Саул и давид история 5 класс доклад

Обновлено: 07.07.2024

Царь Давид – второй правитель Израильского народа, сделавший Иерусалим центром духовного паломничества. Давид всегда был богобоязненным и мудрым человеком. Несмотря на всю мудрость, он был несовершенным и совершал много больших грехов. Но, благодаря тому, что он вовремя раскаялся и поэтому чувствовал на себе благословения от Бога. Рассматривая краткую биографию Давида, можно не только ближе узнать этого царя, который стал прародителем Иисуса Христа, но и многому научиться на его примере и укрепить свои взаимоотношения с Богом.

Происхождение Давида.

Давид появился на свет примерно в 1035 году до нашей эры. Поскольку многие истории о его жизни, записанные в Библии, больше похожи на мифы, многие историки ставят под вопрос историчность Давида. Однако имеющиеся археологические раскопки и свидетельства доказывают реальность существования легендарного правителя израильского народа.

Во времена молодости храброго Давида Израильским народом правил богобоязненный царь Саул. Со временем он начал вести себя неподобающим образом и уклонился от пути Бога, поэтому пророк Самуил по просьбе Господа начал искать ему замену. Самуил остановил свой выбор на Давиде, который также работал при дворе царя и играл на музыкальном инструменте кинноре. В это же время юный Давид привлёк к себе общественное внимание героическим поступком, победив филистимлянина, который значительно превосходил его по силе и росту. Слава Давида вызвала у Саула зависть и ревность. Он настолько возненавидел юношу, что решил убить его, даже неоднократно пытался это реализовать. Такие действия правителя привели к тому, что Давиду пришлось бежать к Самуилу в Раму, а затем он смог найти убежище и поддержку у своих противников – филистимлян. Через некоторое время войска под руководством филистимлянского царя Анхуса вторглись в Израиль и убили Саула и его сыновей.

Царское правления Давида.

После того, как Давид приступил к правлению в Иерусалиме, он первоначально сделал этот город столицей государства и сакральным иудейским центром, разместив там Ковчег Завета. Он также хотел построить для Ковчега Храм, но не смог этого сделать так как участвовал в войнах и пролил слишком много крови. Поэтому строительством Храма занимался его сын Соломон.

Давид был всегда мудрым и бесстрашным правителем, уповавшим на Господа. Он часто захватывал соседние территории и подчинял их своему правлению, поэтому правители граничащих государств боялись и уважали его. С некоторыми правителями Давид постоянно вёл деловые отношения. Во время 40-летнего правления Давида Израильское государство процветало и народ жил в достатке.

Личная жизнь Давида.

Узнав об этом предательском поступке, пророк Нафан проклял Давида и он понёс большое наказание за свой поступок: 3 его сына были убиты и дочь изнасилована собственным братом. Со временем Давид раскаялся в своём проступке, в результате чего получил прощение от Бога. Господь одобрил его брак с Вирсавией и позволил родиться в этом союзе ещё одному сыну – Соломону, который стал приемником Давида. Также в качестве наказания последние несколько лет жизни Давид страдал от кожного заболевания.

Умер Давид на 70-м году жизни, успев перед смертью назначить следующим правителем Израиля Соломона, который продолжил укрепление государства.


Из проповедей

Саул и Давид история

Саул и Давид: история двух царей. Обоих помазал пророк Самуил. Но почему такие разные судьбы? В этой статье постараемся разобраться, в чём ошибки одного и преимущества другого.

(Рим 8:28) Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу.

(Рим 8:33) Кто будет обвинять избранных Божьих? Бог оправдывает их.

Израильтяне сами выбрали Саула, не Бог. Давид — избранник Бога. Через Давида Бог будет управлять народом.

Помазание Саула на царство

(1Цар 10:1) И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего.

(Откр 16:1) И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю.

Помазание Давида

Саул и Давид история

(1Цар 16:1) И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя.

Самуил помазал Давида именно из рога ( символизирует жертвенного агнца) — это значит благодать. Помышления Саула — гнев. Бывают такие проповедники, что после их проповеди остаётся впечатление, как будто Бог разгневан. Это можно назвать Саулово мышление, мышление суда. У Давида было мышление благодати.

(1Цар 9:3) И пропали ослицы у Киса, отца Саулова, и сказал Кис Саулу, сыну своему: возьми с собою одного из слуг и встань, пойди, поищи ослиц.

Первое знакомство с Саулом — он бегает за ослицами. Это символизирует плотскую жизнь. Давид же идёт к братьям с полными руками хлебов, сыра и сушёных зёрен. Это прообраз Иисуса Христа.

(1Цар 17:17) И сказал Иессей Давиду, сыну своему: возьми для братьев своих ефу сушеных зерен и десять этих хлебов и отнеси поскорее в стан к твоим братьям;

Люди Саула

(1Цар 14:52) И была упорная война против Филистимлян во всё время царства Саула. И когда видел какого-либо человека сильного и воинственного, брал его к себе .

Это те, кто окружал Саула. Самые сильные и храбрые. Саул уповал на собственные силы.

Люди Давида

(1Цар 22:1-2) И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда. И собрались к нему все притеснённые и все должники и все огорчённые душою .

Что случилось с народом Саула? Ведь у него были храбрецы.

(1Цар 13:7-8) Весь народ, бывший с ним, находился в страхе и стал народ разбегаться от него.

А что народ, который с Давидом? Ведь с ним были слабые.

В присутствии Давида, люди стали храбрыми.

Итак, подведём итог:

  • Саул — избранник народа. Поражение. Мышление суда. Бог гневается.
  • Давид — избранник Бога. Победы. Мышление благодати. Бог благословляет.

Саул — это символ законничества, надежды на свои силы.

Давид — это прообраз Иисуса Христа, полного благодати и истины.

Сегодня многие христиане живут в надежде на свои силы, тем самым отвергая благодать Иисуса. А что говорит Апостол Павел в послании к Галатам?

(Гал 2:21) Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.

Кто хотя бы вскользь не слышал о ветхозаветном царе Давиде, убившего филистимского великана Голиафа и расширившего позже древнее царство Израиль до большого по площади государства с центром в Иерусалиме?

Можно по-разному относиться к Ветхому Завету, но, неизменно возникает желание узнать, что знает история о царе Давиде. Известны ли помимо текстов Библии сведения о Давиде, есть ли с учетом археологических изысканий какие-то фактические данные о правлении этого легендарного правителя?

Следует заметить сразу, перед тем, как вдаваться в подробности об археологических свидетельствах: данные весьма немногочисленны. Да и в целом среди археологов и других ученых продолжаются споры о размерах царства Давида и о том, насколько библейские историй являются правдой.

Когда именно правил царь также доподлинно неизвестно. Царствование Давида условно датируется примерно 1000-962 годами до н.э. Однако, точные годы правления Давида неизвестны и являются предметом споров среди ученых.

I. Путь Давида согласно Ветхому Завету: от убийцы Голиафа до "дамского угодника".

Если судить по Библии, а описания жизни царя Давида фигурируют только в текстах Ветхого завета, если брать из условно приближенных текстов к периоду предполагаемого его правления царя, то про него известно не мало подробностей.

Давид был младшим сыном человека по имени Иессей. Его избрал Бог в качестве будущего царя Израиля еще в юном возрасте. В те времена, когда Давид был молод, Израилем, судя по Священным Писаниям, правил царь по имени Саул, а страна часто воевала с народом, называемой филистимлянами.

Давид отличился, когда во время битвы с филистимлянами он убил могущественного воина по имени Голиаф, бросив в него камень:

После этого, согласно еврейским ветхозаветным текстам, Давид быстро поднялся в ранге и приблизился к властному царю, возглавив войска по приказу Саула, убивая многочисленных врагов. В конце концов Саул предложил Давиду взять в жены одну из своих дочерей, Мелхолу, и тот согласился.

По мере того как слава Давида росла, между ним и Саулом росло напряжение. Саул боялся, что Давид узурпирует его трон. В то время как старший сын Саула, Ионафан, дружил с Давидом и пытался убедить своего отца, что Давид не представляет угрозы, Саул в конце концов решил убить Давида.

Давид бежал и укрылся у филистимского царя по имени Анхус. Давид предложил сразиться с израильтянами на стороне Анхуса, но получил отказ, потому что другие филистимские цари чувствовали себя неуютно, думая о Давиде на своих боевых позициях.

После того как Саул и несколько его сыновей, включая Ионафана, погибли, сражаясь с филистимской армией, Давид вышел из изгнания и попытался утвердить свое царство над Израилем. Несколько лет Давид провел в Хевроне, примерно в 32 километрах к югу от Иерусалима, где он сражался с выжившими представителями дома Саула в гражданской войне. В конце концов Давид победил и стал царем всего Израиля. Так заявлено в Библии.

Став царем, Давид расширил территорию Израиля, завоевав несколько городов, в том числе Иерусалим — город, который он позже сделает своей столицей. По мере того как царство Давида росло, он накапливал все больше богатств и все больше жен и наложниц.

"Давид предстает как человек с одним глубоким недостатком личности: он был "дамским угодником" - так высказался профессор парижского университета Сорбонна Дэниель Боди, работающий на кафедре истории религий и опубликовавший труд, посвященный царю Давиду.

Эти склонности в концов привели Давида к разногласию с Богом. Давид был на крыше одного из своих дворцов, когда увидел прекрасную купающуюся женщину по имени Вирсавия. Она была замужем за Урией Хеттеянином, солдатом, сражавшимся в армии царя Давида. Это не остановило Давида, и он послал гонцов, чтобы забрать ее. Вирсавия забеременела от Давида.

Давид поспособствовал убийству Урии, когда тот сражался с группой, называемой аммонитянами. Царь написал письмо одному из своих военачальников, в котором велел ему:

После того как Урия был убит, Давид взял Вирсавию в жены. Согласно Библии, Бог разгневался на Давида и послал пророка по имени Нафан передать Давиду послание:

"Не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою." (2 Царств 12:10).

Оставшаяся часть правления Давида была полна опасностей. Первый ребенок Давида и Вирсавии умер, хотя их второй ребенок - Соломон - выжил и позже стал прославленным царем Израиля.

Давид также столкнулся с многочисленными восстаниями, в том числе с одним из них, возглавляемым Авессаломом, одним из сыновей Давида. В о время как Давиду удалось остановить восстание, Авессалом был убит в бою, и Давид оплакивал его смерть.

В последний год правления Давида разгорелась борьба за то, кто станет его преемником. Чтобы решить этот вопрос, Давиду пришлось встать со смертного одра и объявить, что Соломон станет царем.

В конце концов царство, которое Давид помогал строить, распалось. После смерти Соломона Израиль раскололся на две части: северное царство, сохранившее название Израиль, и южное царство, основанное в Иерусалиме, которое называлось именем Иуды. Такова в кратце история царя по Библии.

II. Археологические свидетельства современности.

Археологические свидетельства существования царя Давида ограничены, и большая их часть противоречива. Вероятно, самое важное свидетельство, связанное с царем Давидом, известно как стела Тель-Дана , которая представляет собой древний камень с надписями, обнаруженный в 1993 году. Надписи частично сохранились и повествуют, как правитель арамейского Дамаска победил царя Израиля по имени Иорам и царя Иудеи по имени Ахази, которые оба были членами дома Давида.

Упоминание "дом Давида" указывает на то, что царь Давид, скорее всего, существовал, писал Эрик Клайн, профессор антропологии и истории Университета Джорджа Вашингтона, в своей книге "Библейская археология: очень краткое введение" (Oxford University Press,2009).

"Одним махом обнаружение этой надписи положило конец спорам и разрешило вопрос о том, был ли Давид реальной исторической личностью" , - писал Клайн.

К сожалению, нет никаких других свидетельств ни о Давиде, ни о его сыне Соломоне. На другой надписи 2800-летней давности, прочитанной на стеле Меша (названной в честь млавского царя Меша, который ее воздвиг), есть надпись, которая, по мнению некоторых ученых, относится к царю Давиду, но это также сильно обсуждается.

Ученые спорят о том, насколько могущественным было царство Давида, какую территорию оно контролировало, было ли царство Давида некогда "единой монархией", которая, как предполагается, объединила евреев.

Израиль Финкельштейн, профессор археологии Тель-Авивского университета, утверждает, что царство Давида было более скромным, чем утверждает Библия.

"Более чем столетние археологические исследования в Иерусалиме — столице библейского объединенного царства — не выявили доказательств какой-либо значимой строительной деятельности X века", — писал Финкельштейн в книге "Один Бог - один культ - одна нация: археологические и библейские перспективы" (de Gruyter,2010).

Некоторые ученые не согласны с оценкой Финкельштейна. Археологическая группа во главе с Эйлатом Мазаром, научным сотрудником Института археологии Еврейского университета Иерусалима, обнаружила фрагмент стены, которая, по мнению исследователей, датируется X веком до нашей эры и, возможно, была как-раз возведена во времена правления царя Соломона, преемника Давида. Мазар также исследует остатки большого здания в Иерусалиме, которое, по ее мнению, может быть дворцом, построенным для царя Давида.

Некоторые археологи утверждают, что существуют веские доказательства существования царства царя Давида за пределами Иерусалима. Недавно группа археологов вела раскопки на большом участке под названием Хирбет-Киафа . Радиоуглеродное датирование показало, что человеческая деятельность процветала в этом месте около 3000 лет назад.

Археологи, изучающие городище Хирбет-Киафа под руководством профессора археологии Еврейского университета Иерусалима Йосефом Гарфинкелем, обнаружили руины больших строений, включая королевский дворец, который, как они полагают, вероятно использовал царь Давид.

Однако их интерпретация противоречива. Хотя в Хирбет-Киафе было найдено несколько письменных свидетельств, ни одна из них не упоминает царя Давида. Оттого в целом спорно утверждение, подвластно ли был этот древний город непосредственно царю Давиду когда-либо.

Другие обнаруженные в 2018 году археологические останки местности, которую, возможно, контролировал царь Давид, предстали взору в долине Тимна на юге Израиля. Речь идет о довольно внушительных руинах в местности под названием Тель-Итон , расположенном к юго-западу от Иерусалима. Но опять же, не найдено надписей, разъясняющих, кто контролировал эти места.

Остается неясным до конца, имел ли царь Давид какое-либо отношение к этому месту. Есть предположение, что Тель-Итон был ровесником объединенного еврейского царства, а в VIII веке бы разрушено ассирийцами.

В этой же долине Тимна уже совсем недавно археологи сделали новые открытия. Они обнаружили фрагменты пурпурной ткани, датируемые примерно временем предполагаемого правления Давида и Соломона. Эта шерстяная ткань, найденная в Израиле, датируется примерно 1000 годом до н.э.

Полученный из тел улиток краситель, используемый при окраске шерстяных волокон, был чрезвычайно ценен в древнем мире. Фиолетовый цвет издавна ассоциировался с королевской властью. Библейские тексты описывают царя Давида и царя Соломона, одетых в пурпурные одежды—цвет, издавна ассоциировавшийся с царской властью.

Это исследование проводилось совместно Израильским управлением древностей (IAA), Тель-Авивским университетом и Университетом Бар-Илан.

- Этот цвет сразу же привлек наше внимание, но нам было трудно поверить, что мы нашли настоящий фиолетовый цвет такого древнего периода ,-говорит соавтор исследования Эрез Бен-Йосеф.

Согласно современным данным Тимна была частью библейского царства Эдома, которое граничило с Израилем на юге и было в зависимости от израильских племен. В заявлении Бен-Йосефа говорится, что находка свидетельствует о сложном обществе в Эдоме, несмотря на то, что его народ был по своей сути кочевым.

-Когда мы думаем о кочевниках, нам трудно освободиться от сравнений с современными бедуинами, и поэтому нам трудно представить себе царей без великолепных каменных дворцов, обнесенных стенами городов, - объясняет он. - Но при определенных обстоятельствах кочевники также могут создать сложную общественно-политическую структуру, которую библейские авторы могли бы определить как царство.

Бен-Йосеф предполагает, что эти находки имеют значение для продолжающихся поисков археологами вещественных доказательств царствования Давида в Израиле.

- Мы знаем, что племена Израиля изначально были кочевниками и что процесс заселения территорий был постепенным и длительным”, - говорится в заявлении Бен-Йосефа. - Археологи ищут дворец царя Давида. Однако Дэвид, возможно, выражал свое богатство не в великолепных зданиях, а в предметах, более подходящих для кочевого наследия, таких как текстиль и личные предметы.

Вверху раскопки в Иерусалиме. Хирбет-Киафа. Средний ряд - Тель-Итон. Фрагменты пурпурной ткани (Тимна).

Вверху раскопки в Иерусалиме. Хирбет-Киафа. Средний ряд - Тель-Итон. Фрагменты пурпурной ткани (Тимна).

Конечно, исследователи на настоящий момент располагают не столь обширными данными и свидетельствами археологических изысканий, связанных с библейскими изображениями того времени.

Но, научные и археологические работы регулярно приносят свои плоды, приоткрывая тайны истории библейских событий.

Поиски древнего израильского царства были и будут важны для многих евреев, христиан и мусульман всего мира, ведь царствования Давида и Соломона памятны по ветхозаветным текстам в качестве "золотого века" Израиля, и эти сказания по сути связаны с историями Иисуса и Мухаммеда.


16:43 / 10 мая 2013

В традиции еврейского народа не было царской власти. Они вели кочевой образ жизни и испокон веку управлялись патриархами, старейшинами, судьями. Еще со времен Моисея в Иудее строилась теократическая система управления: народ - старейшины - судьи - первосвященник (иногда рядом с ним пророк) - Бог. И это оправдывало себя в тех условиях. Однако переход к оседлой жизни, опыт общения с соседними народами (ханаанеянами, филистимлянами. ), корыстолюбие и неспособность правящей верхушки защитить народ от внешней экспансии тех же соседей привели к тому, что народ потребовал себе царя, обратившись с требованием о назначении царя к высшему авторитету того времени пророку Самуилу.

Самуил, понимая, что новый вид правления угрожает будущей власти его сыновей, сопротивлялся этому решению, но в итоге все-таки сделал выбор в пользу юноши Саула, сына Киса из рода знатного с добрым именем из малочисленного колена Веньяминова. Вначале Самуил тайно помазал его на царствие, а потом через некоторое время перед народом на помазанника выпал жребий. Так излагает историю избрания Саула Иосиф Флавий.

Правил Саул примерно 20 лет и первое время своего царствования поступал по воле Божьей, показывая себя достойным правителем. Многими победами над врагами он приобрёл себе любовь народа. Поначалу он отказывался от почестей и в мирное время сам пахал на своём поле (1Цар. 11:4). Со временем Саул перестал исполнять повеления Божии, став самонадеянным, и Дух Божий оставил его. Понимая это, он впал в депрессию, и ничто его не радовало. Тайно на царствие был помазан Самуилом приближенный к царю Давид, разгонявший хандру царя искусной игрой на арфе.

В Гелвуйской битве пали три сына Саула. Окружённый вражескими лучниками и израненный их стрелами, Саул бросился на свой меч (1Цар. 31:4).

Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила. Д.Н. Мартынов. 1857


Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила.
Дмитрий Никифорович Мартынов (1826-1889). 1857 г.
Ульяновский художественный музей

Рассказ об Аэндорской волшебнице содержится в Первой книге Царств (глава 28). В ней повествуется, как после смерти пророка Самуила войска филистимлян собрались на войну с Израилем. Царь Израиля Саул попытался вопросить Бога об исходе битвы, „но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков“ (1Цар.28:6). Тогда он приказал слугам — „сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу её“. Слуги нашли женщину-волшебницу в Аэндоре и Саул, сменив царские одежды на простые, взял с собой двух человек и ночью отправился к ней.

Саул спросил Самуила о том, как поступить ему в войне с филистимлянами, на что получил ответ — „для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду“. (1Цар.28:16-17). Далее Самуил предрёк, что „завтра ты и сыны твои [будете] со мною“. Саул испугался и пал на землю. Волшебница подошла к нему, предложила хлеба, после уговоров царь согласился и женщина заколола ему телёнка, испекла опресноки. Поев, Саул удалился.

На следующий день в битве сыновья Саула — Ионафан, Аминадав и Малхисуа были убиты, а сам царь покончил с собой (1Цар.31:15). Первая книга Паралипоменон сообщает, что „умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом“ (1Пар.10:13).

Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы). Н.Н. Ге. 1856

Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы). Н.Н. Ге. 1856


Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы).
Николай Николаевич Ге. 1856 г. Холст, масло. 288×341.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Царь Давид

Давид - второй царь Израиля, младший сын Иессея. Царствовал 40 лет (ок. 1005 — 965 до н. э., по традиционной еврейской хронологии ок. 876 — 836 до н. э.: семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого (по мужской линии), согласно иудейским библейским пророчествам, выйдет Мессия, что уже осуществилось, согласно христианскому Новому Завету, где подробно описано происхождение Мессии — Иисуса Христа от царя Давида. Историчность царя Давида является предметом дискуссии историков и археологов.

Древо Иессея. Марк Шагал. 1975


Древо Иессея.
Марк Шагал. 1975 г. Холст, масло. 130×81 см.
Частная коллекция

Давид и Голиаф. И. Е. Репин. 1915


Давид и Голиаф.
И. Е. Репин. 1915 г. Бумага на картоне, акварель, бронзовый порошок. 22х35.
Тверская областная картинная галерея

Призванный к царю Саулу, Давид игрой на кинноре отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество от Бога. После того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина Голиафа и сразил его пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончательно взял его ко двору (1Цар. 16:14 — 18:2).

Давид и Вирсавия. Марк Шагал. 1960


Давид и Вирсавия.
Марк Шагал. Париж, 1960. Литография, бумага. 35,8×26,5

Песня Песней Марк Шагал


Песня Песней
Марк Шагал
Музей Марка Шагала, Ницца

Царь Давид. Марк Шагал. 1962–63


Царь Давид.
Марк Шагал. 1962–63 г. Холст, масло. 179.8×98.
Частная коллекция

Царь Соломон

Суд царя Соломона. Н.Н.Ге. 1854


Суд царя Соломона.
Н.Н. Ге. 1854 г. Холст, масло. 147 x 185.
Киевский государственный музей русского искусства

Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним. И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила. И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.

И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой. И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю. И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите. И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она - его мать. 3-я Царств 3:16-27

Экклезиаст или Суета сует (Суета сует и всяческая суета). И.Л. Аскназий. 1899 или 1900

Экклезиаст или Суета сует (Суета сует и всяческая суета). И.Л. Аскназий. 1899 или 1900


Экклезиаст или Суета сует (Суета сует и всяческая суета).
Исаак Львович Аскназий. 1899 или 1900 г.
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств в С.-Петербурге

Самая большая, серьезная и последняя работа художника была написана в 1900 году — картина "Экклезиаст" или "Суета сует". Она экспонировалась даже на Парижской выставке 1900 года.
На картине изображен царь Иерусалимский Соломон, сидящий на престоле, мысли его мрачны, губы шепчут: "Суета сует, все суета". Художник изображает царя одиноким, давно покинутым детьми. Только два верных слуги - телохранителя и секретарь остались с ним. Слуги с пристальным вниманием следят за движением его губ, а секретарь записывает на доске высказывания мудрого царя.

Читайте также: