инклюзивная - рекреационная деятельность, встроенная в бытовую и трудовую деятельность;

2. ежедневная - постоянная рекреационная деятельность: краткосрочные прогулки, утренняя гимнастика, спортивные игры, купание, чтение;

3. еженедельная - рекреационная деятельность в конце рабочей недели (поездки за город, на дачу и т.д.);

4. отпускная - рекреационная деятельность в конце рабочего года;

5. компенсаторная - рекреационная деятельность, компенсирующая затраты жизненных сил человека;

6. расширенная - рекреационная деятельность, компенсирующая затраты живых сил человека с определенным запасом.

Принципы рекреационной тренировки

Для достижения наилучшего результата в рекреационной тренировке следует придерживаться следующих принципов

Учет половых различий

Учет возрастных изменений в организме

Красота и эстетическая целесообразность

Цель и задачи физической рекреации

Общая цель физической рекреации -- укрепление физического и психи­ческого здоровья, создание базы для плодотворного умственного и физического труда. Частные ее задачи весьма разнообразны и зависят от личных вкусов и желаний занимающихся. К ним можно отнести следующие:

Активный отдых. Эта задача может решаться как потребность в кратковременной реализации отдыха в течение 5--15 мин в процессе труда (физкультпаузы, физкультминутки, активный отдых в обеденный перерыв). Это относится и к занятиям после окончания рабочего дня. В этом случае продолжительность занятий будет больше. Наконец, занятия в конце недели, в выходные и праздничные дни могут продолжаться несколько часов.

2. Перемена вида и характера деятельности. Например, с отдыха на деятельность, с умственной на двигательную или с одной двигательной на двигательную деятельность другого характера. В первом случае это может быть смена работы за письменным столом на физические упражнения, в другом -- смена упражнений одного вида спорта на упражнения другого (боксер плавает, штангист играет в теннис, лыжник -- в баскетбол или наоборот и т.п.). Активный отдых и перемена видов деятельности способствуют более быстрому восстановлению организма после утомления. Это особенно важно в тех профессиях, в которых люди значительное время находятся без движения (работники умственного труда и др.) либо выполняют однообразные, монотонные движения (на конвейерах, ткацких станках и т.п.). Спортсмену в процессе напряженной тренировки целесообразно менять характер движений, их интенсивность и темп. Оба эти вида широко применяются на производстве, в конструкторских бюро, НИИ и других учреждениях (производственная гимнастика).

3. Формирование фигуры, объемов частей тела, регулирование веса явля­ются важной потребностью людей разных возрастов. Чаще всего эти заня­тия начинаются с подражания идеалу, образцу, исходя из критической оценки недостатков собственного телосложения. Мужчины озабочены формированием атлетической фигуры, желанием развить рельефную мускулатуру, убрать живот и т.п. Женщины -- быть стройной, гибкой, изящной, привлекательной, иметь красивую фигуру, непринужденную походку и осанку. Для этого используются индивидуальные и групповые занятия, которые могут проводиться дома, в спортивных, тренажерных залах с использованием как подручных средств (собственный вес, гантели, эспандеры и т.п.), так и специальных тренажеров. Как мужчины, так и женщины зачастую озабочены сгонкой веса, в чем им также помогают физические упражнения.

4. Борьба против старения и сдерживание процессов инволюции также является одной из задач физической рекреации. Двигательная деятельность активизирует деятельность организма и способствует не только сохранению его биологических функций, но и их совершенствованию, что ведет к заметному снижению темпов инволюции. Эта проблема решается с людьми зрелого и старшего возраста, решается как индивидуально, на основе собственного непрофессионального физкультурного образования, так и в группах здоровья, физкультурно-оздоровительных центрах.

Весьма важной задачей и стимулом для занятий физическими упражнениями для взрослого, особенно пожилого населения, является возможность общения, которое происходит в местах групповых занятий. В их процессе, перед началом и по окончании, люди могут обменяться мнениями, рассказать о своих радостях, недугах, проблемах; особенно это относится к людям, потерявшим близких и оставшихся в одиночестве. Многим видам физической рекреации сопутствует большое удоволь­ствие от двигательной деятельности. Это связано прежде всего с различными играми (с мячом, шайбой, воланом, шарами и т.п.). Их высокая эмо­циональность является большим стимулом для занятий физическими упражнениями. Они проводятся как стихийно, самостоятельно, по инициативе самих играющих, так и в группах, секциях, командах.

Физическая рекреация может осуществляться в организованных формах. Однако зачастую она не нуждается в них. Ее содержание и формы легко могут быть приспособлены к потребностям и возможностям любой общественной среды -- одиночек или группы людей, их пола, возраста и внешним условиям и субъективным потребностям каждого из занимающихся. Главное ее значение состоит в том, что она, удовлетворяя потребности людей в двигательной деятельности, создает предпосылки для нормального функционирования человеческого организма в других видах деятельности (учеба, труд). Воспитание этих потребностей и есть одна из главных задач физической культуры и неспециального физкультурного образования людей всех возрастов. Это один из критериев культуры личности.

Средства двигательной рекреации

Для двигательной рекреации характерно использование тех средств, которые применяются в физической культуре. К средствам физической культуры относятся: гигиенические факторы, естественные силы природы и физические упражнения.

Физические упражнения являются основным специфическим средством физической культуры, оказывающими многостороннее воздействие на человека. Физические упражнения используются для решения задач физического воспитания -- оздоровительных, образовательных, воспитательных; содействуют умственному, эстетическому, нравственному, трудовому воспитанию; являются средством лечения при многих заболеваниях.

Физические упражнения подразделяются на две большие группы.

1. Стандартные физические упражнения:

- движения циклического характера (повторение одного и того же цикла движений). Физиологической основой этих движений является ритмический двигательный рефлекс. Передвижение осуществляется посредством ног (ходьба, бег) и рук (плавание, гребля);

- ациклические движения, не обладающие слитной повторяемостью циклов (гимнастическая комбинация, метания, прыжок).

2. Нестандартные физические упражнения:

Гигиенические факторы включают режим занятий, отдыха, питания, сна, одежды и обуви, физкультурного оборудования, помещений, площадок, где проводятся занятия физическими упражнениями. Учет гигиенических факторов является обязательным условием для решения задач физического воспитания, повышает эффективность воздействия физических упражнений на организм человека, оказывает содействие нормальной работе всех органов и систем.

Спортивная одежда должна отвечать следующим основным требованиям: а) соответствовать внешним условиям среды; б) весить не более 10% веса человека; в) иметь покрой, не затрудняющий кровообращение, не стесняющий дыхания и движений и не вызывающий смещения внутренних органов; г) легко очищаться от пыли и загрязнений, быть прочной.

Гигиенические требования к обуви заключаются в следующем. Обувь должна защищать ноги от механических воздействий, ударов и неровностей почвы, от холода и промокания, быть мягкой, легкой, удобной в носке, соответствующей погоде и условиям труда. Она не должна способствовать перегреванию и сильному потению ног, нарушать их нормальные функции, стеснять свободу движений. Узкая и тесная обувь ведет к деформации стопы.

Естественными силами природы являются солнце, воздух и вода. Они оказывают закаливающее воздействие на организм. Закаливание -- это система гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов. Закаливание оказывает на организм специфический и неспецифический эффект.

Специфический эффект закаливания проявляется в повышении устойчивости организма к воздействию определенных метеорологических факторов под влиянием закаливающих процедур.

Неспецифический эффект заключается в оздоравливающем влиянии на организм, повышении физической и умственной работоспособности, снижении заболеваемости.

Подобные документы

Рекреация как одна из функций досуга. Необходимые профессиональные навыки специалиста по оздоровлению и его личностные качества. Виды и формы физической рекреации. Понятие и сущность досуга. Характеристика сферы деятельности специалиста по рекреации.

реферат [15,6 K], добавлен 17.11.2011

Рекреалогия как новое научное направление в оздоровлении и воспроизводстве здоровья практически здоровых людей. Физическая рекреация как удовлетворение биологических и социальных потребностей человека. Рекреационный туризм как способ активного отдыха.

дипломная работа [522,9 K], добавлен 05.12.2014

Теоретические основы рекреации. Функциональные ориентации рекреационной деятельности: лечебно-оздоровительная; познавательная; спортивная; садово-дачная. Туризм как составная часть рекреации. Формы и виды туризма, их классификация по различным критериям.

реферат [28,5 K], добавлен 26.10.2009

Физиологическая основа физической подготовки, разновидности процесса тренировки в зависимости от структуры мышечной ткани. Характеристика основных упражнений гиревого спорта, особенности двигательной деятельности, развития физических качеств у спортсмена.

курсовая работа [296,1 K], добавлен 29.07.2015

Основные понятия и виды рекреации. Характеристика районов РФ. Европейский Север. Сравнительная оценка курортно-рекреационного потенциала. Уникальные курорты. Районообразующие признаки. Основные проблемы рекреационного освоения Европейского Севера.

Двигательная рекреация - это двигательный активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.

Двигательная рекреация включает в себя более двадцати целевых установок и основные из них - восстановление, отдых, переключение на другой вид деятельности, получение удовольствие от физических занятий, развлечение.

Многообразие признаков двигательной рекреации определяет разнообразие реформ: рекреационная физическая культура, рекреативная физическая культура, рекреация спорта, рекреация туризма, оздоровительная физическая рекреация, физкультурно-производственная рекреация и др. В отличие от других видов физической культуры, в физической рекреации отсутствует чёткая целевая направленность, нет научно-обоснованных рекомендаций по использованию средств, методов, форм рекреационных занятий, параметров нагрузки для удовлетворения индивидуальных потребностей человека.

В самом общем смысле под двигательной рекреацией понимаются любые формы двигательной активности, направленные на восстановление сил, затраченных в процессе профессионального труда.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Организация занятий активным отдыхом базируется на следующих принципах: максимум участников, минимум инструктажа, доступность физических упражнений, игр и других физкультурных мероприятий, простота инвентаря и снаряжения, эмоциональная насыщенность, зрелищность. Основными направлениями организации активного отдыха являются: оздоровительные рекреационные акции для всех групп населения (массовые пробеги, конкурсы семейных команд, спортивно-физкультурные праздники); рекреационные акции на предприятиях, в школах и других учреждениях (туристические слеты, дни здоровья); спортивно-оздоровительные мероприятия в загородных и курортных зонах (плавание, пляжный волейбол, несложные походы). Специалисты по физической рекреации разрабатывают специальные программы активного отдыха для детей и подростков, для пожилых людей, для беременных женщин и для лиц с психологическими зависимостями (алкоголиков, наркоманов и др.).

Психологические особенности двигательной рекреации (активного отдыха) обусловлены целями, средствами, условиями и результатами данного вида деятельности.

Основная цель активного отдыха — оптимизация негативных психических состояний, возникающих после нагрузок при выполнении профессиональных, социальных и бытовых обязанностей. Эти нагрузки приводят не только к физическому утомлению, но и к нервно-психическому истощению людей. По данным отечественных и зарубежных ученых, для представителей ряда профессий характерны эмоциональное выгорание, затяжной стресс, психическое пресыщение и другие негативные состояния. Напряженная обстановка на работе, борьба за высокий социальный статус, ежедневные транспортные проблемы ведут к хронической усталости. У женщин к воздействию этих факторов добавляются перегруженность домашними делами, уход за детьми, забота о престарелых и больных родственниках. Непосильные нагрузки могут вызвать психосоматические заболевания, раздражение, апатию, депрессию и т.п. Поэтому важно организовать свой отдых таким образом, чтобы восстановить физические и душевные силы. Так как многие современные профессии больше связаны с умственной деятельностью, чем с физической, эффективное восстановления достигается именно при правильно организованной двигательной активности. Кроме восстановления, занятия активным отдыхом можно использовать для укрепления здоровья и гармонизации физического развития.

И объективныеу и субъективные условия активного отдыха могут быть любыми. Заниматься активным отдыхом могут все желающие, независимо от наличия способностей. Безусловно, при занятиях учитывается подготовленность человека, и с учетом этого планируются нагрузки. Например, для занимающихся в тренажерном зале подбираются соответствующие веса на тренажерах, для новичков моржевания составляются программы, помогающие постепенно адаптироваться к холодной воде и т.п. Субъективные условия — индивидуальные особенности занимающихся — могут способствовать более эффективным занятиям активным отдыхом. Склонность к виду двигательной активности и интерес к занятиям вызывают более высокую удовлетворенность и улучшают настроение, тем самым усиливая реабилитационный эффект. При любых объективных условиях можно достаточно успешно заниматься активным отдыхом. Хорошие восстановительные и оздоровительные эффекты достигаются при качественной оснащенности мест занятий, профессиональном инструктаже, наличии дополнительных услуг: сауны, массажа, кислородных коктейлей и т.п. Однако не менее эффективными могут быть занятия вне спортивных клубов самостоятельные пробежки, спортивные игры с друзьями и т.п. Выбор вида активного отдыха зависит от возможностей и желаний человека. Одни люди любят заниматься в группе, другие — индивидуально, кто-то предпочитает заниматься по четкому расписанию, а кому-то нравится свободный график и т.п. В зависимости от склонности к определенному виду двигательной активности занимающиеся могут предпочесть циклические (бег, ходьба, плавание), игровые (футбол, баскетбол, теннис), экстремальные (паркур, сноуборд, маунтинбайк) занятия.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕКРЕАЦИИ

Двигательная рекреация включает в себя более двадцати целевых установок и основные из них - восстановление, отдых, переключение на другой вид деятельности, получение удовольствие от физических занятий, развлечение.

Многообразие признаков двигательной рекреации определяет разнообразие реформ: рекреационная физическая культура, рекреативная физическая культура, рекреация спорта, рекреация туризма, оздоровительная физическая рекреация, физкультурно-производственная рекреация и др. В отличие от других видов физической культуры, в физической рекреации отсутствует чёткая целевая направленность, нет научно-обоснованных рекомендаций по использованию средств, методов, форм рекреационных занятий, параметров нагрузки для удовлетворения индивидуальных потребностей человека.

В последнее время предпринят ряд успешных попыток исследования двигательной рекреации как сложного социального явления. Раскрывая социальную сущность двигательной рекреации, работы естественно-научного и обществоведческого циклов в немалой степени способствуют дальнейшему развитию знаний о данном феномене, служат предпосылкой к созданию теории этого феномена.

В самом общем смысле под двигательной рекреацией понимаются любые формы двигательной активности, направленные на восстановление сил, затраченных в процессе профессионального труда. Выделяются и многочисленные признаки, составляющие ее основное содержание:

- основывается на двигательной активности;

- в качестве главных средств использует физические упражнения;

- осуществляется в свободное или специально выделенное время;

- включает культурно-ценностные аспекты;

- содержит интеллектуальные, эмоциональные и физические компоненты;

- осуществляется на добровольных, самодеятельных началах;

- оказывает оптимизирующее влияние на организм человека;

- включает образовательно-воспитательные компоненты;

- носит преимущественно развлекательный (гедонистический) характер;

- характеризуется наличием определенных рекреационных услуг;

- осуществляется преимущественно в природных условиях;

- имеет определенную научно-методическую базу.

Этот далеко не полный перечень признаков двигательной рекреации можно было бы продолжить. Здесь отмечаются разные по направленности, важности стороны и черты, разные уровни, виды и формы. Возможно, что-то упущено, какие-то из них носят опосредованный характер, а некоторые возводятся в ранг главенствующих.

Согласно такому многообразию признаков двигательной рекреации выделяются и разные ее формы: рекреационная двигательной культура, рекреативная физическая культура, рекреация спорта, рекреация туризма, оздоровительная двигательной рекреация, физкультурно-производственная рекреация и др. В основу разных форм кладутся разные признаки, дефинитивное значение многих из которых просто обозначается, а некоторые из них рассматриваются как синонимичные понятия.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)


В представленной работе рассмотрена взаимосвязь физической рекреации с элементами спорта с физическим и интеллектуальным самочувствием человека. Цель исследования — определение влияния физической рекреации с элементами спортивной деятельности на процесс восстановления физического и интеллектуального самочувствия человека. В качестве материалов и методов работы избрана группа молодых людей, с которыми проводилось занятие по физической рекреации с элементами спортивных упражнений, а также проведен опрос на предмет выявления влияния проведенных занятий на физическое и интеллектуальное самочувствие. В результате исследования было обнаружено улучшение физического и эмоционального состояния у семи человек из десяти. Полученные результаты подтверждают теоретическую информацию, изложенную в обсуждении.

Ключевые слова : физическая рекреация, спортивная деятельность, восстановление работоспособности, оздоровление организма, массовый отдых, активный отдых.

Введение. Под физической рекреацией следует понимать активные виды отдыха, в которых широко используются физические упражнения, элементы различных видов спорта, подвижных игр в сочетании с элементами природы, в результате чего человек получает заряд положительных эмоций и улучшает свое физическое самочувствие [3]. Посредством грамотного использования методик физической рекреации возможно достижение ускоренного восстановления физической формы и умственной работоспособности человека.

Цель исследования. Целью представленного исследования является выявление влияния физической рекреации с элементами спортивной деятельности на процесс восстановления физического и интеллектуального самочувствия человека.

Материалы и методы. Для достижения поставленной цели в качестве метода исследования был выбран метод опроса. Объектом исследования стала группа из десяти учащихся Московского государственного института физической культуры, спорта и туризма имени Ю. А. Сенкевича, возрастом от 18 до 20 лет.

После интенсивной учебной недели было организовано выездное мероприятие за черту города с целью проведения пешей прогулки, игры в волейбол и осмотром местных природных достопримечательностей. До начала мероприятия был проведен опрос с целью выявления первоначального уровня самочувствия после напряженной интеллектуальной работы на протяжении недели. Из 10 человек 7 опрошенных диагностировали у себя признаки значительной интеллектуальной и физической усталости. После проведения мероприятия по физической рекреации с элементами спорта также был проведен опрос с целью выявления изменений в самочувствии испытуемых.

Результаты. Результаты опроса экспериментальной группы приведены в таблице 1.

Результаты диагностического исследования влияния рекреации на восстановление умственной и физической работоспособности

Восприятие индивидуального уровня самочувствия после мероприятий по рекреации и спортивных занятий

Количество участников из экспериментальной группы, чел.

Читайте также: