Проблемы управления мегаполисом доклад

Обновлено: 17.05.2024

Туленкова, Л. И. Механизм управления развитием мегаполиса / Л. И. Туленкова. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – 12. – С. 183-185.

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МЕГАПОЛИСА

Л.И. Туленкова , аспирант

Башкирский государственный у ниверситет

Ключевые слова: механизм, управление, функции, принципы, мегаполис .

Механизм управления мегаполисом должен иметь определенную структуру управления. Достаточно емко описывает структуру управления профессор Лог и нов М. , в качестве составных частей он выделяет следующие составляющие [3] :

– управленческие, которые обеспеч и вают проведение необходимых исследов а ний, методическое обеспечение функци о нирования механизма управления; анализ и выбор доступных ресурсов; постановку целей и задач, выбор инструментария для достижения требуемого результата .

– нормативное и ресурсное обеспечение механизма управления; анализ, монит о ринг и контроль, внесение изменений в деятельность механизма управления; управления рисками.

– инструментарий механизма управл е ния, который включает методы, алгори т мы, мероприятия, проекты, программы, портфели проектов, технологии, процессы для достижения поставленных целей и з а дач; организационное, методическое, р е сурсное, обеспечение выбранных инстр у ментов.

– информационны е – обеспечивают прямые и обратные связи в механизме управления между его элементами, ст е пень развития связей зависит от испол ь зуемого инструментария. -р есурсные – представляют необходимые ресурсы, как элементам механизма управления, так и его инструментарию.

– объект управления – результат изм е нения существующего объекта или вновь созданный объект.

По мнению автора, структур у механи з ма управления развитием мегаполиса можно представить в виде рисунка.


Рис. 1. Структура механизма управления развитием мегаполиса

С труктура механизма управления ра з витием мегаполиса должна соответств о вать его специфике, учитывать уровень социально-экономического и инновацио н ного развития. При этом вариант реализ а ции механизма управления зависит от ц е лей и принципов управления, имеющихся ресурсов, выбранного инструментария, а также взаимодействия субъектов управл е ния.

Цели должны подкрепляется принц и пами управления: целостности, устойчив о сти, безопасности, управляемости, наде ж ности, эффективности и ответственности.

Органы управления мегаполисом явл я ются субъектами управления и выполн я ют общепринятые теорией управления функции: планирования, организации, м о тивации и контроля. Однако , проявление дан ных функций имеют специфический характер.

Говоря о функции планирования нео б ходимо сказать, что именно в мегаполисе формируются ключевые планы развития страны, региона и города в целом: фина н совый план (бюджет), стратегические пл а ны, краткосрочные планы развития.

Функция организации проявляется в том, что мегаполис выступает единым п о лем для взаимодействия органов власти, бизнеса и населения. Функционирование в мег аполисе законодательных органов вл а сти способствует появлению законов и их институциональному закреплению.

Функция мотивации формируется бл а годаря развитости материальной и немат е риальной сферы мегаполиса, что обесп е чивает привлекательность территории для населения.

Функция контроля мегаполиса проявл я ется в концентрации ведущих контрол ь ных органов страны на одной территории: надзорных служб, инспекций , комиссий, прокуратур, палат, которые способствуют на предупреждение, выявление и пресеч е ние нарушений требований законодател ь ства, в процессе которого могут прим е няться меры государственного принужд е ния [4] .

Ф ункции управления реализуются при помощи инструментария: финансового (налоговые кредиты, ускоренная аморт и зация, повышающие коэффициенты, нал о говые каникулы, гранты, процентные ставки) , институционального (законы, программы, стратегии, программы, пл а ны), организационно-экономического ( созда ние туристско-рекреационных зон, кластеризация, создание бизнес-инкубаторов , создание технопарков, ма р кетинг.

В настоящее время в мегаполисах н а шей страны проводится активна я работа по созданию социально- экономической стратегии развития на долгосрочный п е риод (до 2030 г.). Разработка и реализация стратегий развития городов являются н е отъемлемыми механизмами успешного управления, в связи с тем, что совреме н ный город должен обеспечить условия, способствующие его переходу на иннов а ционный путь развития.

Таким образом, можно сказать, что м е ханизм управления мегаполисом –э то с о вокупность целей , принципов, субъектов , функций , а также инструментария упра в ления. Только в едином комплексе пре д ставленные элементы обеспечат эффе к тивное управление, что будет способств о вать повышению качества и уровня жизни населения.

2. Косовских Е.А., Трифонов Ю.В. Функциональная модель организационно- экономического механизма управления региональной инвестиционной деятельностью // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2008. – № 3. – С. 183-185 .

3. Логинов М. Экономические механизмы : сущность, классификация, кибернетич е ский подход // Пробле мы теории и практики управления . – 2015. – №9. – С. 94-102 .

4. Новосельцева А.С. Ключевые функции мегаполисов в глобальной эконом ике: си с темность исследования // Вестник Волгоградского государственного университета. С е рия 9: Исследования молодых ученых . – 2011. – №9. – С . 71-77 .

MECHANISM OF DEVELOPMENT OF MEGAPOLIS

L.I. Tulenkova , graduate student

Bashkir state university

1 Бажинов В.А., Агафонова М.С. . Cовременные тенденции региональной интеграции: проблемы и преимущества // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 4. - С. 133a.

Проблемы больших городов состоят не только в огромном количестве жителей. За последние десять лет в крупных городах России, и особенно в мегаполисах (Москве, Санкт-Петербурге), произошла коренная ломка структуры экономики, вызванная осуществлением рыночных реформ. Возникла совокупность проблем в жизнедеятельности городов.

Оценка систем управления крупными городами, которая была проведена на Всемирном форуме в Стамбуле по проблемам городов, показала, что из 2300 крупнейших и крупных городов мира лишь в 22 налажено управление, которое отвечает современным требованиям. В это число не вошел ни один город России.

Современные условия управления крупнейшими городами требуют не только творчества, инициативы, предприимчивости, но и умения проводить многовариантные оценки при выборе оптимальных решений на основе рассмотрения альтернативных вариантов развития с целью повышения доходов и занятости населения за счет обеспечения экономического роста, улучшения условий жизни и повышения эффективности расходов бюджета города.

В итоге получается, что сложившаяся система управления российским мегаполисом не отвечает современным требованиям. В этих условиях система управления мегаполисом требует совершенствования с учетом мировых тенденций.

Эффективное решение социальных, экономических и экологических проблем жизнедеятельности и развития мегаполиса в условиях рынка будет достигнуто при обязательном создании рациональной системы управления им, отвечающей современным требованиям. Состояние системы управления мегаполисом в настоящее время лишь частично соответствует современным требованиям. В условиях экономического кризиса крупнейшие города как конкуренты с другими городами и регионами должны переходить на новые методы управления, главным из которых является стратегическое планирование развития мегаполиса.

Одним из крупнейших явлений уходящего XX века стали мегаполисы. Если в начале века число городов с населением более одного миллиона жителей можно было пересчитать по пальцам, то к концу века даже трудно оценить их количество. При этом мегаполис — не просто большой город. Невиданная в других городах концентрация людей и ресурсов вызывает проблемы, которые часто невозможно представить в малых городах

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1.Мегаполис как ступень(стадия) развития процесса урбанизации….4
2.социальные проблемы мегаполисов………………………………….15
3.Социальные проблемы современного московского региона……….20
Заключение………………………………………………………………28
Литература……………………………………………………………….29

Содержимое работы - 1 файл

реферат социология.doc

1.Мегаполис как ступень(стадия) развития процесса урбанизации….4

2.социальные проблемы мегаполисов………………………… ……….15

3.Социальные проблемы современного московского региона……….20

Одним из крупнейших явлений уходящего XX века стали мегаполисы. Если в начале века число городов с населением более одного миллиона жителей можно было пересчитать по пальцам, то к концу века даже трудно оценить их количество. При этом мегаполис — не просто большой город. Невиданная в других городах концентрация людей и ресурсов вызывает проблемы, которые часто невозможно представить в малых городах. Разумно предположить, что города будут расти и дальше, и Москва — не исключение. В данном реферате рассматриваются основные социальные проблемы мегаполисов и современного московского региона , а также пути их решения.

Конечно, невозможно осветить все имеющиеся проблемы, так что будут рассмотрены наиболее актуальные вопросы.

1.Мегаполис как ступень(стадия) развития процесса урбанизации.

Урбаниза́ция (от лат. urbanus — городской) — процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпосылки урбанизации — рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.). Процесс, обратный урбанизации, называется рурализацией.

Процесс урбанизации идёт за счёт:

-естественного прироста городского населения;

-преобразования сельских населённых пунктов в городские;

-формирования широких пригородных зон;

-миграции из сельской местности в городскую.

В литературе понятие “мегаполис” часто называют агломерацией, так как эти понятия идентичны. В настоящее время под Московской агломерацией в более широком масштабе подразумевается не только Москва с непосредственно примыкающими к ней населёнными пунктами, а Москва с двумя пригородными поясами и вся Московская область (столичный регион) с третим поясом.

В России насчитывается 22 агломерации-миллионера, которые возглавляются как городами-миллионерами , так и городами, не достигшими такого статуса. 1

Агломерации-миллионеры.

урбанизированное/ субурбанизированное- тяготеющее,тыс. чел(2010)

Московская агломерация.

В Московскую агломерацию с населением по разным оценкам от 14,7 до 17,3 млн человек входит более 50 городов, в том числе 14 с населением свыше 100 тыс. человек. Площадь Москвы и её пригородной зоны в радиусе 60-70 км — 13,6 тыс. кв. км.

Санкт-Петербургская агломерация.

Санкт-Петербургская агломерация — моноцентрическая городская агломерация, сформировавшаяся вокруг второго в России города-мультимиллионера Санкт-Петербурга. В её состав входит вся территория города федерального значения Санкт-Петербург и часть территории Ленинградской области. Ориентировочно агломерация простирается на 50 км от центра Санкт-Петербурга.

Численность населения Санкт-Петербургской агломерации по разным оценкам составляет примерно 5,4-6,2 млн человек, площадь территории — примерно 11,6 тысяч км².

Самарско-тольяттинская агломерация.

Третья по размеру в России, Самарско-Тольяттинская полицентрическая агломерация-конурбация (СТА) в населением более 2,5 млн.чел включает в себя города Самара, Тольятти и ряд значительно меньших городов и прочих поселений.

Является одним из наиболее значимых межрегиональных центров социально- экономического развития и притяжения для Поволжья, Южного Предуралья и северного Казахстана.

Всем критериям агломерации удовлетворяет эта же совокупность поселений за исключением Сызрани и округи, имеющая численность населения около 2,3 млн.чел.Уникальность агломерации в том, что она единственная двухъядерная среди крупнейших в стране агломераций, в которой оба ядра входят в категорию крупнейших городов (более 0,5 млн.).В постсоветскую эпоху первое ядро испытывало значительную депопуляцию, но более молодое по населению второе ядро — практически нет. В период 2006—2010 годов тенденция депопулиции самарского ядра значительно притормозилась, второе ядро по прежнуму показывает прирост показателя численности населения.

Екатеринбургская агломерация.

Четвёртая в стране, более чем 2-миллионная, Екатеринбургская агломерация является наиболее значимым межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения для большого макрорегиона Урал, но не единственным, так как там есть ещё миллионные агломерации Челябинска и Перми на Урале и Уфы между Уралом и Поволжьем. Местными властями планируется присоединить к городу-ядру как минимум один из городов-спутников из агломерации (Верхняя Пышма). 3

Нижегородская агломерация.

Ростовская агломерация.

Новосибирская агломерация.

Казанская агломерация.

Волгоградская агломерация.

1,4-1,5-миллионная агломерация Волгограда характеризуется значительной долей второго города в агломерации (Волжский). Является в некоторой мере одним из межрегиональных центров социально-экономического развития Поволжья, где есть и другие миллионные агломерации и города (в том числе Саратов, Самара, Казань и Нижний Новгород). В то же время часто отмечают отставание в развитии Волгоградской области, для которой Волгоградская агломерация является ключевой, от соседних регионов.В 2010 г. Волгоград в очередной раз введён в число городов-миллионеров за счёт административных преобразований (включения в черту города 25 населённых пунктов).

Гост

ГОСТ

Проблема инфраструктуры мегаполисов

Социальные проблемы современных мегаполисов это комплекс трудностей в развитии муниципальных образований. На ликвидацию этих сложностей направлены действия органов муниципального управления и населения. Если вовремя не выявить и не устранить социальные проблемы мегаполиса, то повышаются риски развития кризисной ситуации.

Современные городские пространства очень быстро растут и развиваются, и это приводит не только к позитивным, но и к некоторым негативным последствиям. Причем проблемы возникают в разных сферах и направлениях человеческой жизни. Например – проблема транспортного обслуживания и обеспечения городского населения транспортной инфраструктурой. Еще одна социальная проблема, которая затрагивает экономическую сферу – растущий уровень безработицы. Для того, чтобы выявить проблемы и определить механизмы их разрешения, исследователи и специалисты пользуются инструментами диагностики. Самый главный из них – изучение общественного мнения жителей муниципальных образований, которые могут объективно оценивать все проблемы и предлагать варианты их решения.

К мнению жителей следует прислушиваться очень внимательно, поскольку государство и власти должно реализовывать свою деятельность во благо народа, и для этого необходимо постоянно мониторить общественное мнение и делать все возможное, чтобы уровень удовлетворенности горожан условиями их жизни регулярно возрастал. Чаще всего в ходе исследований специалисты выявляют проблемы инфраструктуры, заключающиеся в том, что муниципальные образования городского типа (мегаполисы и крупные города) не обеспечены достаточным количеством значимых для общественной жизни учреждений:

  • культуры;
  • искусства;
  • здравоохранения;
  • спорта;
  • образования.

В результате такого недостатка население сталкивается с невозможностью в полном объеме получать необходимые ему услуги. Это ведет к тому, что гражданам приходится или полностью отказываться от потребления данных услуг, или стремиться к их потреблению, но уже на территории других городских образований или даже государств. Такой естественный отток населения ведет к тому, что уезжают талантливые люди – ученые, общественные деятели, которые более не видят смысла в том, чтобы продолжать реализовывать свою деятельность в плохих условиях.

Готовые работы на аналогичную тему

Решение проблемы требует существенных затрат. Комплексное развитие мегаполисов требует больших вложений и длительного времени, но является необходимым и перспективным направлением. Социальное и экономическое развитие мегаполиса привлекает в него граждан, им хочется жить в этом городе, работать в нем, отдыхать и реализовываться. Непривлекательные условия отталкивают человека, что приводит к тому, что он покидает город. К решению проблемы следует привлекать региональные и федеральные власти. Финансирование решения обусловлено поступлением средств из бюджетов высшего уровня. Инициативой отдельных общественных объединений и социальных групп исполнение невозможно.

Транспортная и социальная проблема больших городов

Транспорт является важнейшим инфраструктурным элементом жизни в мегаполисе. Часто люди сталкиваются с проблемой: как добраться до нужного пункта, если транспорт недоступен, а дороги постоянно заняты пробками. Значение транспорта трудно переоценить, ведь он обеспечивает перемещение населения от дома до работы и обратно, а также создает удовлетворительные условия для реализации человека и его социальные потребностей.

Транспортное обслуживание должно быть доступно любым категориям граждан, однако люди с низкими доходами не могут позволить себе личный автомобиль. Наиболее распространенные проблемы в транспортном обслуживании, можно объединить в несколько категорий:

  1. недостаток городского транспорта, из-за чего сложно обслужить весь существуют пассажиропоток;
  2. перегруженность дорожной сети личным транспортом – появляются проблемы с перемещением по городу, пробки и заторы;
  3. низкий уровень развития транспортной сети, некачественные развязки, плохое дорожное покрытие;
  4. высокая стоимость транспортных услуг, которая регулярно меняется вместе с тарифами.

Решение проблем состоит в выделении полос для общественного транспорта, совершенствовании транспортной сети и предоставлении дотаций на оплату транспортных услуг.

Безработица – это одна из самых серьезных социальных проблем мегаполисов. В советские времена сложилось много производств, но со временем они закрылись или разорились. На протяжении длительного времени предприятия обеспечивали население работой, но в дальнейшем или утратили свою статусность, или стали полностью устаревшими. Население все чаще стало выбирать неконструктивные способы, которые могут помочь выйти из ситуации безработицы, но совершенно не снижают ее уровень. К их числу относятся: получение пособий по безработице, переезд и смена места жительства, работа в теневом секторе, где уровень зарплаты на порядок ниже и не может покрыть все потребности человека.

Наиболее логичный и конструктивный способ решения проблемы безработицы – формирование механизмов, которые обеспечат самозанятость. Городское население должно предпринимать самостоятельные меры для решения проблемы, а человек должен быть заинтересован в трудоустройстве, повышении квалификации и самореализации в профессиональной сфере. Государство и власти работают над решением проблемы, обеспечивая начинающих предпринимателей государственной поддержкой. Основное звено – это службы занятости. Проблемы решаются постепенно, поскольку на их разрешение требуется немало ресурсов, в частности материальных. Но перспективы у мегаполисов в этом плане – широкие.

Читайте также: