Романский стиль в архитектуре презентация и доклад
Обновлено: 02.05.2024
Презентация на тему: " Романский стиль в архитектуре Коробкова О.Е.. Раннее средневековье. Исторический аспект. 476 г. – падение Рима. Период средневековья – V – XV вв. Термин." — Транскрипт:
1 Романский стиль в архитектуре Коробкова О.Е.
2 Раннее средневековье. Исторический аспект. 476 г. – падение Рима. Период средневековья – V – XV вв. Термин появился в эпоху Возрождения. Образование варварских королевств Разрушение Западной Римской империи Отказ от художественных идеалов Античности Наследование ряда идей: - Христианство.- Латынь. - Идея империи.- Римское право.
3 Главные особенности цивилизации, повлиявшие на культуру. Господство католичества - Христианское мировоззрение, - господство духа над плотью, - теология вместо философии, - христианская художественная культура (религиозный характер искусства). Феодальные отношения - Рыцарство, - замковая культура. Зарождение и развитие городов - Городская культура.
5 1. Особенности стиля. Период – XI – XII вв. Строгие формы, отсутствие украшений и орнамента. Полукруглые арки. Толстые стены, узкие окна. Основные типы зданий – храм, монастырь, замок.
6 В основе плана – базилика. Увеличение высоты потолка. Кессонный потолок сменяется сводчатым. Своды коробовые, крестовые, цилиндрические
7 Романская базилика трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. Дороманская базилика – романский храм ЗападВосток Центральный неф Трансепт Апсида Капеллы
8 Средоточием жизни в раннем средневековье были замки (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. Укрепленный замок жилище феодала и одновременно крепость. Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) убежище феодала. Вокруг него обширный двор с жилыми и служебными постройками. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы. Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастыри. 2. Архитектура. Замок Сюлли, X-XI вв., Франция
9 Композиционным центром монастыря в городе обычно был храм самое значительное создание романской архитектуры. Он поднимался островерхими башнями над небольшими окружающими его строениями. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Он предельно четко передает внутреннюю структуру здания. Это единый, мощный замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, на востоке главная апсида. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями- колокольнями. Запад Восток Собор Мария Лаах – часть аббатства на берегу Лаахского озера, горы Айфель. Аббатство принадлежит ордену бенедиктинцев. Германия, XI – XII вв.
10 Интерьер собора Марии Лаах.
11 Монастырь Клюни – Бывшее бенедиктинское аббатство. Подчинялось непосредственно папе. На его территории была построена самая большая в Европе церковь Петра и Павла: пятинефная базилика. (Разрушена в конце XVIII в.) Франция – центр средневековой романской архитектуры.
12 Бенедиктинцы старейший католический монашеский орден, основанный святым Бенедиктом Нурсийским в VI веке. В эпоху раннего Средневековья бенедиктинские монастыри были главными очагами культуры в Западной Европе. Из школ при аббатствах вышли практически все выдающиеся ученые того времени, в библиотеках сохранялись и переписывались древние рукописи, велись хроники, велось обучение. При монастырях организовывались ярмарки, оживлявшие торговлю; больницы, где лечили страждущих. Бенедиктинские монастыри оказали сильное влияние на развитие архитектуры, первые образцы романского стиля появились в аббатстве Клюни, а готического - в аббатстве Сен-Дени.
13 Монастырь на о. Мон-сен-Мишель, Франция. В 966 г. был возведен монахами бенедиктинцами. Многократно достраивался и перестраивался.
14 Крупнейшими центрами романской архитектуры стали также Германия и Италия. Пизанский собор (XI – XII в) это пятинефная базилика. Поверхность стен облицована белым и черным мрамором.
15 Пизанская башня – 1173 г. – это колокольня собора в г. Пиза. Ее высота составляет 55 м, отклон от вертикальной оси – на данный момент – 4,6м.
16 Баптистерий (помещение для крещения). Флоренция, 1000 – 1100 гг.
18 Церковь св. Михаила в Гидельсгейме, Германия – 1003 гг.
19 Капелла в Аахене. Германия. 790 – 800 гг. Редкий случай сохранения архитектуры времени Карла Великого.
21 Старый собор в Саламанке. Испания, Кастилия, 1160 – Этот храм считается вершиной романского искусства в Испании, хотя в его архитектуре присутствовали черты мавританской архитектуры.
№ слайда 1
Урок ИЗО в 7-8 классах Романский стиль
№ слайда 2
Романский стиль- художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (Франция, Германий, Италия и др.) в 10-11 веках, один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Храм св Софии в Константинополе
№ слайда 3
Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, а также искусства античности, Византии и мусульманского Ближнего Востока.
№ слайда 4
Ведущую роль в романском искусстве играла архитектура, поскольку насущной потребностью времени была постройка церквей, монастырей, аббатства, рыцарских замков и крепостей.
№ слайда 5
Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей- монахи. Церковь Сен- Савен- Гартан в Пуату
№ слайда 6
Лишь в конце 11 века появились бродячие артели каменотесов- мирян (строителей и скульпторов).
№ слайда 7
№ слайда 8
Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением. Их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф.
№ слайда 9
Местный камень, чаще всего служивший строительным материалом, органично сочетается с почвой и зеленью.
№ слайда 10
Наружный облик построек романского стиля исполнен спокойной и торжественно – суровой силы.
№ слайда 11
В создании этого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчеркивались узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами.
№ слайда 12
А также башни - донжоны, которые становятся в романском стиле одним из важнейших элементов архитектурных композиций.
№ слайда 13
Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объемов – кубов, параллепипедов, призм, цилиндров. Германия. Церковь Святой Марии.
№ слайда 14
Эпоха романского стиля явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, в целом отличающейся крупными размерами и монументальностью композиций.
№ слайда 15
Книжная миниатюра Резьба по дереву
№ слайда 16
А также различных отраслей декоративно- прикладного искусства: литья, чеканки, резьбы по кости, эмальерного дела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства. Медальон с изображением фантастического животного 12 век.
№ слайда 17
Решетка в романском стиле
№ слайда 18
Основные элементы орнамента — геометрические мотивы (плетенка), розетки, стилизованные цветы, фантастические растения, ленты, извилистые стебли с виноградными лозами, пальметки, птицы, животные. Большое место занимают образы чудовищ, частично занесенные с Востока.
№ слайда 19
Мозаика Голубь — один из первых христианских символов. Самые ранние изображения его в этом качестве относятся ко II веку, хотя уже более чем за четыре тысячелетия до этого голубь был символом души или небесного вестника.
№ слайда 20
№ слайда 21
№ слайда 22
№ слайда 23
Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку
А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования "Профессионал-Р"
(Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013).
Современные ученые понимают под западноевропейским средневековьем период, охватывающий V-XV века: от падения Западной Римской империи под ударами варваров (476 год) до эпохи Великих географический открытий (1492 год – открытие Америки Колумбом).
Каменный крест. Ирландия, X век Средневековая художественная культура Западной Европы - это особый мир, отличный от античного. В нем огромную роль играла христианская религия. Образы средневековой архитектуры, скульптуры, живописи, поэзии, музыки рождались под влиянием текстов Библии. Искусство стремилось к воплощению вечных символов божественной истории. Приоритетными стали темы, воспевающие высоту духовного подвига и нравственные идеалы христианства.
Три этапа в развитии средневековой архитектуры Западной Европы: дороманский (середина V-X вв.); романский (XI-XII вв.); готический (конец XII-XV вв.).
В облике капеллы сошлись примитивно-грубоватые элементы варварской архитектуры с формой, позаимствованной у античности. Из Италии для отделки капеллы были привезены античные мраморные колонны и облицовочные материалы. 28 января 814 года здесь был похоронен Карл Великий. Капелла в Ахене. Интерьер
Романский стиль лат.romanum - "римский") - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в 10-12 вв. (в ряде мест - и в 13 в.), для которого характерны: четкость форм, суровая мужественная красота, внушительность и торжественная мощь.
Характерные черты романского стиля в архитектуре: монументальность форм; геометризм, преобладание горизонтальных и вертикальных линий; суровый и строгий облик сооружений; отсутствие декоративного убранства; толстые стены, прорезанные узкими окнами, массивные башни; арочная форма дверных и оконных проемов; цилиндрические и крестовые своды; использование перспективных порталов (входы соборов оформляются в виде уменьшающихся полукруглых арок, опирающихся на пристенные колонны).
Основными типами архитектурных построек этого времени становятся: феодальные замки; монастыри; городские соборы. Замок Бодиам в Сассексе. Англия
Феодальные замки в романском стиле В период средневековья по всей Европе идет бурное строительство замков. Это было время постоянных междоусобных войн. Замок служил и домом, и крепостью для феодала (от рыцаря до короля).
Замок обычно возводился на вершине скалистого холма или горы, над рекой или у моря. Он окружался рвом, через который перекидывали подъемный мост, ведущий к воротам. Некогда деревянные замки становятся каменными. Монолитные стены крепости увенчивались зубцами, башнями и бойницами. В центре замкового комплекса была самая крупная башня - донжон - убежище феодала. Крепкий замок мог выдержать штурм и длительную осаду. Замок Кастель Нуово. Италия, XIII-XV века
Внутри замка помещался целый мир в миниатюре: знатные феодалы и дамы, чиновники, солдаты и слуги, конюшни, сады, колодец, погреба с провиантом, и тюремные казематы. Средневековый замок - это и своеобразный центр культуры. Там проходили рыцарские турниры, устраивались состязания певцов и музыкантов, выступали бродячие актеры.
французский замок Сомюр (X-XV века);
английский замок Тауэр (XI-XIII века);
немецкий замок Лихтенштейн на скале (начало XIII века).
Монастыри в романском стиле В средневековье люди, решившие посвятить жизнь христианской религии, удалялись в монастырь. Они отказывались от своего имущества и давали обет безбрачия, становясь монахами и монашками. Молитвы, физический труд, занятия наукой, отдых – все делалось в монастыре строго по режиму. Монастыри были средоточием культурной жизни и художественного творчества. Кроме того, они представляли собой военные укрепленные сооружения Монастырь Клюни, Франция. XI-XII вв.
Монастырь от греч. monastērion - "келья отшельника") - в ряде религий общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), живущих обособленно, принимающие единые правила жизни (устав) и совершающие культовые обряды.
Монастырь нередко разрастался в небольшой город, в центре которого находился храм. Господствующим типом храма стала вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви - идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов. Устройство монастыря
Городские соборы в романском стиле Массовое возведение крупных средневековых городов начинается в XII в. Ядром городской застройки была рыночная площадь с собором. Он строился с расчетом, чтобы при необходимости вместить всех жителей. Баптистерий (крещальня) в Пизе. XII-XIII века, Италия
Архитектура средневековья. Романский стиль Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает все романское искусство.
Романский стиль (от лат. romanus — римский) развивался в европейском искусстве X-XII веков. Аббатство Мария Лаах, Германия
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Бамбергский собор, восточный фасад с двумя башнями и полигональными хорами
Собор в Шпейере Собор в Майнце
Собор в Вормсе На средокрестии высится массивная башня. Узкие, высокие башни с шатровыми вершинами сторожат храм с восточной и западной стороны.
Характеристика стиля ПОРТАЛ- вход в храм с врезанными в толщу стен перспективно уменьшающимися полуарками. 1. Здание тщательно вписывалось в окружающую природу, выглядело прочным и основательным. Этому способствовали массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами
2. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров. Донжо н (фр. donjon) — главная башня в европейских феодальных замках.
3. Из других характерных признаков можно отметить толстые стены, прорезанные маленькими окнами.
4. Важнейшим признаком романской архитектуры является наличие каменного свода. Свод - тип перекрытия которая образуется выпуклой криволинейной поверхностью. Единственную опору для свода архитектура находит в стене.
Арка — криволинейное перекрытие проёма в стене или пролета между двумя опорами (колоннами, устоями моста).
Капелла кающихся грешников. Больё-сюр-Дордонь КАПЕЛЛА - домашняя церковь в католической и английской архитектуре
ИНТЕРЬЕР - внутреннее пространство здания, помещения его устройство, убранство. Характерные черты романского стиля: Огромная высота интерьеров. В украшении интерьера большое место принадлежит живописи- фрескам и витражам.
ФРЕСКА - картина, написанная водяными красками по свежей штукатурке.
ВИТРАЖ - картина или узор из цветного стекла
Читайте также: