Саморазвитие и самореализация личности доклад

Обновлено: 02.07.2024

Однако процесс биологического развития человека теснейшим образом сочетается с приобретением значительного количества со­циальных свойств и качеств, которые характеризуют его как обще­ственное существо. Например, с полуторамесячного возраста ребе­нок начинает улыбаться при виде близких людей, потом овладевает речью, приобретает способность к прямохождению, усваивает на­выки и привычки обращения с вещами и предметами, а также пове­дения в семье и на улице, начинает выполнять те или иные трудо­вые обязанности. В дальнейшем он обогащает себя знаниями, усваи­вает моральные нормы и правила, учится следовать моде, развивает способность к более успешному выполнению той или иной работы и т.д. При этом характерно, что речь и разнообразные навыки и привычки поведения и трудовой деятельности, которые вырабаты­ваются у детей одной и той же национальности, но живущих в раз­личных социальных и бытовых условиях, бывают различными. Это показывает, что названные социальные свойства и качества не явля­ются врожденными, а формируются у человека прижизненно.

Таким образом, будучи биологическим существом, человек, в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характери­зуют его общественную сущность. Вот почему он рассматривается в науке как биосоциальное существо, как субъект, т.е. действующее лицо ис­торической деятельности и познания. Следовательно, понятие человек синтезирует (объединяет) в себе как его биологические, так и соци­альные (общественные) свойства и качества.

Так как личностные качества формируются прижизненно, то вполне понятно, что у одних людей они могут быть выражены более ярко, у других - слабее. Встает вопрос: по каким же критериям можно судить о мере личностного развития человека?

Психолог С.Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей со­знательно управлять собственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.

Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших харак­теристик личности относил: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность.

Существенной характеристикой личностности человека является также ее общественная активность и принципиальность, проч­ность нравственных взглядов и убеждений. Сюда, в частности, относится активность в труде, в отстаивании своих идеологических и моральных принципов и т.д.

Выделяя критерии личностности, В.П. Тугаринов связывал это понятие также с возрастной и психической зрелостью человека. С этой точки зрения не является личностью младенец, который не достиг определенного психического развития, а также психически боль­ной человек, который не в состоянии проявлять сознательность в поведении.

Личность тем более значительна, чем больше отражает она в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогрес­са, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, в какой мере ее деятельность носит своеобразно-творчес­кий характер. В этом смысле характеристика понятий человек и лич­ность дополняется понятием индивидуальность.

Индивидуальность характеризует непохожесть и отличие одно­го человека от другого, одной личности от другой. Индивидуаль­ность, как правило, выделяется особыми чертами характера и тем­перамента (например, уравновешенно-волевой и целеустремлен­ный человек), своеобразием творческой деятельности и способнос­тей. Так, рабочий может отличаться от своих собратьев по труду особой старательностью, рационализаторским подходом к делу. В такой же мере индивидуальность учителя может выражаться в его глубокой эрудиции, широте педагогических взглядов, особой мане­ре подхода к детям, творческом устремлении, характеризующем учебно-воспитательную работу, и т.д. Иначе говоря, понятие индиви­дуальность включает в себя то особенное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает ей своеобразную красо­ту и неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятель­ности и поведения.

Для полноты характеристики человека как общественного суще­ства не мало важно понятие индивид. Слово это латинского происхождения и в переводе на русский язык означает единичность. Как понятие оно обозначает отдельного представителя человеческого рода безотносительно к его качествам.

Такова сущность понятия личность и связанных с ним родствен­ных научных категорий. Но поскольку личност­ные качества развиваются и формируются прижизненно, для педа­гогики важно раскрыть понятия развитие и фор­мирование.

Развитие, прежде всего, означает процесс количественных измене­ний в свойствах и качествах человека. Родившись, он растет физичес­ки, отмечается увеличение его отдельных органов и систем. У него появляется речь, обогащается его словарный запас. Он овладевает множеством социально-бытовых и моральных умений, трудовых на­выков и привычек (когда речь идет о развитии личности и человека).

Однако главными в развитии человека являются изменения ка­чественные. Так, обогащение речевой деятельности влечет за собой повышение и совершенствование познавательных способ­ностей человека, развитие логического мышления и памяти. Раз­розненные мнения и взгляды на жизнь постепенно приобретают определенную систему и способствуют формированию мировоз­зрения. Реактивные формы поведения все более и более уступают место активно-преобразующей деятельности. Повышается спо­собность к самостоятельности и управлению собственным поведением. Все эти - количественные и качественные - изменения и характеризуют процесс развития человека.

Развити­е - взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменении, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и пси­хики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обо­гащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений.

Однако для педагогики, как и для других наук о человеке, карди­нальным является вопрос о том, как происходит его личностное развитие, каковы источники и факторы этого развития. Одним из факторов является понятие Я-концепциия личности.

Выделяют две формы Я-концеп­ции - реальную и идеальную. Однако возможны и более частные ее виды, на­пример профессиональная Я-концепция личности. В свою очередь профессиональная Я-концепция личности также может быть ре­альной и идеальной.

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Са­мооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе социализа­ции, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в зна­чительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе от­ношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важ­ное место.

Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Несмотря на всю противоречивость современных данных о само­оценке несовершеннолетних правонарушителей, практически общепризнанны­ми являются представления о связи самооценки с асоциальным и делинквентным поведением подростка. (Делинквент - субъект, чье поведение девиантное в крайних проявлениях являет собой уголовно наказуемые действия.). Споры же в основном сводятся к выяснению того, какой характер носит самооценка правонарушителя - завышенный или зани­женный. Наиболее распространенной позицией, основанной на эмпирических исследованиях, является позиция о завышенной самооценке и подростков-делинквентов и взрослых правонарушителей. Отмечается в связи с этим, что не­адекватная, завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению делинквентного поведения.

- снижение самоуважения и часто, как следствие, - социальная деградация, агрессивность и преступность;

- стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях (такие моло­дые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия);

- глубокое изменение восприятия (так, молодые люди с негативной само­оценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, поскольку считают себя не способными к ним).

На эту проблему и создавшееся противоречие смотрят и с иных концептуальных позиций. Полагают, что главное в пробле­ме самооценки подростков-делинквентов состоит не в ее завышенности или заниженности, а в том, что самооценка у них, как правило, находится в противоре­чии с оценкой социума, не соответствует внешней оценке (родителей, педагогов, класса). В этом плане оценка всегда ниже самооценки подростка (даже если по­следняя достаточно адекватна). В этом заключается пусковой механизм делинквентности, толчок к асоциальному поведению подростка. Потребность в уваже­нии, признании является одной из важнейших потребностей личности. В неко­торых концепциях личности она относится к базовым, фундаментальным потребностям (например, у А. Маслоу). Блокирование реализации этой потреб­ности автор концепции общего адаптационного синдрома Г. Селье рассматрива­ет в качестве мощного фактора дистресса. В связи с этим он подчеркивает, что человек нуждается в признании, он не может вынести постоянных порицаний, потому что это больше всех других стрессоров отрицательно влияет на любую деятельность. Очевидно, все сказанное справедливо для личности подростка-юноши даже в большей степени, чем для взрослых, с учетом характерного для этого возраста кризиса идентичности и острого его переживания.

В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его оценка другими постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда постоян­но блокируется реализация одной из фундаментальных потребностей - потреб­ности в уважении - развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Личность не может постоянно пребывать в состоянии острого дискомфорта и дистресса, подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подрост­ка в группу, в которой оценка окружающими его личности будет адекватна са­мооценке или даже будет ее превосходить. В данной группе подростка ценят (это подтверждается постоянно вербально и невербально), что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а, следовательно, и к состоянию удовлет­воренности, комфорта от принадлежности к группе.

Сама по себе, вне связи с феноменом самотрансценденции,идея саморазви­тия и самоактуализации, несмотря на свое фундаментальное значение, являет­ся недостаточной для построения акмеологии личности. Концепция личностной зрелости должна базироваться на представлении:

- о единстве самоактуализации и самотрансценденции;

- о действии в отношении них принципа дополнительно­сти.

Итак, основной целью воспитания являет­ся формирование личности, ее всестороннее и гармоничное разви­тие. Отдельные же авторы, как бы забывая об этом, пытаются особо подчеркнуть, что воспитание в современных условиях должно но­сить личностно ориентированный характер[3] . Подобное подчеркива­ние лишено какого-либо научного смысла, ибо и предметом педаго­гики, и целью воспитания является их направленность на личност­ное развитие учащихся и, следовательно, не личностно ориентирован­ным оно быть не может. Другое дело, что в этом отношении оно должно отличаться высокой эффективностью и педагогической действенностью. Здесь, естественно, есть вопросы и ля их успешно­го решения необходимо знать, что же такое личность как предмет воспитания, как происходит ее развитие и какими должны быть теоретические и методические подходы к ее формированию.

Проблемы развития личности активно разрабатываются в фило­софии, общей и социальной психологии и других науках. Но это не исключало и не исключает необходимости исследования ее в педа­гогике и, в частности, при изучении ее основного предмета, кото­рый касается взаимоотношений между развитием личности и вос­питанием. Вот почему педагогические аспекты формирования лич­ности так или иначе находят свое отражение как в классической, так и в современной педагогике. Немало глубоких мыслей по этим вопросам содержится в трудах Я.А. Коменского, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского.

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избр. психол. труды: В 2 т. – М., 1980. – Т.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

3. Ведин И. Теорема личности. – М., 1988.

4. Коротав В.М. Введение в общую теорию развития личности. Лекции. – М., 1991.

5. Костюк Г.С. Развитие и воспитание // Общие основы педагогики / Ред.

6. Ф.Ф. Коро­лева и В.Е. Гмурмана. – М., 1967.Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда / Пер. с англ. – М., 1993.

7. Макаренко АС. Художественная литература о воспитании детей // Соч.: В 7 т. – М., 1958.

8. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. – М.; 1987. Саймон Б.

9. Общество и образование. – М., 1989.ъ

[1] Толковый словарь русского языка / Под. ред. Д.Н. Ушакова. – М, 1940.

[2] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – С. 291.

[3] Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированно­го образования // Педагогика. – 1997. – № 4. – С. 11-17;

Учащиеся, мотивированные на достижение успеха, отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни было, добиваться только успехов в своей учебно-познавательной, коммуникативной и других видах деятельности, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких детей в их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, вера в его достижение. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции (эмоции предвосхищающего и констатирующего успеха). Для них также характерна полная мобилизация своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.

У школьников, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистичные, а у воспитанников, ориентированных на неудачу, - нереалистичные, завышенные или заниженные самооценки. С величиной самооценки связаны удовлетворенность или неудовлетворенность школьника, возникающие в результате достижений успеха или появления неудачи. «В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют его укреплению, нормализации. Самооценка, в свою очередь, зависит от результата деятельности.

Совершенно иначе ведут себя школьники, мотивированные на избегание неудач. Их цель в учебно-познавательной и других видах деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Такие воспитанники проявляют неуверенность в себе, не верят в собственные силы, в возможность добиться успеха, боятся критики. Вследствие этого с учебной деятельностью у них обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, они не испытывают удовольствия от деятельности, тяготятся ею. Все это чревато неудачами (неуспехом) в учебе, в общении, отношениях, в жизни.

С самооценкой соотносится уровень притязаний - тот практический результат, которого школьник рассчитывает достичь в учебно-познавательной деятельности. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность учебной деятельностью, уровень притязаний имеет большое значение для учащихся, ориентированных на избегание неудач, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.

Школьники, мотивированные на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. Если есть возможность выбора учебных задач, они предпочитают задачи средней или слегка повышенной трудности, а учащиеся с преобладанием мотивации избегания неудачи -задачи наиболее легкие и наиболее трудные.

Для школьника, стремящегося к успеху в учебной деятельности, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для школьника, ориентированного на неудачу, падает.

Имеются определенные различия в объяснениях своих успехов и неудач школьниками с выраженными мотивами достижения успеха и избегания неудачи. Стремящиеся к успеху учащиеся свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, старанию и т.п.), а стремящиеся к избеганию неудач - внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т.п.). Вместе с этим учащиеся, имеющие сильно выраженный мотив избегания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом: правильно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, не расстраиваются[7].

На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой он живет и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определенный опыт (на основе внутренних потребностей), человек начинает свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять средой, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, т.е. заниматься саморазвитием. Это значит, что необходимо обеспечить развитию ребенка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к его самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.

Саморазвитие - это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.

Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться.

Этому поможет технология саморазвития личности, специальные цели педагогического процесса, содержание, методы и средства.

Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются потребности: социальные и духовные - потребности улучшать и совершенствовать себя. В основе развития познавательных потребностей лежат: любопытство, любознательность, интерес, склонность, осознанное самообразование, творческий поиск, стремление к истине, рефлексия.

«Потребность в самоутверждении: стремление иметь преимущество перед окружающими; занимать достойное место в обществе, быть уверенным в себе, быть не хуже других, становиться лучше и лучше, т.е. совершенствоваться.

Есть и отрицательные проявления этой потребности: стремление к власти, деньгам, славе даже путем обмана, присвоения чужого и т.д.

Потребность в самовыражении: стремление показать, проявить себя, свои способности, лучшие качества, нравиться другим и себе, желание общаться.

Потребность в самоопределении: поиск подходящей роли, своего места в жизни, в духовном поиске.

Потребность в безопасности, защищенности - это желание не чувствовать страха, ощущать любовь, симпатию, защита своих принципов.

Самореализация - это осуществление себя, использование своих возможностей, достижение личностных смыслов, целей, планов, своего предназначения в жизни. Это строительство своей судьбы.

Чтобы человек мог самореализоваться, необходимо создать ему соответствующие условия: стимулировать свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт.

Ведущей мотивацией является нравственно-волевая мотивация.

Ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся, рефлексию деятельности и своей позиции.

· верить в каждого ребенка и его возможности;

· оценивать не личность, а действия, поступки;

· видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребенком;

· проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;

· не торопиться с выводами;

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 60336
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

В свою очередь, изучение факторов саморазвития личности позволяет определить оптимальные пути становления зрелой личности в непростых условиях жизнедеятельности в современном обществе.

1. Понятие саморазвития личности

В.Г. Маралов определяет саморазвитие личности как сложный специфический процесс, разворачивающийся во времени и в пространстве жизнедеятельности личности, который может принимать следующие основные формы, каждая из которых отражает определенный аспект самопостроения личности [4]:

  1. Самоутверждение – дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности, либо подтвердить, либо усилить в себе собственную личность, черты характера, способы поведения и деятельности.
  2. Самосовершенствование – выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу; это сознательное управление процессом собственного развития в определенном направлении.
  3. Самоактуализация – позволяет выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни; это реализация себя в мире путем познания смысла жизни, достижение полноты самосуществования.

По мнению Т.В. Лучкиной, саморазвитие представляет собой совокупность следующих процессов [3]:

Наиболее эффективным результатом предыдущих этапов и субъектом последующих этапов саморазвития является зрелая личность, обладающая такими характеристиками, как активность, индивидуальность, креативность, ответственность и самостоятельность [3].

2. Факторы саморазвития личности

Прежде, чем перейти к изучению факторов саморазвития, рассмотрим факторы развития личности.

В число социальных факторов, наряду со стихийными воздействиями, входит непосредственно воспитание человека как специально организованный процесс, направленный на социализацию и развитие его личности.

В процессе развития личности биологические и социальные факторы тесно переплетаются, взаимодействуют и выступают в единстве.

Согласно результатам исследования Ю.В. Мокеровой [7], наиболее значимыми факторами саморазвития личности являются:

  1. Особенности общества и ценность саморазвития личности;
  2. Ценностная направленность самого индивида;
  3. Биографический контекст, индивидуальные условия жизнедеятельности индивида в их темпоральной протяженности прошлое-настоящее-будущее.

К внутренним факторам саморазвития относятся способность к рефлексии (самоанализу, самопознанию) [4; 11; 13], самоуважение, положительная самооценка, самопринятие [4; 13], способность к надситуативной активности [3], развитые волевые качества [4], интернальность личности [4], способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности и самого себя в ней [13], опыт активной творческо-преобразующей деятельности [8], разрешения проблемно-конфликтных ситуаций [11], отсутствие избыточной психологической защиты [14] и паттернов непродуктивного поведения [14].

К внешним факторам саморазвития можно отнести условия жизнедеятельности, в которых удовлетворены потребности более низкого уровня (в питании, безопасности и т.п.) [2], наличие возможности свободного выбора [13], отсутствие частых неразрешимых проблемно-конфликтных ситуаций, приводящих к развитию защитных механизмов [11], внешняя стимуляция активности и одобрение (со стороны родителей, педагогов и т.д.), приводящие к формированию положительной самооценки [2; 11], отсутствие социального влияния и группового давления, отвергающего бытийные ценности и личностные цели субъекта [14].

Очевидно, что внешние факторы саморазвития имеют значение только в отношении к внутренним особенностям субъекта. Таким образом, внутренние факторы играют ведущую роль в процессе саморазвития личности.

3. Потребности, лежащие в основе саморазвития личности

Наиболее значимыми внутренними факторами саморазвития являются потребности. Именно в потребностях и мотивах человека, как правило, заложен источник его целенаправленной активности, поведения и деятельности, независимо от того, на достижение какой цели направлена эта активность.

Автор данной концепции Абрахам Маслоу начал исследование феномена самоактуализации с изучения жизни, ценностей и отношений заинтересовавших его людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто достиг более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем большинство других людей [14].

В настоящее время большинство авторов сходятся во мнениях, что источником саморазвития человека является его потребность в самоактуализации. Однако существуют и другие точки зрения на потребности, лежащие в основе саморазвития.

Различая отмеченные в п.1 различные формы саморазвития (самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию), В.Г. Маралов считает, что каждая форма саморазвития имеет свои собственные потребности и мотивы [4].

Таким образом, если самоутверждение предполагает личностный рост относительно других людей, то самосовершенствование – личностный рост относительно самого себя.

Согласно данной точке зрения, в основе потребности в саморазвитии лежит стремление субъекта к свободе, его потребность самостоятельно действовать, контролировать и управлять событиями собственной жизни, своими ресурсами и, соответственно, теми социальными ситуациями, в которых происходит его жизнедеятельность.

Исходя из данной позиции, Ю.В.Мокерова разработала три условных модели становления и развертывания потребности саморазвития [7]:

  1. Спонтанная модель саморазвития (саморазвитие по типу природосообразности) – саморазвитие, основанное на поиске и реализации собственных талантов, своего предназначения.
  2. Саморазвитие как вызов (саморазвитие по типу самоутверждения) – саморазвитие, основанное на потребности в общественном признании и стремлении к успеху, реализуемое в направлении социально значимых целей.
  3. Саморазвитие по типу самоконструирования – саморазвитие, основанное на рефлексии, способности и готовности индивида к активному созидательному процессу собственной индивидуальной жизненной стратегии и направленное на выделение и управление собственным жизненным путем, деятельностью.

Таким образом, в основе саморазвития по каждому из рассмотренных типов лежат различные потребности: в первом случае – потребность в самореализации, во втором случае – потребность в общественном признании, в третьем случае – стремление к самоорганизации и организации собственного жизненного пути.

Еще более широкий спектр потребностей, лежащих в основе саморазвития, рассматривает Г.К. Селевко [10]:

  • Познавательная потребность;
  • Потребность в самоутверждении;
  • Потребность в самовыражении, эстетические потребности;
  • Потребность в безопасности;
  • Потребность в принадлежности к группе, в общении;
  • Потребность в самоопределении;
  • Потребность в самореализации;
  • Потребность в самоактуализации.

По мнению Г.К. Селевко, все перечисленные потребности направлены на созидание, улучшение личностью самой себя, саморазвитие.

Заключение

Проведенный в данной работе теоретический анализ потребностей, лежащих в основе саморазвития личности, позволяет сформулировать следующие выводы:

Наличие соответствующих потребностей является наиболее значимым, но не единственным фактором саморазвития личности. Для того, чтобы саморазвитие осуществилось, а не осталось на уровне внутреннего побуждения, необходимо присутствие других внутренних факторов, способствующих саморазвитию, и отсутствие внутренних факторов, препятствующих саморазвитию личности.

Внешние факторы так же играют определенную роль в этом процессе, но опосредованно, оказывая влияние на внутренние факторы саморазвития личности.

Изучение своих способностей, их реализация в практической деятельности в интересах личности и общества стимулируют человека к развитию природного потенциала. У каждого из нас заложены большие возможности, однако из-за ограниченности мышления, инфантильности далеко не всем удается воспользоваться ими сполна.

САМОРАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Что нас движет к саморазвитию

Толчком для самоактуализации служит недовольство собой.

Психологический дискомфорт стимулирует к восстановлению потерянного равновесия через самосовершенствование.

Процесс связан с осознанной работой над привычками, аспектами характера, мышлением.

Для этого необходимы:

  1. мотивация;
  2. цель;
  3. намерение двигаться вперед.

Самореализация личности

Кроме базовых потребностей на уровне тела существует инстинктивное желание самореализации, когда при взаимодействии с окружающим миром человек через действия проявляет таланты, знания.

Состояться как личность возможно при условии развитого интеллекта, внутренней свободы, определяющей род занятий.

Процесс становления начинается с поиска предназначения. Чтобы выявить цели, доминирующие черты следует проанализировать личностные, материальные, временные факторы.

План самореализации

  1. Спросите себя, с чем вы легко справляетесь.
  2. Погрузитесь в себя, беспристрастно оцените отрицательные, положительные качества.
  3. Перечислите, чем хотели бы заниматься. Намерения должны быть истинными, а не навязанные социальными стереотипами. Часто проблемы появляются оттого, что человек неправильно выбирает сферу. Художник в душе не сможет стать хорошими финансистом.
  4. Рядом напишите аспекты, необходимые для конкретного вида деятельности.
  5. Сравните записи, отметьте преобладающие черты характера. Подсчитайте сколько времени, средств готовы затратить на освоение новой профессии или организации бизнеса. Решите, кто для вас авторитет. Сопоставьте факты с действительностью, сформируйте представление о перспективе.

Свобода как условие самореализации личности

7 советов для самореализации

Необязательно вкладывать ресурсы исключительно в профессию. Процесс непосредственно связан с творчеством. Радость приносит увлечение, которое часто становится отправной точкой для организации своего дела. Вдохновение, удовольствие от действий приводят к материальному успеху. При этом креативный подход в решении повседневных вопросов активизирует мозг.

Развивайте умственные способности

  • Избавляйтесь от стереотипов. Индуктивное умозаключение неоднозначно. Умение делать выводы из многократных повторяющихся событий приводит к типичным реакциям, ограничивающим восприятие действительности.
  • Развивайте критическое мышление. Способность формировать собственное мнение, исходя из конкретных фактов, подводит к логическим умозаключениям, учит выделять из информационного потока нужные сведения.

Используйте инструменты для саморазвития

  • Используйте медитацию и визуализацию. Задача — сформировать намерение, детально воспроизвести конечный результат в глубоко расслабленном состоянии, испытать эмоции, ощущения. Оно должно быть реалистичным, обоснованным. Для его материализации подсознанию нужны картинки. Позитивные образы – главное условие успешной самоактуализации. Фокусируя на них внимание, вы направляете энергетические потоки в нужное русло. Не отвлекайтесь на доводы ума, утверждающего об отсутствии опыта, профильного образования. У подсознания свои механизмы формирования реальности.
  • Визуализируйте одну мечту, поскольку энергетические ресурсы человека ограничены. Одновременно достичь результатов в деятельности и личной жизни не получится. Согласовывайте ближние и дальние цели. Часто бывает, что принимая решение, внимание фокусируется на второстепенных приоритетах. Например, психологический комфорт, сложившийся коллектив, налаженные связи. Обычно эти факторы не имеют значения для самореализации.
  • Стимулируйте себя новыми привычками. Прочитывайте по 100 страниц в день биографии людей, состоявшихся в жизни. Это не только вдохновляет, но и помогает выстраивать собственную концепцию развития. Проще, если перед глазами есть наглядный пример трансформации личности. Наберитесь смелости сопоставить себя с успешным коллегой, другом, найти отличительные особенности, признать факт несовершенства.

Инструменты саморазвития личности

4 правила самореализации и саморазвития личности

Высокий интеллект помогает осознать потребности души, найти гармонию с собой и миром.

Самосовершенствование предполагает определенный алгоритм действий.

Для начала научитесь работать с информацией. Чтобы не загружать мозг гигабайтами неактуальных сведений, пользуйтесь интернетом целенаправленно.

Отследите, что забирает время. Лучше сразу отказаться от социальных сетей, чтения новостей, отписаться от ненужных рассылок.

Управляйте временем

Ежедневно совершая выбор в пользу отдыха или работы, вы отдаляете или приближаете цель. Тайм-менеджмент повысит продуктивность на 30%, ставит время на личные дела.

Планируйте каждый день, расписывая дела по часам. Если они не прописаны на бумаге, их для сознания не существует. Не ставьте много задач — это мешает сфокусироваться на главном.

Составьте план саморазвития

Сосредоточитесь на процессе, а не результатах, иначе сформируется внутреннее сопротивление. Стремление охватит все сразу, приведет к энергетическому спаду.

Приобретая новые знания, навыки старайтесь их внедрять в жизнь, следите за результатами. Первые успехи невероятно окрыляют.

Мышление и речь

Проблема не решается многократным обдумыванием проблемы, нужно искать пути ее решения.

Для этого следует развивать логику. Записывайте все важное, что приходит в голову касательно волнующей темы. Из обрывков выстраиваются логические цепочки. Лучше рисовать интеллект-карты. Схемы-картинки развивают воображение, структурируют мысли.

Чтобы уметь анализировать, работайте с текстами. Речь тоже активизирует деятельность мозга. Информация из сознания обретает смысл только в словах.

Ментальная осознанность

Умение давать логическое заключение происходящему в будущем избавит от ошибок. Саморазвитие и самореализация — это один процесс, связанный с раскрытием способностей, позволяющий человеку быть счастливым.

Читайте также: