Школьный краеведческий музей доклад

Обновлено: 04.07.2024

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании уважения к традициям своего народа, любви к своей малой Родине: Астраханской области, Лиманскому району, селу Оля и своей школе.

ВложениеРазмер
shkolnyy_muzey_-_tsentr_kraevedcheskoy_raboty_v_sele_i_shkole.docx 18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный музей – центр краеведческой работы в селе и школе

Другими вариантами краеведческой работы в родном селе являются встречи с односельчанами, краеведами района, ветеранами, участниками патриотических обществ и т. д.

Сбор информации и экспонатов по истории малой Родины помогает учащимся лучше осмыслить прошлое, наглядно увидеть происшедшие перемены. Это в свою очередь способствует сближению методов обучения с методами научного познания. Сбор, обработка, всестороннее изучение и экспонирование материалов развивают у школьников умения и навыки самостоятельной работы, помогают развитию их познавательных способностей, приобщают их к исследовательской работе.

Школа как социальный институт своим главным предназначением обучать и воспитывать располагает к тому, чтобы различные формирования музейного типа (краеведческие уголки, переносные экспозиции, выставки, электронные презентации и др.) по-своему помогли бы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, обучить навыкам исследовательской работы.

Среди направлений краеведческой работы школы особо актуальными следует выделить два направления: родной край и школа.

В настоящее время возрос интерес к краеведению, истории малой родины, к истории родной семьи, т.е. комплексному изучению родного края в различных аспектах: историко - краеведческом, природно-географическом, культурном [1] .

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании уважения к традициям своего народа, любви к своей малой Родине: Астраханской области, Лиманскому району, селу Оля и своей школе.

Понятие родной край применительно к музейно-краеведческой деятельности не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Родной край - локальная, обозримая часть земли, страны, которую следует знать всем, кто считает себя краеведом. При этом очень важно не распыляться во всех направления краеведческой работы, ведь окружающее настолько многообразно, многолико, что можно либо увязнуть в нем, либо выбрать слишком узкую тему, забыв о других, не менее интересных и важных.

Среди копий нашего музея имеются письма с фронта, извещения о гибели солдат, наградные документы односельчан-ветеранов и многое другое. К сожалению, подлинников в школьном музее не так много, как хотелось бы, но наличие копий облегчает работу, так как их можно копировать и не бояться за их сохранность. При этом даже копии (особенно цветные) являются важным инструментом и прекрасным наглядным пособием в краеведческой работе [2] .

Внеклассная работа по истории края в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков.

Другим важным направлением краеведческой работы является история школы. Каждый человек проходит через школу, которая в определенной степени становится хранилищем памяти о людях, учившихся и работавших в ней, так или иначе связанных с нею. Собранные материалы в школе со временем станут бесценным достоянием ушедшей эпохи. И никто кроме учителей и учеников полноценную ее летопись составить не сможет. В нашем музее пока нет экспозиции посвященной истории нашей школы, однако в этом направлении ведется постоянная работа.

В фондах музея собрано много сведений и материалов в этом направлении:

- изображение школы в разные годы ее существования (фотографии, рисунки, планы и др); фотографии всех директоров, учителей и учеников с первых лет существования школы; атрибуты школьной жизни разного времени ( чернильницы, учебники, ручки, школьная форма, первые кинопроекторы, проигрыватели и т.п.); свидетельства школьной жизни как процесса, своеобразная летопись образования: рукописные альбомы по истории пионерской организации, юннатского движения, экологического направления и т.д.; детские сочинения, творческие работы.

Внеклассная работа, проводимая в школьном музее, направлена на историко-краеведческое воспитание. Внеурочная и урочнаядеятельность на базе музея раскрывает учащимся связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. Работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения, а также вносит что-то новое в знания учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их.

[1] Яхно Ю.Б.. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства.

Методическое пособие предназначено для директоров школьных музеев, заместителей директоров по воспитательной работе, учителей истории и организаторов школьных музеев.

[2] Методические рекомендации департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 12. 01. 2007 № 06–11 по деятельности школьных музеев и развитию краеведческих объединений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Школьный музей - центр духовной культуры

В данном докладе представлен материал из опыта работы создания школьного этногорафического музея. Краеведческая работа с учащимися отражает патриотическое воспитание и обогащает д.


Школьный музей – центр формирования музейной образовательной среды

Материал содержит цели и задачи по созданию образовательного пространства используя музейную педагогику.

Музей- центр воспитательной работы в школе

ЧТОБЫ СТОЯТЬ, Я ДОЛЖЕН ДЕРЖАТЬСЯ КОР.


Проект Школьный музей – центр гражданско – патриотического воспитания школьников

Данный проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приум.


Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"

Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы".


Школьный музей- центр нравственно-патриотического воспитания школьников

В выступление автор говорит о важном значение школьных музеев в воспитании нравственно-патриотических чувств у подрастающего поколения, делится своим опытом по работе школьного музея.


Школьный музей – центр духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания

Все чаще и чаще в последние годы мы задаемся вопросом о низком уровне духовности, нравственности подрастающего поколения. Характерными особенностями молодежной среды сегодня называются такие как &laqu.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В настоящее время возрос интерес к краеведению, т.е. комплексному изучению родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом. Мы - учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаемся к проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края. Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране".

Прошлое помнят в мире людей.

Нужен пример в воспитанье детей

Нужно нам помнить о наших корнях,

Чтобы разброда не стало в умах.

Памяти той нелегко научить.

Надо наследие нам сохранить -

Всех материальных, духовных вещей.

И создали мы с этой целью музей.

Задачами нашего школьного музея являются:

Воспитывать чувство патриотизма - такого "социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины".

Сохранить для воспитанников и потомков подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность.

Способствовать внедрению музейного материала в учебный процесс .

Преобразовать музейный предмет в средство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох.

Способствовать включению учащихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины.

Способствовать формированию духовных ценностей.

В Ивановской средней общеобразовательной школе гражданско-патриотическое воспитание учащихся является приоритетным направлением в воспитательной работе. Отправной точкой для этого стала деятельность нашего школьного музея. Музей у нас появился ещё в 1982 году, он был создан по инициативе пионерской вожатой – Зуевой Ольги Александровны. Именно при ней были собраны основные фонды музея. Сейчас музей занимает тоже помещение, что 30 лет назад – музейную комнату в школе. В прошлом году школьный музей отмечал свой 30 летний юбилей. В настоящее время фонды пополняются новыми экспонатами, и что особо ценно приносят их сами дети.

Школьный музей обладает такими качественными и количественными параметрами открытости, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими музеями.

Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин (история, краеведение и др.) и с дополнительным образованием.

Школьный музей более, чем какой-либо другой, включен в жизнь местного сообщества.

поисково-собирательская, осуществляющая комплектование фондов;

фондовая, ведущая учёт и хранение музейных предметов;

экспозиционно-выставочная, отвечающая за разработку и создание экспозиций, выставок.

культурно-образовательная группа для проведения экскурсий, бесед, праздников, встреч с гостями музея.

Совет музея избирает председателя Совета музея. Долгое время (с 2005 по 2010гг.) председателем музея был ученик нашей школы Хромов Дмитрий. В настоящее время возглавляет музей наш одиннадцатиклассник Марков Сергей.

В школе на основании собранного материала по истории села, школы создаются исследовательские проекты, авторами которых являются учащиеся и учителя. Проекты, исследовательские работы: "Ивановка на стыке времен", "Село мое, село родное", "Боевой и трудовой подвиг учителя" участвовали в районных и областных краеведческих конференциях. Накопленные материалы интегрируются в учебно-воспитательный процесс. В помещении музея проводятся музейные уроки, экскурсии, беседы, викторины, классные часы: "Легенды и предания нашего края", "Подвиги В.И.Чапаева", "И помнит мир спасенный", "Тайна старой скатерти".

Являясь общественной инициативой, музей не может замыкаться только в рамках школьного пространства. Деятельность нашего музея тесно связана с местным сообществом. Уже давно стало доброй традицией проводить совместные праздники 9 мая и День села вместе с Ивановской сельской администрацией, Домом Культуры. Для сценариев этих праздников берётся краеведческий материал, собранный школьным музеем. В 2010 году на День села жители услышали о самых ярких событиях более чем 100-летней истории села Ивановка. Выпуская общешкольную газету к 9 мая 2009, учащиеся решили использовать только краеведческий материал, воспоминания ивановских ветеранов.

Каждый музей имеет свой профиль, не исключение и наш музей. Он историко – краеведческий, что способствует его большей интеграции в учебный процесс и сферу дополнительного образования

Краеведческая составляющая в работе нашего музея выступает на первый план. Среди направления краеведческой работы в нашей школе в качестве особенно актуальных следует выделить три направления: туристско – краеведческая работа, школа, родной край.

Туристско – краеведческая работа

Второе направление - Школа

Уже собранные материалы о школе со временем станут бесценным достоянием ушедшей эпохи. Экспозиция по истории школы является как бы визитной карточкой школы. Экскурсоводы школьного музея из 9-11 классов с большим удовольствием и чувством гордости рассказывают о родной школе. В 2009 году отмечался юбилей школы и к этому событию был собран большой материал об истории школы, педагогических династиях, учителях ветеранах, а также выпускниках школы. Весь этот материал хранится в школьном музее и используется по мере надобности. Продолжается и поиск новых материалов по истории Ивановской школы.

Родной край- третье направление.

Огромное поле деятельности школьного музея – представляет собой изучение истории родного края. Через краеведческую деятельность формируются в будущих гражданах нашей страны патриотические чувства, а также уважение к старшему поколению, памятникам истории и культуры.

Краеведческая составляющая во всей работе школы прослеживается очень ярко.

В последние 3-4 года наш музей вновь занял достойное место в нашей школе, заявил о себе и уже стал центром поисково-краеведческой работы в школе и центром патриотического воспитания учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музей – это центр патриотического воспитания. Главная цель школьного краеведения - воспитание у каждого школьника любви к Родине, которая начинается с любви к своей малой родине, городу, школе; воспитание у школьников бережного отношения к традициям народа, семьи, школы и стремление сохранить их и преумножить.

Результатом многолетней работы по патриотическому воспитанию молодежи является наш школьный краеведческий музей.

Воспитание гордости за свою страну осуществляется путем глубокого изучения истории своего родного края. Через воспитание у детей любви к своему отчему краю, малой родине, формируется у них понимание сопричастности своего родного села, к судьбе своего Отечества, а значит, воспитывается у молодого поколения патриотизм.

К сожалению всё меньше и меньше остаётся живых свидетелей той жестокой войны. Поэтому проведение встреч с ветеранами оказывает самое действенное влияние на сознание школьников. Они в живую беседуют с людьми ставшими легендой, что положительно влияет на воспитание у детей уважительного отношения к людям, успешно защищавшим Родину.

Общаясь с ветеранами, подростки овладевают огромным духовным богатством, познают азбуку патриотизма, учатся на примерах старшего поколения любить свою Родину, народ, чтобы в необходимый момент отдать ради них самое дорогое – свою жизнь.

Проводятся походы и экскурсии по родному краю.

Воспитательное воздействие таких походов на детей огромно. Походы позволяют детям узнать историческое значение своего села в истории России. Дети учатся понимать красоту окружающей природы, знакомятся с его прошлым. Мы понимаем ценность и важность походов, ведь один поход заменяет десять бесед.

Важное место в патриотическом воспитании школьников занимает поисковая работа.

Сбор и исследование местного материала способствует развитию познавательных способностей, мышления учащихся, формированию навыков культуры труда, воспитанию гражданских чувств. Наша работа нацелена на развитие чувства уважения к русской армии и желания служить в ней, защищая свое Отечество. Проводим встречи с выпускниками школы, отслужившими в рядах Российской армии.

На базе, музея проводится разнообразная воспитательная работа:

цикл встреч с интересными людьми:

презентации книг земляков,

музейные уроки, уроки мужества и нравственности,

устные журналы, классные часы,

По материалам музея учащиеся пишут сочинения, эссе, доклады, рефераты, исследовательские работы.

Дети, даже самые маленькие, с большим интересом изучают прошлое родного края, знакомятся с духовно-нравственными ценностями, этнографическим наследием родного села.

Именно эти мероприятия являются неисчерпаемым источником обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания у них любви к стране своего детства.

Учащиеся ухаживают за памятником погибших воинов.

Дети общаются с людьми разных поколений, профессий, интересов – воспринимают их опыт и нравственные ценности, учатся умению преодолевать трудности, добиваться поставленных целей, любви к Родине, близким. Воспитывается чувство гордости за свершённые дела поколениями прошлых лет.

Да и сама обстановка в музее его многочисленные экспонаты имеют сами по себе воспитательное воздействие на ребят.

Проводятся праздники, основанные на обычаях и традициях нашего села, на которых осуществляется передача драгоценного наследия этнографической культуры от старших поколений младшим, осуществляется связь поколений, присутствуют моменты состязательности, инициативы, взаимопомощи.

Молодое поколение приобщается к истокам самобытной этнической культуры малой родины, значит, успешно решаются задачи патриотического воспитания.

Выпускники школы успешно реализуют свои способности, находят своё место в жизни, честно защищают рубежи Отечества. От командиров родителям приходят только благодарственные письма. Выпускники частые гости в школе.

Высокая духовность, активная гражданская позиция, патриотические чувства выпускников школы будут в огромной степени способствовать успешному решению задач, связанных с возрождением могущества России.

Музейная педагогика.

Инновационные формы работы школьного краеведческого музея

Музейная педагогика направлена на формирование социокультурного образовательного пространства современных школьников, она способствует воспитанию личности с творческим типом мышления, развитой мировоззренческой культурой, этически ответственным отношением к миру.

Музейная педагогика направлена на формирование социокультурного образовательного пространства современных школьников, она способствует воспитанию личности с творческим типом мышления, развитой мировоззренческой культурой, этически ответственным отношением к миру. Именно этого требует от современной школы Концепция государственной политики образования.

В основе музейной педагогике – активная краеведческая работа.

Наиболее оптимальными формами работы школьного музея являются: экскурсии, лекции, музейные занятия (уроки), научные конференции, консультации, краеведческие конкурсы и викторины, музейные праздники, исторические игры и др. Всё это составляет структуру социокультурной музейной технологии школы. Цель: воспитание патриотизма, любви к своей Родине, её истории и культуре.

При подготовке любого из данных мероприятий изучается музейная аудитория. Заранее определяется возраст, пол (если посетители – взрослые, образование и профессия); активность по отношению к музею (бывали ли ранее); направленность интересов, а также степень подготовленности к восприятию. В методике проведения экскурсий, изучение аудитории является неотъемлемым условием результативности музейной коммуникации.

Музейно-образовательное пространство - прекрасная среда для развития сенсорных способностей ребёнка, а именно, чувство ритма, цвета, пространства и т.д. Это выражается в сотворчестве детей, учителей, родителей. Например, при подготовке и оформлении музейных экспозиций, музейного интерьера. Это и художественное направление краеведческой работы (пропаганда творчества художников-земляков).

Особо следует остановиться на интерактивности музейных уроков. Экскурсия, по своей сути, основана на сочетании показа и рассказа, при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями моторного характера: осмотр с разных точек, на различном расстоянии, в процессе перемещения в пространстве. Музейное занятие включает в себя интерактивные методы и приёмы: игры-путешествия, игры-загадки, ролевые сцены, в которых школьники пробуют себя в роли конкретных исторических героев, воспроизводят в форме театрализованных постановок различные события. Интерактивные формы работы с посетителями требуют от них творческого участия и навыков.

Таким образом, разнообразные творческие задания, инновационные формы и методы, применяемые в музейной педагогике, создают социокультурное образовательное пространство школьника; помогают преодолеть присущее сегодняшнему поколению иронию, недоверие, апатию; расширить сферу интересов, поставить вопросы, побудить думать и реализовать себя как творческую личность.

Новые формы работы музеев

Внедрение цифровых технологий в работу школьных музеев:

1. Создание электронных визитных карточек

2. Перевод фондов музея в электронный вид

3. Создание виртуальных экскурсий (обзорных и виртуальных)

4. Виртуальное общение, электронная переписка

Формы организации работы с музейной аудиторией:

1. Лекции 2. Экскурсии 3. Консультации 4. Литературные и исторические гостиные 5. Сотрудничество с кружками по профилю и школьной редакцией 6. Киносеансы 7. Концерты 8. Встречи с интересными людьми 9. Исторические игры, викторины 10. Проектная и исследовательская деятельность 11. Использование интернет – технологий 12. Создание видиопрезентаций 13. Посещение школьных музеев и музеев Вязьмы 14. Оформление выставок, обновление экспозиций 15. Встречи с ветеранами войны и т.д.

t1585295910aa.jpg

Перед современным обществом стоит серьезная опасность потери исторической памяти, поэтому особую роль в деле воспитания и образования молодежи приобретает изучение истории нашей Родины и краеведения: истории своей малой Родины. С помощью изучения истории и краеведения, в большей мере, чем какого-либо другого вида деятельности, можно восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее.

В соответствии с ФГОС при обучении и воспитании школьников применяется деятельностный подход, который предполагает приобретение знаний и опыта, формирование универсальных учебных действий в ходе решения проблемных задач, исследовательской и проектной деятельности.

Воссоздавая при школе историко-краеведческий музей в 2015 году я ставила перед собой задачу построить работу таким образом, чтобы музей не был храмом для поклонения раритетам или местом сбора старинных вещей. Музей должен был стать мостиком между сегодняшним поколением и поколениями предыдущими. Это не столько место для экскурсий, это место для серьезной исследовательской работы, творческая мастерская, призванная установить связи между днём сегодняшним и днями уже прошедшими. Ведь сочетание знаний с эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям формирует историческое сознание.

В ходе урочной и внеурочной деятельности по истории и краеведению основная цель учителя – показать живость и непрерывность процесса, донести до детей, что каждая прошедшая минута – это уже история. История вокруг каждого из нас, и мы сами – это история: семьи, родного хутора и большой страны.

Одна из главных особенностей краеведческой работы школьного историко-краеведческого музея состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. И учитель, и обучающиеся имеют возможность принять участие в поисково-исследовательской работе по изучению местной истории.

Определяя поисково-исследовательские задачи, учитель создает условия для слияния ребят с общественно-историческим опытом. Изучение документов в архивах, музеях, встречи, переписка с интересными людьми, интервьюирование или анкетирование непосредственных участников и очевидцев событий, сбор артефактов для формирования фондов музея, а также воссоздание экспонатов для музея – все эти формы сбора материала не только вырабатывают навыки исследовательской деятельности, но и воспитывают уважение к историческому факту, осознания собственной значимости, сопричастности к делам своего народа. Атмосфера постоянного поиска, радость собственного открытия , присущие исследовательскому методу, способствуют воспитанию творческой инициативы ребят, их самостоятельности .

В условиях маленького хутора наличие школьного историко-краеведческого музея актуально не только для школьников. Старшее поколение охотно интересуется и участвует в работе музея. Они чувствуют себя носителями истории, сказывается удовлетворение от того, что они нужны, что их жизненный опыт и знания пригодились. Делятся не только воспоминаниями, но и предметами старины, которые составляют основу наших музейных фондов.

Всё это доказывает, что школьный музей востребован и нужен всем: от первоклассника, впервые перешагнувшего его порог, которому предстоит войти в историю школы и своей Родины до старичка на лавочке, судьба которого - уже история.

Главной задачей работы в школьном музее считаю сохранение исторической памяти у учащихся о своей малой родине, односельчанах, развитие и укрепление связей между поколениями, воспитание чувства ответственности и любви к Родине.

При организации работы школьников в музее ставлю перед собой следующие задачи:

- создавать реальные возможности и осуществлять целенаправленные усилия для развития личностных качеств у обучающихся;

- применять современные технологии обучения и воспитания;

-формировать коллектив творчески работающих единомышленников, использующих уроки истории, стремящихся к правде, добру и справедливости, милосердию и памяти прошлого, формировать и развивать гражданско-патриотическое сознание и активную нравственную позицию обучающихся;

- развивать познавательные интересы, потребности в познании культурно - исторических ценностей страны, региона, района, хутора, широко используя традиции донского казачества, Верхнедонского района и хутора Казанская Лопатина, школы;

- формировать общечеловеческие ценности, качества интеллигентности, профессионализма.

Создавая экспозиции музея мы обращались к жителям хутора с просьбой поделиться тем, что им досталось в наследство от их родителей: предметами быта, информацией. После получения первых экспонатов и информации, дети заинтересовались и старательно выясняли, кого ещё можно отнести к категории старожилов села и о чём с ними надо побеседовать. И те экспонаты, которые хранились у нас в музее стали приобретать для них совершенно иное значение.

А после того как у нас побывали первые посетители , проявили интерес к нашим экспозициям, подтвердили уникальность некоторых экспонатов (например: патефон 1939 года, керамика, подлинные каски солдат времен Великой Отечественной войны, гильзы, военные документы и документы послевоенных лет), после того как нам удалось наладить контакт с уроженцем нашего хутора краеведом Валерием Александровичем Дроновым и история хутора столетней давности ожила перед глазами детей, так как живы родственники писателя, – вот тогда ребята стали сами напрашиваться на поисково-исследовательскую деятельность.

Надо видеть глаза своих воспитанников, держащих в руках письмо-похоронку с фронта, открытку солдата, написанную в госпитале во времена Первой Мировой войны, газетные вырезки разных лет о нашем хуторе и сельском поселении.

Именно эти впечатления и показывают значимость работы музея, определяют её основное направление – укрепление связи поколений, связи судьбы человека и страны в целом. Поэтому в организацию музееведческой работы считаю целесообразным закладывать принципы музейной педагогики сотрудничества .

Использование именно данного метода работы позволяет мне поддерживать стремление детей к проявлению природных возможностей, содействовать развитию личностных качеств и достижению метапредметных результатов. При организации таких условий деятельности ребята получают возможность проявить свои способности, сделать выбор при определении цели, содержания и форм реализации проекта. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.

Организация работы в школьном музее и её успешность.

Если первое время, когда музей еще только создавался, когда шел процесс накопления экспонатов, работа нашего музея проходила несколько хаотично. Все члены краеведческого кружка работали над одной проблемой, над решением одной задачи. По мере расширения музея, а, самое главное, по мере появления новых желающих работать в данном направлении, появилась необходимость распределить обязанности. Совет музея вынес решение создать следующие отделы:

Ребята распределяются по отделам добровольно, согласно своим интересам и способностям. Но чаще происходит так, что работа выполняется всеми ребятами, независимо от их распределения. Наряду с этим распределением обязанностей все члены совета проводят экскурсии, обработку экспонатов, участвуют в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность

Исследовательская работа на основе деятельностного подхода главный приоритет работы музея и проводится на всех этапах.

В своей работе по оформлению экспозиций, проведению экскурсий, учету экспонатов мы тесно сотрудничаем в районным историко-краеведческим музеем и получаем большую поддержку.

Исследовательская работа в нашем школьном музее планируется индивидуально. Для меня, как для руководителя, выбор темы школьником не является приоритетным вопросом. Это – личная инициатива ребенка. Главное, чтобы для него это стало потребностью. Важно поддержать интерес к теме, показать её значимость. В случае, если работа требует специфических знаний, навыков, помогаю в организации консультаций с учителями-предметниками, с подбором литературы, обеспечением доступа обучающихся ко всем формам и способам получения информации.

В ходе работы достигаются такие результаты:

реализация творческих способностей ученика;

создание ситуации успеха для конкретного ребенка;

в процессе работы над темой школьник или группа школьников формируют как предметные, так и метапредметные учебные действия.

Такая работа позволяет проводить совместную работу учителей и учеников по исследованию проблемных вопросов истории села, района, края, обобщать изученный материал в рефератах, видеофондах, творческих работах, готовить ребят к участию в конкурсах и олимпиадах.

Исследовательская работа в основном организована в виде проектов.

Проектный метод в работе школьного историко-краеведческого музея наиболее удобен, так как в основе этого метода лежит не информационный подход, ориентированный на развитие у ребят памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию и т.д.). Работа над проектом способствует воспитанию у школьников: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнёрство, толерантность, диалог); чувства ответственности, самодисциплины. Это содействует развитию творческих способностей, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.

Просветительская деятельность.

Основная задача данного направления - вовлечение в работу музея значительного числа школьников, родителей, населения.

Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:

Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций и проведение экскурсий для учащихся;

Уровень хутора включает в себя творческие встречи с жителями хутора, экскурсии для них, мероприятия с их участием;

Но деятельность учащихся, которые работают в музее, не ограничивается только сбором и исследованием материала.

Организована работа школьного музея и с населением. Она не ограничивается сбором материалов, экспонатов, воспоминаний. Мы чувствуем ответственность за те сведения и вещественные источники, которые нам передали на хранение. На их базе нами создаются сценарии экскурсий в виде театрализованных представлений на базе музейных экспонатов.

Занятия в музее – альтернатива уроку.

В последние годы урок стал фактически безальтернативной формой организации учебно-воспитательного процесса. Это видно на практике, об этом можно прочитать в любом учебнике по дидактике. Более того, многие попытки преобразования образования связаны с улучшением и совершенствованием урока: речь идет о режиссуре урока, о поисках нетрадиционных его форм и т.д. Наверное, это правильно. Но может быть стоит попытаться найти другие варианты, в том числе и связанные с использованием школьного или находящегося неподалеку от школы краеведческого музея.

Такие виды работ можно организовать практически по всем предметам. Дальше – только творчество и выдумка учителей-предметников.

И тогда музей станет не только молчаливым хранителем прошлого, а источником, развивающим у детей качества, необходимые для будущего.

// Практика административной работы. № 6,7 \ 2003.

// Преподавание истории в школе.
- Троицкий Ю.М. Дети пишут историю. № 1 \ 1999.
- Черникова М.Н. Изучаем историю семьи. №3 \ 2001.

Работа совета школьного музея. Барнаул, РИО, 1989.

Читайте также: