Школа молодого избирателя избирательное право доклад

Обновлено: 30.06.2024

Презентация на тему: " ШКОЛА МОЛОДОГО ИЗБИРАТЕЛЯ. Зачем нужны выборы? Выборы это: способ формирования органов государственной власти; способ наделения полномочиями должностного." — Транскрипт:

1 ШКОЛА МОЛОДОГО ИЗБИРАТЕЛЯ

2 Зачем нужны выборы? Выборы это: способ формирования органов государственной власти; способ наделения полномочиями должностного лица. Выборы это мирный способ разрешения конфликта, который постоянно существует в обществе, где различные группы претендуют на лидерство. Главная идея выборов это отражение воли народа

3 Пассивное и активное избирательное право

4 Федеральные Региональные Местные Система выборов в России

5 Как и кого выбираем? Президента Российской Федерации Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации Депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Депутатов представительных органов местного самоуправления

6 Система избирательных комиссий Центральная избирательная комиссия РФ Избирательная комиссия субъекта РФ Избирательная комиссия муниципального образования Территориальная избирательная комиссия Участковая избирательная комиссия

7 Кто признается избирателем? Избирателем признается гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, достигший 18 лет. Исключение – граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

8 Принципы участия в выборах, закрепленные в Конституции РФ Всеобщее Равное Прямое Тайное голосование Свободное участие в выборах Добровольное участие в выборах

9 Списки избирателей Все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, подлежат включению в списки избирателей. ВАЖНО! Гражданин РФ включается в список избирателей только на одном избирательном участке.

10 Голосование на избирательном участке Единый день голосования – второе воскресенье сентября. Голосование проводится с 8:00 до 20:00. Прийти на избирательный участок необходимо с паспортом или документом, заменяющим паспорт гражданина РФ.ВНИМАНИЕ! Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей (включая родственников, даже если избиратель предъявит их документ) не допускается.

11 Избирательный бюллетень Избирательный бюллетень выдаётся лично гражданину членом избирательной комиссии в день голосования на избирательном участке по предъявлению паспорта или документа, удостоверяющего личность.

12 Для того чтобы заполнить избирательный бюллетень, вам необходимо пройти в кабину для голосования, где не допускается присутствие других лиц. В избирательном бюллетене необходимо поставить любой знак в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам), списку кандидатов, избирательному объединению, в пользу которого (которых) вы сделали выбор. Голосование

14 Работа в группах Составьте коллективное обращение к гражданину, не желающему участвовать в выборах.

16 Проверь себя 5. Вы хорошо представляете себе, что такое диктатура, демократия, республика, монархия, тоталитарный режим? 6. Часто ли вы специально смотрите телепередачи о праве и законе? 7. Есть ли у вас убеждение в необходимости выполнять все правовые нормы? 8. Испытываете ли вы возмущение, когда узнаёте об очередном грубом правонарушении?

17 Проверь себя 9. Хорошо ли вы себе представляете, что такое правовое государство, право, законы, подзаконные акты, отрасли права? 10. Понимаете ли вы необходимость хорошего знания норм избирательного права и избирательного процесса? 11. Когда идёт предвыборная компания или подготовка к референдуму, интересуетесь ли вы её развитием? 12. Считаете ли вы, что каждый человек обязан проголосовать на выборах или референдуме? 13. Будете ли вы активно принимать участие в жизни города, района, республики, страны?

Задачи : 1) воспитание чувства гражданственности и любви к Родине

2) формирование системы знаний по избирательному праву

3) развитие правовой культуры учащихся, гражданственности и

Классный руководитель:
ИЗБИРАТЕЛЛЬНОЕ ПРАВО

АКТИВНОЕ ПАССИВНОЕ
(право избирать в органы власти) (право быть избранным в органы государственной власти)

Имеют право граждане, достигшие 18 лет, независимо от пола, национальности, места жительства. Лишены этого права:
а) лица, не достигшие 18 лет б) находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда в) признанные недееспособными.
Дееспособность- способность лица нести ответственность за свои поступки.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ - ЭТО
1.Конкурентные выборы, т. е. все политические силы и кандидаты имеют возможность вести предвыборную агитацию, выступать по ТВ, радио, в печати.
2. Периодические, что избавляет общество от злоупотребления властью одной политической силой.

3. Представительные, т. е. в выборах должно участвовать большое количество граждан. Иначе установится власть не получившая всеобщего одобрения.

ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ВЫБОРАХ:
1.Всеобщее избирательное право - избирать могут все, кроме категорий граждан, оговоренных в законе.

2. Равное избирательное право, т. е. один человек - один голос.

4.Тайное голосование, т. е. исключается контроль за волеизъявлениями избирателей.

2. Первое заседание вновь избранной Государственной Думы открывает. 1) Президент РФ; 2) старейший по возрасту депутат; 3) председатель бывшей Государственной Думы.
3. Президент РФ издает.. 1) постановления;2) распоряжения; 3) указы;
4) законы

4. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 1) 18 лет; 2) 21 года; 3) 30 лет.
5.Можете ли вы помочь заполнить бюллетень другому избирателю по его просьбе? 1) да, если меня об этом попросят; 2) нет, не имею права;
3) да, могу, только по просьбе члена участковой комиссии.
5. Население территории решает вопросы местного значения
1) через обращение в органы исполнительной власти субъектов Федерации; 2) через органы местного самоуправления; 3)через обращение к депутату Государственной Думы.
6. Высшим непосредственным выражением власти народа является
1) референдум и свободные выборы; 2) Парламент РФ.

Звучит стихотворение:
Мне 18 лет – я избиратель!
Голосовать бесценный опыт получу.

И пусть не смотрит строго наблюдатель.
Мой голос станет важным для страны.


Граждане Российской Федерации имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Избирательное право — один из древнейших правовых институтов демократического общества. Однако, несмотря на его древние корни, оно приобретает в сегодняшнем мире все большее и большее значение. И это связано, прежде всего, с вопросом о степени свободы в избирательных правоотношениях. Наличие развитого института народовластия в стране является главным фактором реализации в обществе подлинно демократических принципов жизни, что немаловажно для большинства стран мира, выбравших демократический путь развития, в том числе и для России. Государство российское прошло долгий путь накопления опыта демократического государственного устройства от примитивных форм народного представительства во времена зарождавшейся государственности до конституционного закрепления принципов свободных, равных демократических выборов в настоящее время. В современной России новое в избирательном праве состоит не только в содержании материальных и процессуальных норм и институтов, пассивного и активного избирательного права, а сколько в освоении демократических политико-правовых ценностей и ориентаций, ожиданий и предпочтений, то есть в становлении нового источника избирательного права и законодательства — гражданского демократического правосознания [1].

А что касается конкретно избирательного права, за рубежом люди осознают значимость выборов, понимают, что голос каждого из них может, как-то повлиять на их дальнейшую жизнь в стране. Они понимают это в большей степени, чем россияне, наверное, здесь играет роль менталитет и не осознание сущности выборов. Мне кажется, что в россиянах нужно воспитывать политическую культуру. При чем, не законами прививать её, а например различными программами самоуправленческого характера, как взрослым, так и детям.

Сегодня в Российской Федерации около 25 миллионов граждан в возрасте от 18 до 30 лет, т. е. около четверти от общего числа российских избирателей. В настоящий момент самым голосующим электоратом являются граждане старше 50 лет. Именно это поколение воспитывалось во времена комсомола, во времена, когда была одна единственная партия — КПСС, когда выборы были национальным праздником, а в бюллетене была одна единственная кандидатура.

Молодое поколение начала 90-х годов родились уже в современной России, в эпоху перемен, на самом бурном и даже драматическом отрезке нашей новейшей истории. Молодежи не нужно рассказывать, что такое многопартийность, конкурентные выборы, где соревнуются множество кандидатов и партийных списков, — сейчас это реальные события и факты.

Очень скоро, через пару десятков лет нынешняя молодежь встанет у руля власти, будет формировать наше гражданское общество и возьмет всю ответственность за строительство нашего демократического государства [2].

Молодые люди, вне зависимости от их политических убеждений, должны осознавать, что, участвуя в избирательных процедурах, они определяют основные векторы стратегического развития страны, а, значит, и формируют свое будущее, свою жизненную программу.

С этой целью с 2007 года новой формой работы избирательных комиссий Российской Федерации с молодежью стало проведение Дня молодого избирателя. Следует отметить, что инициатива проведения этого мероприятия исходила от избирательных комиссий ряда субъектов Российской Федерации, которые уже проводили аналогичные праздники в своих регионах.

19 февраля проходил День открытых дверей в ТИК для учащихся и студентов. Встречу проводила Медведева Н. М. Она рассказала ребятам, как и где проводятся выборы, как происходит процесс голосования. Показала, как выглядят бюллетени для голосования и где регистрируют избирателей. Затем студентам показали, каким образом передаются данные по итогам голосования на большом специальном оборудовании. Ребята задавали очень интересные, а пророй и каверзные вопросы. Беседа проходила в приятной дружеской обстановке. Некоторые студенты заинтересовались и даже изъявили желание подать документы в члены участковых избирательных комиссий.

Проведенные мероприятия показали, что повысив уровень правовых знаний, молодые люди будут активнее участвовать в решении социально значимых вопросов своего муниципального образования, ярко проявлять себя в общественно-политической жизни города, района, края, страны, принимать участие в избирательном процессе в качестве организаторов выборов, претендентов на выборную должность или представителей избирательного объединения. Участие в выборах — это показатель гражданской зрелости и самостоятельности, готовности к тому, чтобы взять на себя ответственность за формирование органов государственной власти и местного самоуправления! Участие в выборах — это также возможность определять свое будущее! Именно от активной гражданской позиции молодежи во многом зависит дальнейшая судьба нашей Родины. Проведение таких акций помогает ориентироваться в современных политических процессах, происходящих в стране, давать правильную оценку тем или иным событиям, формируя гражданско-правовое мировоззрение молодых избирателей.

Основные термины (генерируются автоматически): молодой избиратель, Российская Федерация, выбор, студент колледжа, государственная власть, демократическое государство, демократическое общество, Киренский район, местное самоуправление, правовая культура.

Похожие статьи

Общественный контроль при проведении муниципальных.

Российская Федерация, молодой избиратель, студент колледжа, выбор, местное самоуправление, демократическое общество, демократическое государство, государственная власть, Киренский район, правовая культура.

Местное самоуправление в системе народовластия

местное самоуправление, Российская Федерация, государственная власть, институт, демократическое государство, гражданское общество, муниципальное образование, Россия, народный суверенитет, государственное.

Конституционная демократия — основа процветающего.

местное самоуправление, Российская Федерация, государственная власть, институт, демократическое государство, гражданское общество, муниципальное образование, Россия, народный суверенитет, государственное.

Формы непосредственной демократии как.

гражданское общество, правовое государство, свобода человека, государство, местное самоуправление, свобода, Российская Федерация, Международный пакт, демократическое государство, высшая ценность.

Местное самоуправление как основа конституционного строя

Местное самоуправление — это форма народовластия, признак демократического строя, наличия гражданского общества. Местное самоуправление завершает систему органов власти страны.

Проблема взаимодействия институтов общественного участия.

Краснодарский край, общественный контроль, выбор, избирательная комиссия, массовая информация, гражданское общество, государственная власть, Российская Федерация, местное самоуправление.

Процессы демократизации и становления гражданского общества

Дагестан, власть, свобода человека, местное самоуправление, демократия, социальная справедливость, демократическое государство, конституция Республики, дагестанское общество, Россия. Проблема взаимодействия институтов общественного участия.

Роль местного самоуправления как института гражданского.

Ключевые слова: гражданское общество, местное самоуправление, правовое государство, демократия, муниципальное управление.

Местное самоуправление представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивая в пределах, установленных.

Правовая культура современной молодежи: актуальное.

Избирательное право — один из древнейших правовых институтов демократического общества.

Российская правовая культура на современном этапе. Рассматривая понятие правовой культуры общества, мы хотели отразить сложность этого явления для познания, его.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования, науки и молодежной политики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Методическая разработка

Кто имеет право участвовать в муниципальных выборах в г.Красноярске

_____________ Молгачева Т.С.

Рассмотрено и утверждено на

общих гуманитарных и

Протокол № 7 от 09.02.2021г.

_______________ Молгачева Т.С.

Глава 1. Теоретическая часть……………….………………………………………6

Глава 2. Практика. 12

Список использованной литературы……………………………………………. 16

Россия, ты у нас одна

И за тебя мы все в ответе.

На карте мы едины, мы - страна,

В сердцах и мыслях мы - России дети!

Мы сами выбираем свою власть

За выбор свой должны держать ответ

Задуматься об этом нужно нам сейчас

Ведь все у нас в руках: и тьма и свет

В третье воскресенье февраля в нашей стране отмечают день молодого избирателя. В этом году он выпал на 20 февраля. В этот день по всей стране чествуют молодых избирателей, которым предстоит в будущем определять судьбу нашей страны, приходя на выборы и отдавая свои голоса за достойного кандидата или партию.

«В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства.

Мы должны с вами почувствовать себя причастным к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в этой стране. Я – ее гражданин.

Данную разработку могут использовать преподавателям для организации и проведения внеклассных мероприятий, в форме дистанционных конкурсов и викторин.

В США женщины получили избирательное право в 1920 г, в Греции – 1956, Швейцарии – в 1971 году. Сегодня в РФ нет дискриминации по половому признаку. Все граждане достигшие 18 летнего возраста обладают равными правами.

Давайте вместе разберемся понятиях и принципах избирательного права.

Чтобы принимать участие в выборах, нужно владеть избирательным правом.

Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранными в государственные органы. Избирательное право может быть активным и пассивным.

Активное право – это право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в референдумах, избирать органы власти.

Активным избирательным правом обладают:

-достигший на день голосования возраста 18 лет;

- при выборах в районный Совет депутатов гражданин должен иметь место жительства на территории муниципального района.

Пассивное избирательное право допускает, что гражданин может быть выбран депутатом или главой государства.

Пассивным избирательным правом обладают граждане РФ, при выборах в Государственную Думу, достигшие 21 года. В областную Думу и районный совет депутатов, достигшие 18 лет; при выборах Президента, достигшие 35 лет и проживающие в РФ не менее 10 лет.

Выборы признаются законными если соблюдаются нужные требования, которые называются Принципами избирательного права .

Например, Всеобщим избирательным правом в выборах обладают все взрослые граждане мужского и женского пола, достигшие 18 лет и обладающие правом избирать органы власти и выдвигать свои кандидатуры на выборах.

Цель: способность формированию активной жизненной позиции, готовность участвовать в общественно-политической жизни страны.

Образовательные: актуализировать знания студентов об истории и практике выборов;

Развивающие: развивать умения студентов сравнивать, анализировать, обобщать понятия, развивать познавательные интересы и способности;

Воспитательные: воспитывать уважение к закону, традициям.


Глава 1. Теоретическая часть

Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т.д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой волеизъявления электората в отношении кадровых назначений на ведущие руководящие посты. Применение процедуры выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты применяется на основании основных законов общности, применяющей эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

Существуют разные виды выборов:

1. очередные - проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. досрочные выборы - проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа государственной власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы (довыборы) - назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. повторные выборы - проводятся тогда, когда проведенные выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

Не следует путать повторные выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимое количество голосов, и закон предусматривает проведение второго тура выборов.

Статья 60 Конституции Российской Федерации

В настоящее время Российская Федерация – демократическое, правовое государство с республиканской формой правления. Мы, граждане России, имеем право выбирать Президента страны, депутатов Государственной Думы, Областной Думы, Городской Думы. В школе на уроках обществознания я узнала, что избирательное право делится на объективное и субъективное. Объективное право – это совокупность юридических норм, закрепляющих порядок и проведение выборов. Субъективное право бывает активным и пассивным. Активное избирательное право – это право участвовать с решающим голосом в формировании выборных органов государственной власти. Пассивное право- право быть избранным самому.

Существуют следующие принципы избирательного права:

3.принцип тайного голосования;

4.принцип состязательности (альтернативные выборы);

5.принцип непосредственности (прямые выборы);

6.принцип гласности (общественный контроль);

7.принцип свободы выборов (добровольность)

8.принцип ограничения сроков выборов.

С каждым днем вопросы участия молодёжи в избирательном процессе становятся всё более актуальными. Одна из главных задач на сегодняшний день – совершенствовать и реализовывать основные направления и наиболее эффективные формы работы по широкому вовлечению молодёжи в избирательный процесс.

2. Привлечение российской молодежи к участию в выборах

Участие в выборах – это не просто конституционное право, но и событие, требующее от избирателя политической ответственности. Чтобы быть готовым к таким серьёзным решениям, нужно хорошо ориентироваться в политической обстановке своей страны.

Выбирать – это значит сопоставлять, сравнивать, изучать деятельность, программы и взгляды различных кандидатов и партий, делать вывод о том, кто в большей степени будет полезен обществу. А как можно судить о вещах, в которых ты плохо разбираешься? По-моему, участие в выборах некомпетентного избирателя принесёт больше вреда, чем пользы. Выбирая кандидата на какой-либо пост, мы должны помнить, что наделяем своего избранника властными полномочиями. И от того, как он воспользуется данной ему властью, зависит судьба всей страны.

Опросы ВЦИОМ апреля 1996 году показали, что если привлечь молодежь на избирательные участки, то около 70 % её голосов будет отдано Ельцину. Задача кампании сводилась к привлечению молодых избирателей на избирательные участки.

Столетний юбилей российского парламентаризма, широко отмеченный в 2006г., стал важной отправной точкой в процессе разработки и проведения Парламентских уроков. В него включились уже многие регионы нашей страны, что стало значимым элементом в деле гражданского образования и воспитания школьников.

С февраля 2008 года по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации каждое третье воскресенье февраля объявлено Днём молодого избирателя. В рамках этого дня в различных городах нашей страны проводятся мероприятия, направленные на формирование политической грамотности молодого избирателя. Конечно, всё это стимулирует политическую активность молодёжи, но, на мой взгляд, к сожалению, недостаточно.

Выделяются две формы привлечения молодежи к участию в выборах: устная и письменная. Письменная форма выражается с помощью таких методов, как изучение всевозможной литературы, работа в библиотеках, чтение популярной политической литературы, то есть, мы имеем дело с письменными, либо электронными источниками. Выражение устной формы - это то, что мы воспринимаем через органы слуха и зрения, когда смотрим телевизор, слушаем радио, участвуем во всевозможных обсуждениях через СМИ, сеть Интернет.

Таким образом, я думаю что, основными формами привлечения молодежи к участию в выборах должны стать:

1.Семья . Необходимо проводить мероприятия, повышающие правовое воспитание родителей. Пример родителей, их активная жизненная позиция должны стать воспитательным фактором для молодежи.

2.Школы и высшие учебные заведения . Необходимо создавать школьные кружки политически-правовой направленности. Исследования показали, что чем выше степень участия школьников в таких детских объединениях во внеурочное время, тем выше их уровень политической грамотности и активности.

3.Волонтерские движения – продолжать развивать практику добровольного, бескорыстного участия молодежи в различного рода общественных проектах.

4.СМИ, .Интернет - Значительная часть информации о выборах молодое поколение получает через СМИ и Интернет, поэтому необходимо активно просматривать и обсуждать проблемы государственного устройства, систему выборов, права и обязанности граждан, создавать по этим вопросам дискуссионные площадки.

5.Партии и общественные движения – развитие молодежного движения, создание молодежных организаций, что является весомым фактором вовлечения молодежи в электоральный процесс.

Глава 2. Практика

Задание 2. Расположить этапы избирательного процесса в нужной последовательности.

— создание избирательных комиссий;

— процесс голосования на избирательных участках;

— назначение даты выборов;

— регистрация избирателей и составление списка избирателей;

— организация избирательных округов и избирательных участков;

— выдвижение и регистрация кандидатов на выборные должности;

— опубликование итогов голосования и результатов выборов;

— подведение итогов голосования;

Задание 3. Ответить на вопросы.

1. Кто является главой государства и высшим должностным лицом?

2. С какого возраста можно стать Президентом РФ?

3. Какой законодательный акт является основой избирательного права в России?

4. С какого возраста граждане России могут принимать участие в выборах?

5. Как называется документ, в котором избиратель ставит галочку (делает свой выбор)?

6. На какой срок избирается Президент России?

7. Когда начинается и заканчивается голосование?

8. Куда избиратели приходят голосовать?

9. Какой документ должен взять с собой избиратель, чтобы проголосовать?

10. За сколько дней разрешается досрочное голосование?

Задание 4. Восстановить изречения великих людей и записать их на листочках.

1. Мудрых, государством, от, управление, людей, подбора, зависит. (Конфуций)

2. Который, будешь, человека, меньше, голосуй, всех, обещает, за, разочарован, всех, меньше. (Бахур)

Задание 5. Даже в сказках, бывает, выполняются или нарушаются права. Попробовать отгадать названия сказок.

1. В какой из сказок личность, во всех отношениях очень серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц? И лишь благодаря общественности все заканчивается благополучно.

2. В какой сказке речь идет о спортсмене, который, не имея достаточной физической подготовки, отправился на соревнования по бегу с препятствиями? Хитрость и незаурядная выдержка позволила ему подойти к самому финишу. Но финиш трагичен: проявив преступную самонадеянность и грубо нарушив правила техники безопасности, он погибает.

3. В какой сказке невеста была украдена накануне свадьбы у одного жениха, убежала от другого и вышла замуж за третьего?

4. В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к богатству?

Savochkaa@mail.ru

За последние десятилетия в России происходят глубокие качественные изменения во многих сферах жизни общества. Наиболее значимые изменения происходят в политической сфере.
Работа в школе, а так же работа в составе участковой избирательной комиссии убедила меня в необходимости изучения избирательного права старшеклассниками - будущими избирателями. В процессе обучения у учащихся формируются ключевые компетенции, позволяющие им реализовать те цели и задачи, которые общество ставит перед молодежью.

За последние десятилетия в России происходят глубокие качественные изменения во многих сферах жизни общества. Наиболее значимые изменения происходят в политической сфере. Российская Федерация идет по пути формирования правового государства и становления гражданского общества. Успехи на этом пути зависят не только от совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в условиях демократических ценностей, от уровня правовой культуры и активной гражданской позиции каждого.

Но создание правового государства, укрепление демократических основ государственной и общественной жизни осложнено объективными и субъективными трудностями. Среди них одной из наиболее значительных является недостаточная правовая культура граждан России, общественно-политическая пассивность людей. Низкой остается активность граждан в ходе избирательной кампании. Все это свидетельствует об актуальности целенаправленного формирования правового сознания подрастающего поколения.

Выборы - важнейший институт организации и функционирования публичной власти в современных политических обществах. Одно из основных назначений избирательного процесса состоит в воздействии на политический курс, выработку парадигмы демократизации, реализации политической стратегии.

Социальная ценность выборов в том, что они являются одним из существенных моментов политического самоутверждения граждан, политической самоорганизации гражданского общества. Понятно, что формально-юридическая возможность быть субъектом избирательного права еще не означает ее реализацию в действительности, но для этого и существуют выборы, чтобы выработать навыки публичного, действительного, а не мнимого участия граждан и их партийных объединений в формировании государственной власти, ответственной перед гражданами и контролируемой ими.

Работа в школе, а также работа в составе участковой избирательной комиссии убедила меня в необходимости изучения избирательного права старшеклассниками - будущими избирателями. В процессе обучения у учащихся формируются ключевые компетенции, позволяющие им реализовать те цели и задачи, которые общество ставит перед молодежью. Они проявляются в умении защищать и отстаивать свои права и интересы, в полном объеме выполнять обязанности, готовности лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. Подобные компетенции можно формировать на уроках обществознания и истории.

К двум из основных содержательных линий примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:

  1. роль права в регулировании общественных отношений, законотворческий процесс в стране;
  2. гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России.

Одной из целей обществоведческого знания является освоение учащимися общественно-политических категорий, понятий, терминов (т.е. категориального аппарата), широко применяемых в СМИ. Необходимо стремиться к тому, чтобы учащиеся приобретали навыки свободного оперирования ими в устной и письменной речи. В политико-правовой сфере это следующие термины, понятия и категории: политическая власть, суверенитет, демократия, Конституция, правовое государство, разделение ветвей власти, органы законодательной, исполнительной и судебной власти, местное самоуправление, гражданин, гражданское общество, политическая активность, формы участия граждан в политической жизни, гражданская ответственность, гражданская позиция, выборы, референдум, абсентеизм, политические партии, избирательная система, избирательное право, принципы избирательного права, избирательный процесс, избирательные права граждан, активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательная кампания, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система.

Основные задачи для учителя состоят в раскрытии демократического потенциала избирательного права и процесса в системе российского публичного права в целом и как формирующейся подотрасли конституционного (государственного) права, в частности:
• показать значение свободных выборов в формировании органов государственной власти и местного самоуправления;
• выявить степень воздействия международных избирательных стандартов на формирование новейшего российского избирательного законодательства и практику проведения выборов в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления.

  1. познакомиться с формулой современных выборов, с ее преимуществами и недостатками;
  2. получить опыт работы, участия в избирательной кампании (деловая игра);
  3. понять важность знания и умения пользоваться избирательными правами;
  4. расширить и углубить знания о том, как происходит избирательная кампания;
  5. проводить первичный анализ и применение информации;
  6. характеризовать избирательные системы;
  7. объяснять роль избирательных комиссий в процессе выборов;
  8. увидеть реальные возможности граждан влиять на жизнь своего региона, своей страны посредством участия в выборах;
  9. стать активными участниками школьных, муниципальных, региональных олимпиад, конкурсов сочинений и рисунков на тему выборов.
  10. понимать социальное назначение, общественно-гражданский смысл выборов и референдумов;
  11. усвоить необходимость защищать и развивать демократические процессы участия граждан в избирательном процессе.
  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Закон "О референдуме Российской Федерации";
  3. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
  4. Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" с прилагаемыми материалами;
  5. Федеральный закон "Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах";
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  7. Закон Забайкальского края от 29.06.2012 N 676-ЗЗК "О выборах Губернатора Забайкальского края" (принят Законодательным Собранием Забайкальского края 27.06.2012)
  8. Закон Забайкальского края от 06.07.2010 № 385-ЗЗК "О муниципальных выборах в Забайкальском крае" (принят Законодательным Собранием Забайкальского края 30.06.2010)
  9. Закон Забайкальского края от 6 декабря 2012 Г. N 753-ЗЗК "О выборах депутатов законодательного собрания Забайкальского края".

Имеется достаточное количество проблем, особенно непосредственно в преподавании правоведческого курса. Дефицит учебной литературы, методической литературы, отсутствие каких-либо наглядных пособий по теме, и, наконец, необходимость в регулярных специальных курсах по избирательному праву для учителей - вот небольшой перечень проблем на сегодняшний день. Для их успешного решения необходимы совместные усилия и школы, и органов власти, и родительской общественности.

Читайте также: