Внедрение национальной системы учительского роста доклад

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выбор данного вопроса педсовета обусловлен тем, что с 2020 года вводится новая модель аттестации педагогических работников. Как будет проходить новая процедура аттестации? Что такое национальная система учительского роста? Что такое ЕФОМ и как их использовать при проведении аттестации? Все эти вопросы мы будем обсуждать с вами, для того чтобы подготовиться к грядущим изменениям в области образования и снять напряжённость в ожидании новой процедуры аттестации.

(по итогам заседания Государственного совета РФ от 23 декабря 2015 г.)

1 Правительству Российской Федерации:

г) обеспечить ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЬСКОГО

РОСТА, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях, предусмотрев издание соответствующих нормативных правовых актов

Национальная система учительского роста (НСУР) – более усовершенствованная форма аттестации учителей, которая должна более точно отображать качество преподавания и профессионализм специалистов в сфере образовательных услуг. Министр образования и науки РФ отмечает, что старые формы аттестации нуждаются в пересмотре, внедрении новых и обязательно единых федеральных требований к оценке профессионального уровня (ЕФОМ). Ранее работавшая система не имела единых критериев оценки, что, в итоге, не позволяло увидеть объективную картину, позволяющую судить о качестве преподавания.

Новая система предполагает и присвоение новых квалификационных категорий в соответствии со сферой образовательной деятельности педагога, которые будут отражены документально и в штатном расписании.

- Так будут называть педагогического работника с базовым уровнем квалификации, который:

- знает свою предметную область;

- владеет стандартными профессиональными компетенциями (умеет спланировать и провести урок, организовать проектную и исследовательскую деятельность учащихся, применять методики воспитательной работы, взаимодействовать с родителями);

- качественно обучает учащихся по основной программе.

Эту должность педагогический работник получит, если он:

- обладает квалификациями учителя;

- владеет передовыми педагогическими практиками и может продемонстрировать их коллегам;

- строит работу с учетом способностей и состояния психофизического здоровья учащихся;

- разрабатывает индивидуальные образовательные программы обучения и развития учащихся

На эту должность назначат педагогического работника, который:

- обладает квалификациями старшего учителя;

- координирует деятельность субъектов образовательного процесса (учителей,

педагогов-психологов, учителей-логопедов, родителей учащихся);

- организует разработку образовательных программ и обучение по ним.

В Пояснительной записке к модели Национальной системы учительского роста (НСУР) сказано, что система роста педагога предполагает две модели:

- модель горизонтальной карьеры педагога от выпускника педагогической программы (начальный уровень квалификации) до педагога-наставника (высший уровень квалификации)

Такая вертикальная карьера учительского роста, как считают разработчики, предполагает возможность занятия учителем, демонстрирующим необходимый уровень квалификации, новых должностей - старшего учителя и ведущего учителя.

Согласно предлагаемой модули НСУР аттестация направлена на:

- повышение уровни образования;

- повышение уровня владения профессиональными компетенциями;

- профессиональный рост педагога;

- повышение социального статуса.

Давайте подробно разберем модель аттестации на основе Единых форм оценочных материалов.

Модель аттестации на основе ЕФОМ

- Все работающие учителя будут аттестовываться на соответствие занимаемой должности или первую и высшую категорию

Модель аттестации включает:

- независимую оценку квалификации педагога на основе использования ЕФОМ (единых федеральных оценочных материалов);

- анализ контекстуализированных условий профессиональной деятельности (справка работодателя);

- анализ образовательных результатов деятельности учителя;

- учет мнения выпускников общеобразовательных организаций.

Всего можно набрать 100б: ЕФОМ 60б, справка работодателя до 10б, оценка образовательных результатов учащихся до 25б, учет мнения выпускников до 5б).

ЕФОМ предполагает анализ предметных (знания по своему предмету), методических (методика преподавания по предмету), психолого-педагогических, коммуникативных компетенций.

. Для оценки сформированности психолого-педагогической и коммуникативной компетенций на уровне действий проводится анализ образца профессиональной деятельности учителя , который включает в себя:

- план (конспект) урока, видеоурок с указанными в нем видеофрагментами, иллюстрирующими проверяемые компетенции,

- образцы самостоятельной работы обучающегося (с оцениванием этих работ учителем),

Сформированность компетенции в части профессиональных знаний и суждений проверяется в решении кейсов (педагогических задач и ситуаций) , направленных на оценку профессионального мышления педагогов. Учитель, проходящий ЕФОМ по психолого-педагогической и коммуникативной компетенциям, может выбрать оценку сформированности одной из её составляющей на основе анализа образца профессиональной деятельности педагога или решения кейса.

В пилотных регионах прошла апробация по ЕФОМ.

​О глобальных реформах в системе образования РФ сейчас говорят повсюду. Они затрагивают все направления, от дошкольных образовательных организаций и начальной школы до высших учебных заведений. Перестройка системы коснулась не только учебных программ, форм и методов преподавания, но и повышения уровня квалификации самих педагогов.

Национальная система учительского роста: реформа системы образования продолжается

О глобальных реформах в системе образования РФ сейчас говорят повсюду. Они затрагивают все направления, от дошкольных образовательных организаций и начальной школы до высших учебных заведений. Перестройка системы коснулась не только учебных программ, форм и методов преподавания, но и повышения уровня квалификации самих педагогов.

Основная проблема педагогических кадров сегодня заключается в том, что многим педагогам старшего поколения, получившим профессиональное образование в советской школе, приходится учиться практически заново, осваивая современные технологии обучения. В то же время молодые учителя испытывают определенные неудобства из-за нехватки практического опыта.

Чтобы максимально эффективно решить эту проблему была создана система роста профессионального уровня педагогов, которая до 2020 года будет постепенно внедряться на всей территории РФ.

Что такое национальная система учительского роста?

Прежде всего, следует отметить, что национальная система учительского роста (НСУР) – более усовершенствованная форма аттестации учителей, которая должна более точно отображать качество преподавания и профессионализм специалистов в сфере образовательных услуг. Министр образования и науки РФ отмечает, что старые формы аттестации нуждаются в пересмотре, внедрении новых и обязательно единых федеральных требований к оценке профессионального уровня (ЕФОМ). Ранее работавшая система не имела единых критериев оценки, что, в итоге, не позволяло увидеть объективную картину, позволяющую судить о качестве преподавания.

Новая система предполагает и присвоение новых квалификационных категорий в соответствии со сферой образовательной деятельности педагога, которые будут отражены документально и в штатном расписании.


Основные задачи и цели НСУР

Надо отметить, что идея внедрения НСУР – задача, поставленная президентом В.В. Путиным перед профильным министерством еще в конце 2015 года, что подчеркивает ее особую значимость на самом высоком государственном уровне. Разработка системы находится под контролем президента РФ, так как повышение уровня образования и качества оказания услуг в этой сфере – стратегия развития государства.

Особенностью новой системы являются следующие составляющие:

  • Аттестация, действовавшая ранее, позволяла лишь выявить уровень соответствия квалификации. Новый же метод позволит учителю любого уровня продемонстрировать свои знания и опыт. То есть, если специалист чувствует в себе силы и стремится к профессиональному и карьерному росту, то он может занять более высокую ступень вне зависимости от стажа работы;
  • Второй, не менее значимый критерий – внедрение нормативно-правовой базы в систему учительского роста, что даст возможность упорядочить критерии оценки профессионализма, привести их к общему знаменателю;
  • Наконец, третий важный момент – система учительского роста предусматривает использование различных методов стимулирования педагогов к повышению уровня квалификации.

С помощью новой системы можно будет не просто констатировать профессиональную подготовленность учителя. Благодаря специальным методическим разработкам, в ходе подтверждения своей квалификации преподаватели смогут осваивать новые методы воспитания и социализации учеников.

Другими словами, воспитание личности учащихся вновь возвращается в учебные заведения и займет главное место, наравне с образовательным процессом – и это также одна из задач, которую особенно подчеркнул В. Путин в данном им поручении.


Перспективы внедрения НСУР

Внедрение НСУР – не разовая акция, рассчитанная на популяризацию властей. Ее постепенное внедрение с 2017 по 2020 год, указывает на плановый характер и серьезный подход к выполнению задачи. Более того, на начальном этапе внедрения предстоит ее апробация сразу в тринадцати регионах Российской Федерации.

В настоящий момент утверждена "дорожная карта" по постепенному внедрению системы. Уже известны члены экспертной комиссии и списки участников – субъектов РФ. До 2020 года предстоит окончательно разработать новый набор оценочных требований, методических рекомендаций по повышению квалификационного уровня и т.д.

Не исключено, что в ходе внедрения национальной системы учительского роста придется вносить коррективы в уже существующие разработки. Как и в любом новом деле, новые горизонты открываются уже в пути. Но начало этого пути уже проложено, а это значит, что реформа образования вступила в самую активную фазу.

В плане разработанных мероприятий также стоит доклад министра образования и науки О. Ю. Васильевой о проделанной работе по разработке и внедрению НСУР президенту России, что еще раз подчеркивает особую важность развития и совершенствования системы образования.

Выбрав однажды профессию учителя, каждый педагог должен понимать – чтобы иметь право вести за собой учеников, он сам обязан постоянно учиться и стремиться к новым вершинам. Остается надеяться, что преобразования будут встречены с энтузиазмом рядовыми учителями, и особенно – молодыми педагогами, в руках которых – будущее страны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это усовершенствованная система аттестации педагогов, которая должна более точно отображать качество преподавания и профессионализм специалистов в сфере образовательных услуг.

Руководитель группы разработки профессионального стандарта, академик РАО, директор Центра образования № 109 г. Москвы Евгений Ямбург

ИЗ УКАЗА:

ИЗ УКАЗА: ". 5. Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:

а) достижение следующих целей и целевых показателей:

Ключевые мероприятия:

Срок реализации - до 2020 г.



директор учитель завуч

учитель Ведущий учитель Старший учитель

Ведущий учитель

Старший учитель


НСУР позволит реанимировать систему наставничества, что положительно скажется на профессиональном развитии молодых педагогов и педагогов с небольшим стажем работы.

НСУР позволит реанимировать систему наставничества, что положительно скажется на профессиональном развитии молодых педагогов и педагогов с небольшим стажем работы.


Реализация проекта направлена на внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций

Основные мероприятия в рамках проекта:

утверждение стандарта функционирования Центра непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования;

формирование бесплатных дистанционных программ повышения квалификации педагогических и иных работников образовательных организаций;

нормативное закрепление уровней профессионального роста учителей и руководителей образовательных организаций;

внедрение методики аттестации руководителей общеобразовательных организаций;

создание условий для привлечения в образовательные организации выпускников непедагогических образовательных организаций высшего образования;

проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов;

разработка и внедрение модели единых оценочных требований и стандартов.

Результат реализации проекта:

50 % учителей общеобразовательных организаций вовлечены в национальную систему профессионального роста педагогических работников;

во всех регионах функционируют центры непрерывного развития и аккредитационные центры профессионального мастерства для работников системы образования.


Модель аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ПРОЕКТ)

«Создание и внедрение модели аттестации педагогических работников



 Модель аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ПРОЕКТ) Независимая оценка квалификации предполагает анализ: 1. Предметные компетенции 2. Методические компетенции 3. Психолого-педагогические компетенции 4. Коммуникативные компетенции Проекты комплектов ЕФОМ разработаны в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов общего образован ия

Модель аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ПРОЕКТ)

Независимая оценка квалификации предполагает анализ:

1. Предметные компетенции

2. Методические компетенции

3. Психолого-педагогические компетенции

4. Коммуникативные компетенции

Проекты комплектов ЕФОМ разработаны в соответствии

с требованиями профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов общего образован ия


 Модель аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ПРОЕКТ) Для оценки сформированности психолого-педагогической и коммуникативной компетенций на уровне действий проводится анализ образца профессиональной деятельности учителя, который включает в себя: план (конспект) урока, видеоурок с указанными в нем видеофрагментами, иллюстрирующими проверяемые компетенции, образцы самостоятельной работы обучающегося (с оцениванием этих работ учителем), рефлексивный самоотчет. Сформированность компетенции в части профессиональных знаний и суждений проверяется в решении кейсов (педагогических задач и ситуаций), направленных на оценку профессионального мышления педагогов.

Модель аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ПРОЕКТ)

Для оценки сформированности психолого-педагогической и коммуникативной компетенций на уровне действий проводится анализ образца профессиональной деятельности учителя, который включает в себя:

  • план (конспект) урока, видеоурок с указанными в нем видеофрагментами, иллюстрирующими проверяемые компетенции,
  • образцы самостоятельной работы обучающегося (с оцениванием этих работ учителем),
  • рефлексивный самоотчет.

Сформированность компетенции в части профессиональных знаний и суждений проверяется в решении кейсов (педагогических задач и ситуаций), направленных на оценку профессионального мышления педагогов.



Учитель, проходящий ЕФОМ по психолого-педагогической и коммуникативной компетенциям, может выбрать оценку сформированности одной из ее составляющей на основе анализа образца профессиональной деятельности педагога или решения кейса. Тогда оценка другой составляющей компетенции проводится по невыбранному в первом случае элементу .

Учитель, проходящий ЕФОМ по психолого-педагогической и коммуникативной компетенциям, может выбрать оценку сформированности одной из ее составляющей на основе анализа образца профессиональной деятельности педагога или решения кейса. Тогда оценка другой составляющей компетенции проводится по невыбранному в первом случае элементу .



Модель горизонтальной карьеры педагога Обобщенные трудовые функции (ОТФ) Трудовые функции А. Профессиональная деятельность Учитель по обучению *Профессиональная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами общего образования и основными образовательными программами Старший учитель (учитель-методист) и воспитанию обучающихся *Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся Ведущий учитель (учитель-наставник) *Взаимодействие с коллегами Горизонтальная карьера учителя ОТФ А1 ОТФ А2 ОТФ А3 (Первая категория) (Высшая категория)

Модель горизонтальной карьеры педагога

Обобщенные трудовые функции (ОТФ)

Трудовые функции

А. Профессиональная деятельность

*Профессиональная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами общего образования и основными образовательными программами

Старший учитель (учитель-методист)

и воспитанию обучающихся

*Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся

Ведущий учитель (учитель-наставник)

*Взаимодействие с коллегами

Горизонтальная карьера учителя

Система учительских должностей Предлагается выделение уровней квалификации по всем должностям: Число вакансий по должностям определяет регион Должности Обобщенные трудовые функции Ведущий учитель Высшая категория С. - профессиональная деятельность по обучению; Старший учитель - профессиональная деятельность по воспитанию; Высшая категория Первая категория В. - профессиональная деятельность по обучению; Учитель - координация и сопровождение профессиональной деятельности педагогических работников по образовательным программам НОО , ООО, СОО, координация участия педагогических работников в их разработке. - профессиональная деятельность по воспитанию; А. - профессиональная деятельность по обучению; - проектирование компонентов образовательных программ НОО , ООО, СОО, координация участия педагогических работников в их разработке. - профессиональная деятельность по воспитанию.

Система учительских должностей

Предлагается выделение уровней квалификации по всем должностям:

Число вакансий по должностям определяет регион

Обобщенные трудовые функции

Ведущий учитель

С. - профессиональная деятельность по обучению;

Старший учитель

- профессиональная деятельность по воспитанию;

В. - профессиональная деятельность по обучению;

- координация и сопровождение профессиональной деятельности педагогических работников по образовательным программам НОО , ООО, СОО, координация участия педагогических работников в их разработке.

- профессиональная деятельность по воспитанию;

А. - профессиональная деятельность по обучению;

- проектирование компонентов образовательных программ НОО , ООО, СОО, координация участия педагогических работников в их разработке.

- профессиональная деятельность по воспитанию.

9 ноября 2018г. прошла Всероссийская конференция

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Национальная система учительского роста (НСУР) в РФ. Презентация на заданную тему содержит 31 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Модель аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ПРОЕКТ) Модель аттестации включает независимую оценку квалификации педагога на основе использования ЕФОМ (единых федеральных оценочных материалов); анализ контекстуализированных условий профессиональной деятельности (справка работодателя); анализ образовательных результатов деятельности учителя; учет мнения выпускников общеобразовательных организаций.

Модель аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ПРОЕКТ) Для оценки сформированности психолого-педагогической и коммуникативной компетенций на уровне действий проводится анализ образца профессиональной деятельности учителя, который включает в себя: план (конспект) урока, видеоурок с указанными в нем видеофрагментами, иллюстрирующими проверяемые компетенции, образцы самостоятельной работы обучающегося (с оцениванием этих работ учителем), рефлексивный самоотчет. Сформированность компетенции в части профессиональных знаний и суждений проверяется в решении кейсов (педагогических задач и ситуаций), направленных на оценку профессионального мышления педагогов. Учитель, проходящий ЕФОМ по психолого-педагогической и коммуникативной компетенциям, может выбрать оценку сформированности одной из ее составляющей на основе анализа образца профессиональной деятельности педагога или решения кейса. Тогда оценка другой составляющей компетенции проводится по невыбранному в первом случае элементу.

Читайте также: