Самосохранение человека как фактор психологической безопасности доклад

Обновлено: 04.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Психологическая безопасность личности как психическое состояние

Проблема психологической безопасности, как отмечает исследователь И.А. Баева, пока еще является малоразработанной в психологии [3].

Освидетельствования ученых по проблеме психологической безопасности оказали содействия многообразию подходов к её пониманию. Так, ученый В.В. Ковров под психологической безопасностью понимает состояние психики жителей государства, при котором обеспечивается успешное психическое формирование и адекватное воспроизведение внешних и внутренних угроз [14]. Исследователь Т.И. Колесникова считает психологическую безопасность многоуровневой динамической системой, предназначающей защищённость психики человека, её оптимальный уровень функционирования, способной устранять внешние и внутренние угрозы для обеспечения значительной дееспособности личности [15].

Подобным образом, феномен психологической безопасности в отечественной психологической науке подвергается рассмотрению на нескольких степенях:

- макросоциальном (на уровне общества, в контексте проблемы национальной безопасности, как часть социальной безопасности);

- взаимодействия в семейной, образовательной или организационной среде);

- микросоциальном (на уровне самой личности как сохранение ее функционирования человека, способность сопротивляться неблагоприятным факторам социальной среды, сопровождающееся переживанием своей защищённости).

Рассмотрение исследований по психологической безопасности личности свидетельствует о различии подходов к осмыслению данного феномена.

Во-первых, некоторые психологи причисляют психологическую безопасность к свойствам личности, которые характеризуют её защищенность и внутренний запас противостояния неблагоприятным воздействиям (В.А. Бодров, И.А. Баева).

Но, если посмотреть на это с другой стороны , на наш взгляд, в отличие от психологических свойств личности психологическая безопасность не является ее стабильным образованием и может существенно меняться в зависимости от условий социальной среды и общества.

Исследователи, придерживающиеся этого убеждения, подчеркивают роль в генезе феномена психологической безопасности собственной инициативности личности, а так же значимости личностных волнений, которые формируются во взгляде к элементам реальности. В рамках нашего проведения исследования этот подход является более перспективным, так как отношения личности являются более динамичной категорией, они могут трансформироваться в зависимости от разнообразия параметров среды, что, на наш взгляд, связано с волнением личностью собственной психологической безопасности в предоставленной ситуации.

Для того чтобы начать доказывать это положения, проанализируем более подробно, что же понимается современной наукой под категорией психического состояния. Надлежит заметить, что психическое состояние является независимой категорией, но оно еще недостаточно разработано в отечественной науке на конкретном уровне, несмотря на значительный интерес к этой проблеме и большое число пробных проведений исследований и изданий.

В отечественной психологии можно выделить два подхода к постижению психических состояний. В первом подходе (Р.В. Агузумцян, В.В. Ковров) [1, 12], психическое состояние понимается как совокупность психических процессов и свойств в предоставленный момент времени. Представители второстепенного подхода подвергают рассмотрению его как совокупность трансформации функционирования систем организма и психики при влиянии тех или иных факторов среды (И.А. Баева, В.В. Семикин) [4].

Итак, анализ взглядов разных авторов на психическое состояние позволил нам остановиться на определении, синтезированном из подходов Т.Н. Березиной и И.А. Баевой: психическое состояние - отражение личностью ситуации в виде целостной системной реакции на внешние воздействия, которые преломляются через внутренние условия и выражаются в единстве переживания и поведения в континууме времени.

Для подтверждения положения, что психологическая безопасность выражается психическим состоянием, необходимо сопоставить ее характеристики с существенными характеристиками психических состояний. Теоретический анализ литературы позволил выделить вытекающие свойства психических состояний.

Ряд ученых объединяют промежуточность психических состояний, т.е. их отношения с процессами и свойствами. В.А. Бодров говорит о том, что состояния занимают промежуточное положение по признаку динамичности между психическими процессами и свойствами личности. В психических состояниях разъединены грани личности, а также сила их проявления. С одной стороны, состояния могут оказывать влияния на создание черт личности [9].

Тем не менее, интенсивным является противоположное влияние, это когда черты личности оказывают влияние на особенности состояний человека. С этой мыслью согласуются позиции И.А. Баева, Е.Н. Волкова, Е.Б. Лактионова [3].

Учеными было доказано, что психологическая безопасность, с одной стороны, определена персональными психологическими качествами личности, к примеру, высокой самооценкой, уверенностью в себе и некоторыми иными, с другой стороны, само переживание психологической безопасности воздействует и на самооценку и на уверенность в себе.

Психические состояния выступают как целостность переживания и деятельности, о чем подтверждают работы В.В. Коврова, И.А. Коныгина, Н.Т. Оганесяна , [14] которые считали, что психические состояния формулируются не только в индивидуальном компоненте переживания, но и объективно – во внешнем поведении человека.

Психологическая безопасность имеет не только субъективное проявление, во внутренних переживаниях школьника, например, отсутствие тревоги по поводу возможности получения плохой оценки, отсутствие обиды на замечание учителя и проч., но и в его объективно наблюдаемых поведенческих реакциях в учебной деятельности (активности на уроке, уверенном поведении в различных учебных ситуациях и трудных ситуациях общения с одноклассниками и педагогами т.п.).

В качестве симптома психических состояний ученые (В.В. Ковров, И.А. Коныгин, Н.Т. Оганесян) объединяют ситуативность (детерминированность внешними – социальными - и внутренними - природно-биологическими причинами) [14].

Психологическая безопасность ученика начальной школы, как и любое психическое состояние, ситуативна, так как возникает в ситуациях учебного взаимодействия и зависит от обстоятельств общения с учителем на занятии и вне его, а так же со сверстниками и старшими учащимися. И, конечно, преломляется сквозь субъективные особенности ученика.

Осознаваемость так же относится В.В. Коврова и И.А. Коныгина к числу самых существенных характеристик состояния, потому что имеет немалое значение для психической регуляции состояния, позволяет блокировать, либо пролонгировать его.

Психологическая безопасность, бесспорно, может быть осмыслена субъектом, степень её осознанности будет зависеть, как мы думаем, от степени развития рефлексивных способностей школьника, и по мере взросления будет преумножаться.

Исследователь И.А. Коныгин описывает так же такую характеристику психических состояний как модальность, под которой смыслет единое эмоциональное самочувствие предопределенной модальности, которое вызывается каждым психическим состоянием [14, с. 17]. С ним согласна и Т.Н. Березина [7]. Располагая модальностью, психологическая безопасность будет выражаться в позитивном отношении к среде, положительном самочувствии, инициативном поведении и переживании защищенности, а состояние небезопасности, напротив, приводит к противоположным проявлениям в этих сферах.

Т.Н. Березина выделяет также глубину (интенсивность) состояния, характеризующуюся степенью выраженности волнений и сдвигов физиологических функций [7].

Глубина или напряженность состояния психологической безопасности, выражается в её потенциальных уровнях. Приведем пример, исследователь И.А. Баева выделила подобающие уровни [3]: состояние совершенной психологической безопасности, отсутствие психологической безопасности и состояние переменной психологической безопасности, для которых будут присущи определенная степень выраженности индивидуальных переживаний и беспристрастных физиологических и поведенческих проявлений.

Качество состояний, как подмечает Т.Н. Березина , обусловливается спецификой субъективными особенностями человека [7].

Качество состояния психологической безопасности будет предопределятся силой и другими особенностями стимулов, оказывающих на учеников с персональными особенностями самих детей, приведем пример, уровнем сензитивности, силой нервной системы, типом темперамента, самооценкой.

Таким образом, состоянию психологической безопасности свойственны все из перечисленных выше характеристик психических состояний.

В исследованиях, которые посвящены проблеме психических состояний, немаловажное внимание уделяется решению задачи выделения и рассмотрения их роли в психической жизни человека. Для этого будем подробно рассматривать психологическую безопасность личности

Психические состояния являются тембром психической деятельности ( Т.Н. Березина [7] ), служат ее общим функциональным уровнем, на фоне которого развиваются психические процессы (Ковров В.В. [14]), составляют внутренний контекст протекания всех психических процессов и проявления свойств (П.А. Кисляков [16]).

Если обратиться к изучаемому нами феномену, то делается несомненным, что психологическая безопасность также представляет в роли поля психической деятельности, которая протекает либо на фоне внутренней гармонии, хорошего расположения духа (состояние психологической безопасности), что определяет оптимальную инициативность, минимальное количество просчетов в процессе восприятия и мышления учащегося на занятии, либо, напротив, беспокойства, убавленного настроения (в случае неустойчивой психологической безопасности).

Психические состояния воплощают в действительность функцию сохранения динамики, взаимодействия, душевного равновесия соматической и психической последовательными, значимыми для субъекта изменениями среды (П.А. Кисляков) [16]. При расстроенной психологической безопасности устанавливается дезинтеграция социальных взаимодействий человека и его психологического и соматического статуса, а состояние психологической безопасности, напротив, ассоциировано с психологическим и физическим здоровьем, отсутствием психосоматических проблем. Учащийся, чувствующий себя безопасно в образовательной среде школы, и объективно не подвергающийся никаким угрозам, не будет страдать логоневрозом, болями в желудке, а также неожиданными приступами головной боли и повышением температуры перед контрольными работами, не будет чувствовать страха перед посещением школы, будет общителен, энергичен социально и в учебной деятельности.

Ученые выделяют функцию интеграции некоторых психических состояний, что приводит к формированию функциональных систем реагирования на трансформирующиеся условия, которые состоят из иерархически сформированных в единую неделимую совокупность психических процессов и психологических свойств, [16] они интегрируют динамику психических процессов и актуальные этапы различных направлений развития, модификаций психики [7]; синтезируют все психические состояния [4].

Психологическая безопасность интегрирует процессы, свойства личности, а также прочие состояния. Скажем, состояние психологической безопасности оказывает влияние на такие позитивные состояния школьника как синтония, симпатия, дружба (по Э.Н. Вайнеру) по отношению к членам классного коллектива и преподавателям, значительная самооценка и уверенность в себе [10] .

И напротив, недостаточная психологическая безопасность связана с заниженной самооценкой, нерешительностью, беспокойностью, настороженностью, агрессивностью по отношению к иным людям, ожиданию от них недоброжелательности.

Психические состояния регулируют психические процессы и свойства (ускоряют или замедляют их) (И.А. Баева), [4] выполняют приспособление (П.А. Кисляков) [16]. Психологическая безопасность способна регулировать свойства, убыстрять или задерживать психические процессы, скажем так, активизировать мыслительные процессы неблагополучного учащегося на занятии, атмосфера которого психологически комфортна и благоприятна, и даже снижать при этом, например, характерную ему личностную беспокойность. Помещение такого дезадаптированного ребенка в подходящую и безопасную среду повергает к возобновлению его внутреннего баланса, улучшению самочувствия, учебной деятельности и пр.

Ребенок начинает вести себя более твердо, происходит активизация и усовершенствование показателей его учебной деятельности. И напротив, нарушенная психологическая безопасность может привести к торможению мыслительных и созидательных процессов, увеличению неуверенности в себе даже у интенсивного ученика.

Подобным образом, мы видим, что функции психологической безопасности во - многом сходны функциям, свойственным для психических состояний.

Разбирая психологическую безопасность как психическое состояние, с неминуемостью возникает вопрос о том, к какому виду психических состояний ее можно причислить. Виды психических состояний объединяются исследователями на основе разнообразных подходов.

Если обратиться к состоянию психологической безопасности ученика, то обязательно встает вопрос о его месте в ряду прочих психических состояний.

Если руководствоваться логике всевозможных классификаций, то психологическую безопасность можно причислить:

- по содержанию – к эмоциональным состояниям;

- по генезу – к ситуативным, реактивным состояниям;

- по знаку – к позитивным, благоприятным состояниям;

- по глубине – к глубоким состояниям;

-по длительности – к сравнительно длительным, стабильным состояниям;

- по степени осознанности – как к осознанным, так и к неосознанным состояниям (это зависит от возраста ребенка и степени развития у него рефлексии и умственных способностей);

- по ситуативности – как к случайным, так и к закономерным состояниям (в зависимости от особенностей данного учебного формирования, к примеру, присутствия психопрофилактики, внедрения здоровье сберегающих технологий обучения и др.);

- по степени напряжения – к состояниям оптимальной инициативности;

- по степени распространенности – к распространенным состояниям;

- по степени адекватности ситуации, морали – к адекватным состояниям.

Если остановиться на более обширных основаниях классификации, то, по нашему мнению, психологическая безопасность является аффективноволевым состоянием, по терминологии Э.Н. Вайнера, т.к. содержит в себе преимущественно черты положительных эмоциональных, мотивационных и практических состояний и проявляется в волнении эмоционального благополучия, мотивационной готовности к деятельности, состоянии воодушевления, подъема, мобилизации и активизации [11]. В итоге мы полагаем, что психологическая безопасность причисляется к оптимальным (равновесным) состояниям психической энергичности (по терминологии Э.Н. Вайнера) [10].

Таким образом, психологическую безопасность можно отнести к аффективно-волевым и оптимальным (равновесным) состояниям.

Последствия проведенного теоретического синтеза позволили, основываясь на существенные характеристики данного феномена, выразить рабочее определение суждения: психологическая безопасность ученика младших классов это психическое состояние, выражающееся в целостности переживания и поведения.

Динамичные изменения политической и социально-экономической обстановки, ее международного положения оказывают зачастую прямое влияние на обыденные жизненные ситуации значительной части населения страны. Все это активизирует потребности людей в социально значимой информации для своей ориентировки в политической и социально-экономической ситуации на региональном и местном уровнях, заставляет их стать активными потребителями информации, участниками информационно-коммуникативных процессов в нашем обществе. Особенно, данному влиянию подвержены лица молодого возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Понятие психологической безопасности
1.1 Толкование в разных источниках
1.2 Современное понимание безопасности
1.3 Актуальность проблемы психологической безопасности
Глава II. Устойчивость к внешним факторам окружающей среды, как система психологической безопасности
2.1 История изучения эмоций
2.2 Функции эмоций
2.3 Влияние эмоций на поведение и деятельность человека
2.4 Причины начала многих болезней
2.5 Понятие эмоциональной устойчивости
2.6 Физические проявления при нарушении психической безопасности
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат обж.doc

Костанайский Государственный Педагогический Институт

Кафедра теории и практики физической культуры, спорта и туризма

Выполнила: студентка 1 курса Довгань Карина,

Проверила: старший преподаватель теории и практики

физической культуры, спорта и туризма

Моторико Людмила Григорьевна.

г. Костанай 2013
Содержание

Глава I. Понятие психологической безопасности

1.1 Толкование в разных источниках

1.2 Современное понимание безопасности

1.3 Актуальность проблемы психологической безопасности

Глава II. Устойчивость к внешним факторам окружающей среды, как система психологической безопасности

2.1 История изучения эмоций

2.2 Функции эмоций

2.3 Влияние эмоций на поведение и деятельность человека

2.4 Причины начала многих болезней

2.5 Понятие эмоциональной устойчивости

2.6 Физические проявления при нарушении психической безопасности

Актуальность темы. Динамичные изменения политической и социально-экономической обстановки, ее международного положения оказывают зачастую прямое влияние на обыденные жизненные ситуации значительной части населения страны.

Все это активизирует потребности людей в социально значимой информации для своей ориентировки в политической и социально-экономической ситуации на региональном и местном уровнях, заставляет их стать активными потребителями информации, участниками информационно-коммуникативных процессов в нашем обществе. Особенно, данному влиянию подвержены лица молодого возраста.

В то же время происходящие кардинальные общественные изменения привели к резкому количественному и качественному изменению информационной среды общества, в которой приходится действовать людям, функционировать всем общественным и государственным структурам, предприятиям, учреждениям и т.д.

Эти явления происходят в условиях бурного развития телекоммуникационных средств и информационной техники, создания качественно новых информационных технологий и систем, что выдвигает информационно-коммуникативные процессы и совокупность разноуровневых информационных факторов на ключевое место в сфере социального управления в обществе.

В школьной среде, представляющей сложное системное образование, выделяется процессуальная составляющая, как наиболее динамичная и изменяющаяся ее часть — информационно-коммуникативные процессы, которые активно воздействуют на индивидуальную, групповую и общественную психологию. Широкомасштабное применение манипулятивного воздействия в коммуникационных процессах дезориентирует социально активную часть населения, вызывает психоэмоциональную и социальную напряженность, что не позволяет гражданам адекватно воспринимать социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию, деятельность высших органов государственной власти. Это в свою очередь усиливает дестабилизацию внутриполитической ситуации и затрудняет реформирование общества.

В целом, мы можем видеть, что тема исследования является весьма актуальной.

Степень изученности проблемы, на сегодняшний день, продолжает оставаться низкой, несмотря на актуальность.

Глава I. Понятие психологической безопасности

Рассматривая понятие психологической безопасности, С.К.Рощин и В.А.Соснин проанализировали содержание этого понятия на основе определений, даваемых в толковых словарях различных стран. В процессе изучения академических толковых словарей русского, английского, французского и немецкого языков было выявлено, что в народном (общественном) сознании понятие "безопасность" связывается не столько "с отсутствием угрозы", сколько с состоянием, чувствами и переживаниями человека. Так, например, "Словарь Чэмберса" (англ. яз.) расшифровывая понятие "безопасность", на первом месте указывает "состояние, чувство или средства пребывания в безопасности". С этим же понятием в нем связывается отсутствие "тревожности или озабоченности", "уверенность", "стабильность".

"Оксфордский словарь" говорит о состоянии "более, чем уверенности"; "Словарь современного американского языка", помимо указания на "свободу от опасности, риска" выделяет "свободу от озабоченности, сомнений".

Французский "Лярус" также подчеркивает состояние "уверенности" и "отсутствие беспокойства"; немецкий словарь включает в понятие безопасности "надежность, уверенность", возможность "рассчитывать на что-либо".

Таким образом, в разных культурах сформировались примерно одинаковые представления о безопасности, акцент в которых делается на чувствах и переживаниях человека, связанных с его положением в настоящем и перспективами на будущее. Иными словами, для человека безопасность переживается в первую очередь как чувство защищенности от действия различного рода опасностей. Исходя из результатов проведенного анализа, авторы сформулировали определение психологической безопасности как состояния обществённого сознания, при котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан в настоящем и дает им основания для уверенности в будущем.

Современное понимание безопасности в контексте учета оптимального соотношения интересов личности, общества и государства выдвигает задачу рассмотрения нового аспекта этой проблемы — психологической безопасности. Выделение психологической безопасности в качестве самостоятельного предмета теории и социальной практики связано также с тем, что процессы и технология воздействия информационной среды на духовную сферу обладает качественной спецификой, которая определяет необходимость рассмотрения этой проблематики в концептуальном, методологическом и методическом плане.

Содержание понятия "психологическая безопасность" в общем виде можно обозначить как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии и, соответственно, социальных субъектов различных уровней общности, масштаба, системно-структурной и функциональной организации от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы. Иными словами, речь идет о таких социальных процессах, которые затрудняют или препятствуют оптимальному функционированию государственных и социальных институтов российского общества и человека как полноправного и свободного гражданина.

В практике использования коммуникативных ситуаций в целях изменения психологических характеристик, состояний и поведения людей реализуется специфический смешанный тип внушающего и убеждающего воздействия, в котором в едином коммуникационном акте внушение и убеждение выступают как взаимосвязанные и взаимодополняющие элементы его структуры и зачастую, по своей сути, представляют скрытое психологическое принуждение.

При анализе психологического воздействия в последнее время стали более активно использоваться понятия манипулятивного воздействия и манипуляции, предпринимаются попытки осмысления их психологической сущности. При этом выделяются два аспекта понимания манипуляции — прямой и метафорический. Во втором случае предлагается отождествление понятия "манипуляция" с видом психологического воздействия, используемого для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения людей к совершению определенных действий, изменения их психологических характеристик и состояний. В качестве объектов манипулятивного воздействия могут выступать социальные субъекты различного уровня общности — от индивида до общества в целом.

Реформирование общества и переход к рыночным отношениям резко активизировали коммуникативные процессы, осуществляемые опосредованно через средства массовой коммуникации и непосредственно в межличностном и личностно-групповом взаимодействии. Это стимулировало широкую распространенность и интенсивное применение манипулятивных приемов и технологий воздействия на людей. Использование в коммуникативных процессах манипулятивного воздействия на различные категории граждан России достигло таких масштабов, что может представлять угрозу психологической безопасности личности и российского общества в целом.

Современный этап развития не только не снизил, а усилил тенденцию к использованию новейших технологий информационного воздействия манипулятивного характера на психику людей в политической борьбе.

Широкомасштабное применение манипулятивного воздействия в коммуникационных процессах дезориентирует социально активную часть населения, вызывает психоэмоциональную и социальную напряженность, что не позволяет гражданам Российской Федерации адекватно воспринимать социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию, деятельность высших органов государственной власти. Это в свою очередь усиливает дестабилизацию внутриполитической ситуации и затрудняет реформирование российского общества.

Масштабность и мощность воздействия информационных факторов на психику людей выдвигает обеспечение психологической безопасности в современных условиях на уровень общенациональной проблемы.

Несмотря на большое разнообразие объектов обеспечения психологической безопасности, в качестве которых выступают социальные субъекты различного уровня общности, масштаба, системно-структурной и функциональной организации, основным и далее неразложимым структурным элементом и центральным объектом информационного воздействия, как уже отмечалось, является человек, индивид.

Именно человек как личность и активный социальный субъект, его психика подвержены непосредственному действию информационных факторов, которые, трансформируясь через его поведение, действия (или бездействие), оказывают дисфункциональное влияние на социальные субъекты разного уровня общности, различной системно-структурной и функциональной организации.

Таким образом, проблема психологической безопасности личности, ее психологической защищенности и способов формирования психологической защиты в условиях кардинальных изменений российского общества становится особенно актуальной как в теоретическом, так и в прикладном плане.

Психологическую безопасность личности можно рассматривать как состояние защищенности ее психики, от действия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной ориентировочной основы социального поведения человека (и в целом, жизнедеятельности в обществе), а также адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе.

В более общем виде психологическая безопасность личности — это состояние защищенности личности, обеспечивающее ее целостность как активного социального субъекта и возможностей развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой.

Выделение психологической безопасности личности (в данном случае понятие личность употребляется в общем виде в качестве синонимичного понятия человека как самостоятельного активного социального субъекта) из общей проблематики информационной и психологической безопасности в качестве самостоятельного направления определяется следующими основными причинами:

Во-первых, в связи с переходом к информационному обществу (информационной цивилизации), увеличением масштабов и усложнением содержания и структуры информационных потоков и всей информационной среды многократно усиливается ее влияние на психику человека, а темпы этого влияния стремительно возрастают. Это определяет необходимость формирования новых механизмов и средств выживания человека как личности и активного социального субъекта в современном обществе;

Во-вторых, взаимодействие психики человека с информационной средой отличается качественной спецификой и не имеет адекватных аналогов в информационном взаимодействии других биологических структур, технических, социальных и социотехнических систем;

В-третьих, основной и центральной "мишенью" информационного воздействия является человек, его психика. Именно от отдельных личностей, их взаимосвязей и отношений зависит нормальное функционирование социальных субъектов различного уровня сложности, любых общностей и социальных организаций — от малой группы до населения страны в целом.

Глава II. Устойчивость к внешним факторам окружающей среды, как система психологической безопасности


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психологическая безопасность личности и поведение человека в чрезвычайной ситуации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

I. Теоретическая часть

1. Психологическая безопасность личности

1.1. Структура и критерии психологической безопасности личности

Психологическая безопасность личности необходима для сохранения жизни и здоровья человека, способствует его полноценному развитию и самореализации. Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности личности является основой успешности, благополучия в жизни и жизнестойкости в чрезвычайных ситуациях. Основные направления, рассматривающие безопасность человека (табл.1) 1 .

Направления анализа безопасности человека


Направление, рассматривающее человека как субъекта деятельности, обладающего мощным жизненным потенциалом, дающим возможность преодолевать трудности, обеспечивать безопасность в различных ситуациях, является наиболее значимым и перспективным для науки.

Психологическая безопасность — защищенность человека с учетом внешних и внутренних условий безопасности (опыт субъекта, способность и готовность идентифицировать, прогнозировать и уклоняться от опасностей, владение знаниями, умениями и навыками поведения в ЧС, уровень развития способностей, мотивация к обеспечению безопасности жизнедеятельности) 2 .

Структура психологической безопасности: система отношений субъекта, удовлетворенность жизнью, социальная активность. Психологическая безопасность дает возможность личности сохранять целостность, развиваться и реализовывать свои цели в процессе жизнедеятельности.

Критерии психологической безопасности:

1) индивидуально-психологические особенности человека;

2) индивидуальный опыт человека;

3) целостность личности;

4) развитие человека, его личностный рост;

5) самоактуализации личности;

6) гармония с самим собой.

Основным компонентом психологической безопасности является психологическое здоровье личности 3 .

Г. С. Никифоров в качестве критериев психологического здоровья выделяет психические процессы, состояния и свойства личности 7 .

Критерии психологического здоровья


1.2. Качества безопасной личности

Субъект, который строит свою жизнь в гармонии с обществом, природой, способный реализовать свой жизненный потенциал, имеющий смысловую регуляцию своей жизнедеятельности, обладает высоким уровнем психологической безопасности. Он способен сохранять свою безопасность благодаря преобразованию опасностей в фактор собственного развития. Личностный потенциал, включающий субъектность как основной компонент, представляет собой базу психологической безопасности человека.

Структура субъектности


Эмоциональная неустойчивость проявляется изменениями настроения, поведение импульсивное, непоследовательное, отсутствует самоконтроль, имеют место аффективные вспышки, чрезмерная раздражительность. Перечисленные проявления проявляются постоянно, независимо от ситуации. Высокий уровень эмоциональной неустойчивости используется для диагностики психических заболеваний.

Склонность к рискованному поведению может проявляться у человека под воздействием ситуационных факторов или благодаря наличию у него определенных индивидуальных качеств.

Сравнительный анализ качеств безопасной личности и личности, предрасположенной к опасности



Готовность к риску имеет возрастные (с возрастом уменьшается), половые (у женщин ниже, чем у мужчин), групповые (проявляется сильнее в группе) особенности проявления.

Самоуверенность (чрезмерная уверенность в себе) часто приводит к возникновению ситуаций, угрожающих жизни и здоровью человека.

Виктимность — склонность субъекта к поведению жертвы.

Виктимные качества


2. Защищенность личности от негативных воздействий среды обитания

2.1. Информационно-психологическая безопасность личности в современном мире

Информационная безопасность личности — защищенность личности, которой не может быть нанесен ущерб в результате воздействия окружающего информационного пространства.

Информационно-психологические атаки могут приводить к негативным последствиям в различных сферах жизни общества. Например, могут негативно повлиять на работу социальных институтов, государственных и общественных организаций.

Источниками информационно-психологических воздействий являются: СМИ (печатные издания, радиовещание, телевидение); политические партии и движения, формирующие общественное мнение.

Источники угроз информационно-психологической безопасности личности:

2) внутренние (индивидуальные особенности личности 18 ).

2.2. Психологическая защита личности

Психологическая защита личности направлена на устранение чувства тревоги или сведение его до минимальных значений.

Психологическая защита как нейтрализация манипуляций в процессе межличностного взаимодействия рассматривается рядом исследователей (Г. В. Грачевым, А. А. Деркач, Е. Л. Доценко). Психологические защиты имеют сложное строение и обеспечивают личности психологическую защищенность от психологического внутреннего дискомфорта и внешнего психологического воздействия.

Виды психологической защиты


Индивидуально-личностная защита может проявляться в следующих формах (рис. 1):

Межличностная психологическая защита — деятельность личности для сохранения своей целостности с помощью изменения характера внешнего взаимодействия.

Таксономия межличностных психологических защит



Рис. 1. Индивидуально-личностные средства защиты

Индивидуальные стратегии поведения личности формируются в процессе ее социализации.

Стратегии поведения личности


В результате системного взаимодействия сфер психики человека формируется его индивидуальная стратегия поведения.

Поведение личности зависит от эмоционального восприятия и когнитивной оценки ситуации (первичной: оценка угрозы и вторичной: оценка своих возможностей при решении проблемы). В результате формируется стратегия поведения — коппинг, меняется оценка ситуации и самочувствие человека в позитивную сторону (рис. 2).


Рис. 2. Процесс формирования коппинг-поведения

Формы межличностной защиты



Основными факторами формирования внутриличностной психологической защиты являются проблемы семейного воспитания, акцентуации характера и проблемы адаптации.

Таксономия внутриличностных психологических защит



2.3. Психологическая безопасность и причины травматизма

В связи с проявлением высокого уровня производственного травматизма в ХХ в. ученые обратили внимание на изучение психологических и личностных причин несчастных случаев. Исследования данной проблемы показали, что из выборки испытуемых, работающих в одних и тех же условиях и осуществляющих одинаковую работу всегда можно выделить субъектов, которые вообще не имели травм, субъектов, у которых были от одного до двух случаев травмирования, и субъектов, травмирующихся часто.

Применение методов статистического анализа позволило исследователям сделать вывод, что имеет место индивидуальная предрасположенность к несчастным случаям у испытуемых. Карлом Марбе была разработана теория психологической предрасположенности к несчастным случаям, в которой он доказал, что вероятность травмирования человека можно вычислить с помощью статистических методов на основании числа несчастных случаев, которые были у данного субъекта ранее. Автор показал, что причиной несчастных случаев является общая предрасположенность человека к несчастным случаям, которая включает психологические и физиологические свойства субъекта.

К. Марбе считал, что люди с повышенной способностью переключаться (быстро адаптирующиеся к новым, неожиданно возникающим ситуациям) имеют высокую степень защищенности от несчастных случаев.

Пониженная способность субъекта переключаться является показателем его предрасположенности к травматизму. Данная предрасположенность является врожденной характеристикой.

Динамичные изменения политической и социально-экономической обстановки, ее международного положения оказывают зачастую прямое влияние на обыденные жизненные ситуации значительной части населения страны. Все это активизирует потребности людей в социально значимой информации для своей ориентировки в политической и социально-экономической ситуации на региональном и местном уровнях, заставляет их стать активными потребителями информации, участниками информационно-коммуникативных процессов в нашем обществе. Особенно, данному влиянию подвержены лица молодого возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Понятие психологической безопасности
1.1 Толкование в разных источниках
1.2 Современное понимание безопасности
1.3 Актуальность проблемы психологической безопасности
Глава II. Устойчивость к внешним факторам окружающей среды, как система психологической безопасности
2.1 История изучения эмоций
2.2 Функции эмоций
2.3 Влияние эмоций на поведение и деятельность человека
2.4 Причины начала многих болезней
2.5 Понятие эмоциональной устойчивости
2.6 Физические проявления при нарушении психической безопасности
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат обж.doc

Костанайский Государственный Педагогический Институт

Кафедра теории и практики физической культуры, спорта и туризма

Выполнила: студентка 1 курса Довгань Карина,

Проверила: старший преподаватель теории и практики

физической культуры, спорта и туризма

Моторико Людмила Григорьевна.

г. Костанай 2013
Содержание

Глава I. Понятие психологической безопасности

1.1 Толкование в разных источниках

1.2 Современное понимание безопасности

1.3 Актуальность проблемы психологической безопасности

Глава II. Устойчивость к внешним факторам окружающей среды, как система психологической безопасности

2.1 История изучения эмоций

2.2 Функции эмоций

2.3 Влияние эмоций на поведение и деятельность человека

2.4 Причины начала многих болезней

2.5 Понятие эмоциональной устойчивости

2.6 Физические проявления при нарушении психической безопасности

Актуальность темы. Динамичные изменения политической и социально-экономической обстановки, ее международного положения оказывают зачастую прямое влияние на обыденные жизненные ситуации значительной части населения страны.

Все это активизирует потребности людей в социально значимой информации для своей ориентировки в политической и социально-экономической ситуации на региональном и местном уровнях, заставляет их стать активными потребителями информации, участниками информационно-коммуникативных процессов в нашем обществе. Особенно, данному влиянию подвержены лица молодого возраста.

В то же время происходящие кардинальные общественные изменения привели к резкому количественному и качественному изменению информационной среды общества, в которой приходится действовать людям, функционировать всем общественным и государственным структурам, предприятиям, учреждениям и т.д.

Эти явления происходят в условиях бурного развития телекоммуникационных средств и информационной техники, создания качественно новых информационных технологий и систем, что выдвигает информационно-коммуникативные процессы и совокупность разноуровневых информационных факторов на ключевое место в сфере социального управления в обществе.

В школьной среде, представляющей сложное системное образование, выделяется процессуальная составляющая, как наиболее динамичная и изменяющаяся ее часть — информационно-коммуникативные процессы, которые активно воздействуют на индивидуальную, групповую и общественную психологию. Широкомасштабное применение манипулятивного воздействия в коммуникационных процессах дезориентирует социально активную часть населения, вызывает психоэмоциональную и социальную напряженность, что не позволяет гражданам адекватно воспринимать социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию, деятельность высших органов государственной власти. Это в свою очередь усиливает дестабилизацию внутриполитической ситуации и затрудняет реформирование общества.

В целом, мы можем видеть, что тема исследования является весьма актуальной.

Степень изученности проблемы, на сегодняшний день, продолжает оставаться низкой, несмотря на актуальность.

Глава I. Понятие психологической безопасности

Рассматривая понятие психологической безопасности, С.К.Рощин и В.А.Соснин проанализировали содержание этого понятия на основе определений, даваемых в толковых словарях различных стран. В процессе изучения академических толковых словарей русского, английского, французского и немецкого языков было выявлено, что в народном (общественном) сознании понятие "безопасность" связывается не столько "с отсутствием угрозы", сколько с состоянием, чувствами и переживаниями человека. Так, например, "Словарь Чэмберса" (англ. яз.) расшифровывая понятие "безопасность", на первом месте указывает "состояние, чувство или средства пребывания в безопасности". С этим же понятием в нем связывается отсутствие "тревожности или озабоченности", "уверенность", "стабильность".

"Оксфордский словарь" говорит о состоянии "более, чем уверенности"; "Словарь современного американского языка", помимо указания на "свободу от опасности, риска" выделяет "свободу от озабоченности, сомнений".

Французский "Лярус" также подчеркивает состояние "уверенности" и "отсутствие беспокойства"; немецкий словарь включает в понятие безопасности "надежность, уверенность", возможность "рассчитывать на что-либо".

Таким образом, в разных культурах сформировались примерно одинаковые представления о безопасности, акцент в которых делается на чувствах и переживаниях человека, связанных с его положением в настоящем и перспективами на будущее. Иными словами, для человека безопасность переживается в первую очередь как чувство защищенности от действия различного рода опасностей. Исходя из результатов проведенного анализа, авторы сформулировали определение психологической безопасности как состояния обществённого сознания, при котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан в настоящем и дает им основания для уверенности в будущем.

Современное понимание безопасности в контексте учета оптимального соотношения интересов личности, общества и государства выдвигает задачу рассмотрения нового аспекта этой проблемы — психологической безопасности. Выделение психологической безопасности в качестве самостоятельного предмета теории и социальной практики связано также с тем, что процессы и технология воздействия информационной среды на духовную сферу обладает качественной спецификой, которая определяет необходимость рассмотрения этой проблематики в концептуальном, методологическом и методическом плане.

Содержание понятия "психологическая безопасность" в общем виде можно обозначить как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии и, соответственно, социальных субъектов различных уровней общности, масштаба, системно-структурной и функциональной организации от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы. Иными словами, речь идет о таких социальных процессах, которые затрудняют или препятствуют оптимальному функционированию государственных и социальных институтов российского общества и человека как полноправного и свободного гражданина.

В практике использования коммуникативных ситуаций в целях изменения психологических характеристик, состояний и поведения людей реализуется специфический смешанный тип внушающего и убеждающего воздействия, в котором в едином коммуникационном акте внушение и убеждение выступают как взаимосвязанные и взаимодополняющие элементы его структуры и зачастую, по своей сути, представляют скрытое психологическое принуждение.

При анализе психологического воздействия в последнее время стали более активно использоваться понятия манипулятивного воздействия и манипуляции, предпринимаются попытки осмысления их психологической сущности. При этом выделяются два аспекта понимания манипуляции — прямой и метафорический. Во втором случае предлагается отождествление понятия "манипуляция" с видом психологического воздействия, используемого для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения людей к совершению определенных действий, изменения их психологических характеристик и состояний. В качестве объектов манипулятивного воздействия могут выступать социальные субъекты различного уровня общности — от индивида до общества в целом.

Реформирование общества и переход к рыночным отношениям резко активизировали коммуникативные процессы, осуществляемые опосредованно через средства массовой коммуникации и непосредственно в межличностном и личностно-групповом взаимодействии. Это стимулировало широкую распространенность и интенсивное применение манипулятивных приемов и технологий воздействия на людей. Использование в коммуникативных процессах манипулятивного воздействия на различные категории граждан России достигло таких масштабов, что может представлять угрозу психологической безопасности личности и российского общества в целом.

Современный этап развития не только не снизил, а усилил тенденцию к использованию новейших технологий информационного воздействия манипулятивного характера на психику людей в политической борьбе.

Широкомасштабное применение манипулятивного воздействия в коммуникационных процессах дезориентирует социально активную часть населения, вызывает психоэмоциональную и социальную напряженность, что не позволяет гражданам Российской Федерации адекватно воспринимать социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию, деятельность высших органов государственной власти. Это в свою очередь усиливает дестабилизацию внутриполитической ситуации и затрудняет реформирование российского общества.

Масштабность и мощность воздействия информационных факторов на психику людей выдвигает обеспечение психологической безопасности в современных условиях на уровень общенациональной проблемы.

Несмотря на большое разнообразие объектов обеспечения психологической безопасности, в качестве которых выступают социальные субъекты различного уровня общности, масштаба, системно-структурной и функциональной организации, основным и далее неразложимым структурным элементом и центральным объектом информационного воздействия, как уже отмечалось, является человек, индивид.

Именно человек как личность и активный социальный субъект, его психика подвержены непосредственному действию информационных факторов, которые, трансформируясь через его поведение, действия (или бездействие), оказывают дисфункциональное влияние на социальные субъекты разного уровня общности, различной системно-структурной и функциональной организации.

Таким образом, проблема психологической безопасности личности, ее психологической защищенности и способов формирования психологической защиты в условиях кардинальных изменений российского общества становится особенно актуальной как в теоретическом, так и в прикладном плане.

Психологическую безопасность личности можно рассматривать как состояние защищенности ее психики, от действия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной ориентировочной основы социального поведения человека (и в целом, жизнедеятельности в обществе), а также адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе.

В более общем виде психологическая безопасность личности — это состояние защищенности личности, обеспечивающее ее целостность как активного социального субъекта и возможностей развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой.

Выделение психологической безопасности личности (в данном случае понятие личность употребляется в общем виде в качестве синонимичного понятия человека как самостоятельного активного социального субъекта) из общей проблематики информационной и психологической безопасности в качестве самостоятельного направления определяется следующими основными причинами:

Во-первых, в связи с переходом к информационному обществу (информационной цивилизации), увеличением масштабов и усложнением содержания и структуры информационных потоков и всей информационной среды многократно усиливается ее влияние на психику человека, а темпы этого влияния стремительно возрастают. Это определяет необходимость формирования новых механизмов и средств выживания человека как личности и активного социального субъекта в современном обществе;

Во-вторых, взаимодействие психики человека с информационной средой отличается качественной спецификой и не имеет адекватных аналогов в информационном взаимодействии других биологических структур, технических, социальных и социотехнических систем;

В-третьих, основной и центральной "мишенью" информационного воздействия является человек, его психика. Именно от отдельных личностей, их взаимосвязей и отношений зависит нормальное функционирование социальных субъектов различного уровня сложности, любых общностей и социальных организаций — от малой группы до населения страны в целом.

Глава II. Устойчивость к внешним факторам окружающей среды, как система психологической безопасности

Читайте также: