Самооценка младших школьников с разной успеваемостью доклад
Обновлено: 14.05.2024
— Мама, у меня по математике двойка.
Я что – неудачник?
Такая фраза невольно заставляет родителей задуматься: неужели из-за банальных оценок может пострадать самооценка младших школьников? И можно ли, повысив самовосприятие ребенка, добиться лучшей успеваемости?
Что за зверь такой — самооценка?
Самооценка – то, как человек воспринимает, осознает и оценивает свои личностные качества. Среди многих ее характеристик можно выделить низкую, среднюю и высокую. Но чаще говорят о самооценке адекватной.
Однако, чтобы себя адекватно оценивать, нужны осознанность, жизненный опыт, критическое мышление. Этого еще нет у детей. Поэтому оценка себя у детей формируется извне, через призму оценивания их другими. Кто же эти другие?
Кто влияет на самооценку детей младшего школьного возраста?
Семья
Родители, родственники ближе всего находятся к ребенку и существенно влияют на то, как дети себя оценивают.
- Хорошая девочка.
- Ты поешь лучше всех.
- Ты непослушный.
- Медведь тебе на ухо наступил…
Маленький человек еще не может дать оценку себе – какой он. Поэтому воспринимает себя именно таким, каким мы его называем и показываем.
Воспитатели, учителя
В детском саду, школе, секции анализировать начинают другие взрослые – воспитатели, учителя, тренера. И ребенок начинает видеть себя еще с помощью их оценок, высказываний, реакций. Чем выше у ребенка самооценка, тем лучше он адаптируется в новом коллективе.
Мнение сверстников
Дальше мнение друзей и одноклассников становится очень важным. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте, который может наступить уже к концу младшей школы.
Соцсети
Если ребенок активно общается в сети, то комментарии друзей, мнение сообщества также формирует представление ребенка о самом себе.
Влияет ли самооценка на успеваемость младших школьников?
Когда ребенок идет в школу, игры сменяются учебой. Учебный процесс становится его ведущим видом деятельности. Так как, например, у взрослого человека является деятельность трудовая.
Давайте проведем аналогию со взрослыми.
Способен ли работник, профессионал, но с низким восприятием себя, попросить прибавку к зарплате? Сделать рацпредложение? Разместить резюме на престижном сайте? Т.е. реализовываться в профессии? Ответ очевиден.
Но вернемся к детям.
Может ли младший школьник, с заниженной самооценкой, поднять руку для ответа? У доски с выражением декламировать стихотворение? Предложить иной, чем в учебнике, способ решения задачи? Т.е. быть успешным в важной для него учебной деятельности? Навряд ли.
А между тем, именно за активное участие в уроке, дополнительные ответы, выразительность чтения и т.д. формируются высокие баллы.
Получается, что самооценка младших школьников влияет на успешность в учебе не напрямую, а опосредованно. Но все же влияет!
Уверенный в себе ребенок задаст вопрос, если что-то не понятно. Не побоится взяться за дополнительное задание, если адекватно оценивает свои силы. Не постесняется высказать свое мнение в классе.
Получается, что здоровая самооценка – это иммунитет, который защищает человека от неудач, критики, оценок окружающих и не только.
Но перед учителями и сверстниками не стоит задача – формировать адекватное самовосприятие ребенка. Это прежде всего зона влияния и ответственности родителей.
Поэтому важно найти и обезвредить пробелы в самооценке.
Диагностика самооценки младших школьников
Тесты
Диагностировать уровень самовосприятия помогут научные методы – тесты, анкеты, опросники. Их существует очень много и найти их в свободном доступе не составит труда.
Беседа
Задайте ребенку вопрос: как ты, думаешь, какого цвета у тебя самооценка?
Ответы могут быть самыми разными – от вопроса о значении слова и до обозначения ее цвета (красный – низкая, желтый – средняя, зеленый – высокая, как цвета светофора). Это отличный повод начать разговор.
Наблюдение
Доступный и очень надежный метод – стать активным наблюдателем. Как ребенок ведет себя в компании детей, взрослых. Как решает споры во дворе, на детской площадке. Что говорит о себе, о других, как отзывается о своих неудачах или победах. Это все красноречиво расскажет о том, как ребенок себя оценивает.
Что делать, есть самооценка у ребенка заниженная?
Прекрасный инструмент для повышения уверенность в себе – визуализация. А именно, наглядная демонстрация сильных сторон и качеств ребенка. То, что будет у него постоянно перед глазами.
Дипломы, грамоты
Не зря их помещают в рамки, как картины. Пусть они займут достойное место в доме и напоминают о победах, и заслуженных достижениях ребенка.
Гирлянда достижений
А если никаких наград у него нет, их можно сделать самим! Например, сделать гирлянду. Вырезать флажки, такие как на Новый год и развесить в комнате. И на каждом из них написать сильные качества, умения ребенка. Уже в процессе создания гирлянды вы вспомните, проговорите, запишите все то, что у него действительно хорошо получается. Это непременно придаст ему уверенности!
Фильмы, книги
Найдите историю похожую на ситуацию с вашим ребенком в литературе или кино. Совместное чтение или просмотр подтолкнут к беседе и обсуждению героев, поступков, способов решения похожих ситуаций.
Что делать, есть у ребенка завышенная самооценка?
Младшие школьники еще только учатся анализировать свои сильные и слабые стороны. Важно не перехваливать ребенка. Тут нужна мера.
Учите ребенка познавать себя: какой я, что умею хорошо, а что мне удается меньше, что делать нравиться, а к чему я интерес не испытываю и т.д.?
Как формировать адекватную самооценку?
Никогда не сравнивать ребенка с другими!
Человек уникален и ценен сам по себе. У каждого свои исходные данные: гены, здоровье, возможности… И любого ребенка можно найти сильные стороны и таланты. Лучше не ориентироваться на успехи других, а отмечать свои собственные достижения. Сравнивать себя сегодняшнего с собой вчерашним. И отмечать свой собственный прогресс.
– Вчера я пробежал стометровку за 15 секунд, а сегодня за 10. Я молодец!
Не оценивать
Мы привыкли давать оценки.
– Хорошая девочка, красиво пишешь!
– Ты очень плохо читаешь.
Гораздо экологичнее оценивать не ребенка, а поступок, ситуацию.
– Ты сегодня старалась и написала очень аккуратно.
– Давай еще поработаем над скоростью чтения.
Плохой поступок – не значит плохой ребенок
Поступок плохим быть может. Ребенок – нет. Можно обсудить критическую ситуацию нейтральным, безоценочным тоном и сделать выводы.
Давать право на ошибку
Ошибаются все! И продолжают жить дальше. Да, двойка – факт. Давай подумаем, что можно предпринять дальше.
“Со мной все в порядке!
Я хорош, любим и ценен для своих близких и себя, чтобы ни произошло”. Это основное правило для формирования адекватной самооценки.
Кто никогда не ошибается? Лишь тот, кто ничего не делает. Ошибки – это тренировка, опыт. В чем-то ребенок превосходит других, а в чем-то может и уступать. Так и должно быть. Все мы индивидуальны и ценны такими, какие мы есть – без наших слабых сторон не было бы и сильных.
Как выяснилось, самооценка младших школьников зависит от успеваемости в школе. Однако каждый ребенок может вырасти уверенным в себе человеком. И задача родителей – создать среду для успеха, быть рядом, подсказывать и направлять своего ребенка.
Буклет психолога для родителей – скачать
Статья предназначена только для частного ознакомления. Копирование и публикация ТЕКСТОВ, ФОТОГРАФИЙ, ПОСОБИЙ в других источниках без моего письменного согласия ЗАПРЕЩЕНЫ.
ГОСТ
Понятие самооценки в младшем школьном возрасте
Самооценка – это личностное новообразование, которое принимает участие в регуляции поведения и деятельности человека, его представление о важности своей личности и своей деятельности среди других людей, оценка себя, своих достоинств и недостатков, качеств и чувств.
В школьном возрасте роль самооценки не ограничивается учебной деятельностью, идет процесс формирования чувства собственного достоинства и стремления к достижению успеха в жизни. В связи с этим обязательным условием для гармоничного развития личности ребенка является адекватная самооценка.
Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст ознаменован устойчивой мотивацией на достижение успеха во всех сферах деятельности личности ребенка. Важнейшими особенностями личности младшего школьника являются:
- ответственность и исполнительность;
- дисциплинированность;
- умение открыто выражать эмоции и чувства;
- доверие к миру и окружающим людям;
- усиление волевой саморегуляция;
- самоконтроль.
Данный возрастной период характеризуется формированием нормального уровня притязаний – школьник учится адекватной оценке своих возможностей и способностей и пониманию того, что успешность его действий зависит не только от его способностей, но и от того какие усилия он прилагал для достижения цели. Повышается уровень развития его самосознания, который имеет тесную связь с развитием внутренней позиции личности. Исчезает восприятие себя как изолированного существа и появляется осознание себя как существа социального, причастного к отношениям, существующим в окружающем его обществе.
Ребенок, достигший семилетнего возраста, уже обладает самооценкой, которая имеет сложную структуру и включает в себя как обобщенное, так и дифференцированное отношение к самому себе. Благодаря такой структуре самооценки опосредуется отношение школьника к самому себе, анализируются отношения с окружающими людьми и опыт собственной деятельности. Теперь школьник может самостоятельно контролировать свою деятельность, учитывая нормы и правила поведения в обществе и выстраивать линию своего поведения в соответствии с ними.
Готовые работы на аналогичную тему
Несомненно, что данный процесс не является стихийным и полностью самостоятельным. Ближайшее окружение ребенка: родители, воспитатели, учителя должны помогать ребенку чувствовать и понимать себя, учить его выстраивать свои действия и желания в соответствии с действиями других людей.
Этот процесс имеет и обратную сторону: для установления гармоничных взаимоотношений с ребёнком взрослому необходимо знать самооценку ребенка и уметь правильно выстраивать процесс общения с ним в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Особенно важным этот момент является для младшего школьного возраста, так как именно в этот период процесс становления и формирования самооценки сенситивен к воздействиям и корректирующим действиям.
Младший школьник в процессе воспитания и обучения усваивает установленные в обществе ценности и нормы, и под влиянием сторонних оценочных суждений вырабатывает свое собственное отношение, как к результатам собственного обучения, так и к самому себе как личности. В результате в учебно-воспитательном процессе у школьника формируется установка оценивать собственные возможности, что является важным компонентом самооценки.
Не стоит забывать, что самооценка это не только осознание своих достижений, но и стремление к будущему, его осознанию и планированию. И этот процесс имеет огромное значение для саморегуляции всего поведения в целом и конкретных видов деятельности: учебной, трудовой и общения.
Помимо всего прочего самооценка включает в себя учет мнения других людей о себе, которое известно ребёнку, а также его растущую активность, которая направлена на осознание собственных качеств личности.
Виды самооценки и поведенческие особенности, характерные для младшего школьного возраста
Научные исследования выделяют у младших школьников все виды самооценок:
- устойчивую адекватную;
- устойчивую завышенную;
- неустойчивую с неадекватным завышением или занижением.
Младшие школьники с адекватной самооценкой выглядят бодрыми, активными, обладающими чувством юмора, они способны к самостоятельному анализу своих действий, в том числе и ошибочных, и дальнейшему решению задач, на основе сделанных выводов.
Школьники с устойчиво завышенной самооценкой характеризуются активностью, и стремлением преуспевать в учебной деятельности самостоятельно и без посторонней помощи. У них преобладает уверенность в том, что они способны сами решить все поставленные перед ними задачи.
Школьники с завышено-неустойчивой самооценкой переоценивают свои силы и очень часто берутся за задачи, решение которых им не под силу. В случае неудачи продолжают настаивать на своём, либо переключаются на решение более лёгкой задачи.
Занижено-неустойчивая самооценка ярко проявляется в чертах личности и поведении. Дети с таким видом самооценки предпочитают браться за лёгкие задачи и с осторожностью относятся вообще ко всему процессу обучения. Нормальному развитию их личности очень мешает неуверенность в себе и повышенная самокритичность. Однако для таких детей очень важно одобрение со стороны окружающих, которое способно подпитывать и поднимать их самооценку.
Следует заметить, что способность к адекватной самооценке с каждым годом возрастает, а вот переоценивание своих возможностей идет на спад. Таким образом можно сделать вывод о том, что динамика развития самооценки младшего школьника является устойчиво положительной и стремится к формированию адекватной самооценки, способствующей гармоничному развитию личности.
В более старшем возрасте самооценка становится источником формирования твердой личностной внутренней позиции, мотивирует и определяет формирование различных качеств личности.
Читайте также: