Санитарно эпидемиологический режим доклад

Обновлено: 06.05.2024

На основании СанПиН разрабатываются приказы по санэпидрежиму в лечебных учреждениях, которые включают в себя требования к противоэпидемическому режиму, порядок проведения профилактических процедур, требования к медперсоналу и условий труда сотрудников, порядок организации питания пациентов.

Основными элементами СПЭРа являются:

Деконтаминация-общий термин, под которым понимается процесс обработки для удаления возбудителей инфекционных заболеваний, в результате чего использование обрабатываемого предмета становится безопасным.

Очистка - процесс удаления видимых загрязнений, осуществляется водой с мылом, детергентами или ферментными продуктами, очистка должна всегда предшествовать дезинфекции и стерилизации.

Дезинфекция - процесс уничтожения патогенных микроорганизмов.

Стерилизация - процесс уничтожения всех форм микробной жизни, включая бактерии, вирусы, споры, грибы.

Одним из элементов комплекса мероприятий, обеспечивающих санитарно-противоэпидемический режим в медицинском учреждении, является строгое соблюдение и регулярный контроль над выполнением асептики и антисептики, которые достигаются путем дезинфекции и стерилизации.

Асептика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение попадания микроорганизмов на стерильные объекты и в рану.

Антисептика-это комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микроорганизмов во внешней среде и в организме человека.

Мероприятия в ЛПУ:

1) Предотвращение заноса инфекционных агентов в ЛПУ;

2) Мероприятия, направленные на снижение численности микроорганизмов до безопасных уровней;

3) Предотвращение распространения нозокомиальных инфекций;

4) Борьба с патогенными (золотистый стафилококк, синегнойная палочка) и условно патогенными (кишечная палочка) микроорганизмами.

Санитарно-противоэпидемический режим в ЛПУ.

Санитарно-противоэпидемическим режимом называется комплекс организационных, санитарно-профилактических и противоэпидемиологических мероприятий, целью проведения которых является предотвращение возникновения и распространения внутрибольничной инфекции.

На основании СанПиН разрабатываются приказы по санэпидрежиму в лечебных учреждениях, которые включают в себя требования к противоэпидемическому режиму, порядок проведения профилактических процедур, требования к медперсоналу и условий труда сотрудников, порядок организации питания пациентов.

Основными элементами СПЭРа являются:

Деконтаминация-общий термин, под которым понимается процесс обработки для удаления возбудителей инфекционных заболеваний, в результате чего использование обрабатываемого предмета становится безопасным.

Очистка- процесс удаления видимых загрязнений, осуществляется водой с мылом, детергентами или ферментными продуктами, очистка должна всегда предшествовать дезинфекции и стерилизации.

Дезинфекция - процесс уничтожения патогенных микроорганизмов.

Стерилизация - процесс уничтожения всех форм микробной жизни, включая бактерии, вирусы, споры, грибы.

Одним из элементов комплекса мероприятий, обеспечивающих санитарно-противоэпидемический режим в медицинском учреждении, является строгое соблюдение и регулярный контроль над выполнением асептики и антисептики, которые достигаются путем дезинфекции и стерилизации.

Асептика- это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение попадания микроорганизмов на стерильные объекты и в рану.

Антисептика-это комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микроорганизмов во внешней среде и в организме человека.

Мероприятия в ЛПУ:

1) Предотвращение заноса инфекционных агентов в ЛПУ;

2) Мероприятия, направленные на снижение численности микроорганизмов до безопасных уровней;

3) Предотвращение распространения нозокомиальных инфекций;

4) Борьба с патогенными (золотистый стафилококк, синегнойная палочка) и условно патогенными (кишечная палочка) микроорганизмами.

Производственно- лабораторный контроль в ЛПУ.

Медицинские организации обязаны соблюдать требования санитарного законодательства, чтобы обеспечить безопасность лечебно-диагностического процесса как для пациентов, так и для медицинского персонала

  1. Программа производственного контроля позволяет оценить качество выполнения санитарно-противоэпидемических мероприятий
  2. По результатам контроля администрация медицинской организации принимает управленческие решения
  3. Каждая медицинская организация проводит производственный контроль за соблюдением санитарных правил. Главная цель контроля — безопасность лечебно-диагностического процесса для пациентов и медицинского персонала.

Нормативное регулирование

Производственный контроль регламентируют следующие документы:

Важно

Программу производственного контроля могут разработать сторонние специализированные учреждения

После разработки программы сотрудники специализированных организаций в рамках заключенного договора могут осуществлять дальнейшее санитарно-эпидемиологическое сопровождение объекта. Они будут выполнять необходимые исследования с утвержденной кратностью и периодичностью, информировать администрацию о санитарно-техническом состоянии медицинской организации и нарушениях противоэпидемического режима, разрабатывать предложения и рекомендации по их устранению.

Если в медицинской организации есть собственная лаборатория и эпидемиологический отдел, санитарно-бактериологические исследования и контроль противоэпидемических мероприятий целесообразно проводить собственными силами. Это позволит существенно сэкономить денежные средства.

Виды производственного контроля

Производственный контроль бывает 3 видов: визуальный, лабораторный и инструментальный.

Визуальный контроль — оценка качества проводимых санитарно-противоэпидемических мероприятий путем визуального осмотра помещений, поверхностей, изделий медицинского назначения и прочих объектов. Визуальный контроль позволяет оценить:

  • санитарное состояние территории медицинской организации;
  • качество и своевременность проведения ремонтных работ, текущих и генеральных уборок;
  • соблюдение требований к обращению с медицинскими отходами;
  • соблюдение правил хранения дезинфицирующих средств, иммунобиологических и лекарственных препаратов;
  • качество проведения работ по дезинсекции и дератизации;
  • правильность и регулярность заполнения учетно-отчетных форм.

Лабораторный контроль — оценка качества выполнения санитарно-противоэпидемических мероприятий путем проведения лабораторных исследований.

Инструментальный контроль — оценка качества с использованием измерительных приборов и инструментов.

Лабораторный и инструментальный контроль могут проводиться либо силами самой медицинской организации, либо специализированными учреждениями, которые аккредитованы на данный вид деятельности.

Каждый вид контроля осуществляется в соответствии с графиком, утвержденным программой.

Первоисточник: Филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республики - Чувашии в г. Канаш"

Противоэпидемический режим в медицине — это утвержденный на законодательном уровне комплекс правил, четкое следование которым позволяет предотвратить распространение инфекционных и паразитарных заболеваний на территории ЛПО. Санитарно-противоэпидемический режим играет важную роль в организации лечения больных и ухода за ними.

  • Понятие и задачи режима
  • Требования к пищеблоку и буфету
  • Процедурный кабинет
  • Акушерский стационар
  • Хирургическое отделение
  • Текущая и генеральная дезинфекция

Противоэпидемический режим

Понятие и задачи режима

Организация и проведение мероприятий, касающихся санитарно-противоэпидемического режима в лечебных учреждениях, регламентируются правилами и нормами СанПиН 2.1.3.2630−10. Ответственность за соблюдение всех необходимых мероприятий несет главный врач лечебного учреждения, а процесс обучение среднего и младшего медицинского персонала контролируется старшей медсестрой.

Санэпидрежим в медучреждениях

Основной задачей санэпидрежима в медучреждениях является профилактика вспышек внутрибольничных инфекций. Определение характера необходимых мероприятий, проводимых в рамках режима, обусловлено основными принципами организации медицинской помощи в больницах:

  1. Создание оптимальных гигиенических условий для пациентов при их размещении, питании, лечении и проведении диагностических процедур.
  2. Создание оптимальных гигиенических условий труда медицинских работников.
  3. Предупреждение групповых вспышек инфекционных заболеваний.
  4. Предупреждение распространения возбудителей ИСМП за пределами больницы и обеспечение безопасности здоровья жителей прилегающих к учреждению территорий.

При реализации комплекса профилактических мероприятий особое внимание уделяется непрерывному контролю за качеством проводимой дезинфекции. Особенностью этой работы является то, что она выполняется в присутствии пациентов при непрерывной деятельности больничного учреждения.

Требования к пищеблоку и буфету

Санэпидтребования к пищеблокам и буфетам в лечебных учреждениях основаны на положениях ФЗ № 52 и Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 г. № 554. Основные требования:

Пищевой блок

Буфет в больнице

Еда в больнице

Ответственными за соблюдение норм по приготовлению и реализации продуктов питания являются повара и буфетчицы больничных отделений. Санитарные требования находятся на контроле у врача-диетолога.

Процедурный кабинет

Для соблюдения санэпидрежима в процедурных кабинетах существует ряд требований к действиям медсестры при выполнении медицинских манипуляций.

Медсестра

Все действия медсестра обязана совершать в перчатках.

Использованные шприцы, перчатки, зажимы и другие инструменты следует промыть дезинфицирующими растворами и проточной водой, после чего их нужно сдать в ЦСО для проведения стерилизации. Использованный материал для перевязок следует отмачивать не менее 2 часов в 3% растворе хлорамина.

Хранение пинцетов для работы со стерильными материалами должно осуществляться в стерильных емкостях с раствором стерилянтов.

Стерильные материалы для работы должны готовиться в количестве из расчета на одну рабочую смену длительностью 6 часов.

Акушерский стационар

Работа акушерского стационара может осуществляться только при условии наличия лицензии на осуществление данного вида деятельности. Родильный дом не реже одного раза в год должен закрываться для осуществления плановой дезинфекции. Для персонала больницы должны быть предусмотрены отдельный вход, гардероб и ежедневная смена санитарной одежды.

Акушерский стационар

Работа медиков в родильном и операционном залах осуществляется в масках.

Во всех отделениях стационара ежедневно проводится влажная уборка с моющими и дезинфицирующими средствами, после которой для обеззараживания воздуха используется ультрафиолетовое облучение и проветривание. Инструменты, использованные при осмотре пациентки, обрабатываются по общепринятой схеме.

При поступлении пациенток в родильное отделение следует обеспечить изоляцию потока беременных и рожениц, а для гинекологического приема больных иметь отдельное помещение.

При размещении рожениц в родовых палатах необходимо соблюдать цикличность их заполнения.

Каждой беременной следует выдать индивидуальное судно. При перемещении в родильный зал пациентке должно быть выдано стерильное белье. После родов в зале осуществляется полная дезинфекция и обеззараживание поверхностей, загрязненных биологическими жидкостями.

Акушерка осуществляет подготовку к приему родов, аналогичную подготовке в хирургии. Новорожденного принимают в стерильный и согретый лоток. Первичная обработка ребенка проводится стерильными ватными тампонами с растительным или вазелиновым маслом.

Хирургическое отделение

Инфекции в хирургических отделениях связаны с различными микроорганизмами и проявляются в виде нагноений и септических поражений. Для профилактики и борьбы с послеоперационными осложнениями и выявления и изоляции источников распространения инфекции проводится целый комплекс санэпидеммероприятий:

Хирургическое отделение

Дезинфекция

  1. Применение высокоэффективных способов дезинфекции и обеззараживания операционного поля и рук персонала.
  2. Своевременная изоляция больных с гнойными осложнениями после хирургического вмешательства.
  3. Использование одноразовых инструментов и расходников.
  4. Регулярная диспансеризация всего медицинского персонала для своевременного выявления стафилококка, кариеса, болезней носоглотки.
  5. При вспышках инфекций в больнице среди персонала проводится внеплановый медосмотр и обследование на носительство.
  6. Для того чтобы провести обработку гнойных ран, персонал больницы должен надевать халат, шапочку, маску, перчатки и клеенчатый фартук, проходящий дезинфекцию после каждой обработки.
  7. Уборка в отделении проводится не реже 2 раз в сутки с использованием мыльно-содовых растворов. Дезинфицирующие средства применяются только в случае вспышек инфекций.
  8. Операционная отделяется от других помещений специальным тамбуром, оборудованным источниками ультрафиолетового излучения. Двери в блок всегда закрыты.
  9. Обязательно строгое разделение операционных для гнойных и чистых операций. Врачи и медперсонал перед началом операции обязаны принять гигиенический душ, надеть операционное белье, стерильный халат, перчатки и маску.

Ответственность за проведение необходимых мероприятий для борьбы с распространением инфекции и послеоперационных осложнений лежит на главном враче и заведующем отделением. Инструктаж медперсонала проводится старшей медсестрой.

Текущая и генеральная дезинфекция

Дезинфекция означает совокупность способов уничтожения патогенных для человеческого организма микроорганизмов на объектах во внешней среде и объектах медицинского назначения. Является одним из основных направлений соблюдения СПЭР.

Уборка больниц

В современной системе здравоохранения различают текущую и генеральную уборку.

Текущая проводится влажным способом 2 раза в день во всех помещениях, где осуществлялась работа с инфекционными больными или биологическими материалами пациентов.

Генеральная уборка осуществляется еженедельно в режимном отделении и ежемесячно в функциональном помещении на основании графика, который составляет старшая сестра.

Комплекс противоэпидемиологических мероприятий в больницах и поликлиниках регулируется нормами СанПин и ФЗ РФ. Четкое соблюдение санэпидрежима медицинскими учреждениями позволяет избежать распространения ВБИ и вспышек эпидемий в больничных стенах.

Рассмотрение противоэпидемических мероприятий в больницах, предназначенных для предупреждения распространения вирусных болезней. Содержание помещений, оборудования, инвентаря. Кратность проведения дезинфекции, гигиена больных и обсуживающего персонала.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.03.2020
Размер файла 28,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Гомельский государственный медицинский университет

Кафедра внутренних болезней № 2 с курсом ФПКиП

Санитарно-противоэпидемический режим терапевтического отделения

Подготовила: Гертман Виктория Дмитриевна, студентка Л-111 группы

Проверила: Ковальчук Анна Николаевна, ассистент кафедры

1. Введение: санитарно-противоэпидемический режим

2. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря

3. Санитарно-гигиенические требования к буфетным отделениям

4. Кратность проведения текущей и генеральной дезинфекции

5. Бельевой режим

6. Личная гигиена больных и обсуживающего персонала

Список использованной литературы

1. Введение: санитарно-противоэпидемический режим

дезинфекция гигиена противоэпидемический вирусный

Противоэпидемический режим - это совокупность строго регламентированных и обязательных для выполнения противоэпидемических мероприятий в конкретных лечебных учреждениях, для предупреждения возникновения, распространения ВБИ.

Противоэпидемические мероприятия - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение формирования или разрыв путей передачи от источника инфекции к восприимчивому организму, а так же предотвращения экзо и эндогенного инфицирования этого восприимчивого организма.

* Соблюдение асептики и антисептики при проведении лечебно-диагностических процедур (использование стерильного медицинского инструментария, перевязочного материала).

* Применение эффективных мер обеззараживания рук медицинского персонала и операционного поля.

* Дезинфекцию объектов внешней среды, имеющих важное значение в механизме передачи возбудителей (постельные принадлежности, воздух, посуда, уборочный инвентарь).

2. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря

Общие требования к внутренней отделке:

Внутренняя отделка помещений должна быть выполнена в соответствии с функциональным назначением. Поверхность должна быть гладкой, легко доступной для проведения влажной уборки и дезинфекции.

Стены помещений рекомендуется окрашивать водоэмульсионными красками (при необходимости масляными). Для отделки потолков может применятся известковая или водоэмульсионная побелка, полы должны обладать повышенными теплоизоляционными свойствами. В вестибюлях полы должны быть устойчивы к механическому воздействию.

В помещениях с влажным режимом работы (процедурные, манипуляционные, ванны, санитарные узлы и др.) стены следует облицовывать глазурированной плиткой или другими влагостойкими материалами на полную высоту. Потолки окрашиваются влагостойкими красками. Линолеумные покрытия полов должны быть гладкими, плотно пригнанными к основанию.

В местах установки раковин и других санитарно-технических приборов а также оборудования эксплуатация, которого связана с возможным увлажнением стен и перегородок, следует предусматривать отделку их глазурированной плиткой.

Требования к санитарно-техническому медицинскому оборудованию, мебели, инвентарю отделений.

Все медицинское, техническое и другое оборудование, мебель и инвентарь должны соответствовать действующим техническим условиям и стандартам, находится в исправном состоянии, иметь гигиеническое покрытие, обеспечивающие возможность проведения влажной уборки и дезинфекции.

Санитарно-технические приборы и устройства (краны, раковины, ванны, унитазы и др.) должны находится в исправном состоянии. Туалеты должны быть оборудованы кабинами, вешалками, электросушильными устройствами для рук, раковинами, зеркалами. В женских уборных должна быть оборудована кабина гигиены женщины с восходящим душем.

В палатах для больных, врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.

В процедурных кабинетах, требующих соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего персонала, следует оборудовать умывальники.

Санитарные комнаты отделения должны быть оборудованы средствами малой механизации для обработки и сушки суден, клеенок и др.

Каждое отделение должно быть оснащено средствами малой механизации (каталками, тележками для транспортировки лекарств, пищи, белья и др.) в необходимом количестве.

Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению.

Терапевтическое отделение должно иметь естественное освещение. Освещение вторым светом или только искусственное освещение допускается в помещениях с санузлами, гигиеническими ваннами, в клизменных, в комнатах личной гигиены, душевых и др., технология и правила эксплуатации которых не требуют естественного освещения.

Коридоры отделения должны иметь естественное освещение через окна торцовых стенок зданий и световых карманов (холлов).

Искусственное освещение отделений должно соответствовать назначению помещения, быть достаточным, регулируемым и безопасным, не оказывать слепящего действия и другого неблагоприятного влияния на человека.

Общее искусственное освещение должно быть предусмотрено во всех без исключения помещениях.

Для освещения палат следует применять настенные комбинированные светильники, устанавливаемые у каждой койки на высоте 1,7 м от уровня пола.

В каждой палате, кроме того, должен быть специальный светильник ночного освещения, установленный в нише около двери на высоте 0,3 м от верхнего дверного перекрытия.

Гигиенические требования к условиям труда и быта медицинского персонала.

В основных функциональных, производственных помещениях и на рабочих местах персонала должны быть обеспечены нормативные параметры микроклимата и воздушной среды, а также нормативный воздухообмен.

Расстановка оборудования и его эксплуатация должны проводиться в строгом соответствии с правилами техники безопасности и охраны труда.

Санитарно-бытовые помещения для персонала должны быть оборудованы с соблюдением следующих требований:

· количество шкафов в гардеробных принимать равным 100 % списочного состава персонала;

· площадь гардеробных уличной одежды следует принимать из расчета не менее 0,08 м2 на вешалку гардеробной;

· гардеробные должны быть обеспечены двустворчатыми закрывающимися вентилируемыми шкафами по числу работающих, для раздельного хранения личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды, обуви, головных уборов;

· для работающих женщин должны быть предусмотрены помещения личной гигиены, оборудованные гигиеническими душами.

В каждом отделении должны быть комнаты для персонала площадью не менее 12 м , оборудованные холодильниками, электроводонагревательными устройствами и рукомойными раковинами.

3. Санитарно-гигиенические требования к буфетным отделениям

* В буфетных отделениях должно быть предусмотрено два раздельных помещения (не менее 9 квадратных метров) и моечная посуды (не менее 6 квадратных метров) с установкой 5-гнездной ванны.

* Раздачу готовой пищи производят в течение 2 часов, прошедших после ее изготовления и времени доставки пищи в отделение.

* Категорически запрещается оставлять в буфетных остатки пищи после ее раздачи больным, а также смешивать пищевые остатки со свежими блюдами.

* В местах приема передач и в отделениях должны быть вывешены списки разрешенных (с указанием их предельного количества) и запрещенных для передачи продуктов.

* Ежедневно дежурная медицинская сестра отделения должна проверять соблюдение правил и сроков хранения пищевых продуктов, хранящихся в холодильных отделениях, в тумбочках больных.

* Передачи для больных должны передаваться в целлофановых пакетах с указанием ФИО больного, даты передачи. При обнаружении пищевых продуктов с истекшим сроком хранения, хранящихся без целлофановых пакетов (в холодильниках), без указания Ф.ИО больного, а также имеющиеся признаки порчи, должны изыматься в пищевые отходы.

* О правилах хранения передач больной должен быть информирован при поступлении в отделение.

* В отделениях дежурными медсестрами должно проверяться соответствие передаваемых пищевых продуктов диете больного, их количество, доброкачественность.

4. Кратность проведения текущей и генеральной дезинфекции

Дезинфекция - совокупность способов полного, частичного или селективного уничтожения вегетативных патогенных для человека микроорганизмов на объектах внешней среды и на изделиях медицинского назначения. Является одним из значимых направлений профилактики ВБИ.

Все госпитальные штаммы возбудителей ВБИ наряду с практически полной антибиотикорезистентностью, обладают значительной устойчивостью к воздействию внешних факторов, в т.ч. дезинфектантам.

Различают текущую и генеральную уборку. Текущую уборку проводят влажным способом.

Санитарные правила: Текущая уборка по типу профилактической дезинфекции проводится 2 раза в день во всех помещениях, где выполняются парентеральные вмешательства, ведется работа с инфекционными больными или биологическим материалом от больных (операционные, перевязочные, род. залы, палаты реанимации, палаты новорожденных детей, процедурные кабинеты, инфекционные отделения, молочные комнаты, бактериологические, вирусологические лаборатории, приемное отделение, ЦСО), с последующим применением дезинфицирующих средств с экспозицией по вирулоцидному режиму.

Буфетные отделения убираются с применением дезинфицирующих средств после каждой раздачи пищи, т.е 3 раза в день.

Последовательность выполнения текущей дезинфекции;

* Надеть спецодежду для уборки (халат, шапочку, передник, перчатки, тапочки).

* Приготовить 2% мыльно-содовый раствор (100.0 мыла, 100.0 соды) или Сандим ЩП. Нанести моющее вещество на все обрабатываемые поверхности. Смыть его водой.

* Нанести рабочий раствор дезинфектанта.

* Смыть чистой водой.

* Уборочный инвентарь подвергнуть дезинфекции: тряпку, ветошь замочить в дез. растворе в раздельных емкостях, прополоскать, высушить.

* Снять использованную спец. одежду.

* Провести гигиеническую антисептику рук.

* Надеть чистую спецодежду.

* Включить кварц на 30 минут, проветрить 15 минут.

Генеральная уборка проводится в соответствии с графиком, составляемым старшей сестрой один раз в 7 дней в режимных отделениях и 1 раз в месяц в других функциональных помещениях.

Уровни дезинфекции: высокий, средний, низкий.

влажная уборка помещений с мытьем полов, протиранием мебели, оборудования, подоконников, дверей, ручек должна осуществляться постоянно, но не менее 2-х раз в день, с применением моющих средств (в хирургических, родовспомогательных отделениях не менее 3-х раз в сутки, в том числе 1 раз с использованием дезинфицирующих средств).

Текущую уборку в палатах для больных, коридорах, местах общего пользования в соматических стационарах следует проводить рабочими растворами дезинфицирующих средств по бактерицидному режиму.

В палатных отделениях терапевтического профиля дезинфицирующие средства используются после проведения смены белья, а также по эпидемиологическим показаниям.

5. Бельевой режим

В соответствии с табелем оснащения отделение должно быть обеспечено достаточным количеством белья.

Смена белья больным должна производиться по мере загрязнения, но не реже 1 раза в 7 дней. Загрязненное выделениями больных белье подлежит замене незамедлительно.

Грязное белье от больных в отделении должно собираться в плотную тару (клеенчатые или полиэтиленовые мешки, специально оборудованные бельевые тележки) и передаваться в центральную грязную бельевую. Запрещается разбирать грязное белье в отделении. Временно (не более 12 часов) грязное белье в отделении следует хранить в санитарных комнатах или других специально отведенных для этой цели помещениях в закрытой таре (металлических, пластмассовых бачках, плотных ящиках, подвергающихся дезинфекции). Для работы с грязным бельем персонал должен быть обеспечен сменной санитарной одеждой.

Чистое белье должно храниться в специально выделенных помещениях (бельевых). В отделении должен быть суточный запас чистого белья.

Белье и тара должны быть промаркированы.

Больничное белье должно стираться централизованно в специальных прачечных при больницах.

Чистое и грязное белье должно доставляться специально выделенными транспортными средствами в упакованном виде и закрытой таре из плотной ткани, в специальных контейнерах. Перевозка грязного и чистого белья в одной и той же таре не допускается. Тканевая тара должна стираться одновременно с бельем.

Все процессы, связанные с транспортировкой, погрузкой, разгрузкой белья, должны быть максимально механизированы.

После выписки каждого больного и умершего, а также по мере загрязнения матрацы, подушки, одеяла должны быть заменены, а затем подвергнуты камерной обработке.

6. Личная гигиена больных и обслуживающего персонала.

При поступлении в отделение больные проходят специальную санитарную обработку в приемном отделении (принятие душа, стрижка ногтей и другие процедуры при необходимости в зависимости от результатов осмотра, для чего каждому больному выдается мыло и мочалка индивидуального пользования). После санобработки больному выдаются комплект чистого нательного белья, пижама, тапочки. Личная одежда и обувь отдаются на хранение в специальной таре с вешалками или передаются на хранение родственникам больного. Допускается нахождение больных в отделении в домашней одежде.

В отделении больному выделяются индивидуальные средства ухода: стакан, а при необходимости - поильник, плевательница, подкладное судно, а также предоставляется право взять в палату предметы личной гигиены в соответствии с требованиями санэпидрежима и спецификой отделения.

Гигиеническая ванна больных должна осуществляться не реже 1 раза в 7 дней с отметкой в истории болезни (при отсутствии медицинских противопоказаний). Гигиенический уход за тяжелобольными (умывание, протирание кожи лица, частей тела, полоскание полости рта и т.д.) проводится после еды и при загрязнении тела. Периодически должны быть организованы стрижка и бритье больных. Каждый больной должен быть обеспечен индивидуальным полотенцем и мылом.

Обслуживающий медицинский персонал отделения должен быть обеспечен комплектами сменной одежды: халатами, шапочками, обувью. Она должна храниться в индивидуальных шкафчиках.

Стирка санитарной одежды должна осуществляться централизованно, раздельно от белья больных.

Доставка грязного белья в прачечную и чистого белья из прачечной в организацию здравоохранения, а также транспортировка грязного и чистого белья в организации здравоохранения должны осуществляться в упакованном виде в мешках или в специальных закрытых контейнерах.

Весь медицинский персонал отделения должен быть безукоризненно опрятным. Края рабочей одежды должны полностью закрывать личную одежду. Волосы должны закрываться шапочкой или косынкой. Сменная обувь должна быть изготовлена из нетканого материала, доступного для дезинфекции.

Технический, административно-хозяйственный обслуживающий персонал, выполняющий работу в отделении, должен иметь сменную одежду и обувь.

Соблюдение санитарно-противоэпидемического режима в терапевтическом отделении позволяет оказывать квалифицированный уход за пациентами и способствует их скорейшему выздоровлению.

Список использованной литературы

Подобные документы

Сущность комплекса противоэпидемических мероприятий. Санитарное содержание процедурного кабинета, оборудования и инвентаря. Технология постановки амидопириновой пробы. Создание особого микроклимата в палатах. Основные требования к одежде персонала.

презентация [110,0 K], добавлен 15.02.2014

Санитарный режим инфекционного отделения больницы: пропускная система, назначение приемного покоя. Размещение и содержание больных, их личная гигиена; устройство и уборка палат, специальных подразделений, уборных, буфетной. Санитарный режим персонала.

реферат [28,6 K], добавлен 22.01.2012

Источники и пути распространения инфекции. Особенности организации и устройства хирургического стационара, деятельность его подразделений. Обязанности медицинской сестры и обеспечению гигиены в них. Санитарно-противоэпидемический режим в отделении.

презентация [572,4 K], добавлен 08.11.2015

Ответственность главного врача родильного дома за организацию и проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий. Прием персонала на работу. Противоэпидемический режим в акушерских стационарах. Профилактика инфекционных заболеваний.

методичка [37,5 K], добавлен 30.04.2009

Организация и проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий по профилактике и борьбе с внутрибольничными инфекциями. Подбор персонала и правила работы в родильном отделении. Допустимые микроклиматические условия. Качество воды.

шпаргалка [155,5 K], добавлен 20.03.2009

Понятие и предназначение инфекционных больниц и отделений. Изучение случаев обязательной госпитализации больных, а также изоляции на дому. Описание устройства и организации работы подразделений больницы. Рассмотрение правил дезинфекции помещений.

презентация [1,8 M], добавлен 10.11.2015

Эффективность противоэпидемических мероприятий и качество оказания медицинской помощи населению в военное время. Мероприятия по профилактике возникновения инфекционных болезней и ликвидации эпидемических очагов среди населения в районе стихийных бедствий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс включает:

• Соблюдение асептики и антисептики при проведении лечебно-диагностических процедур (использование стерильного медицинского инструментария, перевязочного материала).

• Применение эффективных мер обеззараживания рук медицинского персонала и операционного поля.

• Дезинфекцию объектов внешней среды, имеющих важное значение в механизме передачи возбудителей (постельные принадлежности, воздух, посуда, уборочный инвентарь).

Ответственность за организацию и осуществление комплекса санитарно-профилактических мероприятий возлагается на главного врача и главную медсестру ЛПУ, старших медсестёр отделений.

Одним из элементов комплекса мероприятий, обеспечивающих санитарно-противоэпидемический режим в медицинском учреждении, является строгое соблюдение и регулярный контроль над выполнением требований асептики и антисептики, которые достигаются путём дезинфекции и стерилизации.

Асептика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение попадания микроорганизмов на стерильные объекты и в рану. Она достигается уничтожением микробов и их спор путём дезинфекции и стерилизации.

Антисептика - комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микроорганизмов во внешней среде и в организме человека. Она достигается уничтожением микробовпутём дезинфекции и антибактериальным лечением. Различают профилактическую антисептику и лечебную.Профилактическая - проводится в целях предупреждения попадания микроорганизмов в рану и в организм человека (обработка рук пациента, обработка инъекционного поля, дезинфекция предметов ухода, текущие и генеральные уборки и т.д.). Лечебная антисептика направлена на борьбу с микроорганизмами уже попавшими в организм человека (в рану, заражение инфекционными заболеваниями).

Дезинфекция (обеззараживание) - уничтожение патогенной микрофлоры.

Стерилизация (обеспложивание) - уничтожение микроорганизмов и их вегетативных форм (спор), а также продуктов их жизнедеятельности (токсинов).

Основные приказы по санэпидрежиму

№ 720 (204Д) МЗ СССР

О мерах по улучшению организации и повышению качества специализированной помощи больным гнойными хирургическими заболеваниями

№ 320 от 05.03.87. МЗ СССР

Организация и проведение мероприятий по борьбе с туберкулёзом

№ 408 от 12.07.89. МЗ СССР

О мерах по снижению заболеваемости вирусным гепатитом в стране

№ 345 от 26.11.97. МЗ РФ

О совершенствовании мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах

№ 295 от 30.10.95. МЗ РФ

О Введении в действие правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на ВИЧ и перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование на ВИЧ

№ 170 от 16.08.94. МЗ РФ.

О мерах по совершенствованию профилактики лечения и лечения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации

№ 335 от 26.12. 98. МЗ РФ

О мерах по усилению борьбы с распространением СПИДа в РСФСР

№ 375 от 23.12.98. МЗ РФ

О мерах по усилению эпидемиологического надзора и профилактике менингококковой инфекции и гнойных бактериальных менингитов

Личная гигиена медсестры

Форма медсестры:

белый халат или костюм (брюки и блуза) светлых тонов из хлопчатобумажной ткани. Длина юбки под халатом не должна превышать длину халата;

менять халат по мере загрязнения, но не реже 2 - 3 раза в неделю, в процедурном кабинете - ежедневно;

не садиться на постель пациентов;

одежда под халатом хлопчатобумажная (не допускается шерсть);

голова прикрыта косынкой или шапочкой, все волосы спрятаны под шапочку;

обувь - поддающаяся обработки, без высокого каблука, не стучащая.

Уход за телом:

ежедневный приём душа;

ежедневное мытьё ног прохладной водой;

мытьё головы по мере загрязнения (не реже 1 раза в неделю);

уход за половыми органами проводить 2 раза в день (по потребности и более), менять нижнее бельё ежедневно (трусики, колготки).

Уход за руками:

мытьё рук перед и после каждой манипуляции (социальный или гигиенический уровень по потребностям);

подстригать ногти на руках 1 раз в неделю (4 раза в месяц),на ногах 1 раз в 2 недели (2 раза в месяц), не пользоваться лаком для ногтей (под ним скапливаются микроорганизмы),

Уход за полостью рта:

чистить зубы утром и вечером по всем правилам со всех сторон (наружной и внутренней);

следить за здоровьем зубов и дёсен (ни менее 2 раза в год посещать стоматолога для проф. осмотра), больные дёсна и зубы - источники инфекции и запаха, что не допустимо при общении с пациентами;

НЕ КУРИТЬ! Не употреблять в пищу перед дежурством чеснок, лук, рыбу!

не пользоваться духами, можно пользоваться дезодорантами со слабым запахом;

Санитарно-эпидемиологический режим лечебного отделения ЛПУ

Этот режим включает в себя:

влажную уборку всех помещений;

поддержание в них чистоты и порядка;

санитарно-гигиеническая обработка пациентов.

дезинфекция и стерилизация предметов медицинского назначения и ухода.

Инвентарь применяется строго по назначению. После использования, инвентарь обязательно дезинфицируют. Медсестра должна следить за чистотой и порядком в палатах, проветривать помещение не реже 3 - 4 раза в сутки, регулярно проверять содержимое и санитарное состояние холодильников и тумбочек.

Один раз в 7 - 10 дней пациенты принимают душ или ванну с последующей сменой белья.

При выявлении внутрибольничной инфекции проводится внеочередной осмотр всего персонала отделения.

Контроль над соблюдением инфекционной безопасности осуществляет старшая медсестра отделения.

Санитарно-гигиенический режим питания пациентов

Ответственность за соблюдение требований и реализации пищи несут повара и буфетчицы отделений. Контроль за соблюдением санитарных требований пищеблока осуществляет врач-диетолог.

Технический персонал, занятый уборкой палат и др. помещений к раздаче пищи не допускаются.

После каждой раздачи пищи производят тщательную уборку помещений, обрабатывая поверхности 1% раствором хлорамина или ему идентичным маркированной ветошью (для столов, для стен и т. д.).

Мочалки для мытья посуды и ветошь для протирания столов после стирки моющим средством, кипятят или дезинфицируют и сушат, хранят в специальной чистой таре с крышкой.

Санитарно-гигиенический режим помещений

Текущая уборка в помещениях ЛПУ проводится не реже 2 раза в день, а при необходимости и чаще.

Протираются подоконники, кровати тумбочки 1% раствором хлорамина или 0,5% раствором хлорамина с моющим средством или мыльно содовым раствором промаркированной ветошью.

В последнюю очередь протираются полы.

Проветривание палат осуществляется не менее 4 раза в сутки по 15 - 20 минут.

После выписки каждого пациента или умершего, а также по мере загрязнения, подушки, матрацы, одеяла должны заменяться и подвергаться камерной дезинфекции, а кровать обрабатывается 1% раствором хлорамина дважды с 15 минутным перерывом с последующим протиранием чистой водой.

Генеральная уборка проводится 1 раз в месяц по графику с тщательным мытьём всех предметов и поверхностей (стены, окна, потолки, осветительные приборы…) моющим раствором, затем смывается водой, проветривание и кварцевание.

Как правило, вся работа по соблюдению санитарного режима (кроме обработки инструментов) выполняется младшим медицинским персоналом, а контролируется старшими и постовыми (палатными) сёстрами.

Санэпидрежим процедурного кабинета

Требования к кабинету:

кабинет должен быть светлым, хорошо проветриваемым;

стены и потолок покрашены или выложены кафелем;

полы покрыты линолеумом или покрыты другим, не впитывающим в себя, материалом;

в кабинете не должно быть цветов, мягкой мебели, вся мебель покрыта пластиком (для удобства обработки);

Требования к медицинской сестре процедурного кабинета:

медицинская сестра работает в хлопчатобумажном халате или брючном костюме и в шапочке. Все волосы убраны под шапочку, обувь, легко поддающаяся обработки, ногти коротко подстрижены без слоя лака. Работать в 4-слойной марлевой маске;

маски меняются через каждые 3 часа (или по мере загрязнения и увлажнения);

медсёстры, болеющие гнойничковыми заболеваниями (фурункулез, ячмень, панариций и т.д.) к работе в процедурном кабинете не допускаются;

макияж процедурной сестры должен быть умеренным, бижутерия (кольца, браслеты) - не допускаются;

от медсестры не должен исходить запах духов, чеснока, лука, табачного дыма, рыбы (во избежание аллергических реакций у пациентов);

не посещать в спец. одежде другие помещения (буфет, туалет и т.д.)

Текущая уборка:

делается утром перед началом работы;

затем протираются окна и подоконники, мебель - снаружи и внутри, в последнюю очередь протираются полы;

проветривание после уборки и 4 раза в день по 15 - 20 минут;

включается бактерицидная лампа на 1 час;

ветошь после уборки дезинфицируется и стерилизуется;

в течение рабочего дня дважды проводится влажная уборка;


кварцевание по 30мин 4 раза в день;

если во время работы пол или стол запачкан кровью - протереть дважды соответствующей маркировки ветошью 3% раствором хлорамина;

после каждого пациента протирать - жгут, подушечку, стол и другие предметы, до которых дотрагивался пациент;

каждый раз брать чистую ветошь из чистой ёмкости с дез раствором, после протирания помещать в ёмкость для использованных ветошей.

Заключительная уборка:

делается вечером, в конце рабочего дня;

затем протираются окна и подоконники, мебель - снаружи и внутри, в последнюю очередь протираются полы;

включается бактерицидная лампа на 1 час;

ветошь после уборки дезинфицируется и стерилизуется;

Генеральная уборка:

проводится по графику 1 раз в неделю;

отдвигается от стен мебель;

уборка делается или методом орошения или методом протирания растворами - 1% раствором хлорамина, или 3% перекисью водорода с моющим 0,5% средством, или аламинолом 1 %, или 0,75% раствором хлорамина с 0,5% моющим средством, или лизоформином 3000, или амоцидом. (Приказ 345 от 26.09.97.МЗ РФ);

орошаются (или протираются) потолок, стены, мебель, оборудование (особое внимание требуется обращать на осветительные приборы);

важно соблюдать определённую последовательность уборки: вначале потолок и стены, затем стёкла, подоконники, трубы отопительной системы, аппаратуру, мебель;


включается УФО на 30 мин;.

надеть чистую спецодежду;

вымыть пол и перенести оборудование и мебель на чистую сторону;

произвести мытьё второй половины кабинета;

поверхности вымыть стерильной ветошью чистой водой;

включить бактерицидную лампу на 1 час с перерывами;

тщательно проветрить помещение.

Примечание:1 раз в месяц проводится бактериологический контроль (посев воздуха, смывы с рук медсестры, смывы с рабочих столов, шкафов),

Уборочный инвентарь хранят в специальном шкафу.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



1.Статистика по ВБИ.

2.1. Санитарное содержание помещений.

2.2. Технология проведения генеральной уборки.

2.3. Правила эксплуатации, контроля работы бактерицидных облучателей.

2.4. Режимы дезинфекции.

2.5. Методы дезинфекции медицинского нструментария.

3.Профилактика ВБИ при выполнении сестринских вмешательств.

4.Список использованной литературы.

ВВЕДЕНИЕ
Внутрибольничная инфекция (ВБИ) (нозокомиальная или госпитальная инфекция) - инфекция, возникшая в стационаре, которая отсутствовала у больного на момент госпитализации в манифестной форме или инкубационном периоде. Возможно обнаружение ВБИ после выписки из стационара. Заражение персонала в результате профессиональной деятельности в стационаре также относится к ВБИ.

Инфекционный контроль - система мероприятий, основанная на эпидемиологической, иммунологической диагностике и направленная на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний в лечебно-профилактическом учреждении.

Целью инфекционного контроля в лечебно-профилактическом учреждении является предупреждение распространения внутрибольничной инфекции.

Дезинфекция - противоэпидемические мероприятия, направленные на прерывание эпидемического процесса путем воздействия на механизм передачи возбудителя.

Цель дезинфекции - удаление или уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний с объектов внешней среды палат и функциональных помещений отделений ЛПУ, на медицинском оборудовании и инструментарии. Уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов (кроме их спор) с объектов внешней среды или кожного покрова до уровня, не представляющего опасности для здоровья.

Виды дезинфекции
1. Профилактическая - (при отсутствии очага инфекции)

2. Очаговая - (при наличии очага инфекции)

3. Текущая - (проводится многократно в условиях дома или ЛПУ)

4. Заключительная - (проводится однократно после госпитализации, перевода или смерти пациента)

1. Механический (мытье, обработка пылесосом, вентиляция, проветривание, стирка и т.д.)

2. Физический (кипячение, воздействие горячего сухого воздуха, водяного насыщенного пара под избыточным давлением)

3. Химический (применение химических веществ (антисептиков и дезинфектантов)

4. Комбинированный (сочетает использование нескольких из перечисленных методов)

Стерилизация - совокупность физических и химических способов полного освобождения объектов внешней среды от вегетативных и покоящихся форм микроорганизмов.

1. Статистика по ВБИ.

Условно можно выделить три вида ВБИ:

- у пациентов, инфицированных в стационарах;

- у пациентов, инфицированных при получении поликлинической помощи;

- у медицинских работников, заразившихся при оказании медицинской помощи больным в стационарах и поликлиниках.

Все три вида инфекций объединяют место инфицирования - лечебное учреждение. Внутрибольничная инфекция - любое клинически распознаваемое инфекционное заболевание, которое поражает больного в результате его поступления в больницу или обращения за лечебной помощью, или инфекционное заболевание сотрудника больницы вследствие его работы в данном учреждении вне зависимости от появления симптомов заболевания. ВБИ - собирательное понятие, включающее различные нозологические формы.

Анализ имеющихся данных показывает, что в структуре ВБИ, выявляемых в крупных многопрофильных ЛПУ, гнойно-септические инфекции (ГСИ) занимают ведущее место (до 75-80% от общего количества). Основными факторами риска возникновения ГСИ являются: увеличение числа носителей штаммов резидентного чипа среди сотрудников, формирование госпитальных штаммов, увеличение обсеменности воздуха, окружающих предметов и рук персонала, диагностические и лечебные манипуляции, несоблюдение правил размещения больных и ухода за ними и т.д. Другая большая группа ВБИ - кишечные инфекции, (до 7-12% от общего количества). Среди кишечных инфекций преобладают сальмонеллезы. Регистрируются сальмонеллезы в основном (до 80%) у ослабленных больных хирургических и реанимационных отделений, перенесших обширные полостные операции или имеющих тяжелые соматические патологии. Выделяемые от больных и с объектов внешней среды штаммы сальмонелл отличаются высокой антибиотикорезистентностью и устойчивостью к внешним воздействиям. Ведущими путями передачи возбудителя в условиях ЛПУ являются контактно-бытовой и воздушно-пылевой.

Значимую роль во внутрибольничной патологии играют гемоконтактные вирусные гепатиты В, С, D (6-7% в общей структуре). Особую категорию риска представляет медицинский персонал, чьи обязанности предусматривают выполнение хирургических манипуляций или работу с кровью. При обследованиях выявляется, что носителями маркеров гемоконтактных вирусных гепатитов являются до 15-62% персонала.

На долю других инфекций, регистрируемых в УЗ, приходится до 5-6% от общей заболеваемости. К таким инфекциям относятся грипп и другие острые респираторные инфекции, дифтерия, туберкулез и др.

2. Противоэпидемические мероприятия.

Противоэпидемический режим - это совокупность строго регламентированных и обязательных для выполнения противоэпидемических мероприятий в конкретных лечебных учреждениях, для предупреждения возникновения, распространения ВБИ.

Противоэпидемические мероприятия - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение формирования или разрыв путей передачи от источника инфекции к восприимчивому организму, а так же предотвращения экзо и эндогенного инфицирования этого восприимчивого организма.

Комплекс включает:

• Соблюдение асептики и антисептики при проведении лечебно-диагностических процедур (использование стерильного медицинского инструментария, перевязочного материала).

• Применение эффективных мер обеззараживания рук медицинского персонала и операционного поля.

• Дезинфекцию объектов внешней среды, имеющих важное значение в механизме передачи возбудителей (постельные принадлежности, воздух, посуда, уборочный инвентарь).

2.1. Санитарное содержание помещений.

Все помещения УЗ условно можно разделить на:

· требующие особого режима дезинфекции (т.н. режимные кабинеты);

· другие функциональные помещения: палаты, коридоры, лестницы, санитарно-бытовые помещения (туалеты, душевые, бельевые), кладовые, буфеты, столовые.

Согласно требованиям санитарных правил все оборудование, мебель, должны иметь гигиеническое покрытие, обеспечивающее возможность, доступность проведения влажной уборки, дезинфекции, должно содержаться в чистоте, в исправном состоянии. Вышедшее из строя, неисправное оборудование, мебель, инвентарь подлежат немедленному ремонту или замене. Запрещается хранение неиспользованного оборудования в функциональных помещениях.

Поверхности стен, потолков должны быть целостными, гладкими не иметь следов затеков, плесени. В помещениях с влажным режимом работы (режимные кабинеты, оперблоки, санузлы, клизменные, помещения для хранения грязного белья) стены облицовывают влагостойкими материалами на полную высоту, потолки должны иметь водостойкое покрытие без щелей и стыков. Используемый уборочный инвентарь должен иметь маркировку с указанием подразделения, назначения (для уборки пола, выше пола), использоваться строго по назначению и хранится в специально отведенном месте санитарных комнат. После каждой уборки подвергаться дезинфекции. Инвентарь для уборки туалетов должен иметь сигнальную маркировку красным цветом.

Ежедневное, тщательное и неукоснительное выполнение требований санитарно- гигиенического и противоэпидемического режима в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей и составляет основу перечня мероприятий по профилактике ВБИ.

2.2.
Технология проведения генеральной уборки.

Технология проведения генеральной уборки проводится по типу заключительной дезинфекции:

• надеть специальную одежду для уборки (халат, тапочки, передник, перчатки, шапочку);

• помещение максимально освободить от мебели и сдвинуть ее к центру;

• окна моют теплой водой с моющим средством для окон;

• при помощи раздельного уборочного инвентаря наносят моющий раствор на стены, протирают поверхности, оборудование, предметы обстановки, пол, соблюдая последовательность - потолок, окно, стены сверху вниз, оборудование, пол от дальней стены к выходу;

• смывают чистой водой с использованием ветоши;

• повторно обрабатывают все поверхности дезинфицирующим рабочим раствором, выдерживая экспозицию по вирулоцидному режиму;

• вымывают руки с мылом;

• сменяют спецодежду на чистую;

• смывают чистой водой;

• расставляют мебель, оборудование по местам;

• включают бактерицидные лампы на 2 часа;

• проветривают 1 час помещение;

• дезинфицируют уборочный инвентарь.

2.3.
Правила эксплуатации, контроля работы бактерицидных облучателей.

Бактерицидная лампа оборудуется на высоте не более двух метров. Ведется строгий учет времени работы бактерицидных ламп. В кабинетах должен быть график кварцевания, проветривания. Еженедельно (во время генеральной уборки) лампа со всех сторон обрабатывается дезраствором, а затем смывается водой. Средства, активно действующие вещества, используемые для поведения дезинфекции.

Текущую уборку можно осуществлять по типу профилактической дезинфекции влажным способом.

Дезинфекция - совокупность способов полного, частичного или селективного уничтожения вегетативных патогенных для человека микроорганизмов на объектах внешней среды и на изделиях медицинского назначения. Является одним из значимых направлений профилактики ВБИ.

Все госпитальные штаммы возбудителей ВБИ наряду с практически полной антибиотикорезистентностью, обладают значительной устойчивостью к воздействию внешних факторов, в т.ч. дезинфектантам.

Различают текущую и генеральную уборку. Текущую уборку проводят влажным способом.

Пункт санитарных правил: влажная уборка помещений с мытьем полов, протиранием мебели, оборудования, подоконников, дверей, ручек должна осуществляться постоянно, но не менее 2-х раз в день, с применением моющих средств (в хирургических, родовспомогательных отделениях не менее 3-х раз в сутки, в том числе 1 раз с использованием дезинфицирующих средств).

Текущую уборку в палатах для больных, коридорах, местах общего пользования в соматических стационарах следует проводить рабочими растворами дезинфицирующих средств по бактерицидному режиму.

В палатных отделениях терапевтического профиля дезинфицирующие средства используются после проведения смены белья, а также по эпидемиологическим показаниям.

Текущая уборка по типу профилактической дезинфекции проводится 2 раза в день во всех помещениях, где выполняются парентеральные вмешательства, ведется работа с инфекционными больными или биологическим материалом от больных (операционные, перевязочные, род. залы, палаты реанимации, палаты новорожденных детей, процедурные кабинеты, инфекционные отделения, молочные комнаты, бактериологические, вирусологические лаборатории, приемное отделение, ЦСО), с последующим применением дезинфицирующих средств с экспозицией по вирулоцидному режиму.

Буфетные отделения убираются с применением дезинфицирующих средств после каждой раздачи пищи, т.е 3 раза в день. Пункт 237.

Последовательность выполнения текущей дезинфекции;

• Надеть спецодежду для уборки (халат, шапочку, передник, перчатки, тапочки).

• Приготовить 2% мыльно-содовый раствор (100.0 мыла, 100.0 соды) или Сандим ЩП. Нанести моющее вещество на все обрабатываемые поверхности. Смыть его водой.

• Нанести рабочий раствор дезинфектанта.

• Смыть чистой водой.

• Уборочный инвентарь подвергнуть дезинфекции: тряпку, ветошь замочить в дез. рас творе в раздельных емкостях, прополоскать, высушить.

• Снять использованную спец. одежду.

• Провести гигиеническую антисептику рук.

• Надеть чистую спецодежду.

• Включить кварц на 30 минут, проветрить 15 минут.

Генеральная уборка проводится в соответствии с графиком, составляемым старшей сестрой один раз в 7 дней в режимных отделениях и 1 раз в месяц в других функциональных помещениях.

Уровни дезинфекции: высокий, средний, низкий.

2.4. Режимы дезинфекции

Бактерицидный, вирулоцидный, фунгицидный, туберкулоцицный.

Виды дезинфекции: профилактическая , текущая, заключительная Для проведения дезинфекции используют следующие методы: механические, физические, химические, комбинированные. Все дезинфектанты можно разделить на 9 основных групп химических соединений:

1. Галлоидсодержащие соединения

5. Альдегидсодержащие вещества

7. Фенолсодержащие средства

В соответствие с 165-м приказом в каждом УЗ должен быть произведен расчет потребности в дезинфекционных препаратах, и обеспечить неснижаемый месячный запас дез. средств, а так же смена дез. средств один раз в квартал.

2.5. Методы дезинфекции медицинского нструментария:

Предстерилизационная очистка (ПСО) - проводится с целью удаления белковых, жировых, механических загрязнений, остатков лекарственных препаратов. Подвергаются изделия многократного применения, подлежащие стерилизации. Для ПСО используют растворы, содержащие перекись водорода и моющие средства (Лотос, астра, прогресс).

При наличии у средства наряду с антимикробными свойствами моющих свойств ПСО может быть совмещено с дезинфекцией, что позволяет упростить обработку инструмента.

Растворы препаратов для ПСО допускается применять многократно до появления видимых признаков загрязнения, но не более чем в течение времени, указанного в методическом документе по применения конкретного средства.

Этапы ПСО - замачивание в моющем растворе, мойка каждого изделия в том же растворе при помощи ерша, ватно-марлевого тампона, салфетки, ополаскивание питьевой проточной водой, ополаскивание дистиллированной водой. После проведения ПСО изделие высушивают до полного исчезновения влаги при температуре 85 градусов в суховоздушных шкафах. Контроль качества ПСО

Контролю подлежат 1 % от каждого наименования изделия, но не менее 3-х единиц. Оценивают качество ПСО путем постановки азопирамовой пробы на наличие остаточных количеств крови, окислителей, стирального порошка с отбеливающим эффектом, хлорамина, ржавчины, кислот.

После дезинфекции изделия промывают водопроводной водой, высушивают и применяют по назначению, либо подвергают предстерилизационной очистке и стерилизации.

3. С целью профилактики ВБИ
в УЗ независимо от профиля должны выполняться три
важнейших требования:


• сведение к минимуму возможности заноса инфекции;

• исключение внутригоспитальных заражений;

• исключение выноса инфекции за пределы лечебного учреждения.

В вопросах профилактики ВБИ в стационарах среднему и младшему медперсоналу отводится основная, главенствующая роль организатора, ответственного исполнителя, а также контролера. Ежедневное, тщательное и неукоснительное выполнение требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей и составляет основу перечня мероприятий по профилактике ВБИ.

Важную роль в предупреждении возникновения ВБИ играют мероприятия, направленные на снижение микробной обсемененности поверхностей и воздуха с помощью бактерицидных облучателей, которые оборудуются на высоте не более 2-х метров. Необходимо вести строгий учет времени работы бактерицидных ламп. В зависимости от типа, лампа рассчитана на 5000 либо на 3000 часов. В кабинетах должен быть график кварцевания, проветривания. Еженедельно (во время генеральной уборки) лампа со всех сторон протирается от пыли и жировых отложений сухой марлевой салфеткой. Арматура бактерицидной лампы обрабатывается дезраствором, а затем смывается водой.

Алгоритм действий медицинского персонала при отравлении дезинфицирующими
средствами.

Для оказания первой доврачебной помощи в отделении должна быть аптечка, включающая:

1. Активированный уголь 50.0

2. Аммиак 10% 30 мл

3. Валериана (настойка, таблетки) 1 фл.

4. Беллалгин (бесалол, бикарбон) 3 уп.

5. Сода питьевая 150.0

6. Перекись водорода 1 фл.

7. Солевое слабительное 50.0

8. Корвалол 1 фл.

9. Бинты стерильные 3 шт.

10. Вата гигроскопическая 50.0

11 .Настойка йода 5% 50 мл

• Обеспечить проходимость верхних дыхательных путей.

• Прекратить дальнейшее поступление яда в организм.

• При ингаляционных отравлениях - удалить пострадавшего из зараженной атмосферы.

• При пероральном отравлении - промыть желудок, ввести энтеросорбенты, дать слабительное, поставить очистительную клизму ( t воды 18 С◦). Наличие крови при промывании желудка не является противопоказанием для промывания.

• При накожной аппликации: обильно промыть пораженный участок большим количеством проточной воды с мылом.

• Госпитализировать больного в стационар.

Таким образом, знание СЭР является обязательным навыком сестры-профессионала.
4.Список использованной литературы

1. Белоусов, Ю.Б. Антибактериальная химиотерапия / Ю.Б. Белоусов, С.М. Шатунов / М.: Ремедиум, 2001.- 120 с.

2. Богуш, П.Г. Орунгал в терапии грибковых заболеваний / П.Г. Богуш, Л.Б. Важбин, В.М. Лещенко / Российский журнал кожных и венерологических болезней, 2000.- №3.-С 40-43.

4. Глазкова, Л.К. Практические аспекты персистентной хламидийной инфекции / Л.К. Глазкова / Венеролог, №2, 2005 .- С. 4-12.

5. Европейские стандарты диагностики лечения заболеваний, передающихся половым путем. М., 2003.

6. Иванов, О.Л. Орунгал в лечении онихомикозов: отдаленные результаты пульс – терапии / О.Л. Иванов, В.С. Новоселов, Н.А. Солнцева / Российский журнал кожных и венерологических болезней, 2000, № 4.- С.51-53.

7. Мартынова, В.Р. Урогенитальные хламидийные инфекции. Диагностика и лечение / В.Р. Мартынова, А.Л. Машкилейсон, М.А. Гомберг / М.: Ниармедик Плюс, 2004 .- 42 с.

Читайте также: