Природоохранная прокуратура доклад кратко

Обновлено: 07.07.2024

Демичев Алексей Андреевич, профессор кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии Министерства внутренних дел Российской Федерации, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

В статье анализируется природоохранная деятельность прокуратуры Российской Федерации. Автор приходит к выводу, что деятельность природоохранных прокуратур в России в целом эффективна, но необходимо создание целостной системы природоохранных прокуратур.

Ключевые слова: экологическая функция правоохранительных органов, природоохранная прокуратура, природоохранная функция прокуратуры.

Protection activities of the prosecutor's office

Demichev Aleksey A., Professor of the Department of Civil Law and Procedure of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Doctor of Law, Candidate of Historical Sciences, Professor, Honored Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation.

The article analyzes the nature protection activities of the prosecutor's office of the Russian Federation. The author comes to the conclusion that the activities of environmental prosecutors in Russia as a whole are effective, but it is necessary to create an integrated system of environmental prosecutors.

Key words: environmental function of law enforcement agencies, environmental prosecutor's office, environmental function of the prosecutor's office.

Указом Президента Российской Федерации от 5 января 2016 г. N 7 "О проведении в Российской Федерации Года экологии" 2017 г. был объявлен Годом экологии. В этом году был проведен комплекс мероприятий экологического характера. Однако от любых мероприятий всегда будет мало толку без эффективного выполнения природоохранной функции правоохранительными органами.

В числе прочих на правоохранительные органы возложены и задачи, связанные с реализацией экологической функции государства. В частности, речь идет об обеспечении экологической безопасности, защите экологических прав граждан, применении мер юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства.

Наиболее значимую роль среди правоохранительных органов в экологической сфере играют органы прокуратуры. Более того, как верно отмечают А.Е. Татаринов и О.В. Янчуркин, "надзор в сфере охраны окружающей среды является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры" .

Татаринов А.Е., Янчуркин О.В. О практике осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления // Экологическое право. 2016. N 2. С. 19.

В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" природоохранная деятельность прокуратуры реализуется в следующих направлениях:

  • надзор за исполнением экологического законодательства;
  • осуществление уголовного преследования за совершение экологических преступлений. В частности, ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дает прокурору ряд полномочий в уголовном процессе;
  • Положение о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. N 567, возлагает на прокуратуру обязанность по координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, включая и преступность экологическую. Данное направление в деятельности прокуратуры осуществляется путем организации различных координационных совещаний, создания специальных рабочих групп и пр.;
  • ведение административного расследования, возбуждение в соответствии со ст. 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производства по делам об административных правонарушениях, участие в их рассмотрении и т.п.;
  • защита законных прав и интересов субъектов права в арбитражном и гражданском судопроизводстве, в том числе путем опротестовывания решений, приговоров, определений и постановлений судов, которые противоречат закону;
  • в пределах своей компетенции принятие участия в правотворческой деятельности.

В конце 1980-х гг. в СССР появились природоохранные прокуратуры. Положительный опыт их функционирования был учтен при создании в субъектах Российской Федерации специализированных природоохранных прокуратур. В настоящее время они действуют на правах районных прокуратур в 42 субъектах. Это, к сожалению, менее чем в половине регионов. Больше всего специализированных природоохранных прокуратур существует в Центральном и Приволжском федеральных округах (по 8), чуть меньше их в Дальневосточном федеральном округе (7), в Северо-Западном и Сибирском федеральных округах (по 6). В Уральском федеральном округе функционирует 5 природоохранных прокуратур, а в Южном и Северо-Кавказском - всего по одной. Таким образом, распределение природоохранных прокуратур неравномерно и по федеральным округам. По нашему мнению, логичным и целесообразным является создание природоохранных прокуратур в каждом из оставшихся 43 субъектов.

Естественно, то, что в ряде субъектов нет специализированных природоохранных прокуратур, не означает, что там никто не осуществляет природоохранную деятельность, не защищает экологические права граждан. Эти функции выполняют "обычные" прокуратуры. Однако, как свидетельствует практика, в некоторых случаях прокуроры воспринимают исполнение соответствующих обязанностей в качестве дополнительных, а не основных, что, конечно, отрицательно сказывается на реализации экологической функции органами прокуратуры.

Непосредственно полномочия природоохранных прокуроров регламентируются Приказом Генпрокуратуры России от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур". В частности, в п. 2.3 названного Приказа определяются полномочия природоохранных прокуроров по надзору за исполнением экологического законодательства различными субъектами права.

Статистические данные и материалы прокурорской практики свидетельствуют, что деятельность природоохранных прокуратур является вполне эффективной как в целом, так и по отдельным направлениям . Тем не менее в Российской Федерации как таковая отсутствует система природоохранных прокуратур. Следует отметить, что имеется вполне успешный опыт создания более крупного образования - Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры. Она объединяет 16 специализированных межрайонных природоохранных прокуратур, расположенных на берегах реки Волги и ее притоков, а именно: Астраханскую, Волгоградскую, Ивановскую, Казанскую, Костромскую, Марийскую, Нижегородскую, Осташковскую, Рязанскую, Самарскую, Саратовскую, Тверскую, Ульяновскую, Чебоксарскую, Череповецкую, Ярославскую.

См., например: Гильмутдинов И.И., Абрамов П.В. Надзор за исполнением законодательства об охране окружающей среды // Законность. 2013. N 7. С. 52 - 54; Нестерова А.Ю. Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства при исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду // Прокурор. 2016. N 2. С. 101 - 105; Абросимов А.А., Кислов И.Ю. Надзор за исполнением законодательства о недропользовании // Законность. 2016. N 3. С. 12 - 15.

Волжский межрегиональный природоохранный прокурор действует на правах прокурора в субъектах Российской Федерации. Его полномочия регламентируются п. 4 Приказа Генпрокуратуры России от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур". Среди основных полномочий волжского межрегионального природоохранного прокурора можно назвать:

  • надзор за исполнением экологического законодательства, соблюдением экологических прав граждан органами государственной власти и органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, действующих в бассейне реки Волги;
  • участие в правотворческой деятельности соответствующих субъектов Российской Федерации в экологической сфере;
  • участие в необходимых случаях в судебном рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел в экологической сфере;
  • рассмотрение обращений и жалоб граждан в экологической сфере;
  • координацию деятельности других правоохранительных органов по борьбе с экологическими правонарушениями на соответствующей территории;
  • руководство районными природоохранными прокуратурами, подчиненными волжскому межрегиональному природоохранному прокурору, и др.

Во время завершившегося сейчас Года экологии Генпрокуратура в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности объявила усиление надзора за исполнением природоохранного законодательства, а одним из приоритетных направлений такой работы является охрана окружающей среды в Арктической зоне . Соответственно, уже озвучена официальная позиция о целесообразности создания Арктической природоохранной прокуратуры, "которая бы координировала работу природоохранных прокуратур, расположенных в Арктической зоне" .

См.: Паламарчук А.В. Прокурорский надзор за исполнением законов в Арктической зоне (доклад начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации А.В. Паламарчука) // Прокурор. 2016. N 2. С. 38.
Там же. С. 47.

На уровне Генеральной прокуратуры Российской Федерации также реализуется экологическая функция этого правоохранительного органа. В Главном управлении по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры создан Отдел по надзору за исполнением законов в экологической сфере. В п. 4.4.3 утвержденного Генеральным прокурором Российской Федерации 4 июня 2014 г. Положения о Главном управлении по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации определяются полномочия названного выше отдела:

  • надзор за исполнением различными субъектами права экологического законодательства;
  • надзор за законностью нормативных правовых актов и соблюдением закрепленного в Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду;
  • контроль за деятельностью органов прокуратуры в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
  • участие в законотворческой деятельности в пределах своей компетенции в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
  • анализ состояния законности, практики прокурорского надзора и реагирования на выявленные нарушения законов в экологической сфере;
  • подготовка необходимых материалов для компетентных органов в целях решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности субъектов в экологической сфере;
  • работа с обращениями граждан и юридических лиц, касающихся природопользования и охраны окружающей среды, и др.

Такая организация деятельности отдела по надзору за исполнением законов в экологической сфере позволяет, на наш взгляд, осуществлять эффективный надзор за исполнением федерального законодательства. Однако природоохранная функция прокуратуры в полной мере не может быть полноценно реализована без создания целостной системы природоохранных прокуратур в Российской Федерации. Мы полагаем, что постепенно в каждом субъекте Российской Федерации должна быть создана межрайонная природоохранная прокуратура. Следующим звеном системы природоохранной прокуратуры должны быть межрегиональные природоохранные прокуратуры. Их создание возможно на основании разных принципов: бассейнового, территориального или иных. Главное, чтобы все межрайонные природоохранные прокуратуры входили в ту или иную межрегиональную природоохранную прокуратуру. Наконец, аналогично Главной военной прокуратуре целесообразно создание Главной природоохранной прокуратуры.

Литература

  1. Абросимов А.А., Кислов И.Ю. Надзор за исполнением законодательства о недропользовании / А.А. Абросимов, И.Ю. Кислов // Законность. 2016. N 3. С. 12 - 15.
  2. Гильмутдинов И.И., Абрамов П.В. Надзор за исполнением законодательства об охране окружающей среды / И.И. Гильмутдинов, П.В. Абрамов // Законность. 2013. N 7. С. 52 - 54.
  3. Нестерова А.Ю. Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства при исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду / А.Ю. Нестеров // Прокурор. 2016. N 2. С. 101 - 105.
  4. Паламарчук А.В. Прокурорский надзор за исполнением законов в Арктической зоне (доклад начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации А.В. Паламарчука) / А.В. Паламарчук // Прокурор. 2016. N 2. С. 38 - 47.
  5. Татаринов А.Е., Янчуркин О.В. О практике осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления / А.Е. Татаринов, О.В. Янчуркин // Экологическое право. 2016. N 2. С. 19 - 22.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Чтобы лучше понять окружающий мир, происходящие в нем естественные процессы, воздействие человека на природу, роль природы в жизни человека, осознать собственную уникальность и оценить необходимость в благоприятном состоянии природы Земли, попробуем заглянуть во Вселенную, представить состоя­ние мириадов звезд в многочисленных галактиках. Можно по­ступить наоборот — из безграничной Вселенной посмотреть на нашу планету, которая, будучи песчинкой во Вселенной, чем-то весьма существенным отличается от всех других планет. Она уни­кальна. Люди пока лишь строят гипотезы о возможности сущест­вования жизни где-то на дальних планетах.

В ходе естественных процессов во Вселенной когда-то очень давно на Земле появились условия для того, чтобы зацвел васи­лек, зажужжала пчела, землю начали топтать гиганты-мамонты и динозавры. Растительный и животный мир планеты так богат и разнообразен, что современный человек при всех его стараниях пока не смог выявить и дать описание большинства его видов. Позже многих других обитателей Земли появился homo. Как любое иное дитя природы, ее органичная часть, он развивался, удовлетворяя свои потребности за счет других элементов природы и полностью подчиняясь ее законам - можно предположить, что никогда позже он не был столь послушен им, как на заре своей юности.

В это время он в основном дышит чистым воздухом, пьет чис­тую воду, питается кореньями, ягодами, побегами кустарников. Природа, однако, не была так уж милостива к человеку —он ис­пытывал многие, выражаясь современным языком, неблагопри­ятные ее воздействия. Человек не всегда имел возможность ды­шать чистым воздухом, так как происходили извержения вулканов, землетрясения, лесные пожары, в результате которых загрязнялась атмосфера. Он страдал от холода, зноя, отсутствия огня.

В процессе развития человеческого общества увеличивался пресс на природу. Например, путем химического загрязнения ат­мосферного воздуха, вод, почв. Человек начал загрязнять атмо­сферу, разведя свой первый костер. Но современная химическая промышленность, металлургия, транспорт, агрохимизация как факторы антропогенного химического загрязнения природы уже не сравнимы с костром.

Развитие авиации, эксплуатация транспортных средств, меха­низмов, выполнение разного рода строительных работ сопровож­даются шумом, а шум в современной науке рассматривается как один из видов физического воздействия на природу. Другими его видами являются вибрация (создаваемая, к примеру, при выпол­нении строительных работ, эксплуатации метро и т.п.); электромагнитные воздействия (при использовании электроэнергии); ра­диация. Хотя радиоактивные вещества и материалы - химичес­кие по своей природе, но в зависимости от обстоятельств они ока­зывают не только токсическое, но и физическое воздействие по­средством облучения.

И, наконец, в процессе своей жизнедеятельности человек ока­зывает на природу биологические воздействия — в процессе экс­плуатации объектов микробиологии, медицинской промышлен­ности, канализационных систем в природу поступают бактерии, вирусы, грибки и другие микроорганизмы. Разновидностью био­логического воздействия является интродукция видов растений и животных, новых для конкретной экологической системы. На со­временном этапе общественного развития опасность для природы связана с генно-инженерной деятельностью, созданием модифи­цированных видов растений и животных.

Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. Основными причинами кризисной экологической ситуации является

несоответствие между потребностями растущего населения на планете и ресурсами истощающейся природы, снижение стабильности биосферы, ухудшение генофонда человека, парниковый эффект.

Для России характерен крайне низкий уровень осознания обстановки, сложившейся в экологической среде. Это особенно заметно в отношении использования Севера, весьма чувствительного к человеческому воздействию. Уязвимыми к изменениям климата являются сельское, лесное и водное хозяйства. Это связано, главным образом, с перераспределением осадков и увеличением числа засух. В ряде областей в крайне неудовлетворительном состоянии находятся почва, леса, животный мир. Практически половина населения живет в неблагоприятных экологических условиях. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Ущерб от экологических правонарушений вплотную приблизился к половине национального дохода. В то же время, в силу различных причин, проблемам защиты природных ресурсов и охраны окружающей среды уделяется явно недостаточно внимания.

В сложившейся ситуации неизменно возрастает роль правоохранительных органов в области охраны окружающей среды. Поддерживая экологический правопорядок, стоя на страже закона, они охраняют и наше будущее.Избранная в реферате тема, посвящена природоохранной деятельности прокуратуры.

2. Экологические преступления и правонарушения.

3.1.Сущность прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства.

Прокуроры осуществляют надзор за исполнением всего российского законодательства. Поскольку экологическое законодательство является составной частью этого законодательства, оно не может быть исключено из сферы прокурорского надзора. Надзор за исполнением экологического законодательства является одним из важнейших направлений в деятельности прокуратуры.

Содержание прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства может быть раскрыто путем рассмотрения характерных признаков, присущих прокуратуре и осуществляемой ею деятельности, а именно:

- надзор осуществляется ею от имени государства в лице его высших органов власти, которым через Генерального прокурора РФ подчинены органы прокуратуры;

- органы прокуратуры действуют на всей территории России и Вооруженных Силах Российской Федерации, обеспечивая единое понимание и единообразное применение законов;

- прокурорский надзор за исполнением законов распространяется на органы представительной и исполнительной власти, начиная с республиканского, областного и им равного уровня, все министерства, ведомства, предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и подведомственности, в том числе и на те, которые осуществляют надзорные и контрольные функции, воинские части, а также на должностных лиц;

- прокуроры, реализуя свои надзорные полномочия, оценивают деятельность органов и должностных лиц и принимаемые ими решения только с позиции соответствия закону;

- прокуроры осуществляют надзор в пределах своей компетенции, независимо от других органов и должностных лиц;

- прокуроры действуют гласно, но в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной охраняемой государством тайны;

- органы прокуратуры наделены наиболее широкими правами по выявлению нарушений законов и реагированию на выявленные нарушения, вплоть до возбуждения уголовного преследования в отношении лиц, совершивших преступления.

3.2. Предмет прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства.

Исполнение экологического законодательства, как и всего российского законодательства, осуществляется в двух формах: а) применения, т.е. издания правовых актов и совершения многих других юридически значимых действий преимущественно должностными лицами, руководителями коммерческих организаций (активная форма); б) соблюдения, т.е. осуществления правомерного, в строгом соответствии с законами поведения всеми категориями должностных лиц, руководителей коммерческих организаций и граждан, и воздержание их от совершения действий, запрещенных правом (пассивная форма). Однако, заключая разного рода договора, совершая другие юридически значимые действия, граждане тем самым также исполняют законы в форме применения.

Практика работы прокуратуры свидетельствует, что экологическое законодательства наиболее часто нарушается в процессе его применения. В данном случае экологическое правонарушение совершается в форме действия. Поэтому, в первую очередь, эта форма исполнения законодательства находится в поле зрения прокуроров. Понятно, что действие может принимать крайнюю форму в виде, например, умышленно совершаемых противоправных деяний как-то: самовольный порубки деревьев, браконьерства, залпового выброса или сброса токсичных веществ в окружающую природную среду (прямой умысел).

Коль скоро правонарушение совершено, хотя в результате бездействия, имеются основания для вмешательства прокурора. Дело в том, что основанием вмешательства прокурора являются любые данные, сведения (сигналы), свидетельствующие о нарушениях экологического и иного законодательства. Иными словами, прокурор начинает применять свои полномочия при получении сведений о любых отклонениях от требований действующих законов в целях восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц и государства в том числе, т.е. возвращения сторон в первоначальное положение, предшествующее нарушению.

Итак, предмет прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства является: выявление нарушений названного законодательства, их пресечение и устранение, восстановление нарушенной законности, привлечение правонарушителей к ответственности и принятие мер по недопущению подобных правонарушений в будущем. Конечный результат может быть выражен в укреплении законности, чаще в виде уменьшения подобных правонарушений.

3.3. Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением экологического законодательства.

Для успешного выполнения прокурорами возложенной на них функции по осуществлению надзора за исполнением экологического законодательства им предоставлены необходимые полномочия. Эти полномочия подразделяются на три группы: - полномочия, направленные на выявление нарушений законов и установление обстоятельств, способствующих этим нарушениям; - полномочия, направленные на устранение нарушений законов и способствующих им обстоятельств; - полномочия, направленные на привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушения законов.

Первая группа полномочий включает право прокурора:

- по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений, организаций и других органов, вне зависимости от форм собственности и подведомственности;

- иметь доступ к документам и материалам этих предприятий, учреждений, организаций и других органов;

- проверять исполнение законов в связи с имеющимися сведениями о их нарушении;

- требовать от руководителей предприятий, учреждений, организаций и других должностных лиц, руководителей коммерческих организаций: а) предоставлений необходимых документов, материалов, статистических и других сведений; б) проведения проверок, расследований, ревизий деятельности подконтрольных и подведомственных предприятий, учреждений, организаций, структурных подразделений и подчиненных им должностных лиц; в) выделения специалистов для выяснения возникающих у прокурора вопросов; г) проведения проверок в связи с поступившими в прокуратуру материалами, обращениями граждан и другими сведениями. Прокурор вправе также потребовать проведения ведомственных и вневедомственных экспертиз, в том числе экологических. Ему предоставлено право вызывать должностных лиц и граждан в прокуратуру или иное место своего нахождения для истребования устных или письменных объяснений по поводу нарушения закона.

В целях устранения нарушений законов прокурор вправе:

- опротестовать противоречащие законам правовые акты;

- вносить представления об устранении нарушений законов;

- освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию или аресту несудебными органами (вторая группа полномочий). Прокуроры могут, кроме того, направлять информации в органы представительной и исполнительной власти о состоянии законности в регионе и принимаемых прокуратурой мерах по ее укреплению.

В целях привлечения правонарушителей к установленному виду ответственности прокурор вправе:

- ставить вопрос перед соответствующими должностными лицами о привлечении виновных в нарушении закона лиц к дисциплинарной ответственности, а также о возмещении причиненного материального ущерба за счет виновных лиц;

- возбуждать производство об административном правонарушении или уголовное дело (третья группа полномочий).

Перечисленные выше требования прокурора обязательны для исполнения всеми органами, должностными лицами и гражданами, к которым они обращены. За неисполнение требований прокурора они несут ответственность в установленном законом порядке.

Прокуроры наделены правом обращения с исками (заявлениями) в суды общей юрисдикции и арбитражные суды в защиту законных интересов граждан, так и государства.

Прокурорские проверки преимущественно могут проводиться: в природоохранных органах при поступлении сведений о нарушении ими законов или ненадлежащем исполнении должностных обязанностей (проверки в этих органах могут проводиться и при отсутствии подобных сведений); при совершении аварий, катастроф, залповых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, причинивших или могущих в будущем причинить вред окружающей среде или здоровью людей (в этих случаях прокурор может, не проводя проверки, возбудить уголовное дело); когда экологическое правонарушение привлекло повышенное внимание и вызвало острый резонанс общественности; при поступлении в прокуратуру материалов из природоохранных и иных органов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В последнем случае прокурор может, не проводя проверки, истребовать необходимые документы и сведения из природоохранного органа. Только после тщательного изучения поступивших материалов, а при необходимости и проведения проверки, установления наличия признаков преступления может быть возбуждено уголовное дело. Прокурорские проверки исполнения экологического законодательства могут проводиться и в иных случаях, например, когда в регионах, где их надлежит провести, не имеется природоохранных органов, либо работники этих органов по какой-то причине не могут их провести.

4. Заключение.

В заключении хотелось бы отметить, что, к сожалению, с каждым годом число экологических правонарушений возрастает, что негативным образом сказывается на всем человечестве. Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности – одна из актуальных, первоочередных, острых проблем современности, затрагивающая все стороны жизни общества, интересы всех граждан как нашей страны, так и других стран. Речь в первую очередь идет об охране от вредного воздействия земель, недр, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, в том числе рыбных запасов; о сохранении в первозданном виде природных ландшафтов; о рациональном, бережном, экономном использовании природных ресурсов в особенности невозобновляемых; о поддержании благоприятной экологической среды обитания людей и в конечном итоге – о сохранении здоровья и самой жизни населения.

В оздоровлении окружающей природной среды, обеспечении экологической безопасности исключительно велика роль права. Ведь право – это претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений, в том числе и в сфере природопользования и охраны среды обитания людей, в целях разумного устройства человеческого общества путем определения меры свобод, прав и обязанностей. Что особенно важно, право содержит нормы – санкции, применяемые в отношении физических и юридических лиц в случаях неисполнения ими экологического законодательства.

Право основывается на принципах добра, гуманизма, справедливости и сохранения окружающей природной среды. Последний принцип является одним из важнейших. Сохранение окружающей природной среды – это одна из неотъемлемых функций права, пока, правда, признанная не всеми учеными. Это обстоятельство необходимо подчеркивать при проведении учебной, воспитательной и иной работы, формируя тем самым соответствующее общественное мнение о неоценимой социальной роли права в обеспечении экологической безопасности.

Что же касается законов и подзаконных нормативных актов, то они представляют официальное, нормативное выражение права. Обретая форму закона, право получает статус реальной всеобщности и общеобязательности. Оно получает в свое распоряжение атрибуты государственной власти, готовой подтвердить его обязательность для физических и юридических лиц силой государственного принуждения.

Составной частью российского права является экологическое право, регулирующее общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Подытоживая сказанное, можно сформулировать следующее определение. Правовая охрана окружающей природной среды – это система обязательных взаимосвязанных и взаимодополняемых мер, закрепленных в соответствующих нормативных актах и направленных на сохранение, восстановление и улучшение природы и ее ресурсов, необходимых для нормальной жизни граждан и развития материального производства.

5. Список использованной литературы:

1. Конституция РФ. М.: 1993.

2. Гражданский Кодекс РФ

3. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", принят Государственной Думой 18 октября 1995 г. N 2202-1. (в ред. 2 января 2000г).4. Федеральный закон "Об охране окружающей природной среды" от 10 января 2002г.

5. Уголовный кодекс РФ.

6. Петров С. - Экологическое право (Конспект лекций) – 2010г.

7. Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес- школа "Интел-Синтез", 1997.

8. Бринчук М.М. Б87 Экологическое право: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2003.

Природоохранные прокуратуры были учреждены в системе органов прокуратуры в связи с нарастающим ухудшением состояния окружающей среды и все более осознанной и насущной необходимостью строгого поддержания законности в сфере охраны природы.

В их штат входят прокурор, заместитель прокурора, помощники прокурора, следователи. Полномочия природоохранной прокуратуры также общие для органов прокуратуры. Предмет надзора природоохранной прокуратуры – соблюдение законов об охране природы и окружающей среды.

Деятельность природоохранных прокуратур регулируется и контролируется прокурором района, края или области, в которых расположены специализированные прокуратуры, а также его заместителями или помощниками, следователями.

Задачи природоохранных прокуроров:

1. Осуществлять надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды. Объекты этого надзора – природоохранные органы, учреждения, организации, предприятия и должностные лица, полный перечень которых определен прокурором каждой административно-территориальной единицы.

2. Расследовать экологические преступления (прежде всего, связанные с созданием источников загрязнения), осуществлять надзор за ведением уголовных дел этой категории, в качестве государственных обвинителей выступать в судах по рассмотрению дел, надзор за расследованием которых осуществлялся природоохранной прокуратурой (во всех прочих случаях государственное обвинение поддерживает территориальный прокурор).

3. Подавать в суд гражданские иски и участвовать в этом случае в гражданском судопроизводстве.

Если природоохранный прокурор принимал участие в рассмотрении дела, по которому судом вынесен незаконный или необоснованный приговор, то прокурор имеет право принести на него кассационный протест. Если приговор или решение суда признаны вступившими в силу, то правом внесения кассационного протеста обладает только территориальный прокурор. Природоохранный прокурор в этих случаях имеет право внести территориальному прокурору соответствующее представление.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

38. Учреждение прокуратуры

38. Учреждение прокуратуры В результате реформ центрального и местного аппарата управления образовалась огромная армия чиновников. И чем больше и многочисленнее был этот аппарат, тем в большей мере он был подвержен коррупции (взяточничеству и казнокрадству), которая

16. История российской прокуратуры

16. История российской прокуратуры Впервые органы прокуратуры и прокурорского надзора были основаны в России Петром I. В 1711 г. по его указу была учреждена Фискальная служба, а в 1722 г. он выпустил Указ об учреждении прокуратуры, которая, в отличие от Фискальной службы,

43. Организация прокуратуры РФ

43. Организация прокуратуры РФ Организация прокуратуры Российской Федерации – это порядок создания и ликвидации отдельных органов прокуратуры, а также порядок назначения на должность прокурорских работников, установленный Конституцией РФ и Федеральным законом «О

45. Специализированные прокуратуры

45. Специализированные прокуратуры Специализированные прокуратуры, входящие в единую систему органов прокуратуры РФ, это:– военная прокуратура;– транспортные прокуратуры;– природоохранные прокуратуры;– прокуратуры по надзору за исполнением законов в

50. Транспортные прокуратуры

53. Прокуратуры Второго управления Генеральной прокуратуры РФ

53. Прокуратуры Второго управления Генеральной прокуратуры РФ Специализированные прокуратуры Второго управления Генеральной прокуратуры РФ имеют целью охрану государственной тайны, а также обеспечение режима секретности на особо режимных объектах. Перечень таких

58. Система прокуратуры РФ

58. Система прокуратуры РФ Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура, территориальные и специализированные органы прокуратуры, а также научные и образовательные учреждения.Территориальные прокуратуры организованы в соответствии с

60. Прокуратуры субъектов РФ

60. Прокуратуры субъектов РФ Прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Генеральным прокурором РФ. Назначение

Статья 15. Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры

Статья 15. Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры 1. Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых

Статья 16. Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним прокуратуры

Статья 16. Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним прокуратуры Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого

Раздел V. СЛУЖБА В ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОКУРАТУРЫ. КАДРЫ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОКУРАТУРЫ

Раздел V. СЛУЖБА В ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОКУРАТУРЫ. КАДРЫ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОКУРАТУРЫ Статья 40. Служба в органах и учреждениях прокуратуры 1. Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы.Прокурорские работники

§ 3. Природоохранные органы

§ 3. Природоохранные органы (реорганизация экологического управления; специально уполномоченные государственные органы; координатор охраны, окружающей среды)Охрана окружающей среды является задачей всех государственных органов, предприятий, учреждений, организаций,

Побег из прокуратуры

Побег из прокуратуры В августе 2002 года из здания прокуратуры Саратовской области совершил свой второй побег Виталий Лисихин, который обвинялся в целом ряде преступлений, в том числе и в совершении убийств.Виталий Лисихин убежал прямо во время допроса. Следователи вели

Тип документа:
Дата начала действия: None
Опубликован:

Природоохранная прокуратура

Прокуратура РФ является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему Прокуратуры РФ, не допускаются.

К специализированным прокуратурам в области обеспечения исполнения природоохранительного законодательства, обеспечения экологических прав граждан, рационального использования компонентов окружающей среды относятся соответствующие природоохранные прокуратуры. Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за деятельностью как соответствующих государственных органов, регулирующих вопросы, связанные с охраной окружающей среды, так и хозяйствующих субъектов, физических и юридических лиц.

Природоохранные прокуратуры приравниваются к прокуратурам субъектов РФ и городов (ст.11 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").

Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 17.01.1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и другими федеральными законами, международными договорами РФ. Организация и порядок деятельности Следственного комитета при прокуратуре РФ определяются также нормативными правовыми актами Президента РФ, принятыми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 17.01.1992 г. № 2202-1.

Природоохранные прокуратуры как специализированные строятся по общим для органов прокуратуры принципам:

  • руководствуются теми же нормативно-правовыми актами, что и территориальные прокуратуры;
  • исполняют общие для всех органов прокуратуры задачи;
  • используют те же средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона.

Одним из основных направлений их деятельности является надзор за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды. Он осуществляется в строгом соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 г. № 2202-1.

В соответствии с данным законом органы прокуратуры осуществляют:

  • прокурорский надзор за единообразным и обязательным исполнением природоохранного законодательства органами представительной и исполнительной власти, государственного управления и экологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами;
  • проверку законности и полноты принимаемых мер по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных к ответственности;
  • защиту конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью экологическими правонарушениями;

Первоочередной задачей прокуратуры является усиление надзора за полным, своевременным и законным применением правомочий, предоставленных органам экологического контроля, и активного требования от этих органов проведения проверок. Основания для прокурорского вмешательства могут отсутствовать, когда нарушение природоохранительного законодательства может быть устранено природоохранными органами. Вмешательство прокурора всегда необходимо, когда полномочия природоохранных органов недостаточны или они по какой-то причине не имеют возможности для выявления, устранения или предупреждения нарушений природоохранительного законодательства. Участие прокурора обязательно, если природоохранные органы не принимают меры к установлению и устранению нарушений законодательства об охране природы, т.е. ненадлежащим образом исполняют возложенные на них обязанности.

В субъектах РФ созданы природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур. Над природоохранными органами, расположенными в бассейне р.Волги, надзор осуществляет Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура на правах прокуратуры субъекта РФ.

Акты прокурорского реагирования

В зависимости от характера нарушений природоохранительного законодательства, их причин, распространенности правонарушений, их повторности, наступивших и возможных в будущем вредных последствий, степени вины правонарушителей, задач, которые стоят перед прокурором, применяется один из следующих актов прокурорского реагирования:

Протест приносит прокурор или его заместитель в соответствии со ст.23 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Представление прокурора является наиболее распространенным средством реагирования на нарушения природоохранительного законодательства. Оно выносится прокурором или его заместителем, согласно ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление выносится на основе глубоко проведенной проверки или нескольких проверок, анализа выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств.

Постановление прокурора выносится, согласно ст.25 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", исходя из характера нарушения закона должностным лицом. Последнее выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

В тех случаях, когда возникает необходимость привлечения виновного в нарушении природоохранительного законодательства к административной ответственности и этот вопрос не был поставлен в представлении или другом акте реагирования, прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, которое подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях согласно ст.25_1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Прокуроры обязаны осуществлять контроль за реализацией (исполнением) вынесенных ими актов прокурорского надзора, добиваться, чтобы содержащиеся в них требования исполнялись своевременно и в полном объеме. При необходимости им следует проводить контрольные проверки фактического устранения нарушений природоохранительного законодательства.

Полномочия в рамках прокурорского надзора

1. Надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения вышеперечисленных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц вышеперечисленных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.


Внимание!
Пределы надзора ограничены надзором за соблюдением законов об охране природы и окружающей среды.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина носит характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Круг требований, с которыми прокурор вправе обратиться в арбитражный суд (ст.52 АПК):

  • с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований;
  • с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований.

Анализ практики прокурорского надзора в рамках судебной защиты государственных и общественных интересов позволяет выделить следующие направления исковой деятельности:

1. Иски об оспаривании нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Основанием для обращения в суд с такого рода исками может служить не только содержание в оспариваемом акте положений, противоречащих федеральному или региональному законодательству, но и несоблюдение установленного порядка принятия (утверждения) нормативного правового акта.
2. Иски об оспаривании действий и решений органов власти и управления, а также сделок, совершаемых в отношении природных объектов.

К числу этой категория дел относятся иски о признании недействительными итогов разного рода конкурсов, договоров и решений о выдаче лицензий; оспаривание ненормативных правовых актов и бездействие органов государственной власти РФ, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
3. Иски о приостановлении и запрещении незаконной деятельности в сфере природопользования.

Основание для предъявления прокурором исков о приостановлении (запрещении) эксплуатации объектов или определенной деятельности - ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ. В соответствии с данной статьей нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Кроме того, на основании решения суда и/или арбитражного суда могут быть прекращены в полном объеме размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды.

4. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения требований природоохранного законодательства.

К этой категории относятся иски о взыскании ущерба, причиненного экологическим правонарушением и иски о возложении на нарушителей природоохранного законодательства обязанностей по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (возмещение причиненного вреда в натуре).

В соответствии со ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой есть положительное заключение государственной экологической экспертизы, подлежит возмещению заказчиком и/или субъектом хозяйственной и иной деятельности в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а если таковых нет, то исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно п.2 ст.78 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Ответственность за нарушение законодательства о прокуратуре

Согласно ст.5 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 воздействие в какой-либо форме на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет за собой ответственность, которая определена в ст.294-298 Уголовного кодекса РФ.

Согласно ст.6 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влекут за собой ответственность, установленную ст.17.7 КоАП РФ - умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа:

Читайте также: