Российская школа управления доклад

Обновлено: 02.05.2024

В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различаемые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, классическая (административная) школа управления, школа организационного управления или школа человеческих отношений, школа количественных методов и теории социальных систем, ситуационный подход.

Содержание

Введение
1. Школа научного управления
2. Классическая (административная) школа управления
3. Школа организационного поведения или школа человеческих отношений
4. Школа количественных методов и теории социальных систем
5. Ситуационный подход
Заключение
Список использованных источников

Введение

В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различаемые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, классическая (административная) школа управления, школа организационного управления или школа человеческих отношений, школа количественных методов и теории социальных систем, ситуационный подход. Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ.

1. Школа научного управления

Появление школы научного управления связано, прежде всего, с теоретической и практической деятельностью американского инженера Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915 гг.).

Становление науки об управлении также связывается с именами Ф. и Л. Джилбертов. Они провели исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места.

В центре внимания школы научного управления стояла проблема научной организации трудового процесса.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Создатели этой школы исходили из того, что используя наблюдения, замеры, логику и научный анализ можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения.

Эти люди не только проповедовали возможность значительного повышения производительности труда в результате применения предлагаемых методов, но и практически обеспечивали двух-трехкратное повышение выработки рабочими в результате целенаправленного преобразования всей системы управления трудовым процессом, которое занимало два — три года.

Эта деятельность нашла активную поддержку как работодателей, заинтересованных в повышении производительности и снижении удельных издержек производства, так и наемных работников, которым научные методы организации труда принесли значительное повышение оплаты труда без существенного увеличения физического утомления от работы.

К концу первой четверти XX века в США работали многие тысячи консультантов по научной организации труда.

Формирование школы научного управления базировалось на трех основных моментах, которые легли в основу первых подходов к исследованию менеджмента:

1) рациональная организация труда;

2) разработка рациональной структуры организации;

3) определение мер по сотрудничеству управляющих и рабочих.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Благодаря концепции научного менеджмента управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований.

Впервые руководители, практики и ученые увидели, что методы и подходы, применяемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике реализации целей предприятия.

2. Классическая (административная) школа управления

Суть разработанных им принципов управления сводится к следующему: разделение труда; авторитет и ответственность власти; дисциплина; единство руководства; единство распо­рядительства; подчинение частного интереса общему; вознаг­раждение за труд; баланс между централизацией и децентра­лизацией; координация менеджеров одного уровня; порядок; справедливость; доброта и порядочность; устойчивость пер­сонала; инициатива.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

3. Школа организационного поведения или школа человеческих отношений

Из других ученых этого направления можно выделить М.П. Фоллет, проанализировавшую стили руководства и разра­ботавшую теорию лидерства.

Одной из них является иерархическая теория потребнос­тей А. Маслоу. Он предложил следующую классификацию по­требностей личности:

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

2) в безопасности своего существования;

3) социальные (принадлежность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о других и пр.);

4) престижные (авторитет, служебный статус, чувство собственного достоинства, самоуважение);

5) в самовыражении, полном использовании своих возмож­ностей, достижении целей и личном росте.

Теория X- средний индивидуум туповат, стремится увиль­нуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек такой катего­рии предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности;

теория Y- люди не являются от природы пассивными. Они стали такими в результате работы в организации. У данной категории работников затраты физического и умственного тру­да так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, так как способен сам себя контролировать.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

4. Школа количественных методов и теории социальных систем

Более поздние теории управления разрабо­таны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой. Появление данной школы — след­ствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический про­цесс, который может быть выражен математически. В 60-е г.г. начинается широкая разработка концепций управления, опира­ющихся на использование математического аппарата, с помо­щью которого достигается интеграция математического ана­лиза и субъективных решений менеджеров.

Формализация рада управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились та­кие новые элементы внутрифирменного планирования, как ими­тационное моделирование решений, методы анализа в услови­ях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.

В современных условиях математические методы использу­ются практически во всех направлениях управленческой науки.

Исследование управления как процесса привело к широко­му распространению системных методов анализа. Так называ­емый системный подход в менеджменте был связан с приме­нением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.

Главная идея системной теории состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

На базе системного подхода разрабатывались задачи уп­равления в нескольких направлениях. Так возникла теория не­предвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказывается менеджер, может быть сход­ной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникаль­ные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и 1 выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).

В 70-е гг. появилась идея открытой системы. Организа­ция как открытая система имеет тенденцию приспосабливать­ся к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет спо­собность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Таким образом, следуя теории систем, можно предполо­жить, что любая формальная организация должна иметь сис­тему функционализации (т.е. различные формы структурного деления); систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад в групповые действия; систему власти; систему логического принятия решений.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

5. Ситуационный подход

С точки зрения экономики организации наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода. Суть ситуационного подхода состо­ит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-уп­равленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута, т.е. пригодность различных методов управ­ления определяется ситуацией.

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие те­ории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Список использованных источников

1. Кабушкин Н Л. Основы менеджмента: Учеб. пособие — 5-е изд., стереотип. — Мн.: Новое знание, 2002.
2. В.В. Травин, В.А Дятлов. Основы кадрового менеджмента. – М.: Дело, 1995.
3. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов / Б.В. Прынин, Л.В. Прынина, Н.Д. Эриашвили, З.А. Усман; Под ред. проф. Б.В.
4. Основы управления персоналом Б.М. Генкин, Г.А. Коновалова, В.И. Кочетков и др. – М.: Высш. школа, 1996.

Управление как исторический процесс развивалось с того момента, когда появилась необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей. История знает немало примеров рационального управления не только отдельными коллективами, но и целыми государствами и империями. При этом уровень управления, его качество являлись определяющим началом в благополучном развитии целых народов, однако до нас не дошли достоверные данные о развитии теории управления, а бум теоретической мысли начался в начале XX века. Он связан с тем, что в 1911 году инженер Тейлор опубликовал свои исследования в книге "Принципы научного управления".

Содержание

Введение
1.Школы научного управления
2. Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР
2.1. Тектология А.Богданова
2.2. Концепция НОТ А.Ф.Журавского
3. Разработки Харьковской школы управления
4. Российская школа системных исследований
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

ghghg.docx

1.Школы научного управления


2. Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР

2.1. Тектология А.Богданова

2.2. Концепция НОТ А.Ф.Журавского

3. Разработки Харьковской школы управления

4. Российская школа системных исследований

Управление как исторический процесс развивалось с того момента, когда появилась необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей. История знает немало примеров рационального управления не только отдельными коллективами, но и целыми государствами и империями. При этом уровень управления, его качество являлись определяющим началом в благополучном развитии целых народов, однако до нас не дошли достоверные данные о развитии теории управления, а бум теоретической мысли начался в начале XX века. Он связан с тем, что в 1911 году инженер Тейлор опубликовал свои исследования в книге "Принципы научного управления". Этот год традиционно считается началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Сложились в основном 5 направлений: школа научного управления, школа административного управления, школа с позиции человеческих отношений и психологии человека, школа с позиции поведения человека в производстве, количественный подход. Правда, в некоторых источниках литературы взаимосвязь между школами очень сглажена, классическую школу называют административной, а административную – научной.

1. Школы научного управления

На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школы управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны методы и принципы их формирования.

I. Школа научного управления. Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.

Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.

Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место.

Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению – это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.

II. Классическая школа управления.

На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения научно-технического прогресса наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами управления в организации за счет ускорения обработки информации.

В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.

III. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук.

Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т.е. теории человеческого поведения. Одним из основателей школы психологии и человеческих отношений является профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо.

К недостаткам школы психологии и человеческих отношений можно отнести игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в производстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов.

Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.

Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А.Маслоу, Ф.Герцбергера, Д.Макклеланда, К.Альдерфера.

Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях.

IV. Школа науки управления.

Школа науки управления сформировалась в начале 50-х годов и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления.

Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели. Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.

Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.

Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.

Второе направление школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой школой.

Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России.

Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.

Адекватно соответствующим этапам происходит процесс формирования научных школ, меняется организация управления от простых методов управления к сложным. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению.

2. Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР

Первые ростки научного отношения к организации труда и управления появились в России на рубеже XIX— XX веков, но особенно стали заметными в первые десятилетия XX века, когда в США и Европе приобрели широкую популярность тейлоризм, фордизм, файолизм и другое. Попытки реализовать принципы НОТ предпринимались на ряде заводов накануне и в годы Первой мировой войны, но они носили скорее стихийный, нежели систематический характер. Причины, сдерживающие широкомасштабные инновации в российской промышленности, заключались в экономической отсталости страны.

2.1. Тектология А.Богданова

Среди теоретиков управления, несомненно, выделяется фигура А.А.Богданова (1873—1928) (его настоящая фамилия Малиновский). Закончив в 1899 г. медицинский факультет Харьковского университета.

Все проявления человеческой жизни, говорит Богданов, буквально пронизаны организационными принципами. Повседневная жизнь и человеческая речь, социальное общение и трудовая деятельность, экономические действия и мышление выстроены по определенной системе, у них есть своя логика и последовательность. Иными словами, они не могли бы существовать, если бы не были организованы. Перефразируя знаменитый афоризм

2.2. Концепция НОТ А.Ф.Журавского

Преподаватель Горной академии А.Ф.Журавский — известный специалист в области организации труда. Его можно отнести к социально-экономическому направлению НОТ. В круг его интересов входили вопросы организации, нормирования и стимулирования труда, профотбора и культуры труда. Организация труда — это рациональное условие совместной, коллективной деятельности. Цель организации труда состоит в распределении работников таким образом, чтобы усилия одного были согласованы с усилиями всех. Подробно рассматривая буржуазные теории труда, Журавский высказывает ряд критических замечаний в адрес системы Тейлора, обвиняя ее, в частности, в том, что здесь оплачивается не квалификация или сложность труда, а умение работать правильно . В то же время, с точки зрения Журавского, она не лишена и ряда положительных моментов (например, предварительная подготовка производства). Другой элемент — умение Тейлора не только выработать правильные методы труда, но и стимулировать рабочего пользоваться ими. Поскольку в первые годы Советской власти еще продолжали действовать старые системы оплаты труда, то рабочие не были гарантированы от неожиданного понижения расценок, что в конечном счете ухудшало мотивацию людей к добросовестному выполнению своих обязанностей. Оптимальный выход — разработка научно обоснованных, отвечающих новым, социалистическим условиям, норм труда. При этом он считает, что за ошибки в установлении расценок должна платить дирекция, а не рабочие .

Определив интенсивность труда как уровень напряженности работы и степень уплотненности рабочего времени, Журавский спрашивает: а как же побудить человека работать с полной отдачей, напряженно? И совершенно однозначно отвечает: только заинтересовав его в конечных результатах своего труда. При повременной оплате рабочий экономически не заинтересован в повышении интенсивности труда.

Пример готового реферата по предмету: Управление персоналом

Содержание

1.История развития российской школы управления персоналом 4

2. Современная российская школа управления персоналом 7

Список литературы 14

Выдержка из текста

Управление персоналом составляет одну из приоритетных функций компании и обуславливает ее эффективность и результативность.

К пониманию значимости управления персоналом в менеджменте пришли давно, однако в каждом государстве сформировались собственные традиции, принципы и механизмы данного управленческого аспекта, что выражается в национальных особенностях школ управления персонала.

Не так давно, российская школа управления старалась копировать и внедрять подходы, принятые в зарубежных странах, что во многих случаях привело к искажению понятия эффективности подбора, развития и оценки эффективности, мотивации персонала. Стало очевидно, что слепое копирование других систем и методов управления не всегда дает положительный результат.

Последние годы российский менеджмент стал более активно заниматься разработкой новых, соответствующих российскому менталитету и культуре управления подходов к управлению людьми.

В связи с этим становится особенно актуальным рассмотреть российские школы управления персоналом и особенности подходов, которые они предлагают для совершенствования системы кадрового обеспечения компании.

В современной литературе данная тема освещается достаточно широко, что обусловлено ее актуальностью и интересов со стороны практиков управления. Можно назвать ряд авторов, которые занимались разработкой данного вопроса: Базаров Т.Ю., Кибанов А.Я., Еремина Б.Л., Веснин В.Р., Таланова А.В., Лымарева О.А. и другие.

Цель реферата – изучение российской школы управления персоналом.

  • рассмотреть исторические основы развития российской школы управления персоналом,
  • рассмотреть особенности российской школы управления персоналом.

Список использованной литературы

1. Базаров Т.Ю., Еремина Б.Л.. Управление персоналом: Учебное пособие — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2002.

2. Веснин В.Р.. Управление персоналом: теория и практика: Учебник,-М,2009.

3. Гольштейн Г.Я.. Основы менеджмента.- М, 2009

4. Губенко. Е. К вопросу о модели управления персоналом в японских компаниях / Е.Губенко/ Человек и труд.-2013.-№ 1., С.14-17

5. Квагинидзе В.С., Поповская М.Н., Чупейкина Н.Н. Управление персоналом в современных условиях // ГИАБ . 2011. № 12. С.159-166.

7. Комаров Е.. Черты американского стиля управления//Управление персоналом,-2000. № 9.

8. Лукичева Л.И. Управление персоналом / М.: Издательство Омега — Л, 2011.

9. Мелихов Ю.Е., Малуев П.А. Управление персоналом: портфель надежных технологий: Учебно-практические пособие, Москва, 2008.

10. Таланова А.В., Лымарева О.А. Современная российская модель управления персоналом: особенности применения зарубежного опыта // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс].

11. Тугускина Г. Оценка стоимости человеческого капитала предприятий // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2009. — № 11, С.13-16.

12. Федорова Н.В., Минченкова О.Ю. Управление персоналом организации. М.: Издательство КноРус, 2010.

Менеджмент обладает общими и специфическими чертами не только в отношении управления, но и в отношении самого себя (рис.1).

Общие черты отображают этап развития цивилизации, модель экономики, общественно-хозяйственные нужды управления, степень научно-технического прогресса и прочее. Стоит отметить, что данные черты характерны для всех стран мира.

Специфические черты отображают национальные и исторические особенности, географические условия, степень общественно-хозяйственного уровня развития в конкретно взятой стране, а также культурные аспекты.

Отечественный менеджмент

Рис. 1 Значение менеджмента в развитии цивилизаций

Реальный менеджмент всегда состоит из общего и особенного в определенных пропорциях и соотношениях. В нашем мире имеет место понимания не только менеджмента в целом в качестве концепции, философии, разновидности управления, но и понимания разнообразных наиболее популярных и эффективных моделей менеджмента – японского, американского и прч. В связи с этим, существуют предпосылки изучения и отечественного - российского менеджмента.

Характерные черты российского менеджмента

Изучение российского менеджмента обладает большим значением для практики развития управления на современном этапе в Российской Федерации. Увлечение концепциями менеджмента не должно приводить к прямому переносу, например, японского менеджмента в нашу страну, так как данный опыт был бы малоэффективным, а все усилия - тщетными. Важно знать, понимать и принимать во внимание специфику России при применении опыта и теорий иностранного менеджмента, что станет причиной более полной реализации идей менеджмента.

Особенностями российского менеджмента можно назвать такие факторы:

  • приоритеты в проблематике, акценты внимания и усилий;
  • инфраструктуру менеджмента, общественно-хозяйственные и политические условия его осуществления;
  • набор факторов, которые благоприятствуют укреплению менеджмента в нашей стране и, наоборот – затрудняют его;
  • культурную среду, особенности социального сознания, не поддающиеся изменению в одночасье либо не нуждающиеся в изменениях.

Приоритеты в проблематике обусловлены состоянием экономики, нуждами хозяйственной реформы, имеющимися условиями профессионализации управления, отношением к зарубежному опыту действенного менеджмента, противоречиями кризисного состояния современного производства в нашей стране.

Самыми актуальными проблемами менеджмента на сегодняшний день в России можно признать проблемы управления конверсионными процессами, антикризисного управления, управления занятостью, информационных технологий управления, поддержки предпринимательства и малого бизнеса, мотивирования экономической активности в отрасли производства, банковского менеджмента.

Выше далеко не весь список приоритетов в проблематике отечественного менеджмента, однако, главное не просто перечислить их, а сделать ранжирование. В этом наиболее ярко находит свое проявление специфика и в этом – самые большие трудности в изучении и трактовании менеджмента на современном этапе в нашей стране.

Иной ракурс понимания характерных черт отечественного менеджмента – противоречивое взаимное действие факторов, которые благоприятствуют укреплению концепции менеджмента в отечественных реалиях и затрудняют ее (рис.2).

Характерные черты российского менеджмента

​​​​​​​

Рис. 2 Основные факторы, оказывающие влияние на национальные особенности менеджмента

Читайте также: