Музей достоевского омск доклад
Обновлено: 08.07.2024
История создания Омского Литературного музея, единственного подобного в Западной Сибири, насчитывает более пятидесяти лет.
О необходимости создания литературного музея в Сибири заговорили в 1920-х годах. В 1928 г. в третьем номере журнала "Сибирские огни" появилась статья за подписью П.Л. Драверта, Н.В. Феоктистова и Г.В. Круссера "К вопросу об организации историко-литературного музея в Сибири". Авторы заявляли, что в Сибири имеются все необходимые данные для создания такого музея.
Авторы вышеназванной статьи. П. Драверт и Н.Феоктистов всегда находились в центре литературной жизни Омска и других сибирских городов. Они собрали и сохранили ценнейшие архивы: рукописи, автографы, редкие книги и др. материалы писателей-сибиряков 20-40 гг.
Весной 1945 года, перед самым окончанием Великой Отечественной войны, П.Л. Драверт сообщал в письме И.С. Коровкину о том, что в Омске, в бывшем доме писателя А. Сорокина, скоро откроется литературно-исторический музей Западной Сибири. Недвижимость на лазурном берегу. Но через месяц пришло другое письмо: "Музей должен был открыться 1-го мая. У нас материал для экспозиции был готов. Но райгорсовет не смог к этому времени выселить жильцов из дома, — и открытие затормозилось.
После смерти П.Л. Драверта, начатое им дело продолжает А.Ф. Палашенков. Он ведет сбор литературных материалов, в феврале 1946 года пишет тематико-экспозиционный план Западно-Сибирского историко-литературного музея,добивается решения по зданию. 16 марта 1946 года принято решение исполкома городского Совета ? 261 об освобождении дома А. Сорокина от жильцов и передаче его музею. Это решение так и не было выполнено.
В1955 г. В Омске открылся литературно-мемориальный музей писателя Ф.А. Березовского. Это был первый опыт создания литературно-мемориального музея в Омске. пмж во франции. Создателем и руководителем этого музея была дочь писателя З.Ф. Березовская. Музей существовал на общественных началах, много раз переживал трудности, дважды временно прекращал свою деятельность. Лишь благодаря огромной энергии и активности З.Ф. Березовской музей ее отца продержался до начала 80-х годов.
Примузее Ф.А. Березовского действовал Совет музея. В разные годы в него входили известные омские литераторы, писатели, журналисты. На заседаниях Совета уже в конце 50-х годов ставился вопрос о создании литературного музея Писатели-омичи. З.Ф. Березовская предлагала открыть его при музее своего отца, она лично несколько раз ездила в Министерство культуры с просьбой об открытии музея.
Десятого августа 1960 года Исполнительный комитет омского областного совета депутатов трудящихся принял решение ? 21/14 ‘Об организации литературного музея писателей-омичей’ как филиала краеведческого музея. 1 июля 1961 г. на должность заведующего литературным отделом был принят литератор Ю.И. Шухов. Открытие экспозиции было намечено на ноябрь этого же года. Но открытие так и не состоялось по причине отсутствия помещения.
После отъезда в 1963 г. Ю. Шухова в Москву его должность сократили и литературный отдел при краеведческом музее перестал существовать. Книга поступлений экспонатов, которую вел Ю. Шухов, исчезла.
Общественность города во главе с З.Ф. Березовской вновь предпринимают попытки разрешения наболевшего вопроса. Стволовые клетки. В 1964 и 1965 гг. исполком Омского областного Совета депутатов трудящихся выносит положительные решения о музее, но решения эти так и остаются на бумаге.
Вконце 1960-х гг. наступило время ‘реабилитации’ Достоевского, который не укладывался в рамки советской идеологии (в послевоенное время писатель был исключен даже из школьной программы). Весь мир готовился отметить 150-летний юбилей русского гения. 1971 год по решению ЮНЕСКО был объявлен годом Ф.М. Достоевского. В Омске сложилась инициативная группа по организации музея Ф.М. Достоевского. Во главе этой группы стоял А.Ф. Палашенков, автор книги ‘По местам Достоевского в Омске’. В августе 1968 г. инициативная группа принимала у себя в гостях А.Ф. Достоевского, внука великого писателя.
Участники инициативной группы сделали все возможное, чтобы музей открылся к юбилею Достоевского. Было написано множество писем в различные высокие инстанции с обоснованием важности нового музея. Шла работа по сбору экспонатов, готовился тематико-экспозиционный план музея.
А.Ф. Палашенков предполагал разместить будущий музей в хорошо сохранившемся доме комендантов омской крепости, где бывал Ф.М. Достоевский. Палашенков лично добивался решения по зданию в горисполкоме. Председатель горисполкома А.И. Бухтияров поддержал идею создания музея. Но даже ему было не под силу быстро переселить жильцов из комендантского дома.
К юбилею писателя в Омске прошли научная конференция и литературный вечер, на фасаде комендантского дома был установлен барельеф Ф.М. Достоевского работы скульптора Д. Манжоса. Но усилия общественности успехом не увенчались: музей не был создан.
Только в 1975 г. последовало решение горисполкома об открытии филиала областного краеведческого музея с экспозицией, посвященной Ф.М. Достоевскому и писателям — омичам.
С 1976 г. сотрудница краеведческого музея Л.С. Худякова начала работу над тематико-экспозиционным планом Литературного музея.
В октябре 1978 г. в краеведческом музее создается литературный отдел. Началось целенаправленное комплектование коллекций, отражающих историю формирования и развития литературного процесса в Сибири. Сотрудниками отдела В. Вайнерманом, А. Лейфером и Н. Собяниной был составлен новый вариант тематико-экспозиционного плана. Научно-методический Совет Государственного Литературного музея при участии НИИ культуры, состоявшийся 18 февраля 1981 г., отметил высокий уровень профессионального мастерства авторов плана, их умение комплектовать и отбирать нужный материал, четко формулировать задачи будущей экспозиции. Заведующая сектором литературных музеев НИИ культуры Е.Г. Ванслова, указав на отдельные недостатки плана, сделала вывод, что ‘в Омске будет построен интересный, современный музей, один из первых в стране музеев региональной литературы’. Сотрудников омского Литературного музея можно считать первопроходцами, так как, создание музея региональной литературы было тогда делом новым.
Помощь в сборе материалов оказали омские писатели, литературоведы, журналисты, пенсионеры, работники архивов, музеев, библиотек. Деятельность по организации музея носила поистине народный характер.
До открытия постоянно-действующей экспозиции Литературный музей представил несколько выставок: в 1979 г. — Пусть всегда будет солнце, посвященная творчеству Т.М. Белозерова; в 1980 г. — Есениниана; в 1981 г. — Первые поступления в Литературный музей.
27 января 1983 года был издан Приказ ? 11 по Омскому объединенному историческому и литературному музею об открытии экспозиции для массового обслуживания. 28 января Литературный музей им. Ф.М. Достоевского принял первых посетителей.
М. В. Буташевич-Петрашевский (1821 — 1866), вокруг которого группировался этот кружок, был сторонником утопического социализма Фурье и республиканского федеративного строя. Безбожие и социализм уживались у членов кружка с идеалистическим пониманием законов общественного развития. Вообще же взгляды членов кружка были довольно неопределенны. Массовой революционной работы они не вели, но они были против самодержавия, против господствовавшего тогда крепостного права. Собрания и дискуссии этого кружка вызывали интерес среди передовой петербургской интеллигенции. Жандармы также заинтересовались деятельностью петрашевцев, особенно в связи с чтением и распространением известного письма Белинского к Гоголю, направленного против крепостнического мракобесия и поповщины. 23 апреля (5 мая) 1849 года Достоевский вместе с Петрашевским и другими участниками кружка были арестованы.
Остановка в Тобольске.
На пути в Омск была краткая остановка в Тобольске, встреча там с женами декабристов в пересыльной тюрьме. В беседе с ними писатель получил сведения о некоторых людях, с которыми ему предстояло встретиться в Омске, в первую очередь - об острожном начальстве. Декабристки - Н.Д. Фонвизина, П.Е. Анненкова и ее дочь Ольга рассказали Достоевскому и следовавшему вместе с ним на каторгу в Омск поэту-петрашевцу С.Ф. Дурову о возможных неприятностях от плац-майора В.Кривцова - непосредственного начальника над омскими арестантами. Участливые и благородные женщины сумели внушить осужденным надежду, что они не будут брошены на произвол судьбы. Достоевский получил в подарок Евангелие.
Его он будет хранить всю жизнь и в последний раз откроет перед самой кончиной. Надежда на возможную поддержку позволила петрашевцам увидеть свое ближайшее будущее не таким беспросветным. Но стоило найти ответы на одни вопросы, как тут же появлялись новые, еще более неразрешимые и волнующие. Неизвестность страшила и будоражила воображение.
Омск 1850-х годов.
Достоевский на каторге.
Омский литературный музей имени М.Ф. Достоевского.
Разрушились со временем валы Омской крепости. Осталось всего несколько зданий, которые помнят Достоевского, закованного в кандалы и только что освобожденного от них. Одно из таких зданий - бывший дом комендантов Омской крепости, построенный в 1799 году. Памятник архитектуры, он дорог омичам еще и своей мемориальностью - не так уж много на свете адресов, по которым бывал Ф.М. Достоевский, и уж тем более омских адресов.
На протяжении многих лет краеведы, журналисты, деятели науки и культуры предлагали создать в бывшем доме комендантов Омской крепости литературный музей. На общественных началах и профессионально комплектовались архивы, неоднократно издавались постановления и принимались решения в поддержку этой идеи. И только в начале 1980-х годов было принято решение о создании музея, выделены денежные средства и начались реставрационные работы на здании музея. Со стен, построенных в 1799 году, снимались деревянные перекрытия и устанавливались бетонные, перестилались полы, впервые проводились канализация и водопровод.
Над созданием экспозиции работала группа московских художников во главе с Э.И. Кулешовым. 28 января 1983 года Омский литературный музей имени Ф.М. Достоевского был открыт. Комиссия Московского отделения Союза художников РСФСР, принимавшая музей, отметила его оформление как лучшее по Российской Федерации.
Память о Достоевском.
Но не только литературный музей является в Омске носителем памяти о Ф.М. Достоевском. Есть в нашем городе библиотека и улица его имени. На территории Старой крепости, в створе Тарских ворот, через которые в Омск был ввезен Достоевский, в 2001 году установлен памятник работы скульптора С.Голованцева.
Библиографический список.
1. Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского. – СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1883. – С.374 (паг. 2-я).
2. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т.4. – Л.: Наука, 1972. – С.229-230.
3. Ф.М. Достоевский в Сибири в 1850-1854. Письмо его к брату, М.М. Достоевскому, 22 февраля 1854 г. // Рус. старина. - 1885. - №9. - С.511-520.
4. Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2т. Т.1. – М.: Худож. лит., 1990. – С.500.
5. Громыко М.М. О круге чтения Ф.М. Достоевского в Омске // Культурная жизнь Сибири XVII-XX вв. Бахрушинские чтения 1981 г. Сб. научн. трудов. - Новосибирск, 1981. - С.124.
6. Десяткина Л.П. Фридлендер Г.М. Библиотека Достоевского (новые материалы) // Достоевский. Материалы и исследования. Вып. 4. – Л.: Наука, 1980. – С.260.
Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского расположен на Кузнечном переулке 5/2. В этом доме Достоевский дважды снимал квартиру: в течение очень короткого времени в 1846 году и с октября 1878 года до дня своей смерти – 28 января 1881 года. Начало и конец творческого пути оказались сопряженными в одной точке. Здесь он работал над ранней повестью Двойник, здесь был написан его последний роман Братья Карамазовы. Квартира Достоевских воссоздавалась по воспоминаниям современников и жены писателя. Музей Достоевского, уникальный центр литературы и искусства, состоит из нескольких частей: - Мемориальная квартира писателя - главная, центральная часть музея - Литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству писателя - Выставочные залы, в которых проходят выставки современного искусства - Театр Музея Достоевского, в котором свои спектакли представляет Белый театр Музея Достоевского. На этой площадке проходят также спектакли партнеров музея - театра Кукольный формат, Такого театра, в афише театрального зала музея появляются и другие петербургские и российские театры, а также театры из других стран За годы существования музея его собрание многократно увеличивалось. В настоящее время он располагает большой коллекцией графики, прикладного искусства, значительным фондом фотографий; библиотека насчитывает около 24 000 томов; собран небольшой рукописный фонд. Эти коллекции постоянно пополняются – во многом благодаря дарам посетителей, друзей музея, ученых-исследователей творчества писателя. Ежегодно в музее проходит международная научная конференция Достоевский и мировая культура. Цель конференции - рассмотрение и обсуждение фундаментальных проблем, связанных с восприятием творчества Достоевского в современном мире, влиянием его духовного наследия на художников, мыслителей, религиозных и политических деятелей ХIХ - ХХ века; изучением вопросов проблематики и поэтики произведений, театральных и кинематографических интерпретаций, малоизвестных страниц биографии писателя. По материалам конференции издается альманах с тем же названием, в который входят лучшие доклады конференции.
прихожая детская КОМНАТА АННЫ ГРИГОРЬЕВНЫ столовая гостиная Кабинет Достоевского
Литературный музей им. Достоевского в Омске - место притяжения городской интеллигенции и путешественников, которые знают, что четыре года своей жизни великий писатель провел в Омском каторжном остроге, и годы эти не прошли бесследно, оставив за собой памятные места, воспоминания, свидетельства, реликвии. Все то, что связано с именем Федора Михайловича.
*** На фото выше - памятник писателю на улице Спартаковской, буквально в паре десятков метров от музея.
Экспозиция расположилась в так называемом "Доме комендантов Омской крепости", по символичному адресу: ул. Достоевского, 1.
Это одноэтажное здание XIX века "видело" писателя. Будучи на хорошем счету у своих надсмотрщиков и пользовавшийся уважением высшего руководства крепости, Федор Михайлович не раз пил здесь чай и вел беседы с комендантом острога, полковником А. Ф. де Граве.
На углу дома - барельеф с изображением Достоевского.
На уличную часть территории музея можно попасть совершенно свободно, и ознакомиться с общедоступной выставкой об известных литераторах, жизнь которых связана с Омском.
Интересно, что музей также интегрирован с поклонниками такого культового представителя омского андеграунда, как Егор Летов (1964 - 2008), лидер группы "Гражданская оборона", и на всероссийскую Ночь Музеев здесь ежегодно собираются фанаты его творчества со всей страны.
. Но продолжим об экспозиции. На пороге нас встречает вот такая табличка со шрифтом Брайля:
Взрослый полный билет стоит 120 рублей.
Экскурсии здесь проводятся только для организованных групп, но приветливые смотрители музея (которые все равно обязаны ходить за вами по пятам) любезно ответят на любые вопросы и вежливо обратят внимание на важный экспонат, мимо которого вы нечаянно прошли.
В музее 8 залов (один лекционный). Большая часть их посвящена, собственно, Достоевскому, но есть и отдельные залы о других литераторах, связанных с Омском.
Очень удобно то, что "достоевские" залы идут по хронологии жизни писателя, которая расписана и проиллюстрирована экспонатами. Так что, и без всяких экскурсий, вы здесь можете за пару часов стать экспертом. Если хотите. Если нет - можно просто посмотреть уникальные артефакты и почитать короткие записочки под ними. Например, такие реликвии, как прижизненное издание собрания сочинений:
Кстати, музей посещал праправнук писателя Алексей Достоевский (на следующем фото - второй слева в нижнем ряду):
Стенд, посвященный, собственно, Дому комендантов, в котором работает музей:
Дом этот в ХХ веке был обычной омской коммуналкой. Здесь пришлось проводить грандиозную реконструкцию, и отдельно хотелось бы отметить работу художника декоратора, приглашенного из городского Театра юного зрителя: она создала подлинно эстетическое пространство.
. Кстати, а вы знали, что у рода Достоевских не было и нет однофамильцев.
В "каторжном" зале можно увидеть макет кареты для каторжников-дворян, в которых они ехали по предписанию отбывать наказание:
. а еще взять в руки кандалы весом в 4,5 кг каждый, которые, не снимая, носили каторжники весь свой срок. Кожаные защитные "щитки" были доступны не всем (только тем, кто мог их купить за 10 рублей), и ноги растирались в кровь мгновенно:
Производят большое впечатление "расстрельные" рубахи. В такой стоял и сам Достоевский над уже вырытой могилой, приговоренный к казни за связь с кружком "петрашевцев", когда внезапно царь принял решение заменить смерть ссылкой:
. А помните образ Бубнового Туза из поэмы Блока "12"? Я и не знала, что это пошло от зимней робы каторжника, где характерный ромб на спине - это мишень для выстрела в спину, если заключенный вдруг побежит.
А вот впечатления великого писателя от столицы Восточной Сибири:
В музее вы можете сфотографироваться с фигурой Федора Михайловича в полный рост. оказывается, он составлял всего 167 см, но в те времена это считалось "выше среднего".
А вот - игральная колода, современница писателя. Такой же не раз пользовался Федор Михайлович - очень страстный игрок:
Одна из главный реликвий музея - диван, на котором сидел Достоевский и стол, за которым пил чай. Самые что ни на есть подлинные.
А вот еще занимательный экспонат: рисунок Федора Михайловича, демонстрирующий нам, как должен выглядеть князь Мышкин:
. Ну, что, на кого больше похож - на Евгения Миронова или на Юрия Яковлева? ;)
Печальные экспонаты. Траурный листок, который выдавали участникам похорон писателя в Петербурге:
И копия его посмертной маски:
. А это зал, посвященный литераторам Омска и известным писателям, которых сюда привела судьба (в основном судьба горькая: ссыльная).
Сидели в Омске и футуристы, и Лев Гумилев.
Финальной фотографией перед итогами хотелось бы показать ту конкретную цитату из письма Белинского Гоголю, за которую Достоевского и приговорили к расстрелу (заменив потом приговор на каторгу). Писатель просто зачитал это вслух на собрании "петрашевцев", где присутствовал тайный агент, и был представлен Государю, как личность преступная и опасная:
Омский литературный музей им. Достоевского - это уникальное место с великолепной экспозицией и высокопрофессиональными сотрудниками. Здесь вы обогатите знания не только по литературе, но и по истории. Нечего и говорить, что я рекомендую его посещение всем, у кого будет такая возможность!
Читайте также: