Особенности психоэмоционального состояния беременной доклад

Обновлено: 19.05.2024

Перинатология, как известно, — отдельная область медицины; к настоящему времени оформились следующие ее направления: собственно перинатальная медицина, перинатальная психология (один из ее разделов — психология беременности), перинатальная педагогика [1]. Биопсихосоциальная модель рассматривается как теоретическая основа перинатологии.

Концепция безопасного материнства сформулирована ВОЗ в 1980-х гг. как совокупность мероприятий, способствующих рождению желанных детей без отрицательного влияния на здоровье женщины. В соответствии с этой концепцией многими странами разработаны и приняты государственные программы, обеспечивающие безопасное материнство. Психопрофилактические мероприятия, проводимые в нашей стране в рамках официальной медицины с 1950-х гг., в основном направлены на профилактику болей в родах; их объектами стали организм женщины и организм ее ребенка. Новый подход к пониманию здоровья (здоровье беременной женщины, предполагающее состояние ее физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие у нее физиологических отклонений в процессе протекания беременности, психических расстройств) должен стать основой для разработки программ психологического сопровождения беременности (включенных в комплексную программу ее сопровождения). Важной задачей, стоящей перед клинической психологией в рассматриваемом контексте, является формирование новых методов и форм психопрофилактики у женщин в период вынашивания и рождения ребенка. В марте 2006 г. Министерством здравоохранения и социального развития РФ издан приказ об открытии в каждой женской консультации психотерапевтического кабинета.

В настоящее время под перинатальной психотерапией понимается система лечебного воздействия на психику женщины, а через психику — и на организмы женщины и ребенка [8]. Однако повсеместная работа по психологическому сопровождению беременности в нашей стране пока не проводится, хотя необходимость ее очевидна. Чтобы оказывать психологическую помощь женщине, нацеленную на поддержание у нее позитивных эмоциональных переживаний, свидетельствующих о ее благополучии, необходимо выявить систему факторов, влияющих на эти переживания, а также мишени психологического воздействия.

Факторы благополучия/неблагополучия беременной женщины. В результате анализа релевантной научной литературы нами выявлены факторы, влияющие на состояние благополучия/неблагополучия беременной женщины, индикатором которого стало ее психоэмоциональное состояние. Эти факторы в соответствии с биопсихосоциальной моделью разделены на 3 группы:

1. Факторы физического здоровья (группа факторов, действующих прямо и опосредованно (в зависимости от того, как женщина к ним относится) на ее психоэмоциональное состояние):

2. Социальные факторы (группа факторов, действующих не непосредственно на психоэмоциональное состояние, а в зависимости от того, как женщина к ним относится):

3. Психологические факторы (группа факторов, действующих прямо и опосредованно в зависимости от того, как женщина к ним относится, на ее психоэмоциональное состояние):

1) духовность как принцип саморазвития и самореализации человека;

2) поиск корней духовности не столько в самом человеке (особенностях его личности, склонности к рефлексии), сколько в продуктах жизнедеятельности, его творческой активности;

3) изучение факторов возникновения у человека духовных состояний;

Мы в своем исследовании придерживаемся первого направления.

Саноцентристский подход к развитию личности женщины в период беременности. А. Маслоу утверждал, что особое внимание, которое психология уделяет преимущественно незрелости, нездоровью, патологии, порождает ущербную психологию. По его мнению, базисом науки должно стать изучение здоровой личности, ее роста. Выбирать рост — значит открыть себя новому, неожиданному опыту, рисковать оказаться в неизвестном. Жизнь в направлении самоактуализации означает и сонастройку со своей собственной внутренней природой, поскольку личность на определенных этапах своего жизненного пути переходит, по утверждению А. Г. Асмолова [4], от адаптивной модели своего развития к модели самоактуализации. Награда, которую за это личность получает, — переживание благополучия [15].

Беременность как актуализация возможностей женского организма может оказаться как конгруэнтной, так и неконгруэнтной уровню развития женской личности, что будет сказываться на психоэмоциональном состоянии как показателе уровня благополучия беременной женщины.

Эмпирическое исследование имело цель изучить влияние на психоэмоциональное состояние беременной женщины уровня ее личностной зрелости. Мы исходили из предположения, что сама по себе беременность как актуализация детородного потенциала женского организма автоматически не детерминирует направление психологического развития в этот кризисный для женской личности период. Женщине приходится делать трудные для себя выборы, каждый из которых предопределит на некоторый период направление развития ее личности.

Для оценки значимости различий применялись непараметрический критерий Манна — Уитни и критерий Колмогорова — Смирнова. Обработка данных производилась при помощи компьютерного статистического пакета программ (SPSS).

В результате исследования выявлены различия между 2-мя группами беременных женщин с разным хронологическим возрастом. Качественный анализ результатов показал, что респондентки 1-й группы — в основном несамоактуализирующиеся личности (низкие значения по шкалам автономности, спонтанности, самопонимания, аутосимпатии, общей интернальности (Ио), интернальности в области достижений (Ид), в области неудач (Ин), в семейных отношениях (Ис), межличностных отношений (Им), производственных отношений (Ип), в области здоровья (Из), эргичности социальной (СЭР), темпа социального (СТ), пластичности социальной (СП), высокие значения по шкале социальной эмоциональной чувствительности (СЭМ)), а респондентки 2-й группы — в основном самоактуализирующиеся личности (высокие значения по шкалам автономности, спонтанности, самопонимания, аутосимпатии, Ио, Ид, Ин, Ис, Им, Ип, Из, СЭР, СТ, СП, низкие значения по шкале СЭМ). Различия обнаружены и с помощью методов математической статистики (по критерию Манна — Уитни, относящемуся к методам непараметрической статистики, не требующему проверять выборки на нормальное распределение, уровень значимости Литература


Ожидание ребёнка, роды и уход за новорожденнымявляются важнейшим периодом в жизни каждой женщины, который должен сопровождаться чувствами радости и удовлетворения. В тоже время эмоциональные, гормональные и физические изменения в организме женщины, которые происходят в этот период, могут вызвать грусть, растерянность, страх и, возможно, даже озлобленность и агрессивность. Молодые матери часто путаются в этих противоположных чувствах, особенно, когда встречаются с идеализированным общественным пониманием материнства. Несоответствие собственных чувств идеализированным социальным ожиданиям вызывает ощущение вины и стыда. Большинство женщин со временем справляются с этими эмоциональными проблемами, у некоторых же они не только не проходят, но и усиливаются, приобретая формы материнской депрессии.

Депрессия может быть вызвана фактом нежелательной беременности, воспоминаниями о пережитом сексуальном насилии, жестоком обращении в детстве. Хотя доказано, что депрессия может случиться практически с любой женщиной как во время, так и после беременности, следует обратить внимание на эти предпосылки и факторы риска, чтобы вовремя предотвратить или заранее подготовиться к возможным проявлениям депрессии.

Мать, находящаяся в депрессивном состоянии, не может оказывать положительного эмоционального воздействия на ребенка и в достаточной степени стимулировать его развитие, что чревато задержкой развития ребенка.

Некоторые женщины, страдающие от депрессии, перестают следить за собой. Они начинают неправильно питаться, страдают от постоянной усталости и бессонницы, не посещают врача, не следуют медицинским предписаниям, могут начать злоупотреблять вредными веществами, такими как табак, алкоголь и наркотики.

Депрессия может серьезно отразиться на способности женщины выполнять свои материнские функции. Утрата интереса к ребенку, раздражительность и усталость могут помешать матери дать ребенку необходимую любовь, нежность и ласку и обеспечить ему надлежащий уход. В результате у женщины появляется чувство вины, она теряет уверенность в себе как в матери, что еще более усугубляет ее депрессивное состояние.

В период беременности и после родов каждая вторая женщина может иметь те или иные проявления материнской депрессии, которая включает целый комплекс физических и эмоциональных изменений. Эти состояния могут иметь негативное влияние на психическое здоровье женщины, её материнские качества, жизнь семьи и развитие ребёнка

Дородовая депрессия протекает во время беременности, когда в организме женщины происходят биологические и гормональные изменения. К депрессивным симптомам можно отнести частую смену настроения, приступы плохого настроения, плаксивость, раздражительность, бессонницу. Но такие проявления время от времени имеют все беременные женщины. Поэтому очень важно распознать депрессию вовремя, т.к. многие женщины, которые пережили дородовую депрессию, продолжают страдать от неё и после родов. Своевременная консультация (врачей и психологов) здесь будет уместна.

Послеродовая грусть считается нормой. Через это состояние после родов проходят 50-80% женщин. Женщина может долго и неутешительно плакать без явного повода, ощущать утомление и раздражение, страдать от бессонницы. Такие симптомы обычно начинаются на пятый день после рождения ребёнка и длятся 7-10 дней. Эти симптомы проходят, не причиняют вреда матери и не мешают её ухаживать за ребёнком. Лечить послеродовую грусть нет необходимости. Главное, чтобы женщина и её окружение знали и понимали, что происходит с молодой матерью, чего следует ожидать и при необходимости могли обратиться за квалифицированной помощью.

Симптомы послеродовой депрессии:

- длительные периоды плохого настроения,

- потерю интереса к жизни,

- неспособность справляться с ритмом жизни,

- ощущение вины и отчаяния,

- чувство недооценки окружающих,

- снижение концентрации внимания,

- мысли о причинении вреда себе и ребёнку.

Послеродовый психоз является наиболее сложным из всех состояний, связанных с материнской депрессией. Он включает как симптомы галлюцинаций и навязчивых идей, так и попытки самоубийства и убийства ребёнка. Из-за своей сложности послеродовый психоз считается чрезвычайной психиатрической ситуацией. Это состояние встречается у 1-3 женщин на тысячу, однако оно заслуживает самого пристального внимания, поскольку развитие симптомов может быть стремительным.

Психологи и медики едины во мнении, что за мало подвижный образ жизни во время беременности женщины расплачиваются осложнениями во время родов и здоровьем ребёнка.

Улучшение эмоционального и физического состояния женщин во время беременности, подготовка женщин к родам положительно влияет и на медицинские показатели – способствует благоприятному течению беременности и родов; уменьшающих количества родовых травм; снижающих болевых ощущений во время родов; количеству осложнений и оперативных вмешательств - женщина становится активной участницей в процессе родов, снижается уровень послеродовых депрессий; ускоряется адаптация к появлению нового члена семьи и т. д.

На сегодняшний день широкое распространение получают как отечественные, так и зарубежные методы подготовки к родам. Большое количество существующих исследований и разработанных программ посвящено поискам наиболее эффективных способов не медикаментозного обезболивания родов, обучению женщин с применением аутотренинга.

В последнее время при подготовке беременных женщин к родам все больший акцент делается на психические особенности беременных, их эмоциональное состояние, создание положительных эмоций и обеспечение оптимальной психофизической среды для рождения ребёнка.

В настоящее время в профилактической работе учитываются все компоненты подготовки к родам: формирование материнской доминанты, позитивного эмоционального настроя женщины на роды; обучение владению устойчивыми навыками самоконтроля в родах, дыханием, мышечным и общим психоэмоциональным расслаблением.

Охрана здоровья матери и ребенка, психическая и физическая полноценность будущего поколения является одной из приоритетных задач нашего государства.

В статье рассмотрены особенности психо-эмоционального состояния беременных и формирование психологического компонента гестационной доминанты в третьем триместре беременности. Установлено, что уровень личностной и ситуационной тревожности у беременных в третьем триместре возрастает по сравнению с уровнем тревожности в начале срока гестации. В структуре тревожности как в ранние сроки, так и в третьем триместре преобладали случаи, когда личностная тревожность преобладала над ситуационной. Нами выявлена зависимость типов психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД) от уровня личностной тревожности: при низком уровне личностной тревоги – преобладают благополучные типы ПКГД, при высоком уровне – неблагополучные типы ПКГД. Психологический компонент гестационной доминанты у беременных в третьем триместре беременности изменяется, преобладают неблагополучные варианты в сравнении с ранними сроками беременности, что создает предпосылки для развития тех или иных осложнений во время беременности и в родах.


1. Абрамченко В. В., Коваленко Н. П. Перинатальная психология: Теория, методология, опыт. – Петрозаводск: ИнтелТек, 2004. – 350 с.

3. Васильева В. В., Авруцкая В. В. Особенности психоэмоционального статуса женщин при физиологической и осложненной беременности и программа их психологического сопровождения // Психологический журнал. – 2008. – № 3. – С. 110-119.

4. Добряков И. В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: Сб. материалов конф. – СПб., 2001. – С. 39-48.

5. Захаров А. И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов // Перинатальная психология в родовспоможении: Сб. материалов конф. – СПб., 1997. – С. 54-57.

6. Кулаков В. И. Новые технологии и научные приоритеты в акушерстве и гинекологии // Мать и дитя: Матер. IV Всеросс. научного форума. – М., 2002. – С.437-443.

7. Сидельникова В. М. Эндокринология беременности в норме и при патологии. – М.: МЕД пресс-информ, 2007. – 352 с.

9. Сухих Г. Т. Внедрение достижений современной науки в акушерско-гинекологическую практику. Мать и дитя: Матер. XI Всеросс. научного форума. – М., 2010. – С.3-4.

10. Филиппова Г. Г. Материалы к утверждению перинатальной психологии и перинатальной психотерапии в качестве модальности // Перинатальная психология и психология родительства. – 2007. – № 2. – С.5-26.

Важнейшей проблемой акушерства является охрана здоровья матери и ребенка, профилактика осложнений беременности и родов, разработка и внедрение новых передовых технологий в области охраны здоровья женщин и новорожденных детей [9,с.3]. В последние годы отмечено, что ни внедрение в акушерскую практику новейших диагностических приборов, ни усложнение и совершенствование технологий родоразрешения не приводят к желаемому снижению осложнений беременности и родов, и практически не отражаются на статистике перинатальной и материнской заболеваемости и смертности [2,с.6; 6,с.437]. Одной из причин данной ситуации считается то, что из внимания акушеров-гинекологов нередко выпадают психологические аспекты состояния беременной: её начальный психоэмоциональный статус, отношение к беременности, предстоящим родам и к ребенку, взаимоотношения в семье, на работе. Психоэмоциональное состояние беременной, по данным клинических психологов и психотерапевтов, может явиться этиологическим фактором возникновения различных акушерских осложнений [1,с.286; 2,с.98; 3,с.110; 5,с.54; 8,с.266; 10,с.5].

Цель исследования: оценить особенности психо-эмоционального статуса беременных и формирование психологического типа гестационной доминанты в третьем триместре беременности.

Материалы и методы. Обследовано 150 женщин, которые были разделены на 3 группы:

1 основная группа – 50 беременных, состоящих на учете по беременности и начавшие посещать специальные медико-психологические тренинги с 30 недель беременности.

2 основная группа – 50 беременных в сроке 36–39 недель, состоящие на учете, но не посещающие дородовую медико-психологическую подготовку.

3 контрольная группа – 50 беременных, состоящих на учете по беременности и посещающие специальные медико-психологические тренинги для беременных с ранних сроков в течение всей беременности.

Для определения психо-эмоционального состояния беременных в третьем триместре (30–39 недель), степени тревожности были использованы индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование среди беременных, которые начали подготовку к родам в сроке 30 недель, а также среди пациенток в сроке 36–39 недель без подготовки к родам. Для сравнения показателей тревожности мы использовали исходные показатели тревожности личностной (ЛТ) и ситуационной (СТ) в ранние сроки беременности. В исследовании применялись следующие методики: тест Ч. Д. Спилбергера – Ю. Л. Ханина и клинико-психологический метод определения типа психологического компонента гестационной доминанты (ПТГД) И. В. Добрякова.

Возраст обследованных женщин колебался от 20 до 39 лет (средний возраст – 27,26±3,64 года в 1 группе, 27,78±4,82 года в 2 группе и 26,40±3,46 года в контрольной). Группы по данному показателю сопоставимы, разница недостоверна (р>0,05). Среди беременных, посещавших занятия, были преимущественно первородящие. Подготовке к родам уделяли большее внимание беременные с высшим образованием (р

Всегда были уравновешенным человеком, а теперь, оказавшись в интересном положении, не узнаете себя? Хочется то плакать, то смеяться, то кричать на мужа, что не оценил ваш маникюр?

Психоэмоциональное состояние женщины в ожидании ребенка зависит от жизненной ситуации, эмоциональной устойчивости конкретного человека, а также от срока беременности.


В этот период будущих мам мучают самые разные страхи. Это основная и, пожалуй, самая тяжелая причина эмоциональной нестабильности. Некоторые, едва увидев тест с двумя полосками, начинают бояться всего на свете: безобразно растолстеть, с ног до головы покрыться растяжками, родить больного ребенка, даже погибнуть в родах… Такие мысли кого угодно доведут до слез!

Осознайте свои страхи, работайте с ними самостоятельно или вместе с врачом. В большинстве случаев со всеми страхами удается разобраться, и к моменту рождения ребенка быть уверенной в себе и спокойной.

Общайтесь с приятными людьми, не замыкайтесь в себе. В вашем окружении наверняка есть те, с кем можно поговорить. Чем больше у вас доверенных лиц, тем больше возможностей для сброса эмоционального напряжения.

Перемены всегда нелегки, но важно помнить: то, что с вами происходит — естественный ход вещей, ведь внутри растет новая жизнь.

2 триместр — время счастливого ожидания. Негативных эмоций меньше, гормональная перестройка завершилась, а осознание того, что внутри растет новая жизнь, больше не вызывает паники. Стало легче, правда? Если раньше энергии едва хватало, то сейчас ее достаточно. Если в первом триместре от взлетов и падений на эмоциональных качелях у будущей мамы и ее близких захватывало дух, то теперь страсти улеглись.

В это время женщина обретает уверенность в себе, своих силах, своем будущем. У нее больше нет сомнений в том, что все идет по плану. Именно сейчас она в полной мере наслаждается происходящими переменами.

Больше двигайтесь, энергии-то хоть отбавляй. Чем активнее вы, тем легче будет протекать беременность. Только проконсультируйтесь с врачом: какие занятия, например, йога или плаванье, пойдут на пользу, а с чем лучше повременить.

Чаще бывайте на свежем воздухе, наслаждайтесь гармонией природы. Прилив сил после прогулки вам обеспечен, а еще во время пребывания на свежем воздухе улучшается циркуляция крови, которая обогащается кислородом.

Положительные эмоции при беременности очень нужны. Радуйте себя приятными впечатлениями и встречами. Сейчас самое время пообщаться с друзьями, рассказывать им о планах и с гордостью демонстрировать свой округлившийся животик.

3 триместр — время погружения в себя. Беременную перестают волновать вещи, совсем недавно казавшиеся ей очень важными: карьера, общение с друзьями и коллегами, даже отношения в семье. Все, что происходит вокруг, теперь почти не имеет значения, потому что самое важное происходит внутри. Ребенок становится смыслом жизни, о нем все мысли.

Это непростой период. Физическая усталость и эмоциональное напряжение нарастают с каждым днем. В это время женщина вновь может ощутить тревогу, смешанную с нетерпением. Оно и понятно — день рождения малыша все ближе. Будущая мама считает дни в ожидании и нервничает все сильнее.

Посещайте Школу будущих мам в роддоме. На занятиях вы познакомитесь с сотрудниками роддома, лучше поймете, как подготовиться к родам, и обретете большую уверенность в себе.

Представьте, что малыш уже родился. Проверьте, все ли готово к его появлению в доме? Если нет, еще есть время завершить приготовления и навести лоск в детской. Это отвлечет от тревожных мыслей.

Прислушайтесь к себе и своим желаниям. Целыми днями лежать в постели не обязательно, но, если чувствуете, что утомлены – отдохните. Настроение улучшится, как и самочувствие.


Любая женщина во время беременности нуждается в большей защите и поддержке. Порой мужу достаточно просто принести чай, укрыть пледом, обнять и выслушать, чтобы негативные эмоции отступили, прибавилось сил, появилась уверенность в завтрашнем дне.

Самое главное — не оставлять будущую маму один на один с неприятностями. Эмоциональное напряжение беременной мгновенно передается ребенку, может негативно влиять на его внутриутробное развитие и даже привести к угрозе преждевременных родов.

Иногда женщине достаточно, чтобы ее обняли и выслушали. Забота близкого человека прибавляет сил, дает уверенность в завтрашнем дне.

Если заботы близких недостаточно, чтобы избавиться от навязчивых страхов и тревог, связанных с беременностью, то следует поговорить с акушером-гинекологом.

Врач выяснит, чего конкретно боится его пациентка, детально обсудит с ней все ее страхи и объяснит, почему они беспочвенны. Ведь именно проговаривая, озвучивая все, что нас волнует, мы перестаем бояться. Приходит понимание, что предстоящие роды — естественный процесс и ничего страшного в нем нет.

Если же разговоры с лечащим врачом не помогают, стоит обратиться за помощью профессионального перинатального психолога. Но до этого дело доходит лишь в 5% случаев. Психоэмоциональное состояние женщин накануне родов, как правило, нормализуется.

О том, что роды — это боль и что с этой болью можно сделать, рассказывает Анна Сергеевна Варшавская, перинатальный психолог, врач ЛФК и кинезиотерапевт родильного дома ГКБ №52.

Читайте также: