Доклад на тему чс зимнего периода

Обновлено: 18.05.2024

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………. 2
Снег, снегопад, сильный снегопад……………………………………………………. 3
Метель, сильные метели………………………………………………………………. 4
Лавины…………………………………………………………………………………… 7 Гололед и гололедица…………………………………………………………………. 8
Экстремально низкие температуры воздуха. Заморозки……………………………. 9 Методы защиты и борьбы с зимним проявление стихийных сил природы…………10
Заключение………………………………………………………………………………12
Список используемой литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

referat bzhd.docx

Институт международных экономических связей

Факультет мировой экономики и международной торговли

Сильный снегопад, метель, гололед, морозные опасные явления

по дисциплине " БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Выполнила студентка 1курса

Попова Светлана Алексеевна

Снег, снегопад, сильный снегопад…………………………………………………….. . 3

Экстремально низкие температуры воздуха. Заморозки……………………………. 9 Методы защиты и борьбы с зимним проявление стихийных сил природы…………10

Список используемой литературы…………………………………………………… . 12

К моей теме достаточно много информации, поэтому пришлось провести жесткий отбор материала, и попытаться в установленном объеме изложить весь материал. Это было сложно, так как многое хотелось осветить. В связи с чем в моем реферате изложено только самое основное и важное.

Кому-то кажется, что это легкая тема. Я могу с уверенностью разочаровать людей, это не так. Тема достаточно сложная. Казалось бы, морозные опасные явления не создают, на первый взгляд, особых бедствий, но на самом деле они приносят не мало затруднений всех странах мира. Морозные опасные явления- это неотъемлемая часть холодного времени года.

При исследовании данной работы были использованы следующие методы: сравнительно - сопоставительный; формально - логический; анализ и изучение.

Надеюсь, что изложенный мной материал будет производить собой впечатление материала, заслуживающего внимания и уважения к проделанной работе.

Снег, снегопад, сильный снегопад

Снег - твердые осадки, выпадающие (чаще всего при отрицательной температуре воздуха) в виде снежных кристаллов (снежинок) или хлопьев. При слабом снеге горизонтальная видимость (если нет других явлений - дымки, тумана и т.п.) составляет 4-10 км, при умеренном 1-3 км, при сильном снеге - менее 1000 м (при этом усиление снегопада происходит постепенно, так что значения видимости 1-2 км и менее наблюдаются не ранее чем через час после начала снегопада). В морозную погоду (температура воздуха ниже -10. -15°) слабый снег может выпадать из малооблачного неба.
отдельно отмечается явление мокрый снег - смешанные осадки, выпадающие при положительной температуре воздуха в виде хлопьев тающего снега.

Снегопад- атмосферные осадки в виде снега, выпадающего на землю в большом количестве.

Снегопад характеризуется интенсивностью, то есть количеством осадков в миллиметровом слое воды за сутки. Интенсивность слабого снегопада меньше 0,1 мм/ч, среднего 0,1—1 мм/ч, сильного (густого) — больше 1 мм/ч.

Число снежинок в 1 м³ воздуха при слабом снегопаде составляет менее 10, при среднем 10—100, при густом более 100 и может достигать многих тысяч.

Длительность снегопада обычно обратно пропорциональна его интенсивности.

При слабом снегопаде горизонтальная видимость (если нет других явлений — дымки, тумана и т. п.) составляет 4—10 км, при умеренном 1—3 км, при густом — менее 1000 м.

Снегопад без ветра называют спокойным снегопадом, при ветре — верховой метелью. По скорости падения снежинок говорят о парении в воздухе (меньше 0,1 м/с), медленном оседании (0,1—0,3 м/с), умеренной скорости падения (0,4—0,8 м/с) и быстром падении (свыше 0,8 м/с).

По влажности частиц снегопада различают сухие, влажные (прилипают к предметам) и мокрые (тают при ударе).

В зависимости от условий и характера выпадения снега на метеостанциях выделяют несколько видов снегопада: дождь со снегом (при положительной температуре воздуха), снег с дождём (при температуре около 0 °C), моросящий снегопад, обложной снегопад, ливневой снегопад или снежный ливень, снежный шквал или снежный заряд, снег при ясном небе.

Сильный снегопад - это продолжительное интенсивное выпадение снега из облаков, приводящее к значительному снижению видимости и затруднению движения транспорта.

Сильные снегопады зачастую приводят к заносам на дорогах, могут приводить к обрыву линий электропередачи, повреждению строений и т. д. Сильные снегопады в горах приводят к неустойчивости снежного покрова на склонах и сходу лавин.

Сильные снегопады (снежные заносы) парализуют транспорт, вызывают повреждение деревьев, линий электропередач, зданий (давление слоя снега). За период многолетних наблюдений средние максимальные за зиму нагрузки могут превышать 250 кг/м2, нагрузки от разовых снегопадов — 100 кг/м2, а вблизи области устойчивого снегового покрова — даже вдвое больше проявления стихийных сил природы в зимний период. Они возникают в результате обильных снегопадов, которые могут продолжаться от нескольких часов до нескольких суток. Заносы влияют на работу транспорта, коммунально-энергетического хозяйства, учреждений связи, сельскохозяйственных объектов

Метель. Сильные метели

Метель (буран, вьюга) — атмосферное явление, состоящее в переносе снега более или менее сильным ветром.

Ветровой поток с включением снега ведет себя иначе, чем чистый ветер, так как метелевые снежинки влияют на скорость и турбулентность ветра. В метели принимают участие как снег, отложенный на поверхности земли, так и зародившийся в облаках и еще не достигший земли. Проведение и закономерности метелей существенно зависят от рельефа (орографии) местности. Наконец, действие метели определяется силой ветра, массой поднятого им снега и характером движения метелевых снежинок. Поэтому метели в настоящее время классифицируются по нескольким признакам

На официальных метеорологических станциях отмечают позёмок, низовую метель и общую метель.

Позёмок — перенос снега ветром с поверхности снежного покрова в слое высотой 0,5—2 м, не приводящий к заметному ухудшению видимости (если нет других атмосферных явлений — снегопада, дымки и т. п. —горизонтальная видимость на уровне 2 м составляет 10 км и более). Может наблюдаться как в малооблачную погоду, так и при снегопаде. Возникает обычно при сухом не смёрзшемся снежном покрове и скорости ветра 5—6 м/с и более.

Низовая метель — перенос снега ветром с поверхности снежного покрова в слое высотой несколько метров с заметным ухудшением горизонтальной видимости (обычно на уровне 2 м она составляет от 1 до 9 км, но в ряде случаев может снижаться до нескольких сотен метров). Вертикальная видимость при этом вполне хорошая, так что возможно определить состояние неба (количество и форму облаков). Как и позёмок, может наблюдаться как в малооблачную погоду, так и при снегопаде. Возникает обычно при сухом не смёрзшемся снежном покрове и скорости ветра 7-9 м/с и более.

Общая метель — интенсивный перенос снега ветром в приземном слое атмосферы, достаточно развитый по вертикали, так что невозможно определить состояние неба (количество и форму облаков) и невозможно установить, выпадает ли снег из облаков или переносится только снег, поднятый с поверхности снежного покрова. Горизонтальная видимость на уровне 2 м обычно составляет от 1—2 км до нескольких сотен и даже до нескольких десятков метров. Возникает обычно при сухом не смёрзшемся снежном покрове и скорости ветра 10 м/с и более.

Перед метелью или после неё (при ослаблении ветра), а также при отдалённой метели, когда поднятые в воздух частицы снега переносятся ветром на большое расстояние, может наблюдаться снежная мгла.

Снежная мгла - сплошное более-менее однородное помутнение атмосферы с горизонтальной дальностью видимости на уровне 2 м от 1 до 9 км (иногда видимость снижается до нескольких сотен и даже до нескольких десятков метров) за счёт взвешенных в воздухе мелких частиц снега, искрящихся в солнечных лучах или в свете луны и фонарей. Может наблюдаться перед метелью или после неё (при ослаблении ветра), а также при отдалённой метели, когда поднятые в воздух частицы снега переносятся ветром на большое расстояние. При этом в видимой окрестности нет признаков подъёма снега ветром с поверхности земли.
Не следует путать снежную мглу с ледяными иглами

Некоторые авторы относят к метели перенос ветром снега, выпадающего из облаков, и ещё не коснувшегося земной поверхности. Они выделяют так называемую верховую метель — снегопад при ветре, когда снежинки движутся вместе с потоком воздуха до момента касания ими земной поверхности, где они остаются лежать неподвижно. На официальных метеостанциях верховая метель не отмечается.

Интенсивность метели зависит от скорости и турбулентности снеговетровог о потока, интенсивности снегопада, формы и размеров частиц снега, температуры и влажности воздуха. Общий твёрдый расход метели равен массе снега, переносимой через один метр фронта снеговетрового потока вдоль поверхности земли в течение 1 секунды. По максимальному снегопереносу выделяют следующие виды метелей.

В отечественной научной литературе для обозначения интенсивной низовой метели при сильном морозе иногда используют английский термин близзард. В Канаде под этим понимается низовая или общая метель со скоростью ветра 40 км/час и более,

видимостью менее 1 км, температурой ниже −25 °C и продолжительностью более 4 часов.

Насыщенные и ненасыщенные метели.

Низовые метели могут быть насыщенными или ненасыщенными, в зависимости от того, переносит ли ветровой поток то количество снега, которое соответствует его максимальной транспортирующей способности.

Движение метелевых снежинок

Известны следующие способы движения метелевых частиц:

1) при верховой метели, падение атмосферных снежинок;

2) при низовой метели, влечение вдоль поверхности снежного покрова, льда или земли, когда они перекатываются на поверхности, отрываясь от неё лишь иногда и кратковременно;

3) сальтация, или прыжки, когда снежинки подскакивают сперва почти вертикально вверх, а затем снижаются по отлогой кривой;

4) витание, или диффузия, когда снежинки, сорванные со снежного покрова, поднимаются ветром и витают высоко над поверхностью земли.

Процессы в метелях

Метель формирует рельеф снежного покрова. При слабых метелях возникает снежная рябь, наподобие ряби песчаных барханов и песчаных отмелей. При усилении ветра появляются снежные барханы, волны и гряды, медленно перемещающиеся по ветру. Эти формы сами влияют на структуру снеговетрового потока.

Во время метелей перенос пара и тепла в снежном покрове происходит в десятки раз сильнее, чем при их отсутствии. Когда поверхность снежного покрова холоднее нижележащего снега, перенос пара в нём идёт снизу-вверх, пар кристаллизуется в верхних слоях и поверхность снега быстро твердеет и упрочняется.

В самом снеговетровом потоке резко возрастает испарение ( возгонка) метелевых частиц. Это происходит оттого, что поверхность каждой летящей частицы открыта со всех сторон и обдувается ветром; даже в самом насыщенном приземном слое метели, а тем более выше, частицы достаточно разобщены и благодаря сильному турбулентному перемеш иванию воздуха получают тепло, затрачиваемое на испарение. Метелевое испарение снега ограничивает предельную дальность его переноса, то есть расстояние, на котором снеговетровой поток полностью обновляется снегом. Оно ограничивает и высоту слоя диффузии снега во время метелей. Дальность переноса зависит от скорости ветра, температуры, дефицита влажности воздуха, размера частиц. Расстояние, которое могут преодолевать метелевые частицы, прежде чем они совсем испарятся, варьирует от сотен метров до десятков км (на европейской территории России 1,5—2 км, а в Антарктиде — до 10—20 км и более).


Падение на лед

Первый наш враг зимой – это гололед. При гололеде надо правильно обуваться и осмотрительно выбирать маршрут.

Без практики невозможно научить правильно падать, но если это уже происходит, то постарайтесь подтянуть подбородок к груди и не падать на выставленные руки. К услугам тех, кто хочет научиться падать безопасно — айкидо, таэквондо, другие боевые искусства, там этот навык отрабатывается до автоматизма.

Если вы упали, лежа, оцените свое состояние. Не поддавайтесь первому порыву вернуться к исходному положению, когда ты шел и все было в порядке. (Это же касается очевидцев: не надо сразу же ставить человека на ноги). Если вы чувствуете, что все в порядке, то осторожно поднимайтесь сами или с помощью прохожих. Если есть подозрение на какую-то травму – посидите, не вставайте резко, прислушайтесь к своим ощущениям, ощупайте место удара. Если боль усиливается или заметна деформация конечности (просто сравните травмированную руку или ногу со здоровой), — то надо вызывать скорую помощь. Помните, что самостоятельно отличить ушиб от перелома можно далеко не всегда.

Если вы оказались в роли свидетеля, в ожидании скорой помощи обеспечьте минимум перемещений и конечности, и самого пострадавшего. По возможности организуйте согревание на месте. Можно найти что-то подложить, чтобы упавший мог посидеть, можно постоять над ним с зонтиком, если идет дождь или мокрый снег.

Перемещать тяжело травмированного пострадавшего не стоит, за исключением случаев, когда есть прямая угроза его жизни в этом конкретном месте. А это, к счастью бывает редко. В городе, где скорая приедет достаточно быстро, и за 15, и даже за 30 минут с человеком ничего страшного не произойдет, даже если он проведет их зимой на асфальте, достаточно его просто укрыть.


До приезда скорой с таким пострадавшим делать ничего не надо – просто организовать покой и проследить за тем, чтобы он не замерзал. Поддерживайте контакт с ним, спрашивайте про ощущения – радикально помочь ему вы не можете. Но в такой ситуации людям очень важна психологическая поддержка: когда ты лежишь, тебе больно, а мимо идут люди – это очень тяжело.

Поэтому и просто побыть с человеком – это уже немало. Кроме того, вы как человек с холодной головой, которому не больно, можете быстро и четко вызвать скорую помощь, назвать точный адрес (а для этого иногда нужно пройти по улице) и встретить машину, если это требуется.

Еще раз повторю: не торопитесь поднимать упавшего, просто обратитесь к нему и выясните что случилось. Конечно, зимой люди чаще просто поскальзываются, чем теряют сознание. Но нельзя исключить как обморок, так и проблемы с сердцем и вообще со здоровьем. В этом случае потребуется знание алгоритма первой помощи, а возможно, и навыки ее оказания.

Если же вы не подготовлены и оказались рядом с бессознательным пострадавшим, спросите совета у диспетчера скорой помощи. В любом случае контролируйте состояние человека и о любых важных изменениях (потеря сознания, остановка дыхания) сообщайте диспетчеру.

Падение наледи и сосулек


Переохлаждение

Общее переохлаждение – это падение температуры организма под влиянием внешней среды. Этой проблеме в большей степени подвержено старшее и младшее поколение: у детей механизмы терморегуляции еще не развились в полной мере, у пожилых людей они с возрастом нарушаются.

Первые симптомы хорошо всем известны: это озноб, бледность кожи, посинение губ и области вокруг губ и носа, затрудненная из-за озноба речь. Если охлаждение не прекращается, кожа приобретает синюшный оттенок, пульс снижается, а сам пострадавший становится вял и апатичен, вплоть до отсутствия реакции на обращение. При отсутствии помощи частота пульса и дыхания продолжают снижаться, пострадавший теряет сознание и в итоге гибнет.

Мы привыкли считать переохлаждение результатом серьезного мороза и каких-то экстремальных условий, но на самом деле оно может наступить даже при температуре значительно выше нуля – если, например, на улице +10С (что сильно ниже нормальной температуры человеческого тела), и условия, способствующие отдаче энергии: высокая влажность воздуха, ветер, промокшая или не соответствующие погоде одежда и обувь, а также алкогольное опьянение. Эти же факторы способствуют появлению отморожений.

Первая помощь как при общем переохлаждении, так и при обморожении заключается в медленном (непременно медленном!) отогревании. Это относится как человеку, так и к любой части тела. Замерзшего и/или его конечность достаточно укутать. Можно напоить горячим чаем, а вот кофе и спиртные напитки противопоказаны. Нельзя растирать отмороженную конечность или переохладившегося человека ни спиртом, ни чем-либо еще.

Поводы для обращения к врачу: если на замерзшем месте появились волдыри, как при ожогах, если внутри них кровянистая жидкость; если при отогревании отмороженная часть тела отекает; если конечность или ее часть утратили чувствительность и она не возвращается после отогревания.


Если отморожений не наблюдается , замерзший может самостоятельно передвигаться, правильно и уверенно отвечает на вопросы, способен дойти до теплого места, то обращаться за медицинской помощью не обязательно. И напротив: спутанное сознания и неспособность к самостоятельному передвижению являются поводом для вызова скорой помощи.

Чтобы защититься от переохлаждения и отморожений, в первую очередь следует одеваться по сезону. Когда выезжаете на природу, положите в машину теплую одежду. Учитывайте, что погода может меняться, а даже не самая серьезная поломка может привести к тому, что автомобиль перестанет выполнять роль теплого дома на колесах – будь то севший аккумулятор, любые проблемы с зажиганием, неисправность сигнализации, не говоря о дорожно-транспортном происшествии.

Поэтому по возможности берите с собой теплоиды или каталитические грелки : они быстро разогреваются и работают как минимум несколько часов. Обратите особое внимание на зимнюю обувь. Во-первых, даже теплая с виду обувь может плохо защищать вас от холода, если у нее тонкая подошва. Во-вторых, если обувь слишком туго зашнурована или тесна, нарушается циркуляция крови, и риск отморожения возрастает.

По той же причине оказываются под угрозой пальцы – даже в перчатках – в случае, если вы несете тяжелые пакеты, они пережимаются. Давайте рукам отдохнуть, делайте остановки. Любые работы на морозе проводите с осторожностью и используйте перчатки – будь то ремонт машины, очистка ее от снега или размораживание замерзшего замка. Работа с холодным металлом голыми руками небезопасна.

Чаще всего проблемой становятся не катастрофические условия, а простая непредусмотрительность, в том числе несоответствие одежды условиям. В группе риска находятся также и те, кто употребил алкоголь: то дает субъективное ощущение тепла, не соответствующее реальности, и нарушает адекватную терморегуляцию, из-за чего резко увеличиваются теплопотери. Переохлаждение на морозе вопреки ощущениям только ускоряется. И главное – снижается способность оценить свое состояние и принять меры к согреванию.

Падение под лед

Главная рекомендация – не выходите на лед, если не уверены в его прочности. Если же погулять нестерпимо хочется, по крайней мере, не выходите на лед до уверенного ледостава. Самый крепкий – ранний, прозрачный лед, самый опасный – рыхлый весенний. Прозрачный лед хорошо держит вес человека уже при толщине в 7 см. Его плюс также в том, что он не проваливается внезапно.

Если лед под вами трещит и тем более если видите трещины от своих шагов, осторожно возвращайтесь к безопасному месту тем же путем, что и пришли сюда (ведь там лед держал вас нормально). Предсказать, когда проломится рыхлый лед, сложно, поэтому весной водоемов следует вовсе избегать и прислушиваться к рекомендациям местного МЧС, которое обычно публикует информацию об опасности выхода на лед.

Общие правила таковы: выходя на лед, убедитесь, что все ваше снаряжение легко снимается (расстегните лямки рюкзака и т.д.) – если вы провалитесь, вам тогда не составит труда вытолкнуть его на лед и не придется тратить драгоценные силы на то, чтобы обсвободиться от него в полынье. Избегайте участков льда, отличающихся по цвету.

Лед слабее в местах, где есть растительность, у берегов и особенно опасен в местах впадения ручьев и рек. На реках же из-за структуры течения лед может быть ослаблен в неожиданных местах, поэтому рекомендую воздержаться от выхода на незнакомые участки, а на знакомых сохранять бдительность. Уверенно можно передвигаться по специально организованным переправам.

Идя группой, держите дистанцию. Это преследует две цели: во-первых, снизить общую нагрузку на лед, во-вторых, чтобы если кто-то провалился, остальные могли бы помочь.


Если все же провалились под лед: успокойтесь и отдышитесь несколько секунд, как бы это ни было сложно. Далее, попробуйте понять, куда выбираться. Как правило, выбираться надо в ту сторону, откуда ты пришел, потому что там тебя покрытие выдержало. Если же есть течение, надо выбираться против течения, т.е. на тот край, откуда река течет.

Если кто-то провалился при вас, помочь можно и нужно, но помните о собственной безопасности. Используйте веревку, палку или другие подручные предметы, чтобы сохранить дистанцию до места провала.

После того как вы выбрались, проблем меньше не становится: идти к жилью или пытаться согреться на месте? Выжимать или не выжимать одежду? Костер позволит согреться и даже просушить одежду, но сможете ли вы его развести сведенными от холода руками? Да и спички скорее всего промокли, зажигалка могла выйти из строя, а огниво, которое работает даже в мокром состоянии, требует навыка для применения.

Выжать одежду – логичная идея, но учтите, что на раздевание и одевание (совсем сухой она все равно не станет) вы можете потратить последние силы. Все эти вопросы вам предстоит решить самостоятельно, исходя из дальности жилья, имеющегося снаряжения и навыков.

Что точно не стоит делать – обтираться снегом и валяться в нем голым. Это только усугубит переохлаждение. Передвигаться бегом – по той же причине, к тому же вы по-прежнему должны экономить силы.

Самый простой вариант просушки – поваляться в снегу в одежде, отряхнуться и сразу после этого быстрым шагом идти к жилью. Оказавшись в тепле, переоденьтесь в сухое, медленно, без алкоголя проведите согревание, и при необходимости обратитесь к врачу. Все, что выше сказано про переохлаждение, будет актуально и в этом случае.

Замечу, что тема прекрасно освещена в эфирах эксперта по выживанию Олега Гегельского. Он рассказывает и лично демонстрирует приемы самоэвакуации из полыньи как со стоячей водой, так и с течением.

Травма от петарды

Помните о том, что в петардах содержатся вполне настоящие взрывчатые вещества, просто они в малых дозах. Поэтому использование пиротехники всегда потенциально опасно. Чтобы минимизировать риск, рекомендую покупать, во-первых, качественные изделия, и во-вторых, соблюдать технику безопасности.

Не забудьте прочитать инструкцию и следуйте ей. Если человек получил ожог или другую травму от попадания петардой, первая помощь – такая же, как при соответствующих травмах: сильное кровотечение – давящая повязка и вызов скорой помощи, ожог – охлаждение и обращение к врачу по необходимости.

Опасность угорания и пожара

Зима – лишний повод напомнить про необходимость своевременного обслуживания систем отопления, в том числе — чистки дымоходов. Каждую зиму люди гибнут от угарного газа, который, как известно, не имеет запаха, причем гибнут порой семьями. Из средств безопасности я бы порекомендовал датчики угарного газа – они устанавливаются на стенку, работают на батарейках и начинают пищать до того, как концентрация станет опасной.


ДТП с участием пешеходов

В зимнее время резко возрастает количество сбитых пешеходов. Зимой даже тот пешеход, который не собирался выходить на проезжую часть, может оказаться под колесами, потому что он поскользнулся. Помните об этом. И пешеходы, и водители должны стать терпимее друг к другу: зимой сложно всем.

Рассчитывать тормозной путь по льду тяжелее, особенно во время резкой смены погоды. Это относится даже к опытным водителям, не говоря о новичках. Помогите водителю увидеть вас в зимних сумерках – купите себе, родственникам и детям светоотражающие брелоки или фликеры, наклейте или нашейте светоотражающие полоски.

Фликер – это светоотражатель. В темноте даже в светлой одежде пешехода видно плохо, а в темной не видно вовсе. Фара ближнего света светит примерно на 30 метров, а при разрешенной скорости 60 км/ч тормозной путь по льду будет длиннее. Фликер делает пешехода заметным за 100 и более метров.

Обратите внимание: вся верхняя детская одежда (во всяком случае, импортная) обычно обшивается светоотражателями, и детей мы бережем больше, чем взрослых, но взрослым тоже неплохо бы ими обзавестись, особенно если какая-то часть их повседневного пути проходит по плохо освещенной местности. Особого внимания заслуживает тема перевозки детей на санках через дорогу – дети оттуда попросту вываливаются, а родители замечают это не сразу.

Экстремальные зимние развлечения

Напомним о главном: каким бы видом спорта вы ни занимались, на чем бы ни ехали, соблюдайте технику безопасности и используйте необходимую защиту, особенно шлемы.

В последнее время стало распространяться очень опасное развлечение – катание на ватрушках, прицепленных к автомобилю. Это чрезвычайно травмоопасное занятие, участники таких катаний гибнут ежегодно.

Поэтому уделяйте внимание правильному выбору экипировки для зимних видов спорта и другого времяпрепровождения на природе и своевременно обращайтесь за профессиональной помощью, если проблем избежать не удалось.

По статистическим данным основными источниками чрезвычайных ситуаций на территории края являются:

- налипание мокрого снега (гололед);

- паводки на реках или подтопления территорий талыми водами;

- биолого-социальный фактор: заболевания у населения (ОРВИ и ОРЗ), животных.

Основные правила поведения в районах схода лавин:

-не выходите в горы в снегопад и непогоду;

-находясь в горах, следите за изменением погоды;

-выходя в горы, знайте в районе своего пути или прогулки места возможного схода снежных лавин;

-избегайте мест возможного схода лавин. Они чаще всего сходят со склонов крутизной более 30 градусов, если склон без кустарника и деревьев - при крутизне более 20 градусов. При крутизне более 45 градусов лавины сходят практически при каждом снегопаде;

-в любую погоду не следует переходить (пересекать) лощины со склонами более 30 градусов, а после снегопада переходить лощины с крутизной склонов более 20 градусов можно лишь через 2 - 3 дня.

-наиболее опасный период схода лавин - весна и лето, с 10 часов утра до захода солнца;

-помните, что в лавиноопасный период в горах создаются спасательные отряды.

Если вы вне дома и попали в зону схода лавины:

-при сходе лавины - бегите в сторону (вбок), чтобы уйти с ее пути;

-при попадании под лавину или обвал постарайтесь укрыться под скалой, за стволом большого дерева;

-если вас захлестнуло лавиной - делайте широкие движения так, будто вы плывете, чтобы удерживаться на поверхности снежного потока;

-лавина прошла - двигайте руками и ногами так, чтобы расчистить воздушный карман, прежде чем снег успеет слежаться, не кричите - берегите дыхание;

-подтяните колени к животу, сгруппируйтесь, прикройте рот руками, а после остановки старайтесь расширить в снегу пространство перед лицом и грудью;

-кричите, если явно слышите голоса людей, откапывающих вас;

-постарайтесь определить местоположение тела;

-сохраняйте спокойствие, не тратьте силы попусту.

В случае холодов, соблюдайте простые правила, которые позволят Вам избежать переохлаждения и обморожений на сильном морозе:

-носите свободную одежду - это способствует нормальной циркуляции крови;

-одевайтесь как "капуста" - при этом между слоями одежды всегда есть прослойки воздуха, отлично удерживающие тепло;

-тесная обувь, отсутствие стельки, сырые грязные носки часто служат основной предпосылкой для появления потертостей и обморожения. Особое внимание уделять обуви необходимо тем, у кого часто потеют ноги. В сапоги нужно положить теплые стельки, а вместо хлопчатобумажных носков надеть шерстяные они впитывают влагу, оставляя ноги сухими;

-не выходите на мороз без варежек, шапки и шарфа. Перчатки из натуральных материалов хоть и удобны, но от мороза спасают гораздо хуже;

-не носите на морозе металлических украшений - колец, серёжек и т.д. Во-первых, металл остывает гораздо быстрее тела до низких температур, вследствие чего возможно их прилипание к коже. Во-вторых, кольца на пальцах затрудняют нормальную циркуляцию крови;

-пользуйтесь помощью друга - следите за лицом друга, особенно за ушами, носом и щеками, за любыми заметными изменениями в цвете, а он или она будут следить за вашими;

-не позволяйте обмороженному месту снова замерзнуть - это вызовет куда более значительные повреждения кожи;

-не снимайте на морозе обувь с обмороженных конечностей - они распухнут, и вы не сможете снова одеть обувь;

-прячьтесь от ветра - вероятность обморожения на ветру значительно выше;

-не мочите кожу - вода проводит тепло значительно лучше воздуха. Не выходите на мороз с влажными волосами после душа;

-на длительную прогулку на морозе следует захватить с собой пару сменных носков, варежек и термос с горячим чаем. Перед выходом на мороз надо поесть - вам может понадобиться энергия;

-дети и пожилые люди более подвержены переохлаждению и обморожениям;

-не пейте спиртного - алкогольное опьянение (впрочем, как и любое другое) на самом деле вызывает большую потерю тепла, алкоголь, кроме того, снижает чувствительность - можно не заметить обморожение;

-не курите на морозе - курение уменьшает периферийную циркуляцию крови, и, таким образом, делает конечности более уязвимыми.

Как действовать при налипании мокрого снега:

будьте осторожны при нахождении на улице, обращайте внимание на целостность воздушных линий электропередач, при обнаружении обрыва линий электропередач звоните по телефону 01;

не используйте электронагревательные приборы для обогрева помещений, это может привести к не расчетным нагрузкам на электропроводку и ее воспламенение;

закрепите слабоукрепленные конструкции на своих подворьях, их разрушение может привести к травмированию людей;

при возникновении перебоев в энерго-, газо-, водо,- теплоснабжении сообщайте по телефону 01.

Как действовать во время гололеда (гололедицы):

-выходить на улицу следует в обуви на низком каблуке и с нескользящей подошвой. В крайнем случае, на подошву наклейте лейкопластырь или изоляционную ленту, можно натереть подошвы песком (наждачной бумагой).

-передвигайтесь осторожно, не торопясь, наступая на всю подошву. При этом ноги должны быть слегка расслаблены, руки свободны. Пожилым людям рекомендуется использовать трость с резиновым наконечником или специальную палку с заостренными шипами.

-если вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, и, перекатившись, смягчить удар о землю.

-особое внимание обращайте на провода линий электропередачи, контактных сетей электротранспорта. Если Вы увидели оборванные провода, сообщите администрации населенного пункта о месте обрыва!

Рекомендации при сильном ветре:

При усилении ветра рекомендуется ограничить выход из зданий, находится в помещениях. Важно взять под особый контроль детей и не оставлять их без присмотра.

Если сильный ветер застал Вас на улице, рекомендуем укрыться в подземных переходах или подъездах зданий. Не стоит прятаться от сильного ветра около стен домов, так как с крыш возможно падение шифера и других кровельных материалов. Это же относится к остановкам общественного транспорта, рекламным щитам, деревьям, недостроенным зданиям.

Смертельно опасно при сильном ветре стоять под линией электропередач и подходить к оборвавшимся электропроводам.

Если Вы выехали за пределы населенного пункта, то целесообразно выйти из автомобиля и укрыться в дорожном кювете или ближайшем логу.

В городе надо немедленно покинуть автомобиль, автобус, трамвай и спрятаться в ближайшем убежище, подземном переходе или подвале. При нахождении в дороге, на открытой местности, лучше всего скрыться в яме, овраге и плотно прижаться к земле.

Рекомендации по действиям во время наводнения (паводка):

По сигналу оповещения об угрозе наводнения и об эвакуации безотлагательно, в установленном порядке выводите сотрудников, детей из опасной зоны возможного катастрофического затопле­ния в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности.

Перед уходом выключите электричество и газ, погасите огонь в отопительных печах, зак­репите все плавучие предметы, находящиеся вне зданий, или разместите их в подсобных помещениях. Если позволяет время, ценные материальные средства переместите на верхние этажи или на чердак здания. Закройте окна и двери, при необходи­мости и наличии времени забейте снаружи досками (щитами) окна и двери первых этажей. При отсутствии организованной эвакуации, до прибытия помощи или спада воды, находитесь на верхних этажах и крышах зданий.

При этом постоянно подавайте сиг­нал бедствия: днем - вывешиванием или размахиванием хоро­шо видимым полотнищем, подбитым к древку, а в темное время - световым сигналом и периодически голосом.

При подходе спа­сателей спокойно, без паники и суеты, с соблюдением мер пре­досторожности, организуйте переход детей в плавательное средство. При этом неукоснительно соблюдайте требования спасателей, не допускайте пере­грузки плавсредств. Во время движе­ния не покидайте установленных мест, не садитесь на борта, строго выполняйте требования экипажа.

Самостоятельно выбираться из затоплен­ного района рекомендуется только при наличии таких серьезных причин, как необходимость ока­зания медицинской помощи пострадавшим, продолжающийся подъем уровня воды, при угрозе затопления верхних этажей (чердака). При этом необходимо иметь надежное плавательное средство и знать направление движения. В ходе самостоятель­ного выдвижения не прекращайте подавать сигнал бедствия. Оказывайте помощь людям, плывущим в воде и утопающим.

Всем эвакуированным необходимо прибыть к установленному сроку на сборный эвакуационный пункт для регистрации и отправки в безопасный район. В зависимости от сложившейся обстановки эвакуация населения проводится выделенным для этих целей транспортом или пешком.

При внезапном наводнении необходимо как можно быстрее занять ближайшее безопасное возвышенное место и быть готовым к эвакуации по воде, в том числе и с помощью подручных плавсредств. В такой обстановке не следует поддаваться панике и терять самообладание, следует принимать меры, позволяющие спасателям своевременно обнаружить людей.

До прибытия помощи люди, оказавшиеся в зоне затопления, должны оставаться на верхних этажах и крышах зданий, деревьях и других возвышенных местах.

В случае схода оползней, необходимо соблюдать основные правила поведения:

-признаками надвигающегося оползня являются заклинивание дверей и окон зданий, просачивание воды на оползнеопасных склонах

-при появлении признаков приближающегося оползня сообщите об этом в ближайший пост оползневой станции, спасателям, местной администрации, а сами действуйте в зависимости от обстановки

-при получении сигналов об угрозе возникновения оползня отключите электроприборы, газовые приборы и водопроводную сеть, приготовьтесь к немедленной эвакуации по заранее разработанным планам

-при скорости смещения оползня более 0,5-1,0 м в сутки эвакуируйтесь в соответствии с заранее отработанным планом

-при эвакуации берите с собой документы, ценности, а в зависимости от обстановки и указаний администрации теплые вещи и продукты

В целях предупреждения пожаров:

-не допускайте применение электробытовых приборов кустарного изготовления

-для защиты электросетей от короткого замыкания пользуйтесь предохранителями только промышленного изготовления

-не курите в постели

-не оставляйте без присмотра включенными газовые приборы

-не применяйте для растопки печей легковоспламеняющиеся жидкости

-не оставляйте малолетних детей без присмотра

-не бросайте окурки из окон многоэтажных домов

В случае появления в помещении квартиры запаха газа:

-немедленно прекратить пользование газовыми приборами, перекрыть краны к приборам и на приборах

-открыть окна или форточки для проветривания помещения, вызвать аварийную службу газового хозяйства по тел 04! (вне загазованного помещения)

-не зажигать огня, не курить, не включать и не выключать электроосвещение и электроприборы, не пользоваться электрозвонком

Как действовать при неизбежности ДТП:

-сохраняйте самообладание – это позволит управлять машиной до последней возможности.

-до предела напрягите все мышцы, не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы избежать аварии.

-при неизбежности удара защитите голову. Если автомашина идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо.

Помните, что ремни безопасности значительно смягчают удар при столкновении, контакте с передними сиденьями.

Если вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с вами ребенок – накройте его собой.

Рекомендации при обнаружении взрывоопасного предмета:

-заметив взрывоопасный предмет (гранату, снаряд, бомбу и т.п.), не подходите близко к нему, позовите находящихся поблизости людей и попросите немедленно сообщить о находке в милицию. Не позволяйте случайным людям прикасаться к опасному предмету или пытаться обезвредить его.

-совершая поездки в общественном транспорте, обращайте внимание на оставленные сумки, портфели, свёртки, игрушки и другие бесхозные предметы, в которых могут находиться самодельные взрывные устройства. Немедленно сообщите об этом водителю, кондуктору, любому работнику милиции. Не открывайте их, не трогайте руками, предупредите стоящих рядом людей о возможной опасности.

-заходя в здание, обращайте внимание на посторонних людей и незнакомые предметы. Как правило, взрывное устройство в здании закладывают в подвалах, на первых этажах, около мусоропровода, под лестницами. Будьте бдительны и внимательны.

alt


Метель в Москве 14 февраля 2005 года. Фото Е.Цимеринов.

Опасные природные явления в атмосфере зимнего времени.

Устойчивый снежный покров распространяется в районах с Тср = 0°С и ниже для самого холодного месяца, неустойчивый снежный покров и редкие снегопады возможны и при 10-12°С. Такие условия характерны почти для 2/3 площади суши, причем на суше снежный покров держится не менее 4 мес. в году. Области с многолетней мерзлотой, подземными льдами и наледями занимают около 1/7 суши, акватории с морскими льдами и айсбергами также расположены на значительном пространстве. В районах, где зимой устанавливается снежный покров, проживает 1/5 населения мира, и еще столько же - где возможны неустойчивый снежный покров и редкие снегопады. В районах обеих категорий производится 1/2 мирового валового продукта. По режиму и форме воздействия на население и хозяйства снежно-ледниковые явления весьма разнообразны. Стихийные бедствия от этих явлений эпизодичны. В целом по миру эти стихийные бедствия находятся на 4-м и 5-м местах по величине наносимого ими ущерба. Но в США тяжелые снегопады уступают по среднему многолетнему числу жертв лишь грозам и смерчам, а по экономическому ущербу, объединенному ущербом от морозов, оказываются на 1-2-м месте. Разовый ущерб от экстремальных снегопадов в обычно малоснежных районах Молдавии, Закавказья, предгорий Средней Азии достигает многих сотен миллионов рублей. Защита городов и дорог от неблагоприятных и опасных снежно-ледовых явлений приводит к удорожанию строительства и эксплуатации на 100-200%.

Сильный снегопад, метель, гололед, мороз.

ЧС при снегопадах:
ЧС-1 - нарушение порядка на улицах: замедление скорости автомобилей при толщине снежного покрова (М) 5-10 см;
ЧС-2 - создание неудобств: еще большее замедление движения транспорта, увеличение в 2 раза количества авто аварий, опоздание железнодорожного транспорта - менее 4 ч, задержка полетов, М = 10-20 см;
ЧС-3 - крайнее затруднение движения: количество аварий в 3 раза больше, опоздание поездов - более 4 ч, приостановка полетов, возможно закрытие школ, М = 20-30 см;
ЧС-4 - остановка движения, закрытие автодорог и аэропортов, перерыв движения 12 ч, закрытие магазинов, школ, промышленных предприятий, обрыв ЛЭП и линий связи, М > 30 см.

Дорожные службы Москвы рассчитаны на уборку снега 10-15 см в сутки без ЧС. Но при ветре и при М = 5 см были заторы на 3-4 ч (30 октября 1996 г.). При Т = -50°С слышен "шепот звезд" (как говорят якуты). Это явление вызывается шелестом кристаллов льда, вымерзающих из воздуха. Для Москвы Т = -35°С - особо опасное явление. При -50°С отменяют полеты, а при Т = -40°С останавливается движение общественного транспорта.

Сильная метель. Сильная метель (ГОСТ Р 22.0.03-95) - это перенос снега над поверхностью земли сильным ветром, возможно, с выпадением снега, приводящий к ухудшению видимости и заносу транспортных магистралей. Слабые и обычные метели длятся до нескольких суток, более сильные - до нескольких часов. Метель, вьюга, буран, пурга - все эти понятия относятся к одному и тому же явлению природы. Слово "буран" тюркского происхождения. Так обычно называют метель жители заволжских степей и азиатской части России. В северных районах чаще используется термин "пурга". И буран, и пурга - это особо сильные метели. У метели коварный нрав - она начинается внезапно и очень быстро набирает силу.
Метели относятся к слабым и обычным, если скорость ветра не превышает 20 м/с, при скорости ветра 20-30 м/с их относят к сильным, при большей скорости - к очень сильным и сверхсильным (это уже штормы и ураганы).
При сильной метели рыхлый снег поднимается и переносится ветром при скорости 6-8 м/с и более. При низкой скорости ветра над поверхностью снега появляются тонкие, почти прозрачные, непрерывно меняющиеся снежные струйки. Они струятся над самой поверхностью снежного покрова до высоты 20-30 см. Это поземка - самая слабая метель. При скорости ветра 15-20 м/с снег поднимается до высоты в несколько метров - начинается низовая метель. При сильных низовых метелях, когда скорость ветра превышает 20 м/с, снежные массы поднимаются в воздух до высоты в несколько десятков метров - это верховая метель. Характерно, что низовые метели происходят и в отсутствие снегопада. Снежные вихри, заполняющие воздушное пространство, - это снег, поднятый с земной поверхности силой ветра. Низовые метели различаются по степени насыщенности снегом ветрового потока. Ветер может поднять в воздух и удерживать во взвешенном состоянии не более вполне определенного количества снега. Чем больше скорость ветра, тем больше это количество снега и тем выше транспортирующая способность ветрового потока. Если ветровой поток переносит количество снега, соответствующее максимуму его транспортирующей способности, - метель насыщенная, если меньше - метель ненасыщенная. Сильные низовые метели могут наблюдаться лишь в тех районах, где возникают сильные ветры. Однако этого недостаточно. Весьма важно также, чтобы поверхностный слой снежного покрова был относительно сухим и не слишком уплотненным. Кроме того, нужна достаточно большая, ровная снежная поверхность, свободная от лесов, холмов, гор, чтобы у метели имелось пространство для разгона. Все эти условия присутствуют в степных и лесостепных районах Поволжья, в некоторых районах Сибири, на севере Казахстана. Во всех этих областях относительно сухой континентальный климат, с холодными зимами и редкими зимними оттепелями. Особенно сильные низовые метели свирепствуют (притом почти круглый год) в Антарктиде, где скорость метельных ветров достигает 60-90 м/с.
Сильные низовые метели доставляют много неприятностей. Они оста­вляют после себя перегороженные высокими сугробами улицы, занесенные снегом дороги, поваленные столбы, разрушенные постройки. Метельные ветры могут снести снежный покров с полей, тем самым, обрекая их на иссушение. Они могут настолько замедлить весеннее таяние снегов, что посевы озимых вымокнут и погибнут. Помимо низовых метелей, выделяют общие метели - когда одновре­менно наблюдаются и сильный ветер, и сильный снегопад. В этом случае в приземных слоях воздуха перемешиваются снег, падающий сверху, и снег поднятый ветром с поверхности земли. Общие метели возникают при прохождении атмосферных фронтов, они являются следствием активной деятельности циклонов. Общие метели отличаются от низовых, прежде всего более мощными снежными заносами. Эти заносы связаны в основном не с переносом снега ветром из других мест, а с обильными снегопадами. Главным условием для таких снегопадов является достаточно высокая влажность воздуха. Поэтому сильные общие метели характерны для приморских районов. Они часто происходят на побережьях США, Канады, Гренландии. В пределах России они случаются на Дальнем Востоке, Сахалине, Камчатке. Огромные массы выпадающего при таких метелях тяжелого мокрого снега создают заносы и завалы, представляющие особую опасность для транспорта, систем связи и различных построек. В Арктике у Норильска пурга является настоящим бедствием. Сильные ветры со скоростью до 32 м/с дуют в течение 3-15 суток без перерыва, а температура при этом обычно опускается до -20°С. Полно­стью заносятся одноэтажные здания. Особый тип метелей отмечается в горных областях. В горах низовым метелям негде разогнаться. Снежные заносы здесь обусловлены главным обра­зом снегопадами. Иными словами, горные метели - это снегопады при сильном ветре. Такие метели тоже называют верховыми метелями. При вер­ховых метелях снежные заносы, как правило, более мошны и опасны, чем при низовых. Опасность усугубляется еще и тем, что в горах большие снежные заносы могут давать начало снежным лавинам.
На Европейской части России среднее число дней с метелями - 30-40, средняя продолжительность метелей 6-9 ч. Опасные метели составляют около 25%, особо опасные - до 10% общего количества. На территории всей страны бывает в среднем 5-6 сильнейших буранов, способных парализовать железные и автодороги, привести к обрыву линий связи и электропередачи и т.п. Метели и создаваемые ими заносы возможны (раз в несколько десятков лет) в субтропиках Азии, Северной Африки, США, но особенно распространены в областях устойчивого снежного покрова. Здесь объем снегопереноса за зиму через 1 м фронта метели измеряется десятками и даже тысячами кубометров; толщина заносов на дорогах Скандинавии, Канады, севера США превышает 5 м.

К ЧС по метелям относятся (согласно инструкции МЧС):
ЧС-1 - случаи общей метели при V = 20 м/с в течение суток;
ЧС-2 - V = 35 и более.

Такие ситуации опасны для пастбищных животных. Так, на Чукотке в начале 1980-х годов гололедица вызвала массовую гибель оленей. К этому же типу явлений относится обледенение причалов, морских платформ, судов вследствие замерзания брызг воды во время шторма. Особенно это опасно для небольших судов, палуба и надстройки которых невысоко подняты над водой: может возникнуть критическая нагрузка за считанные часы, и судно перевернется. Ежегодно от этого в мире гибнет около 10 рыболовецких судов, сотни оказываются в рискованном положении. Набрызговые наледи на берегах Охотского и Японского морей достигают толщины 3-4 м, что сильно затрудняет хозяйственную деятельность в прибрежной полосе.
Гололед (ГОСТ Р 22.0.03-95) - это слой плотного льда на земной поверхности и на предметах в результате намерзания капель переохлажденно­го дождя, мороси или обильного тумана, а также при конденсации пара. Возникает при температуре от 0° до -15'С. Осадки выпадают в виде переохлажденных капель, но при соприкосновении с поверхностью или предметами они замерзают, покрывая ее ледяным слоем. Типичной ситуацией для возникновения гололеда является приход зимой после сильных морозов относительно теплого и влажного воздуха, имеющего чаще всего температуру от 0° до -3°С. Налипание мокрого снега (снежные и ледяные корки), наиболее опасное для линий связи и электропередач, происходит при снегопадах и температуре от +Г до -3°С и скорости ветра 10-20 м/с. Диаметр отложений снега достигает 20 см. вес 2-4 кг на I м плюс ветровая нагрузка. Опасность гололеда резко возрастает при усилении ветра. Это приводит к обрыву проводов электропередач. Самый сильный гололед в Новгороде отмечался весной 1959 г., он вызвал массовые повреждения линий связи и электропередач, в результате чего на некоторых направлениях связь с Новгородом была полностью прервана. Покрытие ледяной коркой поверхности мостовых и тротуаров при гололеде становится причиной многочисленных травм, а также аварий автомобильного транспорта. На полотне автодорог образуется накат, парализующий движение, как гололед. Эти явления характерны для приморских районов с влажным мягким климатом (Западная Европа, Япония, Сахалин и т.д.), но распространены и во внутриконтинентальных районах в начале и конце зимы. При замерзании переохлажденных капель тумана на различные предметы образуются гололедные (при температуре от 0° до -5°, реже -20°С) и изморозевые (при температуре от -10° до -30°, реже -40°С) корки. Вес гололедных корок может превышать 10 кг/м (до 35 кг/м - на Сахалине, до 86 кг/м - на Урале). Такая нагрузка разрушительна для большинства проводных линий и для многих мачт. Кроме того, высока вероятность обледенения самолетов вдоль лобовой части фюзеляжа, на винтах, ребрах крыльев и выступающих частях самолетов. Ухудшаются аэродинамические свойства, возникают вибрации, возможны аварии. Обледенение происходит в переох­лажденных водяных облаках с температурой от 0° до -10°С. При соприкосновении с самолетом капли растекаются и замерзают, к ним примерзают снежинки из воздуха. Обледенение возможно и при полете под облаками в зоне переохлажденного дождя. Особенно опасно обледенение во фронтальных облаках, так как эти облака всегда смешанные, а их горизонтальные и вертикальные размеры сопоставимы с размерами фронтов и воздушных масс. Различают гололед прозрачный и мутный (матовый). Мутный гололед возникает при более мелких каплях (мороси) и при более низких температурах. Изморозь возникает благодаря сублимации пара.
Гололед обилен в горах и при морском климате, например, на юге России и на Украине. Повторяемость гололеда наиболее высока там, где часты туманы при температуре от 0° до -5°С.
На Северном Кавказе в январе 1970 г. на проводах образовался лед весом 4-8 кг/м и диаметром отложений 150 мм, в результате разрушились многие линии электропередач и связи. Сильные гололеды отмечены в Донецком бассейне, на Южном Урале и др. Воздействие гололеда на хозяйство наиболее заметно в Западной Европе, США, Канаде, Японии, в южных районах бывшего СССР. Так, в феврале 1984 г. в Ставрополье гололед с ве­тром парализовал автодороги и вызвал аварию на 175 высоковольтных ли­ниях (на 4 суток). При гололедице в Москве количество авто аварий увеличивается в 3 раза.

Читайте также: