Рыцарские забавы доклад по истории

Обновлено: 04.07.2024

Самые разные! Условно рыцарские развлечения можно разделить на два периода:

1. С 10 по 14 века главным развлечением рыцарей были турниры-тьёсты и турниры-бугурты.

Первыми были бугурты: когда две команды рыцарей бегали по определенной территории в доспехах с оружием и выбивали друг из друга говно. Целью этого действа было не только развлечение и демонстрация силы, но и тренировка. То есть, благородные доны и сэры устраивали натуральную войнушку, в ходе которой калечились и умирали, а тепловые удары были чуть ли не обязательным сопровождением этого праздника жизни.

Чуть позже - где-то в 1170-х годах - появляется тьёст (Tjosten) - каноничный турнир, во время которого две консервы на конях сшибаются через загородку. Они довольно быстро стали популярными и начали вытеснять бугурты, поскольку рыцари в них калечились и умирали намного реже, все происходило на глазах у зрителей и смотрелось гораздо круче.

Вокруг всего этого развился богатый церемониал: богослужения, выступления актеров и акробатов, поединки оруженосцев, принесения клятв и выборы королев любви и красоты. Потом, когда все пофланировали, помолились и выбрали королев, начинались те самые тьёсты, по окончанию которых - групповой поединок Melee с рыцарями, разделенными по "нациям". После группового поединка победители забирали коней и доспехи побежденных, проводили богослужение и устраивали еще пару дней попойки.

2. С начала 15 века вся эта канитель сильно усложнилась. Появление пластинчатых лат, позиция Церкви и то, что рыцари умирать в лишний раз не хотели, вытеснили бугурты в пользу тьёстов, которые, в свою очередь, разделились на кучу сортов, добавив также бои на булавах в смешных решетчатых шлемах, конные упражнения и кучу других извращений.

К концу 15 века всё это преобрело еще более замысловатый вид и турнир времен "последнего рыцаря" Максимилиана включал следующие элементы:

  1. бой пешком на пиках через барьер (который сам Макс очень любил, кстати), в котором надо было сломать пику;
  2. бой пешком на мечах;
  3. сшибка-гештехт с барьером, в ходе которой надо было сломать копья;
  4. полевой турнир, в котором рыцари разделялись по "нациям" в две лавы и ломали копья;
  5. и целая обойма конных поединков-ренненов, имевших множество разновидностей.
    О ренненах чуть подробнее:
  • собственно реннен: рыцари в существенно облегченных доспехах со специальными сёдлами без высоких лук сшибаются, пока один из них не упадёт;
  • механический реннен: щит-тарч крепился на специальный механизм, который от удара выстреливал его. Иногда тарчи разлетались, иногда улетали с особым звуком, иногда все сразу;
  • вариант механического реннена бундреннен отличался тем, что щит по направляющим улетал вверх и рыцарю надо было отклонить голову, чтобы тарч не улетел вместе с носом и подбородком;
  • точный реннен требовал меткости, поскольку в тарч нужно было ударить точно по центру, чтобы он слетел с петель;
  • жесткий реннен отличался от остальных тем, что тарчи не улетали и не ломались, а крепились очень жестко, потому рыцари друг друга выбивали с первого раза.
    Отличие ренненов было не столько доспехах (погугглите, они очень интересные), сколько в том, что здесь рыцарю требовалось показывать свое владение конём, одетым в налобник без вырезов для глаз, хватать на полном скаку копья и так далее.

В отдельных случаях рыцарей могли озадачить, к примеру, конным поединком на булавах, пешим поединком на алебардах или двуручных мечах, какой-нибудь джигитовкой и предложением станцевать или походить колесом в полных латах.

3. Развлечения рыцарей. Господа редко сами занимались хозяйственными делами. Для этого в каждом имении они держали управляющих. Основное время феодалы отдавали войнам и воинским упражнениям, охоте и пирам. Любимые развлечения рыцаря - охота и турниры - были связаны с военным делом. Охота не только служила развлечением, но и помогала пополнять запасы пищи. Во время охоты можно было проявить отвагу и ловкость: борьба с разъяренным диким кабаном или раненым медведем была столь же опасна, как с вражеским воином, а погоня за оленями тренировала в верховой езде. Охота.

Окружающий мир 4 класс



2. Воспитание рыцаря. Для того чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось много времени и сил. В 7 лет мальчики покидали родительский дом и становились пажами (личными слугами) знатных феодалов. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья. Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе оруженосец вез доспехи (снаряжение) рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие. И только после нескольких лет службы отличившихся в боях оруженосцев посвящали в рыцари. Во время большого праздника воин становился на колени перед самым знатным из гостей, и тот наносил удар ладонью по затылку или клинком меча плашмя по спине – единственный в жизни удар, который рыцарь мог получить, не отплатив за него. Потом рыцарь надевал шпоры и опоясывался мечом. Церемония завершалась показом ловкости рыцаря: вскочив на коня, он пытался на полном ходу пронзить мишень копьем




4. Снаряжение рыцаря. меч; копье; боевой топор; палица – тяжелая дубина с металлическим утолщенным концом; щит; кольчуга – рубаха, сплетенная из железных колец, доходившая до колен; латы – доспехи из стальных пластин; шлем; забрало – металлическая пластина с прорезями для глаз.

Военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе. Предположительно, турниры стали проводиться со второй половины XI века. Родина турниров - Франция.




Средневековые развлечения: Рыцарский турнир



Глава IV. Феодалы и крестьяне

К середине XI века в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. С середины XI до конца XIII века в передовых странах своеобразие эпохи проявилось особенно ярко. Это было время расцвета средневекового общества.

Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Во главе стоял монарх (единоличный правитель): король, в более мелком государстве - граф или герцог.

Привилегии и обязанности господ и крестьян оформились определенными обычаями, писанными законами и установлениями. Крестьяне и горожане не входили в феодальную лестницу, но также были связаны с господами договорными отношениями. Такие личностные отношения в виде договоров и клятв-обязательств - примечательная особенность западного Средневековья.

§ 11. В рыцарском замке

1. Замок феодала. Начиная с VIII века для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок: в зависимости от возможностей - огромный или скромный. Замок - это жилище феодала и его крепость.

Сначала замки строили из дерева, позднее - из камня. Мощные стены с зубчатыми башнями служили надежной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, окружали широким рвом с водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера. Через ров или протоку перекидывали подъемный мост, на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Из башни над воротами постоянно обозревала окрестности стража и, заметив в отдалении врага, трубила сигнал тревоги. Тогда воины спешили занять свои места на стенах и в башнях.

Чтобы проникнуть в замок, надо было преодолеть много препятствий. Враги должны были засыпать ров, по открытому пространству одолеть холм, подойти к стенам, взобраться на них по приставленным штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные железом ворота.

На головы врагов защитники замка сбрасывали камни и бревна, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали их стрелами. Зачастую нападавшим приходилось штурмовать вторую, еще более высокую стену.

Над всеми постройками возвышалась глав­ная башня - донжон. В ней феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую оса­ду, если другие укрепления уже захвачены. Внутри башни один над другим были располо­жены залы. В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники. Из подвала обычно рыли тайный подземный ход, который выводил к реке или лесу.

Единственная железная дверь, ведущая в башню, была расположена высоко над землей. Если удавалось ее разбить, то приходилось ве­сти борьбу за каждый этаж. По приставным лестницам надо было пробираться через люки, которые закрывались тяжелыми каменными плитами. На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в спасительный подземный ход.

Боевой конь, рыцарское снаряжение и сна­ряжение путников стоили очень дорого. По­этому нести рыцарскую службу мог землевла­делец, которого обеспечивали всем необходи­мым зависимые крестьяне.

Феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехто­вании, верховой езде, борьбе, плавании и мета­нии копья, учились приемам и тактике боя.

3. Развлечения рыцарей. Господа редко сами занимались хозяйственными делами. Для этого в каждом имении они держали управляю­щих. Основное время феодалы отдавали войнам и воинским упражнениям, охоте и пирам. Лю­бимые развлечения рыцаря - охота и турни­ры - были связаны с военным делом.

Охота не только служила развлечением, но и помогала пополнять запасы пищи. Во время охоты можно было проявить отвагу и ловкость: борьба с разъяренным диким кабаном или ра­неным медведем была столь же опасна, как с вражеским воином, а погоня за оленями трени­ровала в верховой езде.

Турниры - военные состязания рыцарей в силе и ловкости - устраивали короли и знат­ные феодалы. Там собиралось много зрителей, порой из нескольких стран. Знатные господа, судьи и дамы восседали на трибунах, а простой люд теснился за деревянным барьером вокруг арены.

Специальные глашатаи - герольды - объ­являли имена и девизы рыцарей, вступающих в бой. Участники турнира, одетые в боевые доспехи, разъезжались в противоположные концы арены. По знаку судьи они мчались на конях навстречу друг к другу. Тупым турнирным ко­пьем рыцарь старался выбить противника из седла. Иногда состязание кончалось серьезны­ми увечьями или даже гибелью участников. Победитель получал в награду коня и доспехи побежденного противника. Изредка разыгры­валось сражение двух рыцарских отрядов, ко­торые выстраивались цепью. Обычно турнир завершали пиром. И наоборот, торжественные пиры по случаю побед, коронаций, свадеб и других важных для знати событий включали зачастую не только застолье и танцы, но и тур­нирные состязания. Во время таких торжеств нередко происходили посвящения в рыцари, раздавались почести и награды. Вечерами оби­татели замка собирались в общей зале, где го­рел огромный очаг - камин, играли в кости и шахматы, пили вино и пиво, решали свои се­мейные дела. Однообразную жизнь нарушали приезды гостей и праздники. На пирах в зам­ках рекой лилось вино, столы ломились под тя­жестью закусок. Звериные туши зажаривались в очагах целиком, на огромных вертелах. Оби­тателей замков и их гостей веселили шуты и карлики, приглашенные артисты и, конечно, поэты из числа свиты.

В детстве к будущим рыцарям приглашали учителей, которые обучали их пению, танцам, умению одеваться, поведению в обществе, но не всегда - чтению, письму, арифметике.

Рыцари не стеснялись грабить побежден­ных, собственных крестьян и даже проезжих на больших дорогах. В то же время рыцарю полагалось презирать расчетливость, бережли­вость, но проявлять щедрость. Доходы, получа­емые от крестьян, и военную добычу чаще все­го тратили на подарки, пиры и угощения дру­зей, охоту, дорогую одежду, на содержание слуг и воинов.

В этот выработанный кодекс (законы) ры­царской чести входили и другие особые прави­ла: рыцарь должен искать подвиги, бороться с врагами христианской веры, защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот, быть справедливым и галантным.

Когда вспоминают о средних веках, то обычно представляют себе закованного в латы рыцаря, тяжелым мечом поражающего врага, каменные громады феодального замка, изнурительный труд крепостного крестьянина, унылый колокольный звон, раздающийся за монастырской стеной, и монаха, отрекшегося от мирских сует и соблазнов. Железо и камень, молитвы и кровь.

Да, все это так и было. Немало в средние века нагромождалось тяжелого, темного, бесчеловечного. Но люди всегда оставались людьми. Людям хотелось, чтобы красота обитала не только в тесных храмах, но и на просторах их повседневной жизни. И чтобы выражалась она не только в холодном неподвижном камне, но и в теплых человеческих понятиях, человеческом слове, гибком и музыкальном. Понятия эти и внесло в культуру средневековья рыцарство.

Рыцарство – особый привилегированный социальный слой средневекового общества. Традиционно это понятие связывают с историей стран Западной и Центральной Европы, где в период расцвета средневековья к рыцарству, по сути, относились все светские феодалы-воины. Но чаще этот термин употребляется в отношении средних и мелких феодалов в противовес знати.

IX и X века были суровыми временами в жизни всех стран Западной Европы. Ни одна из них не представляла из себя сплоченного сильного целого. Франция, Германия, Италия были разбиты на тысячи, а то и на десятки тысяч мелких и крупных поместий, владельцы которых – герцоги, графы, бароны – являлись почти независимыми государями своих имений. Они творили суд и расправу над крепостным и свободным населением своих земель, распоряжаясь его жизнью и смертью, облагали его податями и налогами, собирали войска, объявляли войну и заключали мир. Крестьянам, разумеется, было не под силу нести конную службу, а потому ее несли вассалы, то есть ленники, получившие землю от своего сеньора под условием отправления военной службы. Такие вооруженные всадники, обязанные являться по требованию своего сеньора на коне в тяжелых доспехах и сопровождении некоторого количества пеших и конных воинов, набранных из зависимых людей своего поместья, носили имя рыцарей.

Иерархия вассальных отношений повторяла иерархию земельных владений и определяла принцип формирования военного ополчения феодалов. Так, вместе с утверждением военно-ленных отношений шло формирование рыцарства как служилого военно-феодального сословия, расцвет которого приходится на XI-XIV веков. Военное дело стало его главной социальной функцией. Военная профессия давала права и привилегии, определяла особые сословные воззрения, этические нормы, традиции, культурные ценности.

В военные обязанности рыцарей входило защищать честь и достоинство сюзерена, а главное – его землю от посягательств как со стороны соседних феодальных властителей в междоусобных войнах, так и войск других государств в случае внешнего нападения. В условиях междоусобицы грань между защитой собственных владений и захватом чужих земель была достаточно зыбкой, и поборник справедливости на словах нередко оказывался захватчиком на деле, не говоря уже об участия в завоевательных компаниях, организованных королевской властью, как например, многочисленные походы германских императоров в Италию, или самим папой римским, как крестовые походы.

ГЛАВА 2 РЫЦАРСКОЕ ВОЙСКО, ЕГО

ВООРУЖЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ.

Рыцарское войско в те времена, когда не было пороха и огнестрельного оружия, представляло из себя могучую, трудно сокрушаемую силу. Боевые доспехи делали рыцаря неуязвимым. Гибкая кольчуга – рубашка из металлических

колец с рукавицами и капюшоном плотно облегали тело, доходя до самых колен, длинные кольчужные чулки со шпорами закрывали его ноги, стальная остроконечная шапка – шлем, надетая поверх кольчатого капюшона, предохраняла от вражеских ударов в голову и железная пластинка, идущая от шлема вдоль носа, наличник или забрало, защищала лицо. Для отражения неприятельских ударов он употреблял деревянный, обитый кожей щит, в

Участие в рыцарском войске требовало известной обеспеченности, и земельное пожалование было не только вознаграждением за службу, но и необходимым материальным условием ее осуществления, поскольку и боевого коня и

дорогое тяжелое вооружение (копье, меч, булаву, доспехи, броню для коня) рыцарь приобретал на собственные средства, не говоря о содержании соответствующей свиты. Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а общий вес военного снаряжения доходил до 50 кг., с течением времени росли их сложность и цена. Подготовке будущих воинов служила система рыцарского обучения и воспитания. В Западной Европе мальчики до 7 лет росли в семье и оставались обычно в женских руках, а после 7 начиналось его рыцарское воспитание. Но оно заключалось не в обучении каким-либо наукам. О развитии ума мало кто заботился в то время. редкий из рыцарей умел писать и читать: грамота и рукоделие считалось скорее принадлежностью женщин, которые выучивались ей у своего домашнего капеллана. Таким образом, с самого юного возраста сын рыцаря обучался рыцарским занятиям: по целым дням пропадал в лесу, учился обращаться с соколом, носить его на руке, притравливать его на птицу, охотиться с собаками, сражаться на мечах и на копьях, биться на палках. В этом и состояла вся наука. Когда же ему исполнялось 12-13 лет, его посылали ко двору сеньора, где он заканчивал свое воспитание в качестве пажа, затем – оруженосца. Сеньор поручал ему различные отрасли своего хозяйства: ухаживать за лошадьми и собаками, встречать его гостей, помогать слезать с коней, накрывать на стол и так далее. Когда отрок достигал 15-летнего возраста, наконец, совершалась церемония посвящения их в рыцари. Однако, часто посвящение совершалось иногда позже, иногда – раньше. В особенности к XIII веку заметно стремление отодвигать его к 21 году. Иногда его не было вообще, потому что не каждый карман мог выдержать катастрофические расходы, которые сопутствовали это обряду.

Преклонение перед женщиной или, лучше сказать, перед дамой, так как оно касалось исключительно благородного сословия, получило свое начало в южной Франции, в Провансе, и отсюда распространилось по всей Западной Европе был источником рыцарства, при чем там процветала именно светская любовная сторона.

ГЛАВА 3 ОБРЯД ПОСВЯЩЕНИЯ И МОРАЛЬНО-

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РЫЦАРCТВА.

Дело в том, что не каждый феодал мог быть в то же время рыцарем. Рыцарское достоинство сообщалось лишь через особый обряд посвящения. С другой стороны не нужно было непременно владеть леном, чтобы стать рыцарем. За особые заслуги и простой крестьянин, не владевший феодом, также мог быть посвящен в этот сан. Однако, как общее правило, рыцарство было учреждением для феодальных владетелей. Посвящение в рыцари символизировало вхождение в привилегированное сословие, приобщение к его правам и обязанностям и сопровождалось особой церемонией. Согласно европейскому обычаю рыцарь посвящающий в звание, ударял посвящаемого мечом плашмя по плечу, произносил формулу посвящения, одевал шлем и золотые шпоры, вручал меч – символ рыцарского достоинства – и щит с изображением герба и девизе. Посвященный, в свою очередь, давал клятву верности и обязательство соблюдать кодекс чести. Ритуал рыцарских достоинств относили воинскую отвагу и презрение к опасности, гордость, благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся в помощи членам рыцарских фамилий. Осуждению подлежали скаредность и скупость, не прощалось предательство.

ГЛАВА 4 КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ, РЫЦАРСКИЕ

ОРДЕНА, КАК ИХ СЛЕДСТВИЕ.

Еще в древности началась борьба за господство в странах Передней Азии, особенно в Сирии и Месопотамии, а также за овладение Египтом. Эти страны являлись одним из богатейших и культурных районов тогдашнего мира. Через них пролегали пути международной торговли. За господство в этих странах вели борьбу Византия и Иран, Иран и арабы, арабы и Византия. В конце XI века в борьбу вступили и феодальные государства Западной Европы.

Предпосылки крестовых походов. Наименование крестовых походов в истории получили военно-колониальные походы западноевропейских феодалов в страны восточного Средиземноморья, а также в пределы земель принадлежавших западным славянам и прибалтийским народам. Крестовые походы в страны Восточного Средиземноморья, происходившие под видом религиозных мероприятий, оттуда и их название, начались в конце XI века и продолжались с перерывами до конца XIII века.

В крестовых походах принимали участие различные слои феодального общества. Наиболее крупные из феодалов – короли, графы и герцоги стремились путем захватов богатых земель расширить свои владения, увеличить доходы и усилить влияние в Европе.

Главную военную силу крестовых отрядов составляли отряды мелких феодалов-рыцарей. Основное средство производства в эту эпоху феодализма – земля оказалась на Западе к XI столетию поделенной между светскими и духовными представителями господствующего класса. Превращение же пожизненного бенефиция в наследственный феод привело к установлению определенного порядка наследования земли феодалами. Теперь она стала переходить от отца только к старшему сыну (право старшинства, или майорат). В результате этого в Западной Европе образовался многочисленный слой рыцарей, не имевших феодов и жаждавших как захвата и грабежа новых территорий, так и закрепощения живущих на них крестьян.

Кроме крупных и мелких феодалов, в крестовых принимали участие также и представители купеческой верхушки многих городов Генуи и Венеции, стремившихся к захвату территорий Передней Азии, и ликвидации торгового соперничества Византии и к укреплению своей роли посредников между Востоком и Западом.

Самую активную роль в крестовых походах играла римская католическая церковь, являющаяся крупнейшим феодальным собственником и заинтересованная в военно-колониальном движении. В силу тех же причин, что и остальные крупные феодалы. Но у церкви имелись еще и свои особые интересы. Ко времени первого крестового похода западная и восточная церкви окончательно отделились друг от друга. С этого момента стремление западной церкви подчинить себе восточную составляло один из главных пунктов в реакционной теократической программе папства, желавшего поставить власть римского папства выше всякой иной светской и духовной власти. Удачные походы на Восток католической церкви рассчитывали также увеличить количество епархий (церковных областей, обязанных уплачивать ей десятину) и повысить таким путем свои доходы. Кроме того, уходившие в поход лица зачастую жертвовали свои сбережения церкви или отдавали под ее покровительство свое имущество. Богатства церкви после этого непрерывно росли.

Цели и участники крестовых походов. Крестоносное движение охватило первоначально не только феодалов, но и широкие слои населения. Сотни тысяч народа богатого и бедного, и князей и простолюдинов откликнулись на этот призыв. В нем участвовали массы крестьян, а также купечество северо-итальянских городов-республик. Вдохновителем и духовным вождем крестоносцев являлось католическое духовенство во главе с папой.

В крестовых походах активно принимали участие крупные северо-итальянские города-республики – Венеция, Генуя. Пиза и другие, которые стремились укрепить свои позиции в торговле с Востоком, захватить базы и создать колонии в Восточном Средиземноморье.

Рыцари охотно собирались в далекий путь. Борьба с неверными соответствовала их идеалам, предвкушение битв разжигало их воинственный пыл, а отдаленные неизвестные страны и опасные путешествия будили в них неутомимую страсть к приключениям. Дома эти солдаты уставали от праздности, погибали от скуки и часто томились в безвыходной нужде. Многие совершенно запутались в долгах, а между тем, папа освобождал всех крестоносцев от долговых обязательств. Таким образом, погоня за богатством, которое сулили неизведанные страны, нужда и запутанные денежные обстоятельства играли немалую роль в увлечении рыцарства крестовыми походами. Но, кроме того, не нужно забывать, что средние века были веками пылкой веры, и многие из крестоносцев, одушевленные действительной набожностью, желали искупить свои грехи тягостными и опасными и опасными походами.

Рыцари снаряжались в поход так, как будто они и не рассчитывали на возвращение. Они везли с собой все свое имение, оружие, утварь вели всю свою челядь. Их палатки блистали золотом, в обозе они везли все свои драгоценности. За обозами тянулись певцы, шуты, музыканты и скоморохи, развлекавшие во время остановки все рыцарское общество. Войска нарастали, как снежная лавина, потому что по дороге к ним присоединялись все новые и новые отряды.

Крестовые походы и захват большей части побережья Восточного Средиземноморья образовались четыре государства крестоносцев: Иерусалимское королевство в Южной Сирии и Палестине, графство Триполи на сирийском побережье, княжество Антиохское в Северной Сирии и графство Эдесское в Верхней Месопотамии.

Рыцарские ордена возникли как классовые феодальные организации, непременным условием вступления в них была принадлежность к феодальному классу, в некоторые рыцарские ордена принимались только представители родовой феодальной знати. Наибольшее распространение и значение ордена получили в период феодальной раздробленности, являясь одной из форм ополчения феодального класса в целях удержания в повиновении эксплуатируемого крестьянства и осуществления военных захватов. В XIV-XV веках некоторые ордена учреждались государями, превращавшими их в орудия укрепления своей власти (Орден Подвязки, учрежден английским королем Эдуардом III в 1350, орден Золотого руна, учрежден бургунским герцогом Филиппом Добрым в 1429 году и др.). большое распространение получили: орден Иоаннитов (1113), орден Тамплиеров (1118), Тевтонский орден (1128). Позже в Испании действовали ордены Калатрава, Сант-Яго, Алькантаре. В Прибалтике известен орден Меченосцев и Левонский. Организационно они строились на основе строгой иерархии, возглавляемой выборным магистром, утверждаемым папой римским. При магистре действовал капитул (совет), с законодательными функциями.

Значение крестовых походов. Наиболее важным крестовых походов для Западной Европы был западноевропейскими странами торговых путей по Средиземному морю, которые ранее находились в руках у Византии и стран Восточного Средиземноморья. А то обстоятельство, что торговые пути по Средиземному мору попали в руки западноевропейских купцов, сильно способствовало их торговли с Востоком, сыгравшей в экономическом развитии западноевропейских государств большую роль. Северо-итальянские города получили в этой торговле первенствующее значение, так как Византия, разгромленная в результате четвертого крестового похода, уже не могла с ними соперничать. Это имело большое значение для более быстрого роста северо-итальянских городов и облегчило возникновение в них ранних ростков капиталистических отношений.

На Востоке крестоносцы познакомились с шелководством, новыми земледельческими культурами (не известными до тех пор на Западе), рисом, арбузами, лимонами и фисташковыми деревьями. Именно во время крестовых походов в Европе начали пользоваться ветряными мельницами, познакомились с их употреблением в Сирии. Встретив более высокую материальную культуру на Востоке, население Западной Европы научилось также изготовлению более тонких тканей, различной обработке металлов. Феодалы, побывавшие на Востоке, приобретали там более изощренные вкусы. Расширение же потребностей высших классов западноевропейского общества вело к усилению эксплуатации крестьян, а следовательно, и к их обострению классовой борьбы в Европе. Таковы были экономические и социальные последствия крестовых походов для западноевропейских.

Глава 5 Упадок рыцарства.

ГЛАВА 6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Общество должно быть благодарно рыцарству за то, что оно обогатило его новыми понятиями о достоинстве личности и чести. Рыцарь привык полагаться в защите на самого себя, только на собственную силу, только на стены своего замка. Везде и всегда он действовал только от своего имени. Он подчинялся только добровольно, по собственному феодальному договору: его верность – свободный дар, залог его верности – его честь.

Рыцарство образовывало как бы международный орден, члены которого считались равными, начиная от короля и кончая каким-нибудь захудалым, неимущим рыцарем. Это братство, рассеянное по всему католическому миру, объединялось единством обычая и понятий. И как ни портилось рыцарство, как ни превозносились богатые и знатные рыцари над бедняками, все-таки среди них не исчезли мысли о равенстве, и первые должны были обходиться с последними сообразно с их рыцарским достоинством, если они не хотели за малейшее унижение расплачиваться собственной кровью. Так чутко стояло рыцарство на страже чести, и новые понятия о ней завещало человечеству.

Рыцари | Досуг

Рыцарский турнир. Средневековая миниатюра

Назначение турнира - демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную воен. силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королем, либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т.д. На турнир собирались рыцари со всех концов Европы; он происходил публично, при широком стечении феодальной. знати и простонародья.
Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое "ристалище". Ристалище имело четырехугольную форму, было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира. Условия (правила) были различными. В XIII в. рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что 4 поколения его предков были, свободными людьми.
Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, как правило, только что посвященных в рыцарское звание, т.наз. "жюте". Такой поединок назывался "тиост" - поединок на копьях. Затем устраивалось главное состязание - имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по "нациям" или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побежденных платить выкуп.
С XIII в. турнир нередко сопровождался тяжелыми ранениями и даже гибелью участников. Церковь запрещала турниры и погребение погибших, но обычай оказался неискоренимым. По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнир имел право выбрать царицу турнира. Турниры прекратились в XVI в., когда рыцарская конница утратила свое значение и была вытеснена пехотой стрелков, вербовавшихся из горожан и крестьян.

Охота

Охота и пиры

Развлечения рыцарей были тесно связаны с их военизированным образом жизни. Одним из любимейших способов отдыха была охота, где рыцари могли проявить свою удаль и отвагу. Чаще всего в Западной Европе охотились на кабана или оленя. Также очень популярна была соколиная охота на птиц. Обычно для проведения охоты каждый феодал имел свои заповедные леса. Особенно огромны и богаты дичью были,конечно,королевские заповедники. Умение охотиться было одним из качеств настоящего рыцаря. Поэтому большинство феодалов и королей были страстными охотниками. Охота обычно тщательно подготавливалась егерями,а в загоне проинимали участие вассалы и гости феодала. Право забить дичь обычно предоставлялось наиболее знатному сеньору.

Пир в феодальном замке. Из календаря герцога Беррийского

Добытая на охоте дичь украшала пиршественный стол феодала. Пиры также были важным атрибутом жизни рыцарей.На пирах между феодалом и его дружинниками устанавливались особо теплые, дружественные отношения. Кроме того, пиры часто служили платой феодала за службу своим вассалам. Нередко именно на пирах феодалы дарили своим верным слугам деньги и драгоценнрости в знак своего расположения к ним. Рыцарские пиры были местом выступления многочисленных средневековых артистов, здесь же часто давались обещания совершить какой-либо подвиг, выступит в крестовый поход или вечно служить своей возлюбленной.

Самые разные! Условно рыцарские развлечения можно разделить на два периода:

1. С 10 по 14 века главным развлечением рыцарей были турниры-тьёсты и турниры-бугурты.

Первыми были бугурты: когда две команды рыцарей бегали по определенной территории в доспехах с оружием и выбивали друг из друга говно. Целью этого действа было не только развлечение и демонстрация силы, но и тренировка. То есть, благородные доны и сэры устраивали натуральную войнушку, в ходе которой калечились и умирали, а тепловые удары были чуть ли не обязательным сопровождением этого праздника жизни.

Чуть позже - где-то в 1170-х годах - появляется тьёст (Tjosten) - каноничный турнир, во время которого две консервы на конях сшибаются через загородку. Они довольно быстро стали популярными и начали вытеснять бугурты, поскольку рыцари в них калечились и умирали намного реже, все происходило на глазах у зрителей и смотрелось гораздо круче.

Вокруг всего этого развился богатый церемониал: богослужения, выступления актеров и акробатов, поединки оруженосцев, принесения клятв и выборы королев любви и красоты. Потом, когда все пофланировали, помолились и выбрали королев, начинались те самые тьёсты, по окончанию которых - групповой поединок Melee с рыцарями, разделенными по "нациям". После группового поединка победители забирали коней и доспехи побежденных, проводили богослужение и устраивали еще пару дней попойки.

2. С начала 15 века вся эта канитель сильно усложнилась. Появление пластинчатых лат, позиция Церкви и то, что рыцари умирать в лишний раз не хотели, вытеснили бугурты в пользу тьёстов, которые, в свою очередь, разделились на кучу сортов, добавив также бои на булавах в смешных решетчатых шлемах, конные упражнения и кучу других извращений.

К концу 15 века всё это преобрело еще более замысловатый вид и турнир времен "последнего рыцаря" Максимилиана включал следующие элементы:

  1. бой пешком на пиках через барьер (который сам Макс очень любил, кстати), в котором надо было сломать пику;
  2. бой пешком на мечах;
  3. сшибка-гештехт с барьером, в ходе которой надо было сломать копья;
  4. полевой турнир, в котором рыцари разделялись по "нациям" в две лавы и ломали копья;
  5. и целая обойма конных поединков-ренненов, имевших множество разновидностей.
    О ренненах чуть подробнее:
  • собственно реннен: рыцари в существенно облегченных доспехах со специальными сёдлами без высоких лук сшибаются, пока один из них не упадёт;
  • механический реннен: щит-тарч крепился на специальный механизм, который от удара выстреливал его. Иногда тарчи разлетались, иногда улетали с особым звуком, иногда все сразу;
  • вариант механического реннена бундреннен отличался тем, что щит по направляющим улетал вверх и рыцарю надо было отклонить голову, чтобы тарч не улетел вместе с носом и подбородком;
  • точный реннен требовал меткости, поскольку в тарч нужно было ударить точно по центру, чтобы он слетел с петель;
  • жесткий реннен отличался от остальных тем, что тарчи не улетали и не ломались, а крепились очень жестко, потому рыцари друг друга выбивали с первого раза.
    Отличие ренненов было не столько доспехах (погугглите, они очень интересные), сколько в том, что здесь рыцарю требовалось показывать свое владение конём, одетым в налобник без вырезов для глаз, хватать на полном скаку копья и так далее.

В отдельных случаях рыцарей могли озадачить, к примеру, конным поединком на булавах, пешим поединком на алебардах или двуручных мечах, какой-нибудь джигитовкой и предложением станцевать или походить колесом в полных латах.

Еще были конные сшибки без доспехов, только с одним щитом, для которых заранее на поле приносили гроб. Но это уже для совсем дурных.

Кроме поединков, особых развлечений у рыцарей не было: упражнения, фехтование, войны, изнасилования крестьянок, пьянство, грабежи, приёмы и дуэли. Иногда, но далеко не всегда, находились единомышленники Максимилиана, которые занимались плаванием, читали книжки, вели философские диспуты и изучали технические новинки.


Рыцари – это титулованные воины, обитавшие в замках и принимавшие активное участие в битвах и показательных сражениях на турнирах. Посвящение в рыцари расценивалось как награда короля за государственную службу. Братства рыцарей в средние века подразделялись на светские и религиозные: первые традиционно являлись выходцами из знатных семей и несли службу в королевской армии, отстаивали они преимущественно государственные интересы, тогда как вторые боролись скорее за интересы церкви.

Служить рыцари предпочитали только с равными себе по титулу: некоторые доходили до такого абсурда, что отказывались идти в одном ряду с пехотинцами, рискуя своей жизнью.

Первые рыцарские сословия возникли еще в 8 столетии на территории современной Франции, когда в государстве осуществлялся переход от народного ополчения к вассальному конному войску. Церковь оказала немаленькое влияние на средневековую конницу, превратив ее в элитное войско. Формированию рыцарства также способствовала эпоха крестовых походов.

Первыми прототипами рыцарей были древнеримские всадники: они, как и средневековые рыцари, передвигались по полю боя на конях, в качестве брони использовали доспехи. Конница предназначалась для преследования убегающих врагов.

Официальным началом эпохи рыцарства считают 4-6 столетие , когда Римская империя пала, а сарматы, поспособствовавшие этому, стали вторым прототипом средневековых рыцарей. Сарматская конница считалась привилегированной частью общества.

История формирования рыцарей тесно связана с франками, у которых возникла острая необходимость создания мобильной конницы, поскольку на их территории участились набеги арабов.

Мастерство езды на норовистых конях было недоступно для пеших франков. Конницу начали формировать из представителей дворянства. Помимо стрельбы, поединков на мечах и езды на конях, детей крупных землевладельцев обучали также плаванию, этикету, стратегии, тактике и искусству осады.

Подрастая, пажи поступали на службу к взрослым рыцарям в роли оруженосцев, сопровождавших воинов во всех походах. В их обязанности входило поддержание доспехов в чистоте и целости, транспортировать щиты и оружие.

Золотая эпоха рыцарства

Рыцарство развивалось очень динамично: требования к претендентам на получение титула становились все жестче, а тех, кому удавалось его получить, почитали все больше.

Рыцарям необходимо было быть в достаточной степени мужественными, верными своему королю, щедрыми к своим подданным и крайне галантными при дворе. Они всегда должны были защищать интересы церкви, оказывать помощь тем, кто в этом нуждался, держать свое слово и бороться со злом во всех его проявлениях.

Требования выдвигались также к внешнему виду рыцарей: воины должны были облачаться в красивые тяжелые доспехи, которые значительно усложняли передвижение солдата по полю боя. Огромная цена на обмундирование повлекла за собой новую традицию: побежденный в турнире должен был отдавать свои доспехи победителю.

Однако, в эпоху Крестовых походов требования к претендентам на получение рыцарского титула значительно снизились: чтобы присоединиться к войску, нужно было всего лишь принести обет противостояния нехристианам.

Популярности рыцарям добавляли барды и менестрели, воспевающие в своих произведениях их подвиги.

Однако, с изобретением огнестрельного оружия потребность в рыцарях сошла на нет – теперь воины являются скорее представителями аристократического класса, чем сплоченной армией. В Великобритании посвящение в рыцари происходит и в наши дни: титул даруется лично монархом за заслуги перед государством.

Одним из наиболее интересных орденов является Мальтийский, основанный в Иерусалиме в 11 веке. В него входили преимущественно монахи, в 1118 году объединение возглавил французский рыцарь Раймон Дюпои, он же превратил орден в военную организацию, сражающуюся за интересы христианской церкви. Рыцари доблестно боролись за неприкосновенность Иерусалима вплоть до 1187 года, когда были изгнаны в Акка, где задержались на сотню лет. На закате 13 столетия они перебрались на Кипр, а в начале 14 века захватили остров Родос. В течение 200 лет рыцари полностью контролировали воды Средиземного моря, однако Великая Французская революция 18 столетия нанесла ордену смертельный удар: в 1792 году вся собственность органа была конфискована, а в 1798 году рыцари, изгнанные Наполеоном, были вынуждены искать новое пристанище: большая часть ордена бежала в Россию, где Павел I попытался возродить объединение , однако надолго продлить его существование не удалось – в 1801 году император умер, а вместе с ним канул в лету и орган. Еще одна попытка вернуть орден к жизни была предпринята спустя 78 лет, инициатором этого выступил Папа Лев ХIII. Рыцари вернулись, однако повторить успех своих предшественников им не удалось.

Еще одной интересной организацией является Тевтонский орден, который был основан в период третьего крестового похода в 12 веке. Членами объединения были преимущественно немецкие монахи, давшие обеты целомудрия, бедности и послушания. В 1221 году на членов ордена были распространены такие привилегии как иммунитет и индульгенции. В начале 15 столетия тевтонский орган вел активную войну с Польшей и Литвой. Литовскому князю удалось разгромить монахов, планы тевтонцев относительно господства в Восточной Европе были разрушены. Тевтонский орден был вынужден признать свою несостоятельность. 8 августа 1525 года представители Тевтонского ордена заключили мирный договор с Польшей, согласно которому рыцари теряли все свои привилегии.

В 1834 году Тевтонский орган был восстановлен в Австрии и Германии.

Самым могущественным по праву считают орден Тамплиеров. Объединения рыцарей отличались между собой используемой военной стратегией, а в остальном были достаточно похожи.

Читайте также: