Самооценка младших школьников с разной успеваемостью доклад

Обновлено: 14.05.2024

самооценка младших школьников

— Мама, у меня по математике двойка.

Я что – неудачник?
Такая фраза невольно заставляет родителей задуматься: неужели из-за банальных оценок может пострадать самооценка младших школьников? И можно ли, повысив самовосприятие ребенка, добиться лучшей успеваемости?

Что за зверь такой — самооценка?

Самооценка – то, как человек воспринимает, осознает и оценивает свои личностные качества. Среди многих ее характеристик можно выделить низкую, среднюю и высокую. Но чаще говорят о самооценке адекватной.

Однако, чтобы себя адекватно оценивать, нужны осознанность, жизненный опыт, критическое мышление. Этого еще нет у детей. Поэтому оценка себя у детей формируется извне, через призму оценивания их другими. Кто же эти другие?

Кто влияет на самооценку детей младшего школьного возраста?

факторы развития самооценки младшего школьника

Семья

Родители, родственники ближе всего находятся к ребенку и существенно влияют на то, как дети себя оценивают.

  • Хорошая девочка.
  • Ты поешь лучше всех.
  • Ты непослушный.
  • Медведь тебе на ухо наступил…

Маленький человек еще не может дать оценку себе – какой он. Поэтому воспринимает себя именно таким, каким мы его называем и показываем.

Воспитатели, учителя

В детском саду, школе, секции анализировать начинают другие взрослые – воспитатели, учителя, тренера. И ребенок начинает видеть себя еще с помощью их оценок, высказываний, реакций. Чем выше у ребенка самооценка, тем лучше он адаптируется в новом коллективе.

Мнение сверстников

Дальше мнение друзей и одноклассников становится очень важным. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте, который может наступить уже к концу младшей школы.

Соцсети

Если ребенок активно общается в сети, то комментарии друзей, мнение сообщества также формирует представление ребенка о самом себе.

Влияет ли самооценка на успеваемость младших школьников?

Когда ребенок идет в школу, игры сменяются учебой. Учебный процесс становится его ведущим видом деятельности. Так как, например, у взрослого человека является деятельность трудовая.

Давайте проведем аналогию со взрослыми.

Способен ли работник, профессионал, но с низким восприятием себя, попросить прибавку к зарплате? Сделать рацпредложение? Разместить резюме на престижном сайте? Т.е. реализовываться в профессии? Ответ очевиден.

Но вернемся к детям.

Может ли младший школьник, с заниженной самооценкой, поднять руку для ответа? У доски с выражением декламировать стихотворение? Предложить иной, чем в учебнике, способ решения задачи? Т.е. быть успешным в важной для него учебной деятельности? Навряд ли.

А между тем, именно за активное участие в уроке, дополнительные ответы, выразительность чтения и т.д. формируются высокие баллы.

Получается, что самооценка младших школьников влияет на успешность в учебе не напрямую, а опосредованно. Но все же влияет!

Уверенный в себе ребенок задаст вопрос, если что-то не понятно. Не побоится взяться за дополнительное задание, если адекватно оценивает свои силы. Не постесняется высказать свое мнение в классе.

Получается, что здоровая самооценка – это иммунитет, который защищает человека от неудач, критики, оценок окружающих и не только.

Но перед учителями и сверстниками не стоит задача – формировать адекватное самовосприятие ребенка. Это прежде всего зона влияния и ответственности родителей.

Поэтому важно найти и обезвредить пробелы в самооценке.



Диагностика самооценки младших школьников

Тесты

Диагностировать уровень самовосприятия помогут научные методы – тесты, анкеты, опросники. Их существует очень много и найти их в свободном доступе не составит труда.

Беседа

Задайте ребенку вопрос: как ты, думаешь, какого цвета у тебя самооценка?

Ответы могут быть самыми разными – от вопроса о значении слова и до обозначения ее цвета (красный – низкая, желтый – средняя, зеленый – высокая, как цвета светофора). Это отличный повод начать разговор.

Наблюдение

Доступный и очень надежный метод – стать активным наблюдателем. Как ребенок ведет себя в компании детей, взрослых. Как решает споры во дворе, на детской площадке. Что говорит о себе, о других, как отзывается о своих неудачах или победах. Это все красноречиво расскажет о том, как ребенок себя оценивает.

самооценка ребенка

признаки заниженной и завышенной самооценки

Что делать, есть самооценка у ребенка заниженная?

Прекрасный инструмент для повышения уверенность в себе – визуализация. А именно, наглядная демонстрация сильных сторон и качеств ребенка. То, что будет у него постоянно перед глазами.

Дипломы, грамоты

Не зря их помещают в рамки, как картины. Пусть они займут достойное место в доме и напоминают о победах, и заслуженных достижениях ребенка.

Гирлянда достижений

А если никаких наград у него нет, их можно сделать самим! Например, сделать гирлянду. Вырезать флажки, такие как на Новый год и развесить в комнате. И на каждом из них написать сильные качества, умения ребенка. Уже в процессе создания гирлянды вы вспомните, проговорите, запишите все то, что у него действительно хорошо получается. Это непременно придаст ему уверенности!

Фильмы, книги

Найдите историю похожую на ситуацию с вашим ребенком в литературе или кино. Совместное чтение или просмотр подтолкнут к беседе и обсуждению героев, поступков, способов решения похожих ситуаций.

Что делать, есть у ребенка завышенная самооценка?

Младшие школьники еще только учатся анализировать свои сильные и слабые стороны. Важно не перехваливать ребенка. Тут нужна мера.

Учите ребенка познавать себя: какой я, что умею хорошо, а что мне удается меньше, что делать нравиться, а к чему я интерес не испытываю и т.д.?

Как формировать адекватную самооценку?

Никогда не сравнивать ребенка с другими!

Человек уникален и ценен сам по себе. У каждого свои исходные данные: гены, здоровье, возможности… И любого ребенка можно найти сильные стороны и таланты. Лучше не ориентироваться на успехи других, а отмечать свои собственные достижения. Сравнивать себя сегодняшнего с собой вчерашним. И отмечать свой собственный прогресс.

– Вчера я пробежал стометровку за 15 секунд, а сегодня за 10. Я молодец!

Не оценивать

Мы привыкли давать оценки.

– Хорошая девочка, красиво пишешь!

– Ты очень плохо читаешь.

Гораздо экологичнее оценивать не ребенка, а поступок, ситуацию.

– Ты сегодня старалась и написала очень аккуратно.

– Давай еще поработаем над скоростью чтения.

Плохой поступок – не значит плохой ребенок

Поступок плохим быть может. Ребенок – нет. Можно обсудить критическую ситуацию нейтральным, безоценочным тоном и сделать выводы.

Давать право на ошибку

Ошибаются все! И продолжают жить дальше. Да, двойка – факт. Давай подумаем, что можно предпринять дальше.

“Со мной все в порядке!

Я хорош, любим и ценен для своих близких и себя, чтобы ни произошло”. Это основное правило для формирования адекватной самооценки.

Кто никогда не ошибается? Лишь тот, кто ничего не делает. Ошибки – это тренировка, опыт. В чем-то ребенок превосходит других, а в чем-то может и уступать. Так и должно быть. Все мы индивидуальны и ценны такими, какие мы есть – без наших слабых сторон не было бы и сильных.

Как выяснилось, самооценка младших школьников зависит от успеваемости в школе. Однако каждый ребенок может вырасти уверенным в себе человеком. И задача родителей – создать среду для успеха, быть рядом, подсказывать и направлять своего ребенка.

Буклет психолога для родителей – скачать

буклет самооценка младшего школьника

буклет самооценка дошкольника

Статья предназначена только для частного ознакомления. Копирование и публикация ТЕКСТОВ, ФОТОГРАФИЙ, ПОСОБИЙ в других источниках без моего письменного согласия ЗАПРЕЩЕНЫ.

Гост

ГОСТ

Понятие самооценки в младшем школьном возрасте

Самооценка – это личностное новообразование, которое принимает участие в регуляции поведения и деятельности человека, его представление о важности своей личности и своей деятельности среди других людей, оценка себя, своих достоинств и недостатков, качеств и чувств.

В школьном возрасте роль самооценки не ограничивается учебной деятельностью, идет процесс формирования чувства собственного достоинства и стремления к достижению успеха в жизни. В связи с этим обязательным условием для гармоничного развития личности ребенка является адекватная самооценка.

Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст ознаменован устойчивой мотивацией на достижение успеха во всех сферах деятельности личности ребенка. Важнейшими особенностями личности младшего школьника являются:

  • ответственность и исполнительность;
  • дисциплинированность;
  • умение открыто выражать эмоции и чувства;
  • доверие к миру и окружающим людям;
  • усиление волевой саморегуляция;
  • самоконтроль.

Данный возрастной период характеризуется формированием нормального уровня притязаний – школьник учится адекватной оценке своих возможностей и способностей и пониманию того, что успешность его действий зависит не только от его способностей, но и от того какие усилия он прилагал для достижения цели. Повышается уровень развития его самосознания, который имеет тесную связь с развитием внутренней позиции личности. Исчезает восприятие себя как изолированного существа и появляется осознание себя как существа социального, причастного к отношениям, существующим в окружающем его обществе.

Ребенок, достигший семилетнего возраста, уже обладает самооценкой, которая имеет сложную структуру и включает в себя как обобщенное, так и дифференцированное отношение к самому себе. Благодаря такой структуре самооценки опосредуется отношение школьника к самому себе, анализируются отношения с окружающими людьми и опыт собственной деятельности. Теперь школьник может самостоятельно контролировать свою деятельность, учитывая нормы и правила поведения в обществе и выстраивать линию своего поведения в соответствии с ними.

Готовые работы на аналогичную тему

Несомненно, что данный процесс не является стихийным и полностью самостоятельным. Ближайшее окружение ребенка: родители, воспитатели, учителя должны помогать ребенку чувствовать и понимать себя, учить его выстраивать свои действия и желания в соответствии с действиями других людей.

Этот процесс имеет и обратную сторону: для установления гармоничных взаимоотношений с ребёнком взрослому необходимо знать самооценку ребенка и уметь правильно выстраивать процесс общения с ним в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Особенно важным этот момент является для младшего школьного возраста, так как именно в этот период процесс становления и формирования самооценки сенситивен к воздействиям и корректирующим действиям.

Младший школьник в процессе воспитания и обучения усваивает установленные в обществе ценности и нормы, и под влиянием сторонних оценочных суждений вырабатывает свое собственное отношение, как к результатам собственного обучения, так и к самому себе как личности. В результате в учебно-воспитательном процессе у школьника формируется установка оценивать собственные возможности, что является важным компонентом самооценки.

Не стоит забывать, что самооценка это не только осознание своих достижений, но и стремление к будущему, его осознанию и планированию. И этот процесс имеет огромное значение для саморегуляции всего поведения в целом и конкретных видов деятельности: учебной, трудовой и общения.

Помимо всего прочего самооценка включает в себя учет мнения других людей о себе, которое известно ребёнку, а также его растущую активность, которая направлена на осознание собственных качеств личности.

Виды самооценки и поведенческие особенности, характерные для младшего школьного возраста

Научные исследования выделяют у младших школьников все виды самооценок:

  1. устойчивую адекватную;
  2. устойчивую завышенную;
  3. неустойчивую с неадекватным завышением или занижением.

Младшие школьники с адекватной самооценкой выглядят бодрыми, активными, обладающими чувством юмора, они способны к самостоятельному анализу своих действий, в том числе и ошибочных, и дальнейшему решению задач, на основе сделанных выводов.

Школьники с устойчиво завышенной самооценкой характеризуются активностью, и стремлением преуспевать в учебной деятельности самостоятельно и без посторонней помощи. У них преобладает уверенность в том, что они способны сами решить все поставленные перед ними задачи.

Школьники с завышено-неустойчивой самооценкой переоценивают свои силы и очень часто берутся за задачи, решение которых им не под силу. В случае неудачи продолжают настаивать на своём, либо переключаются на решение более лёгкой задачи.

Занижено-неустойчивая самооценка ярко проявляется в чертах личности и поведении. Дети с таким видом самооценки предпочитают браться за лёгкие задачи и с осторожностью относятся вообще ко всему процессу обучения. Нормальному развитию их личности очень мешает неуверенность в себе и повышенная самокритичность. Однако для таких детей очень важно одобрение со стороны окружающих, которое способно подпитывать и поднимать их самооценку.

Следует заметить, что способность к адекватной самооценке с каждым годом возрастает, а вот переоценивание своих возможностей идет на спад. Таким образом можно сделать вывод о том, что динамика развития самооценки младшего школьника является устойчиво положительной и стремится к формированию адекватной самооценки, способствующей гармоничному развитию личности.

В более старшем возрасте самооценка становится источником формирования твердой личностной внутренней позиции, мотивирует и определяет формирование различных качеств личности.

Читайте также: