Русская идея философия доклад

Обновлено: 05.07.2024

РУССКАЯ ИДЕЯ — философский термин, введенный Вл. С. Соловьевым в 1887—88. Широко использовался русскими философами в кон. 19 и 20 в. (E. H. Трубецкой, В. В. Розанов, Вяч. Иванов, С. Л. Франк, Г. П. Федотов, И. А Ильин, Л. П. Карсавин и др.) для интерпретации русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия и будущности, путей соединения народов и преображения человечества. Общий замысел русской идеи Соловьева относится ко времени, когда он испытал разочарование в своих первоначальных надеждах, близких к славянофильству, на русский народ как на носителя будущего религиозно-общественного возрождения для всего христианского мира. В 1888 в Париже он прочел доклад “Русская идея”, который был посвящен вопросу “о смысле существования России во всемирной истории”. Сущность русской идеи совпадаете христианским преображением жизни, построением ее на началах истины, добра и красоты. Для русской идеи, считал Соловьев, несостоятельно подчеркивание любой односторонней этнической ориентации, в т. ч. вытекавшей из панславизма (в этом он был близок к К. Н. Леонтьеву). Отсюда призыв Соловьева к единству Востока и Запада в рамках учения о всемирной теократии. Соловьевская формулировка русской идеи соответствовала всему строю его философии всеединства и наряду с идеей Достоевского о “всемирной отзывчивости” русской души сыграла важную роль в развитии русской философии, послужила обоснованием культурного подъема в России начала 20 в.

В 10-е гг. 20 в. окончательно сложился классический жанр сочинений о русской идее, которому посвятили свои труды многие ведущие русские мыслители. Этому жанру свойственна особая образность, не связанная с выработкой какого-либо однозначного “научного” определения русской идеи. Особенно ярок вклад Розанова с его литературно-философской стилистикой “Уединенного” (1912 [см. “Уединенное”]), “Опавших листьев” (1913, 1915), “Апокалипсиса нашего времени” (1917—18). По мнению Карсавина, главного философа евразийства, русская идея, понятая Соловьевым и Достоевским как религиозно-общественный идеал, обращенный в будущее, должна быть интерпретирована более узко и определенно — как конкретизация “субъекта русской культуры и государственности” (Восток, Запад и русская идея. Пг., 1922). Евразийцы выступили инициаторами создания нового полидисциплинарного учения — “россиеведения”, соединяющего усилия философов, обществоведов, естествоиспытателей. Здесь русская идея получила более конкретное и многостороннее культурологическое, этнологическое и “теософское” (термин П. Н. Савицкого) обоснование. Основатель евразийства Н. С. Трубецкой подчеркивал плодотворность для России “экономического западничества”, т. е. следования западной экономической модели, и одновременно осуждал “космополитизм” и “интернационализм” как неприемлемые для России формы ложного “стремления к общечеловеческой культуре”. И. А. Ильин, крупнейший теоретик линии государственников, не примыкал к “утопическому этатизму” евразийцев, считая и Февраль и Октябрь катастрофой для российской государственности. Главной целью Ильина была реабилитация ценностей консерватизма и обоснование русского национализма и патриотизма, понятых, однако, не как политико-идеологические, а как духовно-культурные явления. Не вступая в прямую полемику с Достоевским и Соловьевым, Ильин тем не менее определенно высказался против “христианского интернационализма”, понимающего русских как “какой-то особый “вселенский” народ, который призван не к созданию своей творчески-особливой, содержательно-самобытной культуры, а к претворению и ассимиляции всех чужих, иноземных культур” (Путь духовного обновления. — В кн.: Путь к очевидности. М., 1993, с. 244).

Апогеем классического жанра сочинений о русской идее стала книга Н. Бердяева “Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века” (Париж, 1946). Бердяев по существу выразил несогласие с русской идеей Соловьева. Не отказываясь от христианских перспектив и измерения русской идеи, Бердяев в то же время отчетливо заявил о существовании собственных национальных, духовно-метафизических интересов России, что в его понимании является главным итогом последнего этапа развития отечественной мысли. Россия так и не смогла принять новоевропейский гуманизм с его формальной логикой, “секулярной серединностью”. Нужно движение вперед к эпохе Св. Духа, к новой коммюнотарности (общественности, соборности). Характерным и новым качеством бердяевской метафизики национального духа было восприятие русской интеллектуальной истории как целостности, без изъятий и искусственных перерывов ее органического развития. В 10-ю главу своей “Русской идеи” Бердяев поместил и Петра I, и декабристов с Радищевым, Белинского и Пушкина, Достоевского и Гоголя, славянофилов и Тютчева, Соловьева, Толстого, Герцена, Розанова, Чернышевского, Писарева и Ленина, Кропоткина и Бакунина, Михайловского, Леонтьева, Федорова, культурное возрождение начала 20 в.

Религиозная философема русской идеи несет на себе печать своеобразия метафизического духа ее классических исследователей — от Соловьева до Бердяева и отражает более чем столетний опыт философских дискуссий, не прекращающихся и поныне.

Лит.: Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. Критика европейской культуры у русских мыслителей. Париж, 1955; О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990; Лосский Н. О. Характер русского народа. — Он же. Условия абсолютного добра. М., 1991; Русская идея. М., 1992; Русская идея и современность. М., 1992; Бессонов Б. Русская идея, мифы и реальность. М., 1993; Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. М., 1993; Сербиненко В. В. Владимир Соловьев. Запад, Восток и Россия. М., 1994; Ванчугов В. В. Очерки истории философии “самобытно-русской”. М., 1994; Billington J. М. The Icon and the Axe. An Interpretive History of Russian Culture. N. Y., 1966.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

· Нитроглицерин в таблетках или капсулах под язык, изокет-спрей п/я.

Эталон ответа №2.

· ИБС: стабильная стенокардия напряжения II функциональный класс.

· Да, есть. Это возраст, напряжённая работа, причём в ночные смены и избыточная масса тела.

· Нужно предпринять усилия для снижения массы тела: ограничить калорийность пищи, повысить физическую активность (не резко, под контролем врача или фельдшера), нежелательна работа в ночные смены.

Лекция 8. Особенности русской философии. Русская идея.

Русская философия формировалась под влиянием нескольких факторов:

ü Социально – культурное развитие России, её история, которые давали пищу для философских размышлений и идей

ü Достижения мировой философии, которая творчески перерабатывалась на национальной почве

В ней воплотились творческие поиски русского народа, проявились своеобразные черты национального характера и мышления.

Большой вклад в её развитие внесли великие русские писатели, общественные деятели и учёные: М.В.Ломоносов, П.Я.Чаадаев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.Соловьёв и др.

Очень трагичной была судьба многих русских философов в XX в. По распоряжению советского правительства были высланы из России: Н.Бердяев, С.Булгаков, И.Ильин, С.Франк, Н. Лосский. Великий философ и богослов, профессор Московской духовной академии П.А.Флоренский погиб в тюремных застенках.

Главные темы и идеи русской философии:

v Философия истории

В центре этой темы стоял вопрос о месте и роли России в истории человечества, т.е. в мировой истории. В XIX веке в философско-общественной мысли России образовалось два направления:

- Западники (П.Я.Чаадаев, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, К.Д.Кавелин, Т.Грановский, В.Боткин). Они считали, что передовая Западная Европа является образцом устройства общества и поэтому предлагали распространить европейскую культуру в России.

- Славянофилы (К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, Ю.Самарин, А.С.Хомяков и др.). Они подчёркивали своеобразие, самобытность истории России и её будущего и видели идеальное общество в прошлом, в допетровской эпохе.

Эти споры имели под собой определённую почву, т.к. русским людям уже давно было свойственно чувство, что Россия имеет особенную судьбу, что русский народ – особенный – это называется мессианством. Может ли Россия пойти своим особым путём, не повторяя всех этапов европейской истории?

v Социальная тема

Эта тема является как бы продолжением и развитием предыдущей темы, она основывается на выводах П.Чаадаева о том, что русский народ наиболее свободен от тяжести всемирной истории и может создать новый мир в будущем. Русская общественная мысль считала, что именно русский народ призван осуществить социальную правду, братство людей. Они надеялись, что можно избежать неправды и зла капитализма, перейти к лучшему, более справедливому строю, минуя капитализм. Многие полагали, что отсталость России – это и есть её преимущество перед Западной Европой. Подобные взгляды привели к зарождению и развитию социалистических идей. В истории русской социалистической мысли выделяют три периода:

- Утопический социализм, который существовал под влиянием идей Анри Сен-Симона и Шарля Фурье – французских социалистов.

- Народнический социализм, который состоял из разнообразных течений и взглядов – от религиозных, мистических до революционных. Их объединяла вера в народ как хранителя правды, надежда на то, что русский мужик спасёт мир от торжествующего мещанства через сельские общины и рабочие артели.




v Взаимоотношения человека и природы

Эта философия о единстве человека с природой, космосом, которое разрушает научно- технический прогресс. В русском космизме существовало три течения:

ü Естественно - научное (П.Умов, В.Вернадский, К.Циолковский, А. Чижевский, Н.Холодный); его представители считали, что нужно разработать новую картину мира, в которой человек – часть структуры космических процессов.

ü Религиозно - философское (Н.Фёдоров); его представители были обеспокоены судьбой человека, вовлечённого в ритм бесконечного становления истории.

ü Поэтически-художественное ( В.Одоевский, А.Сухово- Кобылин и др. писатели); его представители искали связи между истиной и смыслом человеческого существования.

Все русские философы - космисты ещё в начале ХХ века предупреждали об экологических, эстетических и нравственных последствиях распада связей человека с Вселенной. Главной идеей русского космизма была идея о вселенской вовлечённости и космической ответственности человека при сохранении его индивидуальности. По их мнению, удержать распадающийся мир можно только одним способом- распространением совершенства во Вселенной.

v Религиозно - философская тема

Крупнейшими представителями русской религиозной философии были: В.Соловьёв, А.Лосев, С.Булгаков, Н.Бердяев, П.Флоренский. Их взгляды можно назвать философией всеединства, т.к. в их основе лежала идея соборности. Соборность – это объединение (собирание) людей, их единство на основе любви к Богу и предпочтения нравственных ценностей над всеми другими- материальными, идеологическими, социальными и т.п. Идеалом для них было Богочеловечество, живущее по трём главным принципам: Благо, Истина и Красота, которые образуют единство, смысл которого – Любовь. Русские философы сделали вывод: человечество может спасти только Любовь и Нравственность.

v Философская антропология

Основные черты русской философии:

1. Целостность,которая проявляется в том, что многие русские философы (В.С. Соловьёв, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский и др.) рассматривали в единстве все духовные силы человека:чувственные,рациональные, эстетические, нравственные, религиозные

2. Этический персонализм, т.е. русская философия признавала приоритет нравственных ценностей над всеми другими

3. Соборность,т.е. единство людей на основе их любви к Богу

4. Интуинтивизм,который отличался от интеллектуальной интуиции Рене Декарта; в русской философии существовал принцип реальной интуиции,т.е. таком постижении внешнего, когда оно сливается с внутренним, психическим

5. Космизм, которыйобъединяет такие характерные для русской философии идеи, как идея мирового всеединства человека, человечества и физического космоса

6. Праведность,проявляющаяся в том, что поиск истины превращался в поиск правды, т.е. теория соединялась с нравственно - религиозным опытом, когда правда трансформировалась в праведность

7. Духовность(вся русская философия, кроме марксистско-ленинской, была религиозной)

8. Социальность, практичность,т.е. русская философия была далека от замкнутых умозрительных конструкций, она была подчинена решению насущных задач, стоящих перед обществом

Контрольные вопросы

1.Под влиянием каких факторов формировалась русская философия?

2. Какое событие и почему можно считать началом русской философии?

3. Назовите самых известных русских философов. Чья судьба и почему сложилась трагически?

4. Почему вопрос о месте и роли России в мировой истории является центральным в русской философии?

5. В чём состоит русская идея, получившая своё оформление в споре между западниками и славянофилами?

6. Почему русская философия уделяла большое внимание социальной теме и в чём это выражалось ?

7. Кто такие русские космисты и в чём состояла их философия?

8. Объясните смысл философии всеединства и назовите её представителей

9. В чём видели смысл жизни человека русские философы, занимавшиеся философской антропологией?

10. Назовите основные черты русской философии. Какая из них, на Ваш взгляд, является главной и почему?

Эталон ответа №1.

· Показатели гемодинамики в норме.

· Предположительный диагноз – стенокардия.

· Нитроглицерин в таблетках или капсулах под язык, изокет-спрей п/я.

Эталон ответа №2.

· ИБС: стабильная стенокардия напряжения II функциональный класс.

· Да, есть. Это возраст, напряжённая работа, причём в ночные смены и избыточная масса тела.

· Нужно предпринять усилия для снижения массы тела: ограничить калорийность пищи, повысить физическую активность (не резко, под контролем врача или фельдшера), нежелательна работа в ночные смены.

Лекция 8. Особенности русской философии. Русская идея.

Русская философия формировалась под влиянием нескольких факторов:

ü Социально – культурное развитие России, её история, которые давали пищу для философских размышлений и идей

ü Достижения мировой философии, которая творчески перерабатывалась на национальной почве

В ней воплотились творческие поиски русского народа, проявились своеобразные черты национального характера и мышления.

Большой вклад в её развитие внесли великие русские писатели, общественные деятели и учёные: М.В.Ломоносов, П.Я.Чаадаев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.Соловьёв и др.

Очень трагичной была судьба многих русских философов в XX в. По распоряжению советского правительства были высланы из России: Н.Бердяев, С.Булгаков, И.Ильин, С.Франк, Н. Лосский. Великий философ и богослов, профессор Московской духовной академии П.А.Флоренский погиб в тюремных застенках.

Главные темы и идеи русской философии:

v Философия истории

В центре этой темы стоял вопрос о месте и роли России в истории человечества, т.е. в мировой истории. В XIX веке в философско-общественной мысли России образовалось два направления:

- Западники (П.Я.Чаадаев, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, К.Д.Кавелин, Т.Грановский, В.Боткин). Они считали, что передовая Западная Европа является образцом устройства общества и поэтому предлагали распространить европейскую культуру в России.

- Славянофилы (К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, Ю.Самарин, А.С.Хомяков и др.). Они подчёркивали своеобразие, самобытность истории России и её будущего и видели идеальное общество в прошлом, в допетровской эпохе.

Эти споры имели под собой определённую почву, т.к. русским людям уже давно было свойственно чувство, что Россия имеет особенную судьбу, что русский народ – особенный – это называется мессианством. Может ли Россия пойти своим особым путём, не повторяя всех этапов европейской истории?

v Социальная тема

Эта тема является как бы продолжением и развитием предыдущей темы, она основывается на выводах П.Чаадаева о том, что русский народ наиболее свободен от тяжести всемирной истории и может создать новый мир в будущем. Русская общественная мысль считала, что именно русский народ призван осуществить социальную правду, братство людей. Они надеялись, что можно избежать неправды и зла капитализма, перейти к лучшему, более справедливому строю, минуя капитализм. Многие полагали, что отсталость России – это и есть её преимущество перед Западной Европой. Подобные взгляды привели к зарождению и развитию социалистических идей. В истории русской социалистической мысли выделяют три периода:

- Утопический социализм, который существовал под влиянием идей Анри Сен-Симона и Шарля Фурье – французских социалистов.

- Народнический социализм, который состоял из разнообразных течений и взглядов – от религиозных, мистических до революционных. Их объединяла вера в народ как хранителя правды, надежда на то, что русский мужик спасёт мир от торжествующего мещанства через сельские общины и рабочие артели.

v Взаимоотношения человека и природы

Эта философия о единстве человека с природой, космосом, которое разрушает научно- технический прогресс. В русском космизме существовало три течения:

ü Естественно - научное (П.Умов, В.Вернадский, К.Циолковский, А. Чижевский, Н.Холодный); его представители считали, что нужно разработать новую картину мира, в которой человек – часть структуры космических процессов.

ü Религиозно - философское (Н.Фёдоров); его представители были обеспокоены судьбой человека, вовлечённого в ритм бесконечного становления истории.

ü Поэтически-художественное ( В.Одоевский, А.Сухово- Кобылин и др. писатели); его представители искали связи между истиной и смыслом человеческого существования.

Все русские философы - космисты ещё в начале ХХ века предупреждали об экологических, эстетических и нравственных последствиях распада связей человека с Вселенной. Главной идеей русского космизма была идея о вселенской вовлечённости и космической ответственности человека при сохранении его индивидуальности. По их мнению, удержать распадающийся мир можно только одним способом- распространением совершенства во Вселенной.

v Религиозно - философская тема

Крупнейшими представителями русской религиозной философии были: В.Соловьёв, А.Лосев, С.Булгаков, Н.Бердяев, П.Флоренский. Их взгляды можно назвать философией всеединства, т.к. в их основе лежала идея соборности. Соборность – это объединение (собирание) людей, их единство на основе любви к Богу и предпочтения нравственных ценностей над всеми другими- материальными, идеологическими, социальными и т.п. Идеалом для них было Богочеловечество, живущее по трём главным принципам: Благо, Истина и Красота, которые образуют единство, смысл которого – Любовь. Русские философы сделали вывод: человечество может спасти только Любовь и Нравственность.

v Философская антропология

Основные черты русской философии:

1. Целостность,которая проявляется в том, что многие русские философы (В.С. Соловьёв, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский и др.) рассматривали в единстве все духовные силы человека:чувственные,рациональные, эстетические, нравственные, религиозные

2. Этический персонализм, т.е. русская философия признавала приоритет нравственных ценностей над всеми другими

3. Соборность,т.е. единство людей на основе их любви к Богу

4. Интуинтивизм,который отличался от интеллектуальной интуиции Рене Декарта; в русской философии существовал принцип реальной интуиции,т.е. таком постижении внешнего, когда оно сливается с внутренним, психическим

5. Космизм, которыйобъединяет такие характерные для русской философии идеи, как идея мирового всеединства человека, человечества и физического космоса

6. Праведность,проявляющаяся в том, что поиск истины превращался в поиск правды, т.е. теория соединялась с нравственно - религиозным опытом, когда правда трансформировалась в праведность

7. Духовность(вся русская философия, кроме марксистско-ленинской, была религиозной)

8. Социальность, практичность,т.е. русская философия была далека от замкнутых умозрительных конструкций, она была подчинена решению насущных задач, стоящих перед обществом

Контрольные вопросы

1.Под влиянием каких факторов формировалась русская философия?

2. Какое событие и почему можно считать началом русской философии?

3. Назовите самых известных русских философов. Чья судьба и почему сложилась трагически?

4. Почему вопрос о месте и роли России в мировой истории является центральным в русской философии?

5. В чём состоит русская идея, получившая своё оформление в споре между западниками и славянофилами?

6. Почему русская философия уделяла большое внимание социальной теме и в чём это выражалось ?

7. Кто такие русские космисты и в чём состояла их философия?

8. Объясните смысл философии всеединства и назовите её представителей

9. В чём видели смысл жизни человека русские философы, занимавшиеся философской антропологией?

10. Назовите основные черты русской философии. Какая из них, на Ваш взгляд, является главной и почему?

Гост

ГОСТ

Русская идея – это термин, впервые введенный в литературно-публицистический оборот Ф. М. Достоевским в 1860 году и используемый отечественными мыслителями 19 – начала 20 века для определения характерных особенностей и значения русской культуры и истории, духовного облика русской нации и обоснования уникальной миссии России во всемирной истории человечества.

Готовые работы на аналогичную тему

Актуализация Русской идеи в ХХ и XХI вв.

Русско-японская война 1904-1905 гг. способствовала возобновлению интереса к русской идее.

Еще одним периодом, когда снова возродился интерес к русской идее, были две революции, Февральская революция и особенно Октябрьская революция. При этом специфика русского образа жизни, русская душа и их поистине роковое рабство обсуждались интеллектуалами России раньше, как будто они предвосхищали трагическую судьбу страны, пережившую революции. После Октября те из великих русских мыслителей, которые пережили революционный террор, должны были говорить о русской идее за пределами России, в изгнании, куда они были изгнаны советским режимом за инакомыслие.

Поиск национальной идеи в посткоммунистической России ведется более 20 лет – и пока без заметных результатов (за исключением превращения культа потребления в подобие национальной идеи). Нужна ли современной России национальная идея? И если да, то какие ценности, принципы, идеалы могут лечь в основу?

Похоже, нашей стране еще нужна русская идея. Национальная идея способствует возникновению уверенности в себе, самоуважения и исторического оптимизма нации. Он позволяет описать и обосновать цели развития страны. Опыт Западной Германии (после 1948 г.) и новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии показывает важность вдохновляющей идеи для экономического прорыва.

Национальная идея также может играть важную роль в процессе обретения российским обществом национальной идентичности, являясь одним из его существенных элементов. Она способна преодолеть ценностное разделение в российском обществе, внести свой вклад в его консолидацию и превратить население России в гражданскую нацию. Наконец, русская национальная идея может положительно повлиять на имидж нашей страны за рубежом.


Самобытность каждого отдельного этноса весьма уникальна. Не является исключением и российский народ, который может похвастаться не только самобытной культурой, но и потрясающе глубокой и богатой историей. В один прекрасный момент все наши богатства были объединены в так называемую русскую идею. Это термин, характеризующий нас как этнос, который имеет свои традиции и историю. Что же, давайте разберемся с данным понятием и всеми его нюансами подробнее.

Общее определение

Итак, в общепринятом смысле, русская идея - это совокупность определений, которые выражают особенности исторического образования и особенное призвание нашего народа. Этот термин имеет глубокий философский смысл, а если говорить более точно, является основой философии отечественной народности. Русская национальная идея также играет роль своеобразной призмы, через которую видят мир наши писатели, поэты, художники и мыслители.

Важно понимать, что этот термин появился в обиходе вовсе не в качестве строгого постулата или догмы. Русская идея - это, скорее, метафора или некий символ, который стал отображением всего, что связано с нашей народностью в мировом контексте на протяжении веков.

Истоки зарождения термина

Первые весьма завуалированные и размытые упоминания об идеях русского народа зародились в трудах монаха Фиолефея в 16-м столетии. Он стал автором знаменитейшей концепции "Москва - третий Рим", которая обсуждается в обществе до сих пор. Говоря кратко, Филофей присудил столь громкое звание княжеству Московскому в период его процветания, а именно с момента начала правления Иоанна III. Всех князей, которые занимали свою верховную должность, сторонники концепта считали наследниками византийских и римских императоров. Отметим также, что, согласно трудам монаха, все идеи русской культуры на тот момент возвышались над идеями остальных существующих народностей. Так из Московского княжества хотели сделать сверх-государство, популяризовав всю его атрибутику и наследие обычного, простого народа.

у истоков русской идеи

Нужно сказать, что такое радикальное развитие русской идеи стало хорошим оплотом для формирования дальнейшего народного самосознания. Период существования Московского княжества также называют "Золотым веком русской святости", так как именно тогда религия в нашей стране достигла своего пика, а с ней тесно была переплетена культурная жизнь. Все это сформировало так называемый русский каталог идей, в основе которых лежала религия.

Предпосылки Чаадаева

История русской идеи продолжилась только три века спустя. Народ стоял на пороге чего-то нового, каждый чувствовал, что былой, привычный ритм жизни нужно менять. После эпохального восстания декабристов в 1825 году ключевые вопросы русской национальной идеи снова поднял Петр Чаадаев в своих знаменитых "Философских записках". Он первый решил не просто описать, так сказать, в двух измерениях сущность и особенности нашего народа, а задумался о его предназначении и призвании. Важным моментом является то, что Чаадаев оценивал обособленность русского народа от всех остальных исключительно в негативном ключе. Однако со временем он понял, что истинная русская идея - это ни хорошо, ни плохо, это нужно принимать как данность и пытаться всячески понять свою самобытность. Для ясности можно процитировать его краткое высказывание, которое было опубликовано в журнале "Телескоп" в 1836 году: "Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку. Мы - народ исключительный".

Относительно самого Чаадаева можно сказать следующее. Он был под постоянным прицелом у царской полиции, так как своими антимонархичными трудами и весьма дерзкими рассуждениями изрядно злил на тот момент правящего Николая Первого. Несмотря на все это, его эссе публиковались в журналах и выпускались в качестве мемуаров; широкие массы людей имели возможность ознакомиться с суждениями столь свободно мыслящего автора. Именно благодаря Чаадаеву, можно сказать, появилась русская идея в России, так как люди начали один за другим задумываться о том, кто они в этом мире, что им предначертано и как им жить дальше.

Дальнейшее развитие

Вскорости появилась русская идея и в русской литературе. Впервые употребил этот термин "душа" всех отечественных писателей - Федор Достоевский, который уж точно знал, какова наша страна и ее народ на самом деле. Гениальному автору принадлежат следующие слова, написанные им в 1861 году: "Мы предугадываем, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях".

Конечно же, Достоевский не формирует четкого определения данному термину, а преподносит его в контексте, как бы ссылаясь на эти слова как на само собой разумеющееся. Но именно в творениях этого автора мы видим наше бытие, наших людей, их обычаи и нравы такими, какие они есть на самом деле. В романах Достоевского четко сформулирована русская идея 19 века, которая, как оказалось в дальнейшем, является не только символом того времени, а вечным знаменем России.

Наши за рубежом

В 1888 году Европа, а впоследствии и весь мир впервые узнали о том, что это такое и что вообще существует русская идея. Соловьев Владимир - отечественный публицист, философ, мыслитель и поэт опубликовал статью, которая так и называлась - "Русская идея". Свои соображения на этот счет он преподнес через призму религии, опять-таки подняв вопрос о предназначении наших людей. Вот одна из ключевых цитат этого автора: "Национальная идея - это не то, что нация думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности".

Именно "Русская идея" Соловьева стала причиной межнациональных дискуссий на данную тематику. На международном уровне, в сообществе мыслителей и философов, стали подниматься вопросы о том, насколько непосредственно российская культура и история повлияли на развитие Запада и Востока. А также в какой степени наша народность смогла впитать традиции иных этносов, которые стали оплотом для создания чего-то нового.

Владимир Соловьев

Сам Владимир Соловьев определяет развитие русской идеи по трем простым принципам:

  • Принцип первый - центростремительный, подавляющий всякое разнообразие. Эта черта заимствована у Востока.
  • Второй принцип - центробежный, который дает свободу индивидуализму, эгоизму и анархии. Черта заимствована у Запада.
  • Третий принцип - славянство как носитель двух предыдущих крайностей, как "губка", которая впитала от Запада и Востока только самое лучшее и синтезировала это в нечто новое.

По мнению мыслителя, именно Россия должна заложить основы всемирной теократии, основанной на принципах, описанных выше.

Последователи данной концепции

Наступление нового, ХХ столетия, для России стало фатальным периодом в истории. Революция, две войны, постоянный голод и дефицит не дали возможности мыслителям в полной мере раскрыть свой потенциал и донести до измученного народа те самые светлые мысли. Тем не менее в 1946 году в свет выходит книга Николая Бердяева "Русская идея". Его можно назвать единственным в своем роде последователем Соловьева, который мудро и с учетом нового времени представил миру консенсус бытия российского народа и его предназначение.

Книга предоставляет читателю возможность взглянуть на "русскую идею" через призму истории и религии. Исходя из своих исследований, автор делает следующие выводы, которые можно назвать краткой рецензией к его сочинению: "Природа русского народа очень поляризованная. Ей свойственно как смирение и отречение, так и бунт, который требует справедливости. Есть место состраданию и жалости, но наряду с ними идет жестокость. Русским людям свойственна любовь к свободе, но они склонны к рабству. Но самое главное - у русского человека есть особая любовь к земле, и сама земля у него иная, нежели на Западе. Ему чужда мистика крови или этноса, но присуща мистика земли".

Николай Бердяев

Суть труда Бердяева

Русская идея для данного автора, как и для его предшественника Соловьева, является вопросом глобальным. Бердяев раскрывает его через Бога и религию, но при этом делает также огромную ставку на самосознание российских людей. Автор утверждает, что народ русский не любит того устройства, которое свойственно этому миру, и всячески его отвергает. А устремлен он к созданию некого Града Грядущего, Нового Иерусалима, который сплотит все расы, объединит людей всей планеты и станет воплощением Духа Святаго. Все это и есть тот самый замысел Божий, то самое предназначение и идея, которую несет в себе русский народ и земля, на которой он живет. Именно Россия, находясь одновременно и на Западе, и на Востоке, сможет стать вратами в новую эру и в новый мир.

Мнения других философов

Развернуто, в виде труда или книги, или же кратко о русской идее высказывались многие отечественные мыслители. Среди них особого внимания заслуживают слова Ивана Ильина, который был яростным противником Советской власти и полагал, что этот режим правления подавляет суть и предназначение русского народа. Стоит отметить, что, в отличие от Соловьева и Бердяева, Ильин не предлагает рассматривать все аспекты бытия и культуры, а формирует образ народного единства, выбирая лишь самое светлое и самое лучшее из того, что ему присуще. Высказывания этого философа можно процитировать: "Русская идея - это то, что уже нашему народу присуще, то, в чем он прав пред лицом Божьим и то, чем он самобытен и выделяется среди других народностей. Вместе с тем это указывает на нашу историческую задачу и предначертанный путь. Это все то, что нам нужно перенимать у предков и передавать своим детям, то, что нужно растить и развивать во всех сферах бытия - в культуре, повседневной жизни, религии, искусстве и законах. Русская идея - это нечто живое, простое и творческое. Она воплотила в себе самые знаменательные времена для нашей страны, нашла свое отображение в самых знатных людях и их не менее весомых поступках".

характерные черты русского народа

Выводим общую философскую формулу термина

На фоне всего вышесказанного можно сформулировать так называемый каталог идей на русском языке, о русском народе и о русской земле, который берет свое начало у истоков формирования государства и заканчивается новейшим временем. Какие же именно аспекты включила в себя русская идея?

  • Любовь к Родине, которая идет рука об руку с патриотизмом.
  • Историческая миссия государства Российского и его предназначение. Возрождение понятия "Москва - Третий Рим", а также утверждение о том, что русский народ - это мессия.
  • Особенности исторического пути России, пересечение с другими культурами и народностями и синтез традиций.
  • Специфика бытия российского народа или, как говорится, "русская душа".
  • Ценности, которые присущи этой "душе", национальные и общечеловеческие.
  • Роль государства и интеллигенции в формировании основ бытия.

Получается, что русская идея - это неразрывный круг, который включает в себя все аспекты из жизни нашей страны. Начинается он у подножия, то есть в быту и повседневной жизни любого простого человека. А заканчивается в правящей верхушке и приближенным к ней. Именно взаимоотношения этих двух, так сказать, прослоек, а также нить религии, которой пронизана вся история народа, формируют то самое самосознание и место, которое Россия занимает в мире.

Русское самосознание и его особенности

Очень важную роль в становлении идеи какого-либо этноса и его культуры играет самосознание каждого отдельно взятого человека. Как ни крути, каким бы особым и уникальным ни был человек как личность, он обитает в социуме, следовательно, в большей степени следует стереотипам и суждениям, присущим этому обществу. Именно по этим критериям иные, отличные от нашего, этносы и общины (или же нации) идентифицируют нас и определяют среди многих других. Каковы же особенности самосознания русского? Что для нас характерно?

  • Мистицизм. Им буквально пропитана вся наша история и быт. Основой для зарождения мистицизма стали учения святого Григория Паламы (исихазм), которые появились в поздневизантийский период. Основными идеями труда стали: познание внечувственного мира, умная молитва, возможность восприятия энергии Бога, молчальничество и т. д. Все это еще в те далекие времена тесно переплелось с так называемыми "русскими исканиями" и нашло отражение в религии и в быту. Нужно сказать, что позднее все эти азы религии синтезировались с такими понятиями, как "рацио" и "чувства". Скорее всего, именно поэтому духовная жизнь русского народа более едина и целостна, нежели на Западе.
  • Историзм. Самым главным козырем русского народа, скорее всего, является его история. Причем такая черта была ему присуща не только в недавние годы, но и в весьма далекие времена. История, в свою очередь, тесно переплетается опять-таки с религией, и эти два понятия формируют уже новую философию, которая становится зеркалом народа. Самым ярким примером историко-сакральной мысли является идея соборности.
  • Эстетизм. Проявляется он уже в более светских сферах бытия, таких как искусство, философия, мораль. Самые яркие примеры проявления русской идеи в искусстве мы уже кратко затронули. Это труды Федора Михайловича Достоевского, поэмы и рассказы других авторов, а также статьи и труды мыслителей.

русская идея в соборности России

Глобальный смысл понятия

Нынешнее время характеризуется как эпоха глобализма. По этой причине русская идея именно сейчас может стать смыслоообразующим компонентом. Иными словами, за счет становления уникальной, самобытной и очень многогранной концепции российского народа духовно может обогатиться вся планета, что приведет к единству народа во всем мире. Почему именно за счет одного-единственного государства - России? Следует воззреть в корень идеи этой страны:

  • В первую очередь просматривается приоритет единства всего мира.
  • Ценности, которыми превалирует русская идея, общепринятые. Это свобода, справедливость, братство, терпимость, солидарность, отсутствие насилия и т. д.

Дело в том, что духовные приоритеты любого другого государства или этноса на данный момент сильно расчленены. Люди сосредоточены на своих, автономных, можно так сказать, догмах, убеждениях и истинах, которые чаще всего идут вразрез со многими другими доводами. Российская же культура, которая на протяжении веков тесно переплеталась с религией и духовностью, стала единой субстанцией. Более того, она впитала в себя истоки различных других культур, что в большей степени обогатило ее и сделало многогранной. Именно поэтому как ранее, так и сейчас считается, что именно русская идея - это тот самый постулат единства, который откроет дверь в нечто новое для всего мира, а не только для своей страны.

Как с этим связана геополитика?

Некоторыми философами, в частности А. Л. Яновым, была выдвинута следующая мысль. Если русский народ рассматривается как некая мессия для всего мира, и рассматривается он в таком контексте относительно политических границ государства, то это чистой воды шовинизм. Однако данное суждение не стало переломным в истории русской идеи. Многие другие мыслители, опираясь не только на свои труды, но и на наработки своих предшественников, указали на тот факт, что данным термином определяются отнюдь не отношения народа с государством. Это понятие более глубокое, которое охватывает целый спектр жизнедеятельности, становления народности, его обычаев и традиций, а также формирование народных прослоек.

русская идея и современность

Русская идея в современном контексте

Если рассматривать все через призму культуры, философии и нравственности, то не только современная Россия, но и весь мир, который мы можем увидеть сегодня, стоит на краю пропасти. Утеряны важнейшие духовные ценности, нет единства веры, приверженности чему-либо, рассыпаются на глазах традиции и культурное наследие. В таких условиях именно русская идея обретает особый смысл и становится крайне важной для понимания. Если люди вовремя "очнутся" и обратят свои взоры на ту самую идею единства, гармонии и процветания, то человечество сможет открыть новые двери, перейти в новую эру, стать на порядок выше, умнее, духовнее и богаче. Как мы видим сами, пока что эти глубокие и крайне мудрые мысли если и прорываются в "грешный" мир, то конкурируют там с сотнями сопротивлений. Возможно, в ближайшем будущем люди смогут найти в себе силы возродить народное единство и вспомнить, каковой была история их народа и чему может научить культура.

Специфика русской философии

Ну а теперь пришло время изложить основные идеи русской философии, по которым живет народ и, опираясь на которые, создавали свои знаменитые труды мыслители и философы.

Русская идея - это

Недостатки русской философии

Идея, призывающая объединить людей всего мира под одним знаменем, которой чужды насилие, страх и ненависть, конечно же, звучит очень привлекательно и многообещающе. Однако у нее, увы, нашлись недостатки, из-за которых она до сих пор не может в полной мере раскрыться. Как же можно охарактеризовать минусы русской идеи или философии?

  • Отсутствие систематики. Все понятия весьма размыты, в них нет точности. Они имеют колоссальную философскую нагрузку, но далеко не всегда применимы на практике.
  • Недоработанность. Философы, о которых мы говорили выше, смели лишь изложить свои мысли на бумаге, предоставить людям духовную пищу для рассуждений. Но они не сформировали все это в единый постулат, коим можно было бы руководствоваться.
  • Недооценка рационалистичных конструкций. Вся суть русской идеи сводится к духовности и религии. Но в ходе этих размышлений мы забываем, что реальный мир совсем иной и живет, скорее, по "западным" правилам, нежели по законам единства и дружбы.

Русская идея, несомненно, нуждается в доработках, но ее суть - это тот самый стержень, за который необходимо держаться каждому, кто заинтересован в том, чтобы наш мир стал лучше, светлее и добрее.

Подведение итогов

Все сказанное выше можно считать своего рода каталогом всемирных идей на русском языке. А можно охарактеризовать как размышления группы единомышленников, которые далеки от реальности. Но в любом случае стоит признать, что русская идея - это нечто гениальное, что имеет отголоски не только в народе, его религии и истории, а в самом бытии, природе и людях, которые живут с ней рука об руку, в творениях этих людей и их поступках, в истории, которую они создают прямо сейчас. Для русского человека, как утверждают философы, единственный путь к свету - это Бог, но, для того чтобы достичь просветления, нужно искренне хотеть стать частичкой Бога, а не просто слепо следовать инструкциям.

Читайте также: