Савромато сарматская культура доклад

Обновлено: 19.05.2024

Археологической культура железного века, занимавшая обширную территорию от Западного Казахстана и Южного Приуралья до Северо-Западного Причерноморья и существовавшая с IV в до н.э. по IV в. н.э. Сарматские племена были ираноязычными.

Интерес к сарматам появляется в среде русской ученой интеллигенции еще в XVIII веке, в XIX веке делаются первые попытки обосновать их географическое местоположение. Первоначально это только изучение древних письменных источников и лингвистические исследования. Во второй половине XIX века появляются случайные находки, изредка проводятся археологические раскопки. В начале XX века сарматские рядовые курганные захоронения были выделены В.А. Городцовым. До революции значительная роль в изучении сарматов принадлежит Н.И. Веселовскому и М.И. Ростовцеву. В советское время основными исследователями были Б.Н. Граков, В.И. Костенко, М.Г. Мошкова, П.Д. Рау, П.С. Рыков, К.Ф. Смирнов, Г.А. Федоров-Давыдов, В.П. Шилов и др.

В рамках сарматской культуры выделяют три хронологически последовательных культуры: прохоровская (раннесарматская), сусловская (среднесарматская) и позднесарматская.

Основным источником информации о сарматской культуре являются многочисленные погребения. Стационарные поселения культуры не обнаружены, однако на Кубани известны вероятные меото-сарматские городища.

Погребения

В качестве погребального инвентаря в первую очередь необходимо выделить предметы вооружения, которые встречаются как в мужских, так и в женских захоронениях, а также конского снаряжения.

Из украшений наиболее распространены металлические фибулы, пряжки, браслеты, серьги, перстни, диадемы и гривны, в том числе из драгоценных металлов или покрытые золотой фольгой. Одежда расшивалась золотыми бляшками, бисером, бусинами, из них также собирались ожерелья. Наиболее распространены были сердоликовые, янтарные, агатовые, коралловые, хрустальные и стеклянные бусы.

Известно множество бронзовых зеркал. Первые зеркала были большого размера, плоские и с плоской цельнометаллической ручкой. Затем по краю появляется бортик, а костяная или деревянная рукоять насаживается на штырь. Позже зеркала становятся миниатюрными (3-5 см в диаметре), с конической выпуклостью по центру и широким бортиком по краю, прямоугольная короткая ручка имела отверстие.

В погребение также ставили керамические и металлические сосуды. Из металлических, основным типом являются бронзовые котлы с яйцевидным или шаровидным туловом, иногда на поддоне, а также с двумя вертикальными ручками.

В качестве заупокойной пищи часто клали баранину, при этом среди частей разделанной туши обязательно присутствует передняя нога, реже обнаруживаются останки лошади. При этом характерным для сарматского обряда является захоронение отдельных лошадиных голов.

Вооружение и конское снаряжение

В начальный период сарматское вооружение было сходно со скифским и савроматским, а затем модифицируется с точки зрения эффективности в конном бою. В защитном вооружении продолжали использовать железные чешуйчатые панцири скифского образца. Наступательное оружие становится более массивным. Наконечники копий становятся железными и увеличиваются в размерах, удлиняется древко копья, достигая трёх и более метров. Бронзовые втульчатые наконечники стрел постепенно сменились железными черешковыми. Кинжалы и мечи также были железными. Некоторые формировались сваркой внахлест, шире практиковалась цементация. Первоначальная форма рукояти мечей и кинжалов ‒ с узким серповидным или ломаным (реже прямым) навершием и прямым перекрестьем. Для удобства всадника мечи удлиняются, прямое перекрестье приобретает форму узкого бруска. Затем распространяются мечи с кольцевидным навершием, позднее ‒ мечи с рукоятью-штырем без металлических навершия и перекрестья. Из находок стоит отметить кинжал из кургана Дачи. Обкладка ножен и рукоять кинжала была выполнены из золота и украшены многократно повторяющейся сценой терзания верблюда хищной птицей-грифом. Рельефное изображение дополнено вставками цветных драгоценных и полудрагоценных камней (полихромный стиль). В других случаях для украшения могли использовать стеклянные вставки.

В конском снаряжении сперва использовались железные удила скифского типа и железные двудырчатые С-видные или прямые псалии. Затем псалии заменяют свободно вращающиеся кольца, дополнительно крепившиеся к удилам. Для защиты коней также применялись чешуйчатые панцири. С III в. до н.э. по I в н.э. широко использовались богатые наборы сбруи с украшенными серебряными фаларами (круглые или полушарные бляхи).

Керамика

Как правило, сарматы не использовали гончарный круг в производстве керамики. Лепные сосуды были плоскодонными или круглодонными. Наиболее распространенные формы ‒ шаровидные сосуды, позднее ‒ миски и кувшины. Часто встречаются привозные гончарные сосуды. Для местной керамики могут быть характерны зооморфные ручки (в виде барана, лошади или кабана).

Происхождение и связь с другими культурами

Создание сарматами на месте культур скифского облика культуры нового типа. Основные хронологические этапы сарматской эпохи. Влияние сарматской культуры на культуру жителей Северного Причерноморья. Характерные черты сарматской археологической культуры.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.11.2017
Размер файла 538,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2. Общая характеристика эпохи

2.1 Сарматская культура

3. Сарматы - археологическая культура

3.1 Материальная культура сарматов

Список использованной литературы

1. Введение

Следующий после скифского период раннего железного века в степях Евразии, датируемый примерно в рамках III в. до н.э. -- IV в. н.э., в соответствии с новыми этнокультурными доминантами может условно именоваться сарматской (сармато-гуннской) эпохой. В это время в западной части степей (в Приуралье, Поволжье, а затем и в Северном Причерноморье) господствуют сарматы -- ираноязычные кочевники-скотоводы, родственные савроматам и создавшие на месте культур скифского облика культуру нового типа.

В восточной части степей (в Прибайкалье, в степях Сибири, Казахстана и в Средней Азии) в конце I тыс. до н.э. -- начале I тыс. н.э. также происходят важные изменения, связанные в первую очередь с постепенным расширением политического и особенно культурного влияния племенных объединений народов, известных по древнекитайским источникам как хунну (сюнну), часть из которых позднее вошла в гуннский полиэтничный массив, хлынувший в IV в. н.э. в Европу.

Хронологически эта эпоха подразделяется на раннесарматскую, или прохоровскую (5-1 вв. до н.э.), восходящую непосредственно к савроматской культуре; среднесарматскую, или сусловскую (1 в. до н.э. - 1 в. н.э.) и позднесарматскую (2-4 вв. н. э.).

Для носителей сарматской культуры во все эти три периода был характерен кочевой образ жизни, но в некоторых районах, в особенности на Северном Кавказе, имело место частичное оседание кочевого населения. Для всех трёх периодов характерен курганный обряд захоронения, отсутствие поселений. В могилах обнаружены мечи, кинжалы, копья, стрелы, остатки конского снаряжения.

В раннесарматский (прохоровский) произошли значительные изменения по сравнению с савроматской культурой в погребальном обряде, появились новые вещи (мечи с серповидным навершием и дугообразным перекрестием, зеркала с валиком по краю, круглодонная керамика). Памятники этого периода обнаружены на территории от Приуралья до Днепра, на Северном Кавказе, и принадлежат племенам языгов и роксолан.

Древнейшие памятники среднесарматского периода были обнаружены в Румынии и Венгрии, что согласуется со свидетельствами античных авторов о продвижении языгов и роксолан в эти земли. В этот период широкое распространение получили железные черешковые наконечники стрел, мечи и кинжалы с кольцевым навершием, маленькие зеркала, фибулы и другие вещи. Для данного этапа характерно большое количество импортных изделий: в первую очередь керамики из греческих городов Северного Причерноморья, а также серебряной и бронзовой посуды италийских и римских мастерских.

Цель работы: охарактеризовать сарматскую археологическую культуру.

Задачи: археологический культура сарматский причерноморье

1) Изучить литературу по данному вопросу.

2) Дать общую характеристику сарматской эпохи и культуры.

3) Охарактеризовать сарматскую археологическую культуру.

2. Общая характеристика эпохи

Во-вторых, развивается конское снаряжение: взамен стержневидных псалиев всё чаще начинают употреблять крупные кольца; совершенствуется седло, которое становится более жёстким. В-третьих, на смену скифо-сибирскому звериному стилю приходит новое прикладное анималистическое искусство, более орнаментальное, главным отличием которого было то, что украшаемые объекты служили прежде всего фоном, а не композиционной основой изображений.

2.1 Сарматская культура

Хронологические пределы сарматской культуры: IV в. до н.э. -- IV в. н.э. Её ареал в максимальном выражении покрывает обширную территорию степи от Западного Казахстана и Южного Приуралья до Северо-Западного Причерноморья.

3. Сарматы - археологическая культура

Погребенных клали на подстилку из органики, реже -- на деревянные носилки или в деревянные решётчатые гробы, детали которых скреплялись с помощью шипов. Иногда погребённые лежали на ложе, оставшемся от погребальной колесницы, на которой доставляли покойного; сама колесница в процессе захоронения разламывалась, а её детали клали в погребение.

В могилы клали символы огня -- угольки (или их заменители -- мел, гипс, реальгар, красную охру).

Подкурганный обряд погребения оставался господствующим у сармат на всем протяжении их истории. Импортные вещи и предметы вооружения, которыми пользовались сарматы и поздние скифы, совершенно идентичны. Поздние скифы, благодаря проникновению в их среду носителей сарматской культуры, воспринимали многие особенности сарматской погребальной обрядности. Поэтому невозможно определить, какие из подкурганных погребений, совершенных в простых грунтовых могилах, принадлежали скифам, а какие - сарматам.

Центром поздних скифов становится Крым, где обнаружены их крупнейшие поселения -- в частности, столица новообразованного Скифского царства -- город Неаполь на р. Салгир (в районе современного Симферополя) площадью 20 га. Этот город замечателен прежде всего мощными каменно-сырцовыми крепостными стенами, башнями и воротами, а также несколькими общественными зданиями, построенными в греческом духе, на что указывают такие признаки, как мегаронная планировка, портики с колоннами, черепичные крыши, орнаментация стен фресковой росписью и т.д. Уникален и прямоугольный каменно-сырцовый мавзолей, пристроенный к внешней оборонительной стене и функционировавший с последней трети II в. до н.э. по I в. н.э. Мавзолей содержал захоронения 72 человек -- царей и аристократов -- с множеством погребальных даров.

Появление на скифских могильниках Неаполя скифского и на Усть-Альме большого количества Подбойных могил в I в. н.э., вероятно, следует связывать с притоком нового населения. Учитывая широчайшую распространенность подбойных могил в сарматской степи, в этом населении следует видеть сарматов.

Сарматские черты явственно проступают и в некоторых других деталях погребального обряда и инвентаря. Так, скифское оружие полностью заменяется на сарматское, распространяется обычай обшивать края одежды бусами, появляются зеркала и некоторые другие вещи сарматских типов. Однако такие же изделия обнаруживаются и на Кавказе, и во Фракии. Можно лишь в общем виде констатировать заметное влияние сарматской культуры на позднескифскую в первые века н.э. и, по всей вероятности, присутствие сарматов среди жителей позднескифских поселений.

3.1 Материальная культура сарматов

Важнейшие элементы материальной культуры сарматов реконструируются главным образом по материалам погребений.

Вооружение сарматов вначале было сходно со скифским и савроматским, но со временем модифицировалось, отражая прежде всего совершенствование конного боя. При этом увеличивалась массивность наступательного вооружения. Именно в сарматский период бронзовые втульчатые наконечники стрел постепенно сменяются железными черешковыми. Копья также имеют железные наконечники, которые постепенно становятся всё более массивными и длинными; удлиняются и древки копий, в результате чего копья достигают трёх и более метров, что повышает их эффективность в конном бою. Кинжалы и мечи были железными, первоначально с узким серповидным или ломаным, реже прямым навершием и прямым перекрестьем. Появились всаднические мечи: длинные, с прямым перекрестьем в виде узкого бруска. Затем распространились мечи с кольцевидным навершием, а ещё позже -- с рукоятью-штырём без металлического навершия и металлического перекрестья. Некоторые мечи были сформированы сваркой внахлёст; шире практиковалась цементация. По-прежнему использовались железные чешуйчатые панцири.

В конском снаряжении сначала господствовали железные удила скифского типа и железные псалии -- С-видные или прямые стержни с двумя отверстиями. Затем появились железные удила с дополнительными кольцами, которые вращались свободно, а к ним крепились ремни оголовья и повод.

С III в. до н.э. до I в. н.э. были популярны богатые наборы сбруи с серебряными круглыми или полушарными бляхами -- фаларами, украшенными растительными, зооморфными или мифологическими сюжетами( см. рис.1)

Рисунок 1 Сарматская культура. Вооружение, конское снаряжение, сосуды: 1-3 -- железные мечи; 4 -- бронзовый наконечник стрелы с втульчатым креплением; 5 -- железный наконечник стрелы с черешковым креплением; 6 -- костяной наконечник стрелы с черешковым креплением; 7 -- костяная концевая накладка на лук; 8, 9 -- керамические сосуды; 10, 11 -- бронзовые котлы; 12 -- изображение конного боя на серебряном кубке; 13 -- железные удила с кольцами и зажимами для крепления оголовных ремней; 14, 16 -- серебряные конские украшения (фалары) с зооморфными изображениями; 15 -- реконструкция снаряжения коня; 17 -- золотая обкладка рукояти железного кинжала с зооморфными изображениями (инкрустация бирюзой и сердоликом)

Керамические сосуды, как правило, производились сарматами без гончарного круга и были плоскодонными и круглодонными. Наиболее распространены шаровидные сосуды, позднее -- миски и кувшины, среди которых встречаются и сделанные на гончарном круге, импортированные в зону сарматской культуры. Ряд сосудов имеет стилизованные зооморфные ручки (чаще всего в виде барана, лошади или кабана).

Основные металлические сосуды сарматов -- это бронзовые котлы с яйцевидным или шаровидным туловом, с поддоном или без него, с двумя вертикальными ручками.

И женская, и мужская одежда сарматов в своей основе была близка скифской. Вместе с тем сарматская знать гораздо шире использовала фибулы, поясные пряжки; практиковалось украшение одежды не только золотыми нашивными бляшками, как у скифов, но и нашивными бусами и бисером.

Из украшений также следует отметить браслеты (бронзовые, железные, серебряные, золотые), серьги (бронзовые -- кольцевидные и спиралевидные), ожерелья из сердоликовых, янтарных, коралловых, горно-хрустальных и стеклянных бус, а также драгоценные диадемы и гривны.

Известно множество бронзовых зеркал. Сначала они были большие плоские с плоскими ручками, затем с валиком по краю и штырём, на который насаживалась рукоять из дерева или кости. Позже зеркала становятся миниатюрными (в диаметре 3-5 см) с боковой прямоугольной короткой ручкой с отверстием, с коническим выступом и широким бортиком по краю.

Заключение

Таким образом, сарматская эпоха представляется чрезвычайно важным периодом в жизни довольно значительного массива ираноязычных племен VII-IV вв. до н.э., населявших южнорусские степи. Вхождение в железный век совпало у них с оформлением чисто кочевой экономики, отражением которой стали соответствующие черты культуры и быта. В это время происходило разложение родоплеменных отношений, в ходе которого выделялась военно-родовая знать. История Астраханского края: Монография. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. 1122 с.

Список использованной литературы

3. История Астраханского края: Монография. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. 1122 с.

Подобные документы

Памятники материальной культуры древнейшего каменного века (палеолита) на территории Казахстана, стоянки мезолитического типа. Зарождение скотоводства и земледелия в неолите (новом каменном веке). История Сако-Сарматской эпохи, хунну, усуни и кангюи.

реферат [18,2 K], добавлен 13.02.2011

Захоронение древней сарматской культуры, датируемое примерно концом IV-началом III тысячелетия до нашей эры в Ставропольском крае близ станицы Марьинской Кировского района. Находки Г. Прозрителева, памятники эпохи бронзы: городище в черте Ставрополя.

презентация [268,0 K], добавлен 12.02.2012

Культура Дании, Швеции, Норвегии, Исландии и Финляндии в начале XVI в. Характерные особенности культуры в скандинавском регионе. Роль народной культуры. Основание университета в Копенгагене. Внедрение Реформации. Достижения художественной культуры.

реферат [22,4 K], добавлен 09.11.2008

Сущность и общая характеристика афанасьевской культуры как южносибирской археологической культуры бронзового века, ее территориальное распространение, этапы развития и главные признаки. Происхождение и этническая принадлежность, антропологический тип.

презентация [3,3 M], добавлен 17.10.2014

Появление местной оригинальной литературы на арабском языке и многочисленных центров науки и культуры в Дагестане вследствие распространения ислама и арабской культуры. Основные задачи воспитания и обучения детей и молодежи в мусульманских школах.

Рис. 4.7. Сарматский вождь (по З.С. Самашеву)

По мнению исследователей прямые предки скифских и савроматских племен вышли из массива населения, оставившего памятники андроновской и срубной культур.

В Авесте упоминается имя сайрима. Более подробная информация содержится в древнегреческих источниках, в которых говорится о савроматах, племени, которое можно сопоставить с сайрима.

Вот что писал о них Геродот. Согласно легенде, савроматы произошли от брака скифских юношей с амазонками, которые после сражения при Фермодонте были пленены эллинами и на трех кораблях переправлялись через Черное море. Во время плавания амазонки перебили всех мужчин и, не умея обращаться с парусами и веслами, долго плыли по волнам. Наконец, пристали к Кремнам, которые находились в землях свободных скифов близ озера Меотида. После войны с приплывшими воительницами скифские юноши вступили с ними в брак и с частью своего имущества перешли в стан амазонок. Но амазонки попросили своих мужей переселиться из скифской страны за реку Танаис, объяснив эту просьбу тем, что лишили юношей их отцов, причинив великое зло стране, а потому их страшит мысль об обитании в этих местах. Юноши согласились на это. Переправившись через Танаис, они три дня шли на восток от реки и три дня на север от Меотиды. Прибыв, они поселились в этих краях. Археологические находки подтверждают это. Установлено, что в степях междуречья Дона — Волги, Заволжья и Урала существовала единая археологическая культура, отождествляемая исследователями с савроматами.

В этой легенде содержится немало любопытных сведений о савроматах и в первую очередь об особом положении женщин, которые ездят верхом, стреляют из лука, бросают дротики, вместе с мужьями выезжают на охоту, выступают в походы и носят одинаковую с мужчинами одежду. Женским работам они не обучены. Ни одна девушка не выходила замуж, пока не убьет врага. Такой образ жизни савроматские женщины вели исстари. Надо думать, что в легенде отразилась существовавшая реальность, отличавшая общественное положение савроматских женщин, что и подчеркивалось Геродотом.

Рис. 4.8. Знатный сармат (по З.С. Самашеву)

Рис. 4.8. Знатный сармат (по З.С. Самашеву)

На рубеже V—IV вв. до н. э. мирные отношения между скифами и савроматами были нарушены. Набеги, а возможно, и мирное проникновение савроматов в скифские земли становятся все более продолжительными и интенсивными, а часть савроматов поселяются в Европе. Судя по античным источникам, с IV в. до н. э. низовья Дона, а возможно, и часть северного берега Черного моря принадлежали сарматом.

С момента массового переселения кочевников южного Приуралья в Заволжье и далее на запад, происшедшего не позднее конца IV в. до н. э., сарматы начинают тревожить скифов, проникая небольшими отрядами в глубь территории междуречья Дона — Днепра. Очень красочно события подобного рода описываются в одном из произведений Лукиана Самосатского, жившего во II в. н. э. Он подчеркивает неожиданность и непредвиденность нападения сарматов, которые обратили скифов в бегство, многих храбрецов убили, других увезли живыми, угнали и разграбили добычу. Скифия, вступившая с III в. до н. э. в полосу затяжного экономического кризиса, не могла противостоять натиску сарматов. Постоянные набеги и спорадические перемещения отдельных сарматских племен из района низовьев Дона и северо-восточных берегов Меотиды закончились массовой миграцией скифов, после которой степи Северного Причерноморья между Доном и Днепром стали контролироваться сарматами.

В IV в. н. э. по территории степного Приуралья проходят гунны. В составе гуннской орды часть сарматов дошла до берегов Гибралтара, часть влилась в образовавшиеся в Северном Причерноморье и Подонье новые этнические объединения раннего средневековья.

В условиях степных пространств главным и определяющим укладом населения было кочевое скотоводство. Сарматы разводили преимущественно лошадей и овец. В засушливых условиях степей лимитирующим фактором в использовании пастбищ явилась питьевая вода. Не случайно, значительная часть археологических памятников расположена вдоль крупных водных артерий, в местах выхода подземных вод, либо вблизи пресных степных речек и озер.

В зимних условиях резко континентального климата скотоводы откочевывали в районы с расчлененным рельефом, где могли найти естественные укрытия для животных. Таковыми в Западном Казахстане являются южные и восточные песчаные массивы с бессточными речками, отроги общего Сырта и долины крупных рек. Кочевники выбирали места с расчетом на древесно-кустарниковую растительность.

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста , окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Администрация сайта благодарит Вас за вклад, который Вы сделаете .

Много информации о савроматах, их верованиях, обрядах и материальной культуре принесли раскопки их погребений. Савроматские костяки, обнаруженные в Поволжье, в большинстве случаев лежат головой на запад (реже на восток) в вытянутом положении на спине, руки — вдоль туловища (одна кисть — на тазовых костях). Выявлено шесть типов савроматских могил: узкие прямоугольные и продолговатые могилы; небольшие широкие прямоугольные могилы; большие прямоугольные и квадратные могилы; круглые и овальные могилы; погребения на древнем горизонте; могилы с камерами (подбоями и катакомбами).

Для первого и второго типов характерны рядовые погребения, а для третьего и четвертого типов — погребения савроматской знати, что свидетельствует о социальном и имущественном расслоении этих кочевников.

Количество и качество погребального инвентаря определялось социальным и имущественным положением покойников. В этом смысле богатым погребениям не повезло, поскольку подавляющее большинство из них было ограблено, вероятно, еще в древности. Но бывают и счастливые исключения. Так, в 1986 г. у поселка Комсомольский было найдено женское жреческое погребение рубежа VI-V вв. до н.э. На груди покойной находилась массивная золотая пластина в виде кулана; на черепе и рядом — несколько золотых бляшек и пластин, некогда нашитых на головной убор. Ранее, при раскопках курганного могильника вблизи с. Соленое Займище Черноярского района в 1963 г. было найдено парное савроматское погребение V в. до н.э., отличающееся богатством и разнообразием погребального инвентаря.

О верованиях савроматов (как и сарматов) можно судить в основном лишь по археологическим находкам, обнаруженным преимущественно в курганных захоронениях, так как об их мифологии практически почти ничего не известно, поскольку античные авторы об этом не писали, а немногочисленные сюжетные композиции на сарматских изделиях могут лишь косвенно свидетельствовать о близости основных религиозных представлений этих племен к верованиям скифов и других ираноязычных кочевников той эпохи.

В частности, К.Ф. Смирнов систематизировал находки, связанные с использованием огня в погребальном ритуале, интерпретированные им как различные формы проявления культа огня, известные также и у других индоиранских народов. М.Г Мошкова подчеркивает, что сожжения удостаивались немногие савроматы высокого социального положения, в частности, жрицы, хранительницы культа домашнего очага или огня, погребенные с каменными жертвенниками-алтариками.

Сравнительно-исторический метод исследования позволяет предполагать, что у савроматов, как и у других народов, находящихся на подобной стадии развития, существовал культ природы в ее главных проявлениях, в частности, культ рек и солнца, хотя в отношении рек имеются лишь поздние и косвенные данные, а о культе солнца можно догадываться только по подвескам дискообразной или колесообразной формы. Что касается изображений животных, вы-полненных в савроматском зверином стиле, то их семантика не раскрыта, хотя в ходе исследований скифо-сибирского звериного стиля выдвигались различные гипотезы (магическая или тотемистическая символика, зооморфные божества и т.д.). Весьма проблематична и гипотеза о семи главных божествах савроматского пантеона, воз-главляемых богиней, основанная исключительно на скифском материале.

Хозяйство савроматов можно охарактеризовать, опираясь на те же археологические материалы, обнаруженные в курганных могильниках, поскольку ни поселений, ни стационарных жилищ у этих кочевников, видимо, не было. Скорее всего, жили они в кибитках или шатрах, установленных на повозках. Само расположение курганных могильников в бассейне Волги показывает, что савроматы кочевали в меридиональном направлении, переходя с пастбища на пастбище: летом — на север, зимой — на юг. Несмотря на кочевой быт, савроматы пользовались глиняной лепной посудой. На основе изучения найденной в погребальных комплексах Нижнего Поволжья савроматской керамики, К.Ф. Смирнов выделил семь типов плоскодонных сосудов. В мужских, а также в 20 % женских погребений археологи нашли оружие — железные мечи, кинжалы, ножи, втульчатые наконечники копий и стрел (последние — как из бронзы, так и из железа). Основная масса металлических изделий поступала к савроматам от соседних осед-лых народов, возможно, частично в качестве дани. Если для приуральских савроматов основными поставщиками были восточные племена, то савроматы Волго-Донского междуречья получали изделия с юга (с Кавказа и Предкавказья) и запада (из Северного Причерноморья).

Савроматская эпоха, судя по археологическим материалам, наглядно демонстрирующим социальные и имущественные отличия

погребенных, была временем разложения родоплеменных отношений и формирования военно-родовой верхушки общества. Вместе со знат-ными воинами погребали их коней.

Политическая история савроматов (как и социально-экономическая) из-за отсутствия конкретных сведений в письменных памятниках реконструируется в основном по материалам археологических иссле-дований. Раскопки показывают, что погребения, по обрядам и инвентарю подобные нижневолжским, еще в VI-V вв. до н.э. распространились в Предкавказье в бассейне р. Маныч и междуречье Кумы и Терека.

Относительная близость савроматов к скифам проявилась и в распространении у них предметов прикладного искусства, изготовленных в так называемом скифо-сибирском зверином стиле. Все савроматские изделия звериного стиля изображают копытных животных, хищных птиц и зверей. Савроматский звериный стиль, по мнению К.Ф. Смирнова, был заимствован извне, а его особенности развились в VI-IV вв. до н.э.

Существует мнение, что искусство Нижнего Поволжья скифского времени более сходно с искусством Приднепровья и Кавказа, чем с искусством восточных районов, к которому тяготеет звериный стиль Южного Приуралья.

Таким образом, савроматская эпоха представляется чрезвычайно важным периодом в жизни довольно значительного массива ираноязычных племен VII-IV вв. до н.э., населявших южнорусские степи. Вхождение в железный век совпало у них с оформлением чисто кочевой экономики, отражением которой стали соответствующие черты культуры и быта. В это время происходило разложение родоплеменных отношений, в ходе которого выделялась военно-родовая знать. Трудно сказать, как повлияли на савроматов вторжения персов в VI в. до н.э. в земли среднеазиатских массагетов при Кире Великом и на территорию европейских скифов при Дарии I, но общая тенденция натиска кочевников с востока на запад сохранилась.

Читайте также: