Гипотеза исследования виды и функции гипотез требования к гипотезам доклад

Обновлено: 15.05.2024

1. Эмпирическое обобщение. Это такое обобщение фактов, которое охватывает явление целиком. Эмпирическое обобщение строго опирается на факты, не выходя за их пределы на гипотезы. [Можно заметить только частности.]

2. Учение. Это систематическая форма существования научной идеи в которой содержание данной предметной области выражается теоретическим, эмпирическим и мировоззренческим аспектами научного знания.

3. Научная теория (см. Тема11.).

4. Метатеория (общие теории и научные картины мира).

Тема 9. Научная гипотеза

Вопросы:

1. Понятие научной гипотезы

2. Основные требования к научной гипотезе

3. Виды научных гипотез

4. Функции гипотез

1. Понятие научной гипотезы

2. Основные требования к научной гипотезе

Чтобы стать научной, а не произвольной догадкой гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям:

1. Синтаксической правильности построения и семантической осмысленности её языковых утверждений или высказываний;

2. Адекватности и обоснованности, то есть в своих рамках объяснять максимально возможный круг явлений и по возможности не противоречить установленным ранее фактам и научным положениям;

3. Принципиальной проверяемости, то есть следствие научной гипотезы или её следствие должны вообще давать возможность опытной проверки необязательной сейчас, на данном уровне развития науки;

4. Широты, то есть она должна быть применима не только к своему кругу явлений, для которого она выдвигалась, но и захватывать другие связи;

5. Простоты, то есть способности её единого основания объяснить широкий круг явлений, не прибегая к искусственным построениям и дополнительным гипотезам;

6. Момент истинности и достоверности, то есть её предположения (посылки) должны опираться на некоторую совокупность достоверных знаний.

3. Виды научных гипотез

Научные гипотезы подразделяют:

1. По характеру зрелости гипотетических знаний:

2. По происхождению они связаны с аналогией, индукцией дедукцией и другими методами.

3. По уровню знания:

a) эмпирические научные гипотезы содержат в себе только термины наблюдения. Обобщают, как правило, некоторые черты явлений и возникают на основе индукции;

b) теоретические. Содержат в своём составе теоретические термины или смешанные.

4. По степени проникновения в сущность наблюдаемых явлений

a) описательные, они фиксируют внешнее поведение систем;

b) объяснительные – формулируют законы поведения систем, Вскрывают механизмы наблюдаемых явлений.

4. Функции гипотез

2. Функция рабочих гипотез, то есть упрощённых допущений, позволяет перейти от идеальных объектов теории к опыту.

3. Ориентировки в исследовании, придания ему направленного характера.

4. Интерпретация (разъяснения) эмпирических данных или других научных гипотез.

5. Защиты других научных гипотез от конкурирующих теорий или каких-нибудь противоречащих опытных данных.

Таким образом, научная гипотеза–это неустранимый элемент науки и развитие знания в принципе не возможно без предположений, выходящих за рамки данного опыта.

Тема 10. Научный закон

Вопросы:

1. Отношение, связь, закон

2. Сущность и структура научного закона

3. Типология научного закона (классификация)

1. Отношение, связь, закон

Философским основанием понимания закона является концепция материального единства мира, позволяющая утверждать, что мир–не хаос, а системы материальных явлений, различной степени общности, которая находится в определённых связях и отношениях.

Отношения–это взаимозависимость явлений, при этом выделяют три вида отношений: изолированность, связь и взаимосвязь.

Изолированность–это отношение при котором существование и изменение одного объекта, не обуславливает изменение и существование другого. Если наличие или изменение одного объекта является условием наличия другого, то говорят об отношении связи. Соответственно взаимообусловленность существования объектов определяет взаимосвязь.

Взаимосвязь подчёркивает статику, момент устойчивого отношения. Динамику, изменчивость отражает категория взаимодействия.

Взаимодействие–это такой вид связи объектов, который сопровождается процессами их взаимного воздействия, изменения и взаимоперехода. Если изменение систем носит циклический и количественный характер (без изменения качества), то можно говорить о связях функционирования.

Качественные изменения систем свидетельствуют о связях развития. [Не путать развитие с прогрессом.]

3) По степени обоснованности: • Первичные • Вторичные.

Требования к гипотезам :

1. Целенаправленность – обеспечивающая объяснение всех фактов, характеризующих решаемую проблему.

2. Релевантность – опора на факты, обеспечивающая допустимость признания гипотезы, как в науке, так и на практике.

3. Прогностичность – обеспечивающая прогнозирование результатов исследования.

4. Проверяемость – позволяет принципиальную возможность проверки гипотезы, эмпирическим путем, на основе наблюдения или эксперимента. Это должно обеспечить или опровержение гипотезы или подтверждение.

5. Непротиворечивость – достигаемая логической согласованностью всех структурных компонентов гипотезы.

6. Совместимость – обеспечивающая связь выдвигаемых предположений с существующими научно-теоретическими и практическими знаниями.

7. Потенциальность – включает возможности использования гипотезы по количеству и качеству сделанных выводов и следствий.

8. Простота – основывающаяся на системности и большом числе содержащихся в гипотезе исходных посылок для получения выводов и следствий, а так же на достаточно большом числе объясняемых ею фактов.

Формирование и развитие гипотезы включает в себя :

1) Подготовительный этап

2) Формирующий этап

3) Экспериментальный этап

После разработки гипотезы формируется концепция исследования – это система основополагающих взглядов, идей и принципов исследования, т. е. общий его замысел (идея).

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования – это тот научный результат, который должен быть получен в итоге всего исследования.

Следует отметить, что цель исследования некоторые ученые рекомендуют расположить после проблемы исследования, т. е. перед объектом и предметом, а некоторые – после объекта и предмета. Здесь выбор за научным руководителем.

После определения объекта, предмета и цели исследования выдвигается его гипотеза. Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска и является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:

- гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;

- она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Формулируя гипотезу, исследователь должен строить предположение о том, каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы.

Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Гипотеза обязательно выдвигается в исследованиях, предполагающих педагогический эксперимент, направленный на подтверждение гипотезы. В исследованиях по истории педагогики гипотеза, как правило, не предусматривается.

Приведем пример формулирования гипотезы по теме : «Контроль как компонент развивающей системы будет обеспечивать развитие школьников, если:

- стимулирует и способствует единству в достижении образовательных, воспитывающих и развивающих целей обучения;

- в единстве учитывает процесс и результат деятельности;

- определяет динамику продвижения учащихся;

- способствует саморазвитию учащихся.

Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования, т. е. задачи вытекают не только из цели, но и гипотезы. Задачи исследования – это те исследовательские действия, ко-торые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Как правило, различают три группы задач, которые связаны с:

1) выявлением сущностных признаков и критериев изучаемого явления или процесса;

2) обоснованием способов решения проблемы;

3) формулированием ведущих условий обеспечения эффективного решения проблемы.

Последовательность решения задач исследования определяет его структуру, т. е. каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы. В процессе разработки системы задач необходимо определить, какие из них требуют преимущественно изучения литературы, какие – модернизации, обобщения или комбинирования имеющихся подходов и, наконец, какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в данном исследовании.

К примеру, в качестве задач исследования могут быть сформулированы следующие:

1) на основе анализа психолого-педагогической литературы выделить понятийно-категориальный аппарат исследования и систематизировать даваемые учеными определения этих понятий;

2) выявить основные подходы, точки зрения ученых к решению поставленной проблемы (или состояние разработанности в изучаемой литературе поставленной проблемы);

3) изучить состояние решения поставленной проблемы в практике обучения (изучить опыт работы учителей в решении проблемы).

Ис. предполагает проведение эксперимента, то к перечисленным задачам добавить:

1) разработать организационно-педагогическую систему (или дидактическую модель, или методику) формирования. ;

2) экспериментально проверить ее эффективность.

Формулировку задач исследования рекомендуется начинать глаголами совершенного вида в неопределенной форме : выявить, обосновать, разработать, экспериментально проверить и т. д.

Задачи должны быть взаимосвязаны и должны отражать общий путь достижения цели. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует. Можно наметить лишь общие ориентиры для их определения.

Одна из задач может быть связана с характеристикой предмета исследования, с выявлением сущности проблемы, теоретическим обоснованием путей ее решения. Приведем несколько примеров возможного формулирования первой задачи:

- провести анализ теоретических подходов по проблеме …;

- проанализировать психологическую литературу по проблеме …;

- раскрыть и конкретизировать сущность понятия "….".

Вторая задача нацелена на раскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий ее решения. Например:

Третья задача имеет прикладной и рекомендательный характер. Например:

- разработать рекомендации по формированию …;

- разработать программу, направленную на … .

В исследовании следует различать цель и результат. Как отмечалось, цель – это то, что предполагают получить при проведении исследования. А результат – это то, что реально получили. На вопрос о том, как мы это получили, отвечает методика. Методика исследования объясняет, на каких испытуемых, с помощью каких методов, в каких условиях был достигнут данный результат.

Гипотеза исследования

Решение научной проблемы никогда не начинается непосредственно с эксперимента. Этой процедуре предшествует очень важный этап, связанный с выдвижением гипотезы. `` Научная гипотеза - это утверждение, содержащее предположение относительно решения стоящей перед исследователем проблемы. По существу гипотеза – это главная идея решения. возможных ошибок в формулировке гипотез следует придерживаться следующих подходов:

1. Гипотеза должна быть сформулирована на четком грамотном языке, соответствующем предмету исследования. Необходимость строгого соблюдения данного требования обусловлена тем, что наука о спорте является комплексной дисциплиной. Поэтому часты попытки при исследовании одних предметов выдвигать гипотезы на языке наук, имеющих в качестве предмета исследования совсем другое. Например, педагоги, изучая работоспособность спортсменов и пути ее повышения, часто пытаются найти ответ на поставленный вопрос в биомеханических механизмах этого явления. Однако гипотеза о том, что работоспособность спортсмена, допустим велосипедиста, зависит от определенного сочетания аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения, выглядит по крайне мере некорректной, так как о педагогическом явлении рассуждают на языке биологии. Тем более, что сами биохимики еще не знают достоверного ответа на этот вопрос.

2. Гипотеза должна быть либо обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них или, в случае полной самостоятельности, хотя бы не противоречить им. Научная идея, если она истина, не появляется на пустом месте. Недаром один из афоризмов, приписываемых И. Ньютону, звучит так: ``Он увидел далеко только потому, что стоял на могучих плечах своих предшественников''. Этим подчеркивается преемственность поколений в научной деятельности. Это требование легко выполнимо, если после четкой постановки проблемы исследователь серьезно проработает литературу по интересующему его вопросу. Вообще следует заметить, что чтение впрок мало эффективно. Только когда проблема завладела всеми помыслами исследователя, можно ожидать пользу от работы с литературой, да и гипотеза не будет оторвана от уже накопленных знаний. Чаще всего это происходит при переносе закономерностей, обнаруженных в одном виде или группе видов спорта, на все остальное. Делается это гипотетическим допущением по принципу аналогии.

3. Гипотеза может выполнять функции защиты других гипотез перед лицом новых опытных и старыми знаниями. Так, например, в теории и методике физического воспитания считается, что физическая подготовка спортсменов включает в себя несколько разделов, определяемых задачами совершенствования основных физических качеств, таких как быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость. В связи с этим была выдвинута гипотеза о том, что уровень спортивных результатов в видах спорта с проявлением тех или иных физических качеств зависят от уровня их развитости у конкретного спортсмена. Так, результаты в циклических видах (длинные дистанции) определяют уровень выносливости спортсмена, в штанге показатель силы и т. п.

4. Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы истинность, выдвинутого в ней предположения не была очевидна. Например, из проведенных отдельными авторами исследований и практического опыта известно, что младший школьный возраст (семь лет) благоприятен для развития координационных способностей. Т. о., предположение о том, что ``педагогические воздействия, направленные на развитие этих способностей, дают наибольший эффект, если их целенаправленно применять именно в этом возрасте'', может служить общей гипотезой при проведении исследований, связанных с разработкой методик для развития координационных способностей. В рабочей гипотезе целесообразно определить те положения, которые могут вызвать сомнения, нуждаются в доказательстве и защите. Поэтому рабочая гипотеза в отдельном случае может выглядеть следующим образом: ``Предполагается, что применение стандартной тренировочной программы, основанной на принципах оздоровительной тренировки, позволит качественно повысить уровень координационных способностей детей семи лет'' - именно в этом случае проверяется эффективность разработанной исследователем методики.

В конечном счете, гипотеза предшествует как решению проблемы в целом, так и каждой задаче в отдельности. Гипотеза в процессе исследования уточняется, дополняется или изменяется.

Гипотезы отличаются от обычных догадок и предположений тем, что они принимаются на основе анализа имеющейся достоверной информации и соответствия определенным критериям научности.

В общем виде гипотезу можно рассматривать : как часть научной теории;

как научное предположение, требующее последующей экспериментальной проверки.


Рассказываем, что такое гипотеза в дипломном исследовании или курсовой работе, как правильно ее сформулировать и написать.

Что такое гипотеза исследования?

Гипотеза дипломного исследования — это прогноз результата всего дипломного проекта, предположение, каким будет окончательный вывод в работе. Впоследствии начальное допущение опровергается или подтверждается. И то, и другое имеет равную ценность.

Виды гипотезы

Гипотеза как понятие чаще всего используется в логике. У нее есть множество определений и классификаций, но дипломнику для качественного выполнения работы достаточно знать два основных вида:

  • Рабочая — предположение в самом начале исследования, которое структурирует наблюдения и дает им первоначальные объяснения. Такое суждение временно и служит лишь для систематизации имеющегося фактического материала.
  • Научная — имеет под собой базу из уже накопленных научных знаний и фактов. Отталкиваясь от нее, можно развить научную теорию и позже воплотить полученные результаты в методики и технологии.

Как сформулировать гипотезу

  1. Анализ отдельных истин и поиск связи между ними.
  2. Совмещение и обобщение этих фактов.
  3. Формулировка предположения.

Как сформулировать гипотезу в дипломной работе

Предположения не рождаются из ниоткуда. После проведения необходимого объема исследовательских работ, разговоров с научным руководителем, экспериментов и опытов можно выявить новую информацию или же противоречие. Именно из этого противоречия и возникает первоначальное суждение. Оно может стать новым решением проблемы в тексте.

Есть несколько основных методов его формирования:

  • Мозговая атака. Используется при коллективном поиске новых идей и решений. Ее суть заключается в стимулировании творческой активности участников и выявлении наибольшего количество вариантов решения;
  • Ассоциация. Заключается в преобразовании ранее полученных знаний;
  • Инверсия. Проблема рассматривается с новой стороны, на которой ранее не заостряли внимание.

Как написать гипотезу

Ручка

При написании научного предположения для дипломной или курсовой работы важно соблюдать следующие требования:

Допускается написание сразу двух гипотез. В дальнейшем одну из них можно будет опровергнуть, а другую подтвердить.

Шаблоны и клише

Существует набор определенных шаблонов и клише.

Научно-методическая литература предлагает набор следующих шаблонных формулировок:

Текст

Также для написания суждения обычно используют такие конструкции как:

Признаки правильной гипотезы

Какой должна быть правильно сформулированная гипотеза:

  • не должна включать в себя ценностные суждения;
  • не должна содержать слишком много ограничений и допущений;
  • хорошо стилистически построена, а также логически проста;
  • не должна быть слишком абстрактной или слишком очевидной и банальной;
  • должна соответствовать уже известным фактам;
  • ее можно проверить различными методами.

Как работать с гипотезой

На протяжении всей дипломной работы гипотеза играет роль ориентира, который направляет ход вашего исследования. На нее следует опираться в течение всего изучения выбранной темы, так как именно из первоначально поставленного предположения в заключении нужно сделать те или иные выводы. Условно работу с разработкой первоначального суждения можно разделить на 5 этапов:

  1. Выявление резонансных фактов и предположений в уже известной тематике.
  2. Формулирование суждения на основе этих утверждений.
  3. Исследование теории, поиск различных мнений и высказываний с последующим анализом и цитированием.
  4. Применение найденной теории на практике: осуществление опытов, выполнение расчетов, подготовка инфографики.
  5. Опровержение или подтверждение гипотезы на основе полученных знаний.

Примеры

Ниже представлены образцы написания гипотез из реальных дипломных работ:

Пример

А если у вас возникли сложности с формированием гипотезы или написанием работы в целом, Феникс.Хелп поможет.

Гост

ГОСТ

Понятие гипотезы

Определяя проблему, социолог, прежде всего, делает попытку выяснить ее на основании существующих знаний предыдущего опыта. Точнее, социолог делает попытку выяснить, объяснить существующими опытом и знаниями то, что еще не опознано полностью. Но для полного разрешения проблемы еще недостаточно таких шагов и мер. Тогда на основании существующих знаний могут делаться некоторые допущения, что целиком охватывают, объясняют явления, то есть образуют гипотезу.

Гипотеза в социологическом исследовании является научным предвидением структуры объектов в социуме, сущности и характера связей меж явлениями в социуме.

Основные функции гипотезы заключаются в получении новых научных высказываний, обогащении и усовершенствовании существующих знаний. Отличительные черты научной гипотезы состоят в том, что новые предположения можно называть научными гипотезами в случае, если они, во-первых, содержат научный вывод из доказанных положений, во-вторых, содержат высказывания, полученные посредством научных выводов для объяснения соответственного явления; в-третьих, абстрагированы от эмпирических сведений и подтверждены руководствами или практикой в соответственной теорией.

Научная гипотеза, и в том ее сила, может формулироваться лишь в результате предварительных анализов объекта.

Роль гипотезы в социологии, как и в любом научном анализе, очень велика. Социологи зачастую озвучивают высказывание Д. Менделеева о том, что лучше придерживаться такой гипотезы, которая со временем может оказаться неверной, ошибочной, чем никакой.

Требования к гипотезе

К гипотезе предъявляется следующий список требований:

  • обоснованность наукой, то есть отсутствие утверждений, противоречащих бы уже доказанным фактам, положениям; адекватность исследуемой проблемы;
  • возможность эмпирических проверок, то есть определение при помощи логического анализа отсутствия внутренних противоречий.

Помимо общих требований к формулированию гипотез, в науке сформировалась стадиальная система их выдвижения:

Готовые работы на аналогичную тему

  • 1-ая стадия - сбор данных по тематике, что исследуется;
  • 2-ая стадия - сама формулировка гипотезы;
  • 3-я стадия – группировка (классификация) гипотез.

Иногда появляется вопрос: нужно ли проводить исследования, если утверждение гипотезы и без того является известным? Да, необходимо, так как сознание не может давать обоснованного ответа на множество вопросов. Иным источником строения гипотез может являться аналогия. Методика давно известна в науке. Сущность методики аналогии заключена в том, что обретенные знания при исследовании какого-то объекта используются на иной, менее изученной, менее доступной основе. Необходимо помнить, что выводы, которые получены по аналогии, чаще всего правдоподобны.

Разновидности гипотез в социологическом исследовании

Гипотезы тесным образом связываются с проблематикой исследования. Они отталкиваются от проблем, образуют вероятные объяснения. Разновидности гипотез, которые используются в социологическом исследовании, и их краткое описание представлены на рисунке ниже.

Виды гипотез в социологическом исследовании. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Виды гипотез в социологическом исследовании. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

По мере обоснованности и проработки гипотезы разделены на:

Первичные гипотезы образуются до того, как собирается эмпирическая информация. Если эта информация опровергает предыдущие гипотезы, то вместо них выдвигаются вторичные гипотезы. Первичные гипотезы именуют рабочими. Глубочайшее исследование, как правило, делает опору на множество альтернативных гипотез, что способствует получению более весомых выводов.

По характеру взаимной обусловленности предсказаний гипотезы делят на:

Опровержение или подтверждение гипотезы-следствия – это доказательство обоснованности или необоснованности гипотезы-причины.

Зависимо от важности исполняемой роли различают гипотезы:

В отличие от гипотез-следствий и гипотез-причин, которые имеют логическую взаимосвязь, эти гипотезы считаются различными задачами исследования, и взаимодействуют друг с другом. Конечно, основное внимание при выдвижении гипотез уделено главным предположениям.

Для того чтобы проверять рабочие гипотезы, получать достоверные итоги социологического исследования, следует понимать, какую информацию необходимо собирать, почему конкретно эту, а не иную, и в какой форме. Разрешению таких вопросов способствует проведение специализированных операций исследования, которые дают возможности сравнения исходных теоретических знаний с объективным состоянием реальности, практики социума.

В современной социологической теории формулируются основные нормативы процедур по выдвижению, обоснованию и проверке гипотез и социологических исследований. Во-первых, в соответствии с восходящими, исходными методологическими принципами социологии и философии, образуются соответственные научные выводы, положения, истинность которых подтверждена установленными научно фактами. При выдвижении гипотезы, уточняются, опровергаются сформулированные положения теории, необходимыми являются экспериментальные проверки гипотезы и установление ее логической связи с опровергнутым положением. Во-вторых, обязательна интерпретация теории понятий, которые составляют гипотезу.

Читайте также: