Саморегулирование в проектировании доклад

Обновлено: 04.05.2024

Работа содержит 1 файл

СРО пр и стр. 28 вопрос.doc

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАКАЗЧИКА

В настоящее время регулирование деятельности в области строительства и проектирования осуществляют саморегулируемые организации (СРО). Они выдают строительным компаниям свидетельства о допуске (строительная лицензия СРО) к необходимым видам работ.

Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, на которые должно выдаваться свидетельство о допуске, утвержден Приказом Минрегионразвития № 624 от 30.12.2009 г. с изменениями, утвержденными Приказом Минрегионразвития РФ № 294 от 23.06.2010 г. В этом перечне 7 видов работ в области инженерных изысканий, 13 видов в области проектирования и 33 вида в области строительства.

В соответствии со статьей 55.5 Градостроительного кодекса РФ каждая СРО обязана разработать и утвердить требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Требования должны быть определены в отношении каждого вида работ, допуск к которым осуществляется данной СРО.

Требования к выдаче свидетельств о допуске должны содержать:

1) квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, работникам индивидуального предпринимателя, работникам юридического лица:

а) требование о наличии образования определенного уровня и профиля;

б) требование к повышению квалификации, профессиональной переподготовке;

в) требование о наличии определенного стажа работы;

2) требование к численности соответствующих требованиям пункта 1 настоящей части работников индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Требования к выдаче свидетельств о допуске могут содержать:

1) требование о наличии у индивидуального предпринимателя, юридического лица имущества, необходимого для выполнения соответствующих работ.

2) требование о достижении положительных результатов проводимой проверки квалификации индивидуальных предпринимателей, работников индивидуальных предпринимателей, работников юридических лиц.

Минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске:

1) требование о наличии работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ. При этом не менее чем три работника должны иметь высшее профессиональное образование или не менее чем пять работников - среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее профессиональное образование, и не менее чем пять лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование;

2) требование о наличии у индивидуального предпринимателя высшего или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ и стажа работы по специальности не менее чем пять лет;

3) требование к повышению не реже, чем один раз в пять лет квалификации указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части работниками и индивидуальным предпринимателем.

Для особо опасных, технически сложных и уникальных объектов минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске устанавливаются Правительством РФ.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ выдается саморегулируемой организацией при приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены СРО, если они соответствует требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам.

Действие ранее выданного СРО свидетельства о допуске к работам прекращается:

1) по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, принятому на основании заявлен ия члена СРО;

2) по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации при установлении факта наличия у индивидуального предпринимателя или юридического лица выданного другой СРО свидетельства о допуске к такому же виду работ;

3) по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в случае неустранения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в установленный срок выявленных нарушений, если действие свидетельства приостановлено;

4) по решению суда;

5) в случае прекращения членства в СРО;

6) по решению общего собрания членов СРО в случае применения меры дисциплинарног о воздействия.

Прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, влечет за собой обязанность СРО принять решение об исключении такого участника СРО из своих членов по причине отсутствия свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ.

С момента утверждения Перечня не включенные в него работы, для выполнения которых ранее требовалось наличие лицензии, могут выполняться без свидетельства и лицензии.

В Перечне видов работ отсутствует такой вид деятельности, как функция заказчика- застройщика либо технический надзор (контроль и надзор за выполнением строительных работ), соответственно деятельность по контролю и надзору за выполнением строительных работ может осуществляться заказчиком строительства либо уполномоченными им лицами без свидетельства о допуске и без лицензии.

Вид работ "Организация строительства". Если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, он вправе осуществлять работы по организации строительства только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске. В случае если застройщик или уполномоченный им заказчик привлекают к работам по организации строительства иное физическое или юридическое лицо, то в данном случае, застройщик не является лицом, осуществляющим строительство, и ему не требуется свидетельство о допуске на работы по организации строительства. В этом случае свидетельство о допуске на работы по организации строительства должно иметь привлекаемое застройщиком или заказчиком лицо.

СРО в проектировании

Саморегулируемые организации (СРО) в архитектурно-строительном проектировании полностью перешли на подобную форму деятельности с начала 2009 года – в результате отмены принятого ранее института лицензирования на данные виды работ применительно к конструкциям 1-го и 2-го уровней ответственности. Это значительно упростило как организационную сторону вопроса (поскольку получить допуск СРО на проектирование для компаний-членов стало не в пример легче и быстрее), так и сняло с государства необходимость контролировать каждого исполнителя отдельно. Вместо этого был создан реестр СРО проектирования, а все необходимые процедуры перехода на новую форму деятельности, основой регуляции которых стал закон СРО проектирование, нашли отражение в измененном законодательстве.

Виды СРО в проектировании

Для получения свидетельства СРО на проектирование совместное партнерство, входящих в саморегулирующую организацию ее членов в обязательном порядке регистрируется в реестре СРО по проектированию, что гарантированно означает соответствие ряду требований:

  • наличию в организации не менее полусотни ИП и ЮЛ, профессионально занимающихся предоставлением услуг согласно утвержденного законодательством списка (перечень работ СРО проектирование подробно описан в Приказе Минрегионразвития № 634 от 2009 года);
  • принятию на себя обязательств каждым из участников в процессе выполнения работ не уклоняться от правил и стандартов, разработанных для всех направлений деятельности СРО;
  • наличию в организации компенсационного фонда из расчета по 150 000 руб. на участника (в случае заключения Договора страхования) или 500 000 руб. – при отсутствии оного;
  • регистрации и получению свидетельства СРО на проектирование, с одновременным присвоением партнерскому коллективу статуса саморегулируемой организации от соответствующего государственного органа, на это уполномоченного (в данном случае – Ростехнадзора).

Нужна ли СРО в проектировании

На вопрос, нужен ли СРО проектирования, ответ однозначно должен быть положительным. И дело не только в невозможности осуществлять многие виды проектной деятельности без членства в подобной организации, но и в широком спектре появляющихся привилегий для каждого из ее участников, в т.ч.:

  • возможности пользоваться бесплатными программами, целью которых является периодическое повышение квалификационного уровня сотрудников;
  • постоянного обмена опытом в узком кругу профессиональных единомышленников и партнеров;
  • более высокой степени доверия и внешних клиентов, и внутренних партнеров;
  • наличия высокопрофессиональной и комплексной правовой поддержки;
  • доступа к ресурсам компенсационного фонда в случае финансовых потерь по вине третьих лиц;
  • возможности бесплатно получать мощную и компетентную юридическую поддержку при необходимости отстаивания своих интересов в судах либо госструктурах.

Сколько стоит СРО в проектировании

Назвать фиксированную сумму, сколько стоит СРО на проектирование, в принципе не представляется возможным – поскольку она зависит от финансовой политики СРО, специфики и стоимости проектных договоров, количества участников и наличия программы частичного погашения итогового взноса в компенсационный фонд.

Тем не менее, несмотря на то, что минимальные размеры компенсационных фондов СРО регламентируются федеральным законодательством, для каждого из новых членов могут быть сделаны послабления. Абсолютное большинство проектных саморегулирующих компаний практикуют внесение полных сумм только по не самым значительным финансовым статьям, например:

  • взнос за вступление – 5 тыс. руб. разово;
  • членские взносы – 5 тыс. руб. ежемесячно (либо 15 тыс. – ежеквартально);
  • страховой взнос (от 2 тыс. руб. в год);
  • и, наконец, часть взноса в фонд компенсаций, для которого может быть определена сумма, скажем, в 50 тыс. руб. с возможностью выплат оставшихся 100 тыс. руб. на протяжении года без начисления процентов.

Деятельность СРО в проектировании

  • разрабатывает и вводит в действие нормативные правила, обязательные для исполнения всеми членами сообщества, а также свод поощрений и наказаний, касающихся как финансовой, так и организационной дисциплины;
  • гарантирует разрешение внутренних конфликтов через третейский суд;
  • контролирует и анализирует отчетность, предоставляемую членами СРО;
  • обеспечивает создание программ глобального информационного оповещения и повышения квалификации.

Финансирование организационных функций (учитывая некоммерческий характер объединения) ведется за счет поступлений от взносов как членов СРО, так и пожертвований (в т.ч. имущественных) третьих лиц, а также прибыли с депозитных счетов и прочих доходов, не запрещенных законодательной базой государства.

Перечень видов работ СРО в проектировании

Для СРО проектирование перечень видов работ включает проектную подготовку:

  • схем земельных участков (включая трассы линейных объектов и полосы отвода);
  • самых различных архитектурных, технологических и конструктивных решений;
  • данных, касающихся инженерных мероприятий, внутренних сетей тех.обеспечения, электроснабжения, газоснабжения, разнообразного оборудования и т.д.;
  • аналогичных сетей наружного расположения;
  • проектной документации в специализированных сферах (ГО, МЧС, опасных производств, радиационной защиты и пр.);
  • строительных работ (включая эксплуатацию, консервацию, демонтаж и снос различных конструкций);
  • мероприятий, связанных с охраной окружающей среды и пожарной безопасностью;
  • работ, направленных на организацию упрощения доступа в здания и сооружения людей с ограниченной мобильностью;
  • работ по обследованию конструкций;
  • организации проведения работ сторонними застройщиками.

Реестр СРО по проектированию

Появлению реестра саморегулирующих организаций (в настоящий момент насчитывающего уже 194 российских СРО в сфере проектирования) поспособствовала новая система выдачи разрешений на осуществление того или иного вида деятельности различными СРО, заменив собой прежний институт лицензирования. Благодаря такому подходу удалось не только упростить систему контроля над выполнением работ в промышленности, но и систематизировать в более компактном виде данные об организациях, их осуществляющих.

В результате реализация компанией любой деятельности, оговоренной в перечне работ СРО проектирование, стала возможной только после занесения в реестр – а для попадания туда организации необходимо было предоставить как свидетельства на получения допусков, так и подробных данных о компании (включая членство в СРО соответствующей направленности). В свою очередь, любому желающему стали доступны как просмотр данного реестра (посредством официального сайта Ростехнадзора, так и возможность подать заявку на занесение в него в on-line режиме.

Закон СРО по проектированию

В настоящее время основной закон СРО проектирование – это ФЗ № 315 от 01.12.07г., включающий все положения о СРО и принятый еще до отмены лицензирования в 2009 году. Однако с тех пор деятельность саморегулирующих организаций не раз корректировалась и дополнялась новыми нормами и правилами, что привело к необходимости членов таких сообществ руководствоваться еще и следующими нормативными документами:

  • дополнительным федеральным законом о СРО № 359 от 04.11.14г.;
  • дополнительным федеральным законом о СРО № 372 от 03.07.16г.;
  • Земельным кодексом (ФЗ № 136 от 25.10.01г.);
  • Градостроительным кодексом (ФЗ № 190 от 29.12.04г.);
  • законом о некоммерческих организациях (№7 от 12.01.06г);
  • законом о ведении госреестра СРО (№ 724 от 28.09.08г.),

а также несколькими ФЗ, дополняющими статьи Земельного и Градостроительного кодексов, постановлениями Правительства РФ, приказами Минрегионразвития и Федеральной службы по надзору.

Те, кто занимается строительной деятельностью знают о саморегулируемых организациях (СРО) не понаслышке. Остальные — возможно что-то слышали. Основной лейтмотив тут прост: раньше нельзя было проектировать и строить без лицензий, теперь без соответствующего свидетельства от СРО …

sro

  • постоянный контроль строительной деятельности своих членов на соответствие требованиям, установленным действующим законодательством;
  • развитие профессионализма своих членов путем разработки и принятия стандартов и правил предпринимательской деятельности, обязательными для выполнения всеми членами;
  • формирование компенсационного фонда с целью возмещения и компенсации вреда пострадавшим от деятельности своих членов.

СДР выглядит так:

spo2

Оно состоит из двух частей: общая часть (кто, кому, на основании чего, когда выдал свидетельство), вторая содержит перечень работ (услуг), которые член СРО имеет право на основании этого СДО выполнять. Очень важно, что в конце указана максимальная стоимость одного договора на выполнение таких работ (услуг). Для проектирования: 5, 25, 50, 300, более млн. рублей. Для строительства: 10, 60, 500, 3000, 10000, более млн. рублей. Да, при очень хороших отношениях с заказчиком, вы можете разбить любую работу на кучу частей и заключить много договоров. При любых других условиях это, конечно, не прокатит.

Несколько слов о том, откуда пошла есть Русская земля.

Процесс реформирование всего и вся в один момент дошел до строительной области. Собственно, он вяло протекал там во все времена, но в рамках государства — распускался и создавался Госстрой, возникали и пропадали агентства, комитеты, департаменты хитроумных министерств… все для того, чтобы проверять, регулировать, разрешать и запрещать. Ни для ни кого не секрет, что строительство — деятельность опасная. Построить можно так, что здание просто развалится… а есть еще промышленные предприятия со своими крайне опасными и поражающими при неправильном устройстве факторами. От этого плясали всегда. Закладывали в нормы проектирования запасы по прочности и надежности, назначали личную ответственность за нарушения и отклонения от стандартов и правил, вводили обязательные проверки и экспертизы, пять лет учили специалистов в высших учебных заведениях, затем проверяли знания.

Пришел рынок. Сначала отрасль жила по инерции. Были введены косметические правки (те же лицензии), умножались требования, призванные повысить и не допустить. Но рынок ведь пришел не в законопослушную Германию, а на нашу безбашенную Родину. Лицензии цинично покупались, на материалах и технологии экономили (авось как-нибудь обойдется), акты подписывались за деньги (да все будет нормально, не очкуй), рабочих на стройке сменили выходцы из средней Азии (три узбека с лопатой заменяют экскаватор). Закономерный итог — новые строения стали рушиться. И оказалось, что виновников даже привлечь к ответственности сложно. Объект сдан, все документы на руках — вы вообще о чем? Вероятно, в пояснительной записке, которую положили на стол самому главному руководителю, появилось обобщение примерно следующего содержания.

Недостатки государственного регулирования строительной деятельности

  • Нет четкой регламентации регулирования, присутствует межведомственная несогласованность, в наличии избыточная централизация, не обеспечиваются права потребителей и безопасность строительства.
  • Фактически отсутствует механизм привлечения к материальной ответственности контролирующих органов за проведение ненадлежащего контроля и надзора, нарушение нормативных актов.
  • Практически отсутствует механизм привлечения к ответственности исполнителей работ за ненадлежащее качество строительства после сдачи объектов строительства в эксплуатацию.
  • Слабо работают механизмы материальной ответственности исполнителей работ (услуг) перед третьими лицами в случае причинения им вреда.

Решение лежало на поверхности. Участников строительства надо как-то заинтересовать делать все хорошо. В текущих условиях рынка — карать рублем. При этом неплохо бы снять с государства бремя ответственности за косяки строителей. Придумали следующее. Теперь, если компания хочет заняться строительством, она должна официально заплатить (в некий компенсационный фонд). Причем, чем на большие объемы она покушается, тем больше должна заплатить. Не государству, а некой некоммерческой структуре (в форме партнерства). И не просто заплатить, а войти в ее состав полноценным членом, то есть платить взносы и в идеале участвовать в жизни организации. Структура эта, саморегулируемая организация (СРО), несет материальную ответственность за причиненный ее членами вред третьим лицам. То есть сначала несет ответственность непосредственный виновник безобразия, потом СРО (если у виновника закончатся деньги) своим компенсационным фондом. Ну а если уже не хватит фонда, то государство так и быть тоже подключится. Тут есть нюансы, но общий смысл такой.

Основные цели саморегулирования

  • Предупреждение причинения вреда жизни, здоровью, имуществу физических и юридических лиц, окружающей среде вследствие недостатков работ, которые выполняются членами СРО.
  • Повышение качества инженерных изысканий, проектирования и производства строительных работ.

Первое, что может таким образом СРО — не принять обратившуюся компанию в свой состав при условии, что не выполнены минимальные обязательные требования. Второе — устанавливать внутренние стандарты, правила ведения хозяйственной деятельности для своих членов с целью повышения качества выполнения ими работ и услуг. И, естественно, контролировать соблюдения как первого, так и второго условий. До кучи, проверять выполнение общих правил саморегулирования (так и буквы, и духа закона), установленных нормативной документацией. За выявленные нарушения предполагаются меры дисциплинарного воздействия, а именно:

  • предписание об устранении нарушений членом СРО в установленные сроки;
  • вынесение члену СРО предупреждения;
  • приостановления действия СДР;
  • прекращение действия СДР;
  • исключение из членов СРО.

При исключении из членов СРО, уплаченный взнос, конечно, никто не вернет.

Буква и дух у закона о саморегулировании следующий:

  • интересы заказчиков работ должны быть защищены;
  • должны быть установлены четкие и явные требования к исполнителям для предупреждения конфликтных ситуаций между ними и заказчиками;
  • члены СРО должны страховать ответственность (это требование не является обязательным законодательно, но часто без этого не вступить в отдельные СРО — страховка сильно снижает гипотетические затраты организации при необходимости компенсировать убытки);
  • члены СРО должны иметь необходимые сертификаты соответствия работ, сертификаты соответствия менеджмента качества для добровольного подтверждения соответствия;
  • реклама члена СРО не должна содержать недостоверную информацию.

Деятельность СРО контролирует со стороны государства Ростехнадзор. Он же осуществляет регистрацию СРО, ведет Реестр СРО. То есть, прежде чем вступать куда-либо, проверьте сначала наличие организации в Реестре на сайте Ростехнадзора.

Наличие СДР у организаций, проводящих инженерные изыскания и/или выполняющих проектные работы осуществляется на этапе экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. То есть без СДР положительное заключение не получить, это факт.

Наличие СДР у исполнителей строительно-монтажных работ, а также соблюдение ими технических регламентов и требований утвержденной проектной документации в настоящее время осуществляет Госстройнадзор.

Не требуются СДР на объекты, для которых не нужна выдача разрешения на строительство (они также не подлежат экспертизе проектной документации) в соответствии с ч.17 ст. 51 ГрК, а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей).

Впрочем, наличие СДР может быть установлено требованием в техническом задании у заказчика для своего подрядчика на совершенно любые объекты. Почему нет?

Нормативная база для изучения вопроса саморегулирования:

В заключении

Я не могу припомнить случая, когда СРО кому-то что-то компенсировала по факту аварии. Всеми правдами и неправдами ущерб всегда перекладывается на конкретного виновника. С этой точки зрения, я считаю, заявленного при проведении реформы результата достигнуть не удалось. Многие задаются вопросом, существует ли этот мифический фонд в отдельных СРО сейчас по факту. ГрК предписывает СРО размещать средства компенсационных фондов на банковских депозитах с целью сохранения и увеличения их размера, за исключением размещения на банковских счетах членов такой СРО и в их ценные бумаги. В случае необходимости осуществления выплат из средств компенсационного фонда СРО срок возврата средств из указанных активов не должен превышать десяти рабочих дней. Особую пикантность ситуации придает сохраненная законодательно возможность размещать средства компенсационного фонда с привлечением сторонних управляющих компаний. Огромный простор для махинаций…

Вступить в СРО по прежнему может любая контора. Никакие минимальные требования не соблюдаются, точнее — легко обходятся. На день в собственность претендента оформляется строительная техника, привлекаются нужные специалисты, выписываются свидетельства о повышении квалификации. Контроль за деятельностью членов формальный. Разве что, суммы взноса кусаются и все-таки шарашкиных контор стало меньше. Есть СРО, которые реально занимаются повышением квалификационного уровня своих членов. Проводят семинары, выпускают стандарты, обеспечивают доступ к действующей НТД. Формируются Национальные объединения СРО по областям, причем им делегируют полномочия по контролю за деятельностью отдельных СРО, например путем аттестации сотрудников администраций последних.

Панацеи не получилось.

Что дальше? Не думаю, что реформирование отрасли на этом остановится. Цель всеобщего счастья не достигнута. Полагаю, что дальше будет развиваться аппарат квалифицированных ГИПов, ГАПов (обучение, экзамены, внесение в реестр, фиксация достижений и провалов, создания пула специалистов по отраслям). Качество будет достигаться личной ответственностью руководителей проектов. То, что может себе позволить ООО, в лице собственников, будет недопустимо для профессионала. Ему легче будет сменить текущее ООО на другое, нежели поставить свою подпись под заведомо неправильным техническим решением, гарантирующим ему волчий билет. Соответствующие требования будут выноситься на тендер.

После того, как государство перестало выдавать лицензии, подтверждающие квалификации строителей, эти полномочия перешли к саморегулируемым организациям. Эти же объединения отвечают и за выплату компенсаций заказчикам, пострадавшим от неквалифицированно выполненных работ застройщиками, проектировщиками и изыскателям.

Что такое СРО и для чего она нужна

Саморегулируемая организация объединяет разные компании одной отрасли для того, чтобы контролировать и регулировать процесс исполнения участниками их работы. Например, строители становятся участниками строительного СРО, проектировщики – проектного, изыскатели – изыскательного. Чем занимаются эти объединения:

разрабатывают нормы, касающихся качества проведения строительных работ;

следят за соответствием строительных компаний заданным требованиям.

Фактически, саморегулируемое объединение – это посредник между участниками рынка (заказчиком и исполнителем работ), занимающийся улаживанием конфликтов между сторонами, если такие возникают.

СРО – некоммерческая организация. Статус присваивается объединению после его включения в госреестр, и теряется, когда СРО исключают из него.

Деятельность саморегулируемых объединений подчиняется ФЗ №315 и ФЗ №372. Кроме того, все они обязательно регистрируются в налоговых.

Функции и цели организации

Саморегулируемые объединения создавались для того, чтобы контролировать деятельность предприятий, работающих в сфере строительства. До 2010 года этим занималось государство. Но затем эта обязанность была переложена на самих участников рынка – так государство снизило нагрузку на бюджет, из которого приходилось изымать средства на возмещение убытков, причиненных исполнителями (застройщиками) по неосторожности, недостаточности квалификации или из-за неисполнения договоренностей.

Теперь компенсацию выплачивают не за счет госсредств, а фактически за счет самих строителей – деньги на это берутся из компенсационного фонда СРО, членом которой является компания, причинившая вред. В чем заключаются основные цели саморегулируемых организаций:

предупреждение причинения вреда здоровью, жизни или имуществу заказчиков;

повышение качества проводимых работ;

обеспечение выполнения участниками договоров.

Все они зафиксированы в статье 55.1 части 1 ГрК РФ. Функции, права и обязанности объединений также установлены законодательно. Что к ним относится:

определение требований к вступлению и членству предпринимателей и предприятий;

представление интересов участников объединения перед органами государственной власти и местного самоуправления;

организация возможности прохождения необходимой аттестации, получения нужной квалификации и ее повышения участникам объединения;

арбитраж при возникновении споров между членами СРО, их заказчиками и потребителями предоставляемых услуг;

назначение дисциплинарного наказания в случае нарушения участниками правил СРО, вплоть до исключения нарушителя из объединения.

Саморегулируемые организации контролируют деятельность своих участников – проводят проверки, плановые и внеплановые. Они могут быть как выездными, так и камеральными (дистанционными, документальными). Это их право регламентируется статьей 9 ФЗ №315.

Виды СРО

Существует несколько видов объединений: арбитражников, оценщиков, аудиторов и прочих. Но для строительной отрасли наибольшее значение имеют объединения строителей, проектировщиков, изыскателей.

Строительные СРО – некоммерческие организации, внесенные в госреестр. В них входят предприниматели и компании, специализирующиеся на строительстве, реконструкции и капремонте.

Объединения проектировщиков – это тоже некоммерческие организации, внесенные в госреестр. Их участники – компании, предоставляющие услуги в области архитектурно–строительного проектирования.

СРО изыскателей – НКО, внесенные в реестр, в состав входят компании и частные лица, специализирующиеся на изысканиях.

Все эти объединения подчиняются законодательству: Градостроительному кодексу (ФЗ № 190) и Закону о СРО (с изменениями и дополнениями).

Что дает членство в саморегулируемой организации

Компании–участники саморегулируемой организации имеют множество преимуществ по сравнению с застройщиками, проектировщиками и изыскателями, не имеющими разрешений от СРО. Какие бонусы дает членство в объединениях:

защита профессиональной деятельности и интересов бизнеса;

возможность возмещать ущерб, причиненный заказчику, за счет компенсационных фондов;

возможность участвовать в различных аукционах, тендерах, закупках, в том числе государственных (при этом шансы получить желаемый заказ у компании–участника СРО выше, чем у тех, кто работает самостоятельно);

оперативное получение самых свежих изменений в законодательстве, касающихся строительства, изысканий и проектирования;

получение необходимых консультаций квалифицированных юристов и бухгалтеров;

пользование ресурсами объединения для повышения квалификации собственных сотрудников.

Кроме того, участие в СРО повышает престиж строительной организации у заказчиков – так они будут уверены в том, что сотрудники, которым они доверяют выполнение задачи, будут обладать нужными знаниями и квалификацией.

Кому членство в СРО не обязательно

В 2016 году в ГрК РФ были внесены изменения (ФЗ № 372), согласно которым членство в СРО теперь является обязательным не для всех, а только некоторым строительным организациям. К таким относятся:

строительные фирмы, выполняющим работы по строительству, капремонту и реконструкции;

технические заказчики (уполномоченные партнеры застройщика);

предприятия, участвующие в государственных и коммерческих аукционах, тендерах;

строительные подрядчики, заключившим договор на сумму выше 3 млн. рублей.

Но для некоторых стройфирм членство в СРО перестало быть обязательным. Речь идет о таких предприятиях:

Государственные и муниципальные организации.

Компании, где половина собственности принадлежит государству.

Юридическим лицам, где учредителями выступают публично–правовые образования (с долей собственности 50% и выше).

Предприниматели, которые занимаются строительством малоэтажных зданий, частных домов, выполняют работы на объектах некапитального строительства.

Эти предприятия могут быть членами объединения, но для них вступление добровольное, тогда как для остальных – обязательное.

Что нужно для приема в СРО

Для вступления стройфирма должна предоставить пакет бумаг. Их перечень установлен статьей 55.6 ГрК РФ и включает:

Заявление о приеме. В нем обязательно указывают список работ, которыми планирует заниматься потенциальный участник объединения.

Копии регистрационных и учредительных документов.

Приказы о назначении руководителя и главного бухгалтера.

Выписки ЕГРЮЛ, Госкомстата.

Документы, подтверждающие квалификацию и опыт руководителя предприятия.

Трудовые договоры с высококвалифицированными специалистами.

Этот список примерный – каждая СРО имеет право самостоятельно включить в него и другие документы.

Требования к вступлению

Для того, чтобы стать участниками СРО предприятия должны соответствовать определенным требованиям:

Все необходимые взносы (членский, платеж в компенсационный фонд, вступительный) должны быть переведены со счета строительной компании на спецсчета выбранной организации в полном объеме. Величина платежей будет зависеть от того, какими работами планирует заниматься строитель.

Участники СРО должны неукоснительно выполнять правила объединения и регулярно перечислять необходимые взносы. Систематическое несоблюдение требований приведет к тому, что предприятие исключат из саморегулируемой организации. Сделанные взносы при этом не вернут.

Как проходит процедура вступления в СРО

Она включает несколько этапов:

Определение уровня ответственности. В строительстве их 5, в проектировании и изысканиях – 4. Он зависит от того, какие работы планирует выполнять будущий участник, необходимо ли ему участие в тендерах. Другими словами, он опирается на максимальную стоимость договора на выполнение работ.

Сбор и заполнение необходимой документации (заявлений, анкет и прочих бумаг).

Членство в СРО дает строительным предприятиям множество преимуществ. Но сам процесс вступления в объединение – процесс длительный и сложный, ведь важно не упустить множество нюансов: узнать, выдает ли объединение нужные допуски, какие размеры обязательных платежей и периодичность их уплаты, как наказывают нарушителей (есть ли штрафы или ограничиваются предписаниями) и прочее. Поэтому, если в строительной организации нет своего юриста, разбирающегося в этом вопросе, то проведение процедуры лучше доверить профессионалу.

Читайте также: