Доклад на тему парадокс

Обновлено: 08.07.2024

Парадокс — это два противоположных, несовместимых утверждения, для каждого из которых имеются кажущиеся убедительными аргументы. Наиболее резкая форма парадокса — антиномия, рассуждение, доказывающее эквивалентность двух утверждений, одно из которых является отрицанием другого.

Особой известностью пользуются парадоксы в самых строгих и точных науках — математике и логике. И это не случайно.

Логика — абстрактная наука. В ней нет экспериментов, нет даже фактов в обычном смысле этого слова. Строя свои системы, логика исходит в конечном счете из анализа реального мышления. Но результаты этого анализа носят синтетический характер. Они не являются констатациями каких-либо отдельных процессов или событий, которые должна была бы объяснить теория. Такой анализ нельзя, очевидно, назвать наблюдением: наблюдается всегда конкретное явление.

Конструируя новую теорию, ученый обычно отправляется от фактов, от того, что можно наблюдать в опыте. Как бы ни была свободна его творческая фантазия, она должна считаться с одним непременным обстоятельством: теория имеет смысл только в том случае, когда она согласуется с относящимися к ней фактами. Теория, расходящаяся с фактами и наблюдениями, является надуманной и ценности не имеет.

Но если в логике нет экспериментов, нет фактов и нет самого наблюдения, то чем сдерживается логическая фантазия? Какие если не факты, то факторы принимаются во внимание при создании новых логических теорий?

Расхождение логической теории с практикой действительного мышления нередко обнаруживается в форме более или менее острого логического парадокса, а иногда даже в форме логической антиномии, говорящей о внутренней противоречивости теории. Этим как раз объясняется то значение, которое придается парадоксам в логике, и то большое внимание, которым они в ней пользуются.

Один из первых и, возможно, лучших парадоксов был записан Эвбулидом, греческим поэтом и философом, жившим на Крите в VI веке до н. э. В этом парадоксе критянин Эпименид утверждает, что все критяне - лжецы. Если он говорит правду, то он лжет. Если он лжет, то он говорит правду. Так кто же Эпименид - лжец или нет?

Другой греческий философ Зенон Элейский составил серию парадоксов о бесконечности - так называемые “апории” Зенона.

То, что сказал Платон, есть ложь.
Сократ

Сократ говорит только правду.
Платон

II. Апории Зенона.

Большой вклад в развитие теории пространства и времени, в исследование проблем движения внесли элеаты (жители города Элея в южной Италии). Философия элеатов опиралась на выдвинутую Парменидом (учителем Зенона) идею о невозможности небытия. Всякая мысль, утверждал Парменид, всегда есть мысль о существующем. Поэтому несуществующего нет. Нет и движения, так как мировое пространство заполнено все целиком, а значит, мир един, в нем нет частей. Всякое множество есть обман чувств. Из этого вытекает вывод о невозможности возникновения, уничтожения. По Пармениду ничто не возникает и не уничтожается. Этот философ был первым, кто начал доказывать выдвигаемые мыслителями положения

Элеаты доказывали свои предположения отрицанием утверждения, обратного предположению. Зенон пошел дальше своего учителя, что дало основание Аристотелю видеть в Зеноне родоначальника "диалектики"- этим термином тогда называлось искусство достигать истины в споре путем выяснения противоречий в суждении противника и путем уничтожения этих противоречий.

Ахилл и черепаха. Начнем рассмотрение зеноновских затруднений с апорий о движении “Ахилл и черепаха” . Ахилл — герой и, как бы мы сейчас сказали, выдающийся спортсмен. Черепаха, как известно, одно из самых медлительных животных. Тем не менее, Зенон утверждал, что Ахилл проиграет черепахе состязание в беге. Примем следующие условия. Пусть Ахилла отделяет от финиша расстояние 1, а черепаху — ½. Двигаться Ахилл и черепаха начинают одновременно. Пусть для определенности Ахилл бежит в 2 раза быстрее черепахи (т.е. очень медленно идет). Тогда, пробежав расстояние ½, Ахилл обнаружит, что черепаха успела за то же время преодолеть отрезок ¼ и по-прежнему находится впереди героя. Далее картина повторяется: пробежав четвертую часть пути, Ахилл увидит черепаху на одной восьмой части пути впереди себя и т. д. Следовательно, всякий раз, когда Ахилл преодолевает отделяющее его от черепахи расстояние, последняя успевает уползти от него и по-прежнему остается впереди. Таким образом, Ахилл никогда не догонит черепаху. Начав движение, Ахилл никогда не сможет его завершить.

Знающие математический анализ обычно указывают, что ряд сходится к 1. Поэтому, дескать, Ахилл преодолеет весь путь за конечный промежуток времени и, безусловно, обгонит черепаху. Но вот что пишут по данному поводу Д. Гильберт и П. Бернайс:

“Обычно этот парадокс пытаются обойти рассуждением о том, что сумма бесконечного числа этих временных интервалов все-таки сходится и, таким образом, дает конечный промежуток времени. Однако это рассуждение абсолютно не затрагивает один существенно парадоксальный момент, а именно парадокс, заключающийся в том, что некая бесконечная последовательность следующих друг за другом событий, последовательность, завершаемость которой мы не можем себе даже представить (не только физически, но хотя бы в принципе), на самом деле все-таки должна завершиться”.

Принципиальная незавершаемость данной последовательности заключается в том, что в ней отсутствует последний элемент. Всякий раз, указав очередной член последовательности, мы можем указать и следующий за ним. Интересное замечание, также указывающее на парадоксальность ситуации, встречаем у Г. Вейля:

“Представим себе вычислительную машину, которая выполняла бы первую операцию за ½ минуты, вторую — за ¼ минуты, третью — за ⅛ минуты и т. д. Такая машина могла бы к концу первой минуты “пересчитать” весь натуральный ряд (написать, например, счетное число единиц). Ясно, что работа над конструкцией такой машины обречена на неудачу. Так почему же тело, вышедшее из точки А, достигает конца отрезка В, “отсчитав” счетное множество точек А1 , А2 , . Аn , . ?”

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

Действительно, согласно легенде, один из философов так и “возразил” Зенону. Зенон велел бить его палками: ведь он не собирался отрицать чувственное восприятие движения. Он говорил о его немыслимости , о том, что строгое размышление о движении приводит к неразрешимым противоречиям. Поэтому, если мы хотим избавиться от апорий в надежде, что это вообще возможно (а Зенон как раз считал, что невозможно), то мы должны прибегать к теоретическим аргументам, а не ссылаться на чувственную очевидность. Рассмотрим одно любопытное теоретическое возражение, которое было выдвинуто против апории Ахилл и черепаха .

“Представим себе, что по дороге в одном направлении движутся быстроногий Ахилл и две черепахи, из которых Черепаха-1 несколько ближе к Ахиллу, чем Черепаха-2. Чтобы показать, что Ахилл не сможет перегнать Черепаху-1, рассуждаем следующим образом. За то время, как Ахилл пробежит разделяющее их вначале расстояние, Черепаха-1 успеет уползти несколько вперед, пока Ахилл будет пробегать этот новый отрезок, она опять-таки продвинется дальше, и такое положение будет бесконечно повторяться. Ахилл будет все ближе и ближе приближаться к Черепахе-1, но никогда не сможет ее перегнать. Такой вывод, конечно же, противоречит нашему опыту, но логического противоречия у нас пока нет.

Пусть, однако, Ахилл примется догонять более дальнюю Черепаху-2, не обращая никакого внимания на ближнюю. Тот же способ рассуждения позволяет утверждать, что Ахилл сумеет вплотную приблизиться к Черепахе-2, но это означает, что он перегонит Черепаху-1. Теперь мы приходим уже к логическому противоречию”.

Здесь трудно что-либо возразить, если оставаться в плену образных представлений. Необходимо выявить формальную суть дела, что позволит перевести дискуссию в русло строгих рассуждений. Первую апорию можно свести к следующим трем утверждениям:

1. Каков бы ни был отрезок [A B], движущееся от А к В тело должно побывать во всех точках отрезка [A B].

2. Любой отрезок [A B] можно представить в виде бесконечной последовательности убывающих по длине отрезков [A a1 ] [a1 a2 ] [a2 a3 ] . [an an+1 ].

Известно, что сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем решить ее. Формы, в которых проявляется и осознается проблемная ситуация, очень разнообразны. Далеко не всегда она обнаруживает себя в виде прямого вопроса, вставшего в самом начале исследования. Мир проблем так же сложен, как и порождающий их процесс познания. Выявление проблем связано с самой сутью творческого, мышления. Парадоксы представляют собой наиболее интересный случай неявных, безвопросных способов постановки проблем. Парадоксы обычны на ранних стадиях развития научных теорий, когда делаются первые шаги в еще неизученной области и нащупываются самые общие принципы подхода к ней.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

логика.docx

3. Парадокс Санчо Пансы

4. Парадокс брадобрея

5. Казнь врасплох

6. Другие парадоксы

Список использованной литературы

Известно, что сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем решить ее. Формы, в которых проявляется и осознается проблемная ситуация, очень разнообразны. Далеко не всегда она обнаруживает себя в виде прямого вопроса, вставшего в самом начале исследования. Мир проблем так же сложен, как и порождающий их процесс познания. Выявление проблем связано с самой сутью творческого, мышления. Парадоксы представляют собой наиболее интересный случай неявных, безвопросных способов постановки проблем. Парадоксы обычны на ранних стадиях развития научных теорий, когда делаются первые шаги в еще неизученной области и нащупываются самые общие принципы подхода к ней.

Парадокс в более узком и специальном значении - это два противоположных, несовместимых утверждения, для каждого из которых имеются кажущиеся убедительными аргументы. Наиболее резкая форма парадокса - антиномия, рассуждение, доказывающее эквивалентность двух утверждений, одно из которых является отрицанием другого.

Особой известностью пользуются парадоксы в самых строгих и точных науках - математике и логике. И это не случайно.

Логика - абстрактная наука. В ней нет экспериментов, нет даже фактов в обычном смысле этого слова. Строя свои системы, логика исходит, в конечном счете, из анализа реального мышления. Но результаты этого анализа носят синтетический, нерасчлененный характер. Они не являются констатациями каких-либо отдельных процессов или событий, которые должна была бы объяснить теория. Такой анализ нельзя, очевидно, назвать наблюдением: наблюдается всегда конкретное явление.

Конструируя новую теорию, ученый обычно отправляется от фактов, от того, что можно наблюдать в опыте. Как бы ни была свободна его творческая фантазия, она должна считаться с одним непременным обстоятельством: теория имеет смысл только в том случае, когда она согласуется с относящимися к ней фактами. Теория, расходящаяся с фактами и наблюдениями, является надуманной и ценности не имеет.

Но если в логике нет экспериментов, нет фактов и нет самого наблюдения, то чем сдерживается логическая фантазия? Какие если не факты, то факторы принимаются во внимание при создании новых логических теорий?

Расхождение логической теории с практикой действительного мышления нередко обнаруживается в форме более или менее острого логического парадокса, а иногда даже в форме логической антиномии, говорящей о внутренней противоречивости теории. Этим как раз объясняется то значение, которое придается парадоксам в логике, и то большое внимание, которым они в ней пользуются.

Прежде всего, наличие большого числа парадоксов говорит о силе логики как науки, а не о ее слабости, как это может показаться. Обнаружение парадоксов не случайно совпало с периодом наиболее интенсивного развития современной логики и наибольших ее успехов. Первые парадоксы были открыты еще до возникновения логики как особой науки. Многие парадоксы были обнаружены в средние века. Позднее они оказались, однако, забытыми и были вновь открыты уже в нашем веке. Чутье на парадоксы было отточено в средние века настолько, что уже в то давнее время высказывались определенные опасения по поводу самоприменимых понятий.

Попытка найти какой-то специфический принцип логики, нарушение которого было бы отличительной особенностью всех логических парадоксов, ни к чему определенному не привела. Несомненно, полезной была бы какая-то классификация парадоксов, подразделяющая их на типы и виды, группирующая одни парадоксы и противопоставляющая их другим. Однако и в этом деле ничего устойчивого не было достигнуто.

Никакого исчерпывающего перечня логических парадоксов не существует, да он и невозможен. Рассмотренные парадоксы - это только часть из всех обнаруженных к настоящему времени. Вполне вероятно, что в будущем откроют и многие другие парадоксы, и даже совершенно новые их типы. Само понятие парадокса не является настолько определенным, чтобы удалось составить список хотя бы уже известных парадоксов. Всё-таки попытаюсь привести самые распространённые типы парадоксов.

Имеются варианты этого парадокса, или антиномии, многие из которых являются только по видимости парадоксальными.

Если высказывание ложно, то говорящий сказал правду, и значит, сказанное им не является ложью. Если же высказывание не является ложным, а говорящий утверждает, что оно ложно, то это его высказывание ложно. Оказывается, таким образом, что, если говорящий лжет, он говорит правду, и наоборот.

Нет, у него не лживый взгляд,

Его глаза не лгут.

Они правдиво говорят,

Что их владелец - плут.

Р. Бернс (пер. С.Я. Маршака)

В средние века распространенной была такая формулировка:

- Сказанное Платоном - ложно, - говорит Сократ.

- То, что сказал Сократ, - истина, - говорит Платон.

Возникает вопрос, кто из них высказывает истину, а кто ложь?

Крокодил выхватил у египтянки, стоявшей на берегу реки, ее ребенка. На ее мольбу вернуть ребенка крокодил, пролив, как всегда, крокодилову слезу, ответил:

- Твое несчастье растрогало меня, и я дам тебе шанс получить назад ребенка. Угадай, отдам я его тебе или нет. Если ответишь правильно, я верну ребенка. Если не угадаешь, я его не отдам.

Подумав, мать ответила:

- Ты не отдашь мне ребенка.

- Ты его не получишь, - заключил крокодил. - Ты сказала либо правду, либо неправду. Если то, что я не отдам ребенка, - правда, я не отдам его, так как иначе сказанное не будет правдой. Если сказанное - неправда, значит, ты не угадала, и я не отдам ребенка по уговору.

Однако матери это рассуждение не показалось убедительным.

- Но ведь если я сказала правду, то ты отдашь мне ребенка, как мы и договорились. Если же я не угадала, что ты не отдашь ребенка, то ты должен мне его отдать, иначе сказанное мною не будет неправдой.

Кто прав: мать или крокодил? К чему обязывает крокодила данное им обещание? К тому, чтобы отдать ребенка или, напротив, чтобы не отдать его? И к тому и к другому одновременно. Это обещание внутренне противоречиво, и, таким образом, оно не выполнимо в силу законов логики.

Миссионер очутился у людоедов и попал как раз к обеду. Они разрешают ему выбрать, в каком виде его съедят. Для этого он должен произнести какое-нибудь высказывание с условием, что, если это высказывание окажется истинным, они его сварят, а если оно окажется ложным, его зажарят.

Этот эпизод с хитрым миссионером является, конечно, еще одной из перефразировок спора Протагора и Еватла.

У знаменитого софиста Протагора, жившего в V в. до нашей эры, был ученик по имени Еватл, обучавшийся праву. По заключенному между ними договору Еватл должен был заплатить за обучение лишь в том случае, если выиграет свой первый судебный процесс. Если же он этот процесс проиграет, то вообще не обязан платить. Однако, закончив обучение, Еватл не стал участвовать в процессах. Это длилось довольно долго, терпение учителя иссякло, и он подал на своего ученика в суд. Таким образом, для Еватла это был первый процесс. Свое требование Протагор обосновал так:

- Каким бы ни было решение суда, Еватл должен будет заплатить мне. Он либо выиграет этот свой первый процесс, либо проиграет. Если выиграет, то заплатит в силу нашего договора. Если проиграет, то заплатит согласно этому решению.

Судя по всему, Еватл был способным учеником, поскольку он ответил Протагору:

- Действительно, я либо выиграю процесс, либо проиграю его. Если выиграю, решение суда освободит меня от обязанности платить. Если решение суда будет не в мою пользу, значит, я проиграл свой первый процесс и не заплачу в силу нашего договора.

Мальчик с книгой

В этой статье мы разберемся с тем, что такое парадокс. Рассмотрим примеры наиболее известных парадоксов. Узнаем, почему возникают парадоксы и в чём их значение.

Что такое парадокс?

Чаще всего внимание людей заостряется на парадоксах, касающихся достаточно строгих и давно сформированных дисциплин, к примеру, логики, внутри которой выделяют два вида парадоксов:

  • Апория — разновидность парадокса, в основе которого лежит аргумент, входящий в явное противоречие с общепризнанным мнением;
  • Антиномия — разновидность парадокса, основанная на существовании двух противоречащих друг другу, но в одинаковой степени доказуемых суждений;

Следовательно, под логическим парадоксом подразумевается откровенно противоречивое суждение, в котором сохраняется логическая правильность или же суждение, имеющее внутри себя внутри два исключающих друг друга, но в равной степени доказуемых мнения.

Логику относят к абстрактным наукам, в которых обычно не принято ставить эксперименты, а также доверять фактам в их обыденном и привычном понимании — данная дисциплина базируется исключительно на анализе реальных мыслительных процессов. Однако расхождения в теоретической части логики и в жизненной практике все же встречаются, и наиболее явным подтверждением этого факта стало как раз таки наличие парадоксов.

Далее мы более подробно поговорим об этом интересном явлении, параллельно приведя известные многим примеры логических парадоксов, имеющих многовековую историю, но до сих пор не утративших актуальность. Эта информация будет полезна не только тем, кто занимается углубленным изучением логики, но и просто всем неравнодушным к новым знаниям людям.

Примеры парадоксов

Для лучшего понимания сути парадоксов рассматривать их рекомендуется посредством приведения несложных и достаточно известных примеров.

Парадокс Ахиллеса и черепахи

История парадокса Ахиллеса и Черепахи начинается с теоретической дискуссии о движении, выдвинутой в 5 веке до н.э. древнегреческим философом Зеноном Элейским. Главными действующими лицами этого примера являются неуязвимый греческий полубог Ахиллес, известный как очень быстрый бегун, и черепаха, решившая посоревноваться с ним в скорости. Изначально Ахиллес предоставил черепахе фору в сто метров, которую он быстро пересек после старта, но черепаха тем временем успела проползти еще десяток метров, а значит, Ахиллесу так и не удалось ее догнать. Затем он легко пересек и эти десять метров, но черепаха опять успела отползти теперь уже на один метр, и Ахиллесу снова не удалось сравняться с ней.

Если отталкиваться от логики этого парадокса, то атлету так никогда и не удастся настигнуть черепаху, ведь при каждом его приближении она тоже продолжает, пусть медленно, но отдаляться. Значит ли это, что и достичь поставленной цели тоже невозможно, несмотря на множество подобных примеров из жизни?

Парадокс кучи песка

Парадокс всемогущества

Это довольно известный парадокс, его суть заключена в следующем: способен ли всемогущий Господь создать камень, которой сам же не сможет поднять? Оба суждения приведенного парадокса ставят под серьезный вопрос понятие о всемогуществе, ведь если всемогущий Бог не сможет создать такой камень или создаст его, но не сможет поднять, то он не всемогущ.

В различные эпохи философы по-разному подходили к решению описываемого парадокса. Так, Августин Блаженный считал, что Господь попросту не сможет создать такую или близкую к ней ситуации, поскольку после этого он может лишиться своего божественного статуса всемогущего существа. А вот Рене Декарт высказывал предположение о том, что обладающий абсолютным всемогуществом Бог, а также его поступки в принципе не могут быть познаны и объяснены при помощи человеческой логики.

Парадокс лжеца

Представьте, что ваш собеседник вдруг заявит вам о том, что все сказанное им ранее являлось ложью. Задумайтесь, а можно ли поверить в его слова о сказанной ранее лжи сейчас, ведь он мог снова соврать, не так ли? В этом и заключается парадокс лжеца, оба утверждения которого открыто противоречат сами себе: ведь если ваш собеседник признает себя лжецом, то он сказал правду, но если сказанное им действительно правда, то он лжец.

Парадокс казни

Представьте себе следующую ситуацию: при оглашении приговора к смертной казни через повешение, судья назначает время казни на полдень рабочего дня, не называя точного дня, и, таким образом, для осужденного время его смерти становится загадкой. Единственное, что ему известно — палач абсолютно неожиданно придет к нему в полдень любого из будней и уведет на виселицу.

Поразмышляв, осужденный приходит к простому выводу — его не могут повесить в пятницу, ведь если его не казнят в четверг, то казнь в пятницу уже не станет для него неожиданным неприятным сюрпризом. Отталкиваясь от этой логики, аналогичным образом он исключает из возможных дней собственной казни сначала четверг, а затем и все остальные будни. В итоге, осужденный убеждает себя в невозможности собственной казни и успокоенный ложится спать. А спустя неделю, в среду, ровно в полдень, к нему в камеру приходит палач, чтобы забрать его на казнь, и данное событие становится для него полной неожиданностью.

Причины возникновения парадоксов

К основной причине возникновения парадоксов ученые относят упрощение теоретических объектов. Часто исследователи, иногда даже не желая того, не принимают во внимание ряд характеристик какого-либо объекта, впоследствии относя уже сам объект к незначительным и маловажным. Но со временем процессы познания могут поставить перед людьми новые вопросы, прямо касающиеся указанного объекта и его ранее не учитываемых или неизвестных характеристик. Все это приводит к возникновению противоречий между старыми, упрощенными, и новыми, более детальными и подробными характеристиками одного и того же объекта, заставляя исследователей начать изучение его прежде неизвестных свойств. Именно так устраняются парадоксы, порожденные дефектами и недостатками прежних, уже устаревших, знаний.

Кроме того, толчком к возникновению парадокса может стать неточность определенного теоретического элемента, например, утверждения, понятия или закона. Теоретические знания повсеместно используют для решения практических задач, и этот процесс чреват конфликтом между полученным в результате решения задачи результатом и уже накопленным к тому моменту набором знаний. Однако данный конфликт, по сути, является продуктивным, так как благодаря нему выявляются дефекты, укоренившиеся во многих понятиях и утверждениях, а исследователи получают возможность начать работу по устранению возникших проблем. Обычно обнаруженные дефекты устраняются методом уточнения либо путем корректировки противоречащих друг другу компонентов теории.

Помимо описанных выше причин, появлению парадоксов способствуют и частичные недостатки в некоторых законах и понятиях, а то и полностью ошибочные понятия, убеждения и суждения. Естественно, ошибочные положения становятся причиной ошибочных решений, а полученные таким образом результаты вступают в явное противоречие с объективной реальностью. Но и эту связанную с наличием в мире парадоксов ситуацию относят к позитивным и продуктивным явлениям, поскольку в данной ситуации парадоксы вновь помогают выявлять и устранить пробелы и дефекты в системе сформировавшихся ранее знаний, попутно способствуя формированию верных представлений об окружающем нас мире. Кстати, к наиболее трудным парадоксам, чаще всего приводящим к кардинальным переменам в багаже накопленных предыдущими поколениями знаний относят парадоксы, возникающие из-за недочетов в базисных теоретических утверждениях, закономерностях и принципах.

Научное значение парадоксов

Таким образом, парадоксы появляются и существуют по причине наличия серьезных дефектов в общей совокупности знаний людей об окружающем их мире. К их основному положительному качеству необходимо отнести способность парадоксов сигнализировать о присутствии в системе знаний серьезных и требующих устранения пробелов. Нередко парадокс ставит перед исследователями вполне понятные и давно назревшие задачи, подталкивая их к совершению определенных действий, призванных устранить конкретные проблемы, касающиеся познавательной деятельности. Помимо этого, парадоксы представляют собой довольно сложные гносеологические элементы, которые могут как стать источником значительных научных проблем, так и подтолкнуть ученых к определенным исследованиям (относящимся, например, к решению таких важных вопросов как понимание процессов, происходящих внутри нашей Вселенной, и в особенности — вопросов, связанных с ее возникновением и структурой).

Также к эвристической роли парадоксов нужно отнести и те подсказки, которые они дают ученым, наталкивая их на поиски решений к постоянно возникающим научным проблемам. В качестве отправных пунктов таких поисков следует назвать с одной стороны — теоретические суждения, понятия, утверждения и закономерности, с другой — вступающие в противоречия с приведенными выше теоретическими постулатами факты. В этом и заключается главная роль, отводимая парадоксам в науке — если бы они напрочь отсутствовали, то никто из исследователей никогда не заинтересовался бы определенным сегментом знаний, таящим внутри себя явные противоречия.


Парадо́кс (от др.-греч. παράδοξος — неожиданный, странный от др.-греч. παρα-δοκέω — кажусь) — ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения. Следует различать парадокс и апорию. Апория, в отличие от парадокса, является вымышленной, логически верной, ситуацией (высказыванием, утверждением, суждением или выводом), которая не может существовать в реальности.

Содержание

Парадоксы в логике

Логический парадокс — это противоречие, имеющее статус логически корректного вывода и, вместе с тем, представляющее собой рассуждение, приводящее к взаимно исключающим заключениям. Логическая ошибка парадокса в отличие от паралогизма и софизма не обнаружена пока из-за несовершенства существующих методов логики [прояснить] .
Различаются такие разновидности логических парадоксов, как апория и антиномия.
Апория характеризуется наличием аргумента, противоречащего очевидному, общепринятому мнению, здравому смыслу.
Антиномия — наличием двух противоречащих друг другу, одинаково доказуемых суждений.

Парадоксы в науке

Современные науки, использующие логику в качестве инструмента познания, нередко наталкиваются на теоретические противоречия либо на противоречия теории опыту. Это бывает обусловлено неверной аксиоматизацией теорий, логическими ошибками в построении суждений, несовершенством существующих в настоящее время научных методов или недостаточной точностью используемых в опытах инструментов.

Парадоксы в искусстве

Парадокс как художественный приём

Парадокс в музыке

В классической музыке парадоксом принято называть изысканные, странные произведения или фрагменты, отличающиеся от традиционного звучания. Также парадоксами в древней Греции называли победителей в олимпийских состязаниях певцов и исполнителей инструментальной музыки.

См. также

Литература

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Парадокс" в других словарях:

ПАРАДОКС — (греч., от para против, и doxa мнение). Положение, противное принятым убеждениям, мнение, с виду ложное, хоти часто истинное в основании. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАРАДОКС 1) мысль,… … Словарь иностранных слов русского языка

парадокс — а, м. paradoxe m. <гр. pardoxos неожиданный. 1. Мнение, положение, резко расходящееся с общепринятым, обычным; мысль, противоречащая (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу. БАС 1. Академики или Сцептики, делали парадоксами… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

парадокс — См. мысль. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. парадокс изречение, мысль; антиномия, противоречие Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

парадокс — ПАРАДОКС (от греч. para вне и doxa мнение). 1) В широком (внелогическом) смысле все то, что так или иначе вступает в конфликт (расходится) с общепринятым мнением, подтвержденным традицией, законом, правилом, нормой или здравым смыслом.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ПАРАДОКС — (от греческого paradoxos неожиданный, странный), 1) неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод. 2) В логике противоречие, полученное в результате внешне логически правильного рассуждения, приводящее к… … Современная энциклопедия

ПАРАДОКС — ПАРАДОКС, парадокса, муж. (от греч. paradoxos противоречащий общепринятому, странный) (книжн.). Мнение, резко расходящееся с обычным, общепринятым, противоречащее (часто только с виду) здравому смыслу. «Поэзия Шекспира часто вернее… … Толковый словарь Ушакова

Парадокс — (от греческого paradoxos неожиданный, странный), 1) неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод. 2) В логике противоречие, полученное в результате внешне логически правильного рассуждения, приводящее к… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Парадокс

В широком смысле слово парадокс – это явление, ситуация, событие, кажущиеся невероятными и не соответствующие привычным представлениям людей о реальности в силу необычного контекста.

Парадокс — это когда невозможное возможно

Суть парадоксального суждения заключается в том, что начав его рассматривать и исследовать, вы постепенно найдете в нем логику, здравое зерно и придете к умозаключению, что невозможное возможно.

Для лучшего понимания какого-либо термина необходимо обратиться к его антониму (что это такое?). Таковым для парадокса является слово ортодокс – что значит традиционность, постоянство, проверенность. В этом же смысле парадокс описывается как неожиданный, оригинальный, непривычный.

Чтобы предвосхитить путаницу, также следует научиться отличать парадокс от апории. Если первое – это нелогичная правда, то второе – логичная выдумка.

График парадокса

P.S. Если вы не знаете ответ на приведенную выше геометрическую загадку, то не спешите относить ее к теме сегодняшней статьи. Таки нет, это всего лишь апория (ловкий трюк, вводящий в заблуждение). Подробности смотрите ниже (пункт 5 в примерах).

    В любой науке инструментом для познания и теоретических доказательств является логическое мышление. Экспериментаторы часто обнаруживают парадоксы вследствие появления двух и более результатов исследования, которые противоречат друг другу.

Правда, в некоторых случаях такие расхождения – это всего лишь ошибки, допущенные в ходе экспериментального опыта. Поэтому в научной среде парадокс представляет собой полезное явление, так как мотивирует ученых искать дополнительные методы для изучения теории, минимизировать искажение реальности.

  1. музыкальные – заключаются в использовании непривычных звуков в отдельности или их фрагментов, резко отличающихся от традиционных;
  2. художественные – используют писатели, художники, поэты, актеры кино, цирковые деятели, журналисты.
  3. литературные — например, используемые в тексте или заголовках оксюмороны (словесные парадоксы — несовместимые вещи)

Примеры парадоксов

Чтобы еще лучше понять и усвоить значение этого понятия приведу классические, известные во всем мире примеры.

Далее Ахиллесу нужно преодолеть этот метр, но черепаха уже продвинулась дальше. Каждый раз, когда человек будет достигать крайнюю точку, в которой находилось животное, последнее будет находиться уже в следующей. А так как существует бесконечное число точек, то следуя этой логике, догнать черепаху не представляется возможным.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (8)

Медицина у нас бесплатная, а без денег не лечат. Образование в стране бесплатное, но каждый месяц нужно платить. А что говорят власти по этому поводу: это парадокс, такого не может быть!)

Я заметила, что люди особенно любят находить парадоксы в том, что касается качества жизни. К примеру, не работает, а деньги всегда есть.

Для меня парадокс — это некая загадка, которой трудно найти логическое объяснение.

Наша жизнь полна парадоксов, а явление это прекрасно тем, что хоть где-то сохраняется интрига))

Юлия, а нет парадокса в том, что люди работают много и получают при этом мало! Они ведь сами настраивают себя на то, что такое положение вещей неизбежно и оно будет всегда. Только сами этого не осознают.

Нет никакого парадокса и в том, что большие деньги зарабатываются легко, так как зарабатывающий их настраивает себя на получение высокой прибыли и верит в то, что по-другому не бывает.

Раньше любил такого рода загадки, но со временем понял, что они только отнимают время и ничего не дают.

1. Курица или яйцо? Процесс установления – генетическая мутация, следовательно первой явилась курица, так как мутация в эмбриональной клетке вероятнее, чем в клетках всей курицы. Курица могла появиться из яйца, но не совсем куриного.

3. Парадокс неожиданной казни. Нарушение логики, а не парадокс. Исключение пятницы предполагает прожитые понедельник — среду и четверг. Не прожил четверг – бойся.

10. Куча – это форма, а не количество.

11. Движение – это изменение положения в промежуток времени. Не в момент, а между двумя моментами.

Читайте также: